раздник в степи
	горожанина. Речь идет о психологии, по-
вадке, образе мыслей, сумме знаний...
	Песочного цвета «Победа» мчит кубан-
ской стенью вчерашнего кребтьянина №л-
стантина Александровича Ворина,  канди-
дата в депутаты Верховного Совета РСФСР.
По специальноети Борин комбайнер, но в
то Же время он — аспирант  Сельекохо-
зяйственной академии. В полевой офицер-
ской сумке его лежит стенограмма прочи-
танной им в. Москве публичной . лекции;
«Пути повышения производительности
комбайнов». А в нескольких часах езды
от здешних мест расположена MTC, rie
Борин кажлое лето убирает хлеб.

На митинге в станице Кавказской moao-

ой избиратель, ученик десятого  класеа
Поза Флер назвал Eopuna- wureaauren-
	Лева Козлов назвал Борина HIPC ATA
ком нового Tuna. Всобще-то 9710 верно.
	TOM нового типа. Вообще-то это верно.
Однако точнее было бы, пожалуй, сва-
зать: «человек нового типа». Человек,
воспитанный в обществе, гдо, как нисали
Марке и Энгельс: «...свободное развитие

кажтого являетея условием свободного pas-
	вИТиИя Всех».
Автомобиль илет от станицы к станице.
	но МЖавказекому, Тбилисекому и другим.
	районам, входящим в Кропоткинский избу-
рательный округ.
	И бывает так. что только что степь была.
BCH черная, а потом вдруг, снустя каких-
	HHOVIb полчаса. поделела. Должно быть.
	затишные, и.
	места злесь 60700 низкие.
	Новые работы ученых

Для здоровья советских людей
	Аппарат
для обезболивания родов
	Еще задолго до войны в ССОР были сде-
ланы успешные понытки массового 0без-
боливания родов, В’ 1940 тоду в обиходе
лечебных учреждений появилея  отечест-
венный аппарат «Вега». Но при помощи
«Веги» удавалось достигнуть лишь частич-
ного обезболивания.

Советекие ученые и конструкторы зада“
лись благородной целью — создать новый
тин аппарата. Значительных успехов в

этой области лостигли краснодарский про-
фесеор П. Старков и московский конструк-
тор П. Аксенов. -

Сейчас в родильных домах Москвы
испытан новый передвижной аппарат для
обезболивания—«НЕБ-1». Уже в 700 слу-
чаях он дал положительные результаты.
Смесь закиси азота и кислорода, получаз-
мая с номощью этого апиарата, совершенно
безопасна для здоровья и дает достаточное
обезболивание. =

У аппарата «ЦЕБ-1» болышное будущее.
On найдет, в частности, применение и в хи-
рургии, — 00 этом свидетельствуют успеш-
ные испытания, проводимые в институте
имени Склифосовского и на станции ско-
рой помощи Москвы.

На ленинградском заводе «Красногвар-
деец» началось серийное производство пер-
вой партии новых советских аппаратов
	р
	тля обезболивания родов.
	Усовершенствованный
рентген
	Нет сейчас, пожалуй, такой области ме-
дицины, где бы не применялся рентген.
Рентген непрерывно совершенствуется, и}
сейчас советским конструкторам удалось:
создать новый тин комбинированного ап-.
парата, которому, бесспорно, „предстоит!
сыграть огромную роль в дальнейшем раз-
витии отечественного здравоохранения.

Как известно, при обычных рентгенов-.
ских снимках лучи, пронизывающие ис-
еледуемое тело, встречают на своем пути‘
слои различной плотности, лежащие один’
над другим, — кости, мышцы, внутренние
ортаны. В тех случаях, когда центр забо-
левания (например, каверна) расположен
на значительной глубине и закрыт нахо-
дящимися над ним и под ним слоями, даже
при самой совершенной технике просвечи-
вания трудно получить ясную картину 3a-
болевания.

