БИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ __ г. ЛЕНИНГРАДА
	КИРОВСКИЙ ИЗ

Вот заново отетроенный поселок Автово,
Это целый город: красивые шестиэтажные
  дома облицованы белым туфом. Здесь эп:
вут рабочие и студенты, На вышке spac.
ное полотнище:

«Да здравствует первый кандидат —
родной Сталин!»

Нрослект Стачек — опять новые дом,
1А на старых зданиях нет и царапины, —
искусные руки строителей заделали воен-
` ные пробоины и шрамы. Нет следов войны,
` но война не забыта, Своим трудом рабочие
Нарвской заставы, рабочие Кировского 34-
вода борются за мир во всем мире, боротся
настойчиво и последовательно.

Салежников переулок. Здееь в октябрь
1912 года на квартире путиловского рабо-
чего Савинова под руководством Товаршиа
  Сталина состоялось нелегальное партийтое
совещание по выборам в 4-ю Государет-
венную думу. Здесь товарищ Сталин wane.
ал знаменитую листовку «Наказ потер
бургеких рабочих своему рабочему депута-
ту». Направляя ее в набор, Владпут
Ильич Ленин написал па пей; «Непремен-
во ворнуть!! Це испачкать, В райне
важно сохранить этот документ»,

На имя председателя Окружной избира-
тельной комиссии, зарегистрировавшей ван:
хидатуру товарища Сталина, потоком #457
письма и телеграммы. Кировцам пишут из-
биратели со всех концов. страны — из №.
сквы и Минека, из Тбилиси и Бурят-Мон-
голни: «Ноздравляем вировцев. Радуемея
Вашему счастью голосовать 38 дорого
вождя и учителя товариша Сталина!»

Ла влравотвует Сталин! Это сегодня в
мыслях и на устах всех ленинтградцев, —
сегодня. в канун седьмой годовщины рол-
ного освобождения города от вражеской
блокады. Слова самой горячей и задушев-
ной благодарноети ‘ленниградцев сегодня
вновь устремлены к вождю, который спас

великий русский город на Неве от врзже-
	ского нантествия, а ныне ведет ленинград-
нев. как и всю страну, к светлой цели —
	в Коммунизм у.
Михаил ДУДИН

ЛЕНИНГРАД, 96 января, (По телефоку)
	к Уэбою...
	Спова остановка, в разведку дороги
уходят тт. Калижнюк, Эристов, Семенов.
Время ст времени они пробуют лопатой
землю: влажная от снега плодороднейниая
почва — тысячи гектаров земли!

— 9х. воды бы сюда, воды! =—— воекли-
цает каждый раз Валижнюк, разминая na
‚ ладони бурые комья рыхлой земли. —
Нет, поглядите, где вы еше найдете такую
  землю! Ведь это миллионы гектаров бем-
го золота, это сады, это жизнь!.,

Ber ночь шел дождь. Накануне мы ло
поздней ночи упорно штурмовали высокую
гряду барханов и разбили лагерь у ®
подножья, Цаступил третий * день. Учром,
еще. задолго ло. восхода солнца. когда был
объявлен подъем, мы ¢ радостью обчалу-
жили. что енег иечез. Обхоля гряды Hee
проходимых барханов. колонна продолжала
продвигаться по линии трассы канада,
Вот здесь канал обогнет пологую, похожую
на прилегиего отдохнуть тигра гору. В
этой плирокой, ровной, как блюдо, долине,
‘расположенной между горными грядами—
‘по меньшей мере 60.000 гектаров ‘ллоло-
роднейшей земли. Сверху она покрыта
слоем мелких ракушек. — KOr a-To здесь
‘было дно океана; но стоит копнуть лона-
‚той, — вее Ta же плодородная земля, жа-
‚ждущая влаги. Шо нее говорят турхме-
ны; «Воткни в нее палку, урони слезу, и
палка зазеленеет...>

Вернувшийся из разведки Яхшим сияет:

— Песков нот! — восклицает оп, ука-
зывая вперед, Он нашел знакомую тропу,
воторая приведет нас к руслу Узбоя.

