В партийной
	организации
	БОЕВОИ

oh A LH P
		мужья сидели в заключении по «полити-
ческому» делу. Да разве только эти две?
Тогла со всего воеводства ехали коестьян-
	Ки в станиславскую городскую тюрьму 6
	передачами. А тенерь они, свободные, ра-
достные, едут в гости K своим детям, мо-
лодым хозяевам земли.

«— Только теперь. — игутят они =—про-
	ВОДНИК ИЗ вагона на ступеньки Це пу-
	скает, боится, чтоб не упала...»
Маленькая сценка, а сколько в ней ху-
	 дложественного обобщения, сколько волную-
	щей жизненной правды.
Это из рассказа «В город» Я. Стецюка.
Инее впечатление производит paceraz
	«Дружба» Михаила Чабанивекого. Это не
первое ero произведение, — Чабанивекий
автор с опытом, он выпуетил уже сборник
	рассказов.
	расюсказ мог очаровать, вуволновать и да-
же потрясти читателя, он должен pas-
виваться естественно. Ему необходим свой
художественный тембр, полностью отве-
чающий идейному замыслу.

В рабсказе каждый поступок  ге-
роя должен быть строго мотивирован, мель-
чайший художественный штрих оправдан,
Фраза здесь нужна особенно плотная, ожа-

лического звучания: ‘прямой, «внешний»
емыел се сплошь и рядом дополняетея еще

фразе тесно, образам просторно.

Если, читая роман; мы сживаемея с ним
постепенно, знакомимея с героями обетоя-
тельно. то короткий рассказ воспринимает-
ся в ином, более стремительном теме, и
‘авторекие длинноты, вялость изложения,
фальшивый штрих здесь, пожалуй, резче
бросаютея в глаза.

Расеказ «Друзья зовут» страдает имен-
но такого рода недостатками, Он вял, рыхл,
‘разжижен серым пустословием. Опозназа-
тельными знаками персонажей служат

ковость, поверхностность В изображении

переноеным, глубинным. Словам в такой.

тая, упругая. Веледствие своей емкости.
она может достигать иногда почти симво-

только их собственные имена. Беглая очер-

ROBOCTH, TIOBCVARGOUI Ep BO HOU Pa aiid
‘человеческих чувств, неумение пользовать-
ся художественными средствами, запасом
‘своих жизненных наблюдений погубили
‘интересный № замыслу рассказ.

С. Вишняк — начинающий автор, но
‘тем не менее — или именно поэтому — Ha-
до, не делая скидок на молодость, пред-
`остеречь его от ошибочного взгляда на рас-
‘сказ как на легкий жанр.

В этом же номере журнала налечатач
рассказ «Виноградарь» молодого закарнат-

ствуетея, что автор умеет преодолевать
сопротивление материала, язык пивателя
богат и своеобразен, краски ложатся уве-
ренно и точно. Несколько страниц текетз,
и уже перед нами — живой, колоритный
‚образ колхозного  патриота-винограларя,
‘самоотверженно  спасающего  артельный
‘урожай от стихийного бедетвия. Но вот —

жена, жизнь подменена вылумкой, и Худо-

ему: вместо MATKOH лиричноети появляет-
ся откуда-то холодная риторика, расслаб-
ленная мелодраматичность...

Рассказ не прощает автору ни малейшей
самоуспокоенности, ни одного небрежного
мазка. Работа нал рассказом — настоящая
школа для кажлого молодого писателя,
стремящегося в совершенстве овладеть ху-
дложественным мастерством. Она лиецинли-
нирует, вырабатывает вкус, поэтическую
зоркость, трудолюбие. Здесь учишься уме-
нию взвешивать слово. емело с ним обра-
жщаться, познаешь огромные изобразитель-
ные возможности, таящиеся в нем. Хотя
рассказ обычно и пишется, «не переводя
лыхания», но ведь это только первая ста-
JHA, & потом начинается удивительно за-
хватывающий процессе шлифовки, поиски
новых. более выразительных средств, про-
Tere” COBEPNCACTBROBAHHA.

ИЙсиы видим, что чем взыювательней к
себе автор, чем глубже его знание жизни,

тем ярче, красочнее плоды его труда. Вот

он берет обычную ситуацию: Колхозный
паренек уехал в ремесленное училище в
областной пентр Станиелав. Мать тепла
проведать сына. В дороге она ветречает

свою старую знакомую, с которой впервые
познакомилась еще ло освобождения, тоже.

