речь
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, -СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		№ 16 (2734)
	Одна из встреч

Председательствующий поднимает руку,
успокаивая аплодирующий зал.

— Товарящи, тут есть ряд вопросов в
Константину Александровичу, я думаю,
мы попросим его ответить.

— Как идет у вас работа нах третьей
книгой, завершающей трилогию, начатую
романами «Первые радости» и «Необыено-
венное лето»? — спрашивает один из при-
сутствующих.

— Кюгла можно ожидать появления
третьей книги в свет. какие голы будут в
ней отображены? — интересуется другой.

Эти записки были присланы писателю
Константину Федину не на литературном
вечере. Кандидат в депутаты Верховного
Совета РСФСР, он получилоих на одной
из своих встреч с избирателями Щерба-
EOBCEOTO Избирательного округа столицы,

Интересовались избиратели и биографи-
ей канлидата. спрашивали, когда был на-
писан им первый рассказ, над чем наме-
ревается писатель работать после оконча-
ния трилогии? Они хотели знать 0
своем кандилате решительно все: и трудо-
вов его прошлое, и его общественную дея-
тельность, и то, как думает он служить
народу. Встреча была назначена на
семь часов’ вечера. но уже примерно часов
с шести в зале начали собираться люди.

Входит в зал срели прочих Прасковья
Федоровна Вершинкина, потометвенная мос-
ковская. швея, старая коммунистка. У
нее — большая п интересная биография,
Семналцатилетней девушкой ушла в Врас-
ную Армию, воевала до той поры, пока не
прогремел последний выстрел гражданской
войны. На фронте вступила в партию.
	— Читала я «Необыкновенное лето», —
говорит Прасковья Федоровна, — и многое
вспомнилось мне, многое показалось зна-
комым. А больше всего люблю я у Федина
«Первые радости». У меня сын Борие, де-
вятнадцати лет, студент. И вот я вам
честно скажу: мые эта книга помогла и в
воспитании сына. Ведь каким был Вирилл
Извеков правдивым, смелым, бнагородным,
чистым душой юношей, с каким уваже-
нием и любовью относилея он к матери,
как предан и верен был делу своей пар-
тии, своему долгу большевика! Большое, .
полезное дело  слелал Константин Але-
ксанлрович. написав эту кпигу..,

Семь часов вечера, Зал, вмещающий
около: тысячи человек, полон ло отказа.
Собрание открыто. Поднимаются на трибу-
ну доверенные лица — юрист Ф. Мицьков
и инженер Е. Никитина, берет слово изби-
рательница П. Верптинкина. Говорят они о
Ролине, о нашем народе — великом тру-
женике,  строителе и творпе, о его пе-
реловой велущей роли в борьбе за мир
во всем мире. Они призывают  избира-
телей в день выборов единодушно отдать
свой голоса за большого художника слава
п общественного деятеля, достойного ван-
дидата нерушимого сталинского блока ком-
мунистов и беспартийных  Вонстантина
Александровича Федина.

Слово предоставляется №. Федину. Бла-.
тодаря своих избирателей за доверие, он
говорит:

— Еели я буду избран, я выполню свой
долг. перед народом так, как учит этому
товарищ Сталин.

Писатель рассказывает. собравшимся 0
своих поездках по странам народной демо-
кратин, делится с ними впечатлениями о
Варшавском конгрессе сторонников мира;
говорит о гигантских наших победах во
всех отраслях человеческой деятельности,
знания, культуры, о новых людях, взра-
щенных‘и воснитанных партией Ленина —
Сталина, о людях, для которых так радо-
стно творить.

Сталин!

