Письма в редакцию
	автор показывает...»
	абоннй» выпустило книгу очерков Ве. Саблина
пой землей». Газеты «Московский комсомолец»
	950 гола и «Московская КОоЧетерое® в ПОТЕ 9
пили откликнуться на книгу рецензиями; первая —
	еумеренно расхвалившими очерки Be,
убедить читателя, что «автор неплохо
на недостатки, «еборник... представляет
о книге только дифирамбами; «Яркими

х примерах автор рисует...» «книга ярко
	сами скажут © том, насколько «яр-
шахтеров . Подмосковного угольного
	Многого стоит и такое признание Автора;

«По дороте я ‘узнал, — пишет Ве. (5.
лин, — что в пятидесяти  килюметрах от
Сталиноторска находится  Фуликово поле,
Этого я никав не ожидал. Знаменитое ме-
сто битвы Лмитрия Донского казалось ине
чем-то бесконечно далеким, почли нереаль-
ным. И вот, овазывается, поле существу
ет».

В книге мното всяких погрешностей, в
чзетности, технических. .

В заключение хочется налюмнить Ве
Саблину To место из статьи М. Горького
«0 пользе трамотнюсти», где говорится 4
литераторах, путешествующих «талопом»:
«...Молюдой писалель, путешествуя «тало-
пом», врет в карьер. А редактор газеты
печатает вранье, не замечая ето».

Вс. Саблин «обокакал» ma MSIE ny
селки и шахты Мосбассь. В пути он тор
пливо, неразборчиво записал десятки bu
милий, названий, цифо. Очень жаль, что в
тероическом ‘труде  торняков о столичного
угольного бассейна написана такая ‘иеудач-
ная книга,

К. РАЗИН,
	заведующий отделом пропаганды
и агитации Сталнногорского ГК
вкп(б)

С. ПОЗДНЯКОВ,
руководитель литературного объедн
нения Сталиногорска
	Что за странное лелелгие Ha столичную
	и периферийчую критику?’ И тлавное: раз
ве отзывы Ha книги в местной печати Fe
		«Яркими красками
	Излательство «Московский р
@ maxrepax Мосбасса «Глубоко
в номере от 26 октября 1950 г
3 ноября 1950 года поспешили
	А. МАКАРЕНКО

ыборное право тр
		_шет тридцать пять назад, перед япон-
ской войной — самое слово «выборы», ка-
жется, отсутствовало в лексиконе среднего
трудящегося человека в России...
	Мой отец был рабочий, и поэтому я
учился на медные деньги. Хотя слово
«выборы» и было мне известно, но я очень
редко мог употребить его в разговоре: по
какому случаю, в самом деле, оно могло
прозвучать в моей речи?

Мне, как и другим представителям мое-
го класса, случалось, конечно, слышать,
что ееть такие выборные — высокотюстав-
ленные лица — губернские и уездные
предводители дворянства. Никогда в жизни
я не видел такого предводителя, ни живо-
го, ни мертвого. Мои жизненные пути и
жизненные нути нредводителей почему-то
не пересекались. Это происходило, может
быть, потому, что наши жизненные пути
были расположены в различных плоеко-
стях: пути мои и таких людей, как я,
были проложены где-то по земле, и PO-
разло выше, очень высоко,  недосягаемо
для глаза проходили пути дворянские. Вот
я сейчас вепоминаю и никак не моту
вспомнить, ETO HS моих знакомых был
дворянином. Правда. в 1914 году в городе
Полтаве меня, по 0с0бой протекции, реко-
мендовали в репетиторы в семью полтав-
ского губернатора Багговута. Я почти 96-
радовался, если вообще можно говорить о
радости в таком случае. Но это репети-
теретво обещало мне хороший заработок, а
креме того мне хотелось посмотреть на
потомка одного из героев двенадцатого гола,
тенерала Багговута, убитого пол Тарути-
ном, которого и dl. H. Толелой помянул
добрым словом. Мои расчеты не оправда-
лись. Я занимался с племянником губер-
натора несколько месяцев, но кроме этого
племянника, чрезвычайно несимпатичного
и глупого мальчика, я никото из губерна-
торской семьи не видел. Встречал я ла-
кеев, каких-то приживал да нечто вроде
гувернера, все такая же наемная рабочая
сила, каки я. Они допускали меня в
губернаторский дом через черный ход, они
торговались со мной о цене и не позволи-
ли мне ничего лишнего сорвать е имени-
того работодателя, они же раз в месяк
вручали мне конверт, в котором вовсе не
были написаны благодаретвенные слова- за
мою помощь губернаторской семье, а толь-
ко помещались обусловленные пятнадцать
рублей. Мои пути и пути дворянекой семьи
Багговутов помещались в настолько раз-
лнчных плоскостях, что БВагговуты даже
не могли выелущать мое мнение о способ-
настях и прилежании члена их семьи —
мего ученика, а нужно полагать, что моз
мнение сколько-нибудь их все-таки инте-
ресовало.