Новая оригинальная конструкция, пред-
ложенная инженером Киевского рентгено-
радиологического и онкологического инети-
тута М. Овощниковым, назваиа томофлю-
	орографом. Этот замечательный аппарат
лает возможность, помимо обычных рент-
	‚Состоялись первые: занятия во вновь от-
строенной учебной леплоэлектроцентрали
Энергетического института имени В. М.
Молотова в Москве, Во второй половине
учебного года начнется чтение специальных
курсов по дисциплинам гидротехнических
сооружений, предназначенных для подго-
товки инженеров — будущих ‘участников ве-
ликих строек. Новая специальность — гид-
	ХАРЬКОВ. Харьковский «Облсельпроект»
закончил составление схемы нового нлани-
рования Волчанского файона. Вместо суще-
ствующих 85 сел и хуторов здесь вырастут
32 благоустроенных населенных пункта. В
каждом селе запроектировано строительство
электростанции, Кроме школ и больниц, в
укрупненных селах района намечено строи-
тельство домов культуры, клубов, парков
и стадионов, мастерских бытового обблу-
живания и т. AL
	кам! Среди них есть уже крупные партий-
ные, советские и хозяйственные работни-
ки, есть и професеора, в свою очередь вы-
ращивающие научную смену...
	Константин Хаматканович делится CBOH-
	ми наблюдениями:
	— Уже третий раз меня выдвигают в
депутаты Верховного Совета нашей рес-
публики, И должен сказать: отчетливо за-
метно, как от выборов к выборам избира-
тели все больше обращаются в депутату с
вопросами, которые затрагивают не только
их личные нужды. Колхозник Григорай
Плиев из села Сунжи разработал новую
агротехнику кукурузы. Кюлхоз получил
высокий урожай. Но. думаете. Плиева это
удовлетворило? Ничего подобного! Прихо-
дит wo мне и говорит: «Почему не распро-
странить опыт нашето колхоза? Товарищ
детутат, нужно твое слово!». Я. конечно,
предпринял все, что в моих силах. С но-
мощью Министерства сельского хозяйства
и партийных организаций оныт Плиева
распространилея широко по Осетии.

— Думается мне, что это иесть народ-

ная власть; люди чувствуют  ответетвен-
ность за всю страну.
	— H 710, 470 я вам говорил о нашем хода-
тайстве, с которым мы обращаемся в Мо-
скву, — 0 создании Северо-Осетинского фя-
лиала Академки наук, — это тоже предло-
жение избирателей, научных работников.
А врач Дзиов и некоторые другие потребо-
вали поставить вопросе © Кармадоне —
есть У нас такие дивные целебные иеточ-
ники. Мы хотим, - чтобы Каруадон стал
культурным курортом...

...Вечером я смотрел спектакль B Oce-
тинеком драматическом театре. Спектакль
Wet B TOM самом историческом здании, где
Сталин. провозгласнл автономию Горской
советской республики.

Афиша извещала: «Спектакль Осетин-
ского драматического театра. В, Шекспир—
	«Отелло». Б главной роли народный ap-
тист С.-0. АССР В. Тхансаев».
	Над кассой табличка: «Вее билеты про-
даны».
	Осетинскому театру всего линь пятна-
дцать лет, но у него свои традиции, своя
история, отличные актеры и ноетанов-
щики, .
	гоновских CAI, AO ER ЗУ ивыь,

то-ееть фотографировать отдельные органы
п внатоенние части человеческого тела
	так, как будто оы произведены разрезы,
С помощью, томофлюорографа  рентгенолот,
как и анатом, может иметь ясное представ-
ление о любом слое организма человека,
Новый аппарат позволяет получать изод-
ражение иё только на рентгеновской плед-
ке, но и на флюоресцирующем экране, с
которого можно производить съемку 0ыч-
ным фотоаппаратом.

Центральное конструкторское бюро Глав-
ного управления медицинской промышаяен-
ности успешно спроектировало новый ore-
чественный аппарат, а киевский  завол
рентгеновского оборудования «Ренток» при-
ступил к ого серийному производству,
	Оксиметр
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	«Не оправдывающие
себя «рецепты»
	Под таким заголовком в газете «Совет-
ское искусство» от 30 января 1951 года
напечатана статья Мих; Белявекого о Сце-
нарной студии Министерства кинемато-
графии СССР. Видимо. желая более’ убе-
дительно показать плохую работу Сщенар-
ной студии со своими авторами, Мих. Беляв-
екий приводит такой пример: будто бы я
«пришел на студию и предложил паписать
‘сценарий’ 0- послевоенной жизни кубанеко-
ro колхозного села». Однако «тогдашний
директор студии Д. Еремин поспешил за-
явить, Что сценарий не получится». После
этого начинающий сценариет «использовал
свой замысел для нанисання романа, и
роман этот получил Сталинскую премию».
Далее сказано, что той же стулией «этот
роман был экранизирован» и что «к экра-
низации студия подошла недостаточно
серьезно», поручив эту работу сценариету
С. Ермолинскому, а затем  драматургу
Б. Чирекову.

