Международные
отклики

ОХОТНИКИ ЗА ПУШЕЧНЫМ
МЯСОМ В ЯШЮНИИ
	Трумэновская «мирная миссия» в состае
	ве патентованного ‘поджигателя войны
Даллеса, нефтяного короля Рокфеллера,
помощника военного министра Джонсона
	и других уже более двух недель находится
в Токио, куда прибыла, чтобы «ускорить
заключение мирного договора с Японией».

«C этой же целью мы посетили Япо-
нию в июне прошлого  тода,— заявил
один из членов миссии «миротворца» Дал=
леса. — Ho сейчае нам необходимое щ-
лучить более свежие данные, так как по-
ложение в мире значительно изменилось».

Что и товорить! В июне прошлого года
в змеином логове — макартуровской ставке
в Токио царило радостное возбуждение: по
данному Даллесом сигналу сеульекие ма-
рионетки ринулись на север.

Ныне Даллос явился в ставку битого
«верховного главнокоманлующего» армией
интервентов не как триумфатор.

Существо «мирной мизсим» Даллеса co-
стоит в том, чтобы спешно произвести за-
готовку пушечного мяса для попавших в
беду империалистических разбойников и
приготовить «в0ус» по реценту Макартура:
заключить с правительством Иосида сема-
ратный мирный договор, по которому в
Японии ‘останутся американские войска,
а также военные, морские и воздушные
базы. Япония, став В результале этой опе-
рации «независимой страной» и вступив
в Организацию Объединенных Наций, прз-
доставит в распоряжение — Ваптингтона
свою армию под «испытанным» в epee
жульническим предлогом участия в «19-
лицейских действиях 00Н». ms

`Характерно, что еще до приезда Даллееа
Макартур издал секретный приказ о ероч-
ном формировании в Японии миллионной
зрмии наемников. Самураи, от которых
сей генерал не раз спасался бегством, вну-
шают ему большее доверие, чем. то разно=
шерстное ‘воинетво, которым он так бес»
славно командует ныне (сейчас в этою
воинстве насчитывается немало самураев!)
	Нужно сказать, что и «верных союз=
ников США»—европейцев— вполне устраи=
вает японский вариант. То, что неудобно
сказать вслух «атлантическим` друзьям»
Трумэна, услужливо высказал за них
«нейтральный» швейцарский буржуазный
журнал «Ди Вельтвохе». «Решение было
бы верным, — заявляет он, поскольку
азиатский тгатр военных действий питал-
ся бы народами с одинаковой психелоз
‘гией (!) и США смогли бы внести боль-
шой вклад в Европе».

Казалось бы. что японцы должны на ру=
ках носить своего благодетеля  мистола
Даллеса. открывающего перед ними столь”
заманчивые ‘перспективы! ‘Между тем
наблюдается обратное. — Трумэновский
посланец чувствует себя в японекой сто-
липе едва ли лучше, чем охотник за евро-
пейским пушечным мясом Эйзенхауэр
чувствовал собя в Европе.
		ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ)
	№ 17 (2735)
	У нас еше мало опер 5.

современной жизни со-

ветского общества, о ге-

роях нашей хействитель-

ности. Во многих, даже

лучших операх, отли-

‘ чающихся ясным гармо-

‚ ническим построением и

большой эмоциональной

силой, недостает мелодического богатства,

нет запоминающихся арий, ярких музы-

кальных характеристик действующих лиц,

что иногда порождается слабой xpama-
тургией опер.

Глубокое изучение жизни и народного
творчества, ° следование  реалистическим
традициям русских классиков — вот залог
успеха советской оперы. Укрепление твор-
ческого содружества композиторов и писа-
телей — непременное условие развития
советской оперной культуры. Вопросы co-
вместной работы композиторов и писателей
над созданием новых опер обсуждались
в Союзе композиторов; в Союзе писа-
телей ‘и на страницах лечати. Но пора
реализовать хорошие решения и на деле
осуществить то содружество композитора
и литератора, мастера слова. без которого
не могут. быть достигнуты новые успехи
советской оперы. }

Огромная. роль в развитии советской
музыки принадлежит музыкальной кри-
тике. После постановления ЦЕ ВКП(б) об
опере «Великая дружба», после разгрома
космополитетвующих элементов во всех

