Е. КОВАЛЬЧИК
	Вотда открываешь книгу стихов Сергея
(ширнова «0 самом сокровенном» — pery-
nse в добрый, ясный и радостный
мир, в котором легко дышится и далеко
видится. Так бывает после грозы, когда
воздух прозрачно-чист и природа выглядит
свежей, помолодевшей, будто только что
умывшейся. Поэт сам написал такую кар-
	ТИНУ.
	Бозникла радуга такая

На фоне тучи и леска,

Что паровоз, вдали мелькая,
Не удержался от ‘свистка...
	(Со страниц этой книги встают светлые
п неизменно радостные картины жизни
нашей Родины, ее необозримых полей, гус-
тых, дремучих и еще совсем молодых,
только что посаженных лесов, старых озер
и свежевырытых водоемов.
	вонкие голоса людей, перекатный, вер-
шинный шум леса, тихое, едва различимое
гуденье проводов мощных элевктролиний,
раскатистый грохот трактора, — все это
сливается в одну многоголосую симфонию
cHIH и труда.
	Смирнов — поэт в отчетливо выра:
женным лирическим дарованием. Читая
его стихи, мы всегда слышим голос авто-
ра — веселый, добродушный, иногда чуть
насмешливый и ‘озорной, но всегда при-
ветливый, доброжелательный к людям.
Хараклерны названия его прежних сбор-
ников -— «С добрым утром», «От первого
лица».

В одном из этих сборников мы находим
стихотворение. которое многое объясняет
	в поэзии С. Смирнова. Оно  называотся
«Наташе».
	Тепло, сердечно, прикрывая шуткой
растроганность, поэт говорит, обращаясь
к дочке, о бескрайних просторах Родины,
0 своем бесценном богатстве’
	Понимаешь,
отец не имеет
в излишке
Ни добра в сундуке,
Ни рублей на сберкнижке.
Но державу
	па тысячи верст
		5. ПАПЕРНЫЙ
o
		То с жимолостью возится,
То с липамия подросшими:
Мол, как живется-можется
Друзья мон хорошие?
	Осенью ее «воспитанники» разъез-
	жаются по широкой степи, их увозят на
машинах в сады, парки, на лесополосы.
	Листвою машут саженцы,
Слегка бортами сжатые.
Она с крыльца дощатого
Глядит, как провожатая.
	И, просияв застенчиво,
Душой вослед уносится
Хозяйственная женщина —
Очки на переносице.
	UPHOGE
	Речь вдет о нашем добром мире
С дымом домен,
С лепетом листвы,
	С ежедневной «Правдою» в квартире
А спокойным
	голосом Москвы.
	История романа «Горы в цвету» — хо-
роший пример того, как много может дать
молодому писателю тщательное изученяе
жизни, упорная литературная работа, как
важна для него вдумчивая творческая по-
мощь мастера слова, каким является ре-
дактор книги П. Павленко.

В группе крымчан Дмитрий Холендро
был участником первого Всесоюзного’ 6о-
вещания молодых писателей. Он привез
рукопись первых глав романа: все, что. к
тому времени было им написано. Ко6-кто
	‚Из участников творческого семинара YIAE-
	вился тогда, узнав, что роман этот посвя-
щен послевоенным будням села. Военный
журналист взялся за совершенно новую,
неожиданную для иных тему в те дни,
когда большинство молодых писателей бы-
ло занято еще, главным образом, изобра-
жением только что окончившейся войны.
	Ho ничего удивительного в этом. конеч-
но, не было. Тему молодому писателю под-
сказала сама жизнь. Продвигаясь вместе с
частями Отдельной, Приморской армии m0
1Ожному берегу Крыма, Дм. Холендро ви-
дел, как сразу же после изгнания врага
началась большая  восстановительная и
созидательная работа под руководством
коммунистов, как, преодолевая трудности,
добивались первых успехов новые жители
Врыма — переселенны е Кубани и из дру-
тих утолков страны. Это вдохновило его
на большое произвеление.
	Начало романа было, правда, весьма не“
совершенным: сказалось и недостаточное
знание жизни послевоенного Крыма и от-
сутствие писательского опыта. На все ато
указывали Участники обсуждения. Ho Bee
критики отмечали, что молодой писатель
верно почувствовал и наметил. в своем
произведении самое главное — огромную
животворную силу коллектива, сплоченно-
ro и воспитанного партией Ленина—
Сталина,

Все эти голы Дм. Холендро упорно pa-
ботал над своим романом. Молодой писа-
тель много времени проводил в колхозах
Крыма, глубоко вникая в их жизнь. Боль-
шой школой для него была творческая
дружба с П. А. Павленко.