Этим дорогим для всех советских людей
именем начал свое выступление кандидат
в депутаты, этим дорогим именем OH H
закончил его, и снова великая сила любви
и блатодарности подняла людей с мест, и
снова загремели аплодисменты в честь
Сталина — творца нашей Конституции,
	нашего счастья, нашей жизни.
Б. ИЛЬИН
	единственно верная в
дальновидная политика
индустриализации етра-
ны и коллективизации
сельского хозяйства, —
вот великая преобразую-
щая сила, обусловив-
шая тот «скачок. при
		ТП ЛГУ НЫ: АА
	Как Сталин скажет, так и будет!
		® _
Георгий ГУЛИА
©
	В выступлении перед избирателями
9 февраля 1946 года товариш Сталин
проанализировал основные факторы, 60бес-
печившие победу нашей страны над вра-

rom.
Великий Сталин в своей исторической
	речи наметил великий путь, ведущий &
коммунизму, к новому подъему материаль-
ных и культурных благ советского народа.
	-— Основные задачи нового пятилетнего
плана, —— говорил товариш Сталин, — co-
CTOHT в TOM, чтобы восстановить постра-
тавшие районы страны,  восстанозить до-
военный уровень’ промышленности и сель-
ского хозяйства и затем превзойти этот
уровень в более или менее значительных
	размерах.

Эти задачи, поставленные великим
Сталиным. выполнены. И весь мир еще и
еще раз может убедиться в том, с какой
точностью проводятся в жизнь сталинские
предначертания.
	Товарицг Оталин говорил в своем вы-
ступлении о планах, которые дали бы
возможность поднять уровень нашей про-

мышленности, например, втрое по сравне-
нию с ловоенным уровнем. Сталинские
	стройки на наших великих реках служат
именно этим грандиозным целям...

— Я не сомневаюсь, — говорил товарищ
Сталин, — что если окажем должную по-
мошь нашим ученым, они сумеют не толь-
ко догнать, но и превзойти в ближайшее
время достижения науки за пределами на-
шей страны.

Нынче мы можем сказать, что в исполь-
зовании в мирных целях атомной энергии
и других новейпгих достижений науки мы
пдем впереди, показывая человечеству бла-
горолнейшие примеры. Еше и еще раз
оправхались предвидения великого Сталина!
Й невольно вспоминаются слова нашего
вождя, произнесенные им в 1931 году:

— Нет тажих крепостей, которых боль-
шевики не могли бы взять.

Да, нет таких крепостей! Жизнь под-
твердила слова нашего Сталина, и сколько
раз еше принесет жизнь новые и новые
подтверждения мудрости ‘и прозорливости
слов вождя!

Ham народ беспредельно предан своему
вожлю. Эта преданность проверена десят“
ками лет великой сталинской жизни, по-
священной народу и только народу.

Нет в мире ничего хороже и роднее муд-
рого слова, слова, которое обязательно сбу-
делся, слова, которое лохолит хо глубины
человеческото сердца. Именно таково ста-
линское слово — большевистекое, верное,
горячее слово!

Все народы мира, борющиеся за мир. с
надеждой смотрят на нашего Сталина, ибо
со Сталиным не стралтен ни один врат, ибо
победа там, где Сталин,

Вот почему говорят все советские люди
от края и до края:

— Как Сталин сважет, тав и будет.

А это значит, что буде» хорошо Чехове-
ку трудяшимся, всему человечеству.
	Это было полвека тому назад, в мрач-
ную пору безраздельного господства капи-
тала, В то время, когда лучшие люди по-
гибали в застенках и, казалось, сама Сво-
бода скована столь прочно. что многие па-
дали духом, складывали оружие и слава-
лись. И именно в ту пору в Батуме моло-
дой Сталин провозгласил:

— Скоро встанет солнце. Настанет вре-
мя, это солнце будет сиять для нас.

Эти слова были сказаны на заре рево-
люционного движения, когла солнце сро-
боды лишь только утадывалось где-то вда-
ли. Только те,‘ кто ясно видели дали и не
знали страха в борьбе, двигались вперед,
исполненные великой веры. Их питало
чувство глубочайшей ответственности неред
трудовым Человеком, их вела вперед ве-
личайшая из наук — маркеизм, которую
развивали два гения — Ленин и Сталин,
величайшие вожди партии большевиков.

Сбылись пророческие слова молодого
Сталина: прошло менее двадцати лет, и
солнце засияло для людей трула. Это пред-
видение основывалось не на прёдчувствии,
а на знании жизни и величайлтих законов
общественного развития. Только тот, кто
до конца познал серлце и мысли простого
человека, кто понял исторические события
пролого, настоящего, мог произнести эти
вещие слова, влохновлявитие на борьбу за
солнечное будущее.

