ко ярких и характерных эпизодов, дающих представление о славной жизни и героической деятельности верного сына партии, борца и трибуна Якова Свердлова.
Заключительная часть киноповести посвящена жизни Якова Михайловича в период советской власти, когда он возглавлял ВЦИК и был одним из создателей первой советской конституции. Фильм заканчивается речью
В. И. Ленина на VIII съезде РКП(б), посвященной памяти безвременно умершего Я. Свердлова.
Каким я представляю себе Свердлова и каким хочу показать его на эк
ране? Это человек исключительной прямоты, чистоты и жизнеспособно
сти. Он умел быстро, глубоко понять и оценить людей, воодушевить их.
Любопытно в нем — веселое озорство в молодости, Впрочем неудержимо веселым он оставался всегда.
Свердлов рос в суровых столкновениях с жизнью. Но препятствия не ломали, а закаляли его характер. Все эти замечательные черты Свердлова я
стремлюсь раскрыть в порученной мне роли.
Чтобы создать образ Свердлова, мало знать даты и факты из его биографии. Необходимо проникнуться ду
хом среды, его окружавшей. Путь ро
ста Свердлова — это путь роста партии большевиков. Вся его жизнь тесно связана с историей партии и не
возможно воссоздать его облик, не зная истории партии.
И потому важнейшее в моей работе над образом Свердлова — это повсед
невное и глубокое изучение истории нашей славной коммунистической партии.

ОТВЕТСТВЕННАЯ, ПОЧЕТНАЯ РОЛЬ

Перед советской кинематографией поставлена большая и ответственная задача — создать серию фильмов, рассказывающих о жизни и героической борьбе замечательных большевиков.
Первый фильм из этой серии — Свердлов, посвященный пламенному революционеру, первому предсе
дателю Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета, — сейчас уже снимается на киностудии Союздетфильм. В этом фильме мне поручена роль Свердлова.
Впервые с работой над образом незабвенного Якова Михайловича я встретился еще в 1938 г. Тогда в Ленинграде снимался фильм Выборг
ская сторона и мне предложили попробовать себя в роли Свердлова.
Несмотря на то, что я был целиком захвачен волнующей задачей воссоздать на экране близкий сердцу каж
дого советского гражданина образ Свердлова, результаты первых проб оказались не совсем полноценными. Моей работе мешало поверхностное,
чисто внешнее толкование образа. И я стал изучать все, что можно было узнать о Свердлове. Прочел десятки статей о нем, изучал стенограммы его речей. Долго беседовал с товарищами,
лично знавшими Свердлова. Один из таких людей помнил Свердлова по сибирской ссылке. Другой близко знал его в 1917—1918 гг. Рассказы и вос
поминания всех этих людей помогли мне. Работа стала подвигаться успешнее.
В новом фильме Свердлов задача была поставлена еще более от
ветственная — создать глубокий и многогранный образ замечательного большевика.
Действие фильма охватывает сем

надцать лет. Фильм покажет несколь- ФИЛЬМ О СВЕРДЛОВЕ

Л. Любашевский
засл. арт. республики