ПЕРВАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА
	Речь И. 1, Эренбурта
	Мы слышали споры динломатов, прере-
кания юристов, занятых вопросами меж-
дународного права, доводы политиков. Я
не дипломат, не юрист, не политик. Я хо-
чу подойти к германскому вопросу, как
	человек,
	переживший все, что пережили
	мои сверстники. Я буду говорить прямо,
оставив в стороне деликатность, которая
порой более оскорбительна, нежели прав-
да. Вопрос с будущем Германии сложен и
мучителен, это клубок запутанных волос,
прилипших к еше пезажившей pane.
	 одесь — судьбы немецких подростков, вы-
и среди сирен и развалин, среди
разодранных карт «Великой Германии» и
  скромных хлебных карточек, среди чуже-
земных солдат и доморощенных мародерэв,
een разговоров о банке консервов и 0б
атомной бомбе. Здесь-——также судьба тех
немцев, любого возраста, аюбого социаль-
`ното положения, которые выпили до дна
	чашу  Н9зора, Поднесенную ИМ ТрЬоТЬим
рейхом, и которые, осознав глубину паде-
ния, приноднялись, начали честно рабо-
тать, думать, стремиться к братству и
человечности. В клубке, о котором я то-
ворю; — судьбы и других людей, испытав-
ших нашествие нациетов, судьбы поляков,
французов, чехов, судьбы миллионов муж-
чин и ‘женщин Советского Союза, судьбы
люлей. построивших или строящих новые
	дома на
	пепелищах, судьбы вдов, сирот,
	матерей, выплакавиих свои глаза, сульбы
людей, узнавших лагери смерти и заетен-
ки тестапо, их товарищей, их близких,
зудьбы солдат, которые не забыли, да и
не забудут пережитого. В клубке волос на
незажившей ране — судьбы многих раз-
ноплеменных людей, в годы войны связав-
ших свою жизнь с героическим еопротив-
Лением фазпизму. Война между нацистеки-
MH захватчиками и народами Европы не
	оыла ни
	выпаювквим поелинком, ни CTOUK-
	  новением двух династий или двух концер-
  Нов. Дипломаты, юристы, политики могут
  BABOMHBATS законность или  целесообраз-
ность восстановления армии. Гитлера. Но
У народов есть совесть, и эта совесть кри-
‚чит: «Накогла ».
	Американский главнокомандующий, не-
давно приезжавший в Германию для того,
  УРОбЫ получить партию человечины. п9-
ецелтил мозально реабилитировать армию
Гитлера. Если признать такую’ реабилита-
цию правильной, слелует осудить герой-
ство, самоотверженность, священное него-
	дование

мании», эсэсовцев Гельмута Бек-Бройхзит-
тера и Альфреда Франке-Грикша, тенерал-
майора Отто Ремера, Фрица Дорльеа и
Гедлера из «Дейче рейхсиартей» и так на-
зываемого «нового фюрера» Альфреда 40-
рица. Там царила атмосфера той мюнхен-
ской пивнушки, где начал свою деятель-
ность человек, обративший сотни городов в
развалины, человек, память которого. про-
клинают все матери мира. .
Фашистское подполье вышло на свет,
эно кичливо разговаривает с американски-
ми вербовщиками. Генерал Эбербах тре-
бует, чтобы тотчас восстановили честь нА-
пистов; «Мы не солдаты дьявола, мы тоже
сражались против коммунистов». И в ответ
Макклой подписывает приказ 0б амнистий
военных престунников. Возможно, что зав-
тра на груди осужденных эсэсовцев мы
узидим американские медали. Вряд ли это
пого-нибудь удивит. В чём может обвинять
Макартур гитлеровских  факельщиков,
пристало 4H куклуксклановцам, ‘ линчую-
щим негров, осуждать эсэсовцев, убивших
миллионы евреев, и как г. Трумэну, про-
поведующему крестовый поход против ком-
мунизма, не снять шаяпы неред касками

своих предшественников?

