мя освобождения
	Рабочий класс России, руководимый большевистской
	партией, встал в авангарде международного пролезар
ского лвижения. Русский пролетариат внес в револю-
ционное движение‘ необычайную энергию и  страст-
ноель. Он енлотил вокруг себя народные массы и опро-
кинул ненавистный строй помещиков и капиталистов.

Уважение к другим нациям — в крови русского
человека... Пламенные «властители дум»  Радищем,
Пушавин, Дермонтов, Зелинский, Чернышевский; Доб-
ролюбов воспитывали в русских людях величайшее
уважение к младшим братьям, людям всех наций,
сосдинивитих свои сульбы с судьбой России.

Первым заложил русский народ основы нового

етроя —— строя советекого.
Советская власть спасла от окончательной гибели,

от вымирания народности, населяющие нашу страчу.
{а Крайнем Севере открылись школы. На языках се-
верных народностей издаются учебники, книги, тазеты,
Люди тайги и тундры становятся учителями, общеет-
венными деятелями, учеными. «Нельзя назвать слу-
чойностью тот факт, — говорил ‘товарищ Сталин, —
что Россия, служившая раньше в глазах угнетенных
национальностей знаменем угнетения, превратилась те-
перь, после того, как она стала социалистической,
в знамя освобождения».

Потому-то русекий народ в нашем Союзе и назы-
ваАюТ старшим ереди равных. Равенство советских
наций вытекает из самого существа социалистического
строл и навеки закреплено Сталинской Конституцией.
Й как в каждой кренкой семье, особым уважением,
любовью пользуется старший брат. :

Недавно на избирательном участке я слышал, как
згитатор рассказывал о братстве советских народов.
Историк по образованию, он приводил множество
примеров из волнующей летописи пашего государства.
Он говорил о том, как вокруг могучего русского народа
объелинялиеь малые нации, иша защиты от свирэпых
	зна
		город Холм. Один из лучших полков дивизии оседлал
шоссе, по которому шли коммуникации осажденных
в городе фашистов. Полком командовал казах — Bayp-
джан Момыш-Улы. Чолк поддерживал  артдивизном
майора Понелуева — советские читатели знают его
как писателя Дмитрия Снегина. Штабом дивизиоца
руководил армянин капитан Нариманбеков...

После боя я слушал вечернюю поверку в одной из
твардейских ‘рот. В роте были русекие, украинцы,
буряты, чуваши, мордвины, HKYTHI, башкиры, кабар-
динцы, татары...

Навеки скренляют дружбу боевые испытания,

Павеки сплавляет человеческие души труд, мирный
труд на благо народа. Великое знамя Ленина-—Сталина,
поднятое русским народом, осенило жизнь братеклх
народов, населяющих советскую землю.

В далеких северных краях, суровой тундре руссьие
помогли обнаружить нефть. В республике Koma из
недр зомли возникла «заполярная кочегарка» —— Bop-
кута, оборудованная пневматикой и врубовыми маши-
нами.

Вместе с машинами и механизмами на помощь
братским народам пришли русские рабочие. Именно
они помогали создавать и пестовать национальные кад-
ры рабочего клаеса. .

Республики Советской Федерации расцветают под
солнцем Великой Дружбы. Исчезает, стирается веко-
вая разница в культуре между нашими народами. С
каждым днем все ошутимей вклад, который вносят
равноправные народы нашей Родины в строительство
коммунизма.

Русские стахановцы едут к татарским друзьям уже
не нередавать опыт, ‘& обмениваться опытом. В Баш-
кирии поют русские песни, и русский поэт Дудин ле-
реводит звучные стихи башкира Мустая Карима на
	руеский язык...
Дружба народов разбудила исполинекие силы заби-
	Вагляните на карту нашей Родины — прежнюю, до-
	революционную, ий нынешнюю. .

На старой карте, через весь огромный массив, изо-
бражающий нашу страну, ложатся два слова: Россий-
ская — и тяжелое, как камень, слово — Империя.

Тщетно искать на всем этом пространстве наимено-
вания различных народов, его населявших. Царская
Россия была тюрьмой народов.

