Крупный успех
строителей
	ВЬГСОТНоОГО ЗДАНИЯ
	Советских инженеров-строителей MORES
поздравить с выдающимся достижением:
Решена сложная и очень важная техничея
	ская проблема.

В Москве, у Красных ворот, строится выз
сотное здание Министеретва путей сообще-
ния  ССОР. Главный корпус поднялся уже
на высоту 102 метров. Эта столичная
стройка имеет свои особенности и труд:
ности. Рядом с главным корпусом (кроме
него. злание будет иметь два боковых) со-
	HOTU, аи  у
оружается промежуточный подземный ве.

стибюль второго выхода   станции метро
	eR Фа

«Краеные ворота». Вестибюль будет слу»
жить фундаментом правого бокового здания.

В мировой” строительной практике при
таком сочетании сооружений выполняются
сначала подземные работы и только потом,
когла прекратится вызванное ими оседание
грунта, возводят наземную Часть здания.
Так было бы и на стройке у Красных во-
рот, тем более, что здесь под слоем твер-
дого грунта находятся плывуны. Вестибюль
метро должен был сооружаться в этих
плывунах на большой глубине, Возводить
высотную часть дома на краю такой огром-
ной земляной выемки казалось немысли-
	мым.
	лировать плывуны, а затем Уж воЗволить
высотный корпус,— рассказывает В. Аб-
	рамов, главный инженер Управления строг-
тельства многоэтажных зданий Миннистер-
	ства путей сообщения СССР.-- Но это от:
няло бы у нас год времени.

Возникла смелая мысль: с помощью ис-
кусственного холода превратить плывуны в
«ледлобетон». Специалисты создали вокруг
котлована елой замороженных плывунов,
В 230 скважин были опущены трубы, по
которым подавался замораживающий pa-
створ. Холод сковал грунт вокруг котлова-
на и частично под фундаментом высотно-
га корпуса. ‘

Torna и стало возводиться само здание,
астроители вестибюля метро начали углуб-
ляться в землю. Им нечего было опасать-
ся — промерзший грунт одел стены котло-
вана словно панцырем. В свободном от
креплений котловане без номех работал
мощный экекаватор.

Вскоре после замораживания сторона
здания, примыкающая к котловану, стала
медленно подниматься -- грунт при замора:-
живании расширяется. Только через пол:
года прекратился этот подъем. Строители
трудились в необычных условиях. Каркас,
перекрытия и стены возводились при на-
клонном положении здания. Когда работа
шла на двадцатом этаже, на фундамент
давили 27 тысяч. тонн металла,, бетона и
кирпича. Опираясь на замороженный мас-
сив, фундамент прочно держал колоссаль:
ную тяжесть. Это было редкое зрелище: на
краю огромного котлована поднялось вели-
чественное здание.

После ‘того, как стены подземного вести:
бюля были покрыты металлом и бетоном,
началось искусственное оттаивание находя-
щихся под твердым грунтом плывунов. Они
были уже не опасны. Постепенно фунда:
мент корпуса опустился и принял нормаль“
ное положение,

Высотное здание у Красных ворот видно,
со всех. концов Москвы. Скоро внутри его
начнутся отделочные работы, А ведь по
первому плану в эти дни надо было лишь
закладывать фундамент! Здание вступит в
эксплоатацию на год раньше срока.

Этот ценнейший опыт уже применяется
на других стройках Москвы. Исключитель-
ное значение он будет иметь при создании
величайших гидростанций, где придется ра-
ботать при самых сложных геологических
условиях.

Новое‘ смелое применение холода для
совмещения нодземных и наземных работ
выдающийся успех советских строителей.
Инициаторы новаторского проекта н руко-
водители работ — инженеры В. Абрамов,
А. Кулаков и Я. Дорман. Строить одновре-
	менно на земле и под землеи — таков но-
вый передовой советский метод.

