строходных лифтов, оборудованных бес-
шумными моторами, Шахты лифтовых
установок скрыты и звуконепроницае-
мы. Двери шахт и кабин будут откры.
ваться И закрываться автоматически,
почти безавучно.

На плоской крыше Ё/-этажного кор-
пуса, где начинается башенная часть
здания, сооружаются три просторные
площадки отдыха. В первом этаже со:
здаются помещения `бытового обслужи-
вания: здесь можно хранить велосипед
или детскую коляску.

Опыт строительства одного из первых
в стране жилых высотных домов дол-
жен вписать новую главу в историю
‘архитектуры советского жилища.

На &нимках (слева направо): вид из
кабинета в переднюю; спальня; столовая
и вход в кабинет,

Текст Н. НИКИТУШКИНА
Фото Е ТИХАНОВА
	письмо в РЕДАННИЮ
	Орловский ‘книготорг
не заботится о районах
	Пятнадцатитомное издание сочинений
Алексея Толетого (Гослитиздат) выходит с
1947 тода. Недавно я получил 14-Й тон
этого издания. Но, странное дело, до сих
пор почему-то нет 1-го тема.
	То же — е собранием сочинений А. Н. Че-
хова. В свое время мы выписали его для
редакции  ливенской районной газеты
«Внамя Ленина». У нас имеется уже 19-й

том. а 1-го нет.
	Большая доля вины ложится на дирек-
тора Орловского облкниготорга тов. Чуди-
новекого. По сложившейся в этом учреж-
дении порочной практике здесь не спешат
с отправкой книжных новинок в районы.
Еуда проще продать книги в областном
центре.

`Вот факты. Уже несколько недель в Орле
выдается подписчикам 5-й том подпие-
ного издания сочинений А. М. Горького,
но ‘отправка этого тома в гор. Ливны и
другие районы почему-то задерживается.

В начале прошлого года облкниготорг
заслал в наш город по 50 экземпляров
	1-го. 2-го-и 4-го томов . юбилейного  изда-!
	ния сочинений А, С. Пушкина. Но mocry-
	пивший на склады облкниготорга несколь-
ко месяцев назад 3-й том так и не дошел
10 подписчиков, проживающих в Тивнах.
	Мы надеялись, что с организацией 00-
ластного управления по делам полиграфи-
ческой промышленности, издательств и
книжной’ торговли обслуживание населе-
ния книгой улучшится. В Орловской же
области эта реорганизация не дала ника+
ких реальных результатов.
			д. ГОЛОВИН,
ответственный редактор газеты
«Знамя Ленива»
	Владимир КУРОЧКИН.
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	1.

Прежде всего следует сказать, что, He-
смотря на всв свои серьезные ‘жалобы,
Тоня Трофимова счастлива. На круглом,
свежем ее лице часто появляется улыбка,
Хоть и хмурится Тоня, говефя о. неприят-

` ных вещах, но из серых глаз ее не исче-
_ залот. теплые золотые искорки затаенной
раности.
	Вют стоит эта  восемнадцатилетняя де-
	вушка у токрюго станка и растачизает
бронзовую втулку. Падает, крошась, мел-
кая желтая стружка. Тоня начеку, чтэ-
бы во-время перевести резец с самохода
на ручную подачу. снять фаеку. как ука-
зато в чертеже, и точным, рептительным
движением подающего маховичка отрезать
готовуто втулку от бронзовой заготовки.
	У окна торчит наренек, теребит в ру-
ках ушанку, Это экскаваторщик. Он, вид-
но, непрочь перокянуться с девушкой сло-
вом. Но Тоня He потнимает головы: сказал
один 123, что втулки Зы дозарезу, и
хватит! .
	Мастер, проходя мимо, нравоучительно
говорит экскавалорщикху:

— Ты здесь не маячь, парень. Наряд
выписан, человов . выполняет. Tew, по-
дожди там, у конторы.

— Ла я не мешаю. — слышит Tous
просительный голос.
	Тоня живо векидывает голову’
	— Очень хоропю, что ты здесь, — го-
ворит опа и, показывая пареньку чертеж,
достает штантенциркуль, — вот, взгляни,
хочу еще раз проверить. Внутренний диа-
метр — восемьдесят миллиметров, ^ так?
Это точно?

