ood знаю, ‘саду ичвесть

меч». Анастасия Павловна— частый гость
в Москве. в Министеретве сельского хо-
зяйства СССР... Недавно она приходила со-
ветозаться по поводу строительства KED-

пичного завода.
Красивая Меча... И мне вспомнилось:

а вель в этих орловских краях. может
быть, даже вдоль берегов Красивой Мечи,
где когда-то стояла мельница с запрудой,
а теперь высится светлое красивое здание
межколхозной  гилроотанции. бродил 6
	‘ружьем Тургенев,
	. ‚Весна уже на подходе. Бот-вот она
взломает лед на Красивой Мечи и на До-
ну. А где-то там, в Краснииском районе,
большевики, люли 0с0бого склада, собрав-
игись на свою партийную конференцию,
тумая о будущем, намечают планы, как
взять на колхозную службу энергию рек.
И шлют 06 этом весточку в. Москву ©
просьбой и требованием поддержать народ-
	НУЮ ИНИиЦИаАтиву.
	— har Мосрвла?’
	отличного качества. Для этого нужно под-
нять культуру работы на всех операциях.

— Каким же будет стель. работы
завода?

Это должен быть поток высококаче-
ственной, — инженер Абрамов помедлил и,
словно взвесив слово, решительно сказал, —
красивой, да-да, красивой работы;

Такое определение работы, при котором
качество и красота сливаются воедино, на-
ло живой отклик в душе каждого. Вот
мастер красивой работы — токарь Василий
Лебедев. Его. бригада — отличного  каче-
ства; Что самое ценное в се работе? Сам
Лебедев определяет это одним словом: само-
	‘контроль! Важдый член бригады имеет ин-
	дивилуальное клеймо. Молодой токарь по
	‘справедливости видит в этом наилучшее
	признание евоей работы.

— Индивидуальное клеймо He есть что-
™ раз навеегла данное. Нужно брать
шире.— Лебедев расправляет плечи, прово-
дит рукой по светлым волосам.

— А как это — шире?

— Шире — это значит учить других,
слелать бригаду школой отличного качест-
ва..—и он добавляет негромко: — это
уже делается.

Лауреат Сталинской премии конетруктор
Никольский подхватывает выражение то-
	Каря-стахановца. имеющего ипдивидуальЬ-
	ное клеймо,-—«брать шире». Он рисует
перед нами прообраз будущего завода, ио-
ток его автоматических линий. Одна такая
линия из двадцати парных станков уже
действует. -

— Это только первая фаза,— говорит:
Никольский, и его лицо оживляетея при
олней лишь мысли о следующей фазе авто-
матизации.

0 ней пужно думать уже сегодня, ду-
мать 0 том, как создать технические воз-
можности лля человека командовать груи-
	пой станков, целой автоматической‘ линией.
На заре советской эпохи, в первых cyd-
	ботниках, len увидел ростки коммунн-
стичеекого сознания.
	«Camo собой понятно, — говорил. Иенин
	в 1919 году, — что с точки зрения TeX,
	кто делает первые шаги для полной побе-
ты над каннитализмом, понятие «комму-
низм» является слишком далеким».

Прошли десятилетия. Й вот мы зримо
	ощущаем —— далекое стало близким. Uous-
тие «коммунизм» наполни лось Жив ЫМ,
	тие «коммунизм»  пополаило6ь лавы,
практически осязательным содержанием. В
любом. нашем начинании, в любом деле .—
шлифовке колен и добыче угля, в выплав-
		ций —— советский
	строительстве  элевуростан-
й человек воспринимает
	себя и свой труд как частицу великой
энергии, рожденной великой целью.

Беседа в агитиункте на тему «Думы и
мысли избирателей» закончилась поздно
ночью. Последним выступил старый рабо-
чнй завода, слесарь Илья Мишин.