по дороге в Станислав. Тотда они увиде-
лиеь не в вагоне, а на его ступеньках,
так как их, «подозрительных» женшин C
котомками за спиной, «не пускали туда,
TIO восседали вельможные паны». Так они

ского новеллиста Михаила Томчания. Чув-

пол конец — требовательность автора сни-.

жественное чутье сразу словно изменяет о

as ok wy
	ехали до самото Станислава, ухватясь за
поручни и поллерживая друг друга. Их
	Зы

«Ум человеческий открыл много дикю-
винного в природе и откроет еще боль-
ше, увеличивая тем свою власть над
ней...» Эти слова Владимира Ильича
Ленина не случайно поставлены эпигра-
фом в книге И. Халифмана «Нчелы».

В нподзаголовке говорится, что это кни-
га о биологии пчелиной семьи и о побе-
дах науки о пчелах. Но можно с полным
основанием сказать, что значение и 0с0-
держание этого произведения — значитель-
но шире, — это книга о победах мичу-
ринской науки. Страницы ве полны рас-
сказами 90 самых диковинных вещах,
вновь открытых человеком в природе, о
новом истолковании уже известных дико-
винных вещей, 0б управлении тем, что
недавно еще казалось не поддающимея
управлению, — инстинктами.

Книга «Пчелы», повествующая 0 за-
мечательных фактах, обобщениях, OTEDHI-
тиях (некоторые из них — результат
сложных и настойчивых экспериментов
автора), написана таким точным и вме-
сте с тем образным, выразительным язы-
ком, что. открыв, ее нельзя отложить в
сторону, не дочитав до конца.

Устройство пчелиного общежития из-
давна привлекало к себе внимание нату-
ралистов. Однако, ограниченные уесловия-
ми своего бытия, буржуазные ученые
всегда искали и видели в природе не-
сколько преображенное отражение господ-
ствовавших  производетвенных — отноше-
ний,

Древние египтяне видели в пчелином
гнезде государство, руководимое пчелой-
фараоном, который в окружении свиты
слуг, обвевающих его опахалами-усиками.
	наблюдает © высоты свое  воскового
трона, как кораваны  пчел-рабов  скла-
дывают к его стопам сладкие дары. В
описаниях английских писателей XVI
	‘века пчелиная семья выглятит необычаин-
	HO похожеи на купеческую Англию вре-
мен Елизаветы. В сочинениях француз-
ских писателей ХУН века ona изобра-
жаетея, как классическое феодальное го-
сударство. В девятнадцатом веке улей
превращается чуть ли не в прямую кон-
	ститупионную ограниченную монархию.
	КО ВТОРОМУ
ВСЕСОЮЗНОМУ СОВЕЩАНИЮ
МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
		Союза советских писателей
	На лнях в партийной организации Сою-
за советских писателей состоялось отчетно-
выборное собрание. С отчетным докладом
	парткома выступил J. Ошанин.
	— ga этот период, — сказал доклад
чик, — мы были свидетелями нового 00-
ста и расцвета советской культуры. Вме-
сте со всем народом советокие  литерато-
ры, коммуниеты и беспартийные, своим
оружием повседневно участвовали в ве-

ликой борьбе за мир, за победу  комму-
низма. Они создали новые значительные

произведения. В этом году активнее, чем
в прошлые годы, выступали критики и
литературоведы. :

Докладчик рассказал об организацион-
ной перестройке, проведенной партийным
комитетом за прошедший год. Хороню
работали писатели-коммунисты в период
массовых политических кампаний по под-
тотовке выборов в местные Советы и Вер-
ховный Совет РОФСР.

В докладе говорилось о недостатках в
работе секретариата ССП, который слабо
осуществлял руководство творчеекой дея-
тельностью литераторов.
	БВ заключительной части доклада крити-
ковалась работа отдельных первичных
парторганизаций и партийных групп, ко-
торые принимали немало хороших реше-
ний, но не контролировали их выполнения.

По докладу развернулись оживленные
прения.