Н котла станок енова пущен в ход, на-
ренек, опять занимая свое место у окна,
говерит:

— А я нынче видел. какой тут новый
	цех для вас строят! Арепко стены кладут.
Ha сто лет.
	‚Этим эвекаватортнию словно благодарит
Тоню. словно желает ей долгой и хорошей
работы здесь, на торфяных разработках.
Тоня отлично это понимает, но молчит,
только наклоняет пониже голову. Не хо-
четея, чтобы паренек принял на свой счет
серлитую черточку, появившуюся над ее
переносицей... Her, ona не собирается
оставаться в Рогавке! Она уедет при пер-
вой же возможности.
				ТЕСОВСКИЕ БОЛОТА
	могут быть удовлетворены элдесь в .Вичтож-
	Инотда Tone кажется, что BA таких,
как она, девушек и ребят тут поглядыва-
ют с некоторой даже опаской: ^откуда, мол,
y Hux Takao запросы? Рабочее место, у
станка обеспечено,  койка в общежитии
веть. чето же еще-то нужно? И arpecywr
бесчисленные упреки ремесленным учили-
ам и пколам ФЗО: каких привередливых
людей вы воспитываете!

Да, много хорошето видела и узнала
наша молодежь за время ученья. HH no
вине руководителей Тесовокого отроителъ-
но-монтажного управления молодым рабо-
чим приходится обеднять свою жизнь, свой
кругозор на производстве. А ведь они тру-
дом своим заслуживают самого бережного,
самою внимательного, самого любовного
отношения. :

Протило ‘немного времени с тех пор, как
воспитатели дали Тоне Трофимовой хоро-
ую специальность и доброе  ‘напутетвие:
«Hin работай, строй счастливую жизнь!».
Как обрадовалась’ она, увидев в Тевове
множество. экеказаторюв, траклороз, кочкя-
дралов, гидромониторов, малиин для дрени-
рования полей и добычи торфа! Тоня свя-
зала свою работу у токарного станка 6
действующими на торфяных болотах меха-
низмами. ‘`Девушке  предетавлялось, что
каждый поёзл с торфом увозит отсюда и
ее долю труда. Стоило ради этого быть
щедрой: не жалеть ни CMA, ни молодого
горячего серлна.

Но и в самом тлавном —в фаботе ека-
зывалаеь на тесовоких болотах  бездея-
тельность руководителей коллектива. Тоне
Трофимовой дико; к примеру, что в Рогав-
ке люди не интересуются тем, как рабо-
тают лучшие стахановцы страны. Еще в
училише она знала о лауреатах  Оталин-
ской премии, токарях-скоростниках Генри-
хе Борткевиче и Павле Быкове, следила
за их успехами интересовалась их мето-
дами труда. А, здесь, в Рогавке, всем этим
не интересуются.

Тоня Трофимова понимает, что уехаль—
это самое легкое дело. Гораздо _ важнее
остаться и требовать, добиваться своего
здесь, в самой Рогавке. Но она молода #
не очень опытна в борьбе. Она видела,
что местная комеомольбкая организация,
сколько ни бьется. нё может добиться
удозлетворения культурных запросов мо-
лодежи. Проиезжали и из Ленинграаа пред-
ставители треста «Ленторфетрой», и из
Новгоролекого обкома нартии были работ-
ВИКИ, говорили с молодежью, Тоня Cal bi-

тала, что и министру электростанций тов..

Фимерину сообщалось 06 этом.

Однако ничего не изменилось! До сих
пор так и живут молодые рабочие в Ро-
гавке, как жили, — скучно, неинтересно.

„.Прупные хлонья мокрого снега пада-
ют сейчас на торфяные поля у Рогавки..
Густой пеленой ложалея они на ровные
рыжевато-коричневые прямоугольники Но,
обеим сторонам узкоколейки, Но. не стразт-
но! С первой же оттепелью погонят прочь
отсюда темную болотную воду дренажные-
канавы. Отступает перед советским чело-
веком извечная сырость  тесовеких болот,
исчезает навсегда,  сбрасываемая Живой
водою рек в хмурую Балтику.

