Д. АВДУСИН
	Вас АРДАМАТСКИЙ
	изНьЬ ТОКАГЛ о
	ва Завод. были о доставлены — ковые
мощные станки и началась работа. Сво-
бодная, радостная-для своей великой ро-
дины, Колесная пара -—— тяжелая штука,
но кома на’руках нет цепей, и колесная
пара становится легче. А когда тебе в цех.
ставят еще передвижной кран, разве мож-

но работать плохо?..
	— В 1945 году выбирают меня дёпу-
татом в ‘Таллинский городской Совет.
Власть — э10’ воегла заботы, HO 0 KOM. 3a-.
боты? О народе. Такие заботы — лучшая
радость для человека. Как. депутат, я ра-
ботал честно: что избиратели мне наказа-.
	ли. все сделал; Б пятидесятом году меня
	опять выбрали в городской Совет. А евй-
час выдвинули в Верховный Coser всей
республики. Когда меня на заводе. вылви-
нули, я сказал товарищам: «Стар я и ма-
` лообразован, на всю республику ие подой-
ду». А они ответили: «Ты это уже гово-
`рил, когда тебя в горсовет выбирали. A
ведь подошел?» Тогла.я им прямо говорю,
что боюсь. а они: «Мы тебе поможем».
Тогла я сказал: «Еели рабочий класс obe-.
щает помочь человеку, этот чедовек мэ-
жет сделать все»... Вот и-выдвинули. Ес-
ли Е человеку такое доверие, что ему ле-.
`лать? Прежде всего так работать, чтобы

люли видели, что их вера в человева по0-
	родила в нем беспокойство. Вот я и рабо-
rai с беспоцойством. За годы послевоен-
ной сталинской пятилетки я уже дал в9-
семь тодовых. норм.

В ноябре 1945 года Густав Каллае по-
лучиа весточку от Михаила Ивановича
Калинина. Предселатель Президиума Вер-
ховного Совета CCCP приглашал таллин-
ского токаря. приехать в Москву на день
его ‘вемилбсятилетия. Густав Raazac. mov-
хал. ‘Вав он волновалея всю дорогу! On
помнил простого и веселого русского то-
каря, а теперь ему предстояло увидеть
президента великой страны. В Времле Гу-
став Каллас шел по дворцовым корилорам,
задыхаясь от волнения. И вот перед. ним
стоял скромно олетый человек с сздыми
волосами и бородкой клинышком, & Из-за
стекол очков смеялись очень, очень зна-
комые глаза того токаря. что 43 года на-
зах работал за станком рялом с Густавом.
	-— АЙ, ай, ай. валлас, какие, оказы-
вается. мы с ‘тобой старые!
	Густав Каллас, пожимая руку Михзилу
Ивановичу, сказал:
— Рабочая старость — радость: вон

сколько сделано!
	Густав обвел рукой вокруг, будто он
имел в виду весь мир. Михаил Иванович
засмеялся:

— Это верно. старина. очень ВН.
	На память 06 этой встрече товариш

Калинин подарил Густаву Калласу свой
портрет. На нем написано: «т. Валласу в

намять ‘совместной работы. М. Калинин.
30) Х 1945 г» -
	_

На предвыборном совешаний 7-го изби-
рательного округа г..Таллина, обсуждались
выдвинутые в этом округе кандидатуры в
депутаты Верховного Совета Эетонии. Гово-
рили о великом вожде народов товарише
Сталине, о славном сталинском соратнике
товарище Кагановиче и 0 токаре колесного
цеха Таллинского паровозо-вагоноремонт-
ното завола Густаве Калласе, © трибуны:
совещания звучали голоса, старые и м0-
лодые. В зале гремели аплолисменты. и
когла произносили имя великого вождя и
когла расеказывали 0 жизненном подвиг
простого токаря,

Сам Каллас сидел в президиуме. внима-
тельно слушая всех ораторов. За его епя-
ной возвышался украшенный цветами
портрет товарища Сталина. И казалось,
что великий вождь и токарь в этом за-
ле — рядом, как все время рядом звучали
их имена в речах ораторов. И никого это.
но удивляло, ибо это сама наша жизнь, в’
которой сплетены судьбы советских людей—
и тех, кто стоят у станка, и тех, ком
партия и нарол поставили во глава вели-

Кого государства трудяшихся,
	к — Давай : энакомиться. Я = Михаил
Калинин... Познакомились.—Не стесняй-
ся— говорит, —если чего не знаешь, спра-
пгивай.