Все это -— довужий вымысел. Я не при-
ходил на студию с замыслом и не пред-
лагал написать сценарий на тему еще не
написанного романа. Наоборот, после того,
когда роман «Кавалер Золотой Звезды»
был написан, Сценарная студия и ее ди-
ректор сами предложили мне написать
сценарий по роману. Что же касается еце-
нариста С. Ермолинского и драматурга
Б. Чирскова, то они были привлечены к
работе Hak сценарием, но опять же не
Сценарной студией, а киностудией «Мос-
фильм».

Такова истина. Непонятно, зачем, пона-
добилось автору статьи извращать факты
и вводить в заблуждение читателей газеты
«Советское искусство»,
	С. `БАВАЕВСКИЙ
a
	По следам выступлений
	«Литературной газеты»
	«ВЕТЕР ПОВЕРНУЛ НА ГОРОД»
	В связи со статьей Н. Атарова «Ветер
повернул на город» («Литературная газе-
та», № 60 за 1950 г.) заместитель мини-
стра цветной металлургии CCCP тов.
А. Малинин сообщил редакции:

Нь предприятиях министерства в тече-
ние 1949—1950 тг. была проведена
серьезная работа по улучшению действую-
щих и строительству новых пылеулавли-
вающих приспособлений.

Решена. уже одна из важнейших про-
блем — очистка газов от сернистого ан-
гидрида с использованием его для произ-
волетва. Правительство вынесло снециаль-
ное решение. определяющее мошности и
сроки строительства очистных установок.

Научно-иселедовательский инетитут
цветной металлургии, в свою очередь, про-
делал большую работу по улучшению кон-
струкций установок на нескольких заводах.

Отнако коэфициент полезного действия
	всех этих пылеулавливающих приспосод-
лений еще недостаточно высок. В связи с
этим министерство разработало план про-
ектирования и строительства более эффек-
тивных пылеулавливающих установок.

Заместитель министра электростанций
СОСР тов. В. Ермаков сообщил:

Миниетеретво совместно с Гостехникой
CCCP и’ Миннетерством здравоохранения
СССР выработало ряд мероприятий. кото-
рые должны существенно улучшить сани-
тарные условия в городах и рабочих по-
селках. расположенных вблизи  электро-
станций.

Все вновь строящиеся и реконструируе-
мые электростанции и котельные 0бору-
дуютея золоулавливающими уетановками.

Составлен перспективный план coopy-
жения  золоуловителей на действующих
агрегатах.

В первом квартале текущего Toya на
одной из электростанций должно быть за-
кончено сооружение первой эпытно-прэ-
мышаенной установки по очистке газов от
окислов серы с тем, чтобы после ее испы-
тания оборуловать такими же установка-
	ми теплоэлектроцентзали столицы.
	дагоги в Один голос говорят, UIT и saTvre
мало.

Доктор экономических наук профессор
Константин Хаматканович Дзокаев, стоя-
щий во главе Северо-Осетинского научно-
исследовательского института, делится
своими заботами:

— Наша насущная и неотложная по-
требность — добиться создания в респуб-
лике филиала Академии‘ наук СССР. На-
шего института нам уже мало. Необходим
центр по организации изучения производи-
тельных сил Осетии. Научных работников
для создания филиала у нас достаточно —
и докторов наук и кандидатов. И я уве-
рен, Москва согласится с нами;

На груди Константина Хаматкановича—
значок депутата Верховного Совета СССР.
Он — предеедателв Верховного Совета Се-
веро-Осетинской республики. Сейчас тру-
дяниеся Соверной Осетии снова выдвигают
60 в депутаты Верховното Совета АССР.

Константину Хаматкановичу под шесть-
десят. Это — седоватый человек с круп-
ными, резкими чертами лица, спокойной,
медлительной речью учителя и живыми,
молодыми глазами. Поле ото родителей,
затёрянное, в горах, умещалось едва ли не
под одной буркой. Елинственное, чего он
достиг до революции, — закончил церковно=
приходекую школу, а затем четыре класса
Арлонекой духовной семинарии.
	зато, как только в Осетии отгремели
громы гражданской войны, одним из пер-
вых закончивиих агрономический факуль-
тет во вновь созданном во Владикавказе
сельскохозяйственном институте, был Дзо-
касв. Он закончил институт экстерном.

Затем, также экетерном, совмещая за-
нятия © работой агронома, №. Х. Дзокаев
закончил Инетитут красной професесуры, а
	потом -—— аспирантуру при Институте эко-.