Если в атом во всех отношениях заме-
чательном случае наши нути не пересек-
лиеь, то какое же отношение могли иметь
&0 мне и ктаким, как я, какие-то выборы
предводителей? Как выбирались. предводи-)
тели хзорянетва, губернские и ‘уездные,
для чего выбирались, каким способом, яв-
ным или тайным, какие там страети ки-
пели во время выборов, ни я не знал, ни
все мое общество. Не только не знали, но
и не пытались знать. Ведь даже это, та-
кое далекое от нае, абсолютно недоступ-
ное, чванливое и богалое дворянское обще-
ство,  обитавшее на таких высотах, кула
даже наши взглялы не достигали, само
было обществом табским. пресмыкаюньим-
ея, обществом, о котором так хоропю в
свое время было сказано Лермонтовым:

Неред опасностью нозорно-малодушны
И перед властию презренные рабы...
	Но между нами и дворянством. лежало
еще несколько сфер, обладающих также
какими-то выборными правами. Эти сферы
мы уже могли наблюдать невооруженным
глазом, но только в общей картине их, —
в настоящие тайны их деятельности и их
прав мы тоже проникнуть не могли. Это
были те «круги населения», которые вы-
бирали городское и земское «самоуправле-
ние». Такие выборы тоже происходили 60-
лее или менее секретно от трудящегося
населения. Может быть, у них происходи-
ла предвыборная борьба, может быть, У
них выставляемы были плохие или хоро-
тие кандидаты, произносились речи, ки-
пели етраети? Кто его знает. Мы даже не
знали имен тех людей кто участвовал
в выборах. Кажется, их было так немного,
что они все могли поместиться в одном
зале, предетавляя болыной город с населе-
нием около ста тысяч, и, насколько Я
помню, голосование у них производилось
шарами, что возможно только в небольшом
«своем» обществе. 0 всех процедурах их
избирательнй кампании мы не могли
узнать даже из газет, — печатались только
имена избранных членов городской или
земской управы, но и в этих именах для
нас не заключалось никакой  сенвации.
Почему-то так выходило, что ‘городские
головы и члены управ десятилетиями за-
пимали свои посты. В городе Кременчуге,
rie я провел болыную часть жизни, е тех
пор, как я начал себя помнить, был го-
родекой голова Изюмов. Я видел его срав-
нительно молодым человеком, потом пожи-
лым, потом стариком, потом помолодевигим
при помоши черно-синего гребешка, — а
он все ходил городским головой, и все в
городе прекрасно знали, чтр Изюмов и есть
от природы городской голова и что никто
другой им быть не может. С ним, конеч-
но, не вязалось представление о каких-то
там выборах, 0б ртом никто не думал, не
думали, вероятно, и сами избиратоли. В
нашем гороле не было даже такой моды
различать: вот это избиратель, & этот IH-
шен избирательных прав. Очевидно, не-
большая честь заключалась в том, чтобы.
раз в три года положить белый, или чер-
ный шар направо или налево. Направо
мог стоять Изюмов, налево какой-нибудь
другой купец, похожий на Изюмова, а.
может быть и никто не стоял, ибо зачем
стоять, сли есть Изюмов, который мирно
сидит себе на месте городского головы вот
уже столько лет, никого не трогает, чинит
мостовые, собирает налоги, назначает учи-
телей в поллюжины начальных школ, а
вообще «человек честный и приличный».