Но как-то так получилось, что потои
молодые. рабочие задавали Калинину *во-
просы не о колесах и резцах, а о жизни.
_ — Прямо удивительно, как он ясно все
понимал,— рассказывает Густав Каллас. —
У кулака батрачил я, а он про это так
рассказал, будто глаза. мне промыл. А В
другой раз зашла беседа о жизни. А жизнь
у нае была не легкая, работали по три-
надцать с половиною часов в сутки, пла-
`тили нам копейки, без конца штрафовали.
Здоровье мы свое надрывали, а когда си-
лы уйдут — голодная смерть... Страшно
стало, как он 060 всем этом говорил. По-
том улыбнулся и спрашивает:

— [re me та соль спрятана, чтобы
можно насолить господам, которые из на-
шего пота золото себе чеканят? Далеко та
соль в самом Петербурге. И сидит на ней

аль. Стало быть. надо его cROBBIPHYTD.
	`Николай Второй, он жен последний...

Сказал такое, в сам смеется, как сей-
‘чае помню. Bor. так мы вместе работали,
разговаривали о жизни, читал он нам
вслух газету «Искра». давал . советы.
В- январе 1903. года прямо в цех ЯВИЛИСЬ
жандармы и увели натието. друга... --

В. 1905 тоду Густав Валлас. участвует
в революпии. Ревельские ‘железнодорожные
ие бастуют. Друзья Калинина —
	ЗЕТивиСТЫ забастовки; Но как им нехва-
	тало русского друга!  Боролись наощупь,
и их хитро обманули. Они требовали вобь-
мичасового рабочего дня и. увеличения
заработной илаты. Администрация. noobe-
щала требования: ‘рабочих выполнить.
Тольво-только разгоравшийся отонь борь-
бы погас, и тотчас . начался звериный
жандармекий террор.

_- 1917 год. Октябрь. В Питере свергнуто
Временное правительство, провозглашена.
советская власть. Токари колесного цеха
читают в газетах. имена новых руковози-.
телей новой России: Ленин, Сталин, Сверд-
лов. Калинин.— Постойте, постойте!  Ка-
кой Валинин? He наш ли, что говорил:
«Николай второй и последний» и смеялся
при этом? Ну; вонечно; наши..

Ав Эстонии бурлит свой Октябрь. В Ре-
веле собирается на первое заседание co-
ветское правительство. Густав Каллас и
его друзья — теперь хозяева всего: и ма-
стерских, и всего города, и всей эстонской
земли.

Й когда по зову эстонской буржуазии
в Эстонию ворвались немецкие дивизим,
Густав Каллас не сразу даже понял, что
произошло. Это было похоже на солнечное
затмение, на внезапный приход ночи сре-
ди яеного дня. Буржуазия после пережи-
того ею стоаха огонь революций тушила.
народной кровью. МЧачалась ночь, длив-
шаяся более двадцати лет.

Что произошло за это время в ЖИЗНИ’
Густава Калласа?

Вот он силит сейчас передо мной, по-
ложив на стол сильные жилистые руки, и
Ha мой вопрос долго не отвечает. Потом.
медленно говорит:

— ..В 1923 году умер мой единствен-
ный сын... и снова молчит и вдруг
с яростью произносит:— Нет более страт
ного врага у человека, чем власть капи-.
тала! Она отнимает у человека жизнь,
даже самое маленькое счастье, Густав
Каллас обрушивает на стол свой тяжелый
кулак се черными от металла маслаками и,
тотчас распрямив ладонь, говорит:—А co-
вотская власть дает человеку жизнь И
еше в придачу огромное счастье. Люди no.
всем мире могут мне поверить: это так!
	Последние пять лет своей жизни Гу-
став атлас называет «лятилеткой
	счастья». Вот как кратко и просто рас-
сказывает 0б этой пятилетке он сам...
Сперва горе. Последнее горе. Убегающие
	фашисты разграбили родной завод. Слома-

и Цкола.
деятельности
	На следующую беседу она шла в изби-   pres.
	рателям, как к хорошим знакомым. Ona
взяла с собой карту Врыма и фотографии,
сделанные летом в степном Врыму, во вре-
мя производственной практики,

Шла речь о `Северо-Ёрымеком канале,
Будущий географ Аля Соснина привлекла
для этой беседы все свом знания и, глав-
ное, личные впечатления от экспедиции.
Перед слушателями возникла безрадостная,
выжженная степь. Соль проступает из зем-

Чебрец и сухая травка кермек — вот
вся растительность; ни деревца, ви Ey-
стикз, глазу не за что зацепиться. Гнилой
Сяваш тускло мерцает под беспощадным
соянцем... H какой чудесной получилась
на этом фоне картина недалекого будуще-
го, когда воды канала оросят солончаки и
фруктовые сады придут сюда с побережья!