областях советского искусства музыкаль-
ная критика достигла некоторых успехов.
Но эти успехи явно недостаточны,

Жритика обязана анализировать новые
произведения, поддерживать все нередовое
в советском музыкальном искусстве, бо-
ротьея против отеталых явлений в нем,
обобщать, .. всесторонне ‘осмысливать твер-
ческий опыт музыкантов. В решении этих
задач критика попрежнему далеко отстает.
Она робка, нетребовательна, не вполне еще
освободилась от профессиональной узости,
которая была серьезной преградой на пути
ce развития. Она еще пассивна. Можно без
труда перечислить музыковедов, которые
пишут 0 современной музыке.

Журнал «Советская. музыка» и. газета
«Советское искусство», прямой задачей
которых является активное вмешательство
в творческую практику советских компо-
зиторов, до сих пор еще не ставят с не-
обходимой глубиной и остротой насущные
вопросы советской музыкальной культуры.

До сих пор в творчестве. некоторых
композиторов ‘порой наблюдаются рециди-
вы формализма. 06 этом говорят то само-
довлеющее любование тембровыми краска-
ми, то стилизаторская изысканность, то
увлечетие пряными гармониями, имеющи-
ми целью лишь нарочитое усложнение
чисто формальных задач. Даже в произве-
`дениях, в основе которых лежит большая
Tema, подчас проявляютея чуждые тен-
`денции, Так было, например, в «Привет-
‘ственной кантате» А. Локитина, ‘в «Сюите
‘на русские темы» талантливого компози-
  тора Н. Пейко.

Критика должна стать силой, оказываю-
‚щей влияние на весь процесс развития
советского музыкального творчества. Та-
кой силой она не стала, — она плохо по-
Могает решать насущные задачи музыки:

Дальнейшие успехи советской музыки

зависят oT TOTO, Kak будет развиваться и
укрепляться в ней народное, реалистичс-
ское пачало. Композиторов вдохновляют
слова И. В. Оталина. указывавшего в од-
ной из бесед:
_. «Некоторые композиторы свысока смот-
PHT на народное творчество, HO они
отнибаются. Народ свои песени шлифует в
продолжение столетий и доводит до выс-
‘шей ступени искусства».

Однако иногла народность в искусстве
понимается упрощенно, вульгарно. Нельзя
думать, что простое копирование русского
песенного запева делает произведение на-
циональным. Произведение, чтобы получить
право называться подлинно народным,
должно нести в себе прежде всего глубо-
кую, близкую народу мысль, сильное и
яркое чувство, целостную музыкальную
идею. :

Задача музыкальной критики — чутко
улавливать те процессы, которые проис-
ходят в современной советской музыке, ак-

THBHO, последовательно бороться за социа-
листический реализм в музыке. Слабостью
критики во многом объясняется TO,
что’ дискуссии по ‘ворческим вопросам
среди композиторов проходят часто неудо-
влетворительно.

Первые успехи, достигнутые советскими
композиторами за годы, истекшие со JHA
исторического постановления ЦЕ ВЕП(б),
свидетельствуют, что наши композиторы
стоят на верном пути. Однако они не впра-
ве довольствоваться достигнутым. Чтобы
удовлетворить все возрастающие потреб-
ности советских людей, необхолима напря-
женная работа по созданию новых, высоко-
художественных, близких лействительно-
сти музыкальных произведений. Следует
помнить, что советская, музыка звучит
далеко за пределами нашей Родины, что
творчество наших композиторов является
вдохновляющим примером для деятелей
музыкального искусства стран народной
демократии, борющихся 38 преодоление
буржуазных влияний, за развитие музыки
на новых основах. х

Нет сомнения, что наши . композиторы
оправдают высокое доверие народа, жду-
шего от них новых, высокохудожественных.
созданных на основе тлубокото знания
жизни, произведений, вдохновляющих на
великие подвиги в строительстве комму-
низма, в борьбе за мир во всем мире.
	блока, мы голосуем за сталинскую  Поли-
тику построения’ коммунизма, политику,
которая дает возможность” и нам, сабира-
бадиам, ° непрерывно улучшать жизнь,
строить. свой: город, — рассказывал на од-
ном из предвыборных собраний агитаторы—
председатель колхоза товариш Мамедов.—
Вы знаете, что уже сооружены свыше ста
двухэтажных жилых домов,  электростан-
ция, школа, библиотека, радиоузел, гости-
ница, общественная столовая, Кирпичные
заводы. В нашем городе ‘будет еше двести
жилых домов, Дворец`культуры, со зрн-
тельным залом на тысячу мест, больница,
почта. телеграф, универмаги, детские уч:
реждения. Эту чудесную жизнь дает нам
Сталин...

