ДЛЯ ВЕЛИКИХ СТРОЕК КОММУНИЗМА
	и доставлено в адрёс «Cra.
	Люди, которые окружают
изображенную на снимке ги-
гантскую машину, в сравне-
ний с вею еле заметны.

Этот гигант-экскаватор, со-
зданный коллективом Ново-
Краматорского завода ‘THe:
лого машиностроения имени
И. В. Сталина, — одна из
тех мощнейших современ-
ных машин, при помощи но-
торых осуществляются  ве-
ликие сталинские стройки.

Краматорский экскаватор
может быть снабжен ков-
шом, который _ захватывает
от 15 до 25 кубических мет-
ров грунта. Он один заме-
няет труд примерно десяти
тысяч рабочих-земленопов.

Заместитель министра
тяжелого машиностроения
СССР тов. В. Жигалин сооб-
шил корреспонденту «Лите-
ратурной газеты», что прелд-
приятия министерства, уже
в минувшем году поставнв-
шие великим стройкам ряд
уникальных машин, облег-
чающих и ускоряющих труд
человека. и в нынешнем го-
ДУ полностью удовлетво-
рят запросы строителей
на Волге й Дону. на Днепре
и Аму-Дарье. -

Заводы по производству
бетона, управляемые с пуль-
та, тяжелые транспортеры и
	плению правления Союза советских писателей Унраниы
	В обеуждении приняли участие также
	a

М. Рыльский, И. Вырган, В. Кондратенко,
В Пьянов, Ю. Кобылецкяй, В. Минко,
А. Новицкий, А. Ющенко, Н. Непрам,

И. Стативка.
	Выступивший с заключительным словом
Л. Новиченко отметил, что обсуждение,
прошедшее на пленуме. безусловно послу-
жит толчком для дальнейшего подъема
	критики на Украине.
ыы
В переполненном зале Сталинекого госу-
дарственного театра оперы и балета перед
участниками пленума и общественностью
города с докладом о Втором Всемирном
конгрессе сторонников мира и борьбе со-
ветеких писателей за мир выступил
А. Корнейчук.
oR
™
Пленум заслушал также доклад П. Бай-
дебуры о работе Доненкого отделения Сою-
за писателей Украины. Больнюе место в
доклале было уделено вопросу воспитания
мололых кадров. В Донбассе много талавт-
ливой писательской молодежи, однако. как
это стало ясно из доклала и особенно из
прений. правление Союза советских писа-
телей Украины не уделяло достаточного
внимания доненкому отделению, не оказы-
вало ему планомерной помощи. До сих пор

a ee ee замчтита ттт

не практиковались выездные семинары,
вызов в Союз писателей Украины, творче-
ские отчеты донбасских писателей. Недо-
статочно внимания к тзорчеству писателей
Донбасса, было и Co стороны журналов Ук-
раины. Редакция альманаха  «Литератур-
ный Лонбаес» ло сих пор не укомплекто-
вана штатными работниками.

Выступившие в прениях А. Клоччя,
П. Никулин, П. Панч, В. Суханцев, В. По-
пов и другие значительно дополнили док-
zai Il, Байдебуры, носивший  недостаточ-
но конкретный характер.

Острым (и содержательным было ‘выступ-
ление В. Попова. Он говорил о необходи-
	мости поворота литературы в сторону про-
лзвелетвенной темы, 00 OTBETCTBCHHOCTE
	литератора перед своими читателями, 0
привниппальности критики. В. Попов по-
ставил ряд’ конкретных вопросов, направ-
ленных на улучшение работы донецкой

организации.
и
Закрывая У пленум ССП Украины,
А Корнейчук подвел итоги его работы.
	Положительно опенив результаты обсуж-
	дения докладов и остановившись на важ-
нейших вопросах, полиятых в ходе работы
пленума. он особенно подчеркнул значение
критикн и самокритики для успешного
развития. советской литературы.

— Мы часто говорим. что любим кри-,
тику. а по сути мало ее было тут, и это
плохо, -—— сказал А. Корнейчук. Он пояроб-
HO остановялея на художественных недо-
статках собственных пьес. отметив. Что
критика, к сожалению. не помогла ему
своевременно увидеть и проанализировать
Эти недостатки. — Надо критиковать, надо
‚учить писателя! — сказал, он. о,

х В заключение А. Корнейчук призвал пи-
сателей глубже п. плодотворнее учиться у!
налней прекрасной жизни. быть достойны-
ma ec. Он заверил пленум, что писатели!
Советской Украины оплатят свой долг Tee
	Докладчик отмечает далее, что и впредь,
	надо быть бдительными, пресекая всякие
попытки рецидивов вульгаризаторской кри-
тики, подменяющей конкретный индейно-
художественный анализ догмой, схемой,
фразой.