— Наша интеллигенция.—сказал он —
	правильно обрисовала думы заводского кол-
лектива. Я могу засвидетельствовать, — он
улыбнулея доброй улыбкой старого’ челове-
ка, много, вилевитего. на своем веку, — на-
por kak бы чувствует себя на подходе к
коммунизму. Отеюда такая высокая обще-
ственная активность. Народ мыслит
приблизить будунгее. т:
	Я возвралналея © Шарикополшииниковой
	улицы Е себе домой, в другой конек Моск-
	вы. На набережной. во тьме ночи, я уви-
	дел взметнувигийся к небу силуэт BLICOT-
	ного здания. Несмотря на поздний чае,
	Бывает такое в жизни: одно ‘какое-ни-
будь слово. ‘простой факт, встреча  варуг
возникают в сознаяии евонми новыми гра-
нями, излучают свет на прошлое“и наетоя-
щее. И я испытал это чувство, когда В
35-м томе Сочинений В. И. Ленина уви-
дел письмо Владимира Ильича к Вларе
Цеткин. Оно номечено латой 1918 года—
26 июля. Я залшюм прочитал с захваты-
вающим интересом ленинские строки, с
тлубоким волнением снова ‘и снова стал
вчитыватьея и вглядываться в каждое
слово, дышавшее суровой правдой жизни,
всторией.

«Мы теперь пероживаем здесь,— нисал
Влалимир Ильич.— может быть самые
трулные недели за всю революпию. Кла”-
совая борьба и гражданская война  тю-
ниЕкли в глубь населения: веюду в дерев-
нях раскол — беднота за Hac, кулаки

яростно против нас... вся буржуазия при-

лагает вое усилия, ‘чтобы нас свергнуть.
Тем не менее. мы твердо верим, что избог-
нем этого «обычного» (как в 1794 ‘и
1849 гг.) хода революции и победим бур-
жуззню».

Страстной ленинской верой в силы ре-
волюции, в творческую энергию маес ды-
WaT строки этого письма А ниже —
ленинская приписка. Влалимир Мальич —
это. чувствуется в каждом слове ленин-
екого пост-скринтума-—епешит поделиться
радостью.

«Мне только что принесли новую госу-
дарственную печать. Вет. отпечаток. Над-
пись глаеит: Российская Социалистическая
Федераливная Советская Республика. Шро-
летарии всех стран, соединяйтесь!»

С волнением и гордостью. представляенть
себе этот оттиск новой государственной
печати. Российская Социалистическая Фе-
деративная Советская Республика! Пред-
ставляешь этот оттиск, сделанный ленин-
свой рукою, и думаешь: каким счастьем,
наверное, светилось лицо Ильича, когла он
делал этот первый оттиск. Смотрите, вот
она, новая печать первого в мире госу-
ларетва рабочих и крестьян, первого в

мире советского социалистического госу-

даретва...

Да, наша страна, руковолимая-Лензженым
и Сталиным, счастливо избегла «обычно-
го» хода революции, — буржуазия He
смогла сбросить народную власть:

..B один из обычных предвыборных
тней я побывал в двух «точках» Москвы—
Тлавном Управлении сельской электрифи-
кации и в агитпункте № 45 Первого го-
сударственного  подшипникового завода
имени Л. М. Кагановича. В этих корот-

ких записях мне хочется. хотя бы

частично, передать читателю атмосферу
творческой эктивности, которой охвачены
в эти предвыборные лни люди самых раз-
нообразных отраслей труда.

— Весной запахло, — сказал инженер-
энергетик Сороко, держа телеграмму из
Орловской области с берегов Красивой Ме-
TH. Фурманов поднимает народ на новое
живое дело... Читайте!

‚ Телегражма была из Краенинского райо-
на Орловской области. «Москва Мини-
стерство сельского хозяйства Союза COP
Главсельэлектро товаришу Сороко Николаю
Афанасьевичу.  Четырнадцатая  райпарт-
конференция приняла решение электрифи-
цировать весь район тчк Половина района
элактрифицирована базе Сэргиевекой ГЭС
Tax Остальную часть района mommy хать
указание помочь электрифицировать на ба-
зе Гатаринской . мельницы реки Дон тчк
Мероприятия колхозах будут проведены
мстоду  Сергиевской ГЭС так Секретарь
Краслинского РЁ ВАН(б) Орловской обла-
сти Фурманов».

