PYCCKOE MEPBEHCTBO
	Ф.
Олег ПИСАРЖЕВСКИЙ
		Отличный пример тому рассказы о
рождении науки об электричестве. Еще
Ломоносов объяснил электрическую приро-
ду грозовой молний, полярных сияний; он
цервый осуществил электрический газовый
разряд. Его младший современнию Эпинуе
изобрел конденсатор — копилку электриче-
ских зарядов. Электрический свет родился
в лаборатории академика Негрова, впер-
	вые озарил петербургские улипы в опытах.
	Якоби и распространиляея по всему миру
под названием «русского света» co свечой
Яблочкова н лолыгинскими лампами нака-
ливания. Но влобавок в этим достаточно
	` известным Фзктам. в <Расеказах о русском
	первенстве» мы можем проследить, как В
прожетиюрах, этой «тяжелой артиллерии»
современной светотехники, слились воеди-
но трн русских изобретения: дуга Василия
Петрова, диферонциаяьный = регулятор
Чиколева и зеркальный отражатель Вули-
бина, как от теоретического изучения тен-
ловых действий‘ тока русекая научная
мысль пришла в воплощению электриче-
ского нагрева в электросварке. Рассказы
об использовании электричества как источ-
ника силы, о преодолении электроэнергией
пространства, о применении ве для преоб-
разования вещества, для связи и управ-
ления на расбтоянии вызывают к жизни
в воображении читателя множество имён:
от Пироцкого, впервые. доказавшего воз-
можность передачи электроэнергии на рас-
стояние. до Усагина, изобретателя транс-
форматора, от Михальского, создателя про-
образа современного микрофона, до Апосто-
лова, конструктора первой в мире автома-
тической ‘телефонной станции, от Попова,
изобретателя радио, до Розинга,  родона-
чальника Телевизионной аппаратуры.

Безмерны заслуги русской науки в 60-
здании и развитии атомистической теории.
В «Рассказах о русском первенстве» впер-
вые в научно-художественной - литера-
туре изложены работы участников созда-
ния науки о строении атома: Павлова,
Чичерина, Moposésa.
	Исключительно интересны главы книги,
рассказывающие о русских эволюциони-
стах, предшественниках Дарвина: Каверз-
неве, Радищеве, Кайданове, Горянинове.

После уничтожения в Нашей стране
эксплоатации мысли, когда наука впервые
стала народной, осуществилось предвиде-
ние Менделеева, что русская наука пойдет
впереди науки мировой. Вак это произо-
шло, каковы блистательные победы совет-
ской науки и техники. должна будет рас-
сказать следующая книга молодых авто-
ров, обещанная в предисловии,

Улачен опыт работы нах иллюстрациями
для книги. Помимо портретов деятелей
отечественной науки и техники. читатель
здесь найдет оригинальные рисунки, займ-
ствованные непосредственно из их науч-
ных трудов, остроумно поданные схемы и
чертежи, наглядно показывающие. пред-
ставления ученых о физических явлениях,
поясняющие конструкции опытных прибо-
ров и мастерских.

Глубоко продуманные «Рассказы о рус-
ском первенстве» — хороший подарок для
широкой читательской аудитории и в пер-
вую очередь для молодежи, которая, по
сталинскому слову, «в особенности должна
знать историю науки».
	вой половины ХУШ века — «Книгой фило-
софской премудрости...».

В городе Меленки найдена рукопись
ХУП века — «Сказание о травах», в кото-
рой содержатся различные медицинские
советы и народные поверия того вре-
мени. В городе Собинке в семейном архи-
ве у М. Абрамовой, урожденной Алябье-
вой, обнаружены тетради Х!Х века со спис-
ками стихотворений Пушкина, Рылеева,
Хомякова, Рабтончиной, Вяземского и дру-
гих. Среди других рукописных материа-
лов — памфлет в стихах «Нижегородские
сплетни», донесение следственной комис-
сий по лелу декабристов в 1825 году, ав-
	тограф поэта Ф. Глинки.
Е ОСЕТРОВ
	не всегда согласованы с утверждениями и
терминологией других статей. Tar, в
Ш томе в статье «Африка» употребляется
старое понятие «мусульманская культура»,
о неправильности которого говорится в
статье «Арабская культура».

Жаль, что в статье «Арабская вульту-
ра» нет раздела, посвященного  историо-
графии. Наличие такого раздела в этой
статье особенно важно, так как почти
все работы. указанные в данной в ней
библиографии, напиваны с позиций того
неправильного и критикуемого в Энци-
клопедии взгляда, по которому все нали-
санное по-арабеки выдавалось за принад-
лежащее арабам.

