ЗТАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН
	Остап. ВИШНЯ
	И так, и этак...
	_ Один маленький мальчив услышал из-
вестную поговорку, что ночью все кошки
серы. Мальчик не поверил этому и спро-
сил:

— А куда же деваютея белые?

Среди неизгладимых воспоминаний с0о-
ето детотва храню воспоминачие в фокус-
нике, который выступал у нас на ярмарке.
Пу, правда же, он Такое показывал, что
нельзя было ни понять, Ни постигнуть.
Врал он в руки белый плалок, и па глазах
у всей ‘ярмарки платок тот становилея
черным и, пожалуйста. обратно —= белым.
Уж на что бывалые люди присутствовали
	‘на ярмарке, а и те ахади от изумления.

ee
	Согодня я опять вопомнил о том фокусе
пике. И кав же в жизни бывает: идешь
нентком. или, еще того почище, сидинть 06-
бе на одном месте, а вдруг вомомниится
robe железная дорога. A TYT наоборот:
разговор шел о железной дороге, & веслом»
unica фокусник. Но наука говорит, что
воспоминания просто так к человеву не
приходят. И видать, так оно и есть на

самом лее...
	Дело вот В’ Чем...

Был y нае в Киеве заместитель на-
чальника вокзала А. М. Предыбайло. Выл,
а теперь его не стало.

Очень строгий приказ начальника Dn
Западной ж. д. тов. Молчанова от 28 во-
ября 1950г. за № 443-Н освободил Пре-
дыбайло от должности заместителя началь-
ника вокзала и передал его в распоряже-
ние начальника отделения для использо-
вания на друтой работе.

Что же случилось?

Приказ № 443-Н  апализирует работу
Киевского вокзала за август 1950 года п
устанавливает, что работа эта была дале-
ко не блестящей. А раз такое дело, нет
ничего удивительного, что с работы ени-
мают заместитедя начальника вокзала. Тем
более, раз цачальник вобзаль в том меся-
пе отдыхал, и еще тем более, раз Преды-
бэйло А. М. исполнял обязанности началь-
	‘ника вокзала. Ллохо исполнял? Отвечай 38
	это по всем статьям. Тут, повторяем, нет
ничего удивительного.
	Уливительно другое... Удивительно, что
за работу в том же августе коллективу
работников Киевского вокзала дорожным
жюри присуждено второе, место по дороге и
первое место по отделению.

Еше удивительнее, что тот же строгий
начальник той же дороги тов. Молчанов
30 сентября 1950 года в приказе 38 №79
«0 премировании руководящих инженерно-
технических работников хозединиц дороги
за работу в августе 1950 г.» написал:
«Приказываю: и. 0. начальника вокзала
тов. Предыбайло А. М. выдать денежную
премию ‘в размере 78 проц. месячного
оклада».

Вот тут и разберись: только что пла-
ток был черный, глядь, а он уж белый,
и опять же — наоборот...

Поневоле вспомнишь фокусника из дет-
етва и спросишь. как же все-таки, това-
риши: чёрное или белое?
	КИЕВ
	Письма в редакиию
	Болыпе внимания книжным магазинам
	В каждом городе, в. районных центрах,
в крупных селах — всюлу существуют ма-
газины Книготерга.

‚Мнюгне. внижные магазины Челябинской
области накопили ценный опыт ‘работы.
Взять. например, книжный магазин в
г. Карабаше: Злесь; как ни в. библиотеках,
на постоянных покупателей заведены фор-
муляры. ведется учет запросов и заявок
читателя. выписываютея полные собрания
	‚сочинений. «Друзья книги — налти дру-
	зья», — говорят работники магазина.
_ Разъездной ларек Вкиготорга выезжает
на сворашия горняков, на масеовые cone-
шания в заволеком клубе. в Дом техцики.
Но далеко не все хорошо в работе книж-
ных магазинов обляети. Веть ‘серьезные
недостатки в распределении отделением
RHArOTHDra литературы. Олнажлы В Rana-
	 бынекнй киижный ‘магазин было праслано
	11 тысяч экземпляров... детокой книжни
«Война трнбов». Иемало  кесуразностей
происходит и в книжных магазинах со-
селних городов, :

° Трудно распродать книги Челябинского
государственного ‘издательства, изданные
хуже и стоящие влвое дороже. чем те же.
книги В Московских изданиях. («Малы-
	шок» цикстанова в московском  изланпи
	стоит 4 р. 40 в, в излании Челябтиза —
7 т. 90 к; «Буря» Эренбурга в москов-
ском издании ‘стоит 15 р., в Челябин-
ском—22 р. 30 к.). То же можно сказать
и о цтакатах Челябтиза: они изданы пло-
хо и стоят дорого.