На карте Советского Союза каждый гражданин на-
шей Родины сразу находит имя своего народа, имена
всех братских варэдов, объединенных Лениным и

Сталиным в олну сзмью.
	Посетители Третьяковской галлереи подолгу расемат- —
	ривают картину П. Соколова-Скаля «И. В. Сталин
в Туруханской ссылке». На картине изображена изба
е заснеженным окном. Против окна — Сталин. В нему
явился жанларм. И вот двое стоят, готовые прикрыть
Иосифа Виссарионовича грудью: один — рослый боро-
дач, коренной сибирекий крестьянин, другой-— молотой
якут. Можно представить cede, 0 FeM думают, что
чувствуют эти два простых человека. Они будто и
пришли сюда за тем, чтобы защитить Сталина. Пусть
по-разному еше они понимают проиеходящее на их
глазах, но оба уже сознают себя участниками обией
борьбы. Один — постарше, другой — ломоложе. Не
только по возрасту, но и по жизненному оныту. Но в
эту минуту они охвачены одной тревогой, одной реши-
мостью. Они горой встанут за Сталина. Они пойдут
за ним, наперекор всем бурям и невзгодам...

Когда я рассматриваю эту картину, мне кажется,
что я вижу исток той великой реки дружбы, которая
в эпоху моего поколения объединила русских и яку-
тов. татар и кабардипнев, — все народы моей Отчиз-
пы, — вокруг самого дорогого, что есть на земле...

Ленпи и Сталин, партия большевиков воспитали В
советском человеке благороднейние чузетва  интерна-
	ндрея Бельцы «Студенты отде  .
= имени Герцена (Ленинград)
	р художника А
Репродукция рисунка нанайского художника A
	ления народов
	> ga

Севера Педагогического института
в своем общежитии»
	&

$
	В ЗАКСОР
		®
	жил рыбак Самар. Теперь они колхозники.
А мы, их дети, получили возможность
учиться: меня послали в Ленинтрад, в пе-
дагогический институт, дочь Самара Ma-
зию — в Хабаровск, в медицинский:
	Не узнать теперь поселок Нижние Аал-
бы. Новые красивые лома протянулись
вдоль Амура. В каждом доме’ радио, ‘или;
как старики говорят, «человеческий то-
лос на стене». Радио и электричество птро-
водили сами колхозники под руководством
своего председателя Гейкера и комсомоль-
ца Халджеры, но душой этого большого
дела был Иван Михайлович Шабуров, наш
парторг. директор сельской школы.
	Когма я думаю о судьбе своего народа;
	о тех изменениях; Которые Произошли в
его жизни, я думаю о Ленине и Сталине,

о великом народе-учителе, указавшем нам
WyTh KR свету и счастью,
	ХАБАРОВСКИЙ КРАИ
	Ло сих пор помню я эти впечатления
раннего детства. -

По широкому Амуру скользит плооко-
донка и бесшумно подходит в берегу.

— Какой улов, Федор?

о Федор молчит. У Федора Дигора жена и
два маленьких гына, а кормить их нечем.
Нет рыбы. С горя идет Федор в шаману.
“Ничего хорошего не предвещает ему пред-
‘сказание. Только долго еще в ушах звез
нит шаманекий бубен...

Прошлым летом я приехал нз канику-
лы в родной поселок, снова увидел своих
земляков, снова разговаривал © Дигором.
Старый рыбах заведует сейчас хозяйством
в рыболовецком колхозе. Когда-то у Диго-
ра была всего-навсего одна плоскодонка,
а теперь ему доверили и катера и новень-
кую, быструю, как птица, моторную
лодку.

Сульбя бедняка Дигора — обычная
сульба нанайца. Так жил мой отец, тах

Ционализма. ОъедиНялись! малые: ноды BAG OGM Pa ge я
Российская Федерация советских народов, Союз   завоевателей. Ou говорил о TOM, как башкиры, чу- тых и “угнетенных царе им режимом национальностей,
Советских Социалистических Респуслик, созданный   ваши. татары ‘шли OX знамена слазных русских опрокинула измышления заокеанских мракобесов по
Тонн. и  Отэнритиг — прообраз‘ солуужества наро- свободолюбов — нод знамена Болотникова, Разина, поводу «высших» и «низших» рас и показала, на

Са а СТРЕЛА oF PrOBOnNRT
	наступала на i на русекой
	Пугачева, шли вместе с русским людом, восставших
против царской тирании, против помещичьего деспо-
тизма. Он говорил и 0 том, как навеки кровью своей
епаяли дружбу нации, населяющие Россию, в бее-
смертные дни Октября...

