Исправление
омибеи
	11 ноября 1950 года. в «Литературной
газете» была опубликована Статья A. Py.
качева «Бывший новатор», содержавшая
критику деятельности проф. П. В. Тамо-
пеева` и  руководимой им лаборатории,
	Статья обсуждалась HA заседании Hae
учно-технического совета Всесоюзного

электротехнического института — имени
Ленина. В Маучно-исслеловательеком ки-

но-фотоинституте (НИКФИ) была создала
томиссия по проверке положений указан-
ной статьи, В редакцию поступили также
письма ряда ученых и инженеров с рез.
KHUN и обоснованными возражениями вру
тив основных положений статьи «Бывший
новатор». Из всех этих материалов яветь
вует, что статья Я. Рыкачева является
неверной и ложной в самой своей освове
и что в ней проф. П. Тимофеев м каяли.
хат технических наук А. Хрущев подверг.
нуты несправедливой и необоснованной
	Бритные,

Ложным является утверждение стать
0 «творческом боснлолни» тов. Тимофеева,
Тов. Тимофеев. в последние годы 603лал
ряд ценных изобретений в области фото-
электронной техники. имеющих серьезное
госуларственное значение.

Ложным являетея утверждение стать
9 том, что творческий тонус лаборатории
ВЭЙ. руководимой тов. Тимофеевым, «ени-
зился почти ло ноля»: Лаборатория тов.
Тимофеева и ее сотрудники внесли значт-
тельный вклад в дело развития отечест-
венной техники. опубликовав значитель-
ное количество печатных paboT HM paspa-
ботав ряд ценных приборов, необходимых
для народного хозяйства.

Ложно также утверждение статьи, что
«сурьмяно-пезиевые  Фотоэлементы я 19
сойчас остаются для звукового кино «ла-
бораторной новинкой». В настоящее вре-
мя стационарная  киноаппаратура пол:
ностью  оборулована’ сурьмяно-пезиевымя
элементами. Советская техника в 06-
ласти конструирования и применения фо-
тоэлементов является переловой, она зна
чительно обогнала зарубежные стразы,
	Релакния «Литературной газеты» в-
вершила грубую ошибку, опубликовав без
должной проверки статью «Бывший новз-
тор»; основанную на высказываниях к
письмах работников. необъективно и пе-
честно относятихея к тов. Тимофееву к
вылдвинувших против него клеветнические

обвинения,

Серьезлой отибкой является и 10: что
редакиля, получив после опубликования
статьи материалы, убедительно опровер-
гавшие основные положения статья, те
реабилитировала без всяких проволочек
полвергнутого на странинах «Литератур-
ной газеты» грубым и несправедливым
напалкам профессора П. Тимофеева,
	Редакцией приняты меры к ware
занию работников. ввелших редаклию в
заблуждение п виновных в опубликова-
нии статьи «Бывший новатор», & также
меры, направленные на рептительное ‹улуч-
шение проверки nybameyeMnx в газете мал
териалов..

Релакпия_ считает совершенно празиль-
	ной критику этих опгибок. данную газетой
	«Нравла» 16 января 1951 года.
ep ne
	РЕСПУБЛИКА .
СПЛОПТНОМ ГРАМОТНОСТИ
	минск. В Белоруссии прошли о январ“
ские совешания учителей. На них подведе
‘ны итоги первой половины учебного года, =
	В нынешнем году сеть школ в респуб:
лике значительно возросла и сейчас презы:
шает довоенный уровень. В 11.846 школах
обучается свыше полутора миллисна де:
тей—горазло болыше, чем до войны. В за:
падных областях Белоруссии, где до
1939 гола большинство населения, в 050-
бенности сельского, не умело ни писать, ни
читать, неграмотность полностью ликвиди“
рована. В Брестской, Барановичской, Грод?
ненской, Пинской, Молодечненской 06°
ластях открыто более пяти тысяч школ,
	В годы послевоенной сталинской пяти“
летки сеть высших и специальных средних
учебных заведений не только восстановле*
на, но и значительно расширена; Белорус?
сия стала республикой сплошной грамот
		HOCTH.
	Музей Н. В. Гоголя
	в Великих Сорочинцах
	МИРГОРОД (Полтавская область). На
родине Гоголя, в селе Великие Сорочинцы,
в ‘торжественной обстановке открылся Ли
тературно-мемориальный музей. великого
писателя.
	В создании музея приняли участие научно:
исследовательские учреждения — Москвы
Ленинграда, Киева и Полтавы, Литератур-
ный музей Института русской литературы
Академии наук СССР прислал портреты

