чем я Оумала в тюрьме

Героическая‘ зацитница мира Рай.
монда Дьен была, как известно, при-
говорена в июне 1950 года военным
судом города Бордо к году тюремно-
го заключения за то, что легла на
рельсы и помешала отправке поезда
с военными материалами. В конце де-
кабря в результате все более грозно
нараставших требований сторонников
мира во Франции и их гневных про-
тестов власти вынуждены были до-
срочно освободить Раймонду Дьен из
тюрьмы. Она возвратилась в родной
город Тур, где с новыми силами про-
должает борьбу за мир.

Помещаемый нами сегодня рассказ
Раймонды Дьен прислан ею по прось-
	бе нашей газеты и записан француз-
ской зкурналисткой Доминикой Де-
занти.
	* >.
о часовое нони

они борются вместе с нами, Я действовала
так и ради них. Я думала о молодых фран-
пузах, которые вынуждены гибнуть за
неправое дело. Я думала о въетнамеких
лпатриотах — разве может честный человек
осуждать людей, которые борются за евото
свободу, независимость? Это ли не спра-
ведливая борьба?.

Во всяком случае, когда я пришла на
вокзал в Сен-Ньер де Вор (там живут мои
родители) и узнала, что патриоты собра-
лись на вокзале, чтобы помешать отправке
поезда с оружием, я присоединилась к чим.
Й когха поезл стал приближаться, я ношла
ему навстречу; машинист, конечно, затор-
мозил, и состав замедлил ход, тогда я бро-
силась вперед и легла на рельсы.

На процессе, возбужденном против меня,
машинист tak объяснял: «Ну что вы, гос-
подин председатель, конечно; я остановил
поезд, не мог же я задавить эту дев-
чонку...»

Korza полицейские пришли ко мне на
работу арестовать меня. я поняла, что Te,
BETO ответствен за войну в Индокитае,
боятся. Не меня — какую-то турскую ма-
шинистку: Нет, конечно. не меня. а фран-
цузского народа, который одобрил мой по-
ступок. Они знали, что многие женщины ий
мужчины сделают из моего поступка тот
вывод. что действиями можно и должно вы-
ражать свою волю к миру — всем вместе!

В тюрьме я впервые прочла советский
НЕ «Молодая гвардия». Из этой книги

я узнала о таких примерах героизма, что
мне прямо совестно стало: я получаю
столько изъявлений любви и признатель-
ности, а сделала так мало!

Я прочла еще одну книгу © Советском
Союзе, и уменя на душе светлело с каждой
прочитанной страницей. Подумать только,
там—такие же женщины и девушки. как я,
свободно и беспрепятственно созлают луч-
шее будущее для своих детей и для ‘себя.

Только безумцы могут, рассчитывать на
то, чтобы француженки, подобные мне,
У которых отец трудится напролет от зари
до зари и никогда не может избавиться от
угрозы безработицы или репрессий, одоб-
рили войну с такой страной, как Советский
Cows. После прочтения книг; упомянутых
мной; я особенно ясво постигла все зна-
чение слов, сказанных нашим великим
другом Морисом Торезом (которому я от
всей души желаю скорейшего выздоровле-
ния): «Французский нарол никогда не бу-
дет воевать против Советского Союза».

_ Когда меня освободили, я почувствовала
себя необыкновенно счастливой, ибо’ я зна-
ла, что своей свободой обязана народу. Вак
только я вышла из тюрьмы, незнакомые
друзья бросились обнимать меня, осыпать
цветами, понесли меня..:

_ 4 даже не могу выразить вам, как я
была счастлива и как я теперь буду 60-
роться за мир, чтобы оправдать такое ло-
верие ин быть достойной такой любви.

Я наверно очень плохо и’ поверхностно
рассказала обо’ всем этом, но если бы вы
знали, как тлубоко я все это чувствую!

ПАРИЖ, январь

«Запретные надписи» в
городах Западной Германии
	ee
  ции Западной Герма-
  HHH, против превра-
: щения страны B
: планларм будущей
: ВОЙНЫ. .

Oo EI OEE IEEE EEE OIE IS

военнослужащие американских оккупани-
онных войск (снимок внизу).

