Л. ОСТАПОВ
	По следам выступлений
«Литературной газеты»

«Лекторий
токаря Дрокина»

Пол таким затоловком в № 18 «Литера-
турной газеты» за. 1950 год была ony6-
ликована Roppeciiousentina, Bp которой рас-
сказывалось о лектории. созданном лауреа-
том Сталинской премии токарем В. Лро-
киным в овом из- цехов Харьковекого
турботенераторного завода. ПЦенное начи-
нани? не нашло на заводе поддержки; и
лекторий прекратил свое вушествование.

Лиректор Харьковского турбогенераторно-
го завода тов. Бойченко сообщил редакции
слелующее:

«1. Лекторий в пехо средних деталей,
созданный тов. Дрокиным, возобновил свою
работу. Систематичесви два раза в нелелю
в пехе читают лекпийи профессора и пре-
подаватели Харьковекого политехнического
института им. Денина, члены Обиества
по распространению политических и науч-
пых знаний. Заключен логовор на ряд лек=
пий < Хапрвовсвой государствённой кон-
серваторией.

Такой” же лекторий создается в  пехе
крупных деталей, гле в настоящее время
тов. Лрокин работает в качестве токаря.

2. Но инициативе тов. Дрокина в 3а-
BOACROM ремесленном училише № 17 еже-
недельно по четвергам лучигие стахановпы
завола читают учашимея лекции © своем
опыте стахановской работы. изученном ий
обобщенном совместно се технологамя 4a
конструкторами завода по методу инжейе-
ра Ковалева.

Опыт провеления этих лекпий будет
изучен стахановским советом завода.

3. Тов. Дрокин вновь восстановил свою
комплексную бригалу. № участию в ней
привлечены: конструктор тов. Богомолов и
технолог тов. Цестушкю. Бригада поставила
своей залачей распространение в цехах
завода скоростных методов работы.

4. Тов. Дрокин в настоящее время ра-
ботает на уйикальном расточном станке.
`Его рабочее место оборудовано хорошо —
  устаповлены шкафы лля инструмента, чер-
тежный стол, полведен телефон. В тов.
Лрокину прикреплены ученики, которых
он обучает практической работе на своем
станке, a тт. Богомолов и Пестутко
проводят с учениками теоретические заня-
тия, Тов. Добкин обешает за короткое
время подготовить из своих учеников вы*
сококвалифицированных токарей-расточ-
HEEOR.

В изучению и распространению опыта
тов. Дрокина привлечено внимание руко-
BOICTBA завода и всей общественности»,
		НЛИЛАТА
	зались в память мальчика И В Какой-то
степени определили его жизнь.

Не сложна биография Ивана Сергеввича
Себина. Главное в ней — труд. Он трудил-
ся с детских лет, сперва У себя в деревне,
потом в городе: попал на строительетво,
обучилея  бетонному делу, а? в 1934 году
поступил ‘на’ большой завод. Стал работать
подручным, клепальшиком. Тут он освоил
несколько специальноетей.

— Й если рассуждать по-герьковеки, —
говорит Себин, — это и было «моима уни-
верситетами».
	Во время войны Hal крышами завода
	разрывались. вражеские снаряды, жить бы-
тб трулно. но Себин ощущал cei па
	л9 «трудно, Но Фон оцущал 659а ва
фронте: жизнь стала трудовым подвигом, в
	работе забывалось все,

В 1944 голу Себин вступил в партию,
дав себе слово; что как коммунист он 0у-
дет работать еше лучше. Слово было
крепкое =— вподстать его хозяйну. Cetin
человек крепкий, решительный, е ‘упрямым
блеском в глазах, с расечитанными движе-
ниями, с обветренным лицом, с Е fi
энергичной речью.

В последние годы он стал о из пуч-

ших стахановиев Лепаянграда.
	0 своем бригадире ученики Себина гово-
рят так же, как школьники о Кудюшиной:
«Наш дядя Ваня умеет работать плотно:
попадешь в нему, — на выпустит AO тех
пор, пока He вырастешь, we сделаентьея
человеком».

„Иван Сергеевич воспитывает чувство
высокой ответственности в своих молодых
горатниках:
	— Гы пришел на завол, получил но-
мер... Ты понимаешь, что это значит? Ты
уже имзешь план, данный тебе от прави-
тельства... Ты перед кем отвечаешь? Перел
народом, перед товарищем Сталиным...