Мы привыкли верить Сталину, мы ве-
рим каждому его слову. ибо все; что бы
он ни лелал и ни говорил. направлено на
благо трудящихся. Наша вера в Сталвна,
в сталинское слово крепла из года в год,
она проверена жизнью, всем ходом исто-_
рии... :

Мы помним годы гражданской войны.
Бывали моменты, когда сульба революция,
казалось, висела на волоске. Денин и
Сталин оставались твердыми, непоколеби-
мыми н вели нарол вперел. отметая мало-
душных, маловеров и трусов. .

В те суровые времена — в голод, холол,
в блокалу и разруху — Сталин смело
смотрел ‘вперед. звал нас на бой. Ero op-
линому взору открывалось грялущее —
оно принадлежало наролу. Сталин неот-
ступно вел народ вперед ‘и только вперел,
через грозы и бури, через все тяжкие ис-  ,
пытания гражданской войны. И все, что
говорил тогда Сталин, сбылось с порази-
тельной точностью: победа. полная победа
досталась народу, и враги были поверже-
ны в прах! ‘ :

Уже тогда сталанекому взору открыва-
лась грандиозная эпопея борьбы народов
за всемирное  раскрепошение Человека,
смертельной борьбы против врага челове-
чества — империализма.

В 1925 тоду, когда капитализм многим
и многим казался таким могущественным,
a освободительная борьба колониальных H-
полуколониальных Народов такой  сла-
бой, — Сталин ясно видел судьбы народов
мира. Великая страна Китай,  терзаемая
империалистами Америки, Англии, Фран-
ции, Ялонии, многим и многим казалась
неспособной к сопротивлению. На Китай

мировая буржуазия смотрела только как
на выгодный рынок, а на китайцев — как
на вечных рабов. То были времена, когда
командир одной американской канонерской
лодки мог диктовать, например, правите-

ВОЖДЯ
	THERE TT
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ТТ“
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕАЕЙ СССР
		Четверг, 8 февраля 1951 г.

т помощи которого наша
Родина презратилась из отсталой страны
	в передовую, из аграрной — в индустри-
альную».

Партия, стойкая и выдержанная, не боя-
щаяся итти против течения; наша боль-
шевистская, ленинеко-сталинская палтия
все время сохраняла за собой позицию
ведущей силы. Сила эта вела и ведет на-
род скзозь все испытания, бури и нето-
голу — вперед, к коммунизму.
	От имени партии, е отчетом о ее лея-
тельности, ее задачах и планах — на бли-
жайшее будущее и на более длительный
срок — Сталин выступал перел наролом.
	`Ближайшей задачей был послевоенный
пятилетний план.
	Вождь подчеркнул» что 060б0е внимание
будет обращено на поднятие жизненного
уровня трудящихся и наряду с этим — на
широкое строительство научно-исслелова-
тельских институтов. чтобы наша наука
смогла развернуть свон силы, не только
догнать, но и превзойти в ближайшее вре-
мя доетижения науки за пределами совет-
ской страны:

Прошло пять лет. Весь мир видит, ка-
ких успехов достигла наша сграна в своем
мирном строительстве, как успешно выпол-
нила она основные задачи послевоенной
сталинской пятилетки, как неуклонно и
постоянно идет в гору жизненный уровень
	трудящихся. Весь мир может вновь убе-
	LAThCA B величайшеи жизненной силе на-
шего общественного и государственного
строя, в величайшей мудрости политики
коммунистической партии.
	Расцвет нашей науки и культуры: ли-
тературы и искусства, расцвет техники и
агрономиийи и, самое главное, могучий
расцвет творческих сил советских людей —
вот то, что предвидел Сталин, вот то, что
кажлолневно сбывается в нашей стране.
	Вождь в своей речи дал ясную и кон-
кретную программу и на более хллитель-
ный срок. Это — программа создания ма-
териальной основы коммунистического об-
mlecrsa.
	Вогда Topapuml Сталин немногими сло-