Путаница и неразбериха с каленларями
повторяется из года в гол. Отрывные ка-
лендари на 1950 гол в Барабале. пришли
своевременно, а «отенки»-картинки для
‘них получены не были. И пролежали ка-

лендари в Карабатие более двух месяцев
без лрижения! А в книжный магазин с9-

солнего горола Верхний Уфалей в большом
количестве были присланы «стенки», HO
6e3 самих каленларей...

р таких промьишалеяных 1990545, hae
Барабаш. Кыштым, Верхний Уфалей. Ка-
сли. кяижиые магазины ютятся в холол-
HALY, неудобных, давно не ремонтированных
зданиях.

_— ели бы руководители Челябинского 0б-
ластного отделения Книготорга и местные
советские органы относились с должным
уважением в читателю H в книге, Книж-
ные магазины были бы красивыми; теплы-
	ми и уютными.
А. ЕЛЫКОВ

г. КАРАБАШТ, Челябинской обл.
	очень невелики HO Фу в ду»
только в речерчие часы при посещении
	тольк в вечерние
театра.
	колхоз
	YY Weel OF thn othe tte Seed Ct
По’ бывает иногта и Tan: приезжая в
	школу. блышишь, Kak педагоги с гор-
достью говорят о том, что они «воспитыя
зают из своих учеников будущих мичу-
	‚ринцев», и в нолтвермдеьние digs C108 Be-
	дут вас. На  участов,
‚ — Вор на этих грядках ‚мы показьтраем
ребятам значение удобрений как фактора,
повышающего урожайность. Вот видите,
здесь посажен гартофель в  удобренной
почве, ‘а здесь — В. неудобренной. Видите,
какая разнина! :

- Batem BaM демонстрируют несколько. ку-.
стиков. торчащих из земли. говоря, что
это «опыты» с вегетативным  размноже-.
наем растений, Затем, как высшее добти-
экение «юных мичуриниев», вам показы-
вают яблоню; на которой растут два раз-
личных сорта яблок.

Пнкто не станет отрицать, что школь-
‘ники должны иметь представление о зна-

‘чении’ удобрений. должны познакомиться ©
	пронессом  вергетативноРо размножения, ¥3-
нать. как делаются побвявки. Но ведь
	`поллинный мачуринец — это He просто че-
	повек, зналоний сельское хозяйство. ITC
смелый. экспериментатор, преобразователь
природы, беспрестанно стремялтийся к но-
	  BoMY BO имя лучшего будущего. И кроме
	того, советекая сельская школа — это не
прбето тнкола, rile ‘учат ‘ребят, а своего
рода культурный центр на селе, из кото-
рого должно: распространяться. все нере-
Довое.

Тесцая связь, с окружающей ЖИЗНЬЮ. 6

колхозом, © колхозным производством яз-
ляется вместе с тем и могучим средетвом
трудового воспитания.

Там. ге ‘такой’ свази нет) «трудовое
воспитание» ‘Носит. бормальный;: ’ деклара-
тавный характер. В одной из нодмееков-
ных школ я. наблюдал такую, сцену,

Ученики делали грядки. Более или ме-
нее лобросовестно работала примерно поло-
вина из них, остальные лишь для виза
ковыряли землю’ лопатами. В это время
учительнииа читала’ наставление одному
	  £3 Мальчивов.
	— Вот ты говорищь,. Ввавов, что тебе
это ненитереено. Странно ты рассуждаещь,
Иванов. Ты уже не маленький. ты должен
понимать, что труд — это не забава. Ты
должен воспитывать в с2бе силу воли,
лолжен приучать себя делать не только
To. что тебе ‘интересно, ‘но и TO, что

’ СКУЧНО.
		(ельска

питомник саловых. и. декоративных расте-
	ний и. тем самым поможем бзезепить рРа00-.
чпе поселки нашего района»

‚ Так перел ребятами предетало увлева»

тельное. широкое пе своему размаху. па-
латов пола Поралга уаеинесв В
	«Уважаемые товарищи  Вороткова и Oe
Fecrarueenal Я очень благодарен BaM 38 10. COTHHK
ваще обстоятельное письмо от 13 октября. poe :
Я вчень прошу вас в зимнее время иро- ©
		вести пропаганду полученных вами
S¥ALTATOD...>
Tare  начинаелса письмо. aa
	Так начинается UHChMO = deypeala чпе поселки нашего равона.
Столинакой npewwn. akalemuna SRYMKUAS.  Те пота, побили 900
	Кому адресованы эти’ строки!
	«ТеваринЕ Вороткора» — это тринадца- триотичеекое- дело. десятки. учеников
	тилетняя ‘Аня — ученица нехолной сред! конце зимы срезали с кустов смородины
	ней школы деревни Вовосидорово, «това-
ринг Еретигноева» —— анина подруга и ©0-
ученица Зоя,
	Впервые я познакомилея с ними весной.
	1949. года.
Ewe не доходя ло деревии Повосидолово.
	я узилел окруженный садом варпичный
дом. Над деревьями, над забором торчало
эликое множество скворешен.