Такая штука называлаеь городским са-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 16 января 1951 г. №6

SGA SOee Pee eeer sees aterarese ene

Статью «Выборное право трудля-
щихся» Антон Семенович Манаренно
написал но дням первых выборов
в Верховный Совет СССР—в цде-
кабре 1937 года.

Прошло более тринадцати лет с тех
пор. Но и сегодня, накануне всена-
родных выборов в Верховные Сове-
ты союзных м автономных республик,
все с той же силой звучит вырази-
тельное и jYMHOG слово писателя-
	все с тсй же силой звучит вырази-
тельное и умное слово  писателя-
трибуна.

Мы публикуем статью в сонращен-
ном варианте. Полный текст статьи
был опубликован в двенадцатой нниге
журнала «Красная новь» за 1937 год,
	WY AR Sd LEN ASCE!
	ния жизни ‘трудящихся, нН9 нужно . ожи-
даль улучшения условий борьбы, Поэтому
возвращение к «деятельноети о русского
духа», т. е. возвращение к откровенному
разгулу’ азиатокомю — самодержавия, He
мотло удаться вполне, но удалось ча-
стично. Если на выборах в первую и во
вторую  Государетвенную думу еще можно
было слышать кое-какие евронейские зз-
пахи, то уже в 1907 году они были оено-
вательно испорчены азиалекими  привыч-
ными актами  «леялельности в русеком
духе»: виселицы Столышина, погромы,
резиновые палки в руках членов «союза
русского нарюда», отправка на каторгу
всех сопиал-демокралюв второй Tocyyap-
ственной думы — вот те самобытные спо-
койные орнаменты, которые ¢ воодущев-
лениём прибавил Николай НП к формуле
четырехвюстки. А закон 3 июня 1907 года
и самому избирательному закону придал
характер прямодушино азиатекой  бесцере-
монной откровенности. Шо этому закону
только крупные землевладельцы получили
празо непюсрелетвению посылать в губерн-
ское избирательное собрание своих выбоз-
щиков да первая (богатая). курия в горо-
jax получила приличное  предотавитель-
ство. Все остальные граждане должны бы-
ли пройти через. несколько сит разных
собраний, уезлных и губернеких, чтобы
добиться одного-двух мест в губерноком
избирательном собрании. Закон был сделан
цинично грубо, даже без заботы о ловко-
ети рук; по наглости это было нечто
неповторимое. По такому закону рабочие
н крестьяне располагали всего 9 процента-
ми голосов в губернском избирательном со-
брании, т.е. фактически не могли поелать
ни одного депутата. Это было явное, откры-
тое издевательство лворянско-буржуззного
	блока над интересами и жизнь
Ю 2
шихся.:. mov
		И. Макарова, вторая — А. Мичурина, неумеренно рас
Саблина, Если И. Макаров стремится Убедить читате
знает жизнь Мосбасса» и что, несмотря на недостатки,
интерес», то А. Мичурин уже говорит о книге только
красками автор показывает...» «на ярких примерах ав
	и убедительно повествует...?.
	Обидная классификация
		бассейна.
Ве Саблин ставит перед ©0бой ззлачу
	дишь в убеждению; посетил писатель на
машине намоченные объекты, второнях за-
нес в блокнот десятки цифр и фамилий,
не вникая в еуть фактов. а затем все это
«литературно» обработал, и... книга гото-
ва. В тексте много фамилий, но мы глу-
Goro ошибемея, если всех упомянутых в

Ве Саблин лважды утверждает: «На бо-
	регу. Иван-озера дымят трубы ГРЗ%».
Кажтому сталинюторцу хоропю известно,
	что ГРЭС построена на берегу реки, а Иван-
озеро от электростанции в двенадцати ви-
лометрах.