Имя Сталина у всех ‘на устах — в изби-
рательных ; округах, где великий вожль
булет ‘баллотироваться В депутаты’ Взр-
ховных Советов союзных и автономных
республик, где будуг баллотироваться Kaus
дилаты сталинского блока коммунистов.
	и беспартийных.
	- УЗЫКЯ,
влохновляюшая
	Прошло три года со дня опубликования
постановления ЦК ВКПСб) «0б опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели».

ЦЕ ВКб) резко осудил формалиетиче-
кое направление в музыке, указал на
отрыв некоторой части советских компози-
оров от реальной жизни, от запросов на-
шего народа и дал программу развития му-
зыки в духе реализма и народности. Муд-
рые указания партии сыграли исключи-
тельную роль в развитии музыкального
искусства, помогли ему преодолеть бур-
жуазные, формалистические влияния и
добиться серьезных успехов на пути, ука-
занном партией,
	Антинародное формалистическое направ-
ление в советской музыке, осужленное
партией и народом, разгромлено. Та музы-
ка, которая, по определению А. А. №да-
нова, напоминала «не то бормашину, не то
музыкальную душегубку», перестала зву-
чать в нашей стране. В постановлении ЦА
ВКП(б) указывалось, Ч «эта музыка
сильно. отдает духом современной модер-
нистекой буржуазной музыки Европы и
Америки, отображающей маразм буржуаз-
ной культуры, полное отрицание  музы-
кального искусства, его тупик».
	Готовя новые войны и обрабагывая в
этих целях массы, вожаки империализма
хотят использовать и модернистекую  му-
зыку для достижения своих политических
целей. Известио заявление Маршалла 06
отном. из методов идеологической 0бработ-
	ки людей: <...если мы не можем убедить
	WX словами, мы сможем это сделать при
помощи музыки». Марталлизованная му-
ЗЫКа — ВОТ ЧТо такое эта музыка духов-
ного распада!

Постановление ПЕ BRI(6) 9 музыке
	расчистило почву для расцвета советской.
	музыкальной культуры и вызвало творче-
ский подъем, охвативший всю массу с5-
BOTCKHX композиторов, которые стремятся
средствами своего искусства ответить на
важнейшие вопросы современности, отра-
зить сегодняшний день советского обще-
ства, воспеть величие нашей славной и
тероической действительности.
	за три года, истекшие со времени по-
становления ЦЕ ВКП(б), наша музыка
обогатилась многими * значительными  про-
изведениями. В «Песне о лесах» Д. Шо-
стакович выступает как истинный музы-
кальный поэт, нашедший источник своего
творчества в современной живой  действи-
тельности. Ценным вкладом в сокровищ-
ницу советского музыкального  искуества
является двадцать седьмая симфония
Н. Мясковского. Оратория С. Прокофьева
«На’ страже мира» принадлежит к циклу
произведений советских композиторов, по-
	священных всенародной борьбе за мир.
В ответ на постановление ЦЕ ВКП(б)
созланы — вокально-симфоническая — поэма
	Е. Жуковского «Славься, Отчизна моя!»,
«Кантата о Родине» А. Арутюняна, шестая
‘имфония Яниеа Иванова, симфоническая
поэма «По ту сторону Аракса» Дж. Джан-
роза, народный по духу и мелодиям
второй квартет украинского композитора
A. Филиппенко, квартет с вариациями на
грузинские темы С. Цинцадзе и многие
	Bee ane успехи музыки  резлистиче-
ского направления, развивать`и укреплять
Фоторые призвала партия. Одно из, дости-
Жоний в творчестве советских композито-
ров последних лет состоит в том, что все
большую роль играет в нем программная
музыка. Реалистическая `трюограммность,
ласыщенная социалистическим идейным
содёржанием, — вот путь, на’ который
твердо встали советские симфонисты.