Доклад Л. Новиченко “страдал тем су-
мественным недостатком, что тезисы его
не были достаточно подкреплены конкрет-
ными примерами из практики украянской
советской литературы; предметом крити-
ческого анализа и ‘материалом для проб-
лемных обобщений служили все те же
произведения К. Гордиенко, И. Выргана,
книги нескольких молодых писателей.
Между тем один из наиболее серьезных
недостатков литературной критики на УК-
раине соетоит в том, что основные произ-
ведения украинской литературы, как пра-
вило. ве получают всестороннего, объек-
тивного анализа. 06 этом не сказал Л. Но-
виченко. Абетрактными, оторванными от
живых процессов, происходящих в совре-
менной литературе, были также и неко-
торые выступления писателей и критиков.

Олнахо в ряде выступлений были вы-
сказаны справедливые замечания в адрес
комиссии по критике и руководства ССП

Украины.

Так. Ю. Бурляй заявил, что в работе
комиссии по теории литературы и критике
«парит олимпийское спокойствие, и ниБто
из членов комиссии не решается его нару-
mura». Обсуждение новых книг проводит-
ея редко и большей частью ва HA3RON
	уровне.

В Козаченко указал на  разобщен-
ность в писательской среде, на то, TO
творческие секции Союза писателей рабо-
тают плохо. в отрыве от деятельности дру-
гих комиссий, в частности от комиссии
	но критиве.

Б. Котляров товория о необходимости
повышения требований к качеству произ-
ведений.

А. Тонпольский критиковал Л. Дмптер-
ко. Н. Шамоту п С. Врыжановского за. не-
поелеловательность и противоречивость их
критических оценок. даваемых в разное
время одним и тем же произведениям.
	С большим вниманием участники илеву-
ма прослушали выступление инженера
Сталинского ° металлургического — завода
М. Каменского, прязывавшего литераторов
учиться у жизни, глубже вникать в суш-
ноеть изображдемых HDOUSBOACTBCHEETX. про-

цессов.

Важный вопрос 0б ответственности лип,
пинуших внутренние рецензии, подиял
Н. Позланюк. Это очень важисе дело
пельзя отлавать на ` откуп халтурщикам,
EINVERRM легкого заработка.

A. Шеремет критиковал J, Hosnaeuno
за недостаток смелоети и принципиально-
сти в его критических работах. Он говерил
также о том, что мололые критики в aT
мосфере славословия ‹ мастяитым писателям
сами перой начинают терять принциниаль-
ноеть и елелуют дурным образцам.
	06 отсутствия смелости. у критиков, 0
	‚распространении критики «с оглядкой на
	авторитеты» говорили также А. Хижняк
	и Я. Шорта.

И. Цюпа проанализировал рял произве-
хений украинских писателей,  посвящен-
ных борьбе за мир. Украинская литерату-
ра, сказал он, выходит за прелелы  рес-
публики. полнимает важные и актуальные
вопросы современности. А критика не
смогла еше глубоко’ разработать эту тему.

Взволнованно прозвучало выступление
В. Собко. который призвал критиков быть
такимн. какям был лля небусства. своего
времени В. Стасов.
	Проблеме положительного и отрицатель-
ного героя в советской литературе было
посвящено яркое выступление А. Мальнико.

Н. Воронько’ говорил о международном
резонансе произведений созетеких. чиеате-
	лей и о повышении в связи е этим ответ

ственности критики.

Л. Дмитерко критиковал орган CCH
СССР «Литературную газету» за недоста-
точное внимание к освещению важнейших
проблем советекой литературы.
	лоуе, доцент Одесского’ государственного
университета А. Недзведский, заведующий
кафедрой украинского языка  Сталинского
пелагогического института Ф. Горчевич.
	Следует отметить. что как в докладе
М. Рыльекого, так. и в выстунлениях важ-
нейшие вопросы языкознания, встающие в
свете` работ И. В. бталина, были недоста-
точно связаны © анализом творческой
практики ведуших писателей Украипы. Че-
хватало в выступлениях также критики И
еамокритики. Критические замечания кКа-
сались произведений одних и тех же ав-
торов (И. Вырган, №. Гордиенко, ©. Голо-
ванивский). 0 языке известных писателей
товорилось без серьезного разбора положи-
тельных и отрицательных сторон. Как хо-
рошее исключение. прозвучало выступле-
ние Ф. Горчевича, проанализировавшего ряд
произведений А. Корнейчука п М. Бажана
п. указавшего на языковые недостатки в

НИХ,

##

С локлалом «0 состоянии и задачах ли-
тературной критики на Украине» выету-
пил председатель комиссии по теории ли-
тературы и критике ССП Украины 4. Но-
виченко.