Пески! Сколько раз они уже прегражда-
ли нам путь, выматывая последние силы,
Целыми километрами люди укладывали
саксзулом путь машинам, и порой каза-
лось, что не будет конца сыпучим 6an-
ханам. Какой радостью каждый раз было
для участников экспедиции сообщение
возвращающегоея из разведки товариша,
что вот еще полкилометра, еще последняя
гряда, и путь свободен, — машины могут
набрать скорость. Измученный водитель
жмет доотказа и запевает воселую песню.
Но вдруг песня обрывается, и снова зву-
чит успевшее надобсть «Ра-аз и два, взя-
али!».., Участок в пять километров колон-
на штурмует несколько часов...

У колодцев колонна останавливается.
Инженер Василий Николаевич Шульга &-
рет пробу воды, запечатывает сургучом
бутылку, зарисовывает и фотографирует
расположение колодца, измеряет его гду-
бину. Эту воду будут пить строители.

За два дня на трассе маршрута колонна
нашла всего два колодца — два колодра
на протяжении почти 180 километров!
«Будем бурить, искать новую воду», —
записывает в свой дневник главный ип
женер строительства Эристов.

Пройдет лишь несколько месяцев, и ис-
чезнет в пустыне караванная тропа, еу-
ществовавшая много веков, исчезнет на-
всегда. Бульдозеры разутюжат, а дорож-
ные машины заровняют ее, и но] кому
пути пойдут «Зисы», «Победы». «Зимы».
	\ исходу четвертых суток верблюжья
тропа привела экспедицию к руслу Узбоя.
Чтобы разглядеть скрытые в ночи его бе-
рега и чтобы ознаменовать это радостное
событие, неутомимый, — жизнерадостный
Иван Семенович Семенов, главный инже-
нер проекта канала, зажег осветительные
ракеты. «Яркий свет озарил берега Узбоя,
	 оГоРЬ Экспедиции, палатки, машины. Дол-
го не могли уснуть люди в эту ночь, Хо-
	телось ускорить наступление — раесвета,

окинуть взглядом Узбой — nea, нашей
экенедиции.
	Но к утру густой туман окутал барха-
ны, берега Узбоя. В десяти шагах ничето
нельзя было разглядеть. Машины медленио
сползли по крутому спуску.
	Так мы. на расевете и ие увидели Уз-
боя. Лишь к полудню туман начал pac:

свиваться. Колонна двинулась по руслу
древней реки — на тюго-запал..
	Р. КАРМЕН,
	КАЗАНДЖИК. (По телеграфу).

Проспект Стачек около самого Вировеко-
го завода пересекает железная дорога, Од:
нажды маневрирующий на переезде состав
на полчаса задержал движение; рабочие
опоздали на смену. Это видел Сергей Ми-
ронович Киров. Векоре через дорогу был
построен виалук. В военное время у виз-
дука был  контрольно-пропуекной поет.
Здесь начиналась фронтовая Woot.

Вировский завод стоял на переднем
крае. Недалеко от проходной будки выгля-
дывали из капониров етвозны дальнобойной
батареи. На крыше заводоуправления, на
заводской трубе находились артиллерии“
ские наблюдатели, Перед ними, кака ла-
дони, лежала нейтральная нолоса -— вся в
колючей проволоке, рогатках, надолбах, вся
в воронках и ржавых проталинах. А за
ней — немецкие позиции. Вражреская ‘ар-
тиллерия вела непрерывный огонь но горо-
ду, по заводу. Снаряды рвались Ha завод-
ском дворе, в цехах. Но рабочие не сдава-
лись: из цехов — прямо на фронт прохол-
жало итти вооружение. Кировцы труди-
лись, как одна семья, воодуяневленная и
сплоченная железной еталинской ролей —
_во что бы то ни стало разбить врага,

Семь лет прошло © того дня, когда ©и-
ой сталинского предвидения, теннальной
стратегии вождя Ленинград был навсегда
освобожден от фашистской блокады. Это
был день, когда ‘товари Сталин вновь,
как и в оды гражданской войны, епас.
город Революции, город Ленина.

Вчера я обошел почти всю Нарвекую за-
ставу. Празднична она сегодня. На белых
мраморных колоннах арки — бронзовые ба-
рельефы Ленина и Сталина и гордое ело-
во — Денинград.

