Искусство партийного руководства

секретари. Добросовестный, мол, исполни-_
тельный, но размаху нет,— быть ему вок
вторым. А вот стоило в человека пове-.
рить, освободить его от Пашкова-—да, да,
сначала я ему помогал, учил, а потом уж
мешал, должно быть—и посмотрите,
крылья какие расправил!»

Яизнь выдвигает новые и новые требо-
вания к партийным людям — красной
нитью проходит эта мысль по страницам
книги Ю. Капусто, посвященной сельеким
бсльшевикам. Уча других, учиеь сам, He
стой на месте, обогащай себя знаниями,
будь разносторонним человеком, овладевай
теорией!.У Пашкова есть своеобразное чув-
ство зависти к заведующему отделом аги-
тации и пропаганды райкома Тонину. Тот
училея больше, чем Пашков, и продолжает
учиться заочно на философоком факуль-
тете. «...0H профессором будет в конце кон-
цов. А почему бы в будущем от всех пар-
тийных работников не потребовать диссер-
тации? — епросил он неожиданно, <— Чтоб
секретарь райкома не такой самоучка был,
как Пашков, & не меныше, чем кандидат

наук...»

Да, пора в деревне сейчас такая, что
	OT партинного деятеля требуется очень
многое. Писательница рассказывает о
  больших переменах в уклале «ереднего
	района», о том новом, что вошло и вхо-
‘дит в деревенскую жизнь в наши годы, о
могучем размахе строительства и культу-
ры в деревне, о духовном росте ее обита-
телей. 5

Перемены -— исторические. Текущие де-
ла полны романтики и поэзии, Заря
коммунизма загорается над деревней, да и
деревня уже начинает превращаться в нс-
что другое — в селение нового тииа, в
колхозный город. Этот великолепный про-
цесс характерен ныне не только для пере-
довых и ведущих районов, 10 и для того
среднего района, о делах и людях которого
рассказывает книга Ю. Вапуето.
	Ёеть в книге недостаток, на который.
хотелось бы обратить внимание молодой.
писательницы. В работе ее героя—секре-
таря райкома Нашкова, наряду со всем тем
ценным и хорошим, о чем говорилось, воть
еще элементы так называемой штурмовщи-_
ны. В иные минуты напряженной борьбы.
	за хлеб Пашков проявляет излишнюю
суетливость, нервозность, горячность. Пар-
тийный аппарат райкома нередко под-
	‚меняет собой хозяйственные организаций.
Эти недостатки еще встречаются в работе
‚некоторых сельских партийных организа-
sa но беда писательницы з том, что опа
He Jada им четкой, ясной оценки, не лод-
‘черкнула, что это — явления вчерашнего
дня, что партийные организации отходлт
от неверных методов работы.
	Надо пожелать также Ю. Вапусто более.
взыскательной работы над стилем. Она.
иногда сбивается с высокой хорошей аи-
тературной ноты на сухой, репортаж и
ставит рядом с полноценным словом —-
слово, рожденное канцеляристом (пример
на первой же странице очерка: «кондук-
торетвовал со вкусом»). Нам хотелось бы,
чтобы писательница добивалась углубления
характеристик своих. героев, показа пх ду-
шевного облика. Если первый секретарь
райкома изображен довольно молно и рель-
ефно и предстает передо читателем как
живой человек, то некоторые люди, Co-
ставляющие его окружение,  очерчены
бегло. т

В целом же работа Ю. Вачусто отмече-
на знанием деревенской жизни, чувством
нового, ‘свежестью и искренностью по

главное, писательским талантом.
		зоцам и явлениям. Он ведет дневник, ии-
шет стихи, на книжных полках в его избе
 есть книги Ленина, Сталина, Белинского,
‚ учебники древней, средней и повой исто-
рии.

Мария Волынцева — золотые руки wa
артельной работе, душа «нетерпущая». Во
время войны она стала вдовой. К ней по-
сваталея  колхозник из соседнем села.
«Марии Михайловне показзлось, что он
похож на покойного мужа, такой же слал-
ный, высокий. Всю ночь видела BO сне
То одного, то другого. И получалось во
сме, будто оба они — это один человек».
Но свадьба не состоялась: Волынцевой не
понравились порядки у соседей. «И на же-
ниха поднималась обида: как живот чело-
век-——дальше двора своего смотреть не хо-
чет. Тесовым забором огородился. Да у не-
го 39 дворе задохнется душа «нетерну-
щая».. На том дело ин кончилось. Не смогла
Мария Михайловна расстаться с коллекти-
вом, скреиленным многолетним трудом, с
далекими, друзьями знаменитой Жончанки,
рассеянными по всей стране. Слава хлебо-
роба цолна живого человеческого тепла.
Она входит в дом письмами от бойцов и
сержантов, копвертами со штемпелями всех
городов Сотюза, строчками, полными благо-
дарности за труд и за хлеб».