В статье «Армянская Советская Социз-
листическая Реснублика» раздел, посвя-
щенный армянской советской литературе,
к сожалению, наиболее краток. Авторы
этого раздела (М. Мерян, А. Ганаланян,
9. Топчян) подчас ограничиваются однйм
перечислением имен писателей. Злееь нет
никаких конкретных сведений 06 после-
военном развитии армянской литературы.
Странно также в этой статье и деление
истории армянской литературы на «древ-
HW» и «новую». По-этому делению aD-
мянская литература Вплоть до ХХ века
является «древней»!

Такое деление истории армянской лите-
ратуры противоречит периодизации, при*
нятой в Энциклопедии в отношений гра-
жданской истории Армении, нё связано и
с историей армянского литературного
языка,

Статья «Андижанское восстамие» одно-
стороние толкует направленные против
России события 1898 г. в Андижане, как
якобы дейетвия узбекекой и киргизской
бедноты, «поднявшейся на борьбу за ввою
национальную свободу и за освобождение
от феодальной эвспаоатации». В gefiersu-
тельности события 1898 г. в Андижане
имели рёакционный характер. Они прохо-
дили под лозунгами «священной войны за
веру», отделения от Россни, «создания
‘мусульманского царетва © центром в На
`мангане». Как отмечаемя в Энциклопе-
UH, «anranticrne агенты подлерживали
организаторов восстания, снабжая их ору-
жием. Поддерживая восстание, Англия
преследовала  пупериалистические eit,
стремясь ослабить ПОВИЦИИ России В Сред-
ней Азии». Олпако автор статьи не д6-
	НОВЫЕ КНИГИ
		К, ОЗЕРОЗА
			Веселая
	м умная книга
	иные детские писатели, разговариват-
щие со своими читателями с постным ли-
NOM, насупленными бровями, голосом, аи-
шенным интонаций. №. Сотнив  хоропю
чувствует, кому адресована ем Kara.
Это живое ощущение аудитории делает его
произведения доходчивыми, близкими ре-
бятам.

Юных читателей привлекут к книге
Ю. Сотника сердечный и тонкий юмор,
легкая шутка. Увлекательные привлюче-
ния, веселая выдумка присутствуют в
каждом его рассказе: Здесь есть и мадь-
чишеские клятвы, и таинственные запие-
RH © многозначительной подииевю «Икс»,
и условные сигналы, и замысловатые изо-
бретения, но вое это не лань литера.
	`турной традации, ках могло бы иоказать-
	ся, а свидетельетво вепного понимания 9в-
	`Тором особенностей детекого восприятия,
  По есть в сборнике несколько рассказов,
построенных неё на логике развития хатак-
	теров. а на прямом поучении. Каждый из
пих тоже говорит о правильных и нуж-
ных вещах. «Важное донесение» повествует
0 том, что подсказывать товарищу, делать
3& него уроки вредно и нехорошо. «Ар-
химед» Вовки Грушина» призывает ребят
не «изобретать» в одиночку, а заниматься
в техинческих кружках. Рассказ «Райки-
ны «пленники» посвящен бесспорной
МЫСЛИ 0 Том, что мальчики тоже должны
помогать дома по хозяйству.

Все эти выводы безусловно правильны,
но мораль в этих рассказах подчиняет
свбе живое развитие характеров. Образы
ребят здесь не имеют самостоятельного
значения, они выглядят скорее, как иллю-
CTPA к заранее заданной мысли.

Не случайно, что в этих рассказах, ли-
шенных тлубокого раскрытия духовного
мира ребят. вылумка. эффектный сюжет-
ный поворот начинают приобретать само-
довлеющий характер. Так, расоказ «Архи-
мед» ПВовки Грушина» строится на мало-
правдополобной истории о том. как маль-
чик побыл несколько часов под волой в
самодельной ‹«полволной лодке». Чрезмет-
ная щедрость авторской фантазии сказы-
вается и в других произведениях, Ненуж-
ной выдумкой, например, яваяетея рас-
сказ Troma, repoa повести «Про наши
дела», 0 TOM, как он во время нале-
TA немецких самолетов на город на-
дел глиняный горнюк па голову (от оскол-
Ков) и потом никак не, мог его снять —
«кругом ‘грохали фугаски и визжали за-
жигалки, а Тимофей возился на пустой
улице со своим гориком и даже колотилея
головой о стену дома».