Альфред Врупи, человек, который но-
мог Гитлеру стать Гитлером, который нз-
живалея на каждом выстреле, на каждом
трупе, человек, три года тому назад пряго-
воренный 5 двенадцати годам тюремного
заключения и конфискации имущества, 0с-
вобожден. Ему возвращено все его доетая-
ние. Еще вчера он был преступником,

— сегодня. — он нервый оружейник. Зачин-

щики войны нерестали стесняться, они не
стыдятся ни объятий Франко, ни протяну-
той руки эсэсовцев, ни пушек Круппа.
Как случилось, что генерал Эйзенхауэр,
в своей книге заклеймивший преступления
нацистов, теперь с ними братается? Он не
брезглив, этот американец: о принципы
принципами, а дела делами. У американ-

цев, помышляющих о новой войне, заго-

товлено вее — планы мобилизации, гене-
ральный штаб, атомные бомбы, консервы,
специальные корреспонденты, им нехва-
тает одного: солдат. Они притащили в Ко-
рею турок и греков, голландцев и фран-
цузов, колумбийцев и англичан. Теперь
они ищут солдат для похода на Росеию.
Они не забыли конен 1944 года, когда
немецкие дивизии, обессиленные боями на

Восточном фронте, вее же в Арденнах на-
  несли удар войскам Эйзенхауэра. Они хо-

тят закупить в Гермзнии пушечное мясо
первого сорта.

Я утверждаю это, основываясь не на
догадках, а на публичных заявлениях

словоохотливых американцев, Недавно

сенатор Джонсон предложил набрать’ ино-
странный легион, преимущественно из нем-
цев, численностью в миллион солдат. Он
прямо сказал; «Это спасет жизнь миллно-
HY молодых американцев». Его коллега

сенатор Лодж возразил: «Нужно набрать!

не один миллион. а два».

_.. Чемецкий народ говорит: Без нас
	Осудить вооружение Германии», — таково требование миролюбивых наро-

дов, сформулированное в донладе Ива
и японской проблем».
	Фаржа чМирное разрешение гермаисной
	<..Демилитаризация Термании», — такова цель, торжественно провозглашен:
ная от имени миллионов людей доброй воли с высокой трибуны происходящей
	4 цель, торжественно провозглашен.
ти с высокой трибуны происходящей
‚ Нак никогда прежде, сегодня ясно,
прелотвращена, если будет положен
	в Берлине сессии Бсемирного. Совета» Мира. Как никогда прежде, сегодня ясно,
	что мир может быть обеспечен, а война предотвращена; если будет положен
нонец проводимой америнанскими ‘империалистами ремилитаризации Западной
	прибегнуть к «мобилизации сил
	воины проводят пгумную пропагандист-
	Еерманин —- основного очага агрессии в Европе.
Вынужденные. по словам Ива Фаржа,
	Бывнужденные. по словам Ива ©
наемников», американские поджигатели
скую кампанию, пытаясь запугать ми
	G -.-....,

Мы покидали Варшаву с чувством удов-
летворения: мы видели, что наши силы
возросли, что народы не будут застигнуты
врасплох кучкой злодеев или безумцев, что
создан высокий орган, защита жизни —
Совет Мира. Прошло три месяна. Мы не
ошибалиеь. палуясь: лвижение за мир
	даются
прехосте
	Фь, ралуясь; движение за мир
Все чаще, все настойчивее раз-
голоса честных американцев: они
регают своих сограждан от опае-
	ной игры, которую ведут их правители.
Но чем сильнее движение за мир. тем
безумнее отвратительная игра. Испуганные
пробуждением разума и совести, зачинщи-.
KA войны торопятся. Корея для них и
репетицией. Неудачи их не образумили.
Люди, находящиеся не в клинике для ду-
шевнобольных, но в представительных 07-.
	ганах большого государства. среди белого
	ДНЯ.

He
	китаиских
	бомбы.
	Ha CHE H,
	требуют бомбарлировки   9
	немецких тружеников, понявших низкую
сущность фашизма? Если в демократиче-
ской республике громко раздается гневный
толос немецкого народа, то, несмотря на
все запреты, окрики, преследования, его
можно услышать и в Западной Германии.
Я убежден, что если оккупанты разрешили
бы произвести опрос населения — восста-
навливать вермахт или не восстанавли-
BATh.—— TO девять десятых немпев ответи-
	Туп бы <иету.