Мы никогда не смиримея с тем, что
равнодушие тесовеких руководителей ме-
шает расти, учиться, развиваться людям,
руками которых совершаетея эта огром-
ная работа. ре

Тесовские руководители должны сделать
так, чтобы Тоня Трофимова осталась в
Рогавке. чтобы полюбила свой городок и
горлилаеь им.

РОГАВКА, Новгородской области
	вание в Гавайским островам, в Витай, на
Филиппины, В 1830-х годах в Hopo-Ap-
хангельске начали строить пароходы; это
были первые паровые суда на всем за-
падном побережье Америки. На этих судах
не было ни одной привозной чаети, Bee
	ти, в том числе и паровые машины, де-
лалиеь на месте.
	Русские неутомимо изучали страну, в
которой жили. Весстрашные путешествен-
ники, сопровождаемые индейскими воинами,
перевалив через горные хребты, проникали
далеко в глубь Аляски, ‹ В середине XIX
века русекими были созданы карты и ат-
ласы северо-западного побережья до Сан-
Франциско.

Еще в первой половине ХХ века в Но-
во-Архангельске существовали аптеки, го-
спиталь, ‘теалр, обширная библиотека,
большая картинная галлерея. С 1841 года
здесь работала обсерватория. Ее отчеты
печаталиеь в  Вестниках Нетербургекой.
академии . наук.

Характерно, что в школах Русской Аме-
рики, наряду с детьми и подростками из
рувских семей, обучались индейцы и Ерес-
лы (дети от смешанных браков), Помимо
общего обучения здесь осуществлялось ре-
месленное, техническое и торговое 0бразо-
вание, Наиболее талантливая молодежь, в
том числе и креолы, отправлялась для уче-
ния в Петербург. Показательно и 10, что
креолы занимали важные посты на служ-
бе компании, вплоть до начальников от-
‘делов (уездов) и капитанов судов,
Иноземные путешественники, отнюдь пе
заинтересованные в прославления русских,
и 16 вынуждены были писать!

«Я е чуветвом приятного удивления
видел спокойствие и лоброе согласие, в кз-
Kou русские живут между сими грубыми
сыновьями природы, Нокорив их пол. свою
‘власть, они удерживают влияние над нима
_не страхом победителей, но, напротив того,
	приобретая любовь их благосклонным
обралением... Русские находятея нА весь
ма дружеской ноге во всеми жителями ©3-
го края...» (Английский путешественняк
конца ХУШ века Ванкувер).
	Конечно, в жизни Русской Америки бы-
ли и тоенезые стороны. Миректора и еиа-
	тельные вельможи, заседавшае в ЧЦетер-
буррском главном правлении, погрязли в
	‘Очень плохо‘ уотровна их жизиъ эдесъ,
в Рогавке.

‚Я был у них в общежутиаях, Небольтюй
дом в поселке «Фрезерный» находится в
трехстах метрах вт Тесовожото строитель-
но-монтажного управления, Если  взгяя-
нуть из окна начальника управления тов.
Триполитова, то бинокля не потребуется;
невооруженным глазом видно это обще-
‘житие для молодежи.

Уже два часа. как вернулиеь е работы
обитатели комнаты. Некоторые прямо в
гряэных рабочих брюках дежат на неуб-
ранных койках, Hor воды в умызальнике.
На полу грязь.

Я спрашиваю у ребят, почему Tan хо-
лотно в помешенем.
	-— Дров. нет. Обещалея один из наших.
	со стройки тесин привести. Тотда зато-

TM, eT 3
Это уж совсем непонятно; людям, стоя-

шим на торе. в избытке  лобываюнтим
	отличное топливо. холодно в собственных.
	жилищах!

У ловушек в комнатах. как правило.
гораздо опрятнее. Они и 0ез уборщиц еле-
дят за чистотой. Но, олнажо. и у них ску-
ка. Сидит дома Тоня Трофимова с подру-
гой Таней Васильевой после paso-
ты, Впереди целый вечер. Можно бы
отправиться куда-нибудь, но поЧти-то, в
сущности, некуда. Блинственное культуй-
ное учреждение Рэогавки — клуб -—— лавно
нровращено в доходное предприятие: Плат-
ные танцы, снова танцы и снова танцы...
Налоело!

