По следам выступлений
«Литературной газеты»

Коллегия Министерства высшего 05а.
зования СССР обсудила вопросы, поднять
в статье «0 мастерстве лектора» («Лит
ратурная газета», № 75, 1950 г.).

В приказе министра высшего образова-
ния СССР тов. С. В. Кафтапова «0 повы-
шении качества лекций по осмовам мзду.
сизма-ленинизма в выситих учебных за.
велениях СССР» отмечается, что «Литера:
турная газета» совершенно правильно по
ставила вопрос о мастерстве, лектора, так
как в советской высшей школе  лекпия
занимают ведущее положение среди друтих
методов преподавания. По планам на них
отволится ло половины учебного времен,

Выполняя решения партии и прави-
	Выполняя решения партий ий Прави.
тельства о высшей школе, Mpodeccopcrs-
	преподавательский состав добился извеет.
ных результатов в повышении качеств
леклий. Преподаватели и заведующие ка.
федрами стали требовательнее относиться
к содержанию лекций и семинарских зи.
натий. Повысилось й педагогическое из.
	стерство професор снренодаратьь
состава кафедр марксизма-ленинизма,
	Олнако многие преподаватели, Kak or.
мечает приказ, читают лекции и проводят
семинарские занятия  неудовлетворительно,
	Важнейшие положения марвсистско-ленин-
ской теории часто излагаются формальн,
догматически и в отрыве от современности,

В статье «0 мастерстве лектора» и по.
следующих  откликах на Нее  правильн
указывается, что при обсуждении лекций
на кафедрах обычно обрашают вниманию
только на ‘содержание, не учитывая том,
что ‘мастерство преподавателя  марксизиз:
ленинизма состоит не только в правиль
ном, глубоко научном изложении идей мар:-
сизма-ленинизма, но также в доходчивй
и интересной форме лекции, в хорошо по.
добранной аргументации основных положз.

!
	ний и умелой связи их с современностью,
	Управление преподавания общественных
	наук — указывается в приказе —— вще в.
достаточно ‘обобщает опыт’ методически
работы кафедр Ммарксизма-ленинизма и №
	популяризирует лучшие лекции. Вафедрны.
	марксизма-ленинизма недостаточно зави.
маются вопросами методики чтепия левлий
и проведения семинарских занятий, 06.
	OCHHO ¢ преподавателями, не имеющим
достаточного о опыта работы в высш
школе.
	В целях повышения качества лекций по
курсу «Основы марксизма-ленинизма» при
каз обязывает начальника Управления
преподавания общественных наук, дирек:
торов высших учебных заведений и руки
водителей „ кафедр  марксизма-ленинизиз
повысить  идейно-теоретический уровень
лекций и семинарских занятий, поднять
педагогическое мастерство преподавателей
и усилить контроль за’ чтением лекций то
курсу основ марксизма-ленинизма. Bane
дующим кафедрами предложено птире прак-
тиковать всестороннее обсуждение лекций
и семинарских занятий, систематически
организовывать взаимное посещение п»
подавателями лекций и семинарских заня-
тий, на заседаниях кафедр систематически
обсуждать ‹ доклады по методике чтения
лекций и проведения семинарских занятий,

Управлёние преполавания общественных
наук должно ‘ полготовить о программу №
курсу «Основы марксизма-ленинизма» 4
издать ее массовым тиражом кв началу
1951/52 учебного года. Проект програмуы
подготовлено и в ближайшее время буд
разослан для обсуждения на кафелрах,
Создана комиссия по редактированию Op-
граммы под председательством члена-кор“
респондента ‘Академии наук СССР ть
П. Н Поспелова.
	№ началу 1901/52 учебного гола бухт о
	издано учебное пособие «Методика преп
давания курса «Основы  марксизма-ление
	низмах в выеших учебных заведениях»,
	Издательству «Советская наука» и KA:
федре ° марксизма-ленинизма ° Московского
университета предложено выпустить 660:
ники лучших лекдий.

Вафедра марксизма-ленинизма Москов.
ского педагогического института имени [оз
темкина должна подготовить кв изданию
сборник «Методика использования худож“
	ственной литературы в преподавании кур*

са «Основы марксизма-ленинизма» В выс
	ших учебных заведениях СССР»,
———
	Неизвестные страницы
Белинского
	В Издательстве Акалемии наук СССР
	вышел очередной том «Литературного на“
	следства», посвяшенный великому русско’
му критику и реводюционному демократу
В. Г. Белинскому.