Ленинград... Он открывается отеюда. В
морозной дымке рассвета. Запушены ене-
том вновь разбитые сады и аллеи парка
Победы. По шоссе на Петродворец и Тал-
лин слешат машины. Вдалеке, за огромны-
ми кранами торгового порта, дымы заводув
высоко поднимаются к чистому и спокой-
ному небу.

Тода три я не был на этой окраине, и
Kak Bee переменилось здесь за это время.

уть
	эЭнспедиция руноводителей строи-
тельства Главного Туркменского ка-
нала за четырнадцать дней пересекла
на автомобилях Нара-Кумы, закон-
чив обследование всей трассы буду-
щего Канала, Пройдя около 1,500 ни-
лометров с северо-востона на юго-за-
пад по наиболее пустынной зоне Кара-
Нумов, экспедиция прибыла в НКрасно-
водснк, Сегодня мы печатаем второй
путевой очерк нашего специального
корреспондента Р. Кармен, сопровон-
	давшего экспедицию,
	ТАХИА-ТАПТ — КРАСНОВОЛСК
	Жизнь, отданная народу
	ных». И, действительно, разве это не ap-
мия: десять тысяч докторов HayH, два-
дцать пять тысяч кандидатов, тысячи ин-
ститутов, разбросанных по всой стране,
одиннадцать академий республик и, на-
конец, Академия наук СОСР с ее мноточи-
сленными филиалами, расположенными по
всему Советскому Союзу — от Сахалина
и Владивостока ло Вяшинева и Петроза-
волека! В мире еще. не бывало такой гро-
		Умер Сертей Иванович Вавилов, крун-
нейший ученый и выдающийся государ-
ствонный и общественный деятель.

Это тяжелая утрата не только для со-
ветеких ученых, но и для всей нашей
страны, дяя всего прогрессивного мира.

Велик вклад, внесенный С. И. Вавило-
вым в науку. Благодаря работам этого
большюто ученого в области оптики MBI
теперь лучию’ понимаем природу света и
свойства глаза, кото-
рый этот свет вос-
принимает.

Акалемином Вави-
ловым установлены
законы «холожнотго
света»—люминесцен-
ции. Им и его уче-
никами было открыто
необычайное явление:
свечение — жилкости
под влиянием элек-
тронов, движущихся
CO оверховетовой еко-
ростью. :

Нужно быть физн-
ком; чтобы оценить
все значение  иосле-
дований 0. И. Вави-
лова. Но даже и не
слепиалиеты, люди,
Боторые никотда He
читали докладов Ака-
демим наук, знают.
6 ero работах, пото-:
MY TO многие из
этих работ уже во-
HOW в жизнь.

Имя С, И. Вавило-
pa сейчас па устах
й у шахтера, pabo-
тащето глубоко мод
землей при лневном
свете, и у ‘ткачихи
«Трехгорной ману-
фактуры», где и днем
ип ночью искуествен-
ное солнце освещает
яркие краски тканей. -
Спуститесь Ha сетаннию Метро: —вы и!

Спуститесь на станцию метро; — вы on мадной ассоциации иселедовательских уч-
там найдете люминесцентные лампы, реждений — институтов, — обсерваторий,
  данные С. И, Вавиловым и ero enn. лабораторий, станций, работающих во всех
	ученых становится Вавилов для Ton,
чтобы направлять по единому плаву и в
	вами.
Но выдающийся ученый был не толь-
ко физиком. Его книга о Ньютоне -—— это
	Светлый образ
	Сертей Иванович Вавилов принадлежит
	ваук, два-!тк числу крупнейших и известнейших на-

шему народу ученых. Труды советской
неколы физиков. возглавляемой 0. И, Ва-

виловым, получили пирокое признание.
Послелования С. И, Вавилова в области
изучения люминесцентного света нашли
нирокое применение в народном хозяйст-
ве. Будучи человеком разноеторонних зна-
ний. он уделял огромное внимание вопро-
сам истории и марюоистско-ленинской ме-
толологии науки.