Можно было бы учиться, У нас в
стране тысячи юношей и девушек без. от-
рыва от производства кончают не только
обтщеобразовательные школы, но и высние
учебные заведения, Реть. и, ча торфораз-
работках вечерняя рабочая  десятилетка,
Но вот что, например, сказано было счеё-.
товолу комеомолке Виръяновой:

— Или работать, или учиться. Одно
из двух!

Это слова главного _ бухгалтера отрои-.

тельното управления тов. Шевченко. А он,
вероятно. непрочь поратовать на собраниях
3a повышение квалификации своих C0-
Трудников...

Знакомлюсь в девичьем общежитии ©.
штуватуром Антониной  Березкиной. Ee
еще летом премировали. Отмечена была в
приказе  Березкина, друзья поздравляли
ве, а ленег так ло сих пори нё получила...
Случайность? Возможно, но какая харак-
терная для Рогавки случайность! Здесь
и тем. о ком не забыли, раздавали пре-
мии без всякой торжественности, втихую,
недооценивая  воспитательното значення
пеопрения 3% труд,

..Да, не бывает. видимо, в молележном
общежитии тев. Триполитов. Не заходят
сюда и партерг управления тов. Алексеев
и предеелатель постройкома тов. Воревии.
А зря! „Может быть, здесь они поняли бы,
почему в 1950 голу из Рогавкя  уехало
более пестидесяти молодых рабочих. Мо-
жет быть, тогда начальство  залумалось,

жет быть, тогда начальство  задумалось
бы, накопец, над потребностями Тони Tpo-’
фимовой и многих ее друзей и потруг, ко-
торые мечтают перевестись отсюда. на ра-
боту в другие места. :
	За годы учебы у Тони Трофимовой и
ее подруг, так же как и у всех осталь-
ных воспитанников  тручовых  рэзервов.
	вошло в привычку ходить в театр. емот-
реть новые кинокартины, слушать научно -
популярные лекпии, читать книги, обсуж-
дать поступки любимых литературных гэ-
роев, спорить о новых произведениях.

И котла они приехали в Рогавку, тб
	выяснилось. что их духовные потребности
	›НЕНКО

онниновиинни ею» +=

По следам выступлений «Литературной газеты»
	За развертывание критики и самокритики в науке
	В «Литературной газете» от 8 октября
1949 года была опубликована статья
проф. Г. Шаумяна «На коленях перед
Тейлором». Статья разоблачала рэакцнон-
ные теории в науке резания металлов и
использовании станочного ‘парка страны.
	После ознакомления с этой статьей Ми-
нистерство станкостроения CCCP заявило,
что преф. Шаумян исходит из неправиль-
ной  механистической, антимаркоистокой
концепции, изложенной в его книге «0с-
новы теорин’ проектирования станков-ав-
томатов и автоматических линий».
	В июле 1950 года научно-технический
совет Экепериментального научно-иесладо-
вательского института  металлорежущих
станков (ЭНИМС) обсудил книгу проф.
Шаумяна. Книга подверглась уничтожаю-
щей критике.

Выводы научно-техничеевого совета
ЭНИМС вызвали, однако, возражения ря-
да научных работников и производетвен-
ников. В связи с этим ученый совет

МВТУ им. Баумана организовал на днях
нирокое общественное обсуждение книги

проф. Г. Шаумяна. Лискуссия, в которой
приняли участие виднейшие ученые, пред-
ставители высших учебных заведений, за-
водов, научно-иссоледовательеких инотиту-
тов, продолжалась 3 дня. Выетупило 37
человек. Среди них акад. ` Н. Бруевич,
профессора В. Уваров, Г. Грановский,
А. Даниелян, В. Аривоухов, директор
ЭНИМС А. Владзиевский, директор МВТУ
проф. М. Попов, главный технолог завода
имени Сталина ©. Демьянюк, начальник
лаборатории ТГ ГИЗ Г. Чернавекий; raas-
ный конструктор научно-исследовательеко-
го института Г. Гессе и ряд других.
	В результате дискуссии ученый совет
МВТУ им. Баумана единогласно постано-
BHI: .