Серьезные успехи советской симфони-
ческой музыки, советской песни, звучащей
Ke громче и шире, радуют наш народ.
0 нельзя забывать, что есть еще в совет-
ских песнях и неудачные тексты, заметны
в их мелодиях влияния джазовой музыки,
упадочной западной эксцентрики и’ пош-
дых интонаций мещанского романса.

Борьба за высокую идейность, народ-
ность и мелодическое богатетво музыки,
во всех ее жанрах. борьба за создание наи-
более любимой народом музыкальной фор-
мы — оперы — вот задачи, которые стоят
перед советскими композиторами.

Постановление ЦК ВАП(б) отмечало, что
	«..за последнее время не создано ни одной
советской оперы, стоящей на уровне’ рус-
	ской оперной классики». Мы можем ‘отме-
	ить, ‘Что многие композиторы обратились
к созданию оперы на современную тему и
достигли известных успехов: поставлены
Ha cuene «Молодая твардия» Ю. Мейтуса
по роману А. Фадеева, «Семья Тараса»
Д. Кабалевского по повести Б., Горбатова
«Непокоренные», «От всего ‹ сердца»
Е. Жуковского, либретто’ которого создано
	по роману В. Мальцева, «Каменный цве-
	ток» №. Молчанова. по мотивам свазов
П Бажова п рял других оперных произве-
	хений.
	Но известные усехи советекой оперы’
	ле могут заслонить того факта, что оперное
творчество = остается отстающей  обла-
стью советской музыкальной культуры.
	Восемналцатого февраля изберут. делу-
татов своих Верховных Советов жители
десяти союзных республик, еще через не-
	делю — остальных шести.

В эти последние перед выборами дни
во всех республиках происходят встречи
и аланы epannuckoro  670KQ KOMMYHH-

ne
	кандидатов сталинского Зе я о
стов и беспартийных с. избирателями: , Кан-
	дидаты совершают поездки По своим Ho
орга-

бирательным округам. Эти, встречи
низуют доверенные лица, Армия агитато-
ров в свою очерель продолжает знакомить
избирателей с жизнью и деятельностью
кандидатов. В. одном Тбилиси. работают
16000 агитаторов, среди них Много ученых,
стахановцев, педагогов, колхозников.
Разнообразны формы большевистской
агитации. В клубе колхоза им. Багирова
в селе Сабирабал, Азербайджанской ССР,
агитаторы выставили сделанный архитек-
торами макет колхозного города. В разра-
ботке проекта принимали участие многие
	КОЛХОЗНИКИ.
	— Голосуя. за кандидатов . сталинского
			ПОЕТ ЛГУ РЕЯ
и ПИ,
	Белоцерковская...
	Выступает Лариса
	Суббота, 10 февраля 1951 г.
	Лариса Белоцерковская—
медицинская сестра из Ку-
пянска — приехала в Харь-
ков на областной смотр ху-
дожественной самодеятель-
ности. В Харьковском опер-
ном театре она выступила
вместе с сотнями певцов,
музыкантов, танцоров, чте-
HOB, съехавшихея со всех
городов и сел области. Но-
сле выступления девушке
сказали, что ее хотят 110-
слушать преподаватели кон-
серватории. Она немного
смутилась:

— Почему же меня одну?..

`Но. войдя в комнату, где
работала. «комиссия по от-
бору ‘талантов», девушка
увидела, что она не одна.
Невысокий паренек иепол- Вы
нял под аккомпанемент ро-
яля песню «Москва — Пекин». Когда он
окончил, его спросили;

— Кем вы работаете?

— Электриком на заводе:

— Музыку любите?
-— Музыку, по-моему, нельзя ‘не любить.
--—= А учиться хотите?..

Лариса Белоцерковская © детства любит
музыку, ее сегодняшнее выступление. в те-
атре прошло с успехом. Вдруг и ей тоже
посоветуют учиться?

Размышления девушки прервала канди-
дат искусствоведческих наук Марина Ива-
новна Егорычева, приехавшая на смотр йз
Киева: .