Докладчик напоминает, что партия и
товариш Сталин требуют развертывания
принципиальной, смелой. объективной кри-
тики — могучего средства развития искус-
ства.

Л. Новиченко указывает, что одним из
условий послевоенных успехов на литера-
турном фронте республики явилось бесиз-
щадное выкорчевывание рецидивов украпн-
ского буржуазного национализма и космо-
политизма, которые имели место в творче-
стве отлельпых писателей и критиков. Ук-
ранинская критика разоблачала антинауч-
ную суть всяческих попыток возрождения
буржуазной теории «единого потока». от-
рывавшей литературные явления от их
классовой. народной почвы. Ёритика за-
служенно дала по рукам тем, кто пытался
отрицать или замалчивать благотворное
влияние передовой русской культуры на
духовную жизнь украинекого народа.
	последние 2—3 гола новое пополнение
  способных критиков и литературоведов
успешно выступает в печати.

Написан рял работ о творчестве круп-
ных еовременных писателей Украины.
Олнако уровень этия работ еше недоста-
точно высок. Многим из них присуща кон-
спективноеть изложения: творчество пиза-
теля отрывается от литературного пропес-
га в целом: часто неубедителен анализ-ху-
дожественного мастерства.

— Бритика все еше отстает от нашего
общего развития, — говорит Л. Новичен-
ко. — Она не охватывает всех явлений ли-
‚ тературы. не дает достаточно квалифини-
ровачной оценки произведениям. Попреж-
нему слабы отделы критикя в журналах!
«В!тчизна». «Дншро», «Ралянеький Льв!в»,
’«Советекая Украина». в «Итературной га-
зете». Журналы печатают в год 20—30
репензий;: в то время как только одно из-
`дательство «Радянеький письмевник» выч

‘пускает за это время свыше 100 новых.

Докладчик, отмечает, что выроешее 3%

и

оригинальных произведений. До сих пор ве
`преололен еше и порочный разрыв межлу
‘критикой и литературоведением. В киез-
ской организации -—— ЗЁ критик; проблема-
ми же советской литературы’ занимаются
10—12 человек. Вачество критических
выступлений оставляет желать много луч-
шего. Выработалея некий шаблон «обтекае-
мой» рецензии, написанной общими фра-
‘зами, репензни, в которой. анализ подменен
перэеказом содержания. Не изжита в укра-
инекой критике и оглядка на авторитеты.

Л. Новиченко распенивает «как грубо
неправильное. не способетвовавшее развл-
тию здоровой критики в Союзе писателей»
обсужление Ha секпии поэзии статьи
М. Руленко о поэзии Ч. Дмитерко.

— Перед нашей литературой и крити-
кой. — продолжает докладчик, — стоят

серьезные проблемы труда. как важней-
шей категории социалистической эстетики,
проблемы национальной формы ия. многие
другие. Не осветила украинская критяка
тога влияния на современную украинскую
литературу. какое оказали на нее М. Гозь-
кий и В. Мачковекий.
	Как уже сообщалось в нашей газете; в
г. Сталино (Донбасс) состоялся У пленум
правления Союза советских писателей
УССР.

Созыв пленума в центре шахтерского
Лонбасса — свидетельство отрадного стрем-
ления ССП Украины строить свою работу
в тесной связи с широкими массами трудя-
щихся республики.

Открывая пленум, председатель правле-
ния ССП УССР А. Корнейчук сказал: «Мы
тлубохо уверены, что этот пленум в г. Ста-
лино, а также встречи с шахтерами, ме-
таллуртами, технической интеллигенцией—
нашими самыми передовыми и самыми луч-
шими читателями — помогут украинским
писателям и всей украинской советекой
литературе добиться новых творческих
побед».

С докладом «Работа И. В. Сталина
«Марксизм и вопросы языкознания» и 66
роль в развитии советекой литературы»
выступил поэт, действительный член Ака-
демни наук УССР М: Рыльекий.