номики сельского хозяйства в Москве.
Темы всех его научных работ — живо
тренещущие темы развития народного х0-
зяйства родной страны, «Производитель-
ноеть труда в МТС Северной Осетии»,
«Экономическое развитие осетинского кре-
стьянства», работы, посвященные коллек-
тивизации. Шо не только в статьи и книги
вложен вдохновенный Toya Константина

Ааматкановича. Сколько сил отлано учени-
	Ефим ДОРОШ
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	— Солнце! Солнышко! Разве же любит
его кто-нибудь так сильно, вай мы, кам-
байнеры? — сказал Константин Алексан-
дрович Борин.-—= Ночью тоже можно уби=
рать, но днем лучше. И котда садится
солнце, кажется, ухватил бы его руками:
стой!.. стой!.. ну еще минут двадцать по-
свети, я еще загон елелаю. Но вот солнце
село. Включен свет на тракторах и кэм-
байнах. Тихо, тихо стало в степи...

Борин поворачивается ко мне. Ой сидит,
рядом ¢ шофером. За ето спиной, ид
комковатой черной стенью с чуть белею-
щим среди кочьев земли снегом встает
большое красное солнце. Оно как бы ды-.
Митея, словно только Ч вышлю из горна.

— Тут уж мы перестаем  разговари-
вать, — говорит Борин, — только слуша-
ем: что цепи?.. как моторы?.. У меня же
в агрегате сколько моторов: на тракторе,
на комбайнах, на грузовых машивах...

Солнце поднимастся всо выше; оно ста-
ло почти блым и как бы расплавилось в
небе: на него уже нельзя смотреть. Про-
зрачные струйки снега, гонимые ветром,
торопливо переползают через укатанную,
смерзшуюся дорогу.

— Й когла исправно работают моторы,
когда цепи в порядке, — восклицает Вон-
стантин Александрович, — это же симфо-
ния! Степная симфония!..

Борин прав. lo недавнего  вуеме-
ни. как и двести. триета лот назад, «етепе

В станице Дмитриевекой, где вовруг ни
ута. ни кустика, Борин  спрамивает:
	‘прута, ни кустика, рорин  спрамивает:.
«Почему у вас нет садов? Кубань ведь.
He только шиениней славится!» И TYT же
_прикидывает, какую выгоду будет иметь
колхоз от ягодника и сада. Пожалуй что
на каждом митинге  обеуждают, Kak bu
поетроить еще одну школу, детские яели.
Комсомольцы Досевской МТО, отетавшей с
ремонтом. тракторов, тут. же на встрече е
кандидатом решили ко дню выборов отре-
монтировать в свободное ‘время TPH TpaK-
тора «СТЗ». А встанице Казанской, жите-
ди которой всегда нуждались в хорошей
питьевой воде, председатель укзупневното
волхоза arpoHom Иван Лукич Кравченко
под гром аплодисментов объявил: «В млё,
товарнши,  пускаем  артезиансялю сква-
жину!.. Трубы у нас есть. Денег, сколько
нало, имеется. Договор © водхозом заклю-
чили. Все в наших руках!»

Но среди мирных сельских дел и забот,
которые относятся, казалось бы. лишь, к
этой вот станице ФТбилиеской, раескинуз-
шейся на крутом берегу Вубани, люди не
забывают о делах и.заботах всего земного
шара.

Голос Борина — тихий голос’ человека,
привыкшего разговаривать © детьми, с по-
мошником на комбайне, с профессором при
сдаче зачета,-— голос ФРорина становится
громким и страстным, когда он говорит
00 американеких поджигателях войны,
против которых поднялись народы. Делегат
двух всемирных конгрессов.  сторонни-
ков мира; Вонетантнн Александрович рас-
сказывает о своих бразильских, корейских,
французеких и американских друзьях, ©
которыми он встречался в Пзате и Варша-
ве. И мыели проетых людей. живущих за
тысячи верст отеюда, понятны и близки
людям. силаящим в маленьком зале станич-
	‘Oro Katyba, Tle под потолком протянулись
	гирлянды бумажных флажкюв, оставшихся
с елки.
	А потом ветреча избиратедеи с кандида-
том в лепутаты приобретаете характер нро-
изводетвенного совещания. В кубанской
степи много мащин. Степняк сегодня —
это. пожалуй, не‘ столько джигит, еколько
	механизатор. Ha любом митинге сидят.
комбайнеры, трактористы. Глядят они
именинникамя  «Ворина выбираем. Rowe
	именинниками:  «Борияа выбираем, ком-
байнера!»