Было шесть часов утра. Уроки. конеч-
но, еще не начинались, Но, войдя за огра-
ду. окружавшую школу, я обкаружил там
десятка два мальчиков и девочек. Восру-
женные лелатами, тянками, граблямн, они
рыхлили землю, делоли. грядки. Oana ws
них -— маленькая, очень Бодрижная и Увле-
ченная работой, привлекла м06 вниманию:

— Вак тебя зовут?

— Аня Вороткова,

— А что ты будешь здесь сажать? *

— Картофель.  Стушенной посадкой
долями клубня по методу Якушкина. Вот
узнаем. насколько больше урожай moay-
читея, я слелаем в колходе доблал.

Вноследетвин ясстал частым гостем этой
колы.

Директею школы, ен же преподаватель
бпологии, Марк, Демьянович Тростянекий —
	прирожденный экспериментатор, умвый и
чуткий пезагог. Он лал понять своим учо-
	никам BCIO OTROTCTECUHOCTD поставленчой.
	перел нами задачи. Бель если результагы
	опытов будут утачны. это поможет увели-
	чить урожай картофеля с каждого гектара
колхозных полей на много центнеров, со-
кратить. расход посадочного материала.

Аня ий Зоя почувствовали себя ве про-
сто тткольиинами, выполняюнщими у4е0ное
задание. а участнинами большого. имею-
пет госуларетвенное значение лезла.
	В течение Bcero лета в свободное от
	уродов время они HPHXOIHIH Ha  CBOK)
делянку ‘и работали там, строго выполняя
Bee иравила ухола за картофелем.
	 На призтвольный учаеток часто наведы-
	валась  продеелатель ‘колхоза  «Оалют»
Устинова. `Сна’е интересом пригляхывалась
к казтофельной делянке. Осенью 1949 ге-
да она убедилась в выгодности сгушен-
ной посазки. Весной 1950 года колхоз
«@элют» впервые применил этот метод из
плошади в ива гектара.

Нг только Устинова. но и много других
колхозных активистов и ряловых колхоз-
ников бывает на опытном участке в Но3о-
спдорове. Там есть над чем задуматься.

и

Есть в учебнике ботаники раздел, оза-
тлавленный «Вегетативное размножение».
Есла проходить этот раздел только в в1ас-
се, оп может показатьея сухим, скучным.
Чтобы избежать этого, многие педагоги
используют опытный участок. предлагая
ребятам посадить в землю черенки того
или иного растения. а затем наблюдать,
	как они раззяваютея. В Новосидоровекой.
	школе поступили иначе.
	«това-   церенкя, ранней весной высаживали их в
и с0-  землю. Ребята в волнением следили за wa.
буханиех почек, за тем, как из тысячи.

co nee meee ean weyers cit таза
	Мариэтта ШАГИНЯН
	буханиемх почек, за тем, Baw из тысячи
` срезанных веточек развиваются тысячи.
  новых кустов еморолиньь, Они евоими гла-
Гзами наблюдали попе  веготативиого.
размножения растений. Учась, они чувет-
  вовали себя юными. гражданами, вместе vo
‚ взоослыми стролщими новую жизнь,
  _ Осенью, того що, года в ливолу стали при-.
  бывать за посадочным материзлом послан-.
` цы. со веех коннов района. Вусты сирени,
‚ желтой акации. молодые яссии. вырашен-.
` ные новосплоровекими учениками,  укра-
шают теперь улицы поселков ИТатурторф,.
›‚Керва, Черная Гоцва, города Шатуры и.
многих других мест.

aE

Каждое лето на опытном участке в Ho-
  Bocmopone бывает много гостей: Это хол-.
  XOSH HARA, AFPOHOMbI, студенты, педагоги,
‘школьники, Только за это лето тут @0бы-
`вало около 2 000 человек. и кажлый  на-
шел здесь, на что посмотреть, над чем
‚ призадуматься: Здесь веть хороший Фрук-
Товый: CRA ¢ большими. уже плодоносяшия-
‚ми деревьями, чудесный иветиик.. дей
‚ ПИТОМНИК. 0 КОТором я ТОЛЬКО aro раеска-
‘зал. Но самое интересное на пришкольном
`’участке — это множество маленьких деля-
HOR, “Aa которых лесятки юных. мичурии-
` нев велут оныты‘@ новыми лля Шатуреко-.
	го района культурами. осваивают передо-.
‘вые агротехнические метоты.
  Уже второй. гол. дает ‚плоды METY DAB
ский виноград. выращенный  школьника-
  мц. На олной из делянок торчат длинные
 стебли кукурузы. Вю занимается Зоя Мат-
‘пеева Местная газета «Ленинская. Шату-.
	ря» писала’ ‘00 этих. опытах: «Юннаты.
уже локазали. что виноград отдельных.
’гортов ‘безболезненно  переновыт  влимат.
	Подмосковья и дает здесь высокий урожай,
 что выралиивание кукурузы для колхозов
` района — очень доходное дело».
  Два близлежащих колхоза уже’ начали
`сеять яровую пыенину «Лютеецене 62»,
` которую раньше в этих местах не сеяли.
	и. которая впервые hala посеяна на опыт-
	  нем делянке у HOBOCHIODOBNER, -
  Шомимо винограла и кукурузы, успеш-