Е сердцу каждого человека партийный
работник должен найти особый ключик.
Секретарь райкома выступает как настоя-
щий сердцевед, как инженер  человече-
‘ских душ. «Меня поразил широкий дизна-
зон этого человека, — свидетельствует ни-
сательница,— его уменье е каждым  горо-
рить но-обобому, сочетание большого, поч-
ти военного нанряжения с душевным юмо-
‘ром и теплотой. Слова и мыели, уже не-
однократно слышанные и читанные, тро-
ходя через его душу, заново появлялись
на свет увесистыми, круглыми, сочными,
сердитыфи, смеющимися или лукавыми,
но, очевихно, всегда чисто нашковекими».

Глубокое знание людей — один из сек-
‘ретов искусства партийного руководства.

именно то дело, которое этому человеку
по душе, по плечу, по силам, то дело; пл
котором человек будет расти и вырастот.
«Бывает,— говорит Пашков, — живут лю-
ди как будто рядом, и почет будто один,
& расстояние между ними -— век. Разный
исторический возраст. Одному ло комму-
низма рукой подать. а другого тянуть
й тянуть». Этот индивидуальный подход
К людям, исключающий трафарет и пад-
JOH, является ценных качеством в  дея-
тельности партийного работника.

Cexperape райкома находит jaa uenopera
	Некусетво партийного руководства
исключает такие явления, как админи-
стрироваиие, командование, Пашков не ко-
мандует, не администрирует. В его голосе
нет тона бельнюго начальника. Свой долг
OH BHAT B TOM, чтобы учить, поднимать
людей показом и примером, передавать им
свой жизненный, общественный и полити-
ческий опыт. Всем этим секретарь райко-
ма достигает куда большего эффекта, чем
админиетрирующие и командующие:
	Самокритика— неотъемлемая черта лич
ности настоящего партийного человека.
Эта черта присуща- тем сельским партра-
ботникам, о которых рассказывает ro
«В среднем районе». В борьбе  84° Хлеб.
этот средний район соревнуется с соседним
районом. В том районе секретарствует че-
ловек, бывший раньше вторым секретарем
в «среднем районе». Сосед начинает об-
TOHATL в соревновании. Пашков делает
вывол: «Так и бывает в жизни: записали
	мы Волышева уж было навек во вторые
—————— ИН НИИ
	ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
	рых была в свое время утеряна. Этюды
восстановлены по сохранившимся черновым
наброскам. Эти впервые публикуемые тзо-
рения великого русского композитора обо-
гатят репертуар не только певцов, но и му-
зыкантов-инструменталистов — виолончели-
стов и скрипачей.

По рукописи, хранящейся в Ленинград-
ской публичной библиотеке имени Салты-
коБа-ЩЦедрина, издаются полифонические
	ги о науке
	цпиклопедию под названьем «Очерк науки»,
	солидные четыре тома с политипажами. св

тысячью рисунков. Она открывается кар-
тиной неба, статьей of астрономии и
заканчивается «картиной души человече-
ской». статьей о психоаналитике Фрейле,
словно по рецепту знаменитого положения
Канта о звездах над нами и нравет-
венном законе в нас. Я попробовала
прочесть все четыре тома. Ha них гомео-
патическими дозами, под маской невинной
объективности, со страницы на страницу
вливается в ‘вас яд такой пропаганды бур-
жуазной культуры, с которой не сравнит-
ся ни одна открытая атгитка, ни один
гнилостный роман каких-нибудь селинов
или жюдей ромэнов. Образование, духов-
ная культура, знание, мысль отрываются
перед вами лепесток за лепестком от пе-
стика человеческой практики,  производ-
ства, труда. Джентльмен, человек 0бразо-
  ванный, преподносится. как единственнос,
творящее историю разумное существо;
уоркер, человек физического труда,
уходит куда-то 38 поле зрения, Ran
невесомая, не учитываемая в обществе ве-
личина. И эти четыре тома писались «для
семьи. для средних слоев населения, для
технической интеллигениии»! ‘Так сами
энциклопедии становятся Частью челове-
ческой поторийи, метод писанья в истори-
	ческих книгах -—— оружием для борьбы в
живом историческом процессе.
Яено, О КАБИМ огромным интересом
	ждет наш читалель советевих вниг 0 Hay-
ке. лаАюЩИХ историю наук с наших новых
	зиний. Бель это и школа, и шире шко-.
	лы: это — путь образования коммуниста,
человека завтрашнего дня человечества.
Не сразу нашли мы свой метод подачи
матерлала; верное сказать, еше и не
нашли целиком. Шаг за шагом овладеваем
мы нониманьем той ‘исходной позиции, с