М. ЩЕЛОКОВ
	—- 99 — рыбопропускник, а если точ:
ней, -— рыбоцодъемник. Весной  донекая
сельдь, вудак, лен, сазан и другие породы
рыбы идут вверх по Дону на нерест. Труд-
ный путь проходит рыба, пока добирается
до этих мест. А тут она встретит непое-
одолимое` пренятствие... Ну, мы ‘и ретили
соорудить специальный шлюз для’ рыбы п,
когда она подойдет к плотине, будем лиф-
том поднимать ее на высоту 27 метров и
выпускать в Цимлянское водохранилище.
Так сказать, «с комфортом» доставим ры-
бу в наше море.
	Вообще «чудес» здесь немалое количе-
ство. Чудеса творятея. в этом котловано,
чудеса — и ‘на бетонном заводе, где одних
нажатием кнопки составляется шихта 6e-
тона, чудеса творятся на Tpacce Boan-
Донского канала, где шагающий эвокавз-
тор е каждым забором грунта насыпает
своим ковнюм полный железнодорожный
вагон, ин на арматурном заводе, и в ма-
стерских... М эти чудеса делают обыкно-
венные паши люди, иногда такие молодые,
что и не верится: они ли это управляют
чудолейственными маптинами?
	И далеко отсюда, там. где роют каналы
для орошения Сальских степей, творятся
такие же чудеса. Даи как иначе назовенгь
все это, если вономнить, что люди Tex
стеней векамн не пили настоящей пресной
воды. Ведь вот-вот получат донекую воду,
станут собирать урожан, о которых прежде
и мечтать не смели, будут сеять рис, хдо-
HOR, строить новые заводы — консервные,
хлопкоочистительные и многие другие, раз-
водить и ловить рыбу там, rae еше недав-
но носились тучи черной пыли.
	Аоропю сказал о таких  свершениях в
нашей советской жизни великий Горький:
«Мы живем в эпоху, когла расстояние 01
самых безумных фантазий до совершенно
	‘реальной действительности сокращается ©
	невероятной быстротой»,

Ла; самые смелые мечты человека ста-
HOBATCA в нашей стране реальностью,
жизнью. Это и есть советская власть, жи-
Boe воплощение коммунизма, Во имя ком-
мунизма мы роем каналы, Во имя комму-
низма мы соединяем великие реки, 0ро-
шаем земли, создаем моря, изменяем кли-
мат, преображаем липо шестой части све-
та. Во имя жизни п счастья человечества!
	СТРОИТЕЛЬСТВО ЦИМЛЯНСКОГО
ГИДРОУЗЛА
	Письма в редакцию

ae ТАР  Е: ттт

«Литературной газете» № 91 за 1950 год,
правильно ставит вопросе о педостатках в
благоустройотве наших городов и поселков.
Строители обязаны одковременне ¢ ©09ру-
щением жилых домов, клубов и других
зданий строить дороги и тротуары. Охна-
ко нередки случаи, корда эильны, полу-
чив квартиру в Новом доме, вынуждены
добираться домой чуть ли не по колено
в грязи, . oo

Чтобы не быть ‘толословным, ‹ привелу
несколько фактов; Еще до войны был по-
строен в Дзержинском районе Харькова
поселок, «Красные зори». А подъездных
путей к этому поселку нет до сих пор. На
справедливую претензию нашего райиспол-
кома застройщики ответили, чо я в
1951 голу не собираются приводить в п-
рялок потъездные пути: ждете, мол, десять
пет, подождете и еще.

Министеретво угольной промьипленности
CCCP тоже не собирается благоустраивать
площадь, прилегающую к строительству
своих домов на новой улице Дзержинского
	района. Материалы приходится  подвозить
по непролазной грязи.
	Начальник

управления

Ra Past DMV

о ДЕ ЧЕ ТЫ

и дорожного машиностроения СССР тов. Ка-
ратыгин еще в конце 1949 года уведомил
‘руководителей завода «Электроинотрумент»,
чтобы ‘они обязательно внесли’ в ти“
тульный список за 1950 год работы по
благоустройству жилых домов, выстроен-
ных по улице Повровекого. Ho, написав
это, тот же тов. Варатыгин ‘не’ утвердил
ни одной копейки на сооружение. тротуй-
рев:
Розмутительное! отношение № ‘Вопросам
благоустройства бытует и в. Харъковском
областном строительном тресте. В ведении
его управляютего тов, ‹ Гребса находится
специализированное ° дорожно-строительное
управление; Тем не менее «сапожаию х0-
дит без сапог»! строители дорог утопают в
грязи у своих же новых, домов,

Нале положить конец такому отношению
Е благоустройству рабочих жилиш и п9-
	Е М. JIOBHH,

депутат Дзержинского райсовета
- гор. Харькова
	Снова «О квадратном метре’ жилья»
	ИМЕ _
	такого края должно, несомненно; учиты:
вать эту специфику. Школы  Варело-Фин-
ской ССР пользуются программой, выпу‹
щенной` Министерством просвещения -Рос»
сийской Федерации, На’лыжную’ подготов-
ку по этой программе отведено: в году
всего 10 часов (для 8-х, 9-х и 10-х клас-
сов). Разве это нормально? Именно лыж-
ному спорту Миниетеретво просвещения и
республиканский Вомитет по делам физ-
	вУЛЬТУТЫ И спорта уледяют _ наименьшее.
	‘рнимание. Любовь к даыжному спорту де-
	THM не привибаетея.
Республиканская детская газета «Юные