Считать  неправияеной — потитичериут
	сизвуляциях и мало интересовались по-
вседневной деятельностью горстки русских
пюдей, заброшенны® за океан.
	Существовали две. России — Росеия
крепостническая и Россия народная, демо-
кратичеекая. Русские поселенцы в замор-
ских российских владениях в полавляю-
щем большинстве были представителями
второй России. За океан переселились вы-
ходпы из северных областей, не знавшие
крепостного права, сибирские пашенные и
служилые люди, среди которых о немало
было беглых крестьян, испытавших на
себе гнет крепостнических порядков и лю-
то ненавилевнгих порядки, Заселение
Аляски русскими Hi0 ABHO выражен-
ный трудовой и демокралический  харак-
тер, не похожий на торгово-грабительскую
колонизацию  англо-сакеов, рекрутироваз-
ших свою агентуру из. бродяг, авантюри-
стов и престунников.
		оценку, данную научно-техническим сове-
том ЭНИМС основным положениям книги

проф. Г. Шаумяна. Книга эта является
первой работой по теории проектирования
автоматов. В ней ставятся актуальные
для советекого автоматостроения вопросы
и намечаются некоторые прогрессивные:
пути для его развития. Внига послужила
толчком для дальнейшей разработки тео-
ретических основ проектирования авто-
матов.
	В своем решении ученый совет МВТУ
отметил, что поставленный проф. Г. Ша-
умяном вопрос 0  назревшей  необхе-
димости пересмотра теоретических основ
установления стойкости режущего  ин-
струмента и скоростей резания был свое-
временным и полезным для дальнейнего
развития советской теории резания метал-
тор.
	Ученый совет отметил также, что в кни-
ге ееть ряд недостатков, которые, однако,
не затрагивают ве основных положений.
Ёнига, в частности, не исчерпывает всех
вопрогов проектирования автоматов, в ней
допущена «неправильная. формулировка по
вопросу © влиянии автоматизации на
квалификацию рабочих, искажаюшая oc-
новные положения автора по этому  во-
праву. Внига страдает недостатками изло-
жения и др.
	B евязи е народнохозяйственным значе-
нием вопроса производительной и эконо-
мичной работы автоматических линий и
орудий ученый совет решил просить Ми-
нистерство высшего образования CCCP
организовать совместную творческую ра-
боту кафедр ряда втузов, научно-исследо-
вательских организаций Академии наук
СОСР и промышленности для установле-
ния методологии проектирования эксплоз-
тации и выбора режима резания машин и
станков.
	подство, — заявлял еще в 1868 голу кон-
грессмен Р. Дж. Уокер, — Тихий океан Sy-
дет играть решающую роль. Приобретение
Аляски и Алеутеких островов ставит Аме-
рику на полпути в Витаю и Японии.
Возражать против этого приобретения мо-
гут только отраниченные  нндивилуалисты
и чудаки, которые хотят вилеть западную
границу США на реке Огайо».
	Сразу после приобретения Аляски США
поставили ее в положение завоеванной,
оккупированной колонии. На всей террито-
рии Аляски отсутетвовал какой-либо граж-
данский закон. Аляска была целиком oT-
дана во власть американской военпеины,
Рука 06 руву-е ними действовали кито-
бойные и мехоторговые компании, Уничто-.
жение китов вызвало массовые голодовки
и вымирание эскимосов. . Ботиковое стадо
Нрибыловых островов, имевщее при рус-
ских несколько миллионов голов, к началу
ХХ века едва насчитывало 125 тысяч го-
лов, Почти полностью был выбит морской
бобер. Созданные русскями предприятия
обрабатывающей промышленности ‘и сель-
ское хозяйство были почти полностью раз-
рущены. «В Ситхе, — пишет Ванкрофт, —
многие здания превратились в руины...
Порт также был разрушен... Прихол или
уход почтового судна были единственными
событиями, нарушавитими летаргию зките-
лей некогда цветущего Ново-Архангель-
ска».