Охарактеризовав историческое значение
гениальных работ И. В. Сталина по язы-
кознанию для развития советской литера-
туры. докладчик уделил большое внимание
вопросам современного литературного язы-
ка и подчеркнул необходимость широко
развернуть творческие дискуссии, критику
и самокритику в писательской среде.

— Враги народа — националиеты одно
время пытались протащить вредоносную
идейку отрыва украинского языка от брат-
ского русского языка, — говорит М. Рыль-
ский. ——Они отрицали несомненно благо-
творное влияние русского языка на язык
	произведений Шевченко,  Вотляревекого,
Украинкл. Франко, Конюбинского. Космо-
политы же вообще отрицали самобытность
украинского языка. нивелировали его, яи-
шали свежих красок, засоряли язык ие-
кусственно созданными словечками. вуль-
	гаризмами и Т. И.

— Я не могу представить себе писате-
тя, который не любил бы свой язык, He
гордился бы им. не понимал бы безмерно-
ro могущества языка! — восклицает
	М. Рыльекий. Докладчик приводит приме-
ры мастерского использования слова в про-
изведениях А. Корнейчука, М. Бажана,
А. Малышко. П. Тычины, 0. Гончара, 0бо-
гативших современный литературный язык,
раептирнвенх его возможности,
	Отмечая благотворность влияния Народ-
ного творчеетва нё язык писателя, довлад-
ЧИК В 10 же время подвергает критике ие-
оправланную «фольклоризацию» языка В
книгах К. Гордиенко. И. Выргана, иногда
А. Бунлзича. Эти писатели упроменно но-
нимают принцин народности в искусстве,
принпип нанисвальной формы. опираясь в
своей творческой практике на арханзиро-
ванные языковые формы. М. Рыльский го-
ворит также о формалистических словесных
сорняках. встречающихся в стихах С. Го-
пованивского.

— Наши критики и литературоведы B
большом долгу неред литературой, — гово-
рит докладчик. — Такие существенные эле-
менты анализа. как стиль, форма, язы,
большей частью остаются вне поля зрения
критиков. wks

Выступивигие в Поениях по ‘докладу
М. Рыльского писатели Ю. Смолич, 1. Вы-
шеславский. М. Бажан отмечали. что гени-
альные трулы товариша Сталина не толь-
ко вносят исчерпывающую ясность в нау-
ку о языке, по и означают сокрушающий
удар HO всяким вульгаризаторам маркеиз-
ма. Работы товариша Сталина, отмечали
они, вооружают и политика, и ученого,
и художника глубоким методом решения
сложнейших вопросов всех отраслей наше-
то культурного строительства. :

_ LL. Recapax xpururoraa работу Инетиту-
та языковедения Академии наук УССР за
нелостатотное внимание к изучению язы-
_ка классиков украинской литературы. Ряд
трубых ошибок, указывает J. Вюга-
рик, имеется в подготовленном к печати
словаре литературного украинского языка.
В обсуждении доклада М. Рыльского
принялв участие также нисатели Н. Упе-
нак, А. Ионов, Л. Смилянскай, К. Гордиен-
no. Ю. Яновский. Ю. Шовкоиляе; Д. Бе-
		хх <> г О. >. 5 9 © м >
	eee Oe en >

камнедробилки производи-, вые. краны, лебедки MOLI- Bh pe BCE REN ЗОНЕ СР, EEN ES NH BS
тельностью 250 кубических   ностью до 200 тонн, козло-  . линградгидростроя», «Куй.
метров твердых пород в час,   вые краны для подъема ‘ga-   бышевгидроетроя», «Средаз-
подъемные транспортные ма- творов шлюзовых ворот, —все гидростроя», строителям Ka.
птины: портальные MOCTO-   это будет в срок изготовлено нала Волга — Дон.

2° .
м. ШЕЛОКОВ
	Дети Cmanunipaca
	клубной сцене. Сейчас от них получают
	письма.
— Мн попросили наших бывших в0е-
	питанников сообщить, что они делали в
1950 голу. — рассказывает Мария Федо-
	ровна Митюкова, разбирая  объемистую
	пачку писем. полученных в декабре, —
	Вот слушайте, что пишут.
Владимир Репников;
— Я — каменщик, строю новые дома в
Сталинграде. Все рабочие моей «пятерки»
награждены почетными грамотами,

Вячеслав Голубенко:
— Я служу в Балтийском флоте; скоро

буду офицером. Мы охраняем мирный трух
советских людей, охраняем мир.