Ве. Саблин исказил фамилии героев: де-
путат городского Совета тов. Бобкова, уби-
тая гитлеровцами, превратилась в Бочко-
ву, тов. Хробищев —в Храбищева. А ведь
имена эти ю0с0бо дороги для нас.

Всеми в Мосбасее уважаем Антон Ива-
нович Соклажов, забойщик стаейшей max-
ты Сталиноторска. Почему же автор кни-
ти, вопреки истине, превратил знатного
проходчика в какого-то Циклакова?

Перепутав фамилии и местонахождение
предприятий, Вс. Саблин, видимо, репил

щегольнуть ‘художественными  перлами.
Он пишет: «Воубовка Oba по почве,
	В газете «Известия» за 6 января
1951 г помешена статья’ Дм. Прокофьева

моуправлением или земским самоуправле-
нием, — штука, собственно говоря,   бедная,
настолько бедная, что, пожалуй, и не стои-
ло бы линать нас права  толосовать за
Изюмова, а © пдрутой стороны, и для нас
не было смысла добиваться подобного
«избирательного права». Однако, как это
ни странно, это самоуправление вызывало
заметное умиление у многих интеллигент-
ских душ, и даже самое слово «земство»
некоторые произносили с дрожанием голо-
са. Тогда не уставали перечиелять и они-
сывать в книгах разные земекие подвиги,
между которыми называлась постройка
дорог, хотя все хорошо знали, что как раз
дороги в нашей стране блистательно `оч-
сутетвуют, и дорогой называлась такая
часть земной поверхности, которая наиме-
нее приенособлена для езды. С таким же
умилением говорили и о торолеком само-
управлении, несмотря на то, что вее Halla
города, за исключением, может быть, од-
ного. Петербурга, жили бедно, грязно, пе-
реполнены были влопами и собаками...
	Тородское и земское самоуправление, со-
провождающие их выборы и карьеры от-
дельных ‘лип, реализуемые в отдельных
выборах, были той жалкой «демократиче-
ской» подкладкой самодержавия, которую
мы, пролетарии, даже не ощущали. Нанта
жизнь помешалась за границами даже та-
кой общественности, а ведь наша жизнь
это была жизнь BCCDO русекого народа.
К нам эта общественность изредка прикахса-
лась самым «теплым» своим боком, боком
благотворительноети. У столпов обществен-
	‚ности, у этих горолевких голов и членов, у
	их жен и дочерей иногда начинало зудеть
под какой-нибудь идгалиетической ложеч-
кой, тогда, смотришь, на. одной из второсте-
пенных улиц воздвигаелея народный дом. —
один на губернию, который только потому
назывался народным, что не совсем удобно
было называть его «простонародным». В
другой раз, в таком же порядке рука,
«дающая и нооскудевающая», начинает
строить приют для сирот, очевидно для
сирот наних, пролетарских, но на откры-
тии приюта пьют и закусывают, и ухажи-
вают за дамами, и вообще кокетничают и
добрыми сердцами и неоскудевающими
руками отнюдь не пролетарии, а все та же
«общественность». В третьем месте стро-
HICH дешевая столовая, в четвертом вечер
для бедных студентов гремит музыкой и
птетоляет.^ прогрессивным духом. Только’
теперь _е высот еоциалистического общества.
видно, сколько и во всей ‚этой. обществен-
ности, и в ее выборном ‘праве, и в ее бла-
готворительности было настоящего  и0-
хабного цинизма, настоящей духовной че-
ловечеекой нищеты, сколько оскорбления
для действительного создателя жизни и
культуры — для трудящегося человека, Но
и тогда трудно было кого-нибудь обмануть
из «простого» народа: народ прекраено по-
нихмал, что ему положено судьбой работать
но 10—12 часов в сутки, жить в лачугах,
в темном невежестве, продавать труд своих
детей, периодически переживать голод и
BCerda дрожать перед призраком безрабо-
тицы. Это была определенная, освященная
богом, веками и батющками доля, и то 0б-
етоятельство, что где-то кого-то выбирают
господа, в сущности, мало KOTO занимало.
		После 1905 года, года, наполненного
нашей борьбой и нашим гневом, на ецене
«общественности» были поставлены новые
декорации... Правда, самое слово «консти-
туция» считалось крамольным словом, но
все было сделано, почти как в Европе:
происходили выборы, боролись партии,
произносились речи, принимались запросы,
обсуждались законы, разгорались страсти
и апнетиты. Российская история вступила
в новую эпоху. Прежде было в моде ще-
голять открытым цинизмом самодержавия,
азиатской откровенностью насилия. Теперь
	  олжны были войти в обиход утонченные
	европейские формы; Законными и буднич-
ными сделались слова «прогрессивный»,
«демократический», «свобода», даже слово
«народ» начало выговариваться без преж-
него неизменного обертона  «простонаред-
ный»... Настоящим хозяевам жизни этот
стиль не очень нравился. Романовская фз-
милия, романовский двор, аристократия,
дворянство не могли так скоро отвыкнуть
от привычной азиатской простоты отное-
ний, от непосредственноети и искренности
кнута, OT неприкрытого, откровенного [Pa
бительства..: Николай П даже в 1913 тоду
писал миниетру внутренних дел Маклако-
BY о своем желании распустить Государ-
ственную думу, чтобы вернуться к «преж-
нему, спокойному течению  законодатель-
ной деятельности и притом в русском ду-
хе». Этот самый «русский дух», не да-
вавший покоя Николаю Ц, в сущности,
был настоящим средневековым a3KaTCREM
духом, духом Шахов и падинтахов, 6ees,
пашей и беков.. Изямное и пахнушее.
духами буржуазное избирательное право,
фасонно укралценнюе формулой © всеоб-
щих. равных, прямых и тайных выборах,
самый тонкий, лакированный и полео-
ванный инструмент классовой власти бур-
жуазии, Николаю П и его бамибузукам
казалея чересчур нежным и ненривычно
хрупким инструментом сравнительно с
испытанными = средствами; нагайкой и
виеелицей.