Й, слушая, его, я припомнил етарую занись из свое-
го фронтового блокнота:-
	Знаменитая Панфиловская дивизия
DD OG
	Трофим АРХИПОВ
	какие чудеса способен человек, — пусть ой товорит
на любом языке, —— если этот человек, свободен!

Именно поэтому смотрят на нас © величайшим до-
верием и надеждой утгнетенные народы всех ‘стран
мира. Пример братского единства советских народов
вдохновляет трудящихся всех наций земиого шара на
борьбу за выешие идезлы демократии, осуществленные
на руеекой земле.
		И. БАБЦЕВ
	«Х 9 Д >
	Помню. к нам в поселок пойехал м0ло-
	ой учитель Михаил Петрович  Собенин.
Эвены говорили:

— Ето прислал Сталин.

Он преподавал в нашей школе, учил
	нае русскому языку, рассказывал 9 бопь-
	бе русского народа с паризмом, читал нам.
	книги русских писателей. Так я познако-
мился е произведениями Ленина и Сталина,
е книгами Пушкина, Некрасова, Черны-
шевского, Горького:

В 1933 году приехали в нам в эвен-
ский поселок Сиглан русские инженеры.
Опи привезли с собой какие-то машины,
MOTKH проволоки.

— Будем строить электростанцию, —
сказали они.

Мы строили вместе с ними, но ясно
еще не представляли себе, что тажое элек-
‘тростанция. А когда в нашем поселке
вспыхнули лампочки Ильича, то вео сель-
чане, даже старики и старухи, целую
ночь плясали «Хэдя». вены говорили:

— Этот свет прислал Сталин...
«Хэдя» — наша народная пляска  радо-
сти. Она все чаще и чаще звучит на бе-
регах Охотского моря.

Русские люди принесли нам,  эвенам,
радость. Они помогли слелать доброй недо-
	pyle seman тундры. Мы узнали имя Ми-
	чурина. С помощью мичурииекон науки
наши колхозы получают болыние урожав
картофеля и капусты. Свежие овощи по-
бороли цынгу — болезнь, преследовавигую
многие поколения эвенов.
	увидел замечательные советовие ма-
шины, которые появились у нас в тун-
дре, стал изучать творения русских уче-
ных. Так случилось, что я, эвен, увлекся
теорией механики. Сейчас я учусь на Ффи-
зико-математическом фажультете Институ-
та имени Герцена в Ленинграде.

Я учусь для того, чтобы еще больше
машин было на нашей северной земле,
чтобы полностью покорилась нам вуровая
природа, чтобы еше радостнее была наша
веселая пляска — «Хэдя».
	ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
	МЕСТЕ
	Лениным. и Сталиным, — прообраз’ содружества наро-
дов всего мира, воплощение чаяний нростых людей
земного шара.

Россия — родина ленинизма. Русекий народ пер-
рый из всех народов нашей стравы вверил свою
‚ судьбу партни ЛенинА— Сталина. Он видел в партии
большевиков честь и совесть нашей эпохи. Он знал,
что именно болыневики ярляютея самыми пламенныхи
	патриотами ероей Родины.
	Мустай КАРИМ
	_ Дума
о старшем брате
	Мечта 9 коне очень рано вселилась
мою лушу. Лет с четырех я, как все баш-
кирские мальчишки, начал ¢ кнутом в.
руке путаться около лошадей.

Мыеленно я на самом резвом коне про-
скакал тогда по воем сказочным странам,
я лишь ветер теребил болоснежную гриву
моего аргамака.. Особенно торько было,
когда в час такой мечты какая-нибудь
старая лошадь нечаянно хлыстнет хвостом
fo тзоему лицу. Тогда наставал конец
детским грезам. ~

Отнажлы поишел самый светлый час
детства, — сильные добрые руки стар-
шего брата легко подняли меня и пова-
лили на коня. Не было предела моему ли-
КОРаНИЮ... :

Думая о судьбе башкирского народа, я
живо ощущаю благородную силу рук, Bo-
торые подняли всю мою нацию Ha вер-
шину человеческого счастья, я ошущаю
еилу рук нашего старието брата — вели-
кого русского народа. Так много сделали
для нас эти руки!