,
	Вера Ильина:
— Я учусь в Ставрополе на агронома:
	Мне хочется выращивать богатые урожаи
в южных степях.

Зинаида Туторочкина:

— Я лавно хотела стать ткачихой. В
этом году мое желание исполнилось: я 1по-
ступила на Лежневскую текотильную фаб-
рику Ивановской области, выучнлаеь;
слала техэкзамен, имею высокий разряд:
Продукция моя первосортная.

Пришел 1951 год. Еще одна групиа
старших воспитанников детского дома 1о-
товитея выйти на широкие просторы жиз-
ни. Зоя Корнеева и Александра Харченко
кончалот весной педагогическое училище,
Десятиклассница Евгения Золотухина п-
товится к поступлению в Институт межлу-
народных отношений. В индустриальный
институт будет держать экзамен Някодай
Райко. Несколько юношей и левушек едут
в техникумы. Станислав Румянцев окон“
чит ремесленное училище и будет .квали»
фипированным токарем.

Ho и после того, как воспитанник 10:
кинул детский дом, он связан с ним тел
лым, сердечным родством. Bern an
был для него не просто детский Joy,
а родная семья. Слюда, в свою семью. 06
ращаетея он за советом; делится подчас
самыми сокровенными мыслями.
	Осенью молодая учительница Валентина
Румянцева сообщила Марии ° Федоровие,
что У нее есть жених. Воспитатели познз-
комились с ним. Молодой человек произвел
хорошее впечатление. Он служил в армии,
достойно защищал Родину. вернулся в 10д-
ной город коммунистом: ему доверили по“
четный участок работы.

Воспитатели побывали у ролителей хе:
ниха. Это трудовая честная семья: отец
и мать — колхозники. брат — педагог;

— В хобрый чае; Валюша, — сказала
Мария Федоровна, — Свадьбу мы справии
на славу:

...Ветупив в Новый год, радостно емота
рят в солнечную даль лети большой co-
ветской семьи -— дети Сталинграда,
	МИХАИЛОВКА, Сталинградской обл.
	SBebD paws BAC THM смех ЗрИТельного 3873:
Над чем же смеются зрители? Ber ona
	передовой человек. Зритель смеется потому;
что Ковшик полна живого остроумия. Raz:
дая ее шутка умна; верно нацелена, каждое
ее слово бъет метко и потому пождает
смех. Природный юмор Натальи Ковших,
ее `широкий ум, чистоту ее натуры B CA
мой гуше жизни увидел Корнейчук и чз

десно выразило в сценическом характер
своей героини.
	Смех и и вызывают и поступки
колхозника Уари, героя комедии Атшаха
Токаева. Зачиншик всех веселых прое
лок,  «возмутитель спокойствия», ревни-
вый хранитель чести Мадинат, Узри-—
новый ‘человек, участник штурма be
лина, враг рутины и коености. Жизне
радостность -— органическое свойство ем
характера: она пронизывает все ero лей
ствия и заражает зрителей. Это веселье
не принижает Уари’ а украшает его, вно-
сит в характер подлинно жизненные 961
ты, делает положительный образ комедий
ным в новом понимании этого слова.
	Наша счастливая  созилательная 91058
породила жизнералостное комедийное Bt
Бусство. отражающее поэзию и красот

советской лействительности. Вторая п 1
менее важная «функлия» смеха в 60861
ской комедин заключается в батири
ческом обличений всего, чо №
Шает советским люлям строить коммунизе
	У нас есть хорошие сатирические Bout
лии. Стоит вспомнить сатирические пьхы
Маяковского «Клоп» и «Баня». комели
H. Погодина. Б, Ромашова. сатирические
anecy Romrpata Крапивы «Кто смеется 10:
следний» и многие другие. Сатирическое
начало солержится и в комедиях Корте
чука, Токаева. Дьякопова, Драматуия
остро высмемвают пережитки  протлог,
показывая, что утверждение нового, com
листического начала происхолит в 6005
с отживаюшим свой век. memaomel f
вредным. хотя но внештости своей 010 #
выглядит иногда лозольно безобиялно,
	...Быял вечерний час.
Мальчики и девочки собрались; как