Выдвижение кандидатов происходило на
заводе во время обеденного перерыва.

— Заслужил, Иван... Весь твой труд
сейчас получил высшую оценку, — сказал
начальнак Участва, когла Иван Себин no-
сле митинга вернулся в своему рабочему
месту. _
	...На красном фоне предвыборного пла-
ката изображен белый перистый голубь —
символ борьбы за мир, за труд, за счастли-
вую жизнь! И когла вспоминаешь крова-
вые речи поджигателей войны, когла из-за
рубежа доносится дикий вой людей-шака-
лов, невольно думаешь: «Нет, мерзавпы,
вам не заглушить голоса мирных народов,
голоса честных людей».

Пе такое время!

Да. будет торжествующим полет этого
голубя. ла будет непобедимо лело борьбы
	за мир!
Советский Союз, вставший Bo тла-

ве этого грандиозного исторического дви-
жения, и овариш Сталин, организатор,
вдохновитель, вождь народов, сумеют обес-
печить мир! В это верят все честные
люли мира.

Сталин! Труд! Борьба за мир! — вот
под каким знаменем мы, советские
люди: идем в выборам в Верховные Co-
	веты союзных и автономных республик.
ЛЕНИНГРАД
	пгением качества их и внемнего оформле-
ния, в ближайшие годы резко увеличится
их производство. Г

Олна ленинградская фабрика, конечно,
He могла бы удовлетворить большой спрос:
Построены фортепианные фабрикв в. Киеве,
Тбилиси, Одессе, Борисове, Свердловске,
Ростове-на-Дону, Молотове, Горьком, Ка-
луге. Некоторые фабрикя собирают ин-
струменты из ленинградских деталей, а та-
кие, как, например, киевская, борисов-
ская, Тбилисская, делают пианино из соб-
ственных деталей,
		Русло древней
	словно
HTROCBEI.
				  спасении советскими воинами женщины 6
грудным ребенком, искалеченных фатиет-
ми, Т. Журавлев пишет: «Я перевязыва
НА столе ребенка. и руки у меня дрожали,
потому что ребенок стонал, как взрослый»,
Эта деталь говорит читателю больше,
чем длинное описание. «Ма высоте наб
было девять Человек, а десятый Ошмарин.
  07 pe заслужил, чтобы его считать», —
так начинается одна из лучших глав кии
ги. описывающая скупыми словами бой за
высоту 257.2 — «Сердце России», 65-
смертные ‘подвиги  советеких солдат и
чёрную гибель труса.

К лучшим страницам книги принадле-
жит широкое эпическое вступление: Bop.
Aguckos полё. величественные тени пу-
шлого. Вот как заканчивается это ветун
ление; «Нет, Бородинское поле не Тихое,
из прололжается! Вот гле-то внизу, ta.
жется в Бородине, затремела бадья ft 38s
скрипел Колодезный ворот... А Bor ta
большой. лороге ‘у Семеновекого заворчал
трактор, и тотчас, вторя ему, оживаенно
запокала Колебами по камням веселая
бричка...»

Эти голоса продолжающейся и торжь
ствующей жизни, мелодия мирного труда
чисто и сильно звучат во веей книге, про-
сто рассказывающей о тм. BAR Cpamaica
за счастье народов рядовой солдат армии
защитников мира. ,

Книга’ Т, Журавлева, как уже сказано;
документальна, Но порой стремление авто.
ра к документальности во что бы TO mm
стало приводит в тому, что некоторые эпи-
золы остаются сухими, протовольными 33-
пиеями. Чуветво неудовлетворенноети зы:
зывает глава «Лука Антипов 0 Платон
Каратаеве», гле на полуслове обрываея
едва начавшийся разговор, воторый м9
бы стать интереснейшим местом записок,

Чувотвуется, что Т. \уравлеву тесно в
‘рамках мемуарной формы, Он располагает
дневниковые записи пе в хронологическом
порядке. перемежает их письмами, тазет-
ными вырезками. Из этих кусочков он
стремится, как пишет он сам в письме B
Хругу в начале книги, «еложить 71806543
о солдате, жизнь которого была такой xe
красочной, как та картина. составления
из разноцветных стекол, которой мы тах
восхищались © тобой на веранде замка по
Бунилау». Сравнение неудачное — и №
только потому, что жизнь Луки Антипова
несравненно ярче и красочнее любой ка]-
тины, но и потому еще. что она — глуб -
ко цельная жизнь. Цельности требует опа
й в воплощении. Вак бы ни была  кракоч-
на мозаичная картина, — там, Tie речь
идет 0 создании глубокого образа, мы
всегда предпочтем ей настоящую живопись.
«Мозаичный. способ» несколько нарушаю’
пельность образа Луки Антипова.