B -nepsom разделе, «Неизвестные стра:
ницы Белинского», помещены выявленные
советскими исследователями статья в ре
цензий великого критика, ‚ написанные AM
для` «Отечественаых записок» в «Литера
турной газеты» и не вошедшие ‘ви’в одно
из собраний ‘сочинений,

Опубликованы также материалы. из не
изданной  Череписки. В. Г. Белинского ©
А. И. Герценом и другими выдающимися
современниками. Среди мёмуарных доку“
ментов особенно интересны отрывки из 80°
споминаний И. А. Говчарова  91 В, Г, Бе
AWHCKON, } ;

Вторая половина тома посвящена иссле
дованиям в области биографии и творче*
crea В. Г. Белинского, В статьях подроб-
но освещены студенческие годы великого
критика, а также привёлены ‘исторические
данные, характеризующие его популяр-
ность в славянских странах, влияние его
творчества ва мировую прогрессивную пуб
лицистику, . и

В книге помещено 178 иллюстраций,
			В. ЛУКАШЕВИЧ
	НАША СОВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ
			После смены
	# + *
„Морозный. зимний вечер. Sakowunvia:‘pa-
боту дневная смена, стихло в проходной, а
на площади у ‘ворот Челябинского трубо-
прокатного завода ‘лолго ее ‘царит ожив-
ление. Приходят: и’ уходят! заводские; авто-
бусы, снуют легковые. машины, поднимая
снежную ‘пыль, ‘проносятся’ мотоциклы,

— Машина для студентов! — ‘раздается

громкий голос.
__ Молодой рабочий, перекинув с руки на
руку книги, подымается в   ‘автобус, за
ним. — ‘другие. Через минуту студенты ве-
черних отделений челябинских вузов—они
же слесари, вальцовщики,—в пути.

У’ подъезда заводоуправления; где :со-
бралась большая группа. рабочих, останав-
ливается «Москвич». Владелец машины
открывает дверцу и, обращаясь к коре-
настому человеку лет сорока пяти, как
	  видно, товаришу пс цеху, приглашает.
		— Садись, друг, довезу до поселка:
owe Как-нибудь в другой раз, — слы-
шится в ответ.’ — В театр едем. Вон уже

автобус. подают.

Мы подошли-к машине, отправлявшейся
‚в очередной рейс.

— Видите, какая нагрузка на  тран-
спорт, — сказал мне стоявший рядом на-
чальник гаража. — Часть наших   рабочих
и инженеров живет не в поселке, а В го-
роде, за 12 километров от завода. Надо их
во-время до дома доставить? Надо. Опять
же возьмите. студентов. Часто. приходится
возить рабочих в театр, без этого тоже
нельзя. А там нужно привезти лектора,
съездить за. профессором... .

Начальник гаража помолчал и добавил:

— Хорошо, что еще охотники сейчас не
донимают.

— Охотники?

~-- Hy да, наши заводские. У’ нас, на
Журавлином озере, в 120 километрах от-
сюда, — свое охотничье хозяйство. Дале-
ковато, а место чудесное, и любителей

много находится, ; г
Большой и интересной жизнью живет

коллектив Челябинского  трубопрокатного
завода. Здесь созлаются все условия ‘для
того; чтобы люди могли плодотворно Tpy-
диться, повышать’ свои звания, культурно
отдыхать. 123. молодых рабочих завода по-
лучают среднее образование в школе рабо-
чей молодежи. ‹ Окончившие эту школу
учатся теперь без отрыва от производства
	в вузах.
Для квалифицированных рабочих орга-
низована . двухгодичная школа мастеров.
	По вечерам на заводе проводятся технн-

ческие консультации,. ‘устраиваются лек-
ЦИИ инженеров, преподавателей высших

учебных заведений...
До позднего вечера не затихает оживле-

ние у заводских ворот.
	Н. НИКИТУШКИН
ЧЕЛЯБИНСК

oo
	Параллели
	РЕМЯ ЗРЕЛОСТ!
		Конференция покупателей книг
	От корреспондентов” «Литературнои> газеты»

Михаила. Беседуя в сарайчике с русским
другом, Аслан впервые начинает ` пони-
мать, кто друзья и кто враги простых лю-
дей Вабарлы.