но акклиматизировались многие другие’
`гастения. раньше обитавшие только на
	Произведения живописи под замком
	За голы советской власти старый ва-
холустный город Верный превратился в
столицу  социалиетического Казахстана.
Город-сал Ализ-Ата стал ие только алуи-
нистративным. но и культурных центром
богатой реснублики. Здесь пахолятея Ака-
демия наук Мазахской ССР, высшие и
срелние учебные заведения. В Алма-Ате
превосходные тезтры. филармония. пуб-
личная библиотека, являющаяся одной из
самых солержательных в Советском Сою-
зе. Исеть У нае и своя Художественная
галлерея. Но ебли другие культурные уч-
режления работают нормально. то Хуло-
коственная галлерея остается недоступной
	зрителю.
	Беда в том, что она не имеет собствен-
ного помещения. Почти 3 тысячи э5ено-
натов сложены в олвух маленьких комна-
тах:

Для того, чтобы хоть как-то ознако-
мить алмаатиннав е картинами, храняши-
MHCH в галлерее. устраиваютел. выставки
	в бойе ` Оперного театра. Выставки эти
		Такое положение не может считаться
нормальным.

В гадлерее хранятся полотна великих
мзетеров русской реалистической живоли-
си — Ренина, Крамского. Шишклна, Ве-
пешагииа, Мясоодора, Яевитана, Куннджи,
Маковского и других. Мы хотим видеть
эти картины, хотим учиться на них.
	Казахская государственная  хуложест-
венная галлерея должна иметь свое собет-
венное ‘здание, пригодное для экспозиций
произведений живописи. В этом заинтере-
сована вся общественность республики.
	Студенты Художественно-театральнога
училища; ‘Альмуханбетсв, _ Безукладни-
ков, Русанов, Сибирцев, Ахмагбеков,
Серинбаев, Имняков, Мусаев и другие;
письмо подписали 78 студентов.
	АЛМА-АТА
	Так будто все было правильно в этих
словах учительницы, однако я почувство-
вал к ней невольную антипатию. Я поху-
мал. что сама она не любит своего дела.

Трул — не забава, рассуждает эта учи-
тельнина. следовательно, для того, что-
бы воспитать в летях трудолюбие, пужно
приучать их терпеливо выполнять” неин-
тевеснтю работу. —
	юге. Несомненно, что большинетзо ИЗ этих   —— Ad, TRY TT RG eau debt, TTT DUA g
WKURIX EVIbTYD ково можно булет VRE-; ; Тростанекий, — но в нашей страпе Tpyi-—
	это творчество,  дерзание.  радоеть. . Мы
должны выработать в нацгих. детях. спо-
вобноеть лелать любую работу лля себя
	интересной. Пе покезное призхежание дотж-
	Hb) BOCHMTDIBATR B ACTAX COBETCEAY ве
тоги. а активную пастойчивость, обуелов-.
лепную верой в свои сиды. желанием до-
биться больной, благородной пели.

А цель эта может быть поставлена це-
ред детьми лишь при условии тесной cna
зи сельской школы с жизнью колхозов,

с колхозным производством. >
Но пока что -— это задача со многими

неизвестными. hak практически ия
осуществляться 9Ta связь? Вазие она
лолжна принять конкретные Формы?
	Что лолжен представлять собой пришколь-
ный опытный участок? Вто  заниузется
обобщением .и  Паспространением опыта
лучших школ? Когда, наконец,” содруже-
ство сельских школ и колхозов  превра-
THTCA из эпизодического и’ случайного в
обязательную, узакононнаю Министерством
проевешения. систему?

‘южных культур скоро можно булет уви-
леть в Колхоаных валах, на’ колхозных!
полях и огоролах. .

