В. Шефер
последующие попытки завоевать полюс: путешествие Георгия Седова, завершившееся его гибелью, экспедиция Амундсена на дирижабле «Норвегия», трагически закон
чившийся полет последней иностранной экспедиции на дирижабле «Италия».
После этого исторического экскурса фильм убедительно показывает огромную работу, проделанную советским правительством для освоения Арктики и завоевания Се
верного полюса, обобщает наблюдения папанинцев, их научные выводы и открытия.
«Кому неизвестно, что Папанин и папанинцы в своей практической работе на дрейфующей льдине мимоходом, без особого труда, опрокинули старое представление об Арктике, как устаревшее, и установили новое, соответствующее требованиям действительной науки?» Эта цитата из речи товарища Сталина на приеме работников, высшей школы, приведенная в картине, иллюстрируется целым рядом интересных кинодокументов и убедительных инсценировок.
Удачно подобраны и смонтированы подлинные исторические кадры прибытия экспедиции на Северный полюс, ожидание самолета с Чкаловым, путь которого в Аме
рику пролегал через полюс, эпизоды жизни в лагере, встреча героев-папанинцев в Москве, прием в Кремле.
Стремясь как можно полнее показать жизнь на льдине и научную работу, папанинцев, авторы фильма инсценировали несколько эпизодов. Зритель видит «живой будильник» — Кренкеля, подымающего рано утром своих това
рищей, приготовление завтрака веселым «хозяином полюса» Папаниным и т. д.
Зритель не ощущает искусственности этих инсценировок и едва: ли сможет отличить их от документальных
съемок. В точности воспроизведены в картине пейзаж и обстановка дрейфующей льдины, засняты подлинные вещи участников экспедиции. Наконец, в этих инсценировках снимались сами же герои: Папанин, Ширшов, Федоров и
Кренкель. Фильм Покоренный полюс несомненно живо заинтересует советского зрителя.

Фильм о научной работе папанинцев

Папанинская экспедиция на Северный полюс уже находила свое отражение в фильмах, выпущенных кинохроникой. В них подробно рассказывалось о подготовке
экспедиций, о всех этапах перелета, о жизни на льдине. Но эти картины не затрагивали самого важного — сущности научной работы дрейфующей станции.
Показать, в чем именно заключалась научная работа папанинцев, что они изучали во время дрейфа, какие сделали выводы и открытия, — такова была задача нового фильма Покоренный полюс.
Широко использованы в этой картине макеты и мультипликации, микросъемки и съемки в аквариуме. Это дало возможность объяснить зрителю ряд сложных научных проблем. Мультипликация наглядно показы
вает, как проводились наблюдения непрерывно менявшего географическое положение лагеря, как научные работники представляли себе распределение воздушных
масс в районе полюса до экспедиции Папанина и как это происходит в действительности. Съемки в аквариуме раскрывают работу гидрологических приборов, определяющих глубины океана, температуру воды и т. д.
Краткое историческое введение показывает резкое отличие обреченных на неудачу кустарных попыток от
дельных отважных полярных исследователей от блестяще организованной советской экспедиции, оснащенной по последнему слову науки и техники.
Фильм сжато повествует об отдельных отважных полярных исследователях, стремившихся проникнуть на по
люс, раскрыть его тайну. Это трагически закончившаяся экспедиция Де-Лонга, путешествие на «Фраме» известного полярного исследователя Фритиофа Нансена, открытие в 1909 году полюса американцем Робертом Пири. Всего
тридцать часов пробыл на полюсе Пири, измученный дорогой, без необходимых приборов. Неудачны были и