ленйнцых в зимние канивулы провела
лыжный кросс на приз газеты, 110 вот что
написали школьники из деревни Пяльма,
Мелвежьегорекого района:

_ «Мы, ученики, прочитали, что во вре-
мя зимних Ванивул бухт . проводиться
лыжный кросс. У нас, вероятно, этого не
будет, так как в школе всего шесть пар
лыж, н то плохих»,

В 22-й петрозаводской школе ие луч
ше: на 1356 учащихся... тридцать пат
лыж. да ин те без палок, без- резиновых
прокладок. Стоит ли Иосле этого удивлять-
ся, что в Карело-Финской CCP  пмевтся
всего лишь один мастер лыжного спорта—
один на вею северную республику!
	oie

Вепомним то, первое впечатление, KOTO-
ров. произвели на нас призы и дипломы в
кабинете директора 9-й мужской школы.
Директору, Бонечно, приятно, что учв-
ники —— непременные участники спортив-
ных соревнований. Но уожно ди записать
это в актив школы, если за последние
три года в школе сменилось семь препола-
‚вателей физкультуры, если ребятам надое-
ло каждый раз знакомитьея с новым учи-
телем, и у них уже сложилось довольно
скептическое отношение к урокам физвуль-
туры?

Учашиеся младших и средних классов
с неснрываемой  завиетью смотрят на
старшеклассников. Да и как не. завидо-
вать; ведь тем открыт доступ в еекиии
добровольных спортивных обществ, &
младшеклаесникам остается один урок
физкультуры. Они хотят заниматься в
спортивных секциях под  руководетвом
опытных тренеров и обязательно соревно-
ваться: класе с классом, команда е коман-
дой, школа ео’ школой. Нельзя сказать,
что в Петрозаводеке не проводятся copes-
нования между пеколами. Они, конечно,
проводятся, но не носят массового харах-
тера. В этих соревнованиях ‘участвуют
липть наиболее способные физкультурники,

В 8-й женской школе физкультуру ве-
дет опытный преподаватель тов. Васильев:
воснитавний не один десяток хороших
спортсменок. И злесь кабинет директора
украшает множество спортивных призов и
липломов. В маленьком, но хорошо оема-
щонном зале -—— чистота и поряхок. Учени-
цы любят урок физкультуры. В школе ра-
ботают три секнии: гимнаетичеекая, конь-
кобежная и лыжная. Но из тысячи с лиш-
ним учении“ секцин охватывают всего
65, тех, кто систематически тренируется
п Участвует в соревнованиях. Остальные
вынуждены. довольствоваться только урое
ком физкультуры. Маленький; зал не мо-
жет вместить всех желающих.

Вопрос © том, гле заниматься физкуль-
турой п спортом, волнует многих тткотр-
ников. Юношеская спортивная школя?” Но
она — одна на весь Петрозаволек. Лойро-
вольные спортивные общества? Но’ руково-
дителей этих обществ слишком часто
интересуют только «чехпионы». Дворец
пнонеров? Но у него тоже нет своего спор-
тивного зала,

Дети мечтают © спортивных площадках
при школах, о своих стадионах, катках
и лыжных базах,

Разве это никчемная мечта? И разве в
Карело-Финской респуйлике ее так трудно
OCVHTECTBHTE?

ПЕТРОЗАВОДСК
	БЕЗР
	Михаил СОКОЛОВ,
	специальный корреспендент
«Литературной газеты»
	AJ
	М. СМЕЛЯНСКАЯ,

специальный корреспондент?
«Литературной газеты»
	В кабинете директора 9-й мужской
школы гор. Петрозаводека стоит хрусталь-
ная ваза: приз. Рядом на подоконнике —
бронзовая статуэтка — юноша с волей-
больным мячом в руке: тоже приз. Тут me
множеетво дипломов и грамот за победы,
одержанные старшекласениками школы ‘в
соревнованиях по гребле, стрельбе; футбоя
лу, конькам. Учению 10-го клабса, Грн-
горьев получил звание сульн третьей. кз-
тегории по стрелковому спорту, Ученик
Нивулин руководит баскетбольной сели:
ей спортивного общества «Спартак»,
Школьники Рыкачев, Захарян и Солдатов
готовятся к республиканским соревнова-
ниям по конькам. Медведев и Емельянов
зонимаютея в старшей гимнастичесной
секпий юношеской ‘спортивной школы, а
Маттьгнов из десятога «А» — талантли-
вый шахматиет, В прошлом году школа
получила переходящее знамя о горолекото
Комитета но делам физкультуры и впорта,
	Казалось бы, ито еще надо? Ho когда
МЫ заводим речь 0 том, как обетоит дело
с физическим воспитанием в школе, лицо
директора Екатернны. Степановны Ива-
новой мрачнеет, и она начинает поспешно
складывать в ящик стола «победные»
дНИлОмы. 4