В 1949 году я побывал в. Башкирии, в!
Охлебининеком детском ломе. Педагоги п.
` воспитанники этого. лома раздобыти 40
траммов семян высокоурожайной, очень
ценной ° масличной культуры  «Кромбе
абиссинская». размножили эту культуву
у себя на участке и перелали нескольно
килограммов семян соседнему колхозу. Уче-
‘ники Еторкинской начальной школы поба-
тилн на CBQCM участке южные шунтук-
ские отурты, которые в условиях Чува-
ии приобрели ‘ замечательные качестра:
достигая нескольких сот граммов по ве2у,
они‘ вместе с тем сохранили нежность и
свежесть молодых огурцов. Этим сортом
стали пользоваться колхозники, .

В нажей стране немало таких. пгеол, тде
опытные участки стали евоего рода зеле-
ными лабораториями, помогающими про-
двигать в колхозы лучнигие достижения со-
велских ученых-мичуринцев, пропаганди-.
рующими опыт передовых колхозников.

Нужны открытки о великих стройках
	Но поручению членов клуба юных гео-
гра@ов «Зенит» при Доме пионеров Ок-
тябрьского района Москвы  обранаемея к
вам с просьбой оказать содействие, чтобы
соответетвующие организации взяли на се-
бя труд выпустить серию почтовых откры-
ток, посвященных великим ° стройках
сталинской эпохи.

Каждый пионер, каждый ученик совет-
ской школы хочет иметь такие открытея.
Xepomo, если бы появились и почтовые
марки, посвященные стройкам коммунизма.
		На открытке должны быть примерно т8-
кие данные, какие мы изобразили на при-
лагаемом при этом образце.

С полным уважением

председатель клуба «Зенит»,
ученик  8-го класса 203-й школы
СТЕПАНОВ,
секретарь — ученица 9-го класса
ЖЕБРУНОВА
МОСКВА.
		100.000 радиоприемников
	МИНСК. Получив в 1950 году высокие
доходы, колхозники приобретают мотоци-
клы, велосипеды, швейные машины, мебель.
Особенно. велик спрос на радиоприемникн.

За последние полтора месяца только в
селах Могилевской области установлено
свыше пяти тысяч приемников. Колхозники
Витебской ‘области приобрели за это же
время более четырех тысяч приемников.

Сейчас в домах колхозников Белоруссии
работает около 100.000 радиоприемников.
	Диреклор созвал учеников на общее со-
брание и обратился к ним с поедложением:
	— Сейчас всюду озеленяютея улицы
городов и поселков, разбиваются новые
скверы и парки, закладываются новые
фруктовые сады. Вы представляете  cebe,
какое огромное количество посадочного ма-
териала потребуется лля всего: этого. Сад
у нос уже есть. Лавайте создадим у себя
	1. Карловы Вары
	суем их законное требование к руководи-
телям издательств” «Искусство», «Советский
художник» и «Советский график». Юные
географы из клуба «Зенит» подумали о
художественной пронаганде великих стро-
eh, а как вы, товарищи?
	ОТ РЕДАВЦИИ. В этому письму юные
гоографы приложили свой образец открыт-
ки — любовно вычерченную карту нашей
страны. на которой нанесены места строя-
тельства гидростаНЦиЙ.

Публикуя письмо школьников, мы адое-
	отчаялся? И как принялея, если. бы вы
видели! Я едва слерживад волнение, мне
ударило в голову. Луиза (горничная) 3а-
етавала меня В слезах, я шагал по комва-
те, как сумасшедитий, и бетал по горам
и лесам, не чувствуя пол собою ног. Этого
ничего не’ бывало в молодости. Увы, все
объясняется очень просто. Мариенбадекая
вола производит страпиюе волнение, так
что полнокоовным дают ее ПИТЬ очень
осторожно ‘и немного. Челавно в кииге
Франкля я прочел, что; между прочими
последствиями, онз производит расположе-
ние к умственной и духовной леятельно-
сти. Вог и секрет»,

Радиактивность карловарских и марлан-
оких источников, дыхание земли. которое
чувствуешь, как наеслажленье, при нескон-
чаемых прогулках, ‘имеют могучее `вос-
станавливающее действие на нервную си-
стему человека, делают самого. усталого
сызнова работоспособным. Советские люли
испытывают это на себе, лечась в госте-
приимном чехословацком городке.

Но нет ли у нас, в нашем Советском
Союзе. курорта, ему аяалотичного, способ-
ного оказать такое же целебное и восета-
новительное действие?