Эпиграфом к роману «Горы в цвету»
можно было бы поставить слова И. В.
Сталина: «Умение действовать воллектив-
но, готовноеть подчинять волю отдельных
товарищей воле коллектива, это именно и
называется Y Hac настоящим большевиет-
cram мужеством. Потому, что без такого

мужества, без умения преодолеть, если
хотите, свое самолюбие и подчинить свою
волю роле коллектива, — без этих ка-
честв — нет коллектива, нет коллектив-
ного руководства, нет коммунизма».
	Первое время, когда в Ёрым, в оолотую
Балку, с Вубани и из других мест при-
ехали переселенцы, настоящего коллекти-
ва еще не было. Характеры  пересс-
ленцев в это время просто еще не рас-
крылись, еще не ясно было, на что стпо-
собны люди Золотой Балки. Секретарю
райкома партии Стрельникову и его у9с-
нице-—секретарю колхозной парторганиза-
	Дм. Холендро. «Горы в цвету». Роман.
Реланктор_ П. Павленко. Крымиздат. 1959.

S44 стр.
	ДВА СОЛДАТА
	3a ним — его великие просторы,
За правый мир

Он вышел в смертный бой...

М, дрогнув, отступает тот, который
Не знает этой силы за собой,
	Тушонку и гранаты сунув.в ранец,
Он шел и жег и грабил все дотла,
Он далеко забрался, иностранец,

Но гибель черная его нашла.

Конец!

В лохмотьях летнего мундира®

На снежном пустыре чужой страныр-—
Лежит

Расстрелянный солдатом мира

Солдат войны!
	HOM в лицо барду символизма Бальмонту,
и в первых творческих исканиях Маяков-
екий проявлял свою горячую убежденноеть
в силе искусства как средства борьбы.
Какие бы устунки порой ни делал Маяков-
ский футуризму, однако деятельность
«товариша Константина» неизменно, как
показывает В. Пернов, служила опорой
молодому поэту, которым владел «пафос
сопиалиета, знающего неизбежность кру-
шения старья». В. Перцов убедительно
показывает, как рос, раеширялея и при-
обретал зрелость пафос поэзии Маяков-
ского — пафос революционного ^ преобразо-

вания мира.
	Замечательным свойством исследования
В. Перцова является умение передать не-
‘прерывность движения истории и актив-
ную роль в ней поэта, который идет к
новому через преодоление трудностей ‘и
заблуждений. Поразительны богатства и
напряженность духовной жизни Маяков-
ского. 06 этом можно судить хотя бы по
отношению поэта к мировой войне, о чем
пишет В. Перцов в тлавах 8, 9 w 10.
Or внешнего восприятия войны Маяков-
ский переходит к пацифистекому отрина-
нию мировой - бойни от липа ее трагиче-
ских жертв, а затем и к активному разо5-
лачению самых основ собственлического
общества, неизбежно порождающего 3a-
хватнические, несправедливые войны. Это
страстное отрицание  каниталистического
строя жизни, как показывает В. Перцов,
отражало настроения миллионных масс тру-
дящихся, для которых опыт войны стал
школой политической и революционной за-
калки. И хотя Маяковский не освободилея
еще от некоторых иллюзий, не видел ре-
ального пути борьбы, но своим призывом
к протесту он помогал борцам за револю-
цию.
Отношение Маяковского к войне пред-
ставлено в книге не как голая ехема, а в
живой связи с идейной борьбой эпохи,

Вопросы содержания и формы, идейно-
сти и художественности в книге В. Пер-
цова существуют  нераздельно. Когда,
например, автор книги говорит о. знамени-
тых гимнах-нпамфлетах Маяковского, 0 его
деятельности как сатирика в «Новом са-
тириконе», читатель получает глубокое и
полное представление о веем качествен-
ном своеобразии этого этапа и этого жан-
ра творчества поэта. Здесь идет. речь ид
	свойственной Маяковскому величественной
	труда на табачных плантациях и на ви“
нограхниках, на строительстве электро
станции, в борьбе ео стихией (наводне-
ние, засуха); хорошо рассказывается ©
механизации и электрификации работ и ©

широком внедрении новых культур на ©9-
ветсеком юге...