Товарищи И. Кремлев-С вен, Е. Ше-
велева, Г. Линьков, А. Безымен-
ский, А. Жаров, Н. Богданов,
М. Алигер, М. Шкерин указали на
ряд существенных недостатков в работе
партийного комитета. Партком мало зани-
мался творческими вопросами, в его работе
часто нехватало слаженности и организо-
ванности. Не уделял комитет должного
внимания развитию критики и самокрити-
ки в писательской среде. Еще не изжиты
случаи, когда принципиальность в реше-
нии отдельных вопросов подменяется при-
ятельскими отношениями. Неудовлетвори-
тельно обстояло дело с нартийным проеве-
щением в организации. Редко собирались и
плохо готовились партийные собрания,
мало выносились на широкое обсуждение
ндейно-творческие вопросы,

В докладе и прениях были высказаны
серьезные критические замечания в адрес
«Литературной газеты». Указывалось, В
частности, что газета запаздывает с оцен-
кой ряда явлений литературы, слабо осве-
щает внутреннюю жизнь Союза писателей,
работу творческих секций.

Выступавшие указывали также ‘на нело-
статки работы секретариата ССП, на гла-
бость руководства творческой деятельно-
стью писателей. Нриводились примеры
	того. как рукописи новых произведений
	неделями и даже месяцами ожидали обсуж-
дения на секретариате.

А. Фадеев признал  справедливыми
	серьезные упреки в адрес секретариата и
руководетва ССП.
	—— Действительно, существует некото-
рое’противоречие, — сказал тов. Фадеев, —
между ошущаемым всеми нами ростом ли-
тературы, повышением идейно-художест-
венного уровня писателей -— партийных и
беспаргийных, повышением уровня твор-
ческой жизни всей организации. се одной
стороны, и направляющей, организующей
ролью руководства Союза писателей во
веех этих серьезных процессах, —с друтой.
Наше руководетво сильно отстает, не ох-
ватывает некоторых областей, не органи-
зует, не направляет, и это такая беда и
вина наша, которые нужно BCeMepHO ис-
правлять.

Далее тов. Фадеев показал, что причи-
HOH отетавания являются не только орга-
	низационные неполадки. Сказывалаеь и
	ния фронта проходила совсем близко.
В речке рвались снаряды и бомбы. А не-
далеко от неистового огня: и грохота боев
уже начиналась стройка. Прибывшие из
окрестных деревень девушки-колхознины,
старые сельские печники и плотники на-
чали работы. На горизонте полыхало дым-
ное зарево близких боев. Его видели с ле-
сов новостройки строители. И они работа-
ли с еще большим упорством, сутками не
покидая рабочих мест, как солдаты в бою.
Не стены крепости, не новую линию же-
лезобетонных дотов возводили здесь в степи.
Это строился Линецкий тракторный завод.

Сразу же после разгрома гитлеровских
войск под Сталинградом товарищ Сталин,
руководя ходом невиданной в истории борь-
бы, дал указание групне конструкторов
автотракторного института о том, что по-
	ра перейти от проектирования артиллерий-
	ских тягачей к работе по специальноети—
к тракторам. И уже в 1943 году группа
инженеров сконструировала дизельный
	трактор «ВБировен». Он был признан луч-
шим, чем довоенные «СТЗ» и «ЧТЗ». Этот
	трактор и стал выпускать вновь вы-
строенный Липецкий завод.
	1947 тоду конструкторы трактора
«Кировец Д-35» были удостоены Сталин-
ской премии.

Когда, готовя очерк © тракторе и его
создателях, журналист Л. Давыдов за-
глянул в 54-й том БСЭ, изданный уже в
1946 году, он прочитал там: «Постройку
гусеничных тракторов впеэвые начала
	производить в 1912 г. американская фир-
ма Холт».
	Так сообщали все справочники в мире,
06 этом же говорилось в учебниках...