06 успехе этой беседы Соснина расска-
зала товарищам по агитколлективу, Они
подхватили ее опыт — студентам-геогра-
	фам, побывавшим в разных BORAX, erpa-
HEI, BAX TOBOPHTCH, KH Raprn B pyskul.. Te-
ма сталинского плана преобразования при-
роды ‘зазвучала в их беседе образнее, яр-
Че, чем прежде.

Студент Валерий Андроников — брига-
дир — посоветовал активнее вовлекать в
беседу самих избирателей. Соенана приня-
ла 510 в свелению. Вогла заговорили о са-
мой демократической в мире советской из-
бирательной системе, эгитатор попросила
старика Шахорина рассказать про’ «изби-
рательные права» в парское время. И по-
следовал правдивый рассказ старого чело-

века 0б угнетений и бесправии трудящих-
ся в парекой Россий.

Стало потребностью после ваздого по-
сещения избирателей советоваться с това-
ришами по агитколлективу. Юля Махова
провела беседу об укрупнения колхозов.
Эта беседа заинтересовала слушателей, и
они активно участвовали в разговоре.
Тоня Яшина, рассказывая 6 героической
борьбе корейского народа против амери-
ванских захватчиков, вызвала на разго-
	` Вор демобилизованного сержанта, вернур-
‘urerocas p 1946 году из Северной Кореи.
		Превнерусские кузнецы
	До недавнего времени одним из найме”
нев. исследованных вопросов археологии
была история металлургии и металлообра-
батывающей техаяики. Археологи не име-
ли лосталочно ясного’ представления 06 13-
тотовлении. металлических орудий произ-
водетва, хотя орудия производства. по сло-
вам Маркса, имеют такую же важность
для изучения прошлых общественно-зконо-
уйческих формапий, как строение остан-
	ков костей для изучения исчезнувших ви-
	ВОТНЫХ ВИДОВ.
Общая картина развития лревнерусско-
	го ремёсла впервые была дана в работе
В. Рыбакова «Ремесло древней Руси»,
удостоенной Оталинекой премии. Но эта
работа, естественно, не в состоянии была
исчерпывающее рабсмотреть все отрасли
древнерусского ремесла. }

Oxo из таких отраслей посвящена
кандидатекая дисобртания молодого учено-
го В. Колчина «Черная металлургия и ме-
таллообработка ‘в люевней Руси», кото-
рую он защитил в Институте истории ма-
териальной культуры Академии Hays
CCCP.

В. Колчин сочетает две различные
епениальности* инженера-технолога й
	‚ историка-археолога. Свои знания инжене-
	ра оч сумел плолотворво применить в 00-
	ласти археологической науки. Вроме мор-
	фологического изучения огромного воличе-
ства железного инвентаря древних векэв,
В. Колчин впервые применил к нему
комплексный  металловелческий анализ.
Многие изделия были подвергнуты микро-;
макро-, рентгеноструктурному и  спект-
ральному анализам, что хало интересней-
шие результаты.

Древнерусские кузнецы пе довольство-
вались природным составом железной py-
ды; которая имелась на территорий Руси.
Путем просушки, обжига, промывки, про-
сеивания, удаления посторонних примесей
они оботащали руду. Археологический ма-
териал I—VII serop н, 9. с городиш Be-
лоруссии помог установить, что He нозд-
нее ‘середины первого тысячелетия нашей
эры в центральной п северной полосе Bo-
сточной Европы примитивные железолела-
тельные печи были заменены наземными
съродутными печамт. В концу УП века
в связи с бурным ° подъемом  производи-
тельных сил на территории Восточной Ев-
PONE] STH печи вытесняются новыми, имею-
шими в несколько раз ‘больший объем.

Мололой ученый внимательно исслело-
вал оборудование и инструментарий доев-
нерусской кузницы. Вузнипы имели гор-
ны, воздухолувные меха и все необходимые
горновые принадлежности. Инструмент
был многочислен и разнообразен. состоял
из наковален, молотов. молотков-ручников,
клешей. разнообразных видов  зубил, на-
пильников, штампов, гвоздилен и пр.