То насмешливую, то ласковую улыбку
вызывает герой рассказа «Навый поток».
наивный Цару, который пытается cpa-
зиться с экекаватором, зашишая  ветхую
дедовскую лачугу, памятник нишеты и го-
ря. «Громоздкая машина стояла с подня-
тым ковшом, словно рассерженный слон-
великан с поднятым хоботом, Она слер-
жанно клокотала, поныхивая синим ды-
мом, подрагивая своим железным тулови-
шем, готовая подмять под себя и нехитрые
узоры ветхого, покачнувшегося плетня и
наглый зелено-сизый бурьян, возле кото-
рого топтался старик. Пару Котов стоял,
воинственно задрав кверху сизую борол-
ку. широко расставив ноги, обутые в сы-
ромятные чувяки. крелко сжимая длин-
ный чинаровый посох, и слезятиеся, c
припухшими веками тлаза ‘его метали
искры гнева... — Нет! Назад! Поезжай
назад! Не нужно мне другого дома! — и
Цару замахнулся посохом на высокий чу-
гунный ковш».

С большим трудом ‘удается доказать

Цару. что канал, который роет экскавз-
тор. необходим ANA  гидростанции, что в
	новом доме ему будет лучше. чем в полу-
пазвалившейся. прокоптевшей лачуге. Рас-
	сказ кончается праздником новоселья в
ломе Нару и его сына — машиниста э6с-
каватора.
	Нало оговориться, — рассказ «Золотое
утро» слабее других. В пионерском лагере
чуть свет просыпается звеньевой Аслану-
во и полнимает все звено. Ребята тайком
отправляются в лом отдыха, кула приехал
старый друг oma Аелануко — Михаил
Иванович. По дороге Аслануко вспоминает
oraa, ero борьбу с белогварлейпами и
страшную гибель. Встреча в доме отды-
ха — это встреча хвух поколений, отпов и
детей. В рассказе есть бодрость. оптимизм,
солнечный свет. И все-таки этот рассказ
статичен, драматичны только воспоминз-
ния, пейзажи перемежаются по принципу
слоеного, пирога. В этом рассказе харакле-
ры елва намечены,

Пе это, олнако. типично для Автора: В
большинетве других своих произведений
Хачим Теунов видит людские характеры
BO всех их жизненных противоречиях, ви-
дит конфликты и драматические коллизии.
С интересом читается его пьеса. «Испыта-
ние» —0 тягостном времени недолгой ок-
купапии Кабарды гитлеровцами. когла фд-
иистекие вандалы уничтожили с таким
трудом собранное литературное наследство
Бекмурзы Пачева. Интерес пьесы порож-
лен не хитроумным сйлетением интриг и
событий. а живой обрисовкой хараклетов.
	Сейчае Хачим Теунов полошел к поре
	творческой зрелости. А зрелость ведет 33
собой сдержанность. когла писатель та-
HOBHTCH строже, глубже в своих произ-
велениях. Ho это He приходит CAMO
собой: нужна упорная, неустанная, тер-
пеливая работа над ‘всеми элементами
писательского мастерства, чтобы прибла-
зить время зрелоети..
	Следовало бы пошире познакомить рус-
ского читателя с прозой Хачима Теунава.
Встати, редаклии наших тонких журпалов
часто жалуются на. недостаток рассказов:
BM надо внимательнее следить за литерз-
турами народов СССР.
	Аачим Теунов неплохо переводит” свои
произведения. но переводы М. Киреева
все-таки ‘лучше — переводчик свободнее
владеет богатствалги русского языка.
	на миллион рублей больше, чем в
1949 году.

«Пассаж книги» имеет киоски во всех
вузах, на многих предприятиях, в школах
и учреждениях города. $
	Создан совет содействия книготорговле.
	но едет в Париж, стремясь вовлечь Яблоч-
кова в русскую электрическую компанию.
Но первое финансовое затруднение, угро-
за конкурентов. взятка иностранцев — и
«патриотизм» купца рушится 0ез остатка.
Хотя с душевным «надрывом», но беепо-
воротно купеп Скорняков продает и прелз-
ет своего великого соотечественника. Ар-