Крупный американский историк Долл с
полным основанием писал; «Историю Аляе-
ки от 1867 ло 1897 года... мало кто смо-
жет читать без возмущения».
	Аляска уже в 16 годы интересовала аме-
риканцев прежле всего как, военно-полити-
ческий плацдарм, как база для экспансии
против стран Тихога окедна и, в первую го-
лову, против России. Отсюда еще в коние
XIX века совершали свои набеги на Чукот-
ку и Камчатку контрабандисты, торговые
атенты и всякого рода разведчики, нередко
маскировавшиеся TOA «нолярных иеслело-
валелей». Отсюда железнодорожные магиз-
ты США, во главес Гарриманом -старщим—
OTHON пресловутого полжигалеля войны,
в начале ХХ века хотели проложить же-
лезнодорожную магистраль в Сибирь (е
тониелем пол Беринговым проливом). чтобы
вначале экопомичееки, & затем и военным
захватом отторгнуть богалейшие районы
северо-востока России. Отсюда уже в совет-
ское время американо-каналиы пыталась
захватить советский остров Врангеля.
	КВАРТИРА ВЫСОТНОГО ДОМА
	в передней до расстановки мебели 3
комнатах.
В больших двустворчатых окнах —
зеркальные стекла. Окна закрываются
герметически и зимой не потребуют
проклейки. Радиаторы центрального
отопления новой конструкции. Вся элек-
трическая, телефонная, радио- и телеви-
зорная проводка скрыта в стенах.
	Кухня расположена в глубине квар-
тиры; стены ее облицованы глазирован-
ной плиткой. Здесь — газовая плига,
электрохолодильник, Мойка с горячей и
холодной водой, мусоропровод, откид-
ные столы, шкафы, С большим вкусэм
‚и техническим совершенством отделана
.-ванная комната. ‘
	Так через год будут выглядеть квар-
тиры 32-этажного дома на Котельниче-
ской набережной. Различные по своей
площади и количеству комнат (от одной
до четырех), они одинаково удобны.
	Сообщение с нижними этажами Oy-
дет осуществляться при помощи бы-
	+ i Sete retsastaenave uae s

мч ово с
	Лифт останавливается на пятом эта-
же, и прямо из кабины мы попадаем в
неболыной зал — этажный вестибюль.
Массивные дубовые двери художествен-
ной работы, люстры, поблескивающий
керамикой пол... ‘Уже здесь чувству-
ешь большую заботу архитектора об
удобстве жильцов, о красоте этого мо-
нументального тридцатидвухэтажного
жилого здания, что строится на Ko-
тельнической набережной в Москве.
	На этаже отделаны в качестве .об-
	разца две квартиры. Каждая рассчита-
	на на одну семью и имеет отдельный
вход,

Входим в квартиру. Ее жилая пло-
щаль —- пятьдесят шесть квадратных
метров. Передняя, коридор, три жилых
комнаты, кухня, ванная. Комнаты име-
ют выход в коридор, идущий из перед:
ней 5 глубину квартиры. Продумана
каждая деталь — от зеркала извешалки
			Ло станции Рогавка немного больше ста
километров от Ленинграда, шестьдесят от
Новгорода. Леса, топи. Здесь раскинулся
Теезво-Нетыльский торфяной массив.
	Брали дотла сожгли рабочий поселок,
		Была уничтожена система осушительных
канав. Болота стали неумолим@ надвн-
таться по направлению к железной дороге,
коричневая гнилая вода стала заливать
seule, богатые торфом земли.

Еще в Ленинграле управляющий тре-
стам «Ленторфстрой» тов. Черняк расска-
зывал мне, как опасались раньше отпра-
влять в Тесово молодых рабочих, вчеран-
них ремесленников: справятея ли они с
работой в условиях запустения и разрухи?
Справились! В ‘послевоенную пятилетку
заново поднялась Рогавка. Бак дети-по-
TOJEH, один за другим появились и новые
поселки в местах, где никогда не было че-
ловеческого жилья, Далеко видны сегодня
яркие электрические отни на тесовеких
болотах.
	— И вот судите, — с удовлетворенной
улыбкой закончил свой рассказ  упраз-
ляющий трестом, — прошедшим летом Ми-
нистерство электростанций СССР выделило
150 тысяч рублей на премирование луз-
ших тесовских работников за досрочную
подготовку полей для лобычи торфа.