Была исследована технология производ-
ствз почти пятисот кузнечных изделий.
Оказалось. что древние русские ножи име-

ли стальные лезвия. Особенно вамечателья
ны самозатачивающиеся ножи, ‚ Древа
русским кузнецам было известно несколья
хо способов изготовления этих лезвий,
Вопрос о ‚местном русском производства
топоров. кос, серпов. ножниц.и пр, не. вы
зывал сомнений. Иное мнение существова
ло о происхождении оружия. В частности;
мечи считались привзными из Западной
Европы, а норманисты приписывали им
скандинавское происхождение. ВБ. Roa.
чин исследовал технологию производства
мечей. Выяснилось, что она была не слож-
нее, чем технология изготовления серпов
или кос и была известна древнерусских
кузненам. Мечи, например, из Гнездовеких
курганов под Смоленском были изготовле»
ны из местной руды, что доказано спевтя
ральным анализом, Доказательство месте
ного изготовления мечей древперусскими
кузненами наносит еще один  серьазный
удар норманской теории,
Всевозможная ковка, . сварка, цементая

‘ция, обточка. резка, полировка, пайка,

инкрустация — все эти технологические

‘приемы были известны мастерам. древней

Руси. Особо сложной была операция сваря
ки железа с высокоуглеродистой сталью;
так как для иее требовалось точное опре
леление сварочной температуры. Микрон

‚структурное изучение сварочных швов поз

казало. что сварочная техника хревнерусз
ских мастеров уже в Х веке стояла ка
высоком уровне. Тонко разработанная и
хорошо освоенная ‘технология сварки лаз
вала возможность изготовлять в большом
количество  тазнообразные BLICOKOR A164
ствопные орудия труда, инструменты. ору
	MHOY
‚В результате исследований 5B. `Болчина
	установлено, что специализированные Куз-
нецы древней Руси (Х—ХИИ века) в совера
шенстве владели’ высокоразвитой техноло-
гией механической и телловой обработки
железа истали. Творческая мыель рубеких
мастеров во всех областях металлургичем
ского и металлообрабатывающего производя
‘ства не отставала, зв некоторых отраслях
значительно опережала развитие техники и
странах Западной. Европы,

В советской науке происходят замечая
тельные процессы  взаимопроникновенля
различных отраслей знания,  обогащаю-
щих друг друга, Мы встречались © остро
умным использованием авиации в радотах
хорезмийской экспедиции“ проф. С. П. Тод
crops. 5. Колчин предпринял Новую
успешную попытку в этом напозавлении:
Его ‘методы исследования древних изделий
из черного. металла заслуживают широ-
‘кого. распространения. Они могут бытв
применены к изделиям из цветных метал“
лов. стекла, тканей и т, п. )
	Дальнейшее расширение методов архе0-
логических исследований откроет новыв
возможности перел наукой, поможет еще
глубже проникнуть в прошлое нашей Po
ТИНЫ.
	КНИГИ С. ПОДЪЯЧЕВА
	ня рождения
	А 95-летию со
				I.
B morsesve you 1881 roxa B семье по-

томственного эстонского батрака Ютанеса

Балласа ролился сын. Его назвали Густав.
Отец шутил: «После жены — моя вторая
в жизни собственность...»

ЁВогда Густаву было шесть лет, мать
Фказала вму:
	— Ты уже можешь работать. Я стовэ-
рила тебя пастушком на хутор. Будешь
все лето сыт, а может быть, и Ba Зиму
чего привезещь...
	Четыре лета подряд Густав пас скот на
Бвулацком хуторе. Он помнит об этих годах
немногое: что летом ему всегда хотелось
есть; что коровы всегда лезли, куда не по-
ложено; что хозяин бил очень больно. В
последние хва года пастушеской карьеры
зимой Густав ходил в начальную школу.
На этом его образование и закончилось. Ну
Ha BCH жизнь остались воспоминания 06
этих двух необыкновенных зимах, когда
перед ним раскрылись тайны грамоты.

Потом три года Густав служнл батраком
у кулака. 38а первый год кулав справил
ему одеженку, за второй год — купил ему
сапоги и дал пять рублей, за третий —
сешил костюм из рялняны и дал десять
рублей. Тогла Густаву казалось, что. все
так и должно быть. Но не пройдет и де-
сяти лет, как судьба столкнет его с моло-
хым революционером Михаилом Балининым.
Густав расскажет о своих батрацких за-
работках, и русский токарь скажет ему:

— А ты He подумал, Густав, почему
вулак твой богатый, а ты бедный? Да
тольБо потому, что богатство, которое де-
дали батрацкие руки, он брал себе, а вам
пил опойковые сапоги.