Снимки из немецкого журнала «Нейе OTEKDEIBZET по ним оговъ...>
берлинер иллюстрирте» и газеты

«Нейес Дейчланлд». Мы. беседовали с Чо Ден Хва, одним из
ее не garsaeeenrorseuerat! патента десен саченькаань Г (ОЙНОВ героического партизанского oTps-

(UK, HUUbl прирвледь ваиланис оарвации.
  Как только появляются самолеты, чтобы
  бомбить эти танки. зенитная артиллерия

мониаинынь зчиуыучеы,
	Акал. Михаил РОЛЛЕР
	Paiimonaa ЛЬВН

\ Кымчхонь
	ХЭчжЖЬ(кАЙСЮ)

“Haat mm K ICON .4
	me a Ee oa

ОН oP Ux yHbUXO
: а Ыйчжконбу a
*Xonuxor

NGEYS —
	хе “`х@-^, ЯЙПХЕН” 5
(Ore Eee *?
опоры ( кымянчаННИю В
/ЗОНБе + 8-в--Ж< И Оч

ta as wma + Ub ew ag:

Написать в газету, о чем я думала в
тюрьме? Но я совсем не умею писать, —
как только я берусь за перо, слова усхоль-
зают от меня. Давайте лучше я вам 060
всем расскажу, а вы напишете, хорошо?

Сидя в тюрьме, я много думала о своей
семье, о муже. Всего семь месяцев, как мы
поженились. Вы его знаете. Вот кто на-
стоящий борец! Даже те товарищи, кото-
рые на заводе не разяеляют erg зэтля-
дов, все же любят и слушают ем. Я
думала о его сестре, моей золовке. Ее муж
был расстрелян во времена Сопротивления.
Она — учительница. Ее коллеги рассказы-
вали мне один случай о ней, и он не
выходит у меня из головы.

Шла вторая мировая война.  Коммуни-
сты были исключены из союза учителей.

Олнажды, когда зачитали списки ис-
ключенных, раздался женский голосок:

—- Меня тоже надо исключить. Я думаю
так же, как и они.

Эти слова произнесла сестра мозго мужа.
Правда ведь прекрасный пример для меня?
Позже она была арестована за участие в
Сопротивлении и переведена в форт «Ха»,
в ту же военную тюрьму, где сидела и я.
Вы понимаете, что мысль о ней не остав-
ляла меня.
	И вот, представьте себе. одновременно со
	мной в этой тюрьме оказалиеь две осуж-
денные нацистки — одна тестаповка. ее
прозвали у нас  «тестаповекая сука»,
она как будто принимала участие в рас-
праве с Орадуром, и хдругая-——сначала бы-
ла приговорена к смерти, а теперь. она
скоро будет выпущена на свободу. Каково
это! Для тестаповской сволочи, у которой
руки обагрены кровью. в тюрьме создают
особые условия; и скоро она вообще будет
разгуливать на свободе; что же касается
рабочих, которые принимают участие в
забастовках, борются за мир. то их не
перестают сажать в тюрьмы.

Упывать? Нет, я никогда не унызала.
Ежедневно Я получала груду писем от не-
знакомых людей. Вот почему я ни на
минуту не чувствовала себя оторванной от
жизни, у меня постоянно были сотни зру-
set. Женшины писали мне: «Будь ты моей
дочерью —я бы гордилась тобой...» Мои
ровеснипы обращались ко мне: «Раймонда.
я завидую тебе. Вак бы ся хотела ‘совер-
ить такой поступок, стать символом на-
родного протеста...»
	Ko мне приходили письма из всех стран,
	из-за гранипы. № сожалению, письма из
	Советского Союза не попадали ко мне —
их задерживали. На одном из свиданий
(мне пришлось бороться за то, чтобы по-
лучить право на свидание с мужем) мой
муж рассказал мне. что один польский
писатель описал мою историю, румынский
поэт посвятил мяе поэму и читал ее у
вебя в стране на конгрессе сторонников
мира. Чешские женщины просили прислать
им мой портрет.

После освобождения я прочла письмо
одной вентерской машинистки, оно очень
взволновало меня. «Ты такая же машини-
стка, как и я, — пишет она, — как ты

кники цичонию ини нае =.