Мысли мои сегодня бегут не по ска.
зочным странам, а по моему бамкирекому
краю, который сам похож на сказку. В
ночном небе над аулами и городами стоит
светлое сияние. Вто же зажег эти огни?
По широкой лороте мчится автомобиль,
HM управляет веселый Джигит. Ero научил
его водить эту машину? В тихий вечерний
час почтенный рабочий у радиоприемни-
ка слушает музыку. Кто принес в дом
етарого башкира этот чудесный алтнатат?
Мон земляки на просторах Второго Баку
поднимают фонтаны черного золота. Ёто
помог им познать тайны земных глубин?
Кто помог созлать все то, чем мы бога-
ты. сильны и счастливы? Наш великий
брат.

Старший брат! Свет належлы мы втер-
вые увидели в твоих очах, слова правды
впервые произнесли твои уста. Горячей
любовью кв млалиим бъетея твое великое
сердце. Твой язык — язык борцов и му-
дрецов — стал первым языком народов.
На русском языке товорит совесть мира.

В облике матерй-Ролины я узнаю преж-
ле всего черты русские — отвагу. ясный
ум. выдержку и терпение. Это облик ма-
тери героев и гениев. Ее. сияющую. я ви-
yel B дни торжества. Видел ее суровое
исстратавттесся лицо в грозные годы ис-

пытаний.
Помню знойное лето 1943 тода. Опнем
	войны былин охвачены села Омоленщины.
Срели пепла и угля торчали лишь трубы
печей. Наветречу нашему дивизиону, шед-
шему по развалинах села, выбежала жен-
шина с караваем только что исмеченного
хлеба. «Гле иепекла этот хлеб, мать? До-
мов-то вель нет», — удивились бойны.
«Печь уцелела, — ответила она. — Все
обобрали фалтисты, а серхце-то материн-
ское осталось!»

Не обобрать душу русскую, не сломить
волю русскую. не побороть силу русскую.
Могуч характер у нашего старшего брата.

Башкирский народ гордится дружбой
великого русского народа. Эта дружба де-
режет тепло рукопожатий Емельяна Пуга-
чера и Салавата Юлаева на вершинах
Урала, тепло братских объятий Василия
Чапаева и Шагида Худайбердина на бере-
тах Белой реки. Эта дружба скреплена
историческим декретом об образовании Бан-
хпрекой Автономной Советской Социали-
стической Республики. В этой дружбе —
настоящее и будущее моего народа.

Пря помощи великого русского народа,
пот руководством партии большевиков
башкиры вышли на широкий путь исто-
рии. Вместе с другими соцналистическихи
наниями мы идем влеред, к светлым дням
	_ КОММУНИЗМ а.
БАШКИРИЯ
	С ИМЕНЕМ СТАЛИНА
	стройкам коммунизма, названным совет-
скими людьми именем Сталина. Бесконеч-
но горды, счастливы труженики лесов.
Улмуртий тем, чте они имеют счастье вне-
	‚сти евою лепту в это всенародное дело.
	Великий вождь дал нам грамоту. уд-
муртский народ, раньше не имевший пиеь-

менности, создал свою литературу, искус-.

ство — национальные по форме, социали-
стические по содержанию. Нынче в pec-
публике—шесть институтов, десятки тех-
никумов, тысячи школ, клубов, библиотек,
и3б-читален.
	Два месяца назад, 25 ноября 1950 го-
да, удмуртекий народ праздновал тридца-
тилетие своей реснублики.

Веноминая пройденный путь, мы обра-
щаем взоры в великому продолжателю де-
ла Ленина, творцу народного счастья, зна-
меносцу мира во веем мире, к товарищу
Сталину. Товарищу Сталину удмурты, как
и все народы нашей страны, обязаны свэ-
ей счастливой, радостной жизнью.

