За кулисами театра

На стр. 4 — арт. Л. Лю
башевский
в роли Свердлова Кадр из фильма
Свердлов: эпизод «За кулисами театра». Арт. П. Кадочников в роли М. Горького и арт. Н. Охлопков в роли
знаменитого певца
На стр. 5 — рабочий момент. Крайний слева — режиссер фильма
С. Юткевич
НА СЪЕМКАХ
Художник торопливо обходил погруженную в полумрак декорацию, давая последние указания рабочим-по
становщикам. Спешно заканчивали доделки реквизиторы. Накинута на стол золотистая парчевая скатерть. На крючок повешен блестящий цилиндр с небрежно накинутыми на него белыми перчатками.
...В 6 часов вечера в павильон пришли загримированные артисты Л. Любашевский, Н. Охлопков, Л. Кадочни
ков. Заняли свои места у аппарата режиссер С. Юткевич и оператор И. Мартов.
Начался первый съемочный день группы, работающей над фильмом Свердлов.
Перед нами комната, обставленная мягкой удобной мебелью. На стенах — десятки афиш, извещающих о гастролях знаменитого певца. Огромная
корзина с розами. В центре комна
ты — колоссальное зеркало. Раздается команда: «Начали!» И в комнату вле
тает рослый мужчина в костюме и
гриме Мефистофеля. Ему навстречу подымается молодой Максим Горький.
— Хорошо поешь, босяк, — говорит Горький. — До слез довел.
— Отставить! — раздается команда режиссера, и Юткевич, подходит к артистам.
— Слова: «Хорошо поешь, босяк», — объясняет он Кадочникову, — надо
произносить очень мягко, ласково, с нотками нежности. Ведь Горький взволнован и растроган талантом артиста.
Снова и снова врывается в комнату Мефистофель. Десятки раз произносит артист одни и те же слова «Хорошо поешь, босяк», пока он не на
ходит нужной, проникновенной и взволнованной интонации.
— Тебя нетрудно довести до слез, — самодовольно усмехается певец. — А вот вчера пел я у купца Арсентьева... Знаешь его? Жила, ростовщик, плут! А плакал дитей малым. Потом р-раз! Три сотни на стол!
— Вот кстати, — улыбается Горький, — дай-ка из них мне половину.
— Ты что, всех социалистов России кормишь?
— Всех — не всех, а хорошим действительно помогаю... Жалко?
— На, чорт с тобой! — широким жестом протянул певец деньги и, под
няв бокал с шампанским, с пафосом провозгласил: — Помяните меня во
царствии своем... Да, а Спиноза-то твой придет?
B этот момент в комнату входит невысокий юноша с пышной черной ше
велюрой, в сапогах, косоворотке и черном плаще.
—Простите, что опоздал, еле удрал от шпиков...
Здесь, в театральной уборной прославленного артиста, происходит кон
спиративная встреча юного Яши Свердлова и Максима Горького.
— Ну, нам бы поговорить малость... обратился Горький к артисту.
— Там дверь... Заходите туда,— указал рукой на маленькую дверь певец и вслед им с добродушным уко
ром произнес: — Низвергатели! Все ваши Марксы и Энгельсы ничего не стоят против одного Ницше.
— Да вы Маркса-то читали? — возмущенно встрепенулся Свердлов, но Горький его степенно остановил и с иронией произнес:
— Берегись, Яков, спорить с человеком, который за всю свою жизнь Прочел только одну книгу, да и то не помнит какую!
На секунду певец ошеломленно умолк, но потом, встав в значитель
ную позу и любуясь собой в зеркале, бравируя, крикнул вслед уходящим:
— С моим голосом я и без книг проживу!
События эпизода, на съемках которого мы присутствовали в киностудии
Союздетфильм, относятся к 1902 го
ду. Они развертываются в Нижнем Hoвгороде во время знаменитой ярмарки. Уже в то время Яков Сверд
лов принимал участие в подпольной
партийной организации. Совместно с М. Горьким он добывал деньги на
покупку печатного станка для подпольной революционной типографии.
...Проходят три дня работы, и
съемка эпизода «За кулисами театразакончена. Группа переходит на натурные съемки.
Изо дня в день напряженно работает творческий коллектив, ни на ми
нуту не забывая о том, что фильм должен быть закончен к концу года.
Ал. А.