Й оказывается. есть такой курорт.
	2. Джермук

Пять лет наззд при Центральном ин-
ституте курортологии состоялось совеша-
ние. Оно быле посвящено почти неизвест-
ному тогла курорту в Армении, не менее,
если не более древнему, нежели Барловы
Вары: Подобно тому, Как в стародавние
времена больные стекались в Варловы Ba-
ры, чтоб по неписаной традиции пройти
«ускоренное» ‘лечение, то-есть — выпи-
взть ло сорока кружек в день. лежа в по-
стели, — подобно этому в незапамятные
времена на костылях плелись люди HO
головоломным ‘рным троикам. иа высоте
горного. хребта, чтобы, тоже по непиеа-
ной традиции, по-трее, по пяти-шести че-
ловек сразу, залезать до самого подбородка
в каменную аму. наполненную горячей во-
	дои. Вола была проточизя. Она непрерыв-.
	но обновлялась. BOAR была минеральная.
И люди сидели в ней пе много. че мало,
по нескольку часов, & иные любители
й ночевали в ней. Й приняв две-три та-
кие ванны, больные чувствовали облег-
ченье, ревматики расправляли свои сустд-
вы, хромые бросали костыли (так рас-
сказывает неписаная легенда) и шли до-
мой. Разные имена хавались этому народ-
HOMY курорту в разное время. Сейчас 22
	Ним ‘укрепилось название «Джермук». .
Bor ero говорилось о Джермуке Ba yil0-
		мянутом выше совещании. Проф. Н. ВН.
Славянов сказал: «Из веех источников
земного шара источник ‹ Джермук. ближе
всего подходит к карловарскому Шлруде-
лю по своему физико-химическому составу
[и по температуре. Он содержит большое
количество глауберовой соли. углекислоты,
большое количество редких элементов,
обладает высокой температурой и громад-
ным дебитом... Таким образом, этот источ-
ник должен иметь не ‘только веесоюзное
значение, но и мировое значение, какое
‘имеет карловарский Шпрудель. Развитие
курорта Джермук должно быть начато в

первую очередь».
	Высоко оценили Джермук и другие уче-
ные. И директор Института курортологии
проф. С. Н. Соколов полвел обший итог
этой высокой оценке: «Курорт Джермук
представляет собой действительно исклю-
чительное явление... В отношении физико-
химических свойств источник термальный
и одновременно газовый. солержаший ред-
хне металлы. Ценность этого источника
несомненна». С тех пор, как был вынесен
этот авторитетный суд, прошло пять боль-
ших лет. 3а эти годы лучтие врачи Ар-
мении и такой выдающийся геолог, как
A. I. Демехин, произвели целый рях иселе-
дований для уточнения действия нового
курорта. Ав то же время он строился и
обстраивалея, ›рос и развивалея, Вместо
трудной горной тропы в нему было прове-
лено удобное птоссе, вместо прежних na-
латок на горных склонах забелели корпу-
са санаториев, пролегли дорожки. выросли
парковые насаждения, появились бювет и
красивое здание ванн.
	Ущелье, ведущее в Джермуку, ° совсем
не похоже на ласковые лесные склоны
Варловых Вар. — в дикой его красоте, в
шуме голубого Арпа внизу, в странных
гофриреванных = базальтовых  столбиках
вдоль каменных стен самый приверел-
ливый альпинист найдет для себя неожи-
данную. неиссякаемую новизну. Не похоже
горное курортное плато на Карловы Вары
и по климату, — там воздух’ насыщен
влагой, высота чуть больше трехсот мет-
ров, дышать в лесном тесном  ушелье
не очень легко. часто моросит дождик: а
Злесь = высота значительно больше. чем в
Карловых Варах. — высота пелой хорошей
	горной вершины! И воздух  разрежен
и абсолютно чист от пыли,  солице
шлет  ультрафиолежюовье лучи, цели-
тельные сами По себе:  пвоты благ-
	ухают на такой высоте одуряюще: гори-
зонты открыты ве вею ширь, прогулок —
кула хочешь. во все стороны — сколько
угодна, хотя и не помечены они для улоб-
ства аккуратными номерками и указато-
	лями; и, наконец. водопад —— великолеп-
ный, могучий, раскрывающий всю гамму
своего льющегося стекла — с треском
распахнутого веера, узкого вверху и ши-
рокого книзу... Все собралось для исие-
ленья. лля отдыха, для восстановления
сил, для радости усталого человека в этом
далеком. почти нетренутом  утолке. Her
предела богатствам нашей Родины; дающей
все очень щедро. полною горстью. — и 34
этими горами, пограничными @ братеким
Азепбайлжаном, лежит в Азербайлжане
другое такое же богатство — источнив
Исти-Су. Целых два «Карлебала», два ана-
лога знаменитым ‘мировым Карловым Ba-
рам в двух советеких республиках.