Умно и правдиво показано влияние кэу>
лектива и на судьбы отдельных людей.
Большое rope у многодетной Марфы
Штанько — на фронте погиб. ве муж. Тро-
тательной заботой окружил ее колхоз: ей
первой построили новый дом, ей помогают
растить детей, о ней постоянно помнят,
В коллективе раскрывается большой орга-
низаторский талант приехавшего с фронта
Андрея; здесь он обретает новую семью,
новых искренних друзей. Активным 06-
щественником и организатором, пронаган-
дистом передовой науки становится мичу-
ринец Кузьмин, хотя вначале он намере-
вался «ничего не касаться в жизни кол-
хоза. Его работа рисовалась ему чем-то
вроде деятельности консультанта, знающе*
ro 9TH сады и виноградники...» В коллек-
тиве находит утешение Маринка Гордиен-
ко в дни размолвки е Иваном Чеканюком.
Коллектив разоблачает неспособного руко-
водителя Жигулина и преступника Федо-
ра ЁВвитко...
	Только два человека выпали как-то из-
пох воздействия коллектива Золотой Бал-
ки: Алеша Квитко и Иван Чеканюк. Дол-
гое время Алеша бездельничал на виду у
всех, на него махнули рукой, как на неис-
гравимого. Любовь к Наде Дороховой, ка-
жется, пробуждает в нем проблески созна-
тельности. Но потом писатель недостаточ-
но мотивированно отправляет Алешу па
учебу в Севастополь. Оттуда Алеша B03-
вращается совершенно новым человеком.
kak шло его перевоспитание, читателю
остается неизвестным. Тот же литературный
прием повторяется и с другим  переона-
жем — Чеканюком. Автор заставляет его
порвать с любимой женщиной и убирает
его из Золотой Балки как бы для того,
чтобы не затруднять себя раскрытием его
характера в действии. 0 трудовом подвиге
Ивана герои книги и читатели узнают из
заметки в газете. Только почти в самом
конце книги Чеканюк получает письма из
Золотой Балки и решает возвратиться в
Крым, к любимой. Внезапный разрыв Ма-
рины с Иваном сразу же после многолет-
ней военной разлуки кажется жизненно
нелостоверным. р
	Взыскательный читатель найдет в рома-
не и другие недостатки. Мудрый и дале-
новидный Стрельников слишком долго
и, можно: еказать, мучительно приходит к
убеждению в том, что Жагулин — никчем-
ный человек, когда всем окружающим дав-
но это вилно!

Многие хорошо знакомы со курортами

Крыма и плохо знают другой «ущельный
Врым», где по берегам горных реченок
раскинулись сады и села. Заслуга Дм.
Холендро заключается в том, что он создал
поэтический образ этого булничного, тру-
дового Ёрыма. Этот образ дополняется яр-
хими, своеобразными картинами крымской
природы.
о Цист ипоэтичен язык романа. В нем
много‘‘евежих ‘сравнений, пословиц, мета-
фор. Но иногда чувство меры изменяет пи
сателю, и тогда появляютея повторяю-
щиеся красивости: «невообразимые листья»
и «невообразимо  перетутанные кусты»,
«тропы ето детства». У многих героев
лучиетый взгляд; отважно движется ма-
шина, девушки отважно идут на работу
ит. п. Слишком часто герои плачут: от
горя; от ечаетья; от волнения.

Но главное в книге: ни к одному свое-
му герою Дм. Холендро не относится рав-
нохунгно. Он пишет о них с такой же
горячей любовью, какой проникнуто ве
его отношение в сегодняшнему Ирыму.
	Дм. Холендро сумел показать силу е0-
ветекого коллектива, сплоченного больше-
BUCTCKOH партией; рост людей, их благо-
родное ‘устремление в коммунистическое
завтра: поэтически раскрыть вдохновенный
	TOVA COBETCROTO Hapord.
	И. КАРАБУТЕНКО
®
	ции Берейко пришлось приложить немало
	усилий, чтобы, преодолевая невзгоды по-
слевоенного времени, в напряженном тру-
де сплотить разных людей в дружный
коллектив. Учась у масс, у жизни, замет-
но выросли и сами руководители...