Но «прежнее слокойное течение зажоно-
дательной деятельности» ‘не так легко бы-
10 восстановить. ибо хоропю  помнилея
1905 гол, помвилось гневное  выетупле-
ние пролетариата и крестьянства, вепоми-
Haden матифеет 17 октября. ве поминалигь
И московское восстание, и великая заба-
стовка. и пожары поменичьих усадеб.

Рабочий клаее и стоящая во главе его
	‘партия болыневиков знали. чо й от са-
	мого намовролейского  изоирательного за-
кона нельзя ожилать коренного  улучше-
	Во многих новых домах Москвы от-
нрываются ннижные магазины. В’ ниж
	нем этаже жилого корпуса, построен-
ного для рабочих 1-го Государственного
подшипнинового завода имени Л. М,
Кагановича, разместился ннижный ма-
газин № 62. У него — широкий нруг по-
стоянных покупателей. В магазине
большой выбор художественной, поли-
тической и научной литературы,
Получены новые книги! Стахановещ
завода «Динамо» имени С. М. Кирова
токарь В. Шишов сегодня вновь попол-
нит свою библиотеку. Продавец В. Да-
выдова заботливо помогает ему выбрать
	литературу.
~ Фото В. ЗУНИНА
	Ирина СНЕГОБА
	Стихи о металле
	Слышите-——гудит эфир над Hand,
Залыхаясь от лихих вестей?
	Важдый день
В Корее и Вьетнаме `
Убивают
	детей!
	Тех ребят, которым днем погожим
Инижки бы с тетрадками неети...
Люди мира!