Седой, усатый комбайнер Темижбекской
МТС Мефодий Егорович Ноженко, подняв-
шиеь на трибуну, говорит: «Я работать
умею лучше, чем разговаривать. Ho ya
еели взял слово, так скажу: спасибо вам,
Конетантин Александрович, за науку». -

Повернувигиеь всем своим могучим кор-
пусом к Борину, стоит на ецене клуба
совхоза имени Кагановича комбайнер С6-
мен Петрович Неботов: «Я, Константин!
Александрович, в тридцать пятого года
опыт ваш перенимаю. Особенно помогли,
вы мне своей статьей в 1949 году. На-
учили, как убирать влажный хлеб».

Й начинается разговор  комбайнера с
комбайнером.

Иногла, как это было в станице Тбл-
лисской, механизаторы о собираются от-
дельно. Мастер. комбайновой уборки Ron-
стантин Александрович Борин, развесив
на сцене схемы и чертежи, достав указ-
ку, читает лекцию:

— Первый в мире комбайн, -— говорит
он, — или, как тогда ето назвали, «кон-
ную зерноуборку на корню», изобрел в
пестидесятых годах нрошлого столетия
русский агроном Андрей Романович Вла-
сенко...

Нет, все же это праздник! Болыной
праздник в жизни народа!

Высоко в голубом небе, над черной, с
пятнами снега стенью, над коричневыми
и влажными осокорями у клуба, с голых
ветвей которых падают радужные канли,
над красным знаменем пионерского отря-
да  по-весеннему сияет еолнце. № свеу-
кающей стеклами «Победе» подходит ста-
рая казачка. низко кланястсея кандидату:

— Ты ж там, сынок, — говорит она, —
(талина повилай. Поклонись ему от нас!
	г. КРОПОТКИН, Краснодарский край
	Новым словом в советской медицинской
технике является и  оксиметр — прибор
для измерения количества кислорода в
крови. Он становится. незаменимым в хи-
рургической практике. являясь отличным
помощником врача в его борьбе с понл-
женным содержанием кислорода в ткани.
Оксиметр в сочетании © ранее освоенных
в нашей стране электрокардиографом по-
зволит значительно улучшить диагностику
сердечных заболеваний.
	Над созданием оксиметра трудилась
труппа снениалиетов во главе с конструк-
торами Д., Поповым и Л. и пр-
фессором Е. Rpene и инженером Е. Bo-
лотинским, В Москве и Ленинграде offen
испытываются 12 образцов store ориги-
нального прибора. изготовленного ленин-
	традскими  экопериментальнызи — масте]-
скими Академии медицинских наук СССР.
В этом году будет произведено большое
количество оксиметров.

eM
*

В нынешнем году Центральное  Кон-
структорское бюро Главмедпрома даст ie-
чебным учреждениям различную новую ме-
дицинскую анпаратуру, в том числе уни-
версальную зубоврачебную установку, уни-
версальный операционный стол,  ренти-
новскме принадлежности, дезинфекционное
оборудование, электроаппараты. Для бисло-
гических лабораторий нового высотного 341-
ния Московского университета бторо раз-
рабатывает конструкции новых оригиналь-
ных приборов.

Большое внимание уделяется помощи
заводам медицинского оборудования в (-
воении и выпуске новых видов лечебных
аппаралюв и приборов. Дальнейшее укреп-
ление творческого содружества конструк:
торэв и деятелей науки послужит залогом
дальнейших успехов в борьбе за здоровье
	советских людей.
А СИНЕЛЬНИКОВ
	ромашиностроение — вводится CO вре
семестра. и в Высшем техническом учили-
	ще имени Н. Э. Баумана. Будущие спе-
циалисты великих строек прослушают куре
	лекций по монтажу и эксплоатации гидро-
	турбин, насосов, машин Для земляных ра:
бот. Началась также подготовка специалн-
	стов по экскаваторам, землероиным маши-
	нам, транспортирующим устройствам.
	Сейчас в. сельскохозяйственных артелях
лчанского района создается  производ-
	Волчанского района создается производ:
ственная база строительных материалов, со-
	оружаются кирпичные заводы, организуется
производство черепицы, стандартных строн-
	тельных деталеи, открываются карьеры по
	глины. Готовятся
пом колхозе co-
	дебыче камня, песка и гли;
калпры строителей. В кажлом
	кадры строителей. ВБ каждом колхозе со-
зданы постоянные строительные бригады.
	Комплексные проекты сооружения новых
благоустроенных cen составлены и Для
	многих других районов области.
	Тхапеаев — актер обжигающето темпе-
иента, Подкупающей человечности,