Метод Сергиевской ГЭС — это метод на-
релного творчества, активного участия тру-
дящихся в эхектрификации своих колхо-
зов. Сороко показал мне фотографии вы-
строенной на реке Красивая Меча меж-
колхозной  гидростанции. Мощность ее —
550 киловатт. Председателем межколхоз-
ного совета по строительству гидроолектро-
станции была Анастасия Павловна Ше-
пелева — предселатель колхоза «Ирасный

У ЧЕРНОГО МОРЯ
	мин, мушмула. А в нынешнюю зиму они запестрели всеми сво-
ими нежнорозовыми н золотистыми красками на. месяц раньше,
‚еще в декабре. Подонежникам было бы в пору изменить свое
  извечное название. Они показались на этот раз неё из-под ‘снега,
Зима на южном берегу Крыма нынче почти совсем бесснежная:.,
  На десятках гектаров раскинулась богатейшая зеленая со-
кровищница страны — Никитский ботанический сад. .

Неутомимая научная работа идет в саду. В эти дни в Цен-
`тральную ‘лабораторию пищевых концентратов отправляют‘ пло-/
ды прудняка, Из них будут изготовлять заменитель душистого
перца. Родиной этого перца являются Индия и острова Малай-
ского архипелага. Стараниями советских ‘ученых будет получен

В январе в Крыму зацветают миндаль,” декоративный Kate

отечественный душиетый перец:
	Заботливо упаковываются посылки с семенами маслин. Их
	О РЕ СЕНА РОЗ

Туркменский канал,
	отправят в районы, где пройдет Главный
	На другой посылке — с семенами цветов — аккуратно надписы-
вается адрес: «Кольский полуостров, Полярный ботанический
			Готовится посадочный материал цистуса: растения, . и
рого добываются. смюлы — фиксаторы для парфюмерно
	мышленности. Новый советский фиксатор превосходит по каче-
	ствам фиксаторы Французского «короля духов» Коти. В прош-
	JOM году гривиравин бад посадил цисгух па я тобгарал, > 20%
году плантации этого растения увеличатся почти в 8 раз. Раз-
	большие доходы.
	— Москва поддерживает, — говорит
энергетик.
Москва поддерживает — что-то бодрое,
	юное есть в этих словах. Сюла, в Москву,
стекаются планы электрификации сельско-
го хозяйства на базе местных ресурсов.
Вот перед нами энергосхема Рязанской 05-.
ласти. Края карты свисают 60 стол.
Нежноголубой краской на карте нанесены.
будущие гидростанции, для них местными.
ресурсамн елужат реки. Светлокоричяе-
вой — нанесены тепловые электростанции,
они будут построены в местах залегания.
торфа. Эта энергосхема — результат твор-
ческой работы энергетиков, нартийных и
советеких работников, краевелов, колхоз-

ников. Создавая этот план, онн думали в.
масштабе десятилетия. ,
	Москва полдержит—и это уже записано
	в плане Сельэлектро -— строительство двух
ThICTY  межколхозных ‹ электростанций в
	195 году!.
Гляля на карту страны © густой сетью
	новых булущих межколхозных электро-
	станции,
	слушая рассказ 00 этих двух
«точек». которые должны заго-
	тысячах «точек», которые доланы gatO-
реться в нынешнем году, вспомнилась, Kak
что-то очень далекое и дорогое, маленькая
электричеекая точка в Волоколамском
уезде под Москвой. Ленин видел эту скром-
ную электрическую точку осенью. 1920 го-
ла. Хотелось ночему-то услышать о ней,
0б этой первой точке: жива ли она?
	— Жива! -—— сказал Сороко. — здравет-
	рует!
	Для нашей страны, нривыкшеи к огром-