В чем же лело? :

Заметки о физическом
воспитании учащихся
	¢

ведующий учебной частью, классный ру-
ководитель стараются помочь ему найти
правильный тон, овладеть вниманием
класса, установить порядок и лисцинлину,
За первыми шатами молодого пренолава-
теля следит весь педагогический коллек-
  ТИВ.
В ином положении. оказался в Петроза-
водеке молодой . преподаватель Физкуль-
туры. Бак правило, товарищи по шко-
ле не приходят ему на помошь. Физи-
неское воспитание, мол, дело учителя физ-
культуры, а не воего школьного коллек-
‘тива: Не получает молодой воспитатель
нужной помоши свыше. В городском отле-
лв народного образования нет иненевтора,
а в институте. усовершенствования учите-
` лей — методиста по физкультуре. В рес-
публиканеком Министерстве просвещения
имеется должность инспектора по физиче-
екому воспитанию, но занимает эту долж-
ность человек, который не располагает ни
спепнальным образованием, ни опытом.
Заместитель предселатвля ‘респубтикая-
ского Комитета но делам физкультуры п
‘спорта тов. Кротова рассказала’ следующую
историю. В одной школе преподавательни-
Wa физкультуры на контрольном занятии
поставила нескольким ученикам двойки.
— Как? — воскликнул директор, —

As

В. Мон ученики не умеют бегать и прыгать’

Не может этого быть!
И.. исправил ученикам отиетку.
	Почти аналогичный елучай произошел в
	Петрозаволеком недагогическом училище.

Преподавательнииа тов: Колова  отва-
жилась поставить неудовлетворительные
отметки учашимея, не усвоивштим програм-
мы по ‘физическому воспитанию.

— Мы готовим учителей для началь-
ных школ. —= объяснила Колова. —— Все
предметы, в тем числе и физвультуру, там
ведет олин педагог. Как я могла поставить
хоролтую отметку будущему учителю, не
знающему олного из основных нредметов?
Beth им придется преподавать его в шко-
ле!

На педагогическом совете, гдё обсуж-
дался этот вопросе, класеные руководители
дружно пытались доказать, что физвуль-
тура — предмет второстепенный.

Нечего греха таить, такая точка 306-
ния — не неключение. Классные руково-
хители, днректора школ интересуютея
усневземостью ; евоих учеников по самым
различным . предметам, но это почти ни-
когла Не раснространяется на  физкуль-

туру. .
Заведующий учебной частью средней
полы в Кеми заявил;

— Министерство просвещения, еели и
	‘булет нас ругать, То уж во всяком слу-
	чае не за физкультуру. Ведь физкульту-
ра — не математика!

Повидимому, этот школьный работник
выразил установивиийся взглял на физ-
культуру. А межлу тем, как глубоко оши-
бочен такой ваглял! М. И. Калинин, етра-
стный пропагандист идей коммунистиче-
ского воспитания, ставил физкультуру,
как школьный предмет, в отин рад с рус-
ским языком и математикой,

«Почему я считаю ее одним из основ-
ных предметов обучения и воспитания? —
говорил он московским школьника, — В
первую очередь потому, что я хочу, чтобы
рее вы были злоравымн советскими граж-
ланами... Мы должны готовить себе 310-
ровую смену -— здоровых мужчин и Alte
ровых женщин».

Много, очень много еще безразличия и
формализма в пуководетве физическим вос-
питанием  пкольников в Карело-Финской

CCP,
Зарелия — классический край зимнето
	спорта. Физическое воспитание в школах
	ратный метр жилья»,
	Была в Старом Крыму солнцелечебница...
	Известно  блатотворное о лечебное дей:
ствие солнечных лучей. Но при некото-
рых заболеваниях овазываются недоста-
точными обыкновенные солнечные ван-
ны. применяемые в курортной поактике.
	В городе Старый Ёрым еще до БВеди-
кой Отечественной войны была создана
солнцелечебница, где концентрированны-
ми солнечными лучами (при помощи
специальных зеркал) успешно проводи-
лось лечение ревматизма суставов, гаймо-
рита и других заболеваний.