В портрете, написанном Т. Журавлевым;
многое еще несовершенно. свежие краски
порой сменяютея бетлым пунктиром. Ной
в таком виде книга, создающая художд-
ственный образ простого советского чело-
века, свидетельствует о несомненной 0да-
ренности, молодого писалеля.
	САМОСВАЛ
	Строгая, подчеркнутая довументальность
отличает книгу «Рядовой Антипов», кото

рую автор Т. Жураваев — участник Вели-
кой Отечественной войны — составил из
дневниковых записей, писем, приказов, Га-
зетных вырезок тех памятных лет.

Несколько необычный характер имеют
эти заниски советского офицера. Автор их
почти ничего пе рассказьграет о себе. Bea
книга воспоминаний Т, Журавлева посвя-
шена олвому человеку — его боевому $9-
ратнику: рядовому солдату Луке Антипову.
Запечатлеть этот образ, сохранить его для
историй — вот задача, которую поставия
себе писатель.

В самом леле, удивительна судьба Луки
Антипова. Он воевал в первую мировую
войну, был apa раза ранен, награжден.
А через четверть века. защитая свою Ру-
дину, он опять пришел в те жз места, сно-
ва дхважлы пролил свою кровь и прославил
себя геройскям подвигом. И 18 сентября
1944 года на хуторе Домбеже, в том
самом доме, гле ровно 27 лет назад ему
вручили георгиевский крест, ` гвардейцу
Антипову был вручен орден Славы, Каза-
noch бы. все. повторилось в жизни этого
соллата, воплотившего в ceie исконные
черты мирного русского человека -——муже-
ство, скромность, народную мудрость.

Но традиция — лишь одна сторона рах-
сказа 06 Антинове. В том-то и пенвюсть
записок Т. Журавлева, что автор их сумел
разглядеть и воспроизвести новое содержа-
ние, которым налюлнилаеь з& годы <©овет-
свой власти дутпа этого человека.

За двадцать семь лет, с тех пор Kab
Октябрь пришел в окопы. многое измени-
ловь в Антинове. Он сражалея во рядах
Первой Конной, ликвидировал белые банды
в Сибири. Строил мирную  колхозную
жизнь в родных Ясинках, Запиеки Т. №у-
равлева рисуют характер: который <овет-
ская действительность обогатилаь  замеча-
тельными чертами — высокой идейностью,
коллективизмом..Это Лука Антипов ползет
под огнем противника, чтобы лостать пар-
тийный билет из кармана убитого боваой-

ша. Это он в перерыве межлу боями пишет.

для фронтовой газеты статью ю нашей кол-
хозной силе. Это Лука Антипов. терпеливо
учит уму-разуму пленных немпев, 910 он
лает гневную отповель разглатольствовани-
am o6 иностранной «культуре». «Ты №в0-
	ришь; англичане по rea раза в день 0ре-
ются, — отвечает он молодому солдату Бу-
тенкову. — Хорошо. Не спорю. Но скажи-
ва мне: почему это они так часто бреют-
ся? Да потому, что нам с тобой побриться
некогла — воюем! И пусть они своей куль-
турой не хвастают, а скажут. нам спасибо,
что мы ‘их от белы закрываем. И в ту вой-
ну спасали. й в эту спасаем! А то бы им
и брить, пожалуй, нечего было: на сня-
той голове. понятно. борола не вырастет...»
	Простота, умение сказать многое B He-
многих словах отличают книгу. Говоря 0
	Т. Журавлев. «Рядовой Антипов». Записки
Иер, «Советсний писатель». 1950.
сто. #
	25-TOHHbIYV
	Три разные биографии. Разные, HO
в них общее: беззаветная преданность Ро-
дине, партии, Сталину. Эти три биогра-
фии — беспартийных женщин Ольги Яков-
левны Вудюшиной и Марии Яковлевны
Петровой и рабочего-воммуниста Ивана
Сергеевича Себина — говорят о нерушимой
спаянности нашего народа, о крепости
сталинского блока коммунистов и беспар-
тийных. В то время как за рубежом фа-
шистокая и позуфашистекая клика вопит
о_ войне, Советский Союз живет спокой-
но, уверенно трудится, победоносно строит
новое. человеческое общество. Страна идет
к расцвету коммунизма!
	’Учительнину Ольгу Яковлевну Вудюши-
	ну вылвинул кандидатом в депутаты Вер-
ховного Совета’ РСФСР коллектив её рол-
‘ной 299-й школы. Всю свою жизнь ata
русекая женщина отдала советской школе.