м масштабам сталивеких

планов,

3TH

т
		Директор Никитского ботанического сада Анатолий Софро-
нович Коверга может уже сейчас нарисовать картину чудесного
растительного мира, что возникнет на берегах Северо-Крымоко-
‘го канала. Для степных. районов Крыма готовятся десятки ты-
`сяч саженцев персиков, абрикосов, черешен, сливы, груши. Там
уже заложены опытные насаждения, создаются опорные пункты,
	сортаучастки, семячковые сады.
	..У подпожья Медведь-горы, среди пьштных уборов- пиматай-
ских кедров, среди серебристых елей и восточной туи, раскину-
	лось сказочное детское царство — Артек.
	Артековка Светлана Мелиоранская вместе с подружками про-
а несколько часов за сбором гербария. Ему предстоит длин-
	ный путь -— на Канин Нос Архангельской области к незнакомой
	девочке Юле Подрухиной. Юля прислала в Артек письмо: «Ни-
	когда не была на юге. Прошу написать мне об Артеке». И вот
	уже приготовлено ответное письмо, а вдобавок и подарок.
	Вечерами сотни людей устремляются в ярко освещенные, на-
рядные помещения агитпунктов, красных уголков. В этот месяц
	повсюду в Крыму происхолили встречи избирателей со своими
	кандидатами в депутаты Верховного Совета РСФСР.
	Александр Трофимович Петрухин возглавляет крупнейшую
	промышленную строику.

Другой кандидат — старший агроном 2-й Белогорской МТС
Нина Петровна Денисова отдает все свои силы подъему сель-
ского хозяйства.

Третий кандидат — научный работник Ялтинского института
им. Сеченюва Стефания Яковлевна Троценко, как родная. мать,
заботится об укреплении здоровья приезжающих в Крым совет-
ских тружеников. ‚,

Четвертый кандидат — учительница Анфиса Яковлевна Яран-
цева воспитывает и обучает в начальных классах симферополь-
ской женской школы № 9 юных крымчан — будущих строителей
коммунизма.

Пятый кандидат — секретарь Севастопольского горкома
ВКП(б) Кирилл Ильич Борисов вместе со всей партийной
организацией ведет своих сограждан в каждодневные трудовые
бои за быстрейшее восстановление. города-героя.

Мы назвали только пять кандидатов. Но в их работе отра-
жается созидательный труд всего населения советского Крыма,
труд, направленный на процветание нашей Родины.
	КРЫМ
	С. ГОВЬБЕРГ, И. МАРКОВ
	Старший научный сотрудник Полярного ботанического са. >”
ра Н. А. Аврорин осматривает комнатные и деноративные ра. <’
стения ‘в оранжерее сада. Справа — старший . лаборант сада Л
А. А, Исупова, N

Снимок сделан_30- января 1950-г. Фото-Э.’ВЕЖЕНКОВА
		У БЕЛОГО МОРЯ
	Морозными ночами Аибинокие торы озаряютоя северным
сиянием. Нежными розовыми, фиолетовыми, зеленоватыми крас-
ками покрываются заснеженные вершины Кукисвумчорр, Юк-
спор, Вудъяврчорр. И снизу, с земли из долины Умптек, окру-
женной белосйежными ‘горами, поднимается сияние сверкающего
тыюячами огней Кировска.

Сурова тундра Кольского полуострова. В сентябре наступа:
ют заморозки, а вскоре и полярная ночь. 22 года назад
пришли в долину Умитек первые строители. И вот уже живет
полной, богатой жизнью большой новый город Заполярья. Ето
люди не только создали новый мощный промышленный центр,
Они преображают природу Заполярья.