Многие ‘люли, избавившиеся от долго-
летних болезней, остались  блатодар-
ны этему скромному учреждению, не 06б0-
значенному даже в курортных еправоч-
никах.

Прочитав в феврале 1941 года в rase-
те «Известия» заметку об этой замеча-
тельной  солнцелечебнице, я написал в
Отарый Крым (я страдаю‘ тайморитом).
Зекое мне был прислан ответ е предло-
	жением приехать. Но началась война, И
мне не суждено было поехать на лече-
ние.

После войны я в течение пяти лет по-
сыдал запросы в Старо-Ерымский  рай-
здравотдел, откуда каждый раз получал
ответ о том, что солннелечебница не вос-
становлена. Такой же ответ я получил в
августе 1944 rola из  Наркомздрава

РСФСР.
	За годы послевоенной сталинской пя-
тилетки восстановлены промышленность
и сельское хозяйство, созданы о новые
грандиозные сооружения. Государство ав-
сигнует большие средства на народное
здравоохранение, Почему же  Министер-
ство здравоохранения РСФСР не нашло
возможным восстановить ‚ солнцелечебни-

цу?
Думаю. что это не только мой личный
	i. В. ГОРДИЕНКО
ДРОГОБЫЧ
	Трудно поверить, что в огромном ›313-
нии 9-й школы в широкими коридорами
и светлыми классами, в школе, где узчит-
ся свыше тысячи мальчиков, нет спор-
тивного зала. Он не был предуемютрен
так называемым тиновым” проектом. В
1947 г. злесь сбедннили два  клаеса и
соорудили какое-то’ подобие: зала. Но этот
	зал плохо оборухован; в. нем трязно. Он
	езъерно проветриваетея

Cane cra, HIKE выстроено после вой-
ны в Карело-Финской ССР, но спортивные
залы есть только во. нескольких. ‚ Даже
педагогическое училище в Петрозаводске,
в составе которого имеется специальное
отделение физического воспитания, не р8с-
полагает спортивным залом. Межлу  тем
с ввелением  вевобщего ‘семилетнего 06-
разования в ееле вопрое ‘06  обязатель-
ности проектирования спортивных залов
не только для средних, HO HW семилетних
шхол является бесепорным:

По вернемея, однако, в тот так назы-
ваемый «епортивный зал», который кое-
как сооружен в нижнем этаже 9-й шко-
лы, Когда после звонка, возвещающего на-
чало урока, молодой преподаватель физ-
культуры Лев Лы входит в зал, он застает
там лишь часть евонх учеников: осталь-
ные резвятся в коридоре. И лишь зави-
APH директора, мальчуганы стрем глав
мчатея в неонрятную темную комнату,
именуемую залом, гле они не мотут даже
стать в одну шевенту.

-— По порядку. номеров  р-расечи-
тайсь!,. == полает команлу Ли,

— Первый, второй, третий,,. — выври-
кивают ребята, подталкивая друг друга и
переговариваясь.

Урок начинается с хольбы. Одни плут
вразвалку, опустив плечи и выставив
живот, другие — словно аршин проглоти-
ли. Чуветвуетея. что урок Школьникам
неинтересен, что они предпочли бы про-
сто порезвитьея, без счета и команды.

‚ Почему же мальчикам скучно? Они
любнт. гимнастику, спорт, преподаватель у.
них — сам отличный гимнаст! В Чем Же
дело?
Лев Ли недавно окончил отделение фи-
зического воепитания-.Нетрозаводекого ne-
дагогического училища Он — участник
многих соревнований, достиг лнчного ма-
стеретва, но нё овладел методикой прело-
лавания. Упражнения. Лев. Ли показывает.
так, что ребятам они кажутся абсолютно
невыполнимыми. Существенная деталь —
мальчики ‚ занимаются в обычной одежде,
У многих на нотах... валенки,

Обычно, когда молодой пелатег впер»
	вые появляется в школе, директор,. за-
		Простой аппарат, который сложно приобрести
		Но следам неопубликованных писем
	Речь в ATOM письме пойдет о нуждах
не только одного человека — таких, как
я, немало.

В результате болезни я потерял слух
на 80 процентов. Через некоторое время
я ‘узнал, что сушествует специальный
аппарат, помогающий человеку, потеряв-
ему слух, не хуже, чем очки при по-
тере. зрения.