Но почему ‘так огорчены они, свер-
стники Тони Трофимовой?
	Перед нами объемистая книга. Год из-
дания — 1950. Место‘ издания —— Штут-
rapt. Автор — Фриц Бартц, профессор
Епльского университета, Тема — Аляска,
ее прошлое и настоящее.

Интере Ев Аляске, проявившийся в
Штутгарте, может, на первый‘взгляд, нока=
заться несколько странным. В самом деле,
разве у тризонийских профессоров нет 50-
лее близких и более животрепещущих тем
Ada размышлений? Но первый же проемотр
книги Бартца без труда выясняет, что она
написана и: излана по определенному зака-
зу. Под маркой «ученого труда» скры-
вавтея очередная фальнтивиз американской
пропаганды.

С лакейским усердием, извращая исто-
рию, Бартн оспаривает общепризнанный
приоритет русских в первооткрытии и нер-
воиселедовании Аляски. поносит русских
поселенцев. Без тени смущения of yT-
верждает, ‘что ‘русские, якобы в 0т-
личие < от испанцев (7!) ин anrao-
саксов (?!), поеле болёе чем столетнего
росподетва ничего не оставили на Алязке,
кроме жалких хижин для сбора пушнины.
- В последние голы печать США то и ae-
10 возвращается к теме об Аляске, Пре-
вратив Алясву в «сухопутный авианоеец»,
в наанларм дая развязывания о атресели
против Советского Союза и стран Тихого
океана, американские‘ империалисты He-
прочь прикрыться тогой’ цивилизаторов и
радетелей культуры, ЦШохправляя задним
Чивлем историю, они представляют лело
так, будто янки спасли Аляску от «руз-
ского: варварства», принесли ей блага пре-
словутой, «заналной пивилизации», разви-
ли хозяйство Аляеки.

Для этой-то цели и Нривлечен ныне го-
товый к услугам ученый-лакей из Киль-
ского университета,

Отнако подлинная  иетория, подлинные
факты не в пользу янка и их лакеев.
		Г. АГРАНАТ. М. ЧЕ
	веба об.

pose ВадьяЕ основал первое постоянное
русеков- поселение, на огромном простран-
стве севера американского материка до
140-го меридиана еще не ступала нога
западноевоюнейцев.

С первых же дней поселения на Аляске
русвкие стали‘ показывать коренному нал
селению «способность и выгоды» землёе-
лия, русских построек, платья, пиши. Ин-
дейцы перенимали у русских опыт воздле-.
лывания огородов, посевов зерновых куль-
тур. Шелихов основал на Аляске школу
для обучения детей индейцев и алеутов.
«Должно отдать народу сему справедли-
вость в остроте ума, —— писал он, — ибо
дети их весьма скоро... выучилиеь по=рос-
chicka говорить, что без нужды можно их
разуметь».

Щелихов — инициалор создания на 0е-
вере Америки больших! культурных посе-
лений, развития ремееел и промытшиленно-
сти. Планы Шелихова довелось осушест-
вить первому правителю русско-америкая-
ских влалений—Александру Баранову. В ря-
де мест Аляски’он заложил русекие ceue-
ния, & на острове Ситха основал город Н-
во-Архангельск — столицу Русской Аме-
РИБИ

Начинания Шелихова и Баранова про-

должали Вупреянов, Врангель, Тебеньков

ий другие правители русеко-американоких
владений.
	«телезные руды отысканы в довольном
количестве, — писал Баранов в одном из
докладов, — и для опыта железо свовано,
8 потому и открыта надежда завести же-
лезные заводы с пользою для Отечества».
Позднее был отыскан каменный уголь, и
добыча ето в середине прошлого века пре-
высила 20 тысяч пудов в месяц, В Ke-
найском заливе добывалась слюда, на реке
Медной— медь, болокола, отлитые руескими
из местной меди, поныне висят в церк-
вах Валифорнии. ss тв

_ руесвих селениях ‘многочисленные
мастерские плавили металл и ковали раз-
вообразные орудия, Из местного сырья из-
готовлялись сукна. Работали лесопилюи,
мельницы, дубильные предприятия. На
	№ 31 верфях строились суда, совершавшие пла-
	Более половины своего труда Барти по-
свящает современному хозяйству Аляски.
Он умиляется по поводу «дружбы» амери-
канских колонизалюров с коренным населе-
нием, понимая, повидимому, под ok
«дружбой» зжесточайптую расовую дискря-
минацию и постепенное истребление индей“
цев и алеутов.