Й ее одно удивляет: читаешь книгу,
Знакомишься со все вовыми и новыми
ребятами, такими хорошими и разными,
й втм\г замёчаенть. что ребята эти словно
	‘бы предоставлены самим себе. Они совер-
	шают много дел. подчас и очень серьез-
ных (вплоть до попытки зосстановить сго-
ревшую школу), но делают это ясе одни.
Взрослые — воспитатели, учителя, пио-
нёрвожатые, родители. — присутствуют
в рассказах, но по большей части фор-
чально. Они или произносят несколько
слов, формулирующих идею рассказа, его
мораль, как это делает полковник в «Не-
виханной птице», или появляются в 6а-
MOM конце произведения («Архимед» Bos-
ки Гоушина»). чтобы вытучить  квакото-
нибудь слишком уж  предириимчивого и
изобретательного мальчугана из беды.
Действие рассказов Ю. Оотника пройс-
ходит дома («Райкины «пленники»), на
даче («Невиланная птица»). в пионероком
лагере («Белая крыса», «Песок». «Чело-
век без нервов», «Архимед» Вовки Гру-
мина») и очень редко в Школе. Автор
как бы опасается, что пгкольная тема бу-
дет скучна, что она не даст достаточно
материала для занимательного повествова-
ния. Напрасно! Есть своя поэзия в учебе,
в овлалении знаниями, есть здесь своп
конфликты, свой увлекательные сюжеты.
Й хочетея пожедать Ю. Сотнику, талант
лирому й многообещающему писателю, в
свопх последующих произведениях смелее
иттий в гущу жизни -— труда и учебы —
	свойх Маленьких героев.
	Щедрин
й наша современность
	В издании Госкультиросветиздата вышча
в свет брошюра Я. Эльсберга «Щедрин и
наша современность (1826—1951)». Она
состоит’ из четырех глав.

В первой тлаве—«Духовный облию Be-
ликом русекого писателя» —= автор пи
шет о трозной силе сатиры Шедрина, пи-
сателя, которого революционно-демократи-
ческий журнал «Искра» называл «ироку“
рором русской общественной жизни».

Я. Эльсберг рисует богатый и много-
гранный творческий облик великого сати-
pura, ero борьбу против бюрократического
произвола, против администраторов-помпа-
дуров, «диких помещиков», буржуазных
хищников — Разуваевых и Колупаевых,
против трусливых либералов, действовав-
IMEX «применительно к подлости». би по
казывает, что ненависть в экоплоататорам
сочеталась у писателя с глубокой дюбовьто
к русской стране («Я люблю Россию 10
боли сердечной и даже не могу помыслить
себя где-либо, кроме России»).

Вторая глава — «Воспитательная роль
творчества Щедрина» — раскрывает огром-
ное идейное и моральное воздействие про-
изведений Щедрина на передовых русских
людей.
	Автор характеризует художественные
особенности творчества сатирика.
В третьей главе -— «Мировое значение

творчества Шедрина» — Я. Эльсберг пи-
ет о подлинно мировом размахе щедрин=
ской сатиры, помогающей изобличать в
наши дни империалистическую реакцию и

‚ее илеологических лакеев.
	Автор приводит гневные отзывы Шедриа
на о современной ему зарубежной буржу-
азной литературе с ее «безидейной сы-
тостью», & также слова писателя о нетю-
вторимом своеобразии русского реализма.

В последней главе — «Кого бичует и
чему учит Щедрин сегодня» —Я. Эльс-
берг пишет о том, что произведения вели-
кого русского сатирика звучат «уничтожа-
юм приговором американским мракоде-
сам. и лержимордам...»
		Советский  историк-исследователь рас-
правил слежавшиеся желтые листы депар-
таментеких архивов, разобрал выцветшие
знаки формул, разложил  рабсыпавшиеся
по сгибам чертежи, заново перечел ста-
ринные фолианты. Нозая историческая
наука дала миру свидетельства неоспори-
мой славы, чести и суровой борьбы, под-
ланного,  непоказного теройства русских
ученых.

Дооктябрьская история русской науки
й техники -— это история величайших pe-
волюционных, устремленных в будущее
открытий, история борьбы за подъем эко-
номически отсталой, задавленной самодер-
жавием страны в высотам кудьтуры, 3%
приложение знания на благо народа.
Н это вместе с тем’ позорная исторая
борьбы  сатрапов буржуазно-помещичьего-
самовластья против народных отечествен-
ных талантов, против народного просвеще-
вия. «Оторванные от народа и чуждые
ему правящие классы царской России не
верили в творческие силы русекого народа
и не допускали возмолитости, чтобы Россия
собственными силами выбралась из отета=
дости», — говорил Г. М. Маленков,