писателя и его современников, гравюры 1

иллюстрации к его произведениям. Из
Государственной библиотеки СССР именя
В. И. Ленива получены издания произве“
дений писателя ч критическая литература
о нем. Государственный музей Т. Г. Шев
ченко в Киеве  оередал биографические
материалы и фотокопии рисунков Н, В. Го*
голя. Известный мастер народного твор
чества Яков Усик вырезал на дереве nop
трет Н. В. Гоголя.

nt
Памяти Бердак-Шаира
	. НУКУС. Трудящиеся Кара-Калпакской
АССР отметили Б0-летие со дня смерти 0
новоположника каракаллакской литературы;
поэта-демократа Бердак-!Шаира.
	В помешения Государственного театр8
имени Станиславского состоялось много:
людное собрание. Почтить память 1037
пришли работники науки, литературы Н Е?
кусства, стахановцы промышленных пред
приятий, работники Управления строитель?
ства Главного Туркменского канала,
	На собрании было оглашено постановле
ние Совета Министров Кара-Калпакской
АССР об увековечении памяти Bepaaké
Шаира. Имя поэта присвоено Kapa-KaaneX’ т
ской государственной филармонии, Нукус 7
ской детской музыкальной школе, Чимбай
скому педагогическому училищу, а также
слной из улиц столицы республики.
	Памяти. Бердак-1Шаира было `посвяшеяо
совместное заседание Ученых советов Карз-
Калпакского института экономики и ки
туры Академии наук Узбекской CCP #
Кара-Калпакского педагогического инст!
тута. В театре имени Станиславского ©
большим успехом прошла премьера иъеы
драматурга 2. Аймурзасва «Бердак».
		ЧА СМЕНУ УСТАРЕВШЕЙ КОНСТРУКЦИИ
	Фото П. БАХТИНА
	На киноэкране широкое поле, покрытое
euroron  стерней. Начинается  пахота.
	Многокорпусный плуг с лемешными прел-
плужниками врезается в почву, поворачи-
вая черные глыбы земли. Зритель видит,
тат мало-помалу стевня начинает заби-
	как ‚мало-помалу. стервя назинаег за9и-

вать все пространство под рамой
плуга, и плуг вместе с прел-
плужникаил прекращает‘ работу.
Трактор встал. Озабоченные лю-
ди спешат очистить предплужни-
ки от стерни. плуг отодвигается
назад, и вспашка продолжается
до Новой вынужденной  оста-
HOBRH.

Но вот на поле появляется тот
же ‘Трактор с мнотгокорпуеным
плугом, на котором вместо’ обыч-
ных лемешных  предплужников
укреплены в наклонном положе-
нии лиеки с острыми режущими
краями. При работе плуга диски
начиналот вращаться, ORM среза-
OT верхний засоренный, распы-
ляющийся слой почвы и, опроки-
дывая его вниз, укладывают на
дно борозды. Стерня бодыше не
мешает работе плуга и opel-
плужников. Пахота идет бесперебойно.
’Фильм показывает, как экспедипия на-
учных работников Почвенного института
Академии наук СССР тщательно п всесто-
ронне исследует результаты работы пез-

вого экспериментального экземпляра дие-

ЧИТАТЕЛ
	козого предплужника, предложенного док-
торантом Почвенного института, лопентом
кафедры механизации Днепрошетровекого
сельскохозяйственного института В. Хвы-
лей. Предилужник конструкции В. Хвы-
ти показал выбокое качество обработ-
	хи почвы, в полном соответствии с агро-
помическими требованиями. не только при
наличьи высокой стерни, но и при запаш-
ке навоза, & также на участках, засо-
ренных ботвой, то-есть при всех тех ус-
ловиях, когда работа с лемешными пред-
			PEERED ELE DERG ETE TET EE
	плужниками была крайне затруднена. №
TOMY же дисковый предплужник умень-
шает тяговое сопротивление по сравнению
с лемешным в среднем на 1% процентов,
что дает большую экономию горючего.