Ольга. Яковлевна — ровеснипа наше
государства: она родилась в октябрьекие
дни 1917 гола. С семналнати лет начала
она’ свою педагогическую деятельность,
Вместе. с ростом мололой Советской респуб-
лики росли и совершенствовались ее знз-
ния... И когла сейчае Ольга Вудюшина,
беспартийный большевик, читает перед об-
	щественностью свои доклалы о ОНТ

О о а ВЕ wee a
	стическом воспитании детей, слушателей
увлекают широта и продуманность ее
взглядов. я

— Она подлинный мастер педагогики и
новатор своего хела; — рассказывает ди-
ректор школы тов. Конетантинов. — Ву*
дютина уже давно решила задачу, над. ко-
торой сейчас еще многие из нас трудятся.
	В ее классах и we ве предмету mectou POA
нет ни отного BTODOTOAHERA.
	Нет ни одного второгодника. ee
— Она не только педагог, — говорит о
	Вулюниной   ee ‘старший товариш во школа,
	коммунист-математик Tos. Фокин, —— она
творен,

На улице, так же как и в школьном
коридоре, часто можно слышать, как её
окликают:

— Ольга Яковлевна! На минуточку —
дело есть...

Она — депутат Фрунзенского райсовета,

Тот, кто живет в районе Предтеченской
улипы, возле Лиговки, не может не знать
учительницы КВулюшиной. Часто рано ут
ром или после школьных занятий она хо-
дит из дома в дом или разбирает поступиз-
шие в райсовет заявления от избирателей.
На своем общественном посту она работает
с таким же энтузиазмом, с такой же глу-
бокой заинтересованностью, с тем же чув-
ством ответственности, как и в школе.

— Наша дочка! — говорят об Ольге Ву-
дюшиной пожилые люди, жители райо-
на. — Мы помним Ольгу, когда, она еще
бегала девочкой, с косичками... Она боль-
ого сердца человек. Настоящий, совет-
ский!

Мария Яковлевна Петрова, так же как
и Кудюшина, уроженка Ленинграда, тоже
родилась в рабочей семье. :
	В 1918 году в боях е бандами Юдени-
ча, полетупивитими почти к самому городу,
погиб ее отец, Мать умерда.

— Тиф и голод, интервенты и. ` Рябу-
шинские хотели задушить нас тогда, — го-
ворит Петрова.—Ла ничего у YX He вы-
m0. Выжила молодая Советевая республи-
	В Ленингралской филармонии предстоят
не совсем обычные испытания. Сюда вскоре
булет доставлена первая послевоенная мо-
дель советского конпертного рояля. Круп-
нейшиё пианисты, приглашенные для вы-
ступлений в филармонии, будут играть за
этом инструменте. Это будет своеобразный
общественный просмотр. Свои отзывы дадут
не только исполнители, но я слушатели.

Новый концертный рояль по своей кон-
струкиии, силе в красоте звука вначитель-
но превосходит. довоенный. Над созданием
этой модели трудилась большая группа
опытных мастеров, инженеров и новаторов
производства в содружестве се учеными.
Пришлось разработать вовую схему ин-
струмента, так как чертежи первого совет-
ского концертного рояля погибли во. время
войны. При изготовлении нового образпа
использованы всё достижения музыкальной
акустики и все лучшеё из опыта форте-
пианной промышленности. Предельной
точноств требовала сборка этого еложней-
шего инструмента, состоящего из десяти
	Николай НИКИТИН
d
	ка! Вместе с нею выжила и Я... О восьми.
лет воспитывалавь в детдоме и с пятнадца-
ти уже начала трудиться, Сперва работала
конторской ученицей в банке. А затем по-
  тянуло меня на завол, к станку! Ия по-
шла ва’ «Красный треугольник». Помню, с
каким трепетом впервые проходила я по
цеху... А. теперь здесь все мое, родное.
Здесь, можно сказать, прошла Bea моя
жизнь... Партия, советская власть — вот
мои родители.