Ломоносов совершил переворот в écTe-
ствознании, открыв всвобщий закон со-
хранения материи и энергии. Он же от
стамвал в нетрестанных сражениях каж-
лую пядь завеезанной нм для науки рус-
ской почвы. Менделеев заложил основы
химии и современной физики атома созда-
нием периодической системы химических
элементов. Он изъездил вдоль ий Поперек
огромную страну в мечте все «повоюдные»
вещества, все химические элементы, объ
ехиненные его великим законом, обратить
на пользу людскую. Хищные коммерсанты
расхватывали его идеи, стремясь нажиться
на них, — их He заботило, что при этом
осуществлялась сотая доля этих идей. Ту-
ные министры витиеватыми росчерками
предназначали к забвению смелые замы-
слы подземной газификации углей, про-
мышменного расцвета Урала. Гениальный
Мпчурин ка собственных плечах перено-
енл на новое место свой садик — колыбель
науки о безграничном преобразований при-
роды. Подаривший миру идеи и расчет
реактивного самолета. Циолковский проби-
валея грошовыми уроками. Знаменитый
физик Лебелев проложил путь пониманию
ухивительной связи между энергией и мас-
сой света и тем самым подвел науку к
созданию теорий, на которых строятся
расчеты атомных процесеов. Оп был вы-
теечен реакпионерами из университета.

Патриотические труды советских исто-
риков науки п техники открыли неисчер-
паемый источник волнующих тем для уг-
лубленной писательской работы. Этот ма-
тернал, поднимаемый советской историо-
графией, настолько грандиозен и нов, что
понятно желание быстрее представить его
нашему читателю во всем ето разнообра-
зий, широте и значительности. Уже вышло
немало книг по иетории техники. В 10-
	следнее время Государственное излатель-
	ство машитностроительной литературы при-
ступило к изданию серий вниг «Из истории
	В. Болховитинов, А. Буянов, В. Захар-
ченко, Г. Остроумов. «Рассказы о русеном
гервенстве» под общей редакцией В. Opne-

ва. Издательство UK ВЛКСМ «Молодая
гвардия». Москва. 19590, 424 стр. 5
		Хоропгие, веселые, озофные федята жи-!
вт В этих рассказах. Вот По крутой тро-
питие карабкается Вася в непомерно
иниой отцовской шинели и в пилотке.
споязающей на нос. В бумраке ночи он’
поннял модель планера 38 невиданную!
KTuRY “* KOWIOpAa и Смело ветунил в еди-
ноборство с ней.

Bor пол звуки горна и дробь барабана
едет 808 звено отчаянная Таня Зака-

това. «100 ее был перевязан бинтом (она
нодазню упала с дерева), на затылке‘ тор-
чала темная метелочка волос», Вю время
воопной игры она со своим звеном пфобн-
растея BO «вражеский лагерь», здесь 6й
приходится пережить серьезное испытание
роли, и она е честью выдерживает ег.

Вог щуплый, «в широких и длидных
не по росту трусах», Лодя, тнеголявиеий.
своей напускней лихостью, стоит reper
огромным, сорвавщимся с привязи быком,
Верендеем.  Встретившись ‘Теперь с дейз
ствительной опасностью. Лодя  Учитмя
преодолевать страх и проявляет ненод-
Зельнов мужество.

Много живых, неповторимых, своеобраз-
ных портретов детей встает co страниц!
grok небольшой капжжи.

Автор рассказов, собранных в ней, та-
yaad детей писатель 10. Corse
умеет скупыми,  немногословными  врел-
ствами создать убедительные образы №-
ров. Ой нё описывает их качества в сие-
Циальных отетуплениях: характеры детей
свободно ий непринужденно раскрывается
в действии, в поступках, BX внутреннее
воомяние не декларируется, & передается
через поведение, слово. жест,

Автор, например), не сообщает, чм!
Боря, упуставший в вагоне живую Гадюку
(оп вез ее для Школьного террариума) п)
перепуговший всех пассажиров, растерял-
ся, а пишет: «Уши его окрасились в тем-
покрасный цвет, на Физиоломии выступи-
ла капельки пота. Он то напибалея и заз
мадывал под скамью, TO CTOAA, опустив
руки, машинально постукявая себя паль-
Lau по белрам» («Гадюка»).

По одной только летали мы ясно чув-
ствуеи волнёние Андрюшки, Который хо-
чет заснять торжественный момент спуска
подводлой лодки своего друга Вовки: «У
Андрюшки в руках так и прыгал фотоаи-
пара. (К сожалению, карточки не выш-
ли, ПОТОМУ что пбе снимки он слелал на
мну пластинку)». («Архимел»  Вовки
Грушина»).