‚..Отбатрачив три года, Тустав попал в
город. Конторе немецкого фабриканта Ро-
термана понадобились ноги Густава. On
стал мальчиком для посылок. Как старал-
ся Густав! С какой скоростью носился он
по городу!.. Фабрика выпускала сельско-
хозяйственные машины. Густав за первый
месяц своей новой службы успел побы-
вать во всех цехах фабрики. и даже успел
еоставить убеждение, что самая лучшая
профессия у токаря. Он мечтал 0б этом и
се этой своей мечтой нздоел всему фабрич-
ному начальству. Над ним в конце концов
решили посмеяться-—отиравили парнишку
в кузнечный цех, гле роеслые богатыри
орудовали молотами огромной величины...
Но стремление к труду было столь силь-
ным, что векоре малорослый паренек уже
заправски владел тяжелым молотом. Густав
Жаллаб стал кузнецом. Однако болезнь глаз
помешала ему стоять возле кузнечного гор-
на. Густав вынужден был уйти с фабрики
и постунить токарем в Ревельские желез-
нодорожные мастерские.

И злесь познакомилея он ”с Михаилом
Калининым, работавшим в тех же ма-
CTCDCEHX. :

Украинская писательская ‹обществен-
ность готовится к декаде украинского
искусства и литературы в Москве, Госу-
	дарственное литературное издательство
‘Украины готовит в связи с этим выпуск
74. книг лучших прозаиков, поэтов” и
драматургов республики. Эти . издания
печатаются на Одесской книжной фаб-
рике. На снимке: контролеры фабрики
М. Войникова (слева) и Л. Елисеева про-
веряют книги перед выпуском их в свег.
	Фото А ФАТЕЕВА
	А
	Bite

10}
	[6
г
т
i

rat

Е РЕ

заново то ночь =

BO a ER RRR EET OTR PEEPS

По следам выступлений
	«Литературной газеты»
	«ГОВОРИТ КИНЕЛЬ»
	Под таким заголовком в № 83 38
1950 год «Литературная  газета»  поме-
‘стила выступления участников совещания,
проведенного в городе Кинель, Буйбышев-
ской области. Кинельские учителя, врачи,
инженеры, советекие и партийные работ-
	ники говорили 0 серьезных недостатках

благоустройства города.
По сообщению секретаря Винольского
	райкома ВКП(б) тов. Рыбкиной,  город-
ской Совет при активном Участии обще-
ственности принял ряд мер к тому, что-
бы благоустроить город. Открыта желез-
нодорожная средняя школа. отремонтиро-
Bana железнодорожная баня. Построена
	ограда сквера, на улицах установлены
громкоговорители. Заканчивается ^ строи-
тельство Дома культуры.

Составлен план благоустройства города
на 1951 год.

«Материал совещания, опубликованный
в газете, == заключает тов, Рыбкина, —
значительно помог в ОВО Lo-
рода Кинель».

п

«пусто В САРАТОВСКОМ
ЛОМЕ УЧЕНЫХ»
	В статье пол таким заголовком («Дите-
	ратурная газета» от 14 декабря 1950г.)
критиковалась деятельность” Саратовского
	Дома ученых. Правление Дома ученых,
совместно с активом обсудив статью,
признало, что она правильно ‘отражает
	факт неудовлетворительной работы Дома
ученых, и наметило меры по улучшению
его деятельности. и :

a а
	«ТВОРЧЕСКИЕ  дибкуссий — постоянный
	МЕТОД НАУЧНОЙ РАБОТЫ»
	В передовой статье «Творческие дис-
куссии — постоянный метод научной рабо-
ты» («Литературная газета» № 115,
1950 г.) отмечалось, что ценное назинание
научной общественности Московского энер-
гетического института имени Молотова, ор-
ганизовавшей обсуждение экономической
части дипломных проектов, не было под-
держано кафедрой экономики’ энергетики.
Обсудив статью «Литературной газеты»,
кафедра признала критику правильной. В
принятом решении указывается, что’ воп-
	росы, поднятые в ходе дискуссии, ИМЕЮТ
	не только узкое отраслевое, но и се 5езно8
народнохозяйственное значение. амечен
ряд Мероприятий для дальнейшей разра-
ботки поставленных проблем.
	Густав Валлас в колесный цех Ревель-.
ских железнодорожных мастереких посту-.
пил в 1900 тоду. Ему шел тогда девят-.
наднатый год, Сейчас Густаву Валласу
10 лет. И он попрежнему работает в том
же цехе, стоит на том же самом меслеси
занят все тем же — обточкой колесных
пар. Бак було ничто не изменилось за
50 зет, а какая жизнь прожита!.. Сколько
в ней событий, исполненных геройки и
драматизма, сколько. горя и счастья! И
какие в ней произошли изменения! ‘
	Начало 1902 года. Цриметил Густав в
цехе новичка токаря, очень он сноровисто
работал. Когда встретится взглядом, ненре-
менно улыбнется. А тут получилась такая
неприятность. в станку Густава поставили
колесную пару нового типа. Он таких еще
ни разу не видел и ума He мог прило-
жить, как их укренить на станке. Ходит
вокруг и, не зная. что делать. нервничает.
А новенький токарь смотрит ‘на него и
смеется. Потом подходит и. говорит — сде-
	лай так и так. Сделал — все в порядке...
Токарь говорит:
		Вл. ЛИФШИЦ
	тестРенной
	Вогда за спиной только средняя школа,
а лет отроду девятнадцать, не так-то про-
сто притти впервые в чужой дом, ‘в незна-
комым взрослым людям и отрекомендс-
ваться: «Я — ваш агитатор...» Это очень
ответственно. Это значит: я разъяеню вам
политику большевистекой партии и Совет-
ского государства; расскажу о внешнем и
внутреннем положении нашей етраны,
о борьбе за мир, 0 великих стройках ком-
мунизма, о советской избирательной ви-
стеме; отвечу на ваши вопросы.
° Аля Соенина, студентка географического
факультета Московского университета, Be-
POATHO, не сразу решилась войти в лом
№ 44 из подмосковной станции Пресня...
‚ Вот она постучалась. Ей открыли.
Она сказала: —