`.. Мария Петрова’ была в Москве делегатом
Второй Всесоюзной конференции стороння-
	ROB мира.
— Первый раз в т жизни была я в
	Москве. : == рассказывает. она. — Волнова-
лась ужасно... Шли по Красной площади,
Й когла, гляля на величественные стены
Кремля, я думала, Что вот здесь, так
близко от меня, живет и работает товарищ
Сталин, невольно слезы навертывалиеь...
Так а была счастлива...
	  B дни вонференции много я пере-
жила... Я сидела рядом с академиками, с
лучшими людьми нашей Родивы... Здесь я
яено ошутила свое место в борьбе за мир,
  ,B дальний конец пеха ухолит лелта
конвейера. Невозможно с непривычки
уследить Глазом за быстрыми движениями
рук у десятков работниц, стоящих справа
и слева от ленты. Бригадир Мария Яков-
левна Петрова зорко следит за всем про-
исхолящим 38 конвейере.

Бригада Петровой вот’ уже тринадцать
месяцев удерживает звание бригады ot
личного качества. Вынуск пролувнии  пер-
вого copra доходит у этой бригады ло
93 пропентов — цифра, высокая Ha этом
производстве.

Много знаний накоплено Марией Яков-
левной за долгие годы работы, многому она
научилась У старых рабочих и сиециали-
стов. Тепёрь все эти знания, весь свой
опыт она передает молодому поколениям.
Высок ее авторитет среди молодежи как
переловика производства. как новатора.

— Сейчас товарищи по заводу мне о5з-
зали высокую честь, — заканчивает она
расеказ. — Вав вспомнишь свое детство на
Охте, даже не верится! Неужели это я,
простая клейшица с «Треугольника»?

Разнообразны имена выдвинутых кан-
дилатов. Тут и композитор Л. Шостакович,
и талантливый конструктор лучших в
мире советских турбин. Н. Ковалев, и
член-корреспондент Академии наук. ректор
университета А. Ильющин, и один из знат-.
ных стахановцев нашего города, слесарь-
сборщик И. Себин.

Трилпать два. года назад деревенский
мальчик Ваня Себип своими глазами вилел,
кав вели на расстрел его отца белогвар-
дейпы, наемники Черчилля и Вильсона.

Вепоминая, Иван Себин рассказывает:

— Лело было в Осьманской волости.
Oren работал членом комитета деревенской
белноты. Й любви в советекой Ролине я
	научилея у отна. Аороший человек был...
Честный,  работящий, справедливый!
Первые впечатления детства крепко вре-
	СОННИ ИОАННА ==
	{4
		«Как доставляются
газеты»
	В Днепропетровске центральные газе-
ты поступают для продажи в киосках
через три-пять дней после выхода в свет.
06 этом 19 декабря прошлого года в
«Литературной газете» была онубликова-
на корреспонденния К. Успенского.

Начальник областного управления свя-
зи тов. Лаврентьев сообщил редакции,
что газета правильно поставила вопрос о
необходимости упорядочить доставку
пентральных Taser читателям: Ho ero
	распоряжению была создана специальная
	комиссия, которая изучила причины это-
	го явления и составила акт, В акте, в
частности, говорилось:
«Считать заметку: помешенную В
	«Литературной газете»; вполне обоснован-
ной и правильной. Чтобы ускорить по;
лучение газет «Правда» и «Известия»
из Внева, необходимо организовать их до-
ставку. авиатранспортом».

Олновременне с этим редакция полу-
чила письмо OT заместителя министра
связи СССР тов. Р. Попова, который с0-
общил, что «для ускорения доставки в
Днепропетровск пентральных газет‘ Мини-
CTEDCTBOM связи установлена отправка их
	из Москвы бвамолетами».
	реки Узбой
	>,
	Рояль ново1зо образца
	  на получение мощного звука, обладает
болыними габаритами — его длина дости-
гает 2 метров: 70 сантиметров.

— Инструменты подобного рода выпу-
скались в нашей стране и до войны,— ска-
зал в беседе с корреспондентом «Литера-
турной газеты» главный инженер Главного
управления промышленноети музыкальных
инструментов Министерства местной про-
мышлевности РСФСР В..И. Ларвонов. —
Одвако тогда они изготовлялись по общей
технологии; по потоку. Мы отменили такой
метод производства, Отныне цех, роялей
становится «цехом индивидуальных
заказов». Каждый экземпляр инстру-
мента будет изготовляться по особой
` технологии.