Ю. Сотник ne только умеет рисовать
живые характеры. Тонко, художественно
убоительню и как бы незаметно лля чи-
тателей он заставляет их искренне возму-
Щаться тшеелавным «героем», от души
радоваться за скромного и хоаброго пио-
пера. презирать трусливого эгоиста. Вни-
№3 0. Сотника поучижельна в самом.
хорошем смысле это слова. Она ставит.
зАЖиые морально-этические вопросы, она
воспитывает дётей, учит их болышим BA
щам — настоящей, непоказной храбрости,
выдержке, воле, подлинному товариществу,
чузству ответственности, строгой диецил-
ине,

По эта поучательность отнюдь не пре-
вращает лучшие произведения Ю. ботника
в дидактические притчи. Сюжет в таких
рассказах, как «Невиданная птица», «Че-
ловек без нервов», «Белая крыса», по-
троен, как история роста, формирования,
CMIRHOBEH HIT ясно и четко очерченных ха-
рактеров детей. поэтому моральные выво-
ды оказываются естветвенно подготовлен-
ными всем развитием сюжета.

Как бы ви были малы терои этой книги,
мы нахолим в них задатки больших
чуротв. больших способностей. Вот поче-
му с таким серъезным вниманием и ува-
жением относитея автор к своим героям—
булущим советеким гражданам,

Ив то же время эта серьезность нигде
не переходит в унылую назидательность.

Дети — народ веселый.  смешливый,
жизнералостный. Скучная книга их ниче-
му не научит, она просто не’ лойлет ло
fix сознания. 08 этом пожчас забывают

Ю. Сотнин. «Невиданная птица», Редактор
Е Вобрышева. Дётгиз, 1950, 256 стр.
	техники», рассчитанных нз широкого чи-
тателя. Каждая из них представляет собой,
по существу, иселедование со ссылками на
первоисточники, снимками со старинных
документов. Вышан книги, посвящевные
‚первым тульским строителям сложных в9-
додействующих машин, мастерам русского
художественного литья В. П. Екимову и
Н, К. Клодту, славному машиностроителю
ХУШ века А. А. Нартову, выдающемуся
русскому механику — судостроителю В. И.
Калашникову, деятельность которого за-

вещал писателям «хорошенько осветить»
А. М. Горький.

В этой серии выделяется работа исто-
рика В. С. Виргиневого «Замечательные
русские изобретатели Фроловы». Используя
богатые материалы о жизни и  деятель-
ности  Фроловых, автор увлекательно
рассказывает о том, как творческие силы
русской технической мысли создавали за-
умечательные машины и сооружения.
	Широкая программа подобной литератур-
но-исследовательской работы и привлече-
ние к осуществлению её образованных ин-
женеров и здумчивых писателей являются
почетной задачей отраслевых технических
и научных издательств. На основе такой
работы вырастают знаменательные обобще-
НИЯ.
	С одним из таких обобщений мы встре-
чаемея в книге «Рассказы о русском пер-
венстве», изланной «Мололой гвардией» в
Москве. Над ней работал дружный коллек-
тив пропагандистов науки. Отдельные рас-
сказы о том, как русская научная мысль
опережала науку Запада, первоначально
появлялись в журнале «Техника—молоде-
жи». Длн книги отобраны те из них; ко-
торые выдержали эту первую ‘читатель-
скую проверку: Выдающиеся открытия
русских ученых, в том числе и те, кото-
рые иностранцы пытались выдать 38
свой, рассматриваются в этой книге не
изолированно, а в связи с общим разви-
тнем той или иной области знания. Точен
отбор сюжетов для научно-художественных
очерков. «Рассказы о русском первенст-
ве»—это не история техники, не сборник
биографий ученых, хотя мы ветречаемся
здесь и с творцами точных наук, и с осно-
вателями химии, металлургии, механики,
науки о плодородии, создателями русского
двигателя ит. д. йт. п. Авторский кол-
лектив строго ограничил свое задание по-
вествованием о вкладе русской творческой
мысли в науку и технику на главных ее
магистралях. Но книга переросла замысел.
Соединение многого известного, но до сего
времени разрозненного в исторической ли-
тературе приобрело новое качество.
	Историческая правда, восстанавливаемая
книгой, не только в том, что русские
ученые ий техники раньше иноземцев, при-
‘сваивающих их открытия, приходили к
тем или иным изобретениям и открытиям.
Логика фактов приводит читателя в пони-
манию того, что в ведущих областях зна-
ния и практики русские исследователи в
науке и технике шли сомкнутым сплош-

ным фронтом.
	ИАН ОАЗИС ИАС
	Издание произведений
П. П. Бажова
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Сверд-
ловское государственное издательство под-
готовило к печати сборник произведений
(повести, очерки, статьи) Павла Петрови-
ча Бажова. Книга будет называться
«Уральские были». ` Одновременно  гото-
BUTCH новое издание «Малахитовой шка-
тулки», в которое войдут и все последние
уральские. сказы писателя.