а ДОМОЙ, «АМИ»,
	Изо дня в день в городах Западной Г ер-
	мании слышится: «Томми, гоу xoymls,
«Ами, гоу хоум!» — «Англичане, убирай-
тесь домой!» «Американцы, убирайтесь
	ломой:» Эти слова появляются на стенах
и крышах зданий, ими сторонники мира
встречают англо-американских поджигате-
лей войны.
	Слово мир в Западной Германии—за-
прещенное слово. Американский верховный
комиссар Макклой издал приказ об уничто-
жении всех надписей, плакатов и листо-
вок, призывающих к миру и елинству Гер-
мании, и о судебном преследовании борпов
против войны, делающих подобные надпи-
си и распространяющих подобные листовки.

Сы

Но, несмотря на
полицейские репрес-
сии,  западногерман-
ские друзья мира
активно выступают
против  бесконтроль-
ного хозяйничанья
оккупантов в «бонн-
ской республике»,

угрозы и

зверские

против англо-фравко-
американских  реше-
ний о ремилитариза-
	он: =
	0630 BOBHHbIX
действий в Hopes
	На всех фронтах части корейской Ha.
родной армии и отряды китайских добро-
вольпев ведут боевые наступательные
действия против войсх интервентов.

Or Таньяна плапдарм, ‘удерживаемый
Народной армией, простирается через отро-
ги и хребты Восточно-Корейских гор к по-
бережью Японекого моря. Наступательные
бои корейской Народной армии разверяу-
	лись в треугольнике Таньян, Чечхонь,
Йонвол.

Войска интервентов на центральном
участке Фронта предприняли попытки
	срезать клин. созданным наступательными
действиями Народной армни. Как извест.
но. этот клин пачинается в районе города
Вончжу и. прохоля через верхнее течение
	ереки Ханган в районе Таньяна, свопы
	острием обрашен к Тэгу. Вонтратака, иред-
принятая американцами в районе горола
Вончжу, не принесла им успеха.  Вразза-
вильское. радио  отмечало, что после четы-
рехчасового боя, имевшего место 21 ян-
варя, части противника откатилиесь 4a
прежние позиции. Доплонское ралио mepe-
лает, что бои прололжаютея в горном
районе юго-восточнее Таньяна.

Освоболив важный стратегический пунк?
ИЙонвол. Народная армия продолжает гнать
врага дальше на юг. В боях за Йонвод
свыше 900 соллат.и офицеров противника
было убито и ранено. 600 человек взято
в плен; разгромлена 9-я лисынмановская
дивизия, которая уже неоднократно лопол-
нялась свежими. резервами, Захвачены
большие трофеи.
	За последние дни американская 8-9 an-
мия предпринимала контратаки также п
на западном участке фронта. Пехота за-
хватчиков при поллержке ‘артиллерии, тап-
ков и авиалии стремилась зРнять выгол-
ные рубежи в междуречье Хангани Кых-
тан. Некоторые пункты неоднократно пе-
реходили из рук в руки. но в конечном
итоге противник был отброшен, понеся
большие потери. Корреспондент агентетва
Рейтер сообщает. что 22 января части 8-1
армин «отступили на юг под сильным ми-
нометным и ружейно-пулеметным огнем»
корейцев. Боевые действия продолжаютея
в районе города Усан.
	Б восточном секторе фронта активную
помощь наступающим частям Народной
армии оказывают партизаны. По сообще-
нию лондонского ралио, большие отряды
партизан. численностью от 100 ло 2.000
человек, действуют также в глубоком тюлу
противника. В Ваптянгтоне официально
объявлено. 4TO корейские партизанские
	силы «представляют угрозу» войскам ик-
тервентов.

Наступающие части Народной зрмни
получают серьезную поддержку со стороны
своей авиации. Она обеспечивает пролвн-
жение наземных войск, ежелневно вступает
в схватки с американскими воздушными
пиратами. За последние дни героические
летчики корейской Народной армии сбили
несколько американских самолетов.

Прошло 7 месяцев со времени начала
военных действий в Корее. спровоппрован-
	Сбор средств в пользу жертв американ-
ской агрессии в Норее на одной из
улиц Мюнхена (Западная Германия}. На
груди у сборщиц плакаты © надписью:
«Мир — Норее!
	(Снимок из немецкого журнала ‘“Hetts
берлинер иллюстрирте».
	ных американскими империалистами. 33
этот период захватчики понесли огромные
потери. В рядах американских войск и их
сателлитов растет недовольство затяжной
войной в Корее. Возвратившийся из Roper
австралийский солдат Паркет заявил не-
давно, что американпы обращаются ©