тист Любимов сюздал убедительный, жиз-
ненно достоверный образ.
	«Победителей ночи» в Tearpe драмы
поставил молодой режиссер Л. Вурос.
В спектакле много правливых спен. ко-
торые передают лух времени, характеры
героев. поэзию борьбы и трула (этому спо-
собствует и улачное оформление Н. Arn-
мова). Но тем не менее ° режиссеру не
удалось сохранить единство стиля, и он
‚допустил смешение реалистических праз-
ив с явно’ гротесковыми, лишенными
внутренней убелительности. Отсюда 310-
дейские маски Денейруза и Тилларла вмз-
	‘сто глубокого раскрытия их хишнической
сущности, ‚Отеюла ‘и волевильный —персо-
наж — хозяин парижской гостиницы Ja-
мерлье (А. Вубацкай) и, чтю гораздо
‘хуже, ‹ мелолраматические мотивы в об-
разе. самого’ Яблочкова, Есть в спектакле
картина › (5 счастью, олна!). в которой
‘терой, только что пережив серлечный  при-
палок, немедленно погружается в пелую
пучину белствий. На него обрушиваются
диверсия врагов. разлука с верным дру-
гом, емерть преданного помошника. налет
полипии; Такое сгушение событий в од-
ной картине придает ей явно ‘мелодрамати-
ческий характер. Но режиссер. вместо того
чтобы преололеть нелостатки этой вар-
тины, только усугубил их... замеллив
действие п привнеся в него ноты преуве-
личенной чувствительности. К счастью,
‘таких ошибок в спектакле немного.
Московский театр драмы созлал по-на-
стояшему драматический спектакль. пока-

зав борьйу вгликого русского ученого за
свет и светлое будущее своей родины.
	Рабардинскаял литература рождадась на
samux глазах: е 1905 no 1920 roa пяте-
	po вабарлинцев — В том числе  замеча-
тельный народный поэт Бекмурза, Пачев—
независимо друг от друга пыталиеь  00-
зтать национальный алфавит. Вернее, это
	‘было не рождение литературы, а началу
	ее совершеннолетия. устная нареднзя п9э-
зия жила в горах Дагестана столетиями,
пользовалась горячей любовью народа и
вылвинула многие замечательные таланты.

«Песенное слово, звучное,  ароматное,
блещущее всеми красками жизни, впитав-
Wee в себя ‘и ‘запахи родных. полей, и
печаль родной души, слово. котороё охва-
тывало. всю необъятную ширь мира. и
властно вторгалось в глубины  человече-
ского сердца, — это слово было любовью
и радостью - малолетнего сына Асхада».—
так пишет в одном из очерков © народ-
ных поэтах своей родины  кабарлинский
писатель Хачим Теунов. В этом опреде-
лении сказались стилистические особенно-
сти самого Хачима Теунова. Писатель
остро чувствует слово, и это не случайно:
так проявилась воспитанная столетиями
любовь горпев к меткому и умному изре-
чению, в поговорке. афоризму.

«...Юели земля нуждается в ларе туч —
хожде, чтобы питать своим соком жизнь,
то человек нуждается в умном слове, что-
бы познать и жизнь, и себя», — говорит
в другом очерке Теунова народный поэт
Бекмурза Пачев.

‘На странинах простенькой, изданной в
Нальчике книжки Хачима Теунова в03-
никают широко написанные пейзажи: то
двор, полный хремотной прохладной тиши-
ны, где поблескивает ‘роза, пахнет хвоей
‘и влажными цветами. а горы — тяжелые
золотые слитки — стоят совсем. рядом, и
можно разглядеть на них каждую свлалоч-
ку (рассказ «Золотое утро»): то бесконеч-
ная полевая ночь_е голосами перепелов. с
запахами и Шорохами трав. прильнувшая
Е желтому огоньку одинокой хаты (pac-
сказ «Аслан»): то шумит буйный теплый
дожль с нестрашной грозой. с веселыми
ручьями, = и опять сверкает солнце. а
небо. горы, леревья и травы. большие
камни и мелкие песчинки — все’ залито
горячим. влажным, емеющимся весенним
светом, и всюду лучатся и танцуют жи-
вые. золотые‘ искорки («Новый поток»).
Местами Теунов словно пьянеет от обилия
ярких красок, от звонкой силы слов. и
тогла его описания немного  утомляют.
Ему нехватает сдержанности Эффенли Ба-
пиева: того больше прельшала мудрость
слова. чем его яркость.

Живописная красочность и свежесть
стиля Теунова с первой странипы прпи-
влекают читателя. А затем вниманием 3a-
влалевают своеобразные и живые фигуры
людей. «Налоевший Аллаху человек» Ac-
лан —— герой одноименного рассказа —
пастух п батрак из лореволюционной Ка-!