Февральский Пленум ИВ ВКП(б) 1947
тода указал на огромную роль
предплужников при’ пахоте 3е-
мель Применение предплужни-
ков — важнейшее мероприятие
для повышения урожаев. Оно, по
словам Т. Д. Лысенко. ’«лолжно
стать одним из показателей куль-
туры нашего земледелия и агро-
номической науки».

Однако применение предплуж-
ников существующих конструк-
ций во многих случаях было за-

трулнено. Сегодня эта важная
лля сельекого хозяйства пробле-

ма решена.
Презилиуи АН СССР под пред-
	седательством акалемика С, И, Ба-
вилова высоко опенил новую
конструкцию и отметил большое
практическое значение дискового

ТИНА преднлужника В осуществлении
травопольной системы  земледе-

лия и в позышении культуры обработки

почвы. ,

Изобретение тов. Хвыли — результат
его научно-исслодовательской работы над
докторской лиссертапией на тему «Теория
вспашки лемешным плугом».

одном доме
	Заметки агитатора
	Все решения партии и правительства
згитируют бами за с6бя.` Задача агитато-
ра — довести их до слушателей.
	Н» следующий лень после опубликова-
ния постановления о Волго-Денсеком кана-
ле зашла я в квартиру № 7, Александра
Федоровна Коркунова тотчае-же нопроеила
пообстоятельнее рассказать все, что знаю
06 этой великой стройке коимунизма.
	Очень широк кругозор советского чело-
века: круг его интересов, События‘ в’ Ко-
рее, забастовки во Франции, борьба во
Вьетнаме — все это интересует, волнует
избирателей. В последнее время. когла бы
я ни пришла в лом, первый вопрое. ко-
торый залают: «Как дела в Корее? ».,
	‘Особениюо близко к сердцу принимают
избиратели борьбу нашего государства за
мир. Ни олин народ в мире не желает
мира тах страстно, так искренно. как наш
советский народ. ‘0 чем бы ни довелось.
беседовать — о ломах-гнгантах, о новых.
плотинах. ‘о проектах  агрогородов, мы
говорим о делах. начатых‘ нелавно и рас-
считанных на долгий мир. Чтобы растить
деревья на лесных полосах, превращать
пустыни в валы, чтобы воснитызать из ле-
тей честных и умных тружеников, нужны
многие мирные десятилетия, Могут ли
не желать мира. не желать счастья про-
стые советские люди?!

Мир нужен всем — и механику Анато-
лию Георгиевичу Данилову, у которого три
месяца назад’ родилея  первенен-сын. и
бывшему токарю. а сейчае студенту стан-
коинетрументального техникума Воле Но-
викову, и булутему врачу Марине Ржев-
ской. мечтающей о яаучных открытиях.

Беседа; повешение музея; просмотр
фильма, обсужление новой книги — обыч-
ные формы нашей работы. Но бывает, что
после ‘работы ‘забежишь в избирателям
не «в плановом порядке», а просто так —-
повидаться. Забежишь па минутку. а o¢-
танешься на час. Tue поспорим 0 в02-
питании детей, гле — 0` прочитанной Ени-
ге, а то начнется откровенный ‘разговор
о семейных неурядипах: у одной ¢ доч-
кой нелалы, у другой внук «двойки» из
Школы Приносит...
	Избиратели обращаются к агитатору не
только за советом. но и за помощью —
просят помочь устроить ребенка в летский
сад. ускорить ремонт, выхлопотать ’пен-
сию. Я всегла и всеуи силами стараюсь
удовлетворить эти просьбы, -

Имею я серьезную претензию к Киев-
скому районному совету: дому № 14 не-
обходим капитальный ремонт. ‘уже сколь-
RO pas говорили 0 нем -— и стольио же
	раз отвечали пам: «онаем, знаем; булем
ремонтиревать»... Но дальше обещаний
дело не двинулось.