_ Фабрика «Красный Октябрь» не
ограничится ° произволством  одннх
‘уникальных ‘ инструментов. Она Gy-
дет продолжать выпуск компактных
кабинетных роялей и пианино
усовершенствованной конструкции.
Наряду с разработкой новых mone-

Возле экскаватора остановился грузовой
автомобиль необычно больших размеров.
Достаточно сказать, что его колеса имели
почти два метра в диаметре. Рядом с ним
машина-пятитонка показалась бы совсем
небольшой. Через минуту над автомобилем
раскрылся ковш экскаватора с тремя ку-
бометрами грунта. За ним последовал вто-
рой ковш, третий...

— Мало, мало! — весело говорит веди-
тель. — Чтобы наполнить Мою машину,
	нужно шесть таких ковшей, а тои больше!..
На строительстве канала Волга —
	Дон работают первые опытные
автомобили-самосвалы грузоподъем-
ностью в 25 тонн. Пройдет немного
времени, и такие машины появятся
на всех великих стройках.
	До сих пор самыми болыними са-
мосвалами были пятитонные. Одна-
ко применение новых советских эк-
скаваторов, берущих в ковш от 3
до 14 и более кубометров грун-
та, потребовало многоемких само-
	OQ) PRP PP Se
	свалов, способных не только вместить
такую массу породы, но и выдержать ее
удары при погрузке.
	25-тонный самосвал создан группой за-
водских конструкторов под руководством
Б. Шапошника. Он предназначен для карь*
ерных работ. Его платформа имеет прочное
тройное. дно (два стальных листа е ду-
бовой прослойкой), рассчитанное на удары
огромных каменных глыб. Платформа. 6
25 тоннами груза опрокидывается назад
и принимает резко наклонное ° положение.
Для выгрузки требуется всего 30 секунд.
Машину обслуживает один человек = шо-
	фер.
Новый мошный самосвал отечественного
	производства окажет огромную помощь
строителям крупнейших  гидроузлов. Он
значительно сократит расход горючего,
	позволит уменьшить парк грузовых авто-
машин и с наибольшей рентабельностью
использовать экскаваторы. Ha великих
	стройках многотонный советский самосвал
будет незаменимой машиной.
	вечером около соленого озера  Тоньятан,
после того как потеряли тропу, по кото-
рой шли весь день. Нашли глубокий кот-
лован в песках и в отом  безветренном
убежище разбили палатки. Повар Борие
Бекниязов Угоётил нас великолепным 6у-
ном из свинины, на которую он не посву*
пилея, предвидя скорое завершение akert-
	Утром пбеле ночевки нашли тропу, ко-
торая во второй половине дня привела
колонну к` берегу пресного озера Ябхая,
где расположена ферма Заканджиксвого
овцесовхоза, Здесь, в пустыне, уже вые
пелый поселок геологической окепеляций
«Гилропроекта». Второй месяц Живут #
работают у озера Яесхан более ста техни-
Ков, Ггеоломв. буровых мастеров. Красный
	Флаг - развевается на крыше большом
жилого дома, окруженного  палаками,
землянками, работают кухня. столовая,
	прачечная, ванпункт. Ясхан` — первый В

Кара-Кумах большой поселок  строштелей
ванала.
	Самый желанный гость в этом городке
строителей молодой летчик Михана Мига-
чев. Он регулярно привозит свежие га
зеты. продукты. оборудование. Вместе ©
начальником партви Ольшанским Михаил
Мигачев вылётел навстречу нашей колон“
не.. Чо обнаружить экспелицпию ему н
удалось, © чем он очень сожалёл. потому
что хотел перелать Валижнюку. что kod
лектив работников объединения «Тур
меннефть» выдвинул его кандидатуру в д
	ты Верховного Совета Турвменской
	Восёмналиатого января колоннё овепее
AnH покинула Ясхан, чтобы, преодолев
последний песчаный барьер — 65 киао-
метров барханов, выйти к железной 1000з
	ге и двинуться к берегам Каспийского
моря.
	р КАРМЕН,
	тысяч деталей. Новый рояль, рассчитанный! лей клавишных инструментов, улуч-
	`ТАХИА-ТАШ — КРАСНОВОДСК