Осетинский Театр, воспитавшяй Этого
антливого актера.  созтавалея TAK. Rak
	талантливого актера, COBAABAICA TAK, Kak
это возможно только у нас в стране. Груп-
пу одаренных осетинских юношей и деву-
шек направили на государственный счет в
Москву, в Институт театрального искус-
ства. Здесь они составили первую
осетинскую театральную студию. Славные
мастера русекой сцены на протяжении че
тырех лет отечески передавали им’ свой
	опыт,  отуденты получили и фундамен-
	тальное общее образование. После этом
студия, в полном составе вернувшаяся на
родину, стала первым национальным 06е-
THHCKHM театром.
	Приходят все новые силы: актеры, окон-
чивитие пятнадцать лет назад ГИТИС в
Москве, уже воспитали следующее арти-
стическое ‘поколение растут и собетвен-
	сетическое = TORO
НЫе драматурги.
	ной симфонией» можно было назвать шум ьенег не сдувает. как на юру, или же Be
narnia TOTOT и ржание коней. пееню жа- тер идет по степи струями.
	Случается, с утра льет дождь, землю
затягивает ледяной коркой, под которой,
распластавиииеь, о зеленеет › травка, и на
	реке Кубани, на вепученном льду, плава-
ют в лужах навоз и солома. № полудню
все раскисает, пахнет  оттаявшей  паш-
ней — вот-вот сеять, но в вечеру рыхлы-
ми хлопьями начинает валить снег.

В любую погоду и в любое время AHA
возле станичных клубов толнитея народ.

Что это; праздник или производственное
совещание, дружеская беседа или митинг,
отчетное собрание, заседание местного ор-
гана власти?’ Пожалуй, и тб, и другое, и
третье, входит в понятие, которое мы ял-
зываем  «ветреча избирателей с0 своим
	кандидатом в депутаты».

От праздника — шитые золотом  знаме-
на в глубине снены, за столом президиу-
ма: транспарант на мосту Через речку
Зеленчук у станицы Геймановской: «При-
вет нашему  канлилату в депутаты To.
	ветра, топот и ржание коней, песню жа-
воронка, шелест  ковыля, размеренный
екрип мажары.. Но вот уже двадцать лет
как в степь пришла машина: автомобиль,
трактор, комбайн. И не только весной, ле-
TOM или осенью, когда в стени, куда HH
глянешь,  голубеет дымок, оставленный
трактором, когда плывет над комбайном
легкое пыльное облако или, расшвыривая
грязь, мчатся раскиешими грейдерами гру-
30BIRH, —~ Ho uw сейчас, в глухую зимнюю
пору, нельзя представить себе степь bes
машины. Позавчера, на выезде из reper
Кропоткина, гле широкая улица с двумя
крайними домами по обеим ее сторонам
казалась воротами в степь, мы вудели

возле конторы Ceabxo3cHada ряды  све-
жеокрашенных сеялок, тракторных  сено-
косилок. триеров, Культиваторов, нриго-
	товленных к отправке. А сегодня, оглупив
нас ревом и на Короткий миг наз
крыв cBoe темной тенью, проносятся
одна за другой тяжелые трехтонки, гру-
женные минеральными удобрениями, кон-
	у. %
	центратамн, с неподвижными, RAR ИзЗВаЯ- Борину»; букет комнатных цветов, кото-
ния, седоками в` тулунах. рый, взобравшиеь на стул,  преподнее.
^ Вот уже третий день как мы © К0м- Бонстантину Алексанаровичу в селе Ван-.
байнером Бориным езлим по Кромоткин- повка  левятилетний мальчик Виталий
	Щербаков. От праздника — улыбки, фла-
ти. духовые оркестры и молодецкая бара-
банная дробь пнонерских дружин...

И наряду с этим, —будто не в зритель-
ном зале сидят они, а за семейным ето-
лом. —возникаст вдруг простой, какой-то
домашний разговор. Словно старший сын
или брат, вернувитийся из дальних стран,
Борин рассказывает о своих заграничных
внечатлениях: «А в Нолыше карточек йа
продовольствие уже нет... Много можно
встретить там советских. машин с эмбле-
мой «Серп и, молот»...

В неторонливые эти речи, нисколько ие
епоря е ними, вплетаются деловые, стрэ-
тие слова, какие можно услышать на от-
четном собрании или прочитать в рапорте.
Они относятся не только к работе того
или иного коллектива избирателей, но н
& Труду самого кандидата. В Темижбек-
ской представитель  мельничного завоза
Николай Иванович Ногачев счел долгом
сообщить Борину 0 производственных ус-
пехах своего предприятия. А в 60вхозе
имени Максима Горького бригадир свино-
водческой бригады Алексей Алексеевич
Алексеев говорил о достижениях, каких
добились его люди. И, словно речь идет 0
нем или об очень близком ему человеке, он
с гордостью произносит: «Чтобы перевезти
хл6б, который убрал в своей жизни наш
кандидат, потребовалось бы около двух
C половиной тысяч вагонов».