всетда, в пионерской комнале. Одни гото-
вили уроки, другие сидели за книжками,
ребусами, шахматами. И вдруг вошла Ма-
рия Федоровна, директор детского дома, а с
	ней стройная девушка в длинном темносв-
	нем платье. Бее узнали 6е.
	`—. Я принесла вам хорошую новость
сказала Мария Федоровна. — Наша быв-
шая воспитаннина Алевтина Петровна
Страхова назначена к нам педагогом.
	Это было так неожиданно и чудесно,
что ребята немножко растерялись. Уже
ве Аля. а Алевтина Нетровна стояла пе-
ред ними, и ласковые огоньки светились в
ее глазах. Ребята вскочили се мест и о5-
ружили ее плотным кольпом.
	Защищая Сталинтрал, погиб ее отец, &
мать была расстреляна фашистами. Девоч-
ху-полростка привезли в Михайловку в
один из детских садов, специально создан-
ных для маленьких сталингралцев, Здесь,
в детском доме, ее встретили сверстники,
маленькие сталинградцы, тоже потерявшие
родителей.

— Это теперь ваш дом. ваша семья, —
тихо говорила женщина. вскоре ставшая
для них самой дорогой и близкой. — Будем
учиться. хружить. расти. Родина, великий
Сталин ничего не жалеют для детей.

Мария Фелоровна Митюкова вошла в их
жизнь прочно, навсегда. Многие уже вы-
росли. вазмужали, покинули детский дом,
HO OHS хорошо знает, гле и как они жи-
вут. что лелают для своей страны.

Миновали последние дни 1950 года:
Для самых старших это был. год  свер-
шенных желаний, Кроме. Страховой, . ди-
плом учителя получили Валентина Румян-
цева. Антонина Бокарева и Нина Саюти-
на. Первая руковолит сейчае районным от-

ред народом. далут новые произведения о   делом культурно-просветительной работы в
	героичеекой работе шахтеров, металлургов
Донбасса. трудящихся Украины. поднимут
нашу литературу еще выше во славу ве-
ликой Родины.
	*

На пленуме был решен ряд  организа-
пионных вопросов. В‘ состав правления
ССП Украины  лополнительно избраны:
	ОН Украины  хлополнительпо избраны; !
Ю. Яновский, Б. Палийчук. В. Козаченко,
А. Хижняк, J. Новиченко, С. пр
ский. Я. Бам. 0. Донченко, КЮ. Гойда,
0. Вишня. М Стельмах, Ю. арки
В. Собко. В состав презилиума правленяя
	введены: М. Рыльский. И.  БоронБко,
Ю. Яновский 0. Вишня. Л. Новиченко,
В. Собко. В секретариат правления
ССПУ — Ю Янский. В. КВозаченко,
	Ю. Збанацпкий, Н. Рыбак.
Заместителями предеедателя правления
	ССПУ утверждены: П. Тычина. М. Бажан,
Л. Лиитерко и В. Некрасов.
	матурги черпают материал для своих про-
изведений из жизни развых советских на-
ролов — Украины, Северной Осетии и
республики Коми. Каждый из них по-сво-
вму отражает своеобразные оеобенноети на-
циснальной культуры, быта. Но основное,
что роднит эти три комедии, — стремление
показать советский национатль-
ный характер, нового советского
человека.
	Люди, вдохновленные идеями коммуниз-
ма, устремленные ‘вперед, непримиримые
Ко всему косному, — вот герои комедий
Корнейчука, Токаева, Дьяконова.
	— Аакие у вас красивые люди, — [0-
ворит художник Верба, приехавший из го-
рода в колхоз «Калиновая роща». Й эти
слова определяют поэтический пафос ко-
мелин Корнейчука. Люди «Калиновой ро-
ши» — это люди ‘нового, социалистиче-
ского склада. они живут красивой, хухов-
но богатой. содержательной жизнью.
У каждого из них есть «огонек виере-
ди» — великая пель, которой они отдают
Bce свои заботы и помыслы. Эта цель —
КОММУНИЗМ.
	Поэзия Советской Украины, богатой,
счастливой и культурной,  воплошена в
живых образах пьесы Корнейчука. В нз-
пиональном наролном характере драматург
нашел неиссякаемый источник оптимизма,
жизнералостности, веселья, здорового смеха.
	Ашах Токаев широко использует в сво-
ей пьесе спепифические особенности  на-
ционального быта, наполняя традиционные
формы новым. сопизлистическим содержа-
нием. го комелия напиональна по коло-
риту речи, сюжету, конфликту. И вместе
с тем идея, тема. сюжет ее рождены
новыми, социалистическими отношелиями.
Малипат — главная героння пьесы, брига-
дир колхоза. Это — девушка  переловая,
современная, чужлая предрассудков етари-
ны. Поэтому так смешны влюбленные 3
Hee Cayamen и Гуга. которые ne вони-
мают, что купить любовь горлой девушки
нельзя, чта она сама сделает евой выбор,
подчиняясь голосу сердца. Тщетно засы-
лают они котцу Мадинат евата Мытыла,
	Мяхайловке, другие учительствуют в шШко-
лах Сталинграда.
	Полина Чеснокова начала учиться в
техникуме шелководетва. Ee мечта —
стать специалистом-шелководом — скоро
сбудется. Полина получает  государствен-
ную стипендию. она обеспечена всем необ-
холимым, однако летский лом продолжает
заботиться о своей воспитаннице.