#
	Многое изменилось за те голы. что я
бываю у своих избирателей. Кончили шко-
лы и институты те девочки и мальчики,
которые первыми, четырналнать лет назал,
ветретили меня во лворе лома. Уже под-
растает повое поколение малышей. С каж-
тым готом растет число мололых избира-
телей. Вотив поететоящих выборах в Вер-
ховный Сбвет РСФСР впервые будет. учае
ствовать лесятиклаеснииа ЧФЛиля  Фельд-
ман — 16 февраля ей исполнитея в06ем-
палнать лет,

38 эти годы в ломеё созлан актив; на
который агитатор может смело положиться
в любом теле. Вырос у меня п. неноесрод-
ственный помощник — ломэтиняя хозяйка
Серафима Константиновна. Ерохоза недав-
HO выдвинута агитатором в нашем доме.

Ралостно видеть, как растут люди, ‘па-
лостно чувствовать. что в пропегге аги-
таннонной работы растешь сама. Большое
уловлетворение испытываю я от своей.

общественной работы — такой живой,
разносторонней и интересной.
M. HOCOBA,

библиотекарь отдела обслуживания
й фондов Государственной Библио“
текя имени Ленина

OABT PAL
		Вот уже четырнадцатый год. не реже
раза в неделю, бываю я в старом трех-
этажном доме на Моховой. Это-— обыч-
ный московский лом, населенный просты-
ми советскими людьми. За эти годы они
стали моими добрыми друзьями.
	Познакомились мы еще в 1937 году.
Мне тогда доверили большое и почетное
дело — быть агитатором. Неуверенно вошаа
я в первый раз к избирателям. Ветретили
	меня  сдержанно-вежливо, Разговор не
очень-то клеился. Прошли недели. Я. про-
должала посещать избирателей. То слелаю
краткий обзор международных событий, то
посоветую прочесть. новую книгу, то орга-
низую экскурсию в музей. Бот состоялись
первые беседы -—— о недавно принятой. но-
вой Сталинской Бонетитуцпии, о предетоя-
mux выборах, 06 успехах второй пяти-
летки. В доме я стала своей.
	Первые выборы..в Верховный Совет СССР
прощаи с огромным подъемом, ия была
счастлива. что в победе камлидатов сталин-
ского блока есть маленькая лоля моего
	TDPY Ma,
				И после. выборов я. не порывала евязи
е избирателями. Лоужба наша ковала. -
	Вспоминаю 22 июня 1941 года. Через
два часа после выступления по радио
товарища Молотова пришла Я в. «евей»
дом. С этом дня и до торжественного
дня Победы бывала там постоянно. Rar
нужно было матерям и женам спокойное,
ободряющее слово агитатора-большевика!
И агитатор чувствовал, что его` ждут.
	Даже в самые тяжелые дни все ‘эти
женщины —— и мать двух офицеров Марфа
Леоновна Алексеева, и мать трех сражав-
шихся сыновей Ольга. Ивановна Шепелева,
и другие—не теряли мужества, делали все,
чтобы ускорить разгром врага, И этот
день — день Побелы — пришел. Радостнее
становилось в нашем доме — возвращались
сыновья, мужья, братья. А у меня было
такое чувство, словно вновь собирается под
родную крыпгу большая. хружная семья.
	hak ив 1937 году, первые послевосн-
ные беседы мы посвятили Конституции —
Основному Закону нашей жизни.
	Часто, очень часто возвращаемея мы к
ней: ведь вс то хорошее, новое. что каж-
Ib день приносит жизнь и всему нашему
государству и кажлой еомье, — результат
осуществления тех прав. которые записа-
ны в Сталинекой Конституции.
	Советскому человеку дано право на
творческий, окрыляющий душу труд. В
гранлиозных итогах этого труда валят свой
вклад все избиратели  намиего дома — и
теннельный мастер метро Иван Петрович
Диитриев, и старый набершик Петр Паз-
лович Второв. и учительница Анна Алек-
санлровна Петрова. и. ее сын — инженер-
связист Николай Петров. Разве не по
празу считает себя хозяином страны ста-
рый плотник Савелий Васильевич Возы-
рев, рялом с которым трудятся шесть его
сыновей?

