ИСТОРИЧЕСКИЕ ДНИ —

НА ЭКРАНЕ

В дни, когда в Кремле Верховный Совет СССР принимал народы Латвии, Литвы и Эстонии в великую советскую семью, на экраны вышла новая страница кинолетописи сталинской эпохи.
Многомиллионные советские зрители стали свидетелями исторических событий в жизни народов Прибалтийских стран — событий, приведших полномочных представителей Латвии, Литвы и Эстонии на высокую кремлевскую трибуну.
Небольшие документальные фильмы В советской Латвии, В советской Литве, В советской Эстонии не претендуют на широкий охват многогранных жизненных сдвигов, происшедших в освобожденных странах. Это честная, безыскусная информация о том, как народы Прибалтики, получившие, нако
нец, право свободно изъявлять свою волю, потребовали
немедленного установления советской власти. Фильмы — документ, свидетельствующий о беспредельной любви трудящихся масс к первому в мире социалистическому
государству, о всепобеждающей силе учения Маркса— Энгельса—Ленина—Сталина.
Экран показывает новые советские столицы Ригу, Каунас, Таллин. Зритель видит, как на улицах и площадях этих столиц появляются первые признаки советской весны — живительные и радостные. На фасадах зданий красные знамена, везде предвыборные лозунги, зовущие отдать голоса подлинным борцам за народное счастье... Теплые, дружеские встречи красноармейцев с населе
нием освобожденных городов. Реклама кинотеатра, в
котором демонстрируется один из лучших советских фильмов Ленин в 1918 году, афиша, извещающая о концерте советских артистов...
И, наконец, огромные толпы трудящихся, вышедших на улицы, чтобы впервые во весь голос заявить о своих чаяниях, о любви к отечеству мирового пролетариата, о решимости раз и навсегда покончить с наси
лием, произволом и предательством, царившими в их странах.
Красными лозунгами, горячими словами, приветственными взмахами рук миллионы свободных граждан Прибалтики выражали твердую волю стать хозяевами своей земли, строить жизнь под великим, непобедимым знаменем Ленина—Сталина.
На экране проходят кадры, показывающие день выборов в народные сеймы Латвии и Литвы, в государственную думу Эстонии. Советские зрители присутствуют среди освобожденных народов в час их торже
ства, в час триумфа подлинной демократии. Впервые в истории Прибалтийских стран выборы прошли при уча
стии подавляющего большинства населения, впервые так единодушны были избиратели.
И вот мы видим, как подлинно-народные избранники, выполняя требования масс, выносят декларации об установлении в Латвии, Литве и Эстонии советской власти и о присоединении к Советскому Союзу.
Бурные овации в честь коммунистической партии, в честь великого Сталина вспыхивают в залах заседаний и тут же подхватываются на улицах, бурлящих толпами взволнованных, счастливых советских граждан.
Литва, Латвия и Эстония стали советскими!
Фильмы смотрятся с огромным интересом — в них правдиво передано самое главное в исторических июль
ских событиях: радость и ликование освобожденных народов, безграничное доверие трудящихся масс к ве
ликой державе социализма, их непреклонная решимость строить новую, советскую жизнь.
Но авторов картин операторов Минской и Ленинградской студий Главкинохроники и реж. С. Бубрика следует упрекнуть в том, что они слишком скупо исполь
зовали выразительные средства документального кино. Если советский зритель не замечает того, как сдела
ны фильмы о советской Прибалтике, — это происходит только из-за его глубокого увлечения тем, что происходит на экране.
От нашего кинорепортажа, принесшего советскому зрителю еще недавно такие замечательные фильмы, как Седовцы, Линия Маннергейма, Освобождение и др., мы вправе требовать настоящего большого искусства и в съемках, и в монтаже, и в дикторском тексте.
Один из крупнейших мастеров советского кино засл. деят. искусств А. П. Довженко — автор фильмов Арсенал, Звенигора, Земля, Аэроград и Щорс.
А. П. Довженко, работавший над фильмом Освобождение, был активным участником освободительного похода Красной Армии в Западной Украине и Западной Белоруссии.