Вогла Степан Ильич Гордиенко, чело-
век трудолюбивый и честный, был избран
председателем колхоза, он пытался все
делать сам, никому не доверяя и ни на
кого не надеась.
	Молодой писатель ‘убедительно показы-
вает, как тонко и умно парторг Верейко
«переделывает» Степана Ильича, учит ра-
ботать, опираясь на инициативу масс.
сознании Гордиенко ностепенно ‘наступает
перелом. Он начинает понимать, что преж-
де всем должен сдружить колхозников.
После. одного из собраний, на котором бы-
10 много горячих и дельных  выступае-
ний, ему стало особенно ясно, как вырос-
ли люди. «Все его понемногу направляли,
и было слегка досадно от этого, если не
таить греха, но что он мог’ оказать, кроме
благодарности? И, подавляя самолюбие,
он мысленно прежде всего поблагодарил
Верейко».

Конечно, не все проходило гладко —
было ° много трудностей. Писатель He
скрывает их. Он показывает колебания и
сомнения Верейко, Ведь вчера еще она и
сама была рядовой колхозницей. «Пе-
ред самой войной Евдокию Петровну при-
няли в партию, и вот она сделалась пар-
тийным секретарем в колхозе и растеря-
лась. Ran же было ей не растеряться,
когда шло обживание нового края Co BCC-
ми его неожиданностями, а впереди жда-
ли новые и новые трудности, и люди по-
разному смотрели на них».

Дм. Холендро натлядно раскрывает по-
стоянную* помощь Евдокии Петровне co
стороны секретаря райкома Стрельникова.
Руководящей мыслью во всей деятельно-
сти Стрельникова была мыель о том, что
прочность колхозных уснехов зависит от
работы ¢ людьпт, от ‚партийной работы.
Он помог Верейко найти ключ к сердцам
людей, окрылил молодого парторга, терие-
ливо учил ее и заботился о ней.

В’ частых ветречах в  люхьми Стрель-
ников обрисован автором живо,  убеди-
тельно и разносторонне. Вот он на горном
склоне показывает колхозникам, как на-
до обрезать виноградную лозу. И Марфа
Штанько спраптивает потом про него:

«— Из агрономов он, что ли?

— Секретарь райкома, — ответила
Верейко. — Все должен уметь».

Растет Взрейко,— растут люди вокруг
нее. В дни ‘учебы на этротехнических
курсах Степан Ильич нолучает много пи-
сем из своего колхоза. Эти письма как
бы подводят итог проделанной работы. В
нолуразрушенное село с запущенными. са-
дами и виноградниками приехали пересе-
ленцы, а вот уже горный плужок вытес-
Her AWRY, и первые фрукты посланы в
подарок москвичам, и строится первый
дом нового,‘ непривычного для’ этих. гор;
во привычного для русской души облика.
В письЧах нё только радость за ‘сегодняш-
ний день, но и мечты колхозников о свет-
лом завтра. «Вот какие люди-то!...» —
восторженно восклицает. Гордиенко в раз-
говоре со Стрельниковым, а потом. добав-
ляет: :

«...Честно сказать, когда я брал кол-
хоз, думал, что’ придется кое с кем про-
ститься, а других держать в кулаке: Не-
даром предупреждал, что я человек же-
сткий. Но не учел, что не у одного меня
желание этот Крым обуздать, не учел:
Не думал; что такая развернется, — оч
сокунлу подбирал слово, —= инициатива...
Вам и Верейко спасибо за науку...»