В Лжермуке сейчае к вачнам и питью
прибавили еще леченье прекрасною мвет-
вою грязью. И, что особенно ценно, здесь
чутко и внимательно прислунтиваются к
показаниям. многовекового народного
опыта. В Варловых Варах пили  раныйе
‘по 40 кружек. Над этим сейчас смеются
и этому ужасаются. И, разумеется, ‘такое
лечение рискованно. Но была же в нем
‘своя крупина рационального? Ведь такое
питье помогало, сокрашало леченье. А как
его проволили? Больной лежал. — сердце
‘его ставилось в наилучшие условия; вода
не залерживалась в организме, она как бы
‘ироструивалась через него.

Врачи и ученые ‘Армении подошли к
опыту пропглого. народному опыту, 06
ужасаний и назмешек. Они пролумали, по-
‘чему долгое енленъе по подборолок в от
крытой горячей ванне (на возлухе) не
только не оказывало” вреда. по вызывало
быстрое иснеленье. Выли отмечены и при
BATE во внимание сопутетвующгие Manto
ры: вола источника была проточной, она
все время обновляллеь. — и это само 1
cede представляет пениейший пелительный
‚Фактор: ванна принималась Ha вольном
воздухе, — сердцу памогала чистота в03-
духа, не была вредных. тяжелых испаре-
ний. скопляющихея в закрытом помеше-
вии. По сути дела, такое лечение частич-
но (в отношении проточновти) осущеетв-
ляется в Цхалтубо и, несомненно, прибав-
ляет эффективность тамошним  ваннам,

К сожалению. врачи в Армении. отметив
все эти Факторы и поньиавлиеь устроить
проточность воды в обычных ваннах,
как будто отказались сейчас от этого дела»
убоявигись его трулности и хороговизкы. —

Курорт Лжермук может вернуть злюровье
тысячам советских люлей. Лля нашего и3=
рода создание курорта — аналога Карловым
Варам не может не прелетавлять кровною
интереса. Поднять эту проблему нам 5а-
ется своевременным.

шего Карловы Вары и обошелиего. все го-
ры вокруг, находится ‘и портрет Гого-
ля. Лучшие русские медики, во главе ¢
довтором Иноземпевым, изучали целебные
свойства здешних вод. В 1927 году здесь
жил И. П. Навлов, и на одной из! клиник
Ha мраморной доске вывечено его BMS.
	Минеральная Bora Карловых Бар при-
надлежит к разряду. горячих  щелочно-
глауберовых. Температура ИГируделя 72.5°
по. Пельсню. Мельнняного — значительно
	Ниже HO тоже горячая. Бода рахиавтив-
	на. От чего тут излечиваются? Нрежде
всего — от заболеваний печени и желчно-
10 пузыря, затем от гастритов, подагры,
ожирения. Вода как бы вымывает из’ ор-
ганизма избыток солей, ‘очищает Еровь,
обнавляет. н -омолаживает человека. Гете,
лечившийся в Карлебаде, писал оттуда
жене, что он: вернется домой «хоропю
прополосканным». На третий, на четвер-
тый день пребываняя на курорте больной
начинает приобретать ту яркорозевую Ko-
ЖУ, то 06000е, свежее «заторание», которое
получаетея не 0т солнца и воздуха толь-
ко. а от повышения обмена, повышения
общего тонуса. На протяжении десятков: и
сотен лет методы лечения резко измени-
лись. Сейчас больной за чае ю вы вы-
	пивает медленными `млоточками свою круж-
	ку-полторы воды. Просматривая огромную
старую ‘литературу 0б этом курорте, BH-
дишь; что ведь. в сущности, он еше очень
мало изучен. Прежние методы врачеванья
засекречивалиеь врачами-частниками; каж-
лый ‘берег свой опыт прое себя. любой со-
вет расценивалея Ha деньги, ‘и только
сейчас в молодой народно-демонратической
республике Чехословакии начинают закла-
дываться правильные основы для похлин-
но научного изучения курорта и, массового
использования: его, лля народного здоровья.