В часе езды от Кировска, у озера Имандра, расположен на:
учный городок, о котором прошла слава далеко за Полярным
кругом. Это — полярная станция Воесоюзного института  расте-
ниеводства Академии ’сельскохозяйственных наук имени В. И,
Ленина. Работы полярной станции имеют’ народнохозяйствен-
вое значение не только для Крайнего Севера. Выведенными ею
сортами картофеля, зерновых, ягодных и кормовых культур
пользуется сейчас вся наша страна,

В. биологическом музее станции есть карта, на которой обо:
значены районы, куда полярная станция посылает свои семена,
‘Стрелы ведут во все концы Советского Союза: на Памир, Ca-
халин, Чукотку, Урал, в Сибирь, на Украину и даже в Крым,

По инициативе коллектива станции, за Полярным кругом был
заложен. совхоз «Индустрия» — гигант северного земледелия.
В. эти дни сотни рабочих совхоза готовятся к весеннему ‹езо-
ну. Пройдут февраль, март, и в начале апреля, когда за Поляр-
ным кругом земля еще покрыта снегом и свирепствуют бураны,
в матазинах Кировска и рабочих поселков появятся ранние 080-
щи — лук, редиска; огурцы.

Полярный ботанический сад много лет работает над. озеле:
нением городов. и поселков Заполярья. С помощью цфрредовой
минуринской науки здесь выводятся декоративные и Плодовые
растения, цветы. Ботанический сад испытал более 3000 видов ра-
стений. Хорошо прижились за Полярным кругом венгерская
сирень, камчатская роза, жимолость щетинистая, родиной кото-
	рой являются горы Тянь-Шаня.
	вича. OD этих НН ЗИ о масштабам сталинских планов, эти

хочется. хотя бы небольшие межколхозные электростанции,
читателю атмосферу   создаваемые на базе местных ресурсов,
пи. которой охвачены кажутся малыми величинами но сравнению.
AHH люди самых 1ра3-  с грандиозными стройками на Волге, Днен-
‚труда. ре, на Дону. Великое и малое — все тя
=   лично работает у нас и творит BO имя
0 ‚— сказал иИНЖенНе)-   главной цели — во имя коммунизма.

савод удостоилея звания предприятия _
	‘коллективного стахановского труда, И ,9т0 прохожие останавливались, смотрели рвы».
гордое чувство, которое можно выразить Огни высотного здания сливались с зим-
‘словами: «Мы — люди коллективного ста-  вим звездным небом;

хановского труда», окрашивает думы из- Когда-то Барбюе хорошо, образно сказал
бирателей. В беседе принимают участие о Сталине: «Когда е ним говорят о рабо-
стахановцы, инженеры, партийные работ-   те, — излюбленное. его выражение; «ITO
ники. Один из товарищей ставнт вопрос:   пустяки но сравнению с тем, что должно
куда илет жизнь нашего завода? ЕН
	Лауреат Сталинской премии инженер-
	технолог Александр Васильевич Абрамов, должно
как бы размышляя вслух, ищет ответа на   думами,
этот вопрос. Направление главных усилий   дом COE
коллектива должно быть подчинено решаю-   приблия
шей задаче — сделать завод. предирнятнем   мунизм.
	Советский народ хорошо знает, «что
	холжно быть». Бееми своими мечтами и
думами, веем своим самоотверженным тру-
дом советские люди приближают будущее,
приближают то. что должно быть,— Вом-
	Новая клиника —
справа...
На всех углах горят светофоры.
Вдоль тротуаров липы посажены.
Хоропю` это? Нет — подражание всегда
плохо.
Обраптаясь к политическим обывателям
за океаном. поэт гневно зосклицает:
	Да как вы можете

на своем берегу

в раковинах квартир прозябать, как
моллюски!
	Эдееь и мысль своя, и отношение CBOE,
ни образы свои, а интонация возвращает
нас к другим стихам:
	Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
	На севере любят цветы. Они стали такой же ‘ необходи-
мостью, как электричество, радио, книги. Чуть ли не в каждой
рабочей квартире города Кировска и близлежащих поселков
можно увидеть выращенные ботаническим садом цветы,
	Недавно в совхозе «Индустрия» произошла встреча кан:
дидата в депутаты Верховного Совета РСФСР первого секре-
таря Мурманского обкома ВКП(б) Василия Андреевича Про-
кофьева с избирателями.