Все °время-в романе ощущается сила
целеустремленного, оргапизованного кол-
	лектива. Это чуветво растет се каждым но-
вым событием в колхозах.  Поэтически
	изображены здесь пафос. коллективного
	иронии, «позволяющей ° поэту-сатирику
воздать саркастическую хвалу  мерзостям
жизни», и о свойствах смеха поэта, 06
  YTPUDOBRE, усиливающей  разоблачитель-
“ный пафос, подчеркивающей уродства бур-
`жуазного строя. Одновременно В. Перцов
показывает, как поэт продолжал и разви-
вал традиции ^революционеров-демовратов,
как он решительно противостоял так на-
‘зываемой сатире ` «Нового сатирикона» —
скептической, никогда He добиравшейся
«до главного, существенного зла», He
озаренной. положительным идеалом и пото-
му переходящей в пустое ‘и мелкое зубо-
скальство. Леятельность Маяковского-са-
тирика — критика самых ‚ основ буржуаз-
ного строя. .
_ Мнотосторонний ‘идейный и эстетиче-
ский анализ произведений Маяковского. —
большое . достижение работы В. Перцова.
Исследователь ноказывает, что нет. несу-
шественных, побочных вопросов формы, о
которых. будто бы можно говорить, между
прочим или как-то специально их выде-
ляя,  Содержательность. самой формы по-
следовательно раскрывается в книге.

Центральная тема работы — отношение
Маяковского к пролетарекой. революции —
решена доказательно, во всей ее сложно-
CTH. НЕ
Всем содержанием своей ‘работы  Перцов
разбивает миф о том; что будто бы твор-
чество Маяковекого обязано своим возник-
новением ’ футуризму — одному из тече-
ний буржуазното ‘декаданса, распада ›ис-
вусетва. Не умаляя отрицательного воздей-
ствия футуризма на ранний период одея-
тельности поэта, автор убедительно ‘дока-
зывает, ‘что творчество Маяковского: «ée-
рет свое’ начало в русском ‘революционном
движении и Уже в предоктябрьекий пери“
од возрождает пхейные традиции великой
русекой литературы, глубоко  подорванные
буржуазным  декадансом». Хотя дебют
Маяковского ‘состоялся в рядах  футури-
сетов, но «но туманистическому ‘пафосу, по
революциониому  антикапиталистическому
бунтарству ° даже ‘первых ‘литературных
выступлений Маяковского место его было
в лагере Горького».

Иеследуя раннее творчество Маяковского
в сго противоречивости, В. Перцов хлока-
зал, что сущность и направление поэти-
ческого развития Владимира Маяковского

противостояли различным видам и формам.
arrveomna пакаланра (Огобенно глубоко 4H.
	В этом стихотворении за каждой «0уд-
ничной» деталью скрыта большая мысль
поэта о мире, как о залоге счастья совет-
ского человека.
	И сердечно рад; как говорится,
Самым прозаическим вещам:

Что в бомбоубежищах столицы
Хорошо

лежится овошам...
	Стихотворение «Мирные люди» говорит
нам 0 том, что поэт. — на верном пути.
Образы и детали этого и других ero
последних произведений, не утратив поэти-
	ческой конкретности, наполнены итироким,
емким солезжанием.
	С. Смирнов любит юмор, часто шутит,
каламбурит. Это у него — не от желания

щегольнуть остротой ума, а от неизменно
радостного восприятия мира: .
	Ночь. Температура нулевая.
Город все огни свои зажег.
	Дворникам пошады не давая,
Неустанно падает снежок.

На глазах, у милиционера
Снег
	в трамвай садится на ходу...
	Стихи, опубликованные в журнале
«Знамя» (№ 7, 1950), говорят о том. что
поэт владеет и искусствам острой полити-
ческой сатиры.
	Папа Пий беснуется,
а в лапах
Держит крест и доллар золотой.
Чем земле иметь такого «папу»,
Лучше стать ей
круглой сиротой!
	Такого рода стихов у С. Омирнова пока
немного. Хочется посоветовать ему уделить
больше внимания жаноу сатиры.
	Еще одна особенность поэзии С. Смир-
нова —= легкость, хорошая непринужден-
ность его стиха. Слова у него свободно
связываются в строки и строфы. Приятно
	читать такие стихи — меркые, звучные,
музыкальные. ,

Huorxa звучание стиха совершенно
	сливается с интонациеи простой разговор-
ной речи. Живые голоса людей, веселые,
язвительные реплики — все это легко,
просто, естественно укладывается в стих.
	Стихи Сергея Смирнова искренние,
словно открытые сердцу читателя, несу-
щие живые приметы нашего времени, ис-
полненные брызжущего весельем оптимиз-

ма,—одно из самых интересных явлений
	минувшего поэтического гола.
	Александр КОРЕНЕВ,
	участник предстоящего совещания
молодых пнысателей
	Croat они,

Один — в железной каске,

Второй —в зеленой шацке до бровей.
Оставив постаревших матерей,

Один — в Пекине,

А другой — в Небраске.
	Два рядовых, два парня из народа,
‚Что родились в одном и том году —
Как тьма ин свет,

Как рабство и свобода,

Стоят у всей планеты на виду!
	Один, чужие земли отнимая,
За плату подрядился на войну.