А право на образование? Все шесть
сыновей Савелия Васильевича получили
срелнее п высшее образование. Кончили
институты сестры Ивановы — врач  На-
дежда, химики Нина и Ольга. И когда
агитатор говорит. что в Советской стране
миллионы учащихся, слушатели лумают:
из них дваднать школьников и студентов
живут в нашем ломе. г

Срели отлыхавших минувшим летом на
курортах Врыма и Прибалтики были и
Александр Иванович Epoxos. и Елена
Владимировна Кулиноза. и Варвара [on-
стантиновна Комарова — жильцы нашего
дома.
	Вакой бы статьи Йюонститупии мы ни
коснулись в наших беселах. нам не пало
лалеко ходить за примерами-—они тут же,
в нашем ломе. в наших семьях. И выхо-
дит так. что настоящий агитатор — самый
убежлающий и нрартивый — это наша co-
	ветекая жизнь, а мы. работающие среди
избирателей. — лишь ее ловеренные липа.
	Николай СЕМЯЧКИН
	В завьюженный зимний день колхозчи-
ки села Мячково. что в восемналиати кя-
лометрах от Коломны, ожидали гостей из
focRBBI.
	Гости прибыли точно в условленный
чае. На крылью вышли  ветречать их
председатель правления артели Степан
Григорьевич Алишкин. а с ним старики.
	Презилент Акалемии архитектуры СССР
Аркадий Григорьевич Мордвинов. вице-
презилент Сергей Егорович Чернышев. нз-
учные сотрудники академии поздоровалить
с мячковцами, как старолавние друзья.
А дружба эта заролилась еше с веены, ко-
гла четыре соседствующих с Мячковом се-
‚ления объелинились в одно укрупненное
артельное хозяйство имени Димитрова. То-
гла-то и возникла у колхозников мысль
обратиться в акалемию с открытым пись-
HOM.
	— Помогите нам в разработке проекта
переустройства села, в создании благо-
устроенного колхозного города, — пивали
колхозники.

Спустя несколько лней в село приеха-
ли сотрудники академий во главе с ее
презилентом. А затем уже эти ветречи
стали постоянными. В живом. творческом
общении с колхозниками был составлен
‘проект нового Мячкова. его многочиелен-
ных общественных,  культурно-бытовых
зданий, хозяйственно-производетвенных
построек. И вот плод трудов зодчих был
вынесен на cya булущих жителей буду-
шего колхозного города.
	На стенах зала вывесили чертежи и
эскизы: и одноэтажных домов! на CIAY
семью, и спаренных  лвухквартирных
зданий с летними и зимнямн мансарда-
- ми, двухэтажных домов на четыре, шесть
и восемь семей. Строить их можно из
обожженного кирпича или сырца с наруж-
ной и внутренней облицовкой, из шлако-
блоков. самапа. дерева. облегченных кир-
пично-саманных блоков.
	У чертежей и эскизов долго толпились
холхозникя. В10-то вписывал в записную
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о 18 января 1951 г. № 7
	ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР.
	СТАТЬЯ «НЕДОПУСТИМАЯ РАСТРАТА ТВОРЧЕСКИХ СИЛ» («ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА» № 119. 1950 г.) ВЫЗВАЛА ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧИТАТЕЛЬСКИХ ОТКЛИКОВ. СЕГОДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ.
		сделано по данному вопросу другими дис-
сертантами.

Особенно досадно, когда по неведению
на одну и ту же тему шипутся докторские
диссертации,
	Так, например, недазно Ученый совет
Института экономики Академни наук СССР
прислал мне ва отзыв лвухтомную диссер-
тапию одного из научных работников Ap-
мянской акалемин наук на соискание уче-
ной ‘степени доктора экономических наук.
Обширная по объему работа посвящена
истории армянской экономической мысли
в Х[Х веке. При чтении нетрулно было
установить ее общее схолетво с олноимен-
пой локторской диссертацией тбплиеском
лопента тов. Гуланяна. защищенной ям в
прошлом голу в Московском университете,
	Тбилиси, как известно, не так уж 2а-
лек от Еревана. Естественно было прелпо-
ложить сутествование хорошо налаженной
научной информации между этими сто-
	TPE AA O Wm &
	`тема кем-либо ранее. Лишь несколько лет
назад в Государственной библиотеке имени
В. И. Ленина в Москве стали концентри-
роваться зашишенные диссертаций, & Все,
что было до этого времени, погребено в
архивах вузов и институтов Академии ня-
ук. До сих пор у нас нет органа. в кото-
ром систематически печатались бы ©095-
шения о зашишенных диссертациях. Все
‘это приводит к пагубному паразлелизну в
‚ научной работе аспирантов.