вами начертал перед слушателями план
движения нашей жизни в будупее. для

всех стало ясно. что это будет претворено
с обычной неуклоннестью.
	Илолы пятилетних усилий натода в
послевоенном восстановлении всем извест-
ны, а пазвернувиееся в конце этих пяти
лет повое гигантское строительство круп-
ных плотин, шлюзов. электростанций: co-
оружение в пустынях оросительных ий
судоходных каналов) насаждение  защит-
ных лесных полос. созлание укрупненных
колх0зоз, призванных полнять произволи-
тельность сельского хозяйства и уровень
жизни колхозников на новую небывалую
еше высоту.—все это наглядно показывает:
	сегодня, как и всегла. — то, что сказал
Сталин, то сбывается! Сталинское слово

НепУПТИ М).
	Заключая свою речь. Сталин товориа:
«..избирательная кампания есть суд пз-
бирателей нах коммунистической партией
налией страны. как над партлей правящей,
Результаты же выборов будут означать
приговор иабирателей».

И тогда, и на всех последующих выбо-
рах в органы советской власти народ не-
изменно выносил приговор своей ролной
партии коммупистов. Этот приговор гла-
сит: безграничное доверие, беспредельная
поллержка!

Наши выборы всегда являются триумфом
советского общественного ип государствен-
	ного строя. Сталинский блок коммунистов
и боеспартийных всегла показывает свою
	замечательную жизненную силу.

Так. конечно, будет и на предстоящих
выборах в Верховные Советы союзных и
автономных республик,
	Нам, ленингралцам, в этом году принад-
лежит честь избрать товарища Сталина
в лопутаты Верховного Совета Российской
Федерации. Вот почему жизнь в Ленинграде
так бурлива и радостна.
	Особенно счастливы кировцы,  избира-
тели округа, которые 18 февраля получат
бюллетени с именем товарища Сталина.
Доверие вождя вдохновляет их на трудо-
вые подвиги. ;

Неузнаваем стал теперь Вировский рай-
он. Неузнаваемы стали on ero обитатели.
бо ни в какое сравнение с прошлым
нельзя поставить их нынешнюю, в03рос-
тую культуру. их возросшее благосостоя-

ние, которое продолжает неуклонно лви-
татьея только в одном направлении —
к еще больпему улучшению.

- Уровень производства в районе не толь-
ко достиг довоенного, но и превзошел
ero, Преисполненные чувства благодарно-

сти к товартицу Сталину, кировцы всеми
силами стремятся быть достойными ero

заботы и доверия. Это всодушевление ска-
зываетея прежде всего в той бурной волне
сопиалистического соревнования. которая
подняла Ha новую высоту производитель-
ность труда на всех предприятиях района.

Все новые и новые обязательства берут
на себя кировны в эти предвыборные дни.
Лвалпать тысяч стахановцев района.. кол-
лективы 170 цехов несут стахановскую
вахту.

Движимые единым чувством  призна-
тельности и любви к великому вождю, все
избиратели Вировского района с нетерпе-
нием ждут дня выборов. В этот день, как
один проголосовав за великого BOTA,
нарол выразит ему свою блатодарность за

Вео. ЧТо он сделал для кировцев, для го-
	рода Ленина, для всей советской страны.
Эльмар ГРИН
	Пять лет назад, 9 февраля 1946 года,
избиратели  Сталинского избирательного
округа Москвы услышали речь своего
кандидата в депутаты. Неторопливый и
ногромкий родной голое слышали по ра-
	1ио миллионы советских людей. ’Слыша-
1н-—— и запомнили на всю жизнь! Перед
избирателями, перед наролом  выстунцил
	тюбимый учитель и мудрый вождь, орли-
ный взор которого проникает далеко-дале-
ко виерел. Перед ними выступил Сталин.
	Носиф Виссарионович назвал свою исто-
рическую речь кратким отчетом о дея-
тельноети коммунистической партии на-
шей страны в недавнем прошлом и о
планах ее рабты на будущее воемя.
В предельно сжатой и классически ясной
речи товарищ Сталин не только отчиталея
в деятельности коммунистической партии
а годы, прошедшие со времени первых
выборов в Верховный Совет СССР, но и
ал объяснение всему тому, что соверши-
1оеь В мире — и за эти годы ‘и за пред-
шествовавшие им.