Другой —
	По доброй воле из Витая
Пришел сражаться в братскую страну.
	бенно символизма. С 0с0бой тщательностью
вобраны вев факты, касающиеся взаимоот-
ношений двух великих художников рево-
люций —— Маяковского и Горького. Полно
раскрывается история отношений Маяков-
ского с деятелями «Нового сатирикона» и
других изданий, в которых принимал учз-
сетие поэт.
	Но книга В. Нерцова не ограничивается
летописью жизни Маяковского. Она богаче
но содержанию. Биографический материал
служит здесь реальной основой для реше-
ния главного вопроса марксистеко-ленин-
ского анализа литературы — вопроса 06
отношении искусства к действительности,
общественного значения творчества поэта.

Факты жизни и творческой деятельно-
сти Маяковского раскрываются В. Перцо-
вым в широкой перспективе борьбы за
революционное преобразование жизни Рос-
сии, котла © все большей очевидностью
обозначалея кризисе «верхов» и зрелость
протеста «низов», когда партия Денина—
Оталина неутомимо сплачивала силы тру-
дящихся для решительного штурма и побе-
ды. Опираясь на труды Ленина и Сталина,
на их классический анализ борьбы классов
и партий в канун революции, автор. моно-
графии с подлинным историзмом и науч:
ной глубиной оценивает позиции Маякев-
ского. Тема — пролетарская революция и
Маяковский — центральная, определяю -
шая в книге В. Перцова. В свете назре-
вавшей революции оцениваются исследова-
телем творческие завоевания молодого поэ-
та, направление и характер его деятельно-
ети.
	В некоторых литературоведческих рабо-
тах порой еще, можно встретить в той или
иной форме пережитки наивных, а по ву-
ществу вульгаризатореких взглядов и пред-
ставлений 0б отношении искусства к дей-
ствительности. Характеристика эпохи в т4-
кого рода работах существует сама по себе,
как нечто внешиее по отношению к пиеа-
телю, который изображается не деятелем,
а пассивным лицом, всецело зависящим от
обстоятельств. Всего менее, конечно, при-
меним подобный взгляд к Маяковскому —
поэту-трибуну.

Заслугой В. Перцова является последо-
вательно проведенный в книге взгляд 96
активной связи Маяковского с действи-
тельностью с первых шагов ет литера-
турной работы. И в речи на похоронах
	художника Серова, и в вызове, брошен-
	Немного, кажется, оказано о ней, а мы
уже видим, уже живо представляем ее —
эту застенчивую женщину, которая не
просто любит природу, но и любовно пере-
воспитывает, пересоздает ее, вносит в ее
жизнь, как в черновик, умные поправки.
	А вот другой персонаж — председатель
сельхезартели. Поэт долго ищет этого неу-
гомонного работника, который не привык
	сидеть в кабинете, но «сам доходит до
всего».

Следуя за поэтом, мы идем на колхоз-
ную овцеферму, в сал, в гараж, на строй-
KY нового дома, и всюду слышатся одни и
те же ответы:
	— Наш хозяин где-то тут!