— Левушка еше учится. значит. наша
помошь не лишняя, — говорят в детском
доме, посылая ей посылки в Пятигорск.

Более шестидесяти юношей и хлевушек
получили за последние ABA года срелнее
образование и разъехались по стране. Олли
продолжают учиться в техникумах и ву-
зах. другие работают.

Летом они приезжали в Михайловку —
кто в отпуск, кто на каникулы. Они
ходили с младшими ребятами в походы,
отдыхали в летнем лагере. выступали на
	свата, так сказать, «профессионала», ес
большим стажем. Вопреки  стародавним
обычаям, девушка сама решает евою судь-
бу. Она выбирает человека, который ей
по сердцу. Нравы и напиональные обычаи
	старины рушатся под напором новой
Жизни.

Национальный колорит пьесы  оправ-
дывает многие ее комедийные приемы.
	В национальных осетинских играх, хоро-
водах, народных обычаях много увлека-
тельных моментов, которые использует
драматург. Веселые и остроумные герои
комедии «Женихи» живут ‘интересной
жизнью. Они умеют работать, умеют по-
стоять за честь евоей бригады, любят по-
веселиться и со вкусом это делают. Тра-
хиционные национальные праздничные иг-
ры с переодеванием и веселыми шутками
органично вплетены в новое содержание
комедии. В самом деле, что плохого в том,
что весельчак Уари, друг бригалира Заур-
бека — достойного жениха Малинат, желая
проучить корыстных «женихов» Саулжена,
и Гугу, от имени Малинат сочиняет им
письмо и выходит к ним на свиданье в
девичьем платье. Гуга и Сауджен попала-
ют в глупейшее положение, Над нями
смеется - Уари. смеются ero товарищи,
укрывшиеся в кустах. Гуга и Сауджен в
этом эпизоле как бы предстают перед су-
лом общественности, которая, смеясь, выз
посят им свой приговор.

Таким образом, емех в советской коме-
	AMM выступает как средство утвержления
	принпипов новой жизни. В этом выра-
жается его човая «функция».
	Чолько равные, сильные и здоровые
люди. освобожденные от пепей сопиально-
	го гнета, могут емеятьея тзв звонка и рз-
достно, как смеются герои советеках ко-
мелий. как смеютея наши зрители. Жизнь
	о RE RMA стас стосинос отражение
жианеутвержлающий 1ух варота.
	Вот @3 каких роаникая  проястекает pe-
	героини
Ropmur
	селость советских комедии.
Важлое появление ва епене
пъесы «Калиновая роща» Наталья
	соты нового в советской комедии.

ной советской действительности, драматур-
ги могут найти замечательную жизненную
комелийность. Черты нового в советских
комедиях и определяются глубоко правди-
вым изображением нашей современности,
	В числе недавно появившихся комедий
отметим три: А. Ворнейчукю выступил ©
	«Валиновой рощей», Н. Дьяконов на-
писал «Свадьбу ¢ приданым» (перевод
е языка коми А. Глебова). писатель
	Северной 0сетий Ашах Токаев-—пъесу
	«Женихи» ‘(перевол’ и литературная
обработка В. Шкваркина). Каждая из
них Не лишена недостатков. но вее-
	сторонний ‘анализ этих произведений не
является пелью данной статья. Мы обра-
шаемся в ним для чого, чтобы отметить
новые черты, присущие нашей ‘комедии и
выраженные в этих пъесах достаточно OT-
четливо. Советская комедия имеет богатый
и плодотворный опыт, в процесее котором
формировались ее новаторские свойства.
Пьесы Корнейчука, Токаева и Дьяконова
опираютея на этот опыт, углубляя и раз-
вивая наиболее характерные особенности
советекого комелийного искусства.
	Три комелии, три разных автора, пред-
ставляющих искусство трех напиональных
республик. Но всем этим пъесам присута
одна общая черта: в конфликтах, сюжетах
п комедийных образах они выражают 1по-
эзию и красоту социалистической
жизни, открывают в своих героях суще-
ственно новые, тнпичеекие стороны харак-
тера нашего. современника.
	В чем же проявляются черты евозетеко-
го комелийного жанра в этих пьесах?
Прежде всего В том. что это — жизне-
утверждлающене комедий, проникну-
тые илеями коммунизма. Авторы правливо
рисуют Нашу жизнь, живые черты Ком-
мунизма в Ней.
	Пьесы Ворнейчука. Токаева. Дьяконова’
	  разлочиы no писательской манере й по
«географии» изображаемых вобытйй: дра
	Комедии у нае не повезло. До сих пор
не установлено, что надо понимать пох
этим жанром. «Веселую» пьесу? <«Легкую»
илн «серьезную»? Разлавались даже голо-
сз: «Вомедия — условный жанр, все-етер-
пят»...