австралийпами в Корее, «как с бедными
родственниками»;

На днях генёрал Макартур снова побы-
вал на Корейском фронте. В ответ на в9-
прое иностранных корреспондентов. почему
отступают его войска и не грозит ли 910
тем, что их могут сбросить в море, генерал-
палач пытался отшутитьея. Олнако стано*
вится все более очевидным. что интервен-
там придется вновь повторить уже испы-
	танное однажды у Аыннама и Инчона ку-
панье в море.
	П. КРАЙНОВ
	решилась на такой подвиг?» Мне хотелось
ответить ей, что у нас в стране, где пра-
рительство готовит войну. He одна я
	вительство готовит воину, не одна я
самоотверженно борюсь за мир. Таких бор-
	цов сотни и тысячи.

Моя подруга Мишель Доменак — мать
троих детей, потеряла зрение от бомбы со
слезоточивым газом, когда находилась в
рядах демонстрации бюрпов за мир; и все-
таки она решилась написать председате-
лю трибунала о моем освобождении, не ду-
	мая 0 своем собственном несчастье. А
сколько таких. как я, еще сидят в тюзь-
мах! Все они нашли в себе достаточно му-
жества и стойкости; чтобы как можно дей-
ственнее проявить свою волю к миру. А
разве советские партизанки не жертвова-
ли жизнью, борясь за налтгу свободу. 3a
всех нас? Нет ничего удивительного, что
и мы, следуя их примеру, самоотверженно
боремся за мир.

0 чем я думала, вогда шла навстречу
	поезду с военными материалами, отходив-
	шему от вокзала Сен-Шьер де Вю! м ду-
мала, что надо любыми средствами остачо-
вить войну. Я знала женщин, у которых
мужья погибли на фронте, а сыновья были
отправлены в Индокитай и там убиты. У
этих женщин ничего уже не осталось в
жизни, война отняла у. них все. Телерь

ДОМОЙ, «ТОММИ»
	КОРЕЙСКИЕ
	Торы Вореи... Они то врезаются в са-
мые облака острыми скалистыми пиками,
0 полого спускаются к самому морю.

Й вот сейчас. когда нал Кореей полы-
хает война, кажется, что крепче сомкну-
лись древние горы; помогая своему на-
	роду.
— Горы — это наш дом. это наши
верные стражи. А дороги — это дочери
	гор, и нет сейчас среди них такой, кото-
рая была бы безопасной лля американ-
цев. — сказала нам мололенькая парти-
занка Син Док 9 и поправила свой авто-
мат, захваченный в бою у интервентов.
	Син Док 9 — дочь человека; чье имя
с благодарностью и ‘любовью повторяет
сейчас каждый партизан. Это он. старый
Син Тхя Сун, в 1947 году, котла аме-
риканские войска на юге установили
невиханный произвол,  нозвал на семей-
ный совет свою дочь, своих сыновей п
невесток и сказал им:
	— Лети мои! Я посылаю вае защи-
щать честь и свободу родины..;
	Ночью жилище старика опустело. Мо-
лодежь ушла в партизанский отрял, &
‚старик © женой и двумя внуками посе-
лился высоко в горах в маленьком за-
брошенном домике, прилепившемея нал
самым ущельем. И вот сюда из самых
отдаленных партизанских отрядов стали
приходить связные. Син Тхя Сун бродил
но деревням; переодетый нашим, звал
молодежь в партизанские отряды, рас-
сказывал крестьянам о счастливой сво-
бодной жизни на севере страны. собирал
для партизан пролукты и ‘одежлу. «Отец
партизан» —- так прозвал старика на-
род. Й когда ему исполнилось 62 года,
партизаны торжественно отпраздновали
день ‘рождения Син Тхя Суна в малень-
ROM ломике над обрывом.