— Я — ваш атитатор..:

— Заходи, дочка, заходя..:

На пороте стоял Алексей Ролионович

И старый рабочий, ныне пенсио-
нер. Он так радушно приглашал Алю, что
от первоначального смущения не осталось
и следа. Вскоре она перезнакомилаеь 60
всеми обитателями дома. Это были pH
ветливые рабочие люди: сын старика —
слесарь Евгений Шахорин, кочегар Дмит-
pai Вузнецов, рабочий сахарного завода
	Иван Смирнов, домохозяйка Ольга Малы-
	ПГоВа..,
Состоялась первая беседа. Аля расскз-
	зывала о строительстве Сталинградекой и
Буйбышевской ГЭС. Не обошлось без ма-
ленького конфуза. ЕЙ перед беседой сове-
човали «поменьше цифр, побольше полити-
ческих обобщений». A железнодорожника
Стрыгина интересовали ‚именно цифры:
мощность станций, протяженность кана-
лов, вместимость водохранилиш. Аля ве
сумела назвать все. Пообешала  отве-
тить в следующий раз. А для себя exe-
тала вывол: полятические обобщения лолж-
ны строиться на серьезном знании факти-
ческого материала.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о 10 февраля 1951 г. № 17
	произведений С. Подъячева, содержащий
повести и рассказы «Мытарства», «Среди
рабочих», «Зло») «Как Иван” «провел вре-
мя», «Семёйный. разлад», «Письмо» и
др. Однотомник открывается вступительной
статьей Н. Пруцкова. .

Государственное издательство художез
ственной литературы также выпускает ` изя
бранные повести и рассказы С. Подъяче-
Ba, написанные в 1902—1928 гг. В книге
будут напечатаны четыре повести — «Мы:
тарства», «Среди рабочих», «У craposes
ров», «Забытые» и ‘рассказы «Разлад»;
«Карьера Захара Федоровича Дрыкалина»;
«Благодетель», «Новые полусапожки», «Поз
нял» и др. Произведения печатаются по
текстам прижизненного издания полного
собрания. сочинений, выпущенного в 1927—
1930 гг; В вступительной статье А. Коз
тов рассказывает о жизни и творчества
писателя-реалиста, посвятившего свой таз
лант описанию жизни старой русской дез
ревни.
	это называется «абсолютное оружие»
«летающая крепость» и Tomy подобное.
Ничего в этой «летающей крепости» #650
JIOTHOTO HET, поскольку корейские летчиви
ее сштибают.

— Дело в том, что армия у Трумэна
очень нестойкая, — говорит кочегал.

— Ас чего же ей быть стойкой? —
‘спрашивает агитатор. — Она разбойничья:

— Я про то и говорю, Е

За последние годы книги С. Подъячева
издавались сравнительно редко. Однотом-
ник его произведений должен. был выйги
десять лет назад, в связи с 75-летием со
дня рождения писателя. Книга печаталась
в Калуге в трудные дни 1941 года, Фа-
шистские полчища заняли город. Все кни-
ги. были сожжены. : .