Удмуртия, входившая в состав Вятской
губернии. была одной из отсталых окраин
царской России, местом ссылки ревелюние-
нерев. Blech жил выдающийся ‚рубский
писатель-гуманист Короленко, смело вы-
стунивший в защиту удмуртов на инсие-
нированном самодержавием и получивием
печальную известность Мултанском про-
цессе. Здесь жил Герцен, отбывавший
ссылку в Вятке и оставивший в «Былом и.
думах» скорбные строки о бесправной жиз-
ни удмуртов. Но великому  сибирскому
тракту, иёререзавшему Удмуртию. везли в
сибирекие каторжные казематы Радищева’
и Чернышевского.

Все это — позади. Возрожденный Вели-
ким Октябрем, улмуртевий народ под’ ру-
коволством большевистской партии, пох
руководством товарища Сталина, опираясь
на братскую помощь великого  руеского
нарола, вместе со всей страной прошел.
славный путь строительства и ‘победы со-
циализма.

Сталин! Его заботой о благе народном
Удмуртия превращена в цветущую  инду-
стриально-колхозную. республику. Неузна-
ваемо преобразилась наша земля.

Сталин! С его именем связываем мы
все свои успехи. Мы гордимся столицей
пашей республики — Ижевском,  превра-
тившимея из ‘глухого поселка в крупный
индустриальный и культурный центр
страны. Старый купеческий Сарапул те-
перь — большой, благоустроенный город
с многочисленными заводами и фабриками.
Воткинек. бывший до революции забро-
шенным в глуши поселком, сейчас — го-
род машиностроения, техникумов, школ.

Огромны лесные  ботатетва Удмуртии.

И лучшая деловая древесина идет ново-
	7. Жамсо ТУМУНОВ
	МОЙ УЧИТЕЛЯ
	Н. МОРДИПОБ
	В 1917 году, когда я. окончив церков-   преувеличенно ужасались моим престие
но-приходекую школу и не имея возмож-   лением. «Ты батрак. ты и виноват», —
ности учиться дальше, батрачил вместе с   горестно шептали мои бедные родители:

торестно шептали мои OCCTHbIG POAHTeAL.
«Вот бы написал он © нашей жизни, эт
русский человек в очках и с печальной
улыбкой на милом лице», — думалось
	родителями, попалаеь мне в руки KEW hA
рассказов Чехова. Читал и перечитывал я
	эту книгу, © трудом отрываясь только дая ‚ улыбкой на милом лице», — думалось
сна или работы. ‘Даже во время еды я’ мне неотступно.
продолжал читать. Сперва было просто   Горького я стал читать позже, в 1921
«интересно»; ‘чеховекие- рассказы чем-то   году,. когда жил в советском интерлать,

наноминали, коротенькие,  высмеивавшие   открытом для учащихея ——~ детей бедня- х

богачей якутские народные сказки и рас- ков. Горький, отец советской литературы,
сказы © неожиданными концовками, где   гневно провозглашал: Долой неправду и
‚всегда торжествует правда, носителем RO-   угнетение человека человеком!‘ Дорогу
‘Topol является человек труда. Но посте-  трудовому народу — настоящему и спра-

}

ведливому хозяйну земли!
Чехов и Горький —— два разных пис
	‚тела. — как-то слилиеь в моем сознания
		востино. В этому времени я уже. прочел
	  довольно значительное количество произ-
‘велений русских классиков, много стихов
	Гулекина и Дермонтова знал наизусть.
	  Начал писать и сам. олобряя или порицая
	те или иные поступки своих товарищей
по интернату.
	Первый сборник моих ученических рас-
сказов вышел в 1931 году, а три года
спустя на первом ‘съезде советеких писа-
телей мне посчастливилось встретиться 6
Горьким. Навсегда залюмнил я, как вели-
кий Горькийг взяв меня за плечи свопуи
большими сильными руками, вэволнован-
но проговорил: «Какое счастье! Какое ne-
ликое счастье, товарищ Мординов..:. TM
вари якут!».
	ЧКУТИЯ
	невно стал проясзяться и смыел того или
иного. рассказа, одобрение или порипание
писателем поступков своих героев.  Oco-
	‚ бенное впечатление на меня произвел раз-
	сказ © абсолютно непонятным мне назва-
нием «Хамелзон».