И. Карловы Вары, и Марианские Лазни
при правильной постановке врачебного
дела могут принести трудящимея peciy6-
лики и всех других демократических стран
це только ‘резкое облегчение от болезней,
но и’Тот’ важный восетановительный   от-
дых, который необходим для труда. Нельзя
тут не вспомнить. что именно на этих ле-
сенетых склонах. в этих долинах, напоен-
ных ароматом земли, ‹ создалась, одна из
лучитих книг классической ‘русекой лите-
ратуры — «Обломов», Около ста лет Ha-
зал. в 1857 году, Й. А. Гончаров приехал
в Марианские Лазни и, начавии J7e-
читьея, написал целую книгу. Он pac-
сказывает об этом‘в письме к И. И. Льхов-
скому; «Как это случилось, FTO я. чело-
век мертвый. утомленный.  разнолунитьуя
	RO всему. Tame BR собетвенному ° уенеху.
	ВА КУРОРТА.
	лись, рядом со швицами, могучие серебри-
стые караваевские быки-производители, что
луга тут подкармливают минеральными
удобрениями... И где надо слезть, чтобы
посетить знаменитую Деменовскую сталак-
титовую пещеру, и куда надо ехать, чтоб
	добраться до пешеры в горе Манцохи (Ма-
	чехи). Из этого букета самых разнообраз-
ных — и важных, и совсем пустячных —
беглых впечатлений складывается у вас в
душе еще не зримый, а только лишь чув
ствуемый, какой-то удивительно милый
образ дружественного нам народа — Hapo-
‘да большой технической культуры и «30-
лотых рук», прославленных мастерством.
двух часах езды за Прагой — узкое
ушелье реки Теплой: сдвигаются: лесистые
торные стены: нарядный. тесно обставлен-
	ный домами, вытянувшимиея по ‘крутому
амфитеатру, курортный городок Варло-
вы Вары, знаменитый курорт, известный
в прошлом под немецким названием Hapac-
бал. В центре его, у самой реки, под ка-.
менным куполом, встает вечное облако
пара —— это возносятся из земли, окутан-
ные мельчайшими брызгами, водяные струи
главного. источника — Шируделя.

Много русских людей знало и любило
этот чехословапкий курорт, иного русских
врачей практиковало в. нем, Варловы Ва-
PE — один из старейших курортов в мире,
он был основан. в ХГУ веке, Eme Herp Be-
дикий, заболев, приезжал сюда лечиться
в 171 и 1712 годах, -— следы его пре-
бывания ‘тщательно  сохранёны’ чехами,
Лечились тогда не’так, как сейчас. Петр f
болел печенью, его мучила цыига. Лежа,
по тоглангнему правилу. в постели, он
выпивал 30-—40 кружев горячего Шпру-
деля в день, и длилось это леченье от
семин до десяти дней. Пить. надо было при
закрытых окнах. Почувствовав облегченье,
Петр I повторил этот «курс».

С его «легкой руки» в Карловы Вары,
а позднее и молодой, соседний с ними —
в 45 километрах — курорт ’Марианекие
Лазни (бывший Мариенбал) перевидали
множество русских. Здесь. в большом зале
тостиницы Wynn. gp 1875 голу _ читали
свои произведения И. С. Тургенев и
А. К. Толстой, играли Глинка и ‘Антон
Рубинштейн: Здесь ‘лечился’ Готоль. и в
крытой  колоннале второго `` иёточнива,
	Мельничного, на стене, вместе с м-
	Для тех, кто едет в Карловы Вары по-
ездом, со стороны Закарпатья, эта более
длинная и не очень еще удобная дорога
вознаграждается множеством впечатлений.
Проезжасшь через всю Чехословацкую рес-
публику. вдоль ее извилистого, протяну-
того горизонтально тела, — oT крайней
восточной точкн, станции Черна; 49
самой почти крайней запахлной. И все ви-
дишь сразу — мягкие, веобыкновенно
уютные очертания холмистой, выхожен-
HOH, выхоленной земли, © ее главными
Бультурами: свеклой, ячменем (на пиво),
знаменитым экспортным хмелем, — хмель
вьется. правда. южнее, по длинным, сет-
ками поставленным  столбикам, создавая
своеобразную картину каких-то зеленых
ажурных беседок. Журчит и торопится
горная речка Ваг, прохолят, вырастая Ha
горизонте, гордость республики, Высокие
Татры, лесистые живописные горы, и
BOT yue минули Татры, и красивая Словз-
	вия позали, мы — в парстве угля, в боль-
	шом промышленном центре Моравека-Оет-
	рава, Ho ‘Tak WEPOR и весел _ сельскохо-
	зяйственный фон Чехословакии, что ев
мощная, многообразная  промытиленность,
одна из самых круцных и. развитых в
нентрё Европы. ‘не. давит горизонта’ ни
дымом, HH копотью, а, можно оказать,
«утопает в садах». И на всем пути — ма-
ленькие, изящные станционные постройки
с шашечными — черное с белым — Еры-
тштами, неизменные корзинки с цветалит,
подвешенные к потолку вокзалов, словно
клетки с птицами, обязательные квадрат-
ные булочки е одним болышим и пиировим
окном. откула весело выглядывает желез-
нодорожник е флагом. Ha каждой стене,
вдоль заборов. между окнами -—— лозунги.
Й большие портреты товарища Сталина и
Клемента Готвальда.

Вы узнаете, разговорившиеь с соседом,
что в больших государственных  хозяй-
ствах, гле имеется племенное животновод-
ство, < уже 60 процентов всего телячье-
го молодняка воспитываетея по методу на-
mero Штеймана. что коз-гле уже появи-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 13 января 1951 г. № 5
	заичным портретом Карла Маркеа, любиз- вдруг принялся за труд, в котором было