Восстановление германской армии в лю-
бой форме, возрождение немецкой военной
промышленности, осуществляемое в Запад-
ной Германии, возмутило миролюбивых лю-
дей веего ‘света. Американские газеты,
разумеется, уверяют, что против ремилита-
ризации Германии выступают только ком-
мунисты, Это — очередная ложь. Один из
старейших депутатов Франции Луи Марэн
не коммунист и не социалист, это человек
правого направления. Депутаты английско-
го парламента Флетчер или Меллиш не
коммунисты, они члены правительственной
партии. Писатель Томас Манн не комму-
иист. Известный теолог, швейцарец Карл
Варт, не коммунист. Английский министр
Дальтон не коммунист. Бывший министр’
внутренних дел Боннекого правительства
Хейнеман не коммунист. Цастор Нимеллер
не коммунист. Эти разные люди, по-раз-
ному рассуждая, все высказываются про-
тив вооружения Германии. Они понимают,
что возрождение рейхсвера может быстро
привести к трагической развязке. Наш
высокий орган, Всемирный Совет Мира,
единственная международная организация,
включающая подлинных  предетавителей
народов, должен объединить движение про-
тив ремилитаризации Германии, как про-
тив той меры, которая является не только
незаконной, но и преступной, поскольку
сна может привести в войне в Европе,

В страшной игре любителей войны Тер-
мания не должна быть ни игроком, ни
игральной картой. Мы не должны до-
пустить восстановления германской армия
и ‘военной промышленности.  Немецкому
народу. нужно дать возможноеть воестано-
вить Германию, мирно трудиться, внести
свою ленту в ту сокровищницу мировой

культуры, которую он прежде обогащал.
	Мы объединяем людей разных взглядов,
и не наше дело сравнивать внутренний
строй двух половин Германии, их социаль-

ное устройство, их законы, их идеологию.

В то время как в одной из двух половин
  ермании юношам указывают путь братет-
ва’ и международной солидарности, в дру-

той половине раздается проповедь реванша,

ненавиети, войны. Но наше дело и наш

`чена на две части, в центре Европы на-
каиливается горючее, способное вспыхнуть
от. окурка американской сигареты.  Совет
Мира должен потребовать заключения мнр-
ного договора с мирной едяной Германией.
Это будет шагом к миру, в то время как
создание германской армии, усиление в
этой стране оккупационных войск и про-
дление ее шютивовстественного раздела
должны неминуемо привести к катастрофе.

Люди, подготовляющие новую войну,
особенно часто поглядывают на Европу.
Именно здесь, на нашем старом и славном
континенте, должна произойти та бойня,

которой они жаждут. Американский сена-

тор Унльям Фулбрайт сказал: «Мы помо-
жем европейцам, уничтожая их города».
Так может говорить только варвар, кочев-
ник, человек, который не способен понять,
сколько нужно веков труда и духовного
напряжения, чтобы создать Париж, Рим,

Лондон. Ко всем, кому дорога культура
древней Европы, для кого Уффици и Лувр,
кневская София и Шартр, университет
Праги и университет Оксфорда, Краков и
Кельн не объекты предполагаемых бомбар-
дировок, & живая плоть‘ любезной сердцу
духовной родины, я обращаюсь е призы-
вом: Не допустим этого несчастья!

Мой народ хочет мира. Мне привелось
недавно нобывать на Волге в тех районах,
где строят теперь гидростаннии, где, желая
изменить климат, сажают крохотные де-
ревья. Я привожу в свидетели нашего ве-
ликого миролюбия старика, который ‘поса-
дил годовалый дубок, и мать, которая ле-
леет годовалого первенца. Мы знаем, что
Советское правительство, верное чаяниям
народа, предложило великим державам
Пакт Мира. Неужели безумная игра, за-
теянная кучкой алчных и безответствен-
ных людей, омрачит завтрашний день че-
ловечества? Допустим ли мы неслыханную
беду, мы, людн, посланные сюда встрево-
женными народами? Нет, мы остановим
войну, мы говорим STO B Часы, полные

долг —— заявить, что, пока Германия рассе-;

me mm В
	трагизма и надежлы.
	X городов, применения атомной
начала третьей мировой войны.
вы погнать нз убой не только
	Они готовы погнать наз убой не только
своих юношей, но и цвет Европы. Они
покупают па мировых рынках человечи-
HY, как их делы покупали шерсть или
	Hy,
py AY.
	3}
	скую кампанию, пытавсь запугать миллионы немцев, являющихся искренними
противниками новой кровавой бойни, и привить им милитаристские настроения,