Возплавляя обширную семью советских
ученых; @. И. Вавилов так определял ме-
сто Академии наук в жизни нашего об-

шеетва: «Академия ‘наук — не изолиро-
ванное ведомство, — писал он,— она тесны-

ми узами связана со всей страной, со все-
ми ее пзучными и учебными учреждения-
ми, с промышленностью, сельским хозяй-
ством». Это определение находило самое
широкое подтверждение в его практиче-
ской деятельности;

Тесная связь се народом, внедрение нз-
учных достижений в наролное хозяйство,
служение народу—эти особенности совет-
ONO науки сталинокой элохи были основ-
ными принципами С. И. Вавилова и как
президента Академин наук СССР, и как
председателя  Всесоюзното общества по
таютространению: политических и научных
знаний, и как рлавното редактора Боль-
пой. Советокой Энциклопелии.

Являясь председателем Совета по коор-
динации научной ‘деятельности академий
наук союзных республик, С, И, Вавиюв
был теснейшим образом связан © тазви-
THEM научной жизни в национальных рес-
публиках. В работе Совета отражался весь
фазмах . великих сталинских планов,
мудрая сила сталинской национальной по-
serann. Имя Вавилюва так же дорого рус-
CREM ученым, ‘как ученым Казахетана,
Грузии, Армении,  Белорусони, Укражны и
других союзных республик. Его имя до-
рого и прогрессивным ученым зарубежных
стран, борюшимея за 10, чтобы наука
служила делу мира, а не войны.

Советекий народ знал С. И. Вавилова
	Ran олнюто из самых пламенных патриотов
натней великой Родины, послеловательного.
	неутозитмого борца за народное счастье,
борца за мир во воем мире.
	C. И. Вавилов, отражая эбеждения всех
	COBETGORHS ученых. TOBODET:
	Президиуму
Академии наук СССР
	Советовне писатели глубоко скорбят
‘© безвоеметной смерти вылающегося дея-
	теля советокой науки, академика Сергея
	Ивановича Вавиловз.

Страна потеряла замечательного физи-
Ка, внесшего важный вклад в блаторол-
ную задачу изучения, в интересах чело-
вочества, сложных явлений света.

С. И. Вавилов шел в первых рядах. со-
ветской науки великой сталинской эпохи,
был блестящим эюспериментатором и одно-
временно связывал ‘науку ео всей  вовет-
	екой жизнью. Строя науку. он строил
	КОММУНИЗМ. Он сплотил советеких ученых
в зеликом стужении народу’ и показал
высокий пример елинства теории и прак-
	ТИКИ,
	был не только замечательным иселе-
Новалелем, но и отличным популяризале-
ром ин показал высокие образцы точного
и ясного литературного языка, достуленого
народу, и этим он особенно дорог нам, ео-
зветским писателям.

Академик Вавилов был пламенным
патриотом, ототаивавитим славу и честь
отечественной науки, стойким борцом за
мир, беспомално равоблачавитим зарубеж-
	‚Вых ученьых-—прислужников пмпермализ-
	ма, превращающих мирные завоевания
науки в опулня истребления человечеоетва.
	Смерть академика С. И. Вавилюва-—тя-
желая утрата для всей советской куль-
Туры.

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА. СОВЕТСКИХ

: ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Ученый-патриот
	‚— Не хочется верить, что оборвалась жизнь
Сергея Ивановича ЗВавилова. Совсем еще
нелавно мне ‘довелось видеть его и беседло-
ВАТЬ @ НИМ.
	‚ Это было в октябре протилого года на
Второй Всесоюзной конференции сторонни-
ков мира. Во время короткого перерыва я
подошел к Сергею Ивановичу. Разговор за-
шел о Кубани, о нерепективах развития ее
сельского хозяйетва.
	Президент интересовался успехами ком-
байнеров, и я рассказал ему, что почти
весь урожай зерновых в кубанских совхо-
зах и колхозах был убран комбайнами.
Сергей Иванович порадовался этим уеле-
хам, сказал, что это, несомненно, огромняе
достижение, HO He следует им оболь-
шаться.
	— На Вубани, — сказал он, —с каж-
дым годом увеличиваются посевы хлопка,
посадка винограда, цитрусовых, десятков
других трудоемких культур, и необходимо
поэтому добиваться механизации веех про-
цессов сельскохозяйственного производетва
& тем, чтобы облегчить труд колхозника.

Я знал, что Сергей Иванович выдаю-
щийся ученый-физик, но я не преднола-
гал, откровенно говоря, что’ он так точно
осведомлен о положении на Кубани. И в
Этом сказалась широта его интересов и
забот о делах государства.