— Теперь поговорим с вами. На сцене я
вас уже слушала, хотелось бы познако-
миться поближе.

Она села за рояль:

— Спойте.

Девушка спела.

— Хорошо, — сказала М. Егорычева.—
У. вас, несомненно, есть’ способности. Их
надо развивать. Будем рекомендовать ва
в. консерваторию.

В комнату приходили со сцены новые
девушки и парни. Их слушали преподава-
тели консерватории, композиторы, профес-
сиональные артисты, руководители  харь-

Быструю. речку. Икшу в самой ее`излу-
чине перехватила. добротная плотина. Реч-
ка утихомирилась и впряглась в работу,
как добрый объезженный конь. Без пере-
боя гудит турбина колхозной‘ `гидростан-
	ции в селе Липновке.

`Липовку вы найдете:-на карте Пензен-
ской области в границах Лунинского рай-
она. Это обыкновенное село, каких тыся-
чи на русской земле. Но с ‘некоторых’ пор
у письмоносцев сельского узла связи при-
бавилось работы. Много писем стало при-
ходить в адрес председателя сельского
Совета. Это не только депутатская почта
Бориса Яковлевича‘ Бочкарева, избранного
в Пензенский областной Совет. Много пи-
сем касается его книги.

В этой первой своей книге, выпущенной
в прошлом году областным издательством
тиражом в три тысячи экземпляров, Боч-
карев рассказывает, каких достижений в
хозяйственном и культурном строительстве
добился Липовский сельсовет, широко во-
влекая в свою деятельносль сельских ак-
ТИВИСТОВ. РЯ
	Взять хотя бы гГидростанцию. Любо

смотреть, как по вечерам электрический
свет заливает прямые улицы, сельскую
площадь. В Липовке полностью электриз
фицированы не только дома колхозников и
сельские учреждения, но и все животно-
‚водческие помещения. Теперь, когда мош-.
ность турбины увеличена, речь идет о
‘том, чтобы полностью электрифицировать
еще два соседних Села — Еланку‘и Пре-
диславинку. По предложению ‘актива элек-
трифицируются трудоемкие процессы’ кел-
хозного производства, улучшена работа
сельского: районного радиоузла, ‘организо-
ван ‘радиолекторий. Решено установнть
радиосвязь с полеводческими в тракторны-
ми бригадами—земёльные плошади у ар-
телей немалые: у одной две тысячи, У
другой три тысячи гектаров.

Книжка Б. Бочкарева. рассказывает. ©
повседневной работе Липовского Совета,
‘его депутатов, находящихся на всех ре-
шающих участках производственной и
культурной жизни села, показывает дея“’
тельность комиссий, секций, многочислеч-
ных активистов. Читатель видит, как He-
устанно Совет крепит нити, связывающие
его‘с избирателями. Автор повествует, как

с помошью актива. были сооружены новые
	здания семилетней школы, Рлуба.
	Со всех концов страны  Гензенское” об-
	ластное издательство. получает И:
ленные требования на книгу Бочкарева.
Она оказалась полезной ‘и в. Читинской:
области, куда просят выслать 900 экзем-.
пляров; и в - Иркутской области, . откуда.
получена заявка на 700 экземпляров.
Издательство предполагает выпустить
второе издание книги председателя Липов-

ского сельсовета. :
B. PEYT
	ПЕНЗЕНСКАЯ. ОБЛАСТЬ
аа
	« Табор»

в Сорокам

ковских театров. Наиболее способных ко-
миссия рекомендовала в консерватории,
музыкальные и хореографические училища,
театральные институты: колхозницу Марию
Токарь из Барвенковского района, молодую
сельскую учительницу Людмилу Чишко,
слесаря Владимира Соснова, механика
Юрия Богатикова, техника-строителя Юрия
Бородина, мастера ремесленного училища
Владимира Веприк и многих других.

Смотры художественной самодеятельно-
сти прошли по всей Украине. Они выявили
сотни одаренных людей.