Кандидат в депутаты подводит итоги тому, что сделано пар:
тией и правительством в Заполярье: он говорит о благоустроен-
ных городах и поселках, о школах, больницах; раскрывает перед
слушателями волнующую картину завтрашнего дня советского
Запмюлярья.
	КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ Г ХОЛОПОВ

откладываем  сбереженья  единетвенных
взглядов, слов и улыбок») п в 10 же вре-
мя это а0фе0з творческого могущества
свободного человека. которому все по си-
Лам, Он укроет любимую садом от жар
пустыни, сдружит для нее виноградные
лозы © полярной зимой...

Rorza же пораженный недугом Анато-
лий решил остаться один, отказавшиеь от
любви и от друзей, у которых он «вырое
на займе любви и забот их». он почув-
ствовал вокоре, что задохнется от сам
большого горя для человека, выросшего в
советском обществе, — от одиночества. На-
строение и пейзаж, переданные в этой
главке есенинской кистью («рябина кост-
ром на ветру допорела», «за горло схвати-
ла злая тоска», «пичужка в саду опусте-
лом»); контрастируя с общим стилем поз-
мы, как бы подчеркивают случайность;
ошибочность, малодушие поступка Анато-
лия.

Ирина п друзья приходят на помощь
Анатолию.

“И помощь друзей; как все в поэме—
символичная картина. Заболевшему граж-
данину голосами друзей предлагает помощь
‘сама’ Родина. “И смерть отступает от
Анатолия. Ero выздоровление—это побед-
ное ‘шествие весны, торжество любви,
победное движение народов в защиту мипа.

Тема трагической любви — тема, вааст-
HO продиктовавшая проникновенные стро-
ки раннему Маяковскому, была порождена
социальными условиями тото времени. В
поэме «Про это» (1923) она решалась
так, как ев мог решить великий поэт —
выходом в большой и светлый мир. Разу-
местся, и это решение на пятом году но-

вого мира было (даже у Маяковского!)

несколько условным. Сегодня мололой по-
эт, продолжая славные тралиции Маяков-
ского, являясь его, порою. может быть;
еше незрелым учеником, тем не менее;
находит более конкретное, продиктованное
самим временем решение этой темы, Ha
помощь герою приходит. коллектив
610 непосредетвенных друзей, а в их ли-
це — вся Родина, все прогрессивное чело-
вечество... Славное знамение Времени!
Одна из сильных сторон поэмы — ee
полнокровноеть, многопветность, масштаб-
ность. Передать это богатство жизни —
значит найти емкую форму. разносторон-
HW} стилевую систему, сложную компо-
зицию. Ran мы видели; поэма много“
темна. Но все эти темы — только. разные
	Душистыми белыми цветами осыпана MYUIMYNa — одно из
красивейших деревьев Крыма. Старейший садовник Нинит-
ского ботанического сада Самойло Аверьянович Козейчун со
своей внучкой Валентиной, садовником отдела цитрусовых,
	Снимок еделан 30 января 1950 г. Фото В. ЛЕОНОВА
	‚ея на риторические общие места. Поэзию
	заменило здесь перечисление признаков
‚нового, афористическую весомость — неор-
Ее
		Парижей украли солнце и воздух». Куль-
минация этой темы — седьмая глава.
	Раскачиваясь
	аяковский продолжается
	етозше на.
	традиции Маяковского, вводит в круг так.
называемых «личных» тем темы эпохи,
	темы. вхоляшие. каф «свои», в серлца
	ий по землям мечась —
через. Америки,
от полюса к полюсу, —
	BSAD Ada,
стонала
	Почему же все-таки при первом чте-
нии внимание почти не задерживается на
этих недостатках? Почему поэма увлекает
‘нае стихийным напором  непоеред-
‘ственного чувства? Только ли в таланте
автора дело? Нет, не только в этом. Глав-
‚ное: в основе ‘юэмы лежит большая,
‘своя мысль. Талантливыми, яркими
стихами в поэме выражены современ-
ные важные для всех нас чувства:
	я с вами,
кто сердцем отважен` и чист.
Пусть боль заточила в квартиру,