‘барты. рождает. острое чувство жалости
	ий любви. Отинокий, он мечтает о подруге
И детях. И вот как булто бы прибли-
жаетея счастье: он знакомится е молодой
вловоЙй, © ее ласковыми детьми. Но елин-
ственное богатство вловы — корова — гиб-
нет по злой воле княжеского объезлчика
	Ибрагима и 0 недосмотру Аслана. Чтобы
	искупить свою невеломую вину перел Oo-
гом, Аслан пешает убять какого-либо не-
честивого. Но в «гяуре» пастух узнает
	своего русского приятеля. бедняка Михаи-
ла. В емятения чувств. Аслан в станцион-
ном буфете заклалывает берланку и пьет
водку. Дальше события пазвиваютея зна-
менательно лля Аслана. В буфете пирует
кабарлинекий князь со свитой. Он пытает-
ся выгнать пастуха. но Аслан не. уходит.
Начинается драка. ‘Аслан ранит князя. а
сам скрывается в ночи. Его прячет семья
	Хачим Теунов. «Новый поток». Кабгосиз-
дат, 1949.
	АКУ. Здесь недавно состоялась конфе-
ренция покупателей универмага «Пас-
саж книги». Директор магазина привел
интересвые цифры роста книжной торгов-
	ли. В прошлом году в пассаже продано
литературы на пять миллионов рублей —
	ий свет
	Яблочкову основана na вере в высокое
прелназначение их общего дела,.на едия-
стве их научных и политических воззре-
ний. He только ‘широкообразованный
Глухов, во и простой мастер Фомин
(С. Вольский) горячо полдерживает 40-
лочкова..в е. науЧНЫХ  ИСканиях, видит
в его работах подвиг во имя обшего блага.
‚Чудесно улёлся актеру этот образ. Не лю-
батий громкой, фразы, простой, скромный
и чуткий человек, Фомин в трудные дни
отхает свой последние копейки Яблочкову.
Посты и естествениы отношения этих лю-
дей — великого ученого и рядового’ рабо-
чего, Они связаны дружбой и взаимным
пониманием. Поэтому с готовностью выпол-
	няет Фомин опасное поручение своего учи-
теля и, как герой. погибает от улара, нз-
правленного врагами против изобретателя.

Сценические. портреты врагов изобре-
тателя — это ‘яркое ‘олицетворение реак-
ционных сопиальных сил России тех
времен. Высокомерный великай князь Кэн-
стантин Николаевич (С. Морской) — чело-
век холетный. пренебрежительный к аю-
лям и равнолущный ко веёму. кроме соб-
ственного достоинства. Он -—— не живое су-
шество, а скучная бюрократическая ма-
шина. Вуцел Журкин (С. Прусаков) —
шумный. пьяный. От этого тупого живот
ного, движимого самый примитивными
инстинктами, зависит участь исследова-
ний Яблочкова.

Сложнее и свовобразнее показан в пье-
сё «просвешенный» пегоциант Скорняков
(В. Любимов). Актер рисует  реали-
стический и вместе с тем беспошщалный
сатирический портрет неглупого, проницл-
тельного человека. Скорнякоз ne ames
даже чувства патриотизма. Он специаль-

Новый адрес
	чебашихинцее ‘
деревня-то. наша. имела всего -одянналцать
дворов. Чтобы купить коробку спичек, иди
в -Борис-Глеб.. Но’ это. бы все. ничего.
Главная. наша выгода та, что, объедивив-
шись с  Борис-Глебом, мы еще ‘крепче по-.
ставила  на” ноги’ свое: артельное- хозяйство.

Объединение усилило хозяйственную
			адрес...» — так начинались почти все новогод-
		телеграммы . чебашихинцев.
Фото Н. ЗИНОВЬЕВА
	мошь единой теперь артели, умножило ее
богатства. Все, что создали жители Чеба-
	шихи многолетним усердным ‘коллективным
трудом: молочно-товарную, овцеводческую,
свиноводческую фермы, конское поголовье,
сельскохозяйственные машины и много
другого, — передали в общее’: хозяйство:
В ‘селе  Борис-Глеб, ‘ которое’. : насчи-
тывает четыреста‘ шестнадцать дворов,
за годы первой послевоенной пятилетки
произошли большие перемены: сооружена
своя  тидроэлектростанция, ‘ приобретены
пять автомашин — четыре грузовых и одна
«Победа», создан радиоузел. На живстно-
водческие фермы ‘проложен водопровод.
Построены кирпичный и. лесопильный
заводы. На. сооружение. нового, ycoBep-
шенствованного скотногс двора борис-
глебцы израсходовали 100 тысяч штук Кир-
пича своего производства и более 300 ты-
cay рублей. В ближайшие месяцы колхоз
(уже объединенными силами) завершит
строительство больницы и’ амбулатории с.
терапевтическим,  гинекологическим,  дет-
ским и зубоврачебным . кабинетами.
Новоселы живут теперь в’ культурном
центре. В Борис-Глебе левятнадиать учи-
телей, есть свои агрономы, врачи, зоотех-
ники, ветеринары. С открытием новой боль-
вицы прибавится еше семь вразей. М 659-
эисглебцы с уверенностью теперь говорят:
	— Быть нашему селу колхозным горо-
	дом!