А между тем у нас появляется весе боль-
We комелий. Жанр комедии живет и су-
шествует в нашей драматургии; несмотря
на заумные мудретвования некоторых «тео-
ретиков».

Русекая классическая комелия была ве-
селой. умной и всегда серьезной. Для нз-
цих классиков она являлась и «верным
списком общества» и оружнем в борьбе за
демократические идеалы.

Продолжая тралинии классиков, совет-
ские праматурги создали немало реалисти-
ческих комедий.

В свое время формалисты и эстеты объ-
явили «серьезноеть» врагом комелии. Очи
требовали от нее безнлейной «веселости»,
изображения случайных происшествий и
приключений. Формалиеты сводили коме-
ABM к «шутке», в «епенической игре».

К сожалению, формалистические взгля-
ды па комелию еше оказывают влияние
на творчество некоторых лраматургов, 6о-
торые’ в погоне за «смешным» созлают в
пъесах ложные. нежизненные положения,
стремятся налуманными сюжетными х013-
мн ва что бы то ни стало «рассмешить»
зрителя.

Мнимая комедийность лежит в основе
пьесы «Среди бела дня» Е. Шатуновского
и Я. Зискинха. Прелметом для «емешного»
авторы избрали бессмысленные недоразу-
мения. Срели бела дня у газетной витри-
ны остановялея герой комелии, типогра$-
ский служаший Никодим Лементьев. Увлек-
шись чтенлем статья. он невзначай 3а-
хватил с собой чужой чемодан. А направ-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
		6 января 1951 г.
	В. ФРОЛОВ
	лялся он в магазин вунить подсолнеч-
ного масла. Выбил в кассе чек, подошел
в прилавку, ‘раскрыл чемодан, чтобы до-
стать бутылку. п... обомлел.

В чемолане лежат деньги, пачки денег

‘по 100 тысяч. Целый мизанон! Этот «за-
бавный» случай авторы взяли за основу
сюжета. Затем начинаются различного ро-
ла недоразумения е чемоданом. Его уносит
сначаза Сзмеон, сосед Дементьевых по
квартире, потем  корреспонлент иностран-
ной газеты. Комедия преврашается в во-
девильную шутву. Мелькают люди, на-
громожлаютея происшествия из «судебной
_хрозиви». В конпе концов выясняется,
что чемодан этот привадлежит актеру Нз-
найпеву, а деньги в нем — совсем ве
деньги, & театральный реквизит, предна-
 значенный в подарок режиссеру.
_ Авторы в финальных куплетах утверк-
лают, что они написали водевиль. Но во-
девили бывают. разные, Есть в русской
литературе волевили Ленского. Некрасова,
Чехова. Но бывали и такие волевили, ко-
‚ торые писались по французским образпам,
чужлым русской жизни. . Советскпй воде-
BHIb должен продолжать традиции рус-
кого классического водевнля, в основе
которого, но справедливому выраженяю
В. С. Ставиславекого, лежит «совершенно
реальный мир».

В пьесе «Среди бела ands пзображает-
ca MHP He реальный, а мир выдуманных
случайностей.

Ложная комедийность. которая не сно-
собетвует выявлению характера, всегда
приволит к холульым схемам, к утрате
настоящей хуложественностн. Она выхола-
шивает из комелип жизнь, уролуе? ее, ве-
лет к логматическому построению сюжета.
Только обращаясь к богатой и многообраз-