`Мои предложения таковы:  необхоли-
мо провести всесотюзное совешание с уча-
стием представителей министерств и вруп-
нейших научных учреждений, непоеред-
`етвенно руковоляших подготовкой аепиран-

Rak известно, темы диссертационных
работ рекомендуются диссертантам их на-
учными руководителями с  поелелующям
утверждением. Олнако ни научные руково-
длители. ни руковолетво научных учрежде-
ний обычно не знают, над какими вопро-
сами работают диссертанты иных учрежде-
ний своего горола, пе говоря уже о дру-
гих городах. Сами лиссертанты при уста-
новившемся свособразном «засекречивании»
защишенных диссертаций не проявляют
интереса к их розыекам. При реферирова-
нии диссертаций на национальных языках
нередко приходятся указывать, что анало-
гичные темы в различных вариациях раз-
работаны и зашишены другими лицами.
	Нодобное сочинительство отнимает мно-
го труда и времени, но ничего не дает
науке.
	В результате такой келейности защита
диссертаций проходит без учета того, что

мо
	линами. Но приведенный случай говорит
об обратном. Врял ли иначе, ереванский
ученый стал бы с таким усердием и тру-
долюбием сызнова исследовать уже разра-
ботанную проблему,

Научное творчество требует широкой
глаености, принципиальной w острой ври-
тики. полнимающей уровень исследования,
обогатающей науку. Необходимо организо-
вать постоянный обмен информацией о на-
учных работах  межлу. родетвенными по
профилю учреждениями и вузами, pac-
сылку списков  лиссертационных тем с
краткими их аннотациями по соответству-
OAM организапиям, что позволит ликви-
дировать ненужные параллелизиы и дуб-
	тирования.
А. ИОНИСИАНИ,
	доктор исторических наук, зав, Nae
федрой новой истории Государст-
венного педагогического института
	имени Ленина
МОСКВА
	Е

и

Я

лиссертационных работ; сконцентрировать
в Государственной библиотеке — имени
	В. И. Ленина вое диссертации, затциптен-  .
	ные в течение всего советского периода;
организовать издание междуведомственного
бюллетеня, где печаталиеь бы по отрах-
лям наук краткие аннотации защитенных
диссертаций с указанием использованных
автором источников. Ёроме этого, в бли-
жайшее время необходимо издать сборники
аннотаций по ранее защищенным  канди-
датским и докторскии лиссертациям.
	А. СИЛИН,
кандидат исторических наук
	«Литературная газета» в статье «Нел-
пустямая растрата творческих сил» под-
няла лавно назревший и важный вопрос о
планировании диссертационных работ ас-

пирантов.
Как известно. подготовкой аспирантов

руковолят различные министерства, Ака-
демия наук СССР и академии наук с0ю3з-
ных республик. Кажлое из этих учрежле-
ний планирует тематику  лиссертапион-
ных работ, исходя только изо своих по-
требностей. пе учитывая того. что уже
сделано илн делается в других научных

учреждениях.
При таком положении аспирант или ето

научный руководитель не в состоянии
	узналъ, не была ли разработана избранная тов, лля выработки основ планирования   ЛЕНИНГРАД
	Андрея Ивановича. В первую очерель вес-
ной надо строить школу. WH думаю, что
надо ориентироватьея на ACCATUIETRY.
	Слова учительницы местной начальной
школы Татьяны Петровны Ветровей пото-
‘нули в дружных  возгласах одобрения.
(А когда зал успокоился, учительница, чуть
взволнованная тем, как реагировали одно-
сельчане на ее предложение, ‘продолжала
горячо:
	— застройку села. мне кажется, нало
разнообразить, чтобы не было стандарта
й чтобы улицы выглядели красиво, Hapas-
HO, Надо принять ве типы домов. кроме,
пожалуй, многоквартирного. И ‘пусть каж-
дый выберет для себя’ такой. который
будет лля него наиболее удобным. Я позд-
держиваю товарищей архитекторов в том,
что старая печка очень громозлка и ме-
тает внутренней планировке помещения.
Надобность в такой печке, по-моему, отпа-
ла. Пришло время заменить ее другой, бо-
лее экономичной.