Недавно мне довелось у одной учитель-
нины увидеть этот аппарат и даже ио-
пытать его. Велика была моя радость! С
его помощью я снова мог слышать с0бе-
седника.

Но этот аппарат, изготовляемый на
отечественных заводах. Ло сих пор недо-
	ступен для многих людей, потерявших
слух. Его можно приобрести только по
особому предписанию врача, за которым
мне, скажем, нало ехать из Кременчуга В
Харьков, в Украинскяй институт уха,
горла и носа. В нашем областном цен-
	Читатель ВБ. Калайда написал в редак:-
пию «Литературной газеты» ‘о неполадках
на станции Ольшаница Юго-Западной же-
лезной дороги и о недобросовестном отио-
тцении к своей работе багажнога весовиги-
	ка этой станции. Письмо тов. Калайда
было направлено в Министерство путей
сообщения. Начальник Главного пасса-
	жирского управления тов. Г. Запорожцев
	пкинным отделением и трубопроводами.
Стоят они себе у берега донского залива,
веасывают веками накопленный рекой пе-
сон и качают его вместе с водой далеко к
месту работ. Песок выбрасывается из тру-
бопровода на плотину, уплотняется, а вода
уходит обратно в Дон. Только и всего, Но
	оказывается, что один такой земенарял
дает в чае ло 500 кубических метров
«пульты» — песка с водой, а все они
	вместе могут нпамыть Грунта на плотине
150 тыеяч кубометров в день.  Подечи-
тайте, что это за работа, если учесть, что
один рабочий’ может в день уложить
3—5 кубометров грунта нужной плотно-
сти. .
Вспоминается, как ввлись у нае строй-
ки до революции. Это были великие ско-
пища людей, колымаг-грабарок, скопище
прумной многоязычной толпы полуголодных
людей — раздетых и разутых, Тучи пыли
стояли на таких строительных «площад-
ках», над вырытыми в земле жилищами
зомлекопов и возчиков, а главным «меха-
низмом» были кирка и лопата.
	Цимлянский гидроузел строит могучая
социалистическая индустрия, рожденная
тенивм Сталина, созданная руками совет-
ского народа за голы пятилеток.
		тре — в Нолтаве — такого предписания
не получишь.

Но, лаже получить рецепт еще полдела.
Купить аппарат я могу лишь в Харькове
или Москве, а в харьковских магазинах,
например, он не всегда бывает. Значит,
нужно ехать за ним во второй, а тои в
третий раз.

Вроме того, слуховой аппарат слишком
дорог; иные конструкции дороже ламно+
вого радиоприемника, хотя но устройству
куда проще.

Мое предложение: организовать продажу
слуховых аппаратов в городах страны. Сде-
лать это совсем нетрудно — надо только,
	чтобы работники здравоохранения и меди-
цинекой промышленности подумали 0 лю-
дях, стоящих за этим пиеьмом.
	Инженер А, ЯКУБОВСКИИ
КРЕМЕНЧУГ
	  ответил нам, что факты,‘ изложенные в
письме, подтвердились. Участковый реви-
зоер пассажирской службы Ваврик и ве-
совщик станции Ольшаница Юго-Западной

железной ‘дороги Корчак наказаны.
Тов. Запорожнцев. сообщает, : что усилен
контроль за работой багажных, весовщи:

ков на дорагах.
	белую кинень цветения весной 1948 года,
приветствуя приход первых отрядов’ строи-
телей. А сейчае мимо абрикосов идет наро-
BO3 и тянет за собой длинный черед ва-
гонов. Из котлована выглядывают высо-
ченные портальные краны, тянутся к не-
бу башни бетонного завола, а прямо ‘от Bat
уходит в синие дали уже намытая плоти-
на — высокая, иирокзя, мощная...

Но все это поблекло, когда мы подопли
поближе к котловану, гле создаотея осно
вание бетонной части плотины и гидро-
электростанции. Величественное зрелище
эта огромная ровная площадка, находя-
щаяся ниже уровня Дона, но сухая, как
летнее поле. .