Мы молчать не можем,

Мы должны своих детей спасти!
	Знаю я: во что бы то ни стало
Мы добьемся мира на земле —
Будут люди делать из металла
Для ребят «конструкторы», чтоб встала
С детства новостройка на столе,
Да велосипеды — сколько надо!ы—
Да коньки для ясных зимних дней,
Да горнистам горны для отрядов,
И не будут

выпускать

снарядов,

Чтобы ими убивать детей!
Возведут под северным сияньем
И в песках высотные дома,
Сократят ракетой раестоянья,
Переполнят хлебом закрома...
Это будет! Непременно будет!
И земля забудет минный вой,
Слышите — везде простые люди
Поднимают гневный голос свой!
	«ПЕТЕРБУРГСКИЙ
МЕРИДИАН»
	ЕНИНГРАД. В фондах Академии наук
СССР обнаружены неопубликованные доку-
менты, относящиеся к установлению в на-
шей стране во второй половине ХУШ века
«Петербургского меридиана».

Во второй половине ХУШ века в России
была предпринята болышая работа по. кар-
тографированию европейской части страны.
«Межевая экспедиция» сената столкнулась
с необходимостью иметь отправной мериди-
ан для определения основной долготы при
составлении карт и обратилась в Россий-
скую академию наук_с просьбой установить
«меридиональную линию». ;

В 1774 году этот меридиан был установ-
лен. Он проходил через Петербургскую
астрономическую обсерваторию, находив-
шуюся в здании петровской кунсткамеры
	на стрелке Васильевского острова. Для от-
	метки этого меридиава на площади за
кунсткамерой был установлен специальный
каменный столб с солнечными часами. Из-
готовление и установка этого меридианного
столба производились’ под руководством
знаменитого русского механика: И. П. Ку-
либина.

«Петербургским  меридианом» русские
геодезисты пользовались долгое время для
проверки инструментов и составления гра-
дусных сеток карт. В 30-х годах прошлого !
	века взамен этого меридиана в России был
установлен Пулковский.
	По следам выступлений
«Литературной газеты»
	«Благородный поступок врача»
	#5 марта 1950 года «Литературная
газета» в разделе «Коротко 0 важном»
напечатала заметку «Благородный посту-
пок врача». Речь шла о пековском враче
Н. И. Кононове, который с риском для
собственной жизни спас больного дифте-
ритом двухлетнего Юру Емельянова:
	После опубликования заметки, как
сообщил нам секретарь пековской литера-
турной группы тов. Ульянов,  совет-
ские люди по достоинству отметили благо-
родный поступок доктора Кононова.
	Николай Илларионович получил письма
из Москвы, Ленинграда, Гродно, ербако-
ва, Новосибирека, Одессы. Среди коррес-
пондентов  поковекого врача — студенты,
рабочие, военные, поэты. служащие...
	Исполком Псковского областного Совета
наградил Н. И. Кононова почетной грамо-
той. Врачу предоставлена квартира.
	Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 26 октября 1950 года. ордина-
тору Пековекой областной больницы
Н. И. Конопову приевоено звание заелу-
женного врача РСФСР.
	Отец Юры написал ему:
	...Утончениое европейское  приличие,
этот демократический костюм хищническо-
TO империализма в особенности привлекал
меньшевиков и эсеров. Недаром после
свержения самодержавия они затеяли та-
кой нежный флирт с Антантой. Оклябрь-
ская революция спасла советский народ
от этого утонченного. наиболее ханжеско-
го. наиболее развращенного вида экеплоа-
талии,

‚ Стоит почитать историю любой европей-
ской демократии, чтобы увидеть всю безна-
дежную глубину того мошенничества, ко-
торое называется на Западе до сих пор
всеобттим, прямым, равным и тайным из-
бирательным правом. Не нужно при этом
перечислять все отдельные уловки и
исключения, которые делают это нраво и
не всеобщим, и не равным, и не прямым,
ий не тайным.

...Л0 сих нор самые демократические вы-
	боры в буржуазных государствах не могут
прекратить тот сложный и хитрый ноли-
тический пасьянс, который называется
парламентевой борьбой. В своей  классо-
вой власти, в руководстве классовым `Ро-
сударетвом ‘буржуазия выработала страши-
но сложные и тонкие приемы борьбы. Сре-
ди этих приемов главное место занимает
одурачивание избирателей программами и
обещаниями, ажиотация,  дохолящая до
авантюризма, хитрые системы блоков и
компромиссов, игра на ближайших, сегод-
няньних интересах, разжигание сегодняш-
ней злобы дня, подачки,  подкупы, нако-
нец, сенсационные взрывы и повороты.