Издательство готовит также трехтомное
собрание сочинений П. П, Бажова.

ИЗБРАННОЕ
ПИСАТЕЛЯ-КОЛХОЗНИКА

ИРКУТСК. Член колхоза имени Ленина,

Воханского района, Иркутской ; области,
бурят Аполлон Андреевич Тороев известен
в. Сибири как народный сказитель.

Песни, стихи А. Тороева печатались на
страницах многих сибирских альманахов и
журналов и выходили отдельными сборни-
ками на бурятском языке и в переводах ча
русский язык. Всего издано 9 книг А. То-
роева.

Сказания (улигеры) А. Тороева «Ленин-
багша», «Сталин Батор», посвященные ве-
ликим вождям человечества Ленину и
Сталину, «Защитники Москвы», «Зашитни-
ки Сталинграда», «Тулай Батор» и другие
пользуются большой популярностью.

В 1951 году намечено выпустить сбор-
ник избранных произведений А. Topoesa.

Редакционная коллегия в составе пи-
сателей лауреата Сталинской премии
К. Седых, И. Луговского и Г. Кунгурова
приступила к работе по подготовке сбор-
	ника.
	НАХОДКИ ВЛАДИМИРСКИХ КРАЕВЕДОВ
	замечает, что пожертвования OH TOTOB
«повторять ежегодно — если  дозволят
обстоятельства». И

В. рукописных фондах. Вязниковского
	краеведческого музея найден древнейший
список воинской повести «О приходе Сте-
фана Батория на Псков», о героической
обороне города, стойкости и мужестве
‘русских людей. Список Находился в од-
ном переплете со «Стоглавом» — сборни-
ком официальных документов эпохи Ивана
Грозного. Ценность списка заключается
еще в том, что в нем указывается автор
повести — житель города Искова Василий,
который с восхищением описывает героизм
русских людей.

Недавно фонды Вязниковского музея по-
полнились еще одним любопытным при-
обретением — миниатюрной рукописью пер-
	Ибн-Сина (Авиценна), Бируни и многие
представители культуры и литературы
других стран выдаваляевь за «арабских»
ученых и писателей. Извращалось и, их
Творчество, Нодчас не только ие уклалы-
вавшесся в понятие «ислама», но и прямо
против него направленное. :

Второе издание БСЭ исправляет эту ис-
торическую ошибку. В статье «Арабская
культура» правильно говорится, что «то,
что называется в буржуазной науке едиз
ной ‘арабской культурой. представляло в0-
бой ряд находившихея во взаимодействии
средневековых культур различных  наро-
дов: таджиков, хорезмийцев, влюследствии
узбеков, туркмен и др. Одной из таких
вультур была и арабская средневековая
культура в собственном смысле этого сло-
ва, т. в. культура арабов»,

” Энциклопедия разъясняет, в чем востоя-
ло для арабской культуры большое значе-
‘ние трудов литераторов и ученых Средней
Азии. В частности, Энциклопедия указы-
вает: «В условиях халифата на арабском
литературном языке писали свои музы-
кально-теоретические труды такие выдаю-
щиеся узбекские и таджикские ученые,
как Абу-Наср аль-Фараби... и Ибн-Сина...»

В статье «Арабская культура» есть,
однако, ряд спорных положений и слабых
мест.

Так, нам кажется, что в статье нело-
статочно подчеркнута вся относительность
термина «арабская кульгура» в отноше-
нии таких стран, как, например, Исла-
ния. Обрывая свое изложение на средних
веках. авторы отдельных разделов статья
искусственно отрывают средневековую
арабскую культуру от культуры арабов в
‘новое и повейшее время. Раздел «Араб-
ская музыка» они кончают ХШ веком, а
раздел «Арабевое искусство» — ХУ ве-
ком. как будто арабекие музыка и искус-
ство в этих веках действительно  преры-
nares. Разделы, посвященные арабской
науке и философии, напротив, доводятся
no XX века, В разделе «Арабская литера
тура» читатели се XIX pena отсылаются в
разделу «Литература» в статьях Египет,
Сирня, Ирак. Ииван и др. В этим «и др.»
должен, очевидно, относитьея и Ал-
жир. По в статье «Алжир» раздела «и-
тература» вообще нет, хотя у народов Aa-
жира есть бвоя литература,
  Установки статьи «Арабская культура»

ВЛАДИМИР. (По телефону). За по-
следнее время местные краеведы разыска-
ли несколько интересных материалов о
выдающихся деятелях русской культуры;
нашли новыё автографы писателей и па-
мятники древнерусской литературы.