Дон бунтует, норовит затопить котло-
ван... Но наши инженеры и тут обуздали
его: установили но периметру котлована
мошные центробежные насосы и с гро-
мадной глубины выкачивают в сутки
десятки тысяч кубометров  просачиваю-
щейся воды, И на самой площадке уста-
новлены специальные коллекторы, дейст-
вующие на глубину 6 метров. Оттого и
	новое меето. А здесь родился рабочий по-
село с широкими прямыми улицами, оде-
тыми камнем и асфальтом. И ходят теперь
по бывшим хутореким улицам паровозы и
вагоны, грохочут тракторы ‘и машины, и
шум от них разносится далеко по степи —
шум новой, могучей, индустриальной
Жизни. :

Здесь- -то и строится гигантекая плотина,
каких незнает мировая техника. Отроится
так,. как не строили еще нигде в мире,
такими темпами, наких не знала еще ни
одна стройка. Здесь не’ говорят «тонны»
или «кубометры», а говорят «тыбвячи
тонн», «миллионы кубометров». Здесь не
услышишь «HAM надо сегодня сдать работ
на столько-то тысяч рублей», но — «нам
надо сегодня сдать работ Ha столько-то
миллионов рублей». Это — в день-то!
	BALCH, Ha, BTOH Tak называемой «строи-
TeABHOH NAoWalke», наши инженеры ло-
мают международные технические норма-
тивы и понятия, выработанные веками,
повергаю  в прах буржуазные технические.
догматы.

Здесь нашла свой конец о и извастная
потоворка: «Ване дело построено на песке»,
Цимлянекая плотина —- одно из величай-
ших сооружений мировой гидротехники —
строится на песчаном. грунте и сама со-
стонт из песка, принесенного Доном за
тысячелетия, Плотина перегораживает до-
длину Дона на всей се ширине.

Начальник ‘строительства Цимлянекого
гидроузла Василий Арсентьевич Барабанов
рассказывал о перспективах ‘работ:
	— Мы ренили строить плотину на пес-
чаном основании. Но она ‘будет надежнее
многих зарубежных. плотин, поставленных
на скальных грунтах. В нашу плотину
будет уложено несколько мналионов кубо-
метров грунта. Мы оградим плотину метал-
лическими штунтами, сделаем каменные
крепления. Есди бы вее, что мы потребля-
ем в дело, положить в вагоны, то потре-
бовалось бы для строительных материалов
около восьми миллионов вагонов.
Сейчас мы разгружаем ежедневно до ты-
сячи вагонов всяких грузов... Для того
чтобы земляные работы производить вруч-
ную, нам потребовались бы многие дееят-
ки тысяч рабочих рук. Но у нае ‹работатот
механизмы.

Я видел в Пимлянокой так называемые
	‹земснаряды». С виду они ничего 0собен-.
	ного с000й. не представляют: обыкновен-
	ные пловучие сула низкой осадки © Ma-
	НА ТИХОМ LLOHY
	Тихий Дон. Иегенларная: река, `неезн-
ный врай.. А вель когда-то Дон был во-
Bee п не тихим. & вольно и шумно катия
свои волы по каменистому руслу и, це:
нясь, швырялея васнадами брызг, как
могучий горный -ноток. Тысячелетня .6е;
жали за тысянелетнями. Постарел Дон-ба-
тюлна, утратил свою былую силу, умолк
слевно  скоранный богатырь, ‘И только
вбенами еще нат-нет, ла и взыграет, ра-
зольетея на многие, многие вилометры. А
нагулявниеь, проводив большую воду B
море, вернется к своим берегам и о опять.
тихо и мирно течет по-над кручами, п
скотина безбоязненно подходит к нему и
пололру пьет светлую, прохладную воду.

Прижимается тихий Дон к крутым бе-.
регам, к хуторам и станицам, поближе к
людям, словно зашиту ищет у человека,
защиту от песков, обступающих его со всех
сторон, угрожающих гибелью реке, етепям,
людям.

Й человек встал’ на защиту. реки.

В скором времени могучая Волга солвет-
ся с тихим Доном!

Как брат и сестра, веками несут вели-
кие руеские реки евоп вохы мимо сел, го-
родов, шумных пристаней и ширятся, раз-
лаютея по лугам и долинам. И текут, те-
KY? HO тысячи вилометров, неся жизнь
миллионам простых тюлей.

И вот голубые воды великих рек с0-
етиняютея волею советских люхей, волею
Сталина, чтобы вернуть жизнь истомлен-
ной солнцем земле H принести людям в8-
ковечное счастье.

Же
	Мы полъезжали к району строительства
Пимлянекого гидроузла поздним вечером,
Нал Доном. над черневигим вдали левом и
станицей спускалиеь сумерки, и, медленно
погружаяеь в них, все теряло свом очер-
танна. Обычная картина. обычяый звечер-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	95 января 1951 г. № 10
	ний степной пейзаж. И вдруг разом, как
по команде, впереди вепыхнули огни, По-
том еще, еще, и над Доном, над степью,
над лесом и буграми замигали, засветились
тыеячи ярких электрических OFOHbEOB и
озарили округу морем света.