Л. Давыдов проявил незаурядную на-
стойчивость, пытливость, терпение, интуи-
цию — качества, столь необходимые в ра-
боте исследователя, и в результате He-
скольких лет напряженного труда, когда
розыски в архивах и библиотеках еменя-
лись длительными поездками по деревням
и заводам в поисках документов и живых
свидетелей, ему удалось совершенно точно,
се неопровержимыми документами в руках
установить, что родиной трактора является
Россия.
	Он показал, как крепостной крестьянин
села Никольского, Вольского уезда, Сара-
TOBCKOH губерняи, Федор Абрамович Блинов,
впоследствии машинист парохода, не только
получил в 1879 году привилегию на евое
изобретение «на 0с0бого устройства вагоне
бесконечными рельсами», но и построил.
	недостаточная интенсивность теоретической
жизни организации: ряд вопросов не был
додуман до конца, на них еще не найде-
но ясного отвота. Теоретические” Bolrpocn
и. прежде веего, проблемы социалистиче-
ското реализма необходимо решать кол-
`лективно, в частности, на широких, х9-
`рошо подготовленных творческих дискус-
сиях. :

Показателем отетавания в руководстве
творческим процессом является и большое
количество «бродячих  руконисей». Это
‘свидетельствует и о наличии в редакциях
и среди литераторов приятельских отнойте-
ний, не позволяющих сразу отвергнуть
явно недоброкачественное произведение, и
06 организационных медостатнах в работе
секретариата и президиума ССП,

—= Кроме’ того,— сказал в заключение
тов. Фадеев, — это является показателем
того, что работа с авторами недостаточ-
на-— и в журналах, и в издательствах, и
в секциях. Среди рукописей есть такие,
которые при соответствующей доработке
могут увидеть свет.

А. Софронов в своем выступления
указал, что не только секретариат, но п
партийный комитет ССП отставал в своей
работе от развития литературного процесса.
Увлекитись организационной перестройкой,
партком не уделял достаточно внимания
творческому росту писателей. мало помогал
работе творческих секций.

Партийный комитет, говорил тов. Софро-
нов, не был в своей работе коллегиален.
Редко бывало, чтобы вопросы готовились
ий обеужлалиеь всеми членами комитета.

Цолдержав справедливые критические
замечания в адрес «Литературной газеты»,
тов. Софронов в то же время заметил, что
многие из ведущих писателей и критиков
все еще не участвуют по-настоящему в ее
работе.

Секретарь Краснопресненского РК ВКП(б)
тов. Г. Безруков отметил, что партий-
ный комитет недостаточно боролся © само-
довольетвом, парадной шумихой в работе.
Мало еще сделано в организации для в96-
питания непримиримости к недостаткам.

`В докладе секретаря парторганизации,
сказал тов. Безруков. содержалась серьез-
ная критика секретариата ССП, «Лите-
ратурной газеты». творческих секций. но
очень  слабенькой.  беспредметной была
критика в адрес самого партийного коми-
тета. А партком работал по сравнению с
требованиями, которые сегодня предъявля-
ются, еще недостаточно.

Тов. Безруков указал на серьезные не-
достатки в оргализации политической уче-
бы писателей. Из 600 беспартийных писа-
телей-москвичей в сети партийного просзс-
щения занималось не более трилпати.

Партийный комитет мало боролся за
развитие критики снизу. Тов. Безруков
` проанализировал стиль работы парткомз,
указав на недостатки подготовки и прове
дения. партийных собраний.

В. Симонов признал справедливоств
критики работы «Литературной газеты»,
высказанной на собрании. Он рассказал,
как коллектив релакции борется за улучше-

ние тазеты, и призывал писателей к более *

активному участию в ней.

мА
		Собрание признало работу партийного
комитета удовлетворительной. В резолию-
ции собрание наметило конкретные пути
к исправлению недостатков партийной pa-
боты среди писателей и поставило перед
организацией ряд серьезных задач,

В партийный комитет Союза советевих
писателей избраны Л. Аргутинская. Н. Бог
данов, Г. Влалыкин, К. Воронков, А. Жа-
ров, Г. Линьков, Л, Ошанин, В. Симонов;
А. Софронов, А. Фадеев, А. Чаковекий.
Избраны также делегаты на ХХГУ район-
ную партийную конференцию,
	в 1550 году прототин современного гусе-
ничного трактора на двух отдельно управ-
ляемых гусеницах. Трактор Блинова был
показан на Саратовской выставке в
1889 году и на Нижегородской выставке
	в 1896 году.
		— Писать рассказы? — романист по-
жимает плечами. —= Зачем? 0 них не гово-
рят, критика их не замечает. Работа тру-
доемкая, кропотливая. Да и вряд ли от-
томные события наших дной можно втие-
НУТь в маленькую  новеллистическую
	НУТЬ В
форму. -