В республике насчитывается свыше
86 тысяч драматических, хоровых и музы-
кальных коллективов, объединяющих 60-
лее миллиона человек. Самодеятельным
коллективам оказывают - постоянную по-
мощь театры и музыкальные учреждения
Киева, Харькова, Сталино, Одессы, Львова
и других городов. В помошь кружкам са-
 модеятельности издано массовым тиражом
около 650 одноактных пьес, несколько
сборников песен, музыкальных композиций.
	Широко открыт для советских дюдей
	путь в искусство.
Н ИВАНОВ
			РАДИОЭКВИЛИБРИСТЫ
ИЗ БИ-БИ-СИ
ПРОГОВАРИВАЮТСЯ...
	ойбористские правители Англии встре-
вожены не на шутку. Дело в том, что
позорное голосование английского предста-
puters OOH Джебба в поллержку амери-
	канской резолюции, клеветнически объяв-
ляющей Китайскую народную республику
«агрессором», вызвало, по признанию
«Нью стейтемэн энд нэйша», «взрыв не-
тодования по всей стране». Спасал свой
подмоченный «престиж», . лейбористекие
лидеры прибегают к испытанному сред-
  ству — реакционной прессе и фадио дана
	команда усилить «обработку»  обществен-

ного мнения.
Весьма характерным примером такой

«обработки» является проведенная на днях
«радиодискуссия» о внешней политике
Великобритании.

По указке обозревателя Маккензи фиту-
ры, представляемые слушателям в качест-
ве «домашней хозяйки», «рабочего», «учи
теля» ит. п., поочередно  изрекали но
шпаргалке соответствующее — «мненис».
Проведя короткий опрос подставных фигур
у микрофона, Маккензи «бодро» подвел
итог: «Итак, большинство опрошенных

‚ считает. что война, вероятно, произойдет.

Это значит, что наша страна должна быть
готова к войне и, следовательно. воору-
жаться». Длинные уши поджигателей вой-
ны хорошо вилны из-за этой тирады лон-
донского обозревателя. Однако дело не в
этом. Пытаясь придать видимость «объек-
тивности» своей радиопостановке, Маккен-
зи_и его хозяева, как гласит английская
поговорка; «выпустили кота из мешка».

Тлавным гвоздем «радиодискуссии» был
вопрос 0б англо-американском «сотрудни-
честве». Маккензи пыталея  полсунуть
своим слушателям лвуличную игру amr-
`лийской дипломатии в 00Н. потворствую-
щей расширению американской агрессии,
‚в качестве политики, направленной якобы
‘на «предотвращение войны»! В качестве
«подкрепления» перед микрофоном в коние
‘дискусии появился некий мистер Дюрант,
директор английского филиала американ-
`ското института Гэллопа, занимающегося

«изучением» (то- -есть. как правило, фаль-

сификацией) общественного мнения.

Отнако результаты оказались. явно не-
утешительными. Даже из преуменьшенных
данных мистора Дюранта явствует. что
более половины опрошенных институтом
англичан относится в США (как мягко
выражается мистер Люрант). «как к лю-
бой стране», и требует проведения «са-
мостоятельной политики»!

Видимо. не под силу радиотрюкачам из
Би-Би-Си замаскировать серьезную трево-
гу, охватившую самые широкие круги
английской общественности. Тот же еже-
недельник «Нью стейтемэн энд нейшн»
поместил на днях весьма характерное писъ-
мо видного лейбористского деятеля, профее-
сора Оксфордского университета Лжорджа
Коула. «Коли Великобритания окажется
втянутой американцами в войну в Ёи-
тае, — пишет Коул, — я буду на стороне
Китая, так же, как и достаточно большое
число моих соотечественников...» ,

Надо ли говорить, что признание лейбоз
ристского ученого опровергает тонны рая
диолжи, с помощью которой эквилибристы
из Би-Би-Си пытаются извтатить мнение

HOBOE B
	WAX TAX

В шахте Ново-Мушкетово работакж ком-
байны «Донбасс». Эти машины, произво-
дящие одновременно зарубку, отбойку и
навалку угля, имели очень существенный
нелостаток: они поднимали в лаве . много
	пыли, Борьбой с пылью занялись сотруд-
ники Макеевского научно-исследователь-

ского института по безопасности работ в
торной иромышленности. Они затратили
много сил, времени, средств, но задача ре-
шена. На комбайнах установлены ороси-
тельные устройства, и угольная пыль, об-
разующаяся во время зарубки и погрузки
угля, уничтожается водой. В Макеевском
институте создается и другой уловитель,
который, завихряя пыль, втягивает ее в
аппараты, а затем сбрасывает в специаль-
ный бункер.