К тому времени много уже было  на-
коплено мною незаслуженных обид. «За
алости тостюдекого сынка взысживается
со спины батрацкого сына», — говорит
якутская поговорка. Взыскивалось и 6
меня достаточно! Помню, сын и племян-
	HHS нашего хозяйна —= мальчики . немно-
	го старше меня — предложили мне однаж-
хы покататься в лодке. Река у нас бур-
ная. а лодка была дырявая, и когда нас
поймали на реке, поднялся страпеный пе-
реполох. Я оказался единственным  пре-
ступником, «пучеглазым чортом, который
нарочно повел ребят на реку, чтоб там
утопить ux». Натшлись тут и ARYTCRHE
«хамелеоны». которые в утолу хозяевалг
	Михаил УЙБ
	Но самое главное — великий учитель
вырастил новых людей, для которых труд.
стал делом чести, доблести, геройства. Это.
новаторы производства, лауреаты Сталин-
ских премий мастер Алексей Котомчанин,
лесоруб Петр Коробейников,  стахановен-
сталевар, депутат Верховного Совета СССР
Леонид Тебеньков, мастер высоких урожа-
ев, Герой Социалистического Труда Афа-
насий Пальшин, первая среди женщин
удмурток доктор медицинских наук Алек-
сандра Перевозчикова. Это герои напгих
книг это герои нашего сталинского вре-

NCH,

Мы, удмурты, живем счастливой, ра-
достной жизнью. Готовясь в выборам в
Верховный Совет РСФСР и Удмуртской
АССР, Удмуртская республика приносит
свою глубокую блатодарноеть большевист-
ской партии, родному товарищу Сталину,
своему старшему брату — великому. рус-
скому народу. Громко, торжественно зву-
чит сегодня наша здравица:
	Слава брату великому, слава народу

России!
Мы в содружестве с ним одолели

невзгоды лихие.
Слава партии большевиков! Мудрой
партии слава,
Нас ведущей к вершине победы, как
мир величавой!
Слава Сталину! Здравствуй, отен, и

живи много? лет!
Солние Ролины! Знамя великих побед!
	>

®
			Чуваши—счастливый народ
	©
	Передовые деятели русской вультуры 1
общественной мысли A. H. Радищев,
А. 0. Пушкин, И. Г. Чернышевевяй,
А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, А. М. Горь-
кий © глубоким сочувствием относилихь в

чувашекому народу.

В июне 1950 года Советская Чувашия
отметила свое тридцатилетие. С большимя
успехами во веех областях хозяйственного
и культурного строительства встретил
этот праздник чувашекий народ. BR wos
лею республики были переведены и изд“
ны на русском языке лучшие произведее
ния чувашской советской литературы,
Знаменательным событием для Чувашия
было проведение вечеров чувашекой лите
ратуры в Москве в октябре— ноябре проге
лого года.

Велики любовь и доверие чувашекото
народа & русскому народу. «Русский %*
ловек — добрый человек (чувашекий пр
вет)»,—затисывает автор «Толкового 020
варя» В. И. Даль в. книге. «Пословицы
руеското народа».
	ЧУВАПТЯЯ
	В московском театре Ленинского комсо-
мола идет пьеса И. Попова «Семья». Зри-.
тели с волнением следят за тем, как гим-
назист Володя Ульянов ветупает в спор с
реакционной администрацией Симбирской
тимназии из-за чувашекого юноши Ого-
родникова, страстно желающего учиться,
пробивать себе дорогу к знаниям, к свету.

— Очастливый мы надюд! — говорит
мне в энтракте учитель из Чувашии Фе-
дор Афанасьевич Эндимеров. — Еще ec
юных лет Владимир Ильич Ленин встал
на защиту чувашей от гнета царского
самодержавия. Это, знаете ли, для нас, чу-
вашей, особенно знаменательно.  Русекий
народ, русский пролетариат,  большевиет-
ская партия, Ленин и Сталин  привеля
чувашей к свободной и счастливой жизни!

В 1951 году чувашекий народ будет
отмечать четырехсотлетие своего присоеди-
нения к Русскому государетву.