Выпущенные ранее собрания сочинений
и отдельные произведения С: Подъячева
стали библиографической редкостью. Тем
более отрадно, что ныне советские чита-
тели вновь получат книги писателя, чье
имя, по выражению М. Горького, «ocra-
нется в истории русской литературы, как
имя человека, изобразившего деревню во
всей ее жути, которая — надо верить —
скоро и навсегда издохнет»,

В конце . прошлого года рассказы
С. Подъячева вышли 150-тысячным тира-
жом в библиотеке «Огонька». Одной из
первых книг этого года в издательстве
	«Московский рабочий» был том избранных

У Виры Винограловой принял участие в  ственной самодеятельности разъезжал на  что не имеет, как ему думается, отноше-
	грузовике по вбему району. Тремя ты-
сячами книг пополнили молодые ленин-
градцы одну из колхозных библиотек...
И в т0 же время они сами жадно впиты-
вали все новое; доселе неизвестное: зна-
комились с организацией труда в колхо-
зах, в работой и бытом колхозной молоде-
жи, с практикой мичуринцев. Читая док-
лады колхозникам, отвечая на их вопро-
сы, Участвуя в беседах, юноши и девуш-
EH приобретали навыки агитаторов и про-
пагандистов коммунистических идей.

«Мы не верили бы учению, воспитанию
ий образованию, если бы оно было ‘загнано
только в школу и оторвано от бурной
Жизни»,

Так говорил‘ тридпать ¢ лишним лет
назад Ленин, обращаясь, к делегатам Ш
оъезла комсомола...
	Вомсомольская студенческая стройка
	мне. вспоминается потому; что в ней ярко
воплотилось стремление нашего студенче-
ства Е активному участию в общественной
	жизни страны, в строительстве коммуниз-
мз. Конечно же, она не заслонила главно-
го, не помешала учебе, Наоборот! Стройка
обогатила студентов драгоценным опытом,
расширила их кругозор; новым светом
осветила знания, . получаемые в институте.

Можно вопомнить и о другом. 0 работе
научных студенческих обществ, нередко
‘выполняющих задания промышленности; о
прочных евязях институтов ¢ производ-
ством; о кружках рабочей молодежи, ру-
коволимых стулентами.
	— Много лет преподаю в институте, —
сказал как-то профессор Шателен. — 3 10
сих-пор не перестаю удивляться: ведь при-
ходят совсем дети, a Через. год-полтора
смотришь -— перел тобой взрослые, само-
стоятельно мыслящие люли...
	Речь шла He только о специальных
знаниях, которыми успешно овладевают
вчерашние школьники в высшем учебном
заведении. Речь шла 06 их’ жизненном
‘опыте, о политическом возмужании.
		беседе рабочий Николаев. В 1920 году. в
Москве он видел и слышал Владимира
Ильича Ленина, провожавшего войска НА
польский фронт...

Две тысячи студентов всех факультетов
Московского университета лмени Ломоно-
сова — филологи, географы, химики, ието-
рики, философы, математики,  биоло-
Ги -—— работают агитаторами по выборам в
органы советекой власти. Их можно вотре-
THT ив домах по улице Горького, и на
пригородной станции Пресня, и на Леник-
ских горах, у рабочих-строителей нового
здания МГУ. /

Вдумчиво; инициативно: творчески pa-
ботает большинство згитаторов. Иные уже
неё первый год приходят к избирателям,
некоторые стали атитаторами недавно.

Поллинную школу общественной дея-
тельности проходят  бтудентн-агитаторы.
В живом общении © народом молодежь
приобретает и закрепляет необходимый об-
мественный опыт.
		ния в избранной им специальности. Труд-
но поверить, HO он не читает художествен-
ной литературы, He ходи? в кино ив
театр, не интересуется ни одним видом
искусства. Комсомольские поручения (он
комесмолец!) для него — тягостная обя-
занность. Он безучастен, похчеркнуто пас-
сивен в общественной жизни.

А ведь, возможно, слушая лекцию, оп
силит на той самой скамье, где сидел ко-
гла-то, будучи студентом. Вячеслав Михай-
лович Молотов или Михаил Васильевич
Фрунзе...

Будет ли он ученым? Настоящим, боль-
шим ученым?

Энгельс писал во введении в «Диалек-
тике природы» про ученых эпохи Возрож-
дения:

«...0HH почти все живут в самой гуще
интересов своего времени, принимают жи-
вое участие в практической борьбе... и бо-
рются кто словом и пером. кто мечом, а
вто и тем и другим вместе. Отеюда ta
полнота и сила характера, которые дела-
ют их. цельными людьми. Кабинетные уча-
ные являлись тогла исключением: это или
люди второго и третьего ранга, или благо-
разумные филистеры, не желающие of-
жечь себе пальцы».