— Лучше, чем наша печка, не при-
думаешь, — сказал кто-то в залних рялах,
но колхозник Федор Алексеевич Кошелев с
места возразил:

— Старая печка пе плохая, а в новом
гороле холжна быть еще лучше.
	— A frie же старому человеку кости
погреть, как не’ нз печке?

— 9 кт же там захотел кости по-
греть? — отозвался Кошелев. — Нриходи,
вто хочет. ко мне, Я соорудил печь по-

меньше, но куда удобнее старой. Захоти-
те. можете и кости погреть.
	Слово попросила заместитель предеедате-
ля правления колхоза Екатерина Алекеан-
тровна Рычаговаз
	— Тут тозариши из ‘академии очень
верное полеказывают, ‘что вместо общей
комнаты, которая имеетел сейчас. почти
в кажлой избе, нужны отлельные спальни
и столовая, Хочу внести еще одно предло-
жение. Построим весной для опыта в-
сколько л10м08 по тазным проектам. Тогта
мы увалии кажлый лом в натуре, побы-
ваем в нем п без ошибки оешим, какой
лом лучше. какой хуже. что нало изме-
нить, добавить.

Выступали еше колхозники Иван Михай-
лович Калягин п Чиколай Иванович Чи-
бирев. А затем заключил прения предсе-
латель правления артели. Оя подройно за-
писывал отельные мыели. односельчан И
		теперь Езк бы подкреплял колхозные пла-
ны реальными расчетами.
	—щ В0е-кто из наших стариков выека-
зывает сомнение: дескать, увидят ли они
наш город? Мне тоже седьмой десяток
плет. А я не только верю, но убежден. ‘что
H мы, старики, поживем в новом, благо-
устроением гороле. Вам. товариши акаде-
мики, от имени всех колхозников позволь-
те высказать самое большое сердечное епа-
сибо. Ваши труды че пропадут. Готовясь
начать строительство, мы уже создали кир-
пичный завод, налаживаем изготовление
шлакоблоков, черепипы. Работают у нас
столярная и слесарная мастерские. Есть
H постоянная строительная бригада свой
Болхозные столяры. плотники, каменщики,
кровельщики. Верим, что будут у нас свой
собственный архитектор, свои инженеры A
техники по строительству. Так что в рабо-
Te готовимся...
	— Мы в этом и сами убедилиев, Степан
Григорьевич; — заметил вице-президент
академии С. Чернышев.
	— Планы у нас, — продолжал ‘Алиш-
вин, — большие и перспективы, нало ека-
зать, замечательные. Не отин год миллиэн-
ный дохол получали, 8 теперь-то; после
объединения, в нынешнем году думаем
иметь не меньше двух миллионов. Так что
деньги будут.  Перерабатывая проекты,
вам, товариши академики. нало исходить
	из нашего богатетва. Вот в чем корень

eee
	...Глубокой ночью мы покилали Мячко-
во, Пожелать гостям счастливого пути
вышли волхозные активисты. Мы стояли
на крыльпе правления: Прошаясь с прези-
ACHTOM  акалемии, учительнипа Татьяна
Петровна Ветрова напомнила ему слова,
сказанные ею летом при первом приезде
акалемиков в Мячково*
	— Вот построим мы наш город и на
стене правления слелаем надпись, чтобы
напоминала она 0 великой силе содруже-
ства колхозников © учеными.
	Машины тронулись в путь, Было темно
й тихо вокруг. Пол искрящимися сеныжны-
ми шапками стояли лома колхозников.
Широкая улчца лежала пол плотным бе:
лым покровом. Но в этом извечном дере-
венском пейзаже ясно виделись мне кон-
туры булушего колхозного горола.
	Колхоз им. ДИМИТРОВА,
Коломенского района
	ий день Мячкова
	— Надо, чтоб еше и удобно было. Вот
мне со старухой не пробраться в такой
двор. если снега назвалит...
	— Ты. Николай Иванович, — обратия-
ся бригадир к старику Разину, — оставляй
себе прежний двор, если ‘считаешь его
удобнее. Только ты неправ. Я хочу, чтобы
В моем доме было чисто, чтобы не летели
в столовую мухи, не пахло навозом, Не
хочу итти из коровника в дом с грязными
ногами.