Недавно одно из украинских издательств
решило выпустить большой сборник, или, —
говоря торжественнее,—антологию украия-
ского советекого. рассказа, По замыслу, в
сборнике должны быть нредетавлены BCE
наши прозаики, начиная OT маститых
заслуженных мастеров этого жанра и до
самых юных дебютантов включительно.
Писатель, которому было поручено состаз-
ление этого сборника, добросовестно взял-
ся за дело. Вначале оно ему предетавля-
люсь совсем несложным. Требуется ведь
веего по одному (но хорошему!) рассказу
от нисдтеля, а у кого же из прозаиков не
найлетея хоть один удавшийся, долговеч-
ный, превосходный рассказ?!

Но вскоре составитель, желавший при-
влечь в участию в сборнике всех про-
заиков, ветретилея е неожиданными труд-
ностями. Оказывается, некоторые довольно
известные писатели не могут попасть в
сборник по той простой причине, что у них
нет рассказов. На протяжении многих лет
они не работали в этом жанре, ничего не
могут предложить для сборника. У НИХ,
вилите ли, только «большие полотна»...

Журнал «Ртчизна» недавно напечатал
статью о рассказе, которая так и назы-
вается: «Запущенный жанр». «Почему-то,
по каким-то неизвестным причинам, —6с0-
крушается критик, — сегодня... правиль-
ное и серьезное отношение в paccka-
зам уступило место недопустимому прене-
брежению к этому интересному и важному
жанру». Напрасно автор статьи, пытаясь
объяснить создавшееся положение, отеы-
лает нас в область «каких-то неизвестных
причин». Не лучше ли прямо назвать иско-
мые адреса? В том, что рассказ не в по-
чете, повинны прежде веего мы сами, ци-
сатели. Не меньше повинна в этом и нала
критика,  непростительно  равнодушная,
когда речь заходит о расскаве. Уже. уко-
ренилея ложный взгляд на рассказы, как
на обрезки больших полотен. По сравне-
нию с повестью. даже посредетвенной (но
толстой, разбухшей), короткий, пусть
блестящий, заряженный высоким поэтиче-
ским напряжением Фаосказ почему-то счи-
тается литературной мелочью, от которой
можно отделаться скороговоркой,
	Издательства не поошряют писатетей-
новеллистов, не выявляют молодых авто-
ров, которые пробуют свои силы в этом
жанре, не поправляют своевременно тех
начинающих, которые в погоне за «еолид-
ным», внушительным листажем часто за-
бывают о главном — о мастерстве.

Ha нленумах Союза писателей еще не
ставилея вопрос об этом, в самом деле, за-
пущенном жанре.

А нужно это сделать!

Рассказов. как песен, требует сама наша
жизнь, бурная, стремительная, изобилую-
щая массой событий такой важности и
краеоты, на которые художник прямо-тажи
не может не откликнутьея своевременно и
	горячо. Известно, что налти классики ни-
когда не смотрели на рассказ. как на низ-
менный жанр. И Чехов, и Горький, и Ко-
цюбинский, и Стефанию с большой лю
бовью и ответетвенноетью работали над.
рассказом, достигая такого’. совершенства,
что нередко короткий рассказ становилея
событием в литературе. Общепризнанным.
сечитаетея тот факт, что именно в нашей
классической литературе созданы. лучитие.
в мире короткие рассказы. В этой области,
наши учителя оставили нам неоценимый,
ко многому обязывающий опыт, Развивать
славную традицию, всемерно совершен-
ствоваться в этом жанре — наш долг.
Советский рассказ-—Фбоевой, правдивый,
высокохудожественный — целяком заслу-
живает того, чтобы быть не пасынком, а