Так мы и не находим председателя, но,
ни разу не увидев его в лицо, мы ощу-
паем его присутствие, мы уже хорошо
представляем себе этого беспокойного, жад-
ного к труду человека.
	Тероиня стихотворения «Русалка» —
девушка, которая явилась в райком «со
дна морского». Она родилась там, где ныне
Рыбинекое море. И эта «морем окрыленная
цуша», голубоглазая девушка («все пруды
н водоемы тем очам отдали синеву») всюду
создает пруды и водоемы, «филиалы Ры-
бинского. моря».
	С. Смирнов избегает общих слов и гром-
	RAX выражений. Он владеет искусством
	верной и выразительной детали, ясного,
доходчивого образа.
	Великий, или Гихий, как матрос,
Проснулся в неотглаженной тельняшке.
	Он умеет найти точный эпитет:
..Ревут моторы,
	стелется трава,
И вот вступает летчик-испытатель
Опять в свои ‘высокие права...
	Отремясь к поэтической: конкретиости,
писатель в ранних ‘своих стихах натура-
листически  воспроизводил мелочи быта.
	Этот серьезный недостаток в значительной
мере преодолен в сборнике «0 самом со-
кровенном».
	В стихотворении «Мирные люди»
С. Смирнов щедро воссоздает жизнь в ее
повседневности, во многих булничных, на
первый взгляд, мелких деталях.
	Ясный чайник фыркаег на плитке.
Нежит слух :
настенный бой часов.
На столе — конверты и открытки
С пестротой обратных адресов.
	Но здесь речь идет не о маленьких
«квартирных» делах, а о ‘болышой` жизни
	страны, в которую включается и миоць
поэта:

прогаженьем
Он счнтает своим
	Основным сбереженьем!
	„.ГЫ получишь ее,
Как хозяйство хозяйка,
Как безбрежную даль
Острокрылая чайка.
	В этих стихах — живая частица того
ae большого и неподкупно-чистого чув-
	ства, которое переполняло сердце Маяков-
ского. когда он писал:
	Мне
и рубля
не накопили’ строчки...
	Радостное чувство свободы и независи-
мости, ощущение огромного душевного ‘бо-
TSTCTBA COBOTCROTO человека: свободного’ от
мелких корыстей и стяжательства, = вот
	что составляет подтекст произведений
С. Смирнова.
	ЧЛиризм С. Смирнова не обволакивает
образ расплывчатой «дымкой», не раство-
ряет четких и ясных очертаний поэтиче-
ского рисунка, но словно озаряет и согре-
вает его. Мы находим в сборнике живые и
точные портреты тружеников разных про-
фессий, В этих поэтических  зарисовках
советские люди предстают перед нами в
работе, в действии, они трудятся, не по-
зируя, как бы не замечая, что о них
илет речь. :
	Заведующая ‘лесопитомником Татьяна
Львовна-—«хозяйственная женщина». Она
словно сдружилась с молодыми деревцами,
	Сергей Смирнов. «О самом сокровенном».
Стихи, Редактор А, Жаров. «Советский пи-
сатель». 1950. 124 стр.
	интересно развервуто в книге  вореннов
расхождение между Маяковским и декадан-
сом в отношении к человеку. Неверие в
человека, стремление к его развенчанию,
«разрушение личности» — вот что отлича-
`ло все декадентекие течения. Нанротив,
для Маяковского как поэта социалиетиче-
свого лагеря. характерна _ убежденность в
могуществе человека. Эта вера в человека
соединяла с. самого начала Маяковского С
Горьким.

«Буржуазная литература, — пишет
В. Перцов, — должна была стать  барье-
ром против роета революционных настрое-
ний», онз была «заслоном реакции от
растущего влияния марксизма, от рёволю-
ции». Маяковский же «отражал  настрое-
ния ‘революционного подъема», он был
предтечей революции; он оттачивало свое
слово для действия во имя революции,

В. Перцов глубоко ‘освещает вопрос о
близости Маяковского к Горькому, о .харак-
Tepe ux отношений. Автор пишет: «Сколь
HA своеобразен мир. мятежных 0673308
раннего Маяковского и как ни. далек ли-
рический терой его от положительных ге-
‘роев Горького, ноовне связи с творче-
ством. основоположника социалистической
литературы нельзя понять творческого пу-
ти Маяковекого». «Пути их вакономерно
‘должны были скреститься». «Маяковскли
был. с Горьким в’одном общественном ста-
‘не, в лагере революдии»,
`В книге В. Перцова. взаимоотношения
‘двух великих писателей революции покз-
‘заны во всей BX сложности и богатстве.
Каждый пз этих писатедей шел своим. у-
тем; по-своему искал и находил дорогу &
социалистическому искусству. И совпадая
друг с ‘другом в главном — в отношении
к революции, в активной борьбе во имя
ee осуществления, — каЖДЫЙ из НИХ
оставался самим собою — неповторимым
художником слова:

Внига написана яеным, хорошим язы-
ком. Gna свободна от псевдонаучното ту-
мана и самоцельного щегольства всякого
рода терминами.