Мне пришлось пройти путь от комбай-
нера-нрактика до асниранта Сельекохозяй-
ственной академии им. Тимирязева. Мно-
гов пришлось за это время продумать и о
своем опыте, и о труде ученого, и, нако-
нец, о евоей научной работе.

Глубоко врезалось в мою память вы-
ступление С, И. Вавилова, в котором он
выразительно раскрывал технологию на-
учного творчества; «Научное исследование
во многом похоже на путешеётвие по го-
риетой местности ¢ крутыми вершинами,
ущельями, плоскогорьями и долинами.
Иногда путник доходит до крутой стены я
действительно не в состоянии сказаль, что
220 будет дальше; приходитея взбираться
на вершину, Но зато с этой высоты перед
ним развертываютея громадные просторы,
и он может составить иногда очень под-
робный план дальнейшего путешествия на
долгий срок».

Страетно и убежденно призывал Сергей
Иванович Вавилов советских ученых Е
веемерному расширению творческой связи.
науки-и практики.

Самыми дратоценными чертами Сергея
Ивановича были вго глубокая преданность
народу. большевистекая душевноеть само-
	отверженное служение. Родине.
	Светлый облик Сергея Ивановича Вави-
лова, выдающегося ученого, пламенного
патриота, всю свою большую жизнь от-
давшего народу, делу победы коммунизма,
е любовью и благодарностью будут долго
вспоминать советские люди.

К. БОРИН,
депутат Верхозного Совета РСФСР
	Вак это больно и горько, как трудно
с этим мириться: человек, который совсем
недавно говорил. мыслил, творил, — сего-
дня лежит недвижно в гробу на высоком
постаменте с сомкнутыми навсегда устами.

Сергея Ивановича Вавилова знала вся
страна. Его любили и уважали ученые и
колхозники, MOCKBHYH и ленинградцы,
русские и казахи. Он отдавал народу весь
свой яркий талант ученого, всю св0ю
страсть исследователя, пытливость нова-
тора, с ним до конца дней своих делил
ту вечную негасимую веру в торжество
хоммунизма, которая, как знамя, пере-
дается от поколения к поколению граждан
великой нашей социалистической державы.

..Колоенный зал Дома союзов, 26 янва-
ря. Над входом — увитый черно-красными
траурными лентами портрет Сергея Ива-
новича. Фюди останавливаются, вгляды-
ваются в знакомые черты одного из вы-
зющинхея мужей науки, неутомимого бэр-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 27 января 1951 г. №11
			большое историческое исследование, отли-   интересах народа всю эту бесконечно раз-
	чающезся замечательной глубиной. Для
С, И, Вавилова Ломоносов не только ве-
ликий русский ученый далекого пропгто-
то, но и образец, которому лолжен еледо-
	вать каждый советский ученый. On _пи-

eee Е Е
	шет; «Вогла в Советском Союзе по при-
зыву правительства и наотии етали byp-
но расти наша“ современная наува и тех-
ника, = 9то взошли. сэмена ломоносов-
ского повева».

С. И. Вавилов из тех историков нау-
ки, которые видят не только пропытое. но
и настоящее и будущее. Ето перу при-
надлежат работы «Шенин и совремевная
физика», «Научный гений Сталина». В
своей статье «Советская наука на службе
Родине» он говорит о широких перенекти-
вах, открывающихся перед наукой и пе-
ред всем человечеством. Он пишет о TOM,
что в результате развития науки в руках.
людей оказались орудия и силы природы,
эквивалентные по своей мопюсти и’ зна-
чению стихяйным явлениям, Ш крайне
важно, в чьих руках будет это могучее
орудие... В руках империалистов, мечтаю-
щих о всемирном владычестве, наука и
техника становятся орудием  порабоще-
ния народов. Наука и техника переловой
советской демократии способствуют 00-
щему процветанию, облегчают путь к
коммунизму.

Физик, историк — это только две тра-
ни многогранного человека. Ему хотелось,
чтобы свет знания так же доходил до
веего народа, как евет ‘его люминеецент-
ных ламп ло ткачих и шахтеров. Он ни-
шет понятные для всех книги и статьи о
науке, выступает с докладами, Его ма-
ленькая книжечка «Глаз и солнце» — это
He нросто популяризация, эм поэтический
рассказ о науке.