Работники института конструируют еще
одну интересную новинку — шахтную уста-
новку для регулирования влажности и
температуры воздуха. Испытывается уста-
новка по отсасыванию рудничных газов.

На многих шахтах Сталинской области
можно увидеть «подземный трамвай»—спе-
циальные вагонетки для спуска и подъе-
ма горняков по наклонным выработкам.
Группа инженеров, сконструировавшая
«подземный трамвай», удостоена в прош-
лом году Сталинской премии.

Новые виды крепления, «подземный
трамвай», дневной свет, очистка воздуха
от пыли — это только часть большой ра-
боты по улучшению условий шахтерского
труда. Над решением этой проблемы тру-
дятся сотни ученых, инженеров, новаторов
производства.
	. Н. НИКИТУШКИН
СТАЛИНО

С -

a
	‚.Освещая путь шахтерскими лампами,
мы идем лабиринтом подземных ходов:
обычные горные выработки, закрепленные
деревянными стойками, И вдруг перед на-
ми открывается белый тоннель. Он обли-
пован небольшими плитами. Просторно,
светло, чисто. :

— Ну sor, смотрите, — сказал начальник
участка шахты Ново-Мушкетово Афанасий
Зуев. — Мы применили здесь ‘бетонитовое
крепление конструкций нашего Макеевско-
го’ научно-исследовательского института.
Это, во-первых, дешевле и долговечнее де-
ревянного крепления. А внешний вид?
Приятнее как-то, не правда ли? Сейчас в
Донбассе ‘уже около десяти километров

горных выработок закреплено такой кре-
пью — ее изготовляют специальные заводы,
используя в качестве сырья породы терри-
коника. Но вы можете увидеть у нас и
эффективные железобетонные и металли-

ческие креиления... /
Начальник участка остановился у люми-

несцентной лампы, разливающей по штре-
ку ровный мягкий свет;

— День приходит в шахту! Представьте,
как она будет выглядеть, когда мы заль-
ем ее лневным светом сверху донизу!
	Зуев не случайно заговорил об этом. Он
мог бы многое рассказать о комбайнах,
электровозах, породопогрузочных - машинах
и других механизмах, которыми за: послед-.
нее время оснашены шахты Донбасса,
рассказать о том, как машины вытесняют
тяжелый физический труд и высоко под-
нимают добычу угля. Но теперь. мысли гор

няка заняты и другим:
— Мы должны превратить Hale шахты

в подземные заводы высокой‘ ‘культуры
труда.
		Правобережная: Молдавия. Районный го-
родок Сороки сна живописном берегу Дне-
стра. Дорога к. нему спускается с’ горы, и
внизу видны черепичные крыши и белые
стены домов. Городок. обыкновенный, — в
	  нем, учительский институт, пять технику-
	мов, восемь школ, музыкальное училище.
Ha окраине Сорок- наше ‘внимание при-
	влекла толпа пыган в ярких одеждах, соб-
	равшихся вокруг кузницы. Старик-цыган
с орлиным профилем и большой, почти ‘до
пояса, черной бородой без единой седин-
ки вытаскивал из горна’ раскаленные ку-
ски железа и подставлял их под молоты,
которыми ловко  орудовали молодые
парни.   :

Веселый перезвон доносился 4 H3_ Apy-
гих дворов — всюду работали кузнецы,
всюду слышалась цыганская речь.

У каменных домов, похожих на уютные
дачи, хлопотали строители-цыгане.

— Для кого строите? — спросили мы мо-
лодого парня в длинной зеленой рубахе,
торчащей .из-под малинового жилета.

— Как для кого? — переспросил он. —
Для себя. Жениться собираюсь, взял у
ъ‘тосударства ссуду‘и строю свой дом... `

И, подмигнув, парень прочел знакомые
нам с детства пушкинские строки о том,

.

как
	Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют...
	— Хороши шатры! -— рассмеялись мы,
любуясь каменными домами.—И все ваши,
цыганские? У

— Наши, — ответил парень. -— Вот скоро
съедутся все наши, еще построим...