Теперь нам видно, как от дороги, от
пескончаемой вереницы столбов, что бежит
рялом с нами, отделяются вее ‘новые и
новые электрические и телефонные ЛИНИИ,
направляются к Дону и там пропадают за
холмами. А вдали, слева от нае, важно и
величественно‘ проходят высокие металли-
ческие фермы. высоковольтных линий ©
навиесними проводами, и кажется, что тя-
жело им нести на себе мнотопудовую ношу.
Слишкем длинны линии, но фермы птагают
и шагают мимо нас и несут тяжелые про-
вода, несут жизнь машинам, свет — ста-
нинам и хуторам...

Въезжаем в большой етролтельный и9-
селок. По иироким каменным мостовым
ндут люди, движутея тракторы, автома-
шины, секреперы и яркими фарами прони-
зывают темень. Она покорно расступается,
HM Тогда со веех сторон возникают огром-
ные, еловно поднирающие Небо краны;
выеокие, похожие на каупера доменных
цехов баки; длинные, то лежащие на
земле, то приполнятые над нею трубопро-
воды; заволекие корпуса мастеревих, валы
земли, уходящие в темень... А над всем
этим — голубые венолохи  электросварки,
то вепыхивающие и озаряющис округу
бледноголубым светом, то на секунду
гаспущие.

Трудно поверить, что вовсем недавно на
этом месте были станица Кумшакская И
хутор Солёный, что между казачьими го-
лубыми охатами с белыми ставнями на
этих улицах собиралиеь но вечерам парни
и девчата. и пели частушьм нод. нехитрые
	\ переборы гармоники.
	р  РИ У У АРТА. СМЕЕТ РЕ 9

‚ЧТт9 и нв верится:
сухо в Котловано, и люди холят во валенн 8.
	hax, Rak По тротуару, :

Прекраено работают мощные насовы
глубинного водоотлива. Они созданы Ha-
ими конструкторами и сделаны на на-
ших отечественных заводах.
	В центре котлована на 500 метров в
	длину стоят бесчисленные ° металличе+
ские фермы’ почти такие же, как фер-
мы железнодорожного моста. только ло-
	ставленные вертикально: стронные и вну-
шительные. Рядом, как исполинакие мону-
менты, высятея портальные краны с’ иро-
тянутыми далеко в небо стрелами. . Прой-
дет еще немного времени, и ‘таровозы е-
везут стола вагоны —— многотонные  иосу-
ДИНЫ 6 бетоном, краны поднимут их, п
оденетея в бетон этот чудесный лес; ферм
и ажурных конструкций арматуры. *
	Поезда пойдут по новому  гигантекому
мосту, автомашины повезут тызячи людей,
п увидят они на том месте. гле мы стоим
сейчас, лишь низвергающиеея каскады
воды, буруны пены и брызг, услышат рев
водепала, затянутого белой‘ ‘испариной...

А пока мы бродим по дну отромного
котлована и стараемея представить себе
по отдельным мелким леталям. как вое это
будет. Вот привлек внимание’ ловко еде-
ланный из многочисленных стальных _Upy-
Then коридор. Инженер Перьиикин объяе-
		Я был вэтих местах осенью 1941 года.
Тревожный гул стоял тогда над Доном
и станицами, Тысячи людей ждали пере-
правы. На миллионы рублей  екопилось
тогда народного добра здесь, на донеком
бехту. Вее это надо было отправить в
глубокий тыл; определить на -место, воб
становить для работы на армию. Мрачен
был тогда Дон. Превожно бились о берег
притяхшине воды ero.
	Сегодня на этих’ берегах царит радость.
Жизнь бъет ключом, и не веритоя, что
всего этого — этой гранднозной панорамы
труда -— не было еще всего два с полови-
ной года назал.
	Инженер Григорий Андреевич  Перыц-
кин, с которым мы стоим на вывоком
правом донском берегу, вепоминает велух:
	—щ Мы приехали сюда весной 1948 m-
ла. Здесь, нод бугром. была станица, рае-
пускалиеь в палисадниках абрикосы, по
лугам ходили быки и коровы, резвилась
‘детвора, а за станицей плавно нее свои
тихие воды Дон, и над ним летели чайки...

Внизу и сейчас виднеются раздетые вет-
ром абрикосы. Возможно. они и распускали
	Нет тенерь na берегу Дона станицы
Вумшакской, Она переехала на новое место
вместе е домами, хозяйственными построй-
ками, налисадниками, виноградниками. Нет
	и хутора Солёного. Он тоже переехал на