Великая социалистическая революция
избазила нашу страну от утонченной си-
стемы мошенничества и обмана  трудя-
пихСя. Е
		«Иритики проходят мимо»... Автор верно   ве отзывы на книпи в местной
замечает. что «многие книги, выходящие в   могут быть профессиональными?
	местных издательствах, не находят оцен-   Дм. Прокофьеву неизвестно, что в многих
	городах нашей страны работают препода
ватели вузов, учителя, журналиеты,; пл
доворно занимающиеся критико-библиюгоа-
	ки CO стороны профессиональных крити-
ков. Надо прямо сказать: критики в боль-
WOM долгу у областных писателей, Они
	почти не заниматся ими, не следят за их   фической работой. Неизвестно, видно, ему
	И То, что они выступают в местных га36-
тах. в сборниках и альманахах © квали
	фицированеьми рецензиями и отзывами н&
КНИГИ.
	Да и вообще совертеено очевидно, Tt
качеютво ютатьи не определяется местожил
	тельством  BDPUTHRA, сора здесь nf
при чем.
	творчеством? .
Но нельзя сотласиться © весьма стран-
ным пониманием автором статьи тото, что
такое «профессиональная» критика.
«Поскольку. профессиональная ‘крити-
ка, — пишет Дм. Прокофьев, — та невни-
мательна к творчеству писателей, живу“
ших и работающих на периферии. им
	приходитея довельствоваться теми отзыва- В. КОМОВ,

ми и оценками, которые появляются в заместитель penaKropa. ~«Opaosciol
местной печати». правды».
STs

Необыкновенная история

В книге «Французская новелла ХШХ ве-  чарова появилась в 1847 году котла и
	Эмилю доля, и Альфонсу Доде было всего
лишь по... 7 лет (они оба, как сообщается
в этом же комментарии, родились в 1840
году). Спрашивается, ках мог автор «Обыв:
новенной истории» писать о малолетних
детях Эмиле и Альфонсе и как они могли
понять значение натуральной школы;
стать «самостоятельно на этот новый для
них путь», если в то время они еще
только что освоили азбуку?

В действительности же приведенные
выше слова взяты не из романа И, А. Гон-
чарова «Обыкновенная история», а из 60
статьи «Необыкновенная история»,   ROTO
рая была найисана спустя тридцать дет
после его романа, когда Эмиль Золя и Аль
фоне Доде были уже зрелыми писателями;

Обидно, что тт. М. Трескунов и Е, Эм
кинд, комментаторы солидного издания,
внесли путаницу там, где надо бы