‚ Блестянтие популяризаторы науки бы-
вали в нашей стране и раньше. Но ни
один из них не занимался этам с таким
размахом, как академик Вавилов. Ведь это
он возглавил громадную работу по  рас-
прюстранению политических и научных
знаний, которая ведется в нашей стране.

Было время, когда великие ученые в
нашей стране были великими одиночками.
Ломоносов, Лобачевский, Менделеев  про-
кладывали новые пути, а по этим путям
двигались вслед за ними только разроз-
ненные, немногочисленные групики иселе-
дователей. Вавилову суждено было жить
в такие времена, когда, по его собствен-
ным словам, «всколыхнулась вся страна,
и На смену великих олиночек прошлого
	появилась целая армия советских yue-!
		нообразную и сложную работу огромного
чиела людэй.

Большой ученый и организатор науки
становится выдающимея государственным
и общественным деятелем. Он. понимает,
то госуларетвенная роль науки в нашей
стране требует «ясности и ортанизован-
ности в путях ее развития. Армия ученых
и инженеров стала приучаться система-
тически разрабатывать свою стратегию и
тактику, согласуя ее с общими тосулар-
я „народнохозяйственными плана-

Вопреки скеплицизму староверов в
ray ke в капиталистическом мире, сталин-
ская наука етала плановой наукой».
	И в 10 же время Вавилов не забывает,
что план не должен сковывать  творче-
скую мысль, не должен мешать смелым
дерзаниям новаторов. Самая смелая науч-
ная идея находила в нем своего сторон-
ника, если он видел в ней  здеровое
зерно:

Ф\изнь многих советеких людей может
быть мерилом чех громадных перемен,
которые произошли в нашей етраме мень-
ше чем за полвека. Веето только сорок
лет тому назад учитель С. И. Вавилова,
замечательный русский Физик П. Н. Ле-
бедев для того, чтобы выразить протест
против вторжения полиции в жизнь ста-
рейшего из русских университетов, поки:
нул .универеитет, Лаборатория Лебедева
была разгромлена, и ему пришлось пере-
нести свою раб в частную квартиру—
в подвал дома № 20 по Мертвому пере-
улку. Одна из первых русских научных
школ, объединявшая десятки студентов и
начинающих ученых, была затгнана в
Мертвый переулок — в мертвый тупик.
Путь Вавилова — это ‘путь из лаборато-
рии в подвале, где он работал студентом,
К посту президента самой большой в ми-
ре научной ассоциации.

Путь Вавилова — 570 путь русской
науки, широкий простор  вдохновенной
творческой работы, которая преобразует
сейчас по сталинскому плану и поля, и
леса, и степи, и реки, и озера нашей не-
объятной Родины.
	Мудрено ли, что физик, историк, глава
академии становитея также и депутатом
Верховного Совета! Для патриота научная
деятельность. неотделима от тосударствен-
ной, общественной,

Вот почему смерть Вавилова — это
большая утрата. не только для советских
ученых, но и для всех советских людей.
	м. ИЛЬИН
	«Обязанность каждого честного ‘учено-
го -—— боротьея за ло. чтобы помешать пот-
	житателям войны развязать новую бой-

ню... Сторонники мира борются за науку
созидательную, поджигатели войны пол-

держивают и культивируют нзуву разру-
шаюисгю».
	Устами С. И. Вавилова говозила вея co-
	зетекая наука, наука мужественная, ho-
	PIIDAACH, созидательная, Целеустремлен-
HO движущаяся вперед, к коммунизму,
ясно сознающая свои величественные за-
Aaa, вдохновляемая великими  плеямн
Маркеа — Энгельса — Ленина — Сталина.