Полипейским ишейкам удалось  на-
пасть на след старика: который исчезал
так же внезапно. как появлялея. После
	зверских, пыток лисынмановны повесили
его. Имя Син Тхя Сунь носит теперь
один из самых неуловимых, самых гроз-
ных лля врага партизанских отрядов.
	Все чаше и чаше в коммюнике штаба
Макартура и американской прессе про-
скальзывают тревожные сообщения © дей-
ствиях партизан в Корее: Токийский
корреснондент° Ассошиэйтедх Прессе  пи-
сал в своей панической статье: «Корей-
ские партизаны разрушают базы снабже-
ния, уничтожая в транспортных колон-
нах первый и последний‘ грузовик, а за-
тем обстреливая колонну из автоматиче-
ского оружия. Против танков партизаны
используют цилиндрические мины... Раз-
битые танки они покрывают яркой крас-
кой. чтобы привлечь внимание авиации.
	ПАРТИЗАНЫ
	ka. Ero называют грозой интервентов.
Этот немолодой человек. в прошлом мир-
ный  землелелен. никогда раньше не
	бравшии винтовку в руки. сказал нам:

— Все мы стали воинами, потому что
нас позвала родина. В отояле у меня
двое сыновей. дочь и невестка. Мы на-
учились сражаться с врагом. Вчера плен-
ный американен сказал на допросе у
командира. что дороги на восточном по-
бережье. которые мы контролируем, на-
зывают у них дорогами смерти...

Сейчас отважные партизаны этого от-
ряда влились в past Народной армии и
продолжают громить ‚врага.

Еше ло войны мы  вотречались с
Пак Тэ Гыном и Ким Ун Саном — опыт-
ными. умелыми  шахтерами. Они жадно
читали все сообщения о советских гор-
няках и вволили новшества у себя в за-
боях. Потом мы узнали. что вое горняки
их шахты ушли в партизаны, и прочита-
ли в газетах о подвигах Tax Ts Гына
и Ким Ун Cana, наших старых знако-
мых. Отряды. в которых они. сражаются,
начинали войну е двумя автоматами. &
сейчас ‘отлично вооружены, имеют все,
вплоть То танков.
	Ворейские партизаны вездесущи. Вог-
ха в южной части провинции Ванвон два
американских соллата и лисынмановские
полипейские ворвались в лом крестьянина
Хо Сун Чёра и. угрожая пистолетами, на-
чали приставать к женшинам, распахну-
лась’ лверь, ин в доме появилось четверо
корейских юношей. Они убили американ-
14.8 лисынмановиа: остальные бандиты
бежали, бросив в перепуге свои автоматы.
`Мужественно лействуют партизаны во
всей стране. Так, например. отряд, в ко-
тором сражается Мун Хе Сик. вел бой в
горном районе на стыке провинций Юж-
ный Канвон и Кенги-ло. В районе олной
высоты партизаны окружили батальон
противника; пытавитегося наступать на
север. и полностью разгромили его.
	Партизанскими соединениями в тылу
лисынмановских и американских войск
командует смелый и мужественный чело-
век. отличный стратег и тактик П. Bee
его соединения  лействуют по единому
плану, разработанному Главным командо-
ванием Народной армии.

— Наши горные орлы. —= тах зовет
партизан население.

Брестьяне отдают им спрятанные от
врага продукты, фураж: обеспечивают
теплой олежлой. Партизанский отрял Кон
Cer Ки получил недавно в подарок от
крестьян торной деревупки Сонлон более
сорока мешков риса. Крестьяне на соб-
ственных спинах доставили его в раеспо-
ряжение партизан и. передавая его. зая-
Вили? OO
	— Громите врата; наши орлы. Мы по-
	Ирина ВОЛК,
Анатолий ВАСИЛЬЕВ
	можем вам всем, чем еможем,

ORG

На наших снимках — надписи в защиту
мира, против которых ополчился американ-
ский гаулейтер Макклой, на улицах He
мецких городов. «Покончить с ‘военными
приготовлениями! Англичане, убирайтесь
домой!» — гласит надпись на заборе вго-
роде Верден, находящемся в английской
зоне оккупации Германии (снимок вверху).
«Американцы, убирайтесь домой!» — такую
надпись сторонники мира сделали в Мюнв-
хене, на крыше здания, в котором живут
онных войск (снимок внизу).

Снимки из немецкого журнала «Нейе
берлинер иллюстриртёе»ь и газеты
«Нейес Дейчланд».