внести ясность.
С ЛУБЭ
	ка» (Гослитиздат, 1950) — хорошая бума-
га, богатые иллюстрации, красивое оформ-
ление, виньетки... Читатель найдет здесь
такие широко известные произведения, как
«Гобсек» Бальзака, «Кармен» Мериме,
«Простое сердце» Флобера, «Пышка» Мо-
пассана, «Вренкебиль» Франса и многое
		В конце книги — комментарий. Авто-
	ры — М. Трескунов и Е. Эткинд. Вот ryt-
то мы и подходим к самому необывновен-
HOMY.
	На стр. 781 комментаторы  пингут:
«И. А. Гончаров в романе «Обыкновенная
история» справедливо указывал, что
«.. Истинно талантливые писатели. как
		значение нашей натуральной
	И вот сейчас мы, советский народ, дер-
жим в руках действительное изби-
рательное право, действительно все-
общее, действительно разное, тай-
ное и прямое. Наше выборное право есть
действительно всеобщее, всесоюзное воле-
изъявление трудящихся.
	кий избирательный зажюн, совет-
ская избиралельная кампания совершенно
несравнимы с чем-нибудь подобным в дру-
гом обществе. Нет никакой плоскости, ле-
жащей выше трудящихся, нет никаких
сфер, обладающих непонятной для меня
психикой, неизвестными мне планами и
тактикой. Вокруг меня на всем простран-
стве СССР есть только трудящиеся, путь
каждото из них ясен, ясны его способно-
сти, ето заслуги, его стремления. Я вижу
их всех привычным глазом‘ товарища в
привычном разрезе нашей солидарности.
о не встанет против меня в чуждом
для меня фраке или мундире, никто не
будет лгать, никло не пообещает мне ни-
чего сенсационного, HHETO не покажет
мне утлынюек авантюры, уверяя меня, что
это реформа, Нельзя обмануть гражданина
СССР, прошедшего не только опыт свободы
от эксплоата . Но и опыт невиданного
в мире строительства, невиданного в ислто-
рии народного творчеетва. В этом гранди-
озном опыте молодого советского народа
больше гарантии ето прав, чем в любом
писаном зажоне. Наше избирательное
право — это прежде всего наша фактиче-
ская сила, коллективный результат наших
народных побед.
	Любого кандидата, который встрелится
на нашем избирательном пути, мы обяза-
тельно сшюсим: 3 какое участие он прия-
нял в социалистическом строительстве, ка-
кую энергию он отдал советскому народу,
как он проявил свою личность в истори-
ческой нашей борьбе? И котла мы полу-
чим ответы на ‘эти вошрюсы, для нае будет
совершенно ясно. достоин ли этот человек
быть избранным...
	У всего советского народа ееть одна
программа, один план будущего, одна еди-
нохушная готовность продолжать  строи-
тельство социализма в нашей стране, пнро-
должать дело Ленина-— Сталина во всем
мире.
	В этом совершенно исключительном яв-
лении нашего морального и политического
единства. заключаются весе гараниии и все-
общности, и равеонетва, намтего избиратель-
ного. права. Эти качества наптетм закона и
налиего права естественно вытекают из
фактических отношений в стрёне Советов.
Выборное право трудящихся” сделалось
формой участия трудящихся в руководетве
	своей. страной.
	стали самослоятельню на этот НОВЫЙ AAS
них путь».
Вся необыкновенность отото еообщения
	в том, что «Обыкновенная история» Гон-
	Аппарат, заснятый на
этом снимке, — советская

стенографическая машинка.
Ее можно увидеть на съез-

дах, заседаниях, на лекциях
в Московском государствен-
ном университете.

На съездах, где запись
идет с наибольшей cropo-
стью — 100—120 слов в мину-
ту, — стенографистки сменя-
ются через каждые десять-
пятнадцать минут. Машинная
запись настолько легка, что
стенографистка может рабо-
тать непрерывно два-три ча-
са со скоростью до 140 слов
в минуту. На этот срок рас-
считан и тридцатиметровый

запас узкой бумажной лен-
ты в коробке машинки.
	Производство советских
стенографических машинок
СТМ -1 и СТМ-2 освоил
Рязанский завод  счетных
и аналитических машин
(«САМ»), Они по размеру
в два раза меньше обычной
портативной пишущей  ма-
шинки и намного легче ее;
В работе они просты и абсо-
лютно бесшумны.
	Обучение машинной —сте-
нографии ведется сейчас
только на высших стеногра-
фических нурсах Министер-=
ства высшего образования
СССР. Выпускаемое из печа-
ти руководство даст возмож-
ность изучать машинную
стенографию самостоятель-
но. Н СНИМКЕ: студентки
курсов Р Таланова, Л. Бого-
мопова и Е. Вазина обучают-
ся работе на стенографиче+
ской мантанке. у
	Текст П, МАКРУШЕНИНО
Фото В. МУСИНОВА
	_МАШИННАЯ СТЕНОГРАФИЯ
	«...Доротой Николай Илларионович! Мы
вее, железнодорожники, благодарны Вам
за беззаветное служение делу... Теперь
мой сын снова стал жизнерадостным, здо-
ровым мальчуганом... Это сделал севетекий
врач, человек, тотовый на вее во имя
спасения жизни человека во имя его
	счастья, во имя правды, Душевное, отцов-
ское спасибо вам, товарищ Кононов».