Одна из находок — письмо А. Герцена
в <зпопечительный о тюрьмах комитет».
Когда-то через Владимир проходил этап-
ный путь в Сибирь — зчаменитая «Влади-
мирка» и на окраине города находилась
большая пересыльная тюрьма: O68 этой
тюрьме и писал А. Герцен, заявивший, что
желает «по мере возможности ‚участвовать
в деле облегчения судьбы Tex несчаст-
ных., которые подвергнулись тюремному
заключению». Герцен просит комитет при-
нять в Помощь заключенным ‘денежную
сумму, значительную по тем временам, и

лает отсюда необходимых выводов. Между
тем, используя отсталость, колониальный
гнет и тяжелое экономическое положение
широких слоев местного населения, резк-
ционное духовенство провопировало ето на
отрыв Ферганской долины от России.

Успех Андижанского восстания  отбро-
сил бы Ферганскую долину назал к еред-
невековью, ко временам господетва ханов,
Поэтому, как мне кажется, неправильно
изображать как национально-освоболитель-
ное и антифеодальное восстание попытку
спровоцировать в Срелней Азии волнения
в целях отделения от России, восстановле=
HHA феодальных хансвих порядков. что
могло привести в установлению над Фор
ганской долиной фактического господства
английского имнериализма.

Есть еще разнобой в налтисании назва-
ний одних и тех же произведений (напри=
мер, в Г томе. — «Китаби exe Кор-
Буд», В Ш. томе — «Китаб Деде Коркуд»;
BI томе — «Ага Мухаммед-шах Ваджар», в
Ш rome «Ага Мамед-шах-Валжао»).:

Не выдержан, как и в первом Toxe,
принцип, oO которому располагаются
статьи о литераторах, — то они даются по
Wx имени; то по фамилии. Скажем, есть
Аяпберген Мусаев, веть Ата Салих;
есть и Калык Акиев. [xe же может
быть помещена статья, например, 96 on-
ном из крупнейших поэтов Советекого Уз-
Gexuctana Хамиде Алимджане о
туркменском народном поэте Нури Анна
клыче, 06 Алымкуле Усенбаеве?

Мы остановились лишь на некоторых
статьях второго п третьего томов Эпцихкло-
Dean, посвященных преимущественно лн-
тературе и истории народов советского и
зарубежного Востока. Эти статьи показы-
pant, who новое издание Большой Совет-
ской Энциклопедня в целом стопт на
уровне современных научных знаний, от-
ражает успехи и достажения передовой
советевой науки и активно борется против
реакционных «теорий» буржуазной науки.
Имеющиеся в этих статьях недостатки,
однако, свидетельствуют о необходимости
еше большего внимания к публикуемым
материалам по вопросам литературы п ис-
торий наролов Востока.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 13 1 Февраля 1951 г.

Вопросы культуры народов оостока
з Большой Советской Энциклопедии
	>
Л. КЛИМОВИЧ
		ций И объелинений, что свидетельствует о
роте национального самосознания и стрем-
лении K национальной независимости».

В разделе 0б афганской литературе (ав-
тор М. Г. Авланов) правильно отмечает“
ся вред, который наносят развитию демо“
кратической литературы фашистские «уче-
ния» афтанских резкционеров. «Панафга-
низм ий «арийская теория» происхождения
афганцев, которые прояваяются в произ
велениях некоторых писателей,  пренят-
	ствуют развитию демократической литера-
	туры». Известно, что эти «теории» связа-
ны с захватническими устоемлениями &-
ганских реакционеров и стоящих ва HX
спиной американских и айтлийских хищ-
ников. Не случайно воглабно отим бредоз
вым «теориям» афганской литературе пи:
надлежат.. великий таджийский поэт Фир-
доуси и гений узбекской днтературы Навон.