ВЛАДИМИР

П. ПОТАПОВ
	за советом. Дал он мысль заняться на-
правленной гибридизацией.. Долго мы экс-
	периментировали. И. вот зарегистрирован
наш абрикос как самостоятельный соот,
	Был это учебный опыт, а вышло так:
завоевал наш абрикос и колхозные ‘сады,
и пришкольные участки, и сады‘ любите-
лей.

Приезжают сегодня  в. этот педагогиче-
ский институт не только юноши и `девуш+
ки учиться, приезжают ‘агронбмы,‘ сало-
воды, предселатели колхозов: одни-—за. са-
женцами абрикоса, другие — за семенами
новой кормовой травы, выращенной здесь,
третьи — за советом, как. лучше выводить
шелкопряд. А многие едут просто для то-
го, чтобы посетить ботанический сад ин-
ститута, сад, который rome ‘закладывался

как учебный, а становится центром боль-
ших мичуринских опытов.

п. МАКРУШ EHKO

НЕЖИН, _. РЕ .
Украинская ; ‚ССР . .

=
=
	(СОВЕТ, победивший ночь, пришел во

все уголки з6много шара из Poc-
сии. Первые электрические свечи были
назвапы русским светом, и увидели их
люли впервые в Петербурге, & затем нА
Всемирной выставке в Париже. Оспорять
русский приоритет в. изобретении электри-
ческого. света невозможна. Ато не знает в
	наши дни. Что Элисон. выл знаком е лам-
	пой накаливания А; Лодыгинз задолго до
того, как начал заниматься ‘этим ‘вопросом,
a электрическая свеча ПШ. Яблочкова
получила распространение во многих стра-
нах и практически применялась еще тогда,
когда в США энергия Hit разу He ‘превра-
щалась в свет.

Главное. достоинство „спектакля . Москов-
ского ‘Театра драмы «Победители ночи»
И. Штока в том, чм он показывает
советским зрителям и процесе рождения
великого открытия “Яблочкова. и пламен-
	ный патриотизм ‘изобретателя, его’ чистую
и бескорыстную преданность науке, пере-
довым идеям своего времени.

Жизнь изобретателя полна романтики
патриотического подвига. И, Штов расска-
зал правлу о том, как взятый на подозре-
ние парскими жандармами Павел Яблочков
был вынужден покинуть любимую родину
и бежать в Париж. Там он продолжал свои
научные труды. Великое открытие, слелан-
ное Яблочковым, завобвало ему славу,
всемирное признание. богатство. Но по
первому зову из Росспи ен бросил. Париж,
выплатил огромную неустойку за наруше-
ние выгодного контракта ий почти нишим
возвратилея на родину. Злесь в упорней
борьбе в тупостью пареких  чиновнаков,
корыстью куппов, вражлой конкурентов и
отвратятельными интригами иностравных
электрических компаний великий изодра-
татель продолжал свои ‘исследования. Вся
жизнь Яблочкова — неустанная битва с
Паревой чиновничьей реакпией и стяжа-
тельетвом. собственников. для  воторых
	Bd l0e созланае гения — не олаго лая на-
	Исчезла деревня Чебашиха. Стояла она
на опушке,  огородами упиралась ‘в лес.
Как и другие ` окрестные колхозники, чеба-
шнхинцы ссяли хлеб, сажали овощи,    разво-.
ANH CKOT.

A недавно Чебашихи не. стало, В, ми-
нувшем году колхоз. небольшой деревень”.
ки Чебашихи объеди-
нился’ с ‘колхозом. се-
ла Борис-Глеб. Тогда
и пошли oO деревне

«У‚нас новый адре
ниг
	разговоры:
— Ловольно; пожи-
	ли мы в лесу. Аватит
Нало переезжать в
Борис-Глеб, на цент.
ральную усадьбу кол-

хоза..,
Полали. заявление
	правлению объеди-
ненной артели. Прав-
ление одобрило идею
переселения, Новосе-
лам нарезали в Борис-
Глебе усадьбы и пре-
доставили колхозные
автомашины для пе-
ревозки своих cTpoe-
ний. И стало во Вла-
димирской ‘ области
одним селением мень-
ше прежнего.