‚ По руслу Узбоя
	Экепелипия продвигалась вдоль фусаа
Узбоя. Калижнюк: Эриетов‚ Семенов и
Кубкин часто отипавлялиеь в развелку на
маленьком «газикё». захватив небольшой
запас волы и продовольствия. Машина
мчалась по THAAROMY и тверлому;: как ac-
фальт. дну Узбоя, мимо крутых отвесных
берегов. и порой казалось, что мы He-
семея по широкой реке на быстроходном,
поняшем волную глаль катере. Часто ма-
шина взбиралаеь на высокий берег. отку+
да можно было окинуть взглядом далекие
перспективы Уэбоя.
	Это величественное зрелише! Лолго в
молчалийом восхищении мы смотрели на
неповторимый в суровой своей красоте
древний Узбой.
	Срели мертвого желтого безмолвия. те
нет ни человека, ни зверя. куда и птипа
не. залетит. на сотни километров протя-
нулоевь русло великой реки, Вакие HeBe-
домые силы сохранили его на поотяжении
тысячелетий? Почему ero нё васыпало
песками? Отчего высокие  грялы баоханов
обтановилиеь ий замерлв у самых берегов
Уз66я. тесатеи веков ожитающено воты?
	— Да это же готовый канал, хоть сей-
Час пускай в него sory! — воскаинает
Каликнюв.
	Местами русло заполнено волой. Torta
Узбой похож н8 живую реку. Но полой»
лешь ближе И ВИТЬ НеПолВАЖНУЮ мёрТ-
венность соленых полпочвенных вол. По-
крытый слоем соли. мертвый верблюл л6-
sur пол волой. И влруг мы витим неве-
	Продолжение. См. «Литературную газету»
or it и 27 анварр 1951 г,
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 1 февраля 1951 г. № 13
	ки и. ‘бездорожье. за сутки 14
января экспедиция прошла всего 25
километров, непрерывно штурмуя
сыпучие барханы,  доходящие до
сорока метров высоты. Совершенно
азмученные борьбой с песками,
люди заснули. даже не будучи в
силах установить палатку. Они
спали на ветвях саксаула.
	Нужно пробиваться вперёд и только   Аиции,
	вперед, ибо другого обходного пути
нет. Это видно по карте, это утверждает
Яхшим, который когда-то шел по этим ‘ме-
стам, преследуя в песках банду басмачей,
пореброшенную из Ирана и грабившую
колхозные стала,

Единственный путь — через барханы,
стояшие перёд нами непроходимой стеной.
Tak сказал и старый Мамел Нефес — ча-
бан колхоза имени Валинина, пасущий
свои стада в лесяти километрах от Узбоя.
Этот человек появился неожиланно у ко-
лодпа Иглы. ведя двух верблюдов. навью-
ченных бочками для воды, — первый за
хесять дней человек, вотреченный нами
в песках. За верблюлами шла в жена
Амен Биби — милая приветливая rypr-
менская женщина. Они были поражены
встречей не менее нае, оглядывали маши-
ны, радостно смеялись, крепко ‘пожимали
руки.

Но вот новое. кажется, совершенно
непреололимое препятствие’ барханы поз
дошли в самому берегу Узбоя, Нужно
срытв Косяк бархана и протащить маши-
ны нал пятихесятиметровым отвесным об-
рывом, рискуя, что тяжело нагруженная
малина. забуксовав, сползет с дороги и
рухнет вниз. Чтобы слелать трилнать ме
тров Дороги. нужно было срыть болёе ста.
кубометров песка. Громкое «ура» раанес-
лось нах У3б0ем, когла послелняя машина.
переползла через «чортов мост» =— так
назвали мы этот трихпатиметровый orpe-
BOR дороги, лля прохождения которого поз
требовалось вемь Часов тяжелого трула.
	Двенаднатые сутки в пубтынб. Поблат-
	HIOIO HOYEBRY в песках мы слелали 103196
	роятное — чайка, белокрылая чайка
метнулась над Узбоем. Скользнула
над мертвой рябью, тревожно вскрик-
нула, взмыла над обрывом и исчез-
ла. Откула она? Птина словно почуяла,
что пришли еюда- люди-— пришли, чтобы

вернуть воду и жизнь этим мертвым 66-
регам.