Временами кажется, чм в maybe yer
сессия сельского совета,
	скому избирательному округу. Вонетантин.
Александрович, — кандидатуру которого
злезь во второй раз выдвинули в. Верхов-
ный Совет РОФСР; объезжает станицы и
села, встречается с избирателями.

По дороге из Москвы, в Barone, Борин
рассказывал, что лет двадцать пять назах
самой совершенной машиной казался ему
сверлильный станок одного знакомого ку-
старя, & самой трудной и красивой про-
фессией — профессия слесаря. Примерно
в то же время, точнее, года за три до это-
го. на первой нашей сельскохозяйственной
выставке некий профессор из бывших
светил земской агрономии доказывал Kpe-
стьянам, собравшимся вокруг американ-
свого трактора, что трактор нам не по
карману, что некому в деревне работать
на нем, починить при поломке. «Россия
He Амеряка, — восклицал он, — для нее
этот путь не годится».

Ugo ж, в этом последнем профессор был
прав. Советская Россия пошла по пути,
начертанному еще Марксом и Энтельсом,
которые в 1848 году писали, что одной
из задач пролетаризта, когда он завоюет
влаеть, будет: «Соединение земледелия с
промышленностью, содействие постепенно-
му устранению противоположности между
горблом и деревней». И если взять во вни-
мание не одни лишь материальные фор-
мы городской и деревенской жизни, —
чтобы ло конца уничтожить противополож-
ность между ними, необходим еще извеет-
ный рок, == то попробуйте отличить сего-
хня в нашей стоане сельского жителя от

Инженеры для великих строек
			Комплексное проектирование новых сел
	СОЛНИЕ НАД ОСЕТИЕЙ
	®
Руд. БЕРШАДСКИЙ
®
	ной. эдесь у вас слишком мало местных.
людей, умеющих управлять своим наро-
дом... Необходимо, чтобы ваши люди во-
влекались во все области управления
страной...

Автономия должна вас научить ходить
на своих собетвенных ногах, — в этом цель.
автономии». :

Тридпать лет прошло с тех пор. Ha-
стойчиво, неуклонно выполняя указания’
товарища Сталина, Северная Осетия BOSMY-
жала и расцвела. Особенно заметно это
ныне, в праздничные дни подготовки к
выборам в: Верховные Советы.

По-весеннему щедрое, сияет солнце над
Осетией, над равнинами ее и горами. И
словно с горной вершины отлядывает на-
род свой пройденный путь. До чего же,
оказывается, громаден масштаб всего еде-
ланного!

Бесланский маисовый крахмало-паточ=
ный комбинат, крупнейший не только на
Кавказе, но и в Евроне, насчитывает боль-
ше рабочих, чем было занято во всей про-
мышленности дореволюционной Осетии.

Садонекие рудники -— блестяще  осна-
щенные первоклаесной техникой передо-
вые горнорудные предприятия страны,
дающие значительную долю всесоюзной
добычи пинка, свинца ит. д..—что общее
то у них, кроме названия, с жалкими руд-
никами бельгийского акционерното обще-
ства. <Алагир»?

Советская власть в корне разрешила и
земельную проблему в Северной Осетии.
Свыше 150 миллионов гектаров земли но-
ступило в бесплатное и вечное пользование
	трудового крестьянства ресиублики. hpe-
	стьяне спустились с гор в плодлородлнейшие
равнины. Иенользующие передовую техни-
KY машинно-тракторные станции BLITDA-
няют самые трудоемкие сельскохозяйствен-
ные работы во всех колхозах. Пасятки го-
	‘сударственных электростанций  обсаужи-
	вают цветущие  обетинские села. Rpowe
того методом народной стройки  колхозное.
крестьянство воздвигаот районные гидро“
станции.