В скором времени с
карты ‹ Владимирской
области исчезнет Go-
лее четырехсот таких
		мелких деревень. Они .
переместятся.в центры объёдиненных кол-
	хозов — крупные благоустроенные села.

1951 год: чебашихинцы встречали уже
в Борис-Глебе. («У нас новый. адрес...»,—
так начинались ‘почти все их новогодние
телеграммы своим близким, родным, дру-
зьям). Много было у новоселов поводов.
чтобы поздравить друг друга с новым
счастьем в наетупавшем тоду.

— На радостях и я рюмочку выпила.
Вель и новый год, и новоселье заодно
справляли, — сказала доярка Татьяна Ero-
ровва, +
”Татвяна (Егоровна Мухина -— одна г. из
вчератних жительнии Чебашихи. У нее
трое детей ‘и. старуха-мать. Муж погиб на
войне: Двое ‘младших ребят учатся. в. ше-
стом ‘классе, старшая дочь на последнем
курсе Ивановского экономического техни-
	вума,

— Как Чебашиха в Борис-Глеб nepece-
	лялась? Проще простого. Скажу, для прч-
мера. о себе. Артелью разобрали. колхсз-
‘ники мой дом, сарай, баню, омшаник. Гру-
зовики за несколько ездок перебросвли
все это на новую усальбу. Злесь тоже
пришли на помошь, колхозники — кажлое
строение собрали, поставили на свое ме-
сто,

— Чего греха таить, — продолжала
Татьяна Егоровна, — завидовали мы 60-
рисглебцам, и было чему завидовать. У ниях
и радио и электричество в домах. Прежде
мой лети бегали каждый день из Чеба-
шихи в школу за три версты. а теперь она
пол боком.. Лавки и той своей не было —
	Ранним утром поезд местного назначе-
ния идет из Прилук в Чернигов, останав-
ливаясь на каждом полустанке. Наш co-
сел. молчавший почти всю дорогу, посмат-
	ривает на часы.
	Библиотека эта возникла в Саратове сто
двадцать лет назад — 19 февраля 1831
гола — и является одной из старейших вна-
шей стране. Просматривая ведавно «Сара-
товскую летопись»  конна прошлого века,
мы обнаружили несколько. любопытных
записей. я

Спустя примерно шестьдесят лет после
своего возникновения библиотека имела
13.000 томов. Цифра для провинциальной
публичной библиотеки того ‘времени вну-
шительная. Но книги эти были доступны
только узкому кругу людей.

‚В 1899 году так называемыми «платны-
ми подписчиками» библиотеки были: 134
дворянина, 153 куппа и почетных гражда-
нина, 144 чиновника, 44 священника и дру-
гих лиц духовного звания, 27 офицеров и
53 учащихся и студентов.

Ныне, ‘накануне юбилея, работники биб-
лиотеки (в советское время ‘она’ стала
областной) подвели некоторые’ итоги:
В бесплатяом пользованив читателей —
более 400.000 книг и 40.000 номеров журна-
лов. 300.000. книг (было выдано в течение
прошлого года по абонементам, не считая
книг, полученных посетителями читальных
залов. :

В прошлом году библиотеку посетили
6.000 рабочих и служащих, 9.000 учащихся
и студентов.

Кроме областной библиотеки, в городе
работают: детская‘ библиотека, библиотека
	a 5,
научно-технической ‘литературы, городская,
	14 районных и библиотека при университе-
те имени Н. Г. Чернышевского.
В их хранилишах  — полтора’ миллиона
	КНИГ!

В. БЕРЕЗНЯЧЕНКО.
* САРАТОВ
	IPYCCKU

pola, & только средство извлечения прибы-
	лей.