Не следует ли моему знакомому второ-
RYPCHERY призадуматься нал словами Эн-
гельса?

ar
	Але Сосниной и ее товарищам не rpo-
	зит опасность стать в науке «людьми вто-
	рого и третьего ранга». Они живут в са-
мой гуще интересов своего времени.

Разложив на столе политическую кар-
ту мира, Аля Соснина рассказывает изби-
рателям © международном положении:
0 скандальной поездке Эйзенхауэра по
транам Запалной Европы; о военной ка-
тастрофе, постигшей американцев в Корее.

~~ Кошельком-то много` не навоюешь, —
товорит Иван Алексеевич Смирнов, рабо-
чий сахарного завода.

— Вак вы сказали? — переспраптивает
агитатор,

— Кошельком, говорю, не навоюешь
много. Долларами.

— Это верно. Тут еще кое-что нужно
иметь, — вслух размышляет кочегар Куз-
непов.

— Они на технику сильно расечитыьвах
	ют, — говорит Иван Алексеевич. — У них
	‹ Поздно вечером агитаторы оживленной
гурьбой направляются к остановке ‘авто
буса: Морозно. Волосы у девушек побезо<
ли от инея. Ребята то и дело растирают
уши. На путях гудит паровоз, Вот он
проносится мимо, энергично работая док
тями, словно тоже желает согреться, & 34
ним бойко тараторят товарные платфор-
мы, груженные строительным камнем:
Студенты ждут, пока пройдет состав, 8
затем шагают через переезд.

— Я знаю, что мы пряносим пользу, —
говорит Виктор Мякокин, — но’ думаю, что
еще больше пользы получаем от этой р8з
боты мы сами. Я, во всяком случае.

— Bee. He только ты.

— Я вот писала раньше протоколы,
была техническим секретарем факультет-
ского бюро ВЛКСМ... Но то ли дело—аги-
татор! Увлекательно, интересно, все время
6 ЛЮлЛЬМИ.
	„= А почему выбрали Виктора членом
факультетского бюро? — вступает в 1а3-
говор Валерий Анлроников. — Потому что
	у него уже есть опыт агитационной таз
боты.
	— Можно сказать, вырое на этом дез
ле, — смеется Виктор Мякокия,
	— А что ты думаешь? Вонечно!
	— Ребята, автобус! Опоздавм... Бегом!
ee
ae
	Я думаю о том времени, когла и Вактор
Мякокин. и Аля Соснина. и Валерий Ane
хроников, и многие, многие тысячи‘ сту-
дентов-агитаторов покинут стены своих ин*
ститутов. Не только книжные знания и
первоначальные практические навыки вы-
несут они оттуда. Нет. Географы. и врачя,
командиры производства и начальники
экепедипий — всо они.  мололые строп»

тели коммунизма, булут активными зги-
таторами и пропагандистами веепобеждаю-

щих ленянско-сталинских идей.
		Мне вспоминается белый палаточный
лагерь на крутом берегу реки Систы. Баг
ряный флажок полыхал в голубом июль-
ском небе, а внизу, у самой воды, шла
дружная и веселая работа. В пыхтенье
локомобиля вилетался высокий звон пило-
рамы. На вагонетках-платформах пильшя-
RH потвозили могучие сосновые стволы.
Стучали топоры — бригала плотников 38-
канчивала мост через отволный канал. В
трусах и высоких резиновых сапогах 0
катальным доскам с тачками и носилками
пробегали загорслые ребята. Механики (т19-
же в трусах, но, кроме того, хля солидно-
сти, в пиджаках и кепках) неспешно ©о-
вешались возле бетономешалки. А в реке
росла перемычка. Вода фонтанила и бур-
лила, пробиваясь сквозь камни. Она под-
нималась на глазах, и вот — хлынулз В
отводный канал. Громовое «ура» прокати-
лось над строительной площадкой!..

Это студенты и студентки Ленинград-
ского политехнического института имени
М. И. Калинина строиля в Вингисепиеком
районе межколхозную ГЭС.

Студенты не только построили электро-
станцию. С первых же лней установилось
живое общение между студентами и кол-
хозниками. По вечерам студенты вели в
колхозах. беседы на различные полатиче-
	ские и научные темы. Воллектив хуложе-
	Но котла л вепоминаю 060 всем этом, низ
память приходит один знакомый студент-
второкурсник. О нем хочется рассказать
ocoho.
	У этого юноши незаурядные _ способно-
сти. 0 нем говорят: «будущий ученый...
Но он решительно отгородилея от в6его,