Шаг за шагом: лень за лнем экепели-
ция осушествляла свою главную задачу=—
детальное ознакомление с булущей трас-
сой канала, в расположением Ha fem oc-
новных гилросооружений. Экспелипия  ра-
зыскивала стройматериалы. которые по*
надобятся лля строительства и`лля разво-
рота полготовительных работ. Не обнару-
жен был в Кара-Вуцах..: песок. пригод-
ный Lia строительства,

— 9 паралокеально: но это именно
Tak, =~ говорил главный инженер строй-
тельства канала Эристов. — Мелкий. pan
пыль. каракумский песок лая бетона не
POXUTCH, — он слишком впитывает в 66бя
воду и не способен созлать прочной бе:

тонной массы, Придется продолжить no-
ИСКИ...

Девятый день экспелинии был  ознаме-
нован значительным ий. ралостным  сбы-
Them “~~ был обнаружен волопал. 0 боль-
шом волопале в русло Узбоя расеказывали
народные легенлы. о нем было известно
из записоЕ  исолёлователей  Кара-Кумов.
Для етооительй Главного Туркменского ка-
нала волопал прелетавляет ‘особый йнте-
реб -—— его можно было бы использовать
для сооружения плотины.

Ov древнего клалбиша на пологом Gene-
гу Узбоя. где колонна остаповилаеь лнем

13 января.  развелывательный  «газик»
лвинулея по солончаковому отелу. Берега
	¥3608 10 устремляются ввысь отвесными

Он разглядывает с трудом  отколотый
молотком кусок прочного известкового
камня. Извествовые скалы будут належ-
ным ложем для плотины: которая остано-
вит здесь аму-дарьинские воды, образует
искусственное море в центре Вара-Бумов.

Вечером долго не стихала бесела в ла-
герё у костра: сеголня единственной те-
мой разговоров было обнаружение водопада.
Это событие поставило совершенно по-но-
вому задачу сооружения плотин в этой
части Узбоя.

В вжевечерних спорах у костра  рож-
даются новые проекты будущих плотин,
гидростанций. лорог. затопляютея пустыв-
ные берега, передвигаются армии строите-
лей. вырастают у искусственных морей
рабочие городки. Быстрые наброски схем
лелаются палочками  саксаула на песке,
беглые подочеты — логарифмической ли-
нейкой...

Страна оказала высокое ловерие этим
люлям, силящим у костра в Кара-Вумах.
Руководители строительства п проекта
Главного Туркменского канала в эту мо-
розную ночь нахохились на  перелнем
крае великого грядущего сражения в пу-
етыне; Они должны были проверить все
детали гранлиозвого паступлепия, осмотреть
все его плацтаруы п коммуникации. уточ-
нить направление главных уларов. Мысли
И планы. рожденные здееь. на берегах
превнего русла, пойлут в проектные бю-
ро. воплотятся в пифрах и строгих черте-
	ах...

Это — полатокое булутее, А сейчас
небольптая колонна — головной отрял ар-
	мии строителей — пробивается через пее-
	стенами, то переходят в пологие,
обляцованные темным. гранитом,
	Русло сужается по ста метоов. 4 иногда
	берега отходят друг от друга на километр
и больше. Маптина огибает большие ост-
рова, иногла переезжает через них, Часто
в сблончаках начинают увязать колеса.
Тогла мы помогаем буксуюшему «газику»
выбраться из черной, мягкой, как тесто,
трясйны.
	Перед заходом солнца машины Проди:
лись к месту древнего водопада. Валиж-
HIOR, Эристов И Семенов поднялиеь На 0т-
весный берег, спугнув огромную ящерицу—
полутораметрового варана. Быстро переби-
рая короткими. как у таксы, лапами. ва-
ран скрылеса в ближайшей рояле барханов,
	Описания географов померкли перед от-
крывшимея нашим взорам видом. Красные
	лучи заходящего солнца освещали = ka-
менные, ° десятиметровой высоты = CTY-
пеня гигантекого васката. ставшего на
	пути будущего капала. Прирола. созлав-
шая это колоссальное и гаомоничное в
своих строгих геометрических формах со-
оружение, словно вступила в соревнова-
ние € человеком-етронтвлем. принелтим
покорить пустыню. У полножья послед-
Hem полукруглиго каскала.  отшлифован-
ного бурными водами, — глубокое, синее,
Бак лазурь. соленое озеро. Палающая во-
ла столетиями углубляла в скальных поз
	родах этот водный бассейн глубиной в
15-—20 метров.

— Злесь булет плотана. — говорит
	Эристов.
	aN
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
НЕВИТ-ДАГ