Титетно в этой книге искать ответа на
в0прос, ночему же’ ноеле известной «30л0-
той лихорадки» и «медного бума» экономи:
ка Аляски неуклонно деградирует? Ведь
сами американцы отмечают, что за поелед-
ние 10—15 лет добыча золота сократиласв
в три раза, ‘а продукция  рыбопромыша
ленноети уменьшилаеь почти в два разы;
Разве оскудели природные богатства Аляс-
ки? Или в США нехватает рабочих рук для
разработки этих богалетв? ;

OT, дело не в этом. Ботатетва Аляски
Rak в протлом, тах и в настоящем интере-
ссвзли американские монополии только в
той мере, в какой можно было безнаказан-
но их грабить, ничего не вкладывая в хозяйз
ственное развитие страны, Ныне монополия
не вилят выгоды B развитии экономики
Аляски, так как превращение этой терри-
тории в военный лагерь сулит неизмеримо
большие прибыли. Еше до начала амер
канской авантюры в Корее, по данным
газеты «Аляска уикли», 54 процента
трудоспособного населения было занято в
нцепроизводительных отраслях хозяйства,
связанных е обслуживанием военных RYE,

На Аляске созданы десятки военно-воз-
душцых баз и аэродромов, приспособлен
ных для обслуживания боубарлировишикав:
Ежеголно устраиваются маневры, в ROTO
рых участвуют крупные соединения аруия
и флота.

В последнее время от планов использо“
вания Аляски в качестве базы для агреся
сии американцы перешли к прямым дей
‘ствиям: через аэродромы Аляски и Алеут
ских. островов войека и военные грузы ны-
не отправляются в Корею. По данным
аляскинской печати. в этих перевозках
участвуев более 120 четырехмоторных
транспортных самолетов.

Итак, в кровазой авантюре, развязанной
американекими фашисталги на полях Корея,
Аляска уже на ‘еле стала «сухонутным
авианоспем», плацдармом атресеии,

Такова правда об Аляске. ее пошло К
	частояшщем, та правда, которую стараютя
скрыть янки и их услужлизые лакеи,
	ебезя перед своими америкамокили
хозяевами, Бартц молчит ® том, что Аля-
ска еще в середине ХГХ века оказалась
на олнох из плавных путей американской.
экепанени, Руеекие мешали американеко-
му капитализыу укренить свои незинии на
Тихом океане. Вот почему руеекие владе-
ния в Америке стали бельмюм на глазу у
Американских Штатов. История русской
Аляски — вто вместе с тем история того,
Rak янви рвались на север, чтобы оттуда
угрожать России, Аитаю и Янонии.

Иностранные пираты и браконьеры,
плавным образом английские и американ-
ские, натравливали‹ инлейцев на русских.
В берегам Русской Америки‘ направлялиеь
	ихуны, Которые не везли Ни. 05-
ного фунта. хлеба и весь груз вого-

рых востоял из рома. епирта.  виекия я
	винтовок. Иностранные торговцы грубо Ha-
рушали торговые соглашения на поетавку
продовольетвия и разных товаров. Наглые
нападения ца лежбишщь морекого зверя со-
	вершали американские китобоц,

Царские дипломаты вели в отношения
заморских владений России политику уету-
Hor. В 1867 roxy, воспользовавшиеь
ослаблением России в результале пораже-
ния‘ паризма в Крымской войне, Соединен-
ные Штаты купили Аляску за мизернуло

плату — 5 центов за гектар. —
«В окончательной борьбе за мировое г-с-
	В конне ХУШ века, когда Григорий
Шелихов в бухте Тьех Святителей на оет-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 9 января 1951 r. Nb 3