лвя интересами Родины. всем сердцем
ощущая величие нланов построения ком-
	мунизма в. нашеи стране, широкие и евет-
	тыю персопектявы, открывающиеся перел
отечественной наукой и перед всем совет-
ским народом, С. И. Вавилов возглавил

работу ученых по оказанию помоши вели-
	ИМ сталивеким
	строиквам — гигантеким
	В Кара-Кумы мы вступили еще девя-
того января, после того как покинули по-
‘следний перед пустыней населенный
пункт — тостеприимный колхоз «Боль-
шевик». Выезжая на занесенную снегом
дорогу, мы долго еще вилели толпу про-
вожавших нас колхозников.
	Через несколько километров автомобиль-
ная дорога перешла в мало заметную колее-
ную колею, а вскоре и совсем пропала, пре-

вратившиеь в тонкую нить верблюжьей тро-
	пы. Только опытный глаз сидевшего в пе-
редней машине напегл проводника Яхши-
ма мог отличить ее в занесенной рыхлым
снегом безбрежной. однообразной пустыне.
	Берблюжья тропа — это еле заметная
лента. Она иногда совсем пропадает, по-
юм возникает вновь, Главное — не
сбиться в сторону, не потерять эту нить,
ведущую к далекому колодпу. Опытный
глаз увидит на тропе многое. Тропа в пу-
стыне — это открытая книга, ее нужно
уметь прочесть. Несколько черепков у за-
несенной песком кучки серого пепла —
здесь останавливался караван. Связанный
в узел куст саксаула — условный знак,
оставленный путником: «Иди за мной, ло
колодца день пути». Привязанная к сухой
ветви саксаула кость павшего верблюда...
	Цросто белый лоскуток, мотающийея на
ветру... Знаки эти сващенны; ни у кого
не поднимется рука развязать куст, сбро-
сить кость, сорвать лоскуток,
	Машины шли по местам. rie мното
веков назад цвели и благоухали сады,
журчали прохладные арыки, шумели MHO-
голюдные города древнего Хорезма. Орды
завоевателей дважды в истории  обрекли
на смерть и разрушение эти места. Они
сравняли с землей прекрасные города, ра-
стоптали колытами своих коней высокую
культуру и цивилизацию Хорезма, Теперь
здесь мертвая пустыня — пустыня, кото-
рой суждено, однако. вновь ожить.
	Нескол BRO раз останавливалась  колон-
	на. Руководители строительства Главного
Туркменского канала внимательно осмат-
ривали оросительную систему. В сохра-
нивШихся валах и рвах они угадывали
головные сооружения, магистральные п
отводные каналы, Некоторые из них на-
столько сохранились, что даже беглым
взглядом можно определить возможность их
восстановления,

Выпавший снег сильно затруднял про-
движение колонны. Уже на исходе первого
хня Яхшим Садыков начал проявлять
беспокойство, Пол ровным покровом снега
скрылись необходимые для орпентировки
следы верблюжьих ‘тропинок,

В первый день, когда мы миновали
руины большюго города Мангыр-Чар-Дара,
Яхшим предложил остаповиться на HOT
лег. Он расстелил на cHery кошму, сел
на нее и долге молча глядел в огонь ко-
стра; в этот лень снег помешал проелав-
ленному следопыту привести колонну к
ИТах-Сенгм, от которого путь нашей экс-
педиции должен был уже к исходу пер-
вого дня соединиться с линией будущей
Macchi Katana.
	эзлолго HO рассвета колонна тронулаеь,
Прошли мимо одной из древних крепостей,
оставив справа хорошо  различимый в
бинокль старинный город Тупрак-Кала с
выеовими стенами, башнями, бойнипами.
Миновав древний  прригапионный арык,
мы вышли на линию трассы канала.
	Проводник продолжал нервничать, Снег
попрежнему покрывал пустыню ло самого
горизонта. Yarro Яхшим останавливал ко-

лонну и уходил внеред, Маняны шли но
его слелам.
		Продолжение.
	от 11 анваря с.
	гидротехничесвким сооружениям KOMMY-
	‚НИЗМа.

«В этих величественных планах... —
писал O,— проявилась  преобразующая
роль сталинской науки. Наука в нашей
стране поставлена на службу мирным со-
зидалельным целям строительства комму-
	ниотического общества, лучшим идеалам
	человечества... Под ‘руководством товарища
	Сталина ученые советской страны сде-
лают для своей Родины, для блага народа
все, что в их силах»,

С. И. Вавилов, ках и многие налет уче-
ные, отдавал своему любимому делу все
свои еилы, служил Родине беззаветно, не
зная счастья‘ выше, чем счастье возила-
тельного труда, счастье служения совет-
ской Родине, своему натолу.
	Он умер в расцвете своих творческих
сил.