все так же беседуст пропагандист
с аудиторией мира,
	— говорит Анатолий Воронов — герой по-
эмы. Тяжелый недуг приковал юношу к
постели. А вокруг бушует жизнь,
	где в споре с природон,

в раздоре страстей

упрямые люди отводят нанасти,
смеются и плачут,

рожают детей,

строят счастье...
	И где-то позади — другое, вспоминаются
события недавней весны... «И она догада-
лась: пришла.— Навсегда? — Навсегда —
Tee хорошо со мной? — Да». Но это— в
` прошлом. Теперь оно далеко. Осталась
‘только пылающая голова. H боль. А
Жизнь вторгается «гудками пятилетки»,
‘тревожными заморскими сводками о тыся-

чах безработных, 06 эпидемнях, уносящих
миллионы жизней... Й тема боли приобрэ-
тает иное звучание.

Извечная боль нестерпима_
	Нельзя
людей отдавать на съеденье боли.
	Лучите умы человечества боролиеь за
«мир без войн и микробной илеёсени». За-
щитники жизни —— это мы, советекие лю-
ди, уничтожающие социальные болезни,
 побеждалощие бациллы. выхаркнутые ета-
Poi миром. Мы должны притти в KOMMY-
HM злоровые духом и телом. Но где-то
‘там, за рубежами Родины, «ралорив че-
ловечьи гнезда, у детей Нью-Йорков и
	Вы помните «человека:
	и вдруг, крича,

душа, не выдержав,

хлынула голосом:

..Я благодушным быть не могу:
	я — русский.
	мосту», из ноэмы Маяковского «Про это»? НЯ

Всю силу человечьей любви, не растра-
ченной и не размененной, собрал онв  2.
	Пафос поэмы «Именем жизни» Н. Соко-
а. опубликованной в N i журнала
	«Энамя», рожден благородным чувством
	YRINYRCH 4

3a
	судьбы мира.
	своем сердце. Боль переполняет ero. Ho
торжествует не она, а страстная вера в
наступление времени, когда любовь вы-

рвется из липкой паутины старого быта
на свежий простор новых отношений,
	Что толку —
тебе
одному
: удалось бы?!
Жду,
чтоб землей обезлюбленной
вместе,
	чтоб всей
мировой
человечьей гущей.
Семь лет стою,
буду и двести
‘стоять пригвожденный,
этого ждущий.
	«Что толку—тебе одному удалось OBI? >
Это формула благородства: ‘формула мора-
ли социалистического общества. В нА
в борьбе, в быту п в любви — воюду —
с кажлым годом все зримее торжество это-
го основного морального принципа нового.
общества. Единство личной судьбы п
судьбы народной становится все более осо-
знанным и целеустремленных.

Советский человек поставлен историей
в центре мира, к нему устремлены все
надежды, все светлые помыслы прогрес-
сивного человечества. Й он, ощущая свою
личную отрететвенноеть не только пе-
ред народом. но перед человече-
ством, учится нолнимать на эту высоту
свои чувства. начинает соизмерять свои
личные заботы, гореети и желажия с боль-