— Перестройка наших сел — 910 и п2-
рестройка нашего быта, — начал старый
колхозник Андрей Иванович  Шеченов.
Новое строительство пало будет вести так,
чтобы каждая копейка была на учете и
расходовалась с толком. Ho я думаю, что
хоть многоквартирный лом, как говорят
акалемики, самый выгодный Ald строи-
тельства, он все-таки малоподходящий лля
нае. Нам нало еше подвальное помещение,
чтобы хранить овоши, нужен и хозяй-
ственный двор, приусадебный участок.
Бак все это сохранить и удобно распола-
	жить при таком. доме — неясно из про-
екта. -
	— Пожалуй, вы правы, — согласился
академик Мордвинов.

` — Й еще насчет мансардного дома.
Хорошее это дело: теплая столовая. кухня,
спальня в первом этаже. & вверху еше
оТНа Или лве вомнаАТыЫ На лету.
	— 1олько лишние хлопоты, — разда-
лсь из зала.
	`—* Почему хлопоты? Мансарды зимой
отапливать не нам. А когла станет тепло.
	вот и дополнительное жилье, А чю ка-
сается хозяйственном двора, думаю,
Лукьянелко прав. Двор. примыкающий
прямо к лому. отжил свой век. Йз новых
зданий, думается мне, в первую очерель
надо построить школу. Потом, кроме хо-
зяйственных построек, еще ясли и детский
вал.
	закончив речь, Печенов поклонился си-
девшим в президнуме работникам акалемии
и направилея в месту. В столу подошла
смуглолицая, невысокого роста женщина
п звОонким, приятным голосом заявила:

— Я горячо поддерживаю предложение
	книжку расчеты (по всему видно, гото-
вилея к выступлению). Вто-то велух
критиковал олин проект, одобрительно от-
зывалея о другом.

Открывая обсуждение, Степан Григорье-
вич Алишкин © нескрываемой торжеетвен-
ностью произнес:
	_ Большое мы дела решаем сегодня,
очень большое. Дома не на‘олин год строят-
ся. Потому и говорить нам надо  откро-
венно, без всякого етеснения. Хоть W pas-
рабатывали эти проекты люди науки, но
уж так повелось у нас, у советских лю-
eH,  TO по иному вопросу не грешно по-
спорить и с акалемиками.
	— 9100 именно мы и ждем, — ответил
Мордвинов... =~

Первым слово’ взял бригадир Василий
Александрович Лукьяненко. ‚Он степенно
поднялся с места. оглядел зал и. пробежав
взглядом по записной книжке, начал мел-
ленно, как бы оценивая в уме кажлое сло-
во, прежле чем произнести его:

— Я внимательно просмотрел проекты,
прикинул. что к чему, и скажу прямо:
больше всего мне по душе охноэтажные
постройки на две семьи. Нравятея мне,
что в кажлой квартире изолированная вух-
ня, передняя. спальня и столовая.
	— Дороговато бут строить такой
лом, — разлалея чей-то голос из зала.
	— Что же. мы: люли че бедные. — вы-
	жлдав паузу, прололжал бригадир. —— hor
начинаем такое дело, надо думать не толь-
Ко о сеглняшнем, но и о завтрашнем дне,
Семьи наши растут. доходы увеличивают-
	ся. оначит, надо, чтобы лома были про-
еторными, удобными, не хуже городских.
	— Правильно! Уж если строиться, то
так, чтобы и самим жилось хорошо, A WTo-
бы внуки спасибо сказали,

Чья это реплика? Оратор вглядывается
в зал, но определить не может. Поддер-
жанный ободряющим возгласом, Лукьянен-
ко продолжает:

— Тут товарищи из академии правиль-
HO советуют создавать хозяйственные дво-
ры в 10—12 метрах от дома. На Украине,
rae я вырос, редко найлете такой дом, что-
бы прямо при нем. хозяйственные построй-
	ки были. 910 некультурни;
	2 Е 24 Е в 2