Слолвижники Вавилова; все te, кто
знал его как ученого, как общественного
деятеля, кто знал его талант организато-
ра, безграничную любовь к своему налоду,
продолжат труд С. И. Вавилова на поль-
зу Родины, сохраняя в своей памяти образ
прекрасного человека, талантливого уче-
ното, активного борца за народное еча-
стье.

С. ГЕРАСИМОВ
	  общественном деятеле C. И. Вавилове.
	Каждые три минуты сменяется у гроба
почетный караул. Поочередно несут его—
секретарь Президиума Верховного Совета
СССР А, Ф. Горкин, миниетр выешего об-
разования СССР С. В. Кафтанов, секретари
МГК ВКН(б) И. И. Румянцев и Е. А. Фур-
пева, председатель Иснолкома Моссовета
М. А. Яснов. академики Т. Д. Лысенко,
A. If. Несмеянов, А. В. Топчиев, Ъ. А.
Введенский, В. И. Сатнаев и другие.

Вечер. Мороз все крепчает. А люди
все идут и идут к Дому союзов, неслыш-
но полнимаются по ковровым дорожкам, с
непокрытыми головами проходят по залу,
прощаясь взглядом е человеком, так много
сделавшим для процветания нашего наро-
да, для упрочения всемирной славы оте-
чественной науки.

У ГРОБА
	Bee своей деятельностью, всеми свои-
ми помыелажи, всей своей жизнью Сергей
Иванович способствовал достижению этой
великой цели: борьбе за мир, продвиже-
нию нашей страны к коммунизму.

Полдень. Не ослабевая, течет мимо rpo-
ба Сергея Ивановича людокой поток.
Представители партийных, общественных
п научных организаций, трудящиеся райо-
нов советекой столицы, делегаты союзных
реенублик вносят в зал все новые и но-
вые венки. Венки — от Совета Министров
СССР. и ЦЕ ВВН(6), Президиума Верховно-
ro Совета СССР, Совета Министров РОФСР,
Академии наук ССОР`и академий наук со-
юзных республик, московских партийных
и советских организаций, от ПВ ВАВСМ.
В зал вносят также венки от правительетв,
‘посольств и динломатических миссий стран
народной демократии, ‘от Германской де-
мократической республики.

Возлагает венок на гроб президента до-
летация Союзв советевих писателей СССР
в составе В. Изтаева, М. Шагинян, В. Ич-
бер, В. Ажаева, А. Сурова, П. Антоколь-
ского, Е. Долматовского А. Рыбакова,
И. Сельвинского, В. Шкловского и других,
`Советевим писателям дорога память о за-

’мечательном ученом —— патриоте, передовом
	ца за мир, верното елуги народа, лостой-
ного сына его.

11 часов утра. В первый почетный
караул У гроба покойного президента
становятся академики И, П. Бардин,
В. П. Волгин, 9. В. Врицке, А. И. Опарин,
А. Я. Вышииекий, И. В. Курчатов, А. В.
Тончиев, Д. В. Скобельцын. Льетея мело-
IGA шопеновского траурном марша, нро-
ходят мимо гроба москвичи, признедитие
проститься е замечательным ученым.

Здесь. в этом самом зале, веего три
месяца назад с трибуны Второй Веесоюз-
ной конференции сторонников мира зву-
чала пламенная речь Сертея Ивановича.

—- Нельзя ‘сомневаться в том, что дело
мира в конце концов победит...— говорил
он, -— Возможности налки пои пра-
вильном ее применении безграничны. Веем
нам известно, что труд и творчество с0-
BETCRUX ученых направлены на службу
своему народу. Разнообразными, можно
сказать, бесчисленными способами напеи
ученые помогают ‘осуществлению той
огромной работы. котодзя требуется для
	№ 111 пролвижения нашей страны в коммунизму,
	Сегодня, 27 января, доступ в Колонный
зал Дома сотозов для прощания с покой-
ным  презилентом Академии наук СССР
академиком Вавиловым С. И, открыт
с 10 часов утра до 2 часов дня.

Похороны Вавилова С, И. состоят-
ся на Ново.Девичьем кладбище 21 янва-
ря в 4 часа лия.
	специальный норреспондент
«Литературной газеты»