Особенно большюё значение в деле борь-
бы за подлинно научную историю и им
рию литературы народов Востока имеет
статья «Арабская культура», отдельные
разлелы которой напиваны Е. Веляевым,
А. Вогоутдиновым, В. Дущким, А. Отари:
ковым п 0. Тюляевым,

Известно, Ye 0. признаку языка к
арабам и их культуре буржуазная наука
относит мнотне памятники культуры наро-
лов Срелней Азни. Азербайджана, Ирана
и многих других стран, в раннем средне
зевовье полмаАВШих Wot влаеть арабских
	халифов. До недавнего времени этот оши
	бочный взгляд признавался отдельными
советекими востоковедами, В частноети, в
crarpax 06 арабской культуре в третьем
come первом издания ВСЭ (1926 г.).
Арабекая литература понималасв. кав ли
тература Веех народов, подвластных араб:
ским аббасидеким халифам, и выдавалась
за Нокую «общемусульманекую литературу
Ha врабеком языке», философия же наро
AOB, угнетавитихеся арабскими халифами,
рассматривалась как «философия ислама»
ит х Выдающиеся ученые и мыслители
народов Соблней Азни-==Хорезми, Фараби,
	Вышли второй и третий тома Большой
Советской Энциклопедии -— издания, перех
которым стоит ответственная задача стать
универсальным справочником для питрових
ов советских читателей.

В этих, томах читатель найдет  много-
WRC статьи, всестороние  освещаю-
Щие веомириб-историческае победы социа-
дима в нашей стране, достижения совет-.
ской экономики, науки, литературы. ис-
Куества, Энциклопедия рассказывает о ва-
мечательных успехах в странах народной
демократии, вставших на путь социали-
стического развития («Албания»), показы“
Bact распад и разложение американского
пипериализма И его буржуазной культуры
(«Америка», «Американская федерация
труда», «Американский легион» и ap.).
Представление о колониальной политике
империалистичесвих стран и борьбе наро-
дов Азии и Африки 3a  Ибзависимость
дается в статьях «Африка», «Афганистан»
HT. д

Bo многих статьях освещены достижения
яенинско-сталинской национальной Поли-
тики, норушимая дружба народов CCCP.

Ряд статей посвящен литературе наро-
ов СССР. В их чивле статья о писателях
pra (А. Амплахвари, J. _ Ардзнани,
Ш, Арагвиснирели), Армении (Г. Алиша,
Арази), Азербайджана (Алескет. A. Axpep-
nop, ML, Axyitton, ©. C. Axvaxon. Аут
Пери), Латвии (Ю. Алунам. Е, Апеишу),
Калахотана (И. Алтыневарин, №. Амавжо-
лов, М. Ауэзов), Туркмения (Ата СА-
лих), Татарии (Ф. Амирхан. М, Амиров),
еётии (Р. Асаев) и др. В отдельных 3а-
мотках говорится 0 тероях лревнейшего
грузинского народного эпоса (Амирани) и
вторинных сказаний и легенд ам янекого
паро4А (Арам). 0б узбекеком героичееком
зиове сАлнамыш» и о Мародных поэтах и
повиах казахов и киргизов (Акын), азер-
байджанцев и армян (Ашуг).

В большой статье  «Армянсвая Совета
		СЭ. Второе издание. Тома ниш.
	ская Социалистическая Республика» спе-
циальные разделы посвящены литературе,
театру ий музыке армянского народа.

Значительное внимание уделено литера-
туре народов зарубежного Востока. Это
статьи © передовом турецком писателе
Сабахат\ине Али, убитом турецкими реак-
пионерами в 1948 г., о прогрессивном пи-
сателе Индии Мульк Радж Ананде, а так-
же о некоторых других литераторах Ин=
дии, Ирана, Сирии. В статье «Афгани-
стан» отдельный раздел посвящен литера
туре этой страны, статья «Ассамекая ли-
тература» знакомит читателя с литерату-
рой народа северо-восточной Йндии.

Важно пои этом, что Вольшая (0867
ская Энциклопедия в новом издании, из-
латая достижения советской науки, padso-
бпачабт современные реакщионные «шк
лы». Таз, даже в небольшой заметке
«Акхьяна», посвященной повествованиям,
органически зключенным В древнейшие
памЯтанки ведической литературы Индии,
читаем: «Буржуазная наука принисывала
совлание Вед жреческому сословию древней
Индии. Наличие в Ведах- большого коли-
чества А. (акхьйна. — Ред.) онровергает
этот взгляд и Говорит 0 том,  To ATI
крупные памятники создавались народом и
отражают жизнь распадающегося родового
й возникающего рабовладельческого obine-
ства».

В статье «Ассамекая литература» отме-
чаблея, Что сколоинальный режим крайне
тормозил развитие и оформление» нацио-
пальной ассамекой литературы. Олнако «в
настоящее время в журналах Ассама по-
является много рассказов. посвященных
главным образом темам антийупериалисти-
ческой ий классовой борьбы, возрождению
	нации, изживанию пережитков религня.
Возникает много литературных  организа-