рр не я пиририо нов нон ивоноеь
ocean а знания ин нано нинанао нони оно орон оу ни нии вики рринииин vene
			лишь при народно-демократическом строе,
& также работы  еовременных” мастеров,
стремящихся отразить в своих произведе-
ниях созидательный порыв етроителей со-
циализма в Румынии. Шесть новых залов
открыто в Румыно-русеком музее, расши-
рен музей «Революционной борьбы. наро-
да». Огромной любовью народа пользует-
ся постоянная выставка «И. В. Сталин»,
открытая 22 августа 1950 гола в связи
с празднованмем шестой  годовшины со
дня освобождения Румынии героической
Советской Армией.
	Новые условия жизни придали невидан-
ный размах развитию науки в Румынии.
Академия республики в 1950 ‘году образо-
вала семь новых научно-исслеловательских
институтов. Недавно. во время месячника
румыно-советской дружбы, в Бухаресте ст-
крылея Институт имени И. П. Павлова.
Это имя говорит о том научном направле“
нии, какое приняли медицина и биология в
новой Румынии. Начали работать также
институты физики, энергетики, биохимии,
инфрамикробиологии. Они пользуются в свэ-
ей работе советской литературой. которую
предоставляет им Румыно-советский науч-
но-исследовательский институт, входящий
в состав Академии Румынской народной
республики.
	Научная деятельность все более связы-
вается у нас с практикой. Рял изысканяй
наших институтов. уже передан предприя-
тиям для внедрения в производство. 0 ре-
зультатах работы институтов можно sy-
дить по июньской сессии ‘академии, про-
ходившей пол лозунгом: «Усвоение мар-
ксизма-ленинизма п достижений советской
науки — основа развития науки в Румы-
нии». На этой сессяи было сделано около
200 научных сообщений. На расширенной
	чрезвычайной - сессий Акалемии Румынской
	народной республики, состоявшейся в
конпе сентября, в течение пяти дней 25-
суждалея план электрификации и исполь-
зования водных ресурсов республики.

В научно-исслеловательских институтах
академии -глубоко изучаются гениальные
произведения И.В. Сталина по вопросам
языкознания. обсуждаются выводы. выте-

кающие из этих трудов для всех отраслей
науки.

Опыт советской науки помогает нам пре-
ололевать трудности и нелостатки, еше
имеющиеся у нас. Марксистоко-ленинская
теория. которой  овлалевают в кружках,
вечерних школах и спепиальных универ-
еитетах широкие слои интеллигенции, по-
могает нам в борьбе против космотолитиз-
ма, за обеспечение партийного духа в на-
уке, литературе“ и искусстве.

ee
	7 к
Вультурная революция, осуществляемая
под руководством Румынской рабочей пар-
тии. приобрела у нас широкий размах. /9-
стигнутые нами успехи возможны только
в условиях республики. возглавляемой ра-
бочим классом. в условиях мира, которому
беззаветно предан весь наш vapor.
Уверенно идем мы в счастливому булу-
тему нашего народа вместе ‘с сотнями
миллионов людей, борющихея ‘в рядах ла-
геря мира, во главе которого нахолятся
славный Советский Союз, великий
знаменосец мира тениальный — Иосиф
Виссарионович Сталин.
		Главный редактор К. СИМОНОВ.
Редакционная коллегия: Б. АГ
Н. ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛИА, А. КО
Н НОВИКОВ ЧН moronuR
	дустриальные темы, первый TOM книги
А. Щара «Вонеп жалобам». расеказыват-
	шей о революционных боях железнолорож-.

ников Гривицы в 1933 году, произведения
Ц. Думитриу, Д. Депыиу, В. Галана и
других писателей вторгаются в жизнь,
‚ помогают етроить ее нз новых началах.
Спрос на книги у нас очень велик.
Строящийся сейчас «Лом Скынтейи», обо-
рулованный самыми усовершенствованными
машинами. которые предоставляет нам (9-
ветский Союз, резко улучшит техниче-
ские возможности ‘удовлетворять требова-
ния читателей на книги. Но и теперь де-
лается все для того. чтобы трудящиеся
имели ничем не ограниченный доступ к
книгам. Охни только профсоюзы. имеют
больше 12 тысяч библиотек. располагаю:
ших книжным фонлом почти в четыре е
половиной миллиона томов. Количество
библиотек при сельских клубах в июле
превышало одиннадцать с половиной ты-
сяч. Общее число читателей только этях
	я приближается в полутора мил-
лионам
	Трудяптиеся нашей страны проявляют
большую любовь к искусству. Они посе-
шают тватры, вступают в кружки художе-
ственной самодеятельности. В стране на-
считывается около шести тысяч профеоюз-
ных кружков самодеятельности. Десятки
тысяч подобных кружков существуют при
сельских клубах. Любопытная nappa:
только за один летний месяп июль 5 мил-
лионов зрителей посетили вечера в сель-
ских клубах.