И. Шток написал драму, тде судьба
великого   русского  ученою ‘показана
	ва ‘фоне. ‘общественной борьбы своего
времени. Из яркой и необычной биографии
Яблочкова драматург отобрал те события и
факты, в которых наиболее полно про-
явился. общественный ‘смысл ем научного
подвига.
‚ Роль Ц. Яблочкова в Театре. драмы ur-
рает артист. Е. Самойлов. Отказавшись от
внешних эффектов, он сосредоточил свое
внимание ‘на раскрытии внутреннего ми-
ра героя. Яблочков у Самойлова без. остат-
ка поглошен научными исследованиями,
одержим всепоглощающей страстью. к твор-
ческому труду. Самойлов прост, он создает
образ человека ясной и чистой души, ог-
ромного общественного темперамента и без-
раздельной преданности науке. Мы вилям,
как формируется его характер. как зака-
ляется он в исканлях и в труде.
Правдивость и человечность, волнующая
поэаия самоотверженно служения науке
в наролу, искоенние и горячие  чуветва
озаряют образ Яблочкова. характер которо-
го актер показал в движении и развитии.
Яблочков показан не как гениальный
отиночка, человек, которому не на кого
опереться в своих трудах. Он окружен
люльми. понимающими его научные идеи,
разделяющими с ним невзголы и трулно-
сти его судьбы. поддерживающими. его в
борьбе. Таковы изобретатель Глухов. рабо-
чий Фомин. жена Яблочкова. Преданноеть
в дружбе, верность в борьбе, чуткость Ro
всему прекрасному в человеке — вот чез-
ты, которыми налелен соратник изобрета-
pera Глухов (А. Лукьянов). Его fecronst-
	стная. пШолная  самоотречеция Людовь в
	В бывшем лицее
	— Спешите?

— Да. На лекцию; =

Так состоялось наше знакомство © ло-
нентом М. Повод — преподавателем Не-
жинского педагогического института вм.
Н. В. Гоголя. Он ехал читать лекцию для
областного партийного актива в Чернигов.
	— В областной центр — лектор из рай-
она!

— Ну, дело это теперь обычное. Нея
олин, восемь наших педагогов ездят регу-
лярно в Чернигов читать ‘лекции, кто на
курсах, кто на семинарах. И к нам, во-
нечно, приезжают из Чернигова, Киева.
	Через несколько дней нам пришлось за-.
ехать в Нежин, когда-то заштатный ук-
раниский городок, известный, пожалуй,
только своим особым сортом огурпов. Ны:
не Нежин — город учащихся. Учится каж-
дый четвертый житель — в школах, рёмес-
ленном училише, техникумах, педагогиче-
ском. институте,

Вспомнив свою. встречу в поезде, я за-
шел в институт. Большое белое здание
стоит в старинном заснеженном парке.
В этом здании находился в свое время.
лицей, в котором учился Н. В, Гоголь.
У входа — меморнальная доска и бронзо-
вый бюст писателя, На пьедестале — его
пророческие слова: «Еше пройдет десяток
лет, и вы увидите, что Европа приедет к
нам не за покупкой пеньки и сала, но за
покупкой. мудрости, которой не продают
больше на европейских рынках».

Институт в Нежине стал культурным
центром всего района. И не только пото-
му, что в его стенах обучается свыше по-
лутора тысяч детей украинских колхозни-
ков.

В старинных стенах лицея идет сегодня
не только подготовка учителей. Институт
стал очагом большой научной paGoTBh,
В полготовленный к печати очередной
том научных записок института вклю-
чены статьи: «Трудовое воспитание
детей в селе», «Методика преподавания
физики в средней школе», «Борьба за ус-
тановление советской власти на Чернигов-
шине», «Маяковский в борьбе с американ-
ской‘ реакцией»... В основе этих статей —
	кандидатские диссертации,  зашищенвые
нежинскими педагогами в Москве, Ленин-
граде или Киеве, В: скором времени ‘выхо-
дит и несколько других трудов: учебники
по теории рядоз и начертательной’ геомет-
рни, научное исследование © творчестве
украинского писателя. Алексея Десняка.
	— А вот результат нашего почти чет-
вертьвекового . труда, — указывает ботаник
К. Клименко на большую стеклянную кол-
бу, где в воде стоят ветки, покрытые пеж-
норозовыми цветама. — Работа нашей’ ка-
фелры — нежинский абрикос. Пытались мы
приучить этого южанина к нашему клима-
ту, — не удалось. Давно это было. Ездили
тогда к Ивану Владимировичу Мичурину
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 11 января 1951 г, №4
	В. СУХАРЕВИЧ
	Картины художника-врача
	ГОРЬКИЙ. В Доме ученых состоялось
обсуждение выставки картин художника
любителя В. Константинова. Он работает
врачом в поселке Решетиха около горола
Горького и все свое свободное время уде“
ляет живописи. я

На выставке было представлено 0колд
ста картин — пейзажи, портреты, натюр*
морты. .

В обсужлении произведений В. Констан*
тинова принимали участие художники, п#
сатели, научные работники города.