шими маетнтабами и захачами Времени.
Советская лирика. развивая’ славные.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 17 февраля 1951 г, № 20
	Мне уже с детства невыносимо,
когда хоропю одному мне..;
	И потому логическим завершением темы
боли являются следующие строки восьмой
главы, заставляющие нас воломнить пре-
красное стихотворение «Ангина  пекто-
рис» Назыма Хикмета.
	Прошу:
	конницу.
	Первая поэма молодого поэта — оптими-
гическая тоя пронизатиая светом. Ha-
	‚стическая, вся пронизанная светом, на-, пекоторые образы в поэме «Именем
 полненная мололой силой, выдержанная в!   ЖИЗНИ» внешне настолько «маяковские»,
‘энергичных ритмах — проникнута острым     что ‘их невозможно представить иначе,
	привлекут CBC-
	чувством современности,
	Читателя. несомненно.
	чем списанными у Маяковекото («ary
поэму подняв мандатом», ° «еобратья ‘по
красному флагу», «прошу, зачислите мос
перо в ряды краснознаменной лавы»).
	Порою, стремясь попасть в ногу ¢ Mas-
ковским, Н. Соколов делает иеестествен-
но широкие шаги. Тогда познция Маяков-
ского превращается в «позу» под Мая-
Ropcnoro. Шюгда молодой поэт  товорит:
«Навязли в зубах Бонапарты веех эр», —
это наивно так же, как наивна и аттеета-
ция собственных стихов: «разящая ярость
отточенных строк».
	Недостатки поэмы не ограничиваются
заимствованиями у Маяковского. Исеть в
ней и просто плохие куски и стоки
(например, слаба, описательна  иятая
тлава, где история медицинских откзытий
	в России даетея перечислением). robot
	HO, что в таких случаях ритмическая или
интонационная схема, — но только схе-
ма! — стиха Маяковского проступает 060-
бенно заметно, она оттеняет бедность на-
полнения -—— смыеловую илн образную.
	Маяковский умел воплощать в конкрет-
ные, зримые п весомые образы самые от-
влеченные, самые общие понятия. Вепом-
ним незабываемую таллерею образов, ко-
торую дал он в поэме «Владимир Ильич
Ленин», рисуя исторпю  революпионного
движения в России. Н. Соколов не емот
справиться в конце поэмы © задачей по-
‘каза победного шествия коммунизма. [9ч-
	TH BCA девятая (последняя) глава сбивает-
	не лечите меня порошками
Мне дышится легче,
мне легче становится,
когда патриоты Вьетнама.
		жесть поэмы и до некоторой степени —
необычность ее. Бесспорно, всем бросится.
в глаза н то, чо поэма написана пот
	в Глаза и то, что поэма написана под.
сильным влиянием Маяковекогм. Чло это:
	подражание Маяковскому или про-
дотжение ето традиций на основе пло-_
	лхотворной учебы? . :

Чтобы сразу внести ясность, мне хочет-
ся начать с недостатков произведения
поэта, тем более, что возможны онпонен-
ты, которые на основании ряда строф,
где Н. Соколов подражает Маяковскому,

захотят сделать вывод о подражательноетни
поэмы в целом.

Что же в поэме Н. Соколова - неудачно?

Трагизм одиночества породил у раннего
Маяковского строки: «..я — тде боль, ве-
зле; на каждой капле слезовой течн рас-
нял себя на кресте». А вот Н. Соколов:

В каждую душу,
любовь оплакивая,
приду из бессонных ночей.
	Здесь иная остова, _ иной характер кон-
ить А спос0б, манера изображения те
Поэт в данном случае только копи-
bye, но не продолжает Маяковекого,
Вот почти оттиск © ноэмы зрелого. Мая-
ковского «Хороню!»:
Свой район не узнаешь, право.
Слева
		в бою опрокинут жандармскую
	Й потому же естественным и  художе-
ственно мотивированным является пере-
ход к теме «золотых бацилл доллара».
Подобный прием употреблен и в конце
второй главы, где по ассоциалии © толь-
KO что поставленным диатнозом болезни
героя — туберкулез позвоночника — рож-
дается космический’ образ «Млечного ‘пу-
ти — надежного и кренкого позвоночника
вселенной». Я останавливалось на’ умении
Н. Соколова строить поэтический образ н
потому. что в поэзии последних лет acco-
циативный образ, непревзойденным маете-
ром которого был Маяковский, стал поче-
му-то редкостью, а иные черссчур . усерд-
ные критики, в заботах о ложно пони-
маемой «классической»  яености стиха.
чуть ли не при всех обстоятельствах
объявляют этот образ «вычурной weraho-
	пои».
	В поэме Н. Соколова слиты воедино. и
неразрывны тема молодой любви тероя’ к
«девушке из Госплана» —— Ирине и тема
творчества, созидания жизни. Любовь —
a1) и неповторимое чувство одного
юноши к одной девушке («в сердце