Центрами распространения культуры
становятея музеи. В бывшем королевском
дворце открылась «Национальная галлерея
CKYABITYDA] HR живописи», ЭЗлееь выстав-
	човая Гумыния
	Огромным достижением нашей республи-
ки, создающей фундамент социализма, яв-
ляетея рост наролной культуры. Пусть 05
этом расскажут нифры и факты.

Румынская рабочая партия и правитель-
ство сделали просвешение достоянием сз-
мых широких трудящихся масс. В 1950
голу 700 тысяч человек обучались начат-
хам грамоты. Пятилетний план.  осуше-
ствление которого началось в новом го-
ду. предусматривает полную ликвидацию
неграмотности в стране.

Вее дети школьного возраста проходят
теперь начальное обучение. Большое раз-
витие получило среднее, особенно ерехнее
техническое образование. Достаточно ска-
зать, что число учашихея в общеобразова-
тельных средних школах, педагогических
и технических училишах увеличилось в
1950 голу до 166 тысяч, в то время как
в 1938 голу оно не достигало. и 40 ты-
сяч. Количество студентов высших учеб-
ных заведений увеличилось по сравнению
с ловоенным периодом на 31 тысячу че-
ловек.

Республика обеспечила столь быстрый
роет числа учащихся. открыв более 2000
новых школ. созлав 29 новых вузов и 14
рабочих факультетов, образовав 108 новых
факультетов в существующих  универеи-
тетах и институтах.

Для учашихея изланы учебники тира-
жом более 7 миллионов экземпляров, yera-
нозлено 206 тыеяч государственных сти-
пендий. 190 тысяч летей трулямихея
	&дена сАлирантура для подготовви Upend-
давателей ‘университетов и  научно-иселе-
довательских работников.

Многое должны сделать в борьбе: за изо-
билие культурыти науки для Народа Ha-
ши научные общества. Этой цели служат:
Общество по распространению науки и
культуры, которое за год своей деятель-
ности провело 30 тысяч лекций в городах
и селах, Научное общество инженеров и
техников, Общество естественных  на-
ук, Общество имени Мичурина и другие
общества, работающие в тесном контакле

с новаторами производства и передовиками
сельском хозяйства. Огромный размах

приобрела деятельность Румынского обше-
ства по укреплению связи в СССР
(АРЛЮС). насчитывающего свыше 4 мил-
лионов членов.

Все эти общества издают свои газеты и
журналы, в которых обсуждают насущные
вопросы науки и техники, популяризиру-
ют самую передовую в мире советскую
‘науку и культуру. .

Из этой сокровишницы ныне черпает
богатства знаний румынский народ.

Невиданно выросло количество  на-
именований и тираж произведений хулдо-
жественной литературы. Роман М. Садовя-
ну «Митря Кокор».  улостоенный Золотой
мелали мира. пьеса Марии Бануш «Вели-
кий лень», отображающая борьбу за co-
циалистическое переустройство сельского
хозяйства. книга Иона Калугэру «Сталь и
	акпионная коллегия: Bb. АГАПОВ, А. АНАСТАСЬЕВ, Н. ATAPOB,
ГРИБАЧЕВ, г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, А. КРИВИЦНКИЙ, Л. ЛЕОНОВ,
			ПИ. ФЕДОСЕЕВ.
	трудящихся   хлеб», пьесы М. Давидоглу «Шахтеры» в   лены произвеления румынских хуложников
	пользуются общежитиями. Впервые утвер-   «Огненная крепость», написанные на ин- ig скульпторов, по LOCTOHHCTBY оцененных
	ам.

К 4-01-88
	«итературная газета» выходит три раза в неделго;
	по вторникам. четвергам и суббот
	Адрес редакции и издательства: Цветной бульвар, :
К 4-01-88 внутренней жизни — К 4-08-89. К 4-72-88.
	Цветной бульвар, 30 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 4-04-62; отделы: лите
4-08-89. К 4-72-88, межлународной жизни — К 4-03-48 К 4-03-66, информации — К 4-08-69, издательство — К
	Типография имени И. И. Скворпова-Степанова, Москва. Пушкинская площаль, 5

атуры _и искусства — К 4-02-29,
4-11-68 Kommytarcp K 5-00-00.