Ясная по конценции,  доказательная в
своих положениях, книга В; Перцова яв-
ляется ‘большим вкладом в литературу

y Manropcrom.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 12 30 января 1951 г.
	Новая книга о Маяковском
	Нельзя считать случайностью, что твор-
чество Владимира Маяковекого  привае-
кает внимание самых. широких ‘кругов
совотеких читателей. Понетине orpomed
	размах исследовательской работы о Мад-
ковском, ведущейся повсеместно в нашей
стране. Наследие Маяковского любовно
изучаетея молодежью. 0 нем пишут ис-
следователи и критики. Лишь за послед-
нее время издано свыше десяти книг 0
творчестве великого поэта революции.
	В этой широте научной разработки —
признание огромного значения  творче-
ства Маяковского для культуры человече-
ства, для духовной жизни советских людей.
	` Исследователи творчества Маяковского
ставят себе не узко академические цели,
Ложный академизм и Маяковский — поня-
тия, поистине несовместимые. Слова Белин-
ского о том, что поэзия Пушкина «принад-
лежит к вечно жовушим и движущимся
явлениям», «продолжающим развиваться в
сознании общества», полностью  приме-
ним и к Маяковскому. Влияние его поэ-
	зии с годами как бы вырастает, расий-
ряется круг людей, для которых слово
Маяковского — является самым верным
	поэтическим выражением их мироотноше-
ния. Поэзия Маяковского помогает совет-
ским люлям строить коммунизм, вооружаРт
и силачивает борцов за мир и демократию,
беспощадно поражает поджигателей новой
войны, Живое. действенное значение co3-
данного Маяковским подтверждается ие
тем, что злободневны какие-то отдельные
строки ето стихов или даже целые стихо-
творения, а самой сущностью его
поэзии. Раскрыть эту революционную
сущноеть творчества Маяковского, непре-
ходящее значение его поазии — вот цель,
которую ставят себе исследователи.
Среди книг о Маяковском, вышедших в
последнее время, особого внимания заслу-
живает монография В. `Перцова -— первая
частр больного исследования 0 жизненном
	твор-
1950.
	_ В; Перцов. «Маяковсний», Жизнь И
чество». Изд-во Академии наук СССР,
	468 стр.
	и творческом пути писателя, посвящев-
ная предоктябрьскому периоду. Впервые в
литературе о Маяковском дается столь
глубокое, основанное на тщательной про-
верке обширного  историко-литературного
материала исследование. Не декларативные
утверждения, а подлинное исследование
составляет отличительную = особенность
книги В. Перцова. Книга ata свидетель-
слвует, что изучение Маяковского пред-
ставляет собою одну из передовых отрас-
лей марксистско-ленинского литературове-
ления. ‘
	Монография о Маяковеком — результат
двенадцатилетнего труда исследователя,
труда вдумчивого, разностороннего. Преж-
де всего перед автором стояла задача про-
верить Многие факты биографии поэта,
	известной лишь в общих чертах, порой
запутанной воспоминаниями некоторых
свилетелей. Артор книги побывал Ha
	ших Маяковского, кропотливо занимался
собиранием фактов, существенных для вос-
созлания общей картины идейного разви-
тия поэта. В результате перед нами наи-
более полная биография: Маяковского пред-
революционной поры его жизни.

Впервые в литературе о Маяковском с
такой обстоительностью воссозданы в0бы-

тия революции 1905 года в Грузии, в Ry-
тайси и то, как эти события непоеред-
ственно воздействовали на сознание юного
Маяковского. Период деятельности «товл-
рища Константина» пополнен новыми цен-
ными данными, показано значение  боль-
шевистского подполья, — большевистекой
публицистики для формирования будущего
поэта. «Товарищ Константин» продолжал-
ся в поэте Владимире Маяковском», — де-
лает вывод В. Перцов. Им найдены новые
факты и для  характериетики позиций
Маяковского ов искусстве. Докумен-
тально подтверждены ориентация Поэта
на реализм в живописи, отрицательное от-
ношение к кубизму. В книге представлен
богатый материал для суждения 0 борьбе
Маяковского е первых шагов его деятель-
	ности против декаданса в литературе, OCO-