любимым сыном нашей многонациональной
	могучей советской литературы.
	впервые по-настоящему смогли раскрыть
в биологии пчелиной семьи много такого,
что до сих пор было за семью замками.
	Читатель вводится в самый центр епо-
ров и достижений современной биологиче-
ской науки. Он видит, как искусно соче-
тается в книге мичуринская наука с уче-
нием Павлова. Это сказывается и в 05ъ-
яенении «танца пчел», как системы сиг-
нализации, и в рассказе о том, как пчел
заставили опылять клевел. .
	Знакомясь с книгой, читатель узнает.
про замечательный факт, что пчелы,
изменяя уход и питание, из одного и то-
го же яйца могут вывести и рабочую пче-
лу и матку. Следовательно, здесь нет не-
изменного и не зависящего от условий cpe-
ды «вещества наследственности». Вейема-
нисты оказываются выбитыми из своих
последних убежищ. И сегодня советский
человек ‘уже овладевает способами упразв-
лять пчелой — этим самым диким из всех
одомашненных существ, — с1юсобами изме-
нять ев наследственность так, как это бу-
дет нужно нашему сельскому хозяйству.
	С ‘огромным подъемом советский народ
воплощает в жизнь великий сталинский
план преобразования природы. Один из
важнейших,  существеннейших разделов
этого плана — введение травопольной си-
стемы земледелия — неразрывно связан ©
работой пчелы. Для травопольных севообо-
ротов нужны семена трав, мното семян.
Без пчел, которые способствуют опылению
трав, их получить трудно.

И в книге читатель увидит, как наша
практика, оснащенная передовой наукой,
обеспечивает  быстрейшее и наилучшее
выполнение великого сталинского плана
и в этом зазделе.

«Ичелы» И. Лалифмана — это книга о
новаторекой науке, книга, написанная
увлекательно и поэтично. Удача иселедо-
вателя в ней сочетается с литературной
удачей.

М. Горький сказал однажды, что «очерк
стоит где-то между исследованием и pac-
сказом». Эти слова полностью относятся и
к научно-художественной литературе. И
если в книге «Пчелы» мы ветретились
‚@ блестящим рассказом иселедователя, то
во второй книге, на которую мы хотим 06-
ратить внимание читателей, мы найдем
исследование, проделанное литератором.
		— Пишите рассказы! — требуют чита-.
тели на читательской конференции. — Этот.
жанр очень нужен. Хороший рассказ мож-
во прочитать велух на поле, во время обе-
денното перерыва. Он пойдет с зетралы..
Его прочитаешь в один вечер... Его возь-.
мешь © е0бой в дорогу. Культивируйте,
развивайте этот жанр. Боевой, мобильный,
чутко отклакающийся на горячие событня

налпей жизни. он нужен. он людим!
	Вто же прав? за поеледнее время уже.
многие наши нисатели выступали в печати.
в защиту рассказа. С тех пор наметились
сдвиги, положение будто бы пескольто.
улучшилось, но недостаточно. Сейчае, на-
кануне второго Всесоюзного совешания мо-
	лодых писателей, необходимо еще раз при-
RGU внимаипиа паигих литераторов. В
	влечь внимание наших литераторов, в
частности мололых, к этому несправедли-
во ушемленному жанру. «Кризис» его
	носолественен, мы в силе его преодолеть.
		Сюжет «Дружбы» несложен: на шахту,
	к начальнику участка Ивану Третьяку
приезжает в гости его фронтовой лрутг. По-
	ка хозяин на работе; гость, отлыхая. елу-
	`Чаино услыхал разговор, из которого вы-
‘ходило, что его другу Третьяку «лишь бы
‚план выполнить, а дальше хоть гори
все...», он, мол, не заботится о применений
  Цикличного графика. Этого оказалось до-
`статочно. Фронтовая дружба, складывав-
шаяся тодами, рухнула при нервой же
встрече, график раесек ее до основания...
	И автор это одобряет, поеподносит чи-
	тателю как нечто новое. положительное в
	характере своего героя. Откуда такой «pa-
чионалистический». а попросту  товоря,
	ционалистический», а попросту говоря,
бездушный взгляд на самое дорогое, свя-
шенное. что может быть в человеческих
	взаимоотнонениях? Ф9т незнания жизни, от
иектественной_ напетет изротовленной
	HCKYCCTBECHHOH,
схемы.
	За минувший год на Украине вышли де-
сятки новых книг. причем многие из них
	являются перБыми книгами молодых TK
сателей-прозаиков. Ралует. что в чиеле
	сотелей-прозаиков. тадует, TO Bo Sade
Ениг-первенцев читатель найдет нееколько
	интересных ©еборников расеказов. Цечата-
	ЮТ рассказы тажже и журналы «Укратна»,
<«Втчизна». мололежный журнал