которой нам надо видеть, изучать и пере-
давать читателю историческое развитие
наук. И на этом нелолгом, HO HeoXBaTHy
глубоком тридцатитрехлетнем пути нашего
советского бытия партия посгоянно  10-
`празляла нас, ставила перед нами вехи,
		& 120-летию со
	дня рождения Н.
		С. Лескова

Этот автограф и
фотография H.C. Ле:
скова -— замечатель-
ного мастера прозы,
знатока русской на-
роднюй речи, которого
высоко ценил А. М.
Горький, хранятся у
сына писателя А; Н.
Лескова,

А. Н. Лесков рас-
сказал историю авто-
графа:

‚— Николай Семе-
нович не берег своих
рукописей, оставляя
в руках редакторов
даже неизданное. Там
рукописи. обычно и
погибали. В 1888 году
в 6-м номере «Исто-
рического вестника»
была опубликована
	Анига Ю. Вапусто «В среднем pai-
оне» — итог наблюдений, сделанных авто-
	ром в 1948 и 1949 годах в советской.
	деревне. Автор умеет наблюдать жизнь.
Мы находим у Ю. Капуето страницы, сви-
детельствующие 0б этом качестве, столь
необходимом литератору. ‹ Деревня говорит
в вв книге языком, характерным дая кро-
стьянина нового типа, для крестьянина
поры строительства коммунистического об-
щества. (Со страниц небольшой книги
BETACT картина быстро текущей, изменяю-
щей деревенский пейзаж, перестраиваюней
психологию деревенского жителя действи-
тельносми.

«Ничто в мире, — писал Герцен, — ne
заманчиво так для пламенной натуры, как
участие в текущих делах, в этой, воочью
совершающейся, иетории,..». В очерке речь
идет именно о текущих делах в одном из
районов центральной пологы европейской
части страны. Урожай, молотильный ток,
заготовки хлеба, районный комитет иар-
тии, возглавляющий кампанию уборки ypo-
wad WU хлебозаготовок, — Bee это, конечно,
может выглядеть довольно обычно, обык-
новенно, 0бо всем этом писалось многими
п многое. Но почему же описание теку-
щих дел, данное в этой небольшой книж-
к, волнует читателя? Мочему возникает
у него замечательное ощущение празднич-
ности, торжественности, величия жизни?
Не потому ли, что люди с пламенными
сердцами, изображенные в книге, вносят в
обычные дела энтузиазм своего сердца,
сияющий свет глубокой мысли, высокое
сознание исторической значительности на-
шего дела!

Писательница рассказывает о большо-
виках. «Он работал празднично», — так
‹казано о первом секретаре райкома Павле
Пашкове. Сказано верно, В деятельности
Нашкова мет будией, нот тусклых красок,
серых тонов. Он живет в мире, полном
энергии, движения, света и звуков. В этот
же мир он вводит других людей — тех, с
которыми жизнь сталкивает партийного
работника. Дух, творчества пронизывает
повседневную практику районного комите-
та партии, искусством партийного руко-
	водства овладевают работники этого коми-

ean
	тета,
В центре внимания партийного работ-
	ника находится человек. Буржуазво-поме-
nein строй обезличивал людей, стизал
	человеческие индивидуальности. Социализм *
	и юммунизм знаменуют собой расцвет че-
ловеческой личности, И посмотрите, ка-
кое разнообразие типов и характеров, ка-
кое душевное богатство находим мы в рус-
ской деревне в нанг век! В очерке 10. ha-
пусто дан ряд литературных портретов
современных крестьян и крестьянок. Вот
Колхозный бригадир Евгений Маслов. На
письменном столе в его хате под стеклом
выписка из Маяковекого:
		Сидят
папаши —
каждый
хитр.
Землю попашет,
попишет
СТИХИ.
	ий у 3. Фо тов е ©
	iY

es te WH
		2 . :
о плате м an AA Sapo Fey Ceca Susaro ten
	==
	вузе, - точ
	ое 3

чл чл 78
	Cw

cur ФФ Gagan ee
					жертву свое благополучие, -— тот лучше сделает, если вовсе ее
		Автограф этой статьи сохранился случайно. Его выпросил
редактора «Исторического вестника» С. Н. Шубинского
	у редактора