На протяжении четырехсот лет чуваш-
ский народ был участником всех значи-
тельных событий в истории Русского ro-
сударства. Совместно с русским народом
чуваши боролись против царизма, поме-
щиков и иностранных интервентов.
		ВСЕГДА В
	ми светлыми лнями нашей литературы и
	искусства. Нрозаики, поэты, драматурги,
			Первыми людьми, назвавиими бурята
братом (отсюда назвалие — «бурят»). бы-
ли русские люди.

Пребывание в Забайкалье револкитноне-
ров-декабриетов, названных Герценом «бо-
татырями, кованными из чистой стали е
головы до нот, воинами-пророками», имело
исключительно большое значение в само-
сознании бурят, в развитии их культуры
и просвещения. Они учили бурят многому:
грамоте, нужным ремеелам. Ho главное,
чему они учили. — это ненавиети к цар-
ским сатрапам и местным богачам.

Великий Октябрь был солнцем, лучи
которого проникли во все уголки Бурят-
Монголии, обогрели замерзигую былое почву,

«Человек, — как звала бурята дорево-
люционная бурятекая пословица, — имев-
ший следы на снегу, чо не имевший име-
ни на бумаге», русскими революционера-
ми впервые был назван товарищем, граж-
данином, хозяином своей земли и ее 0о-
гатетва. Русский товарищ помог ему pa3-
давить врага, вступить в колхоз, сесть за
руль трактора, комбайна, автомашины,
поднять целину, оросить степи, поетроить
заводы-гиганты, культурные учреждения,
школы и больницы.

Благодаря помощи русского народа.
Советского правительства, партии
	н. гиутегин СВЕТ НАШЕЙ ПРАВЛЫ
		Солнце ленинекой правды озарило руб“
скую землю, свет его ‘лучей достиг B BA
шей Чукотки. Руеские люди принесли В
	тундру свет этой великой правды.

Я — сын ‘охотника, родился в дымнох
чуме в полутораста километрах от Ана-
дыря. Русский учитель научил меня Чи
тать и писать, и первые слова, которые &
‘узнал, были: Ленин, Сталин, Совет. Эт
слова` стали для меня’ словами великой

правхы, вестником той радостной, -ечаст-
ливой жизни, что пришла в нам на Ч

‚ «Сделали оленные чукчи все, что ска-
зал им Фенин. И стала совсем другой
жизнь в тундре. Вместе с колхозами
светлая жизнь пришла. Крепко полюбили
люди колхозы. Только старые шаманы,
да прежние богачи их не вздюбили... №0-
гла в тундру приезжал Ленин или люди,
которые боролись за правду Ленина, чук-
чи ветречали каждого, точно брата родно-
го. Лучшую давали ему еду, лучпую тен-
лую одёжду ему давали, а если поехать
надо куда, лучших оленей ему запрягали.
Потому что любят они Ленина, потому
	что любят они людеи, которые за правлу   “9ТВУ.
	Ленина борются». так говорят в народе.
	Столица Бурят-Монгольской АССР — город УЛАН-УДЭ
	Бурят-монтольскии народ никогда не
забудет великую помощь русского народа.
Он еще с большей энергией, со знанием
будет трудиться на благо нашей Родины,
возглавляющей лагерь мира против агрес-
сивных сил англо-американских империа-
листов. Дружба народов СССР, руководя-
щая сила русского народа в семье совет-
	заводы-гитанты, культурные учреждения,   артисты, выступая в переполненных залах

школы и больницы. предприятий столицы, чувствовали глубо-
Благодаря помощи русекого народа, кое внимание со стороны московских зри-
Советского правительства, партии телей. Более десятка произведении наших

Ленина— Сталина у нас выросли команди- ‘писателей было выпущено московекихи и
ры промышленности, руководители колхоз-   бурят-монгольекими издательствами в пе-
ного строя, талантливые ученые, писате- реводе на русский язык. Обсуждение этих
	1и; артисты, художники, педагоги, врачи,
люли самых разных профессий.
	Прошедшие недавно в Москве вечера
бурят-монгольской литературы были самы-
	И Е OE IES я
книг, дружеские советы и замечания   ских народов, партия Ленина — Сталина

московских писателей, безусловно, способ-   обеспечат полный расцвет нашей Ро-

‘ствовали дальнейшему рост? wade моло-   Дины.
`лой литературы. БУРЯТ-МОНГОЛИЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о 8 февраля 1951 г. № 16