Нз базе расцветшего сельского хозяйства
в республике возникло большое  чис.то
преднриятий по переработке сельскохозяй-
ственных продуктов: не говоря уже о Бес-
ланском комбинате, Ардонский, Чермен-
ский и Дзауджикауский консервные заво-
ды. Дзауджикауский. Эльхотовский, Кар-
цинский, Дарг-Кохский фруктоварочные.
Рост консервной промышленности, в свою
очередь, вызвал необходимость постройки
мопгного завола стеклянной талы.
	Так преображаетея лицо Северной 0се-
тии. Растет благосостояние народа.
	У великого поэта осетинского народа
Коста Хетагурова есть потрясающее сти-
хотворение—«Мать сирот». Дети, доверчи-
во ожидая. пока сварится обед, засыпают,
истомленные, у очага. Они иё знают, что
мать варит в котле камни, кучу мелких
голышей. Еели бы мог Коста Хетагуров
посмотреть сейчае ua родную Осетию!’
	Расцвет Советской Осетии особенно ярко
проявляется в росте ее культуры. Респуб-
лика павеегда запомнила я неуклонно вы-
нолняет мудрое указание товарища
Сталина: «..горцы должны начать нрежде
всего с устройства игткол и культурно-про-
светительных учреждений».
	Свыше десяти тысяч студентов обучает-
	сея в техникумах и институтах республи-
ки — педагогическом,  ‘горнометаллургиче-
ском, сельскохозяйственном и других (это,
пе считая студентов-осетин, которые учат-
ся в Москве, Ленинграде, Харькове и дру-
гих городах); около ста тысяч занимаются
в школах, — каждый четвергый в Северной
Осетии учится в вузе; техникуме или
школе!

В городе, в поселке, в селе лучний

дом ——веегда школа. и это восприни-
  мается как само собой разумеющееся. Поч-

‚ти сто миллионов рублей из лдвухеотмил-
	лионного республиканского бюджета рас-
	ходуется на народное просвещение, А пе-
	В Дзауджикау, столице Северо-Осетин-
екой автономной республики, напротив
Дома Советов, стоит обелиск. Его воздвиг
благодарный осетинскяй народ в честь
Пушкина. На месте обелиска в 1829 году
находилась гостиница, в которой проездом
через Владикавказ останавливался великий
поэт,

-С грустью Пушкин написал потом в
«Путешествии в Арзрум»:  «Осетивы —
самое бедное племя из народов, обитающих
на Северном. Кавказе».

Свидетельство Пупкина оставалось вер-
пым до самой революции. Осетины выми-
рали от голода и болезней, уезжали в нои-
сках заработка за пределы родины. Плодо-
родные земли’ отбирало царское правитель“
ство: на долю осетинского трудового наро-
‘да оставались лишь бесплодные ‘горные
ущелья. А когда в Горах Haman богатей-
щие рудные месторождения цинка, свинца,
серебра ип других ценных металлов, —
к гноту феодалов и помещиков добавился
для трудящёегося осетнна чудовищный тнет
капиталистов.

Возрождение осетинского народа нача-.

лось посае Великой Октябрьской  револю--
ции. Едва завершен был разгром основных
сил интервентов и белогвардейцев в Рос-
ети, как товарищ Сталин 17 ноября 1920
года на съезде народов Терской области
во Владикавказе торжественно провозгаа-
вил образованяе Горской автономной со-
ветокой социалистической — республики.
И. В. Сталин указал тогда на следующие.
гаавные задачи автономии:
‚ «Основное 320, которое угнетало горцев.
вею жизнь. это их отсталость, их неве-
жество... Вот почему в своей автономной.
республике горцы должны начать прежде
всего с устройства школ и культурно-нро-
светительных учреждений.

Весь смыел автономии в том, чтобы она
втянула горцев в управление своей етра-.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	15 Февраля 1951 г. № 13
	Национальный театр — гордость ce:
тинского народа. Недаром сейчае в числе
кандидатов в депутаты Верховного (08678
республики были названы имена актеров:
Тхапеаева, Икаевой, Дзукаевой. Они—
плоть от плоти и кость от кости своего
народа, как и весь их театр, как осетич-
ские искусство, наука и культура, ко-
торые появились и расивели только пб
животворящим солнцем Сталинской Воя-
ституции.

_Я- спрашивал Тхапеаева, были ли гра-
мотны его родители? Он сказал, что He
помнит, но думает, что нет. Я спросил
о ом же Икасву. Она ответила: «Нет».
Дзокаев предупредил мой вопрос = он на-
чал рассказывать свою жизнь так: «Роди“
теди мой были неграмотные бедняки...»

Вак неразрывно силетены понятия: на-
род и советская власть! В маленькой 00-
тии особенно ярко видишь, на какую бы
область жизни и культуры ни упал взгляд:
только советская власть дала этому народу
возможность стать свободным и спасла $09
от вымирания! И оттого первым  канди
датом в Верховный Совет свозй республики
осетинский народ с любовью называет
товараща Сталина.
	ДЗАУДЖИКАУ