Яркий сталинский гений озарил в этой
исторической речи картину прошлого п
будущего человечества, озарил светлую
судьбу советской страны, основной силы,
движущей вперед историю. Речь товарища
Сталина помогла советским людям лучше
и полнее осмыслить прошлое — то, что
ззвоевано и цережито. Эта речь ° широко
	осветила перед взорамн народа ПУТЬ
будущее — путь в коммунизм.
Главным моментом  истекших  BOCBMI
	лет была вторая мировая война; для на-
шей Родины она была самой жестокой я
тяжелой из всех войн, когда-либо ею пе-
режитых,

Вождь дал четкое определение характе-
ра войны, разъяснил ее истоки. Вождь
показал в своей речи, какой великой шко-
init испытания и проверки, всех сил на-
рода явилась война.
	«Война. — сказал он, — обнажила все
факты и события в тылу и на фронте,
она безжалостно сорвала все покровы и
прикрытия. скрывавшие действительное
	1ицо государств, правительств, партий, и
выставила их на ‘ецену, 063 маски, 063
прикрас. со всеми их недостатками и до-
стоинетвами. Война устроила нечто вроде
экзамена нашему советскому строю, наше-
му государству, нашему правительству,
нашей коммунистической партии и подве-
4 итоги их работы, как бы говоря нам:
вт они, ваши люли и организации, ax
ла и дни, — разглялите их вниматель-
0 и воздайте им по их делам».

Главпый итог войны — всемирно-исто-
ческая победа над врагами.

Чо же помогло нам победить? И на
от вопрос товари Сталин дал полный
п исчерпывающий ответ.
	Победил наш советский общественный

рой.
Победил наш советский государственный

строй.
	Победили советские вооруженные силы.

Tan советский общественный строй.
победил Потому, что он является. «лучней
формой организации” общества, чем любой
насоветекий общественный строй». Наш со-
ветекий мпогонациональный государствен-
НЫЙ строй победил потому, что он «пред-
ммвляет такую систему государственной
организации, где национальный вопрос и
Проблема сотрудничества наций разреше-
ны лучше, чем в любом другом  многона-
циональном государстве».
	Изша Красная Армия победила потому,
uh она является «первоклаееной армией
шего времени, имеющей вполне совре-
Увнное вооружение, опытнейший команд-
ный состав и высокие — моральню-боевые
мчества». Да, наша армия — первокласс-
ная армия, у которой можно было бы
поучиться многому...

Й когла великий Сталин показал далее
з своей речи, ценой каких усилий были
заны наш непобедимый общественный
той, наш пепобедимый государственный
Тай и наши первоклассные вооруженные
лы, каждый из тех, кто слышал. слова
мия, мысленно спросил себя: каким же
тромным даром предвидения Надо было
обладать, чтобы за много лет предуемот-
ть то, что нало было совершить, и т9,
™ в действительности совершилось!
Икакими глубокими знаниями законов
ищественного развития надо‘ обладать!
	TARE даром предвиления, таким глу-
бочайиим знанием законов общественного
	MAb, Наш
развития обладает наш . вождь,
Сталин. .

евраль-
Й важлый из тех, кто B Tor ны
ский вечер слышал р
	Сталина. -- а слышали ° ее миллионы и
	УИЛЛИОНЫ, —— Подумал;

— Какое счастье, что в’ дни мира и в
ни войны Советский Союз ведет вперед
удрый кормчий, испытанный рулевой —

наш Сталин!
	„.Из репролуктора слышался негромкий
й неторопливый голос. Каждому. вто слы-
Wat его, стало ясно, почему мир социза-
зама никогда не мог быть смят никакими
враждебными силами и почему ему © пер-
вых же дней рождения. присуще постоян-
Hoe свойство: шириться и кретнуть. Стало
но, где родились те могучие корни, что
али жизнь росткам коммунизма и затем
питали их из года в год, наполняя по м8-
№ пх поста нветением зрелости и CHIBI.
	Веего триналпать лет прошло от начале
первой пятилетки ло Великой Отечествел-
ной войны. А результаты за этот корот-
Кий промежуток времени были достигнуты
такие, каких никогла не вилывал И Ни-
Rta He YBITINT капиталистический MILD.
Товарищ Сталин’ назвал цифры. — они убе-
тельно показали. хак коммунистическая
ИЗотия готовила страну нашу в активной
обопоне. Политика большевистской партии,
	Цена 40 коп.
	лям Шанхая все, что ему вздумалось. То
были времена, когда по мановению рук
иностранных консулов бросались друг на
друга различные генеральские армии, т6р-
зая страну межлоусобицей. Именно в те
	времена прозвучали сталинские слова,
полные пророческого смысла:

— Силы революционного движения в
	Китае неимоверны. Они еще не сказались
как следует. Они еще скажутся в буду-
щем. :

Это будущее наступило, и весь мир
является свидетелем блистательной побе-
ды Народного Витая, которому не страш-
ны никакие силы империалистов - всего
мира. Вот почему мы еще и еще раз
вспоминаем чудесные сталинские: слова...
	В годы индустриализации и коллекти-
визации наш Сталин, глядя далеко вие-
ред, предвилел вее и всяческие случайно-
сти на международной арене. Наш народ
твердо шел за Сталиным, безгранично ве-
ря ему. Основываясь на успехах нового
пятилетнего плана, на нерушимой дружбе
народов, руководимых коммунистической
партней, наш вождь, наш учитель сказал
еще в 1935 году:
	— ..Ннаша армия в критическую минуту
найлет величайшую поддержку в миллион-
	ных массах всех и всяких  национально-
стей, населяющих нашу  необъятную
страну.
	Вепомним, в какой обстановке были
сказаны эти слова. Они прозвучали в ту
пору, когда многие европейские празители
уже готовились COTHYTb свои продажные
спины перед звериным ликом фашизма,
когда буржуазные писаки обливали грязью
нашу страну — страну социализма. Й ко-
ла раздались первые раскаты грома 0те-
чественной войны, весь мир еще и еще
раз смог убедиться в гениальности пред-
видения, заключавшегося в сталинских
словах...

— Наши силы  неисчислимы, — гово-
рил товаринг Сталин в первые дни ^вой-
ны.—Зазнавшийся враг должен будет ско-
ро убедиться в этом.
	Беликий вождь советского народа увре-
нил нашу вору в победу в самые суровые
для нашей Родины дни, он пречсказал
нангу победу над врагом в тяжелое JAA

нас время.

В ходе Отечественной войны сбылось
сталинское предвидение.

Буржуазные лидеры Соединенных Шта-
тов и Англии уповали на серьезное ослаб-
ление Советского Союза в ходе второй ми-
ровой войны. В разгар смертельных битв,
среди сонма повседневных военных забот,
наш Сталин, как и всегда, глядел вперед,
в будущее. Й он сказал:

— Нет сомнения в том. что Советское
	государство выйдет из войны сильным и
	еще более окрепигим.

Tak оно и произошло. Оправдались
мудрые сталинские слова, и снова и сно-
ва были посрамлены буржуазные  полити-
ки. метившие во властители всего мира.
		ity
		УРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
		Экснедиции
в прошлое и настоящее
	Внутренние стены небольшой избы по-
чернели от копоти. Маленький оконный
проем затянут воловьим пузырем. В крыше
зияет дыра для выхода дыма. Рядом с
	ней висит лучильник, состоящий из двух
обручей с железной решеткой вместо дна.
Костер в лучильнике служит по вечерам
источником света.

Такой облик имела белорусская деревня
Белоуши в сравнительно недавнем пром
лом. Историко-бытовой экспедиции Tocy-
дарственного исторического музея, побы-
вавшей здесь в 1950 году, удалось раз-
искать’ многие из предметов, характеризую-
щих этот навсегда ушедший быт. Экспеди-
ция обнаружила в Пинской области целый
район, в котором до 1939 года — до осво-
бождения западных областей Белоруссии
от ига панской Полыши — власти искус-
ственно сохраняли натуральное хозяйство.

Сейчас в этом Столинском районе орга-.
низованы Колхозы. Жители  Белоуши,
откула ‘привезены в Москву экспонаты, за
какой-нибуль десяток лет ушли на целую
эпоху вперед. На смену деревянной сохе
сразу пришел трактор; цеп заменен сложной
молотилкой; вместо тусклого лучильника в
избах ‘горит электрическая лампочка...