— Значит, все же кочуете?.

— В командировки уезжаем. Колхозы в
Молдавии ‘молодые, еще не все кузница-
ми обзавелись, мы и помогаем им ремон-
тировать инвентарь. ’Сами видели; какие
у нас мастера! Многие теперь сами стали
колхозниками... a ve

Мы обошли «цыганский табор» в Соро-
ках — целую улицу в 20—25 новеньких,
прояно построенных домов. Цыгане на-
всегда поселились. в этом молдавском го-
родке. Мх дети учатся в школах, левушки
и юноши — в техникумах. Правда, кое-что
из традиций цыганского табора сохрани-
лось и здесь = поселок возглавляет выбор-
ный «хозяин»,  И-в-то же время, вопреки
традиции, он не ‘самый остарый человек
в «таборе» а молодой парень, председа-
	гель кузнечной. артели. ,

С. ГАРИН
	г. СОРОКИ
	ЧЛЕН ТЕХНИЧЕСКОГО-СОВЕТА
	“миллионах рублей.  Автомат‘ по изготовле-
‘нию: колец, созданный Суряхиным, не’ толь-
	ко полностью. механизировал ‘эту. трудоем-
кую операцию, : наи ‘увеличил. произведи-
Tele ность: труда. примерно. в,25 pas.
Побывав: наодном из ленинградских за-
водов, Суряхин увидел станок.для автома-
тической упаковки бритвенных лезвий.
«Почему мы не можем так же упаковы-
вать пружины, — подумал он. — Правда,
пружины имеют ‘более сложную ‘форму, но
‚в ‘принципе ‘мысль верная». И Суряхин
работает. над созданием станка для меха-
нической упаковки пружин...
	Недавно: он’ наблюдал, как девушка-кон-
тролер вручную проверяет стальную лен-
ту на изгиб: Для проверки каждого. отрез-
ка ей приходилось делать ло сорока дви-
жений. У изобретателя возникла мысль ав-
томатизировать проверку ленты. Придя
домой, он набросал несколько эскизов бу-
дущего станка. Опытный образец автомата
будет готов ко дню выборов.

Дома над рабочим столиком Суряхина—
книжная полка. Злесь можно увидеть мно-
гие новинки технической литературы. По
вечерам Суряхин часто слушает лекции в
Доме ‘техники. Он учится много и плодо-
творно: ; ; 5%

Деятельность этого‘ ‘слесаря-новатора,
члена технического совета завода — яркий
пример того, как в нашей стране посте-
	пенно стирается грань между физическим
	и умственным трудом.
	ЛЕНИНГРАД
	На заседании` заводского технического.
совета слушалось сообщение о рациойали-
	заторском предложении.— сокращении ‘тех-.
нологического процесса гнутья пружин до
	  двух операций. ` Предложение сулило выго-
	ду, его одобрили почти все. члены совета—
начальники цехов, ведущие конструкторы,
технологи, Е : ae

— Нет возражений? — спросил председа-
тель совета, главный инженер А. Друж-
KOB.

— Есть возражение! — поднялся со свое-
то места слесарь И. Суряхин. — Думается
	мне все же, что здесь достаточно и одной
	операции. *
Он объяснил свою идею. Мысль была
верна, и технический совет предложил
	Ивану Михайловичу Суряхину разработать
	‘новый проект. Через три дня он передал
	в конструкторское бюро эскиз своего при-
	способления.

.. Около двух лет назад слесарь-нова-
тор Суряхин был выдвинут членом техни-
ческого совета завода имени Молотова.
Новая деятельность пришлась по душе
этому беспокойному, творческому челове-
	ку. Окончив работу, он шел в другие цехи
и в качестве консультанта ‘знакомился. с
	поступавшими на. завод новыми заказами.
Он советовал, спорил, доказывал, если с
ним не соглашались.

Талантливый слесарь-новатор создал так
называемые . «суряхннские» автоматы —
	приспособления, известные далеко за преде-
лами завода. Экономия, которую Дали за-
воду изобретения Суряхина, исчисляется в
	ИННИВИИИИИИИНИИ —
	ПЕРЕЛ ВЫБОРАМИ
	Б. ГУСЕВ   английского народа,