Изучая прошлое, экспедиции Истори-
ческого музея продолжают и сбор мате-
риалов, которые должны рассказать буду-
щим поколениям об исторических преобра-
зованиях в советской деревне.

Одна такая экспедиция,  ездившая в
1950 г. в станицу Курганинскую Красно-
дарского края, занималась сбором материа-
лов о ликвидации противоположности меж-
ду городом и деревней. Экспедиция’ доста-
вила в Москву: образцы ‘будничной и празд-
ничной одежды колхозников, тексты догово-
ров социалистического соревнования между
бригадами, портреты знатных людей де-
ревни, архитектурный проект сельского
	  Дворца культуры на 2.000 мест, сведения
	об. урожайности ‘укрупненного колхоза
имени Сталина, имеющего десять тысяч
гектаров земли, читательские формуляры
колхозников, справку о работе сельской
библистеки (1.156 -ее читателей’ за восемь
месяцев прошлого года прочли 16.646 книг),
экземпляр районной газеты, посвященный
преобразованию ‘станицы в Колхозный го-
род, план работы сельского лектория и

многое другое,
Как сообщили корреспонденту «Литера-
	комнатой, раздевалкой и комнатой для
упанания спортивного инвентаря. Обший
	хранения спортивного инвентаря.
объем зданий остался прежним,
	В Институте общественных сооружений
Академии архитектуры СССР. создан но-

вый типовой проект здания средней шко-
лы на 880 мест специально для Москвы
(автор проекта архитектор А. Челдымов).
Здесь 22 классные комнаты, лаборатории,
зал физкультурного воспитания и боль“
шой актовый зал с эстрадой.
		Поротко
	турной газеты», экспедиции будут продол-
жать свою работу в колхозной деревне.
Это даст возможность воссоздать для бу-
душих поколений советских людей всю
	картину’ социалистического переустройства
нашего села.
	(ельскохозяйственная
	‘академия в Зетонии
	В г. Тарту организуется Эстонская сель-
скохозяйственная академия. В связи с этим
‘начальник Главного управления сельхозву-
зов Министерства высшего образования
СССР И. Симонов сообщил нашему кор-
респонденту:

— Быстро развивающемуся социалисти-
ческому сельскому хозяйству Эстонии сей-
час, как никогда, нужны квалифицирован-
ные спецпиалисты-мичуринцы с передовы-
ми знаниями и организационным опытом
во всех отраслях земледелия и животно-
волства. Тем большее значение приобрета-
ет здесь подготовка научных кадров для
	колхозной деревни.
Новая академия в Советской Эстонии
	начнет работать в нынешнем году. Она
создается на базе  сельскохозяйственных
факультетов Тартуского государственного
университета. Семь‘ факультетов академии
будут готовить агрономов, зоотехников, ве-
теринаров, инженеров-технологов молочной

промышленности, гидромелиораторов, зем-
	леустроителей и т. д.

Новая академия в Тарту — это ` четвер-
тая по счету сельскохозяйственная акаде-
мия в Советской Прибалтике, в их числе
	ветеринарная —в Литве (Каунас).
ава
	На оперных
	CHEHAX
	От корреспондентов «Литературной газеты»
	Премьера оперы была приурочена к
25-летию республики. На спектакле при-
сутствовали гости из братских республик,
участвовавшие в праздновании юбилея Со-
ветской Киргизии.

ЛЬВОВ. Новая опера на колхозную те-
му «Богатая невеста» композиторов Б. Тро-
шина и В. Энке, поставленная в местном
опёрном театре, пользуется болыншим успе-
хом. Билеты на несколько январских спек-
таклей были полностью закуплены колхоз-
никами области. На последнем спектакле
присутствовали 1200 зрителей из Ново-Ми-
лятинского района, приехавших во Львов
на автомобилях. :

Всего же за последнее время колхозни-
кам были показаны 25 спектаклей, на кото-
рых побывало около 30 тысяч человек.

АЛМА-АТА. Премьеру сказки лауреата
Сталинской премии М. Красева -<Мороз-
ко» показал на днях Казахский государст-
венный театр оперы и балета.

АШХАБАД, Туркменский театр оперы и
	балета показал премьеру — балет «Крас-
ный мак». Это дипломная работа Коша
	Пжапарова, выпускника Государственного
	института театрального искусства. Спек-
такль тепло встречен зрителями,

no oo
	Новые проекты
‘икольным зданий
	$ 125 тысяч посетителей побывало в ян-
варе в Государственной Третьяковской
галлерее и на Художественной выставке
	1950 года.
	Читательская конференция по теме

«Советская литература в борьбе за мир»
состоялась в клубе московского завода

&Компрессор». На конференции выступил
Илья Эренбург.
	> Пушкинский сектор. создан при Ин-
ституте русской литературы Академии
наук СССР в Ленинграде. Он объединит
деятельность советских литературоведов,
изучающих жизнь и творчество великого
русского поэта.

+ «Вокруг света ‘на советском кораб-
ле» — цикл лекций на эту тему организо-
вал в январе во Владивостоке Примор-
ский филиал Географического общества
СССР. Первую лекцию на тему «Из Ле-
нинграда к берегам Южной и Северной
Америки» прочитал капитан дальнего пла-
вания В. Бараташвили.
	4- Передвижные библиотечки создал ЦК
профсоюза рабочих железнодорожного
транспорта для обслуживания железнодэ-

рожников, работающих на отдаленных стан-
циях и ‘в путевых будках. На Юго-Запад-
ной дороге организованы 72 такие библио-

теки-перелвижки.
	Музыкально-литературные лектории
открыты в’восьми районных центрах и се-
лах Киевской области. Мх посешает около
пяти тысяч колхозников, рабочих и
сельской интеллигенции. Намечено органи-
зовать еше десять лекториев, в частности
в укрупненных колхозах.
	4 500-й номер стенной газеты «Авто-
сборщик» вышел в одном ‘из цехов Горь-
ковского автозавода. имени Молотова.
	Только в прошлом году редколлегия полу:
чила 1055 читательских писем.
	Более пятисот новых школ построено в
городах и селах Российской Федерации в
1950. году. В. этом году только по бюд-
жету Министерства просвещения  РСФСР
должны быть сооружены 136 школ в го-
родах и 258 — в сельских районах. Много
школ строят и другие министерства — в
поселках шахтеров, металлургов, машино-.
строителей, железнодорожников, речников,

Эти новые школы воздвигаются по улуч-
шенным и новым типовым” проектам. „Зда-.
ния городских средних школ на 400 и 880
мест будут иметь дополнительно по две
классные комнаты. Большим недостатком
старых школьных зданий было. отсутствие
в них физкультурных” залов. ’ Архитектор.
А; Палехов’ разработал два типовых про-
екта городских и сельских школ Ha 280
	и 400 мест с ` физкультурным залом пло-
цадью в 128 квадратных мегров, душевой
	КНИЖНАЯ ТОРГ ОВЛЯ НА СЕЛЕ
	ЧЕРНИГОВ. (Наш корр.). Растет кии”
ная торговля на’ сете. Только в/ ‘прошлом
	Году новые книжные магазины открылись
в 23 селах и в укрупненных колхозах —
имени И. В. Сталина, имени. Тараса И(ев-
енко и «Праця». Распространением  поли`
тической, художественной и сельскохозя!-
ственной литературы занимаются, кроме
книжных магазизюв, еще 443 сельмага, 300
	отделений связи, 2500 книгонош и сельских

письмонаспев.

В декабре прошлого года 125 колхозов
приобрели лля себя библиотеки.

На собрания Сочинений В, И, Ленина и
И. В. Сталина на русском и украинском
языках в Черниговской области подписа-
хост более пяти тысяч человек. 1064 кол-
	ДЮ Pe ЗЫ НЕ НЫ
хозника подобрали для себя личные биб-
	хозника
лиотеки.
	ФРУНЗЕ Состоялась премьера новой
	оперы «На ‘берегах  Иссык-Куля» — 0 ге:
ронческом труде колхозников Киргизии,
Авторы оперы — композиторы народный
	артист СССР А. Малдыбаев, В. Власов и
В. Фере,