Публикуемый нами выше фотоснимок является документальным подтвер-
ждением той психологической подготовки к вооружению Западной Германии, о
которой говорип в своем докладе Ив Фарэж. Это — выставка американского пехот

ного вооружения, устроенная на одной из улиц Западного Берлина. Вокруг стола
с энспонатами—преимущественно дети, но и их лица и лица взрослых выражают
отнюдь не восторг или страх, которые, видимо, рассчитывали вызвать устоои-
	отнюдь не восторг или страх, которые
тели выставки, а внешнее безразличие,
	видимо, рассчитывали вызвать устрои-
за которым, надо полагать, скрывается
	гневный протест. Иначе зачем было устроителям этой выставки приставлять к
зрителям столь большое количество «экскурсоволов» в американской военной
	Но на какие бы ухищрения ни пускались пропагандисты «горячей войны»,
их усилия обречены на неминуемый провал. Немецкий народ говорит: Война -^
	(Снимок из иллюст
«Берлинер цейтунг»).
	из иллюстрированного
	без нас; мир —с нами!
	приложения к немецкой газете
	Международную организатию, созданнуто
мужеством советского народа. отвагой нар-
	простых
низацию
	Нврепы, ‘великим напряжением
людей Англии и Америки, оргз-
‚ на которую паять лет назад с на-
	деждой взирали народы мира. они превра-
	THEA B
тельных
	захолуетный Театр для невзыека-
зрителей из Мисеисипи иля ре
	хомы. Мы увидели. как люди, пересекиеие
се недобрыми нелями океан, заливигие да-
лекую чужую землю детской кровью. кри-
чали: «Вараул, на нае совершено нападе-
ние!» Можно было полумать. что в Корею
	прибыла
ников.
	экскурсия американских ШкКолЬ-.
которых обидели злые хозяева.
	Можно было подумать. что китайцы захва-.
тили Сан-Франциско и еброеили бомбы на
	Texae. 3
протекаю
	Южно было подумать, что река Ялу
т пе-нибудь в Мичигане. ‘что на
	берегу этой реки отдыхали беззащитные
американские девушки и что на них на-
пали свиретые китайцы. Это не смению,
это отвратительно. Зачиншики войны ны-
	таэтея
ный от
ной fot
	прикрыть голубой тряпкой крас-
крови нож. Готовясь к неслыхан-
не, они не пренебрегают ничем:
руют немецкие мосты и забри-.

OHH минируют немецкие мосты и заори-
валют колумбийских горемык, они исныты-
вают в Невале атомные бомбы и они иепы-
	тывают
Weis Mx
	в Брюсселе верноеть своих евро-! Города
	шерифов, они радятея в овечью.
	Шкуру, и перепугавный чилией или гГол-

поставить CBO Полис.

р + waee: ооо о, eee.

aPeaeesen a: eae: Serer aneereeteeeees paves

Арнольд ИВЕЙГ,
	член Всемирного Совета Мира
	сома
	Решающий час
	История неизменно стремится предоста-
вить своим сынам возможность выбора
решения, хотят ли они. исправить pas 49-
пущенную ошибку или предпочитают в
ней упорствовать.

С 1918 года поборники катиталиети-
ческого миропорядка с лютой ненавистью
взирали на «краесногвардейцев». выходив-
щих из недр разбитой немецкой армии.
Рабочее движение в Германии, казалось
бы, уничтоженное в беспощадно подавлен-
ном спартаковском восстании и гитлеров-
ских концлагерях, ожило вновь в 1945 го-
ду, вобрав в себя все элементы внутрен-
него сопротивления страны и прогресеив-
ной немецкой эмиграции.

Плод этого движения — Германская де-
мократическая республика. вее еше име-
нующаяея «советской зоной» в кругу гос-
подина Аденауэра, того Аденауэра, который

счел возможным отвергнуть руку Tepman-

ской демократической республики — обра-
щение Отто Грютеволя и Народной палаты
е предложением переговоров о ` единетве
Германии.

То. что прозвучало в речи и послании
Отто Гротеволя и притом с отчетливоетью,
не наблюдавшейся никогда ранее в вы-

ступлениях немецких премьеров, — это.

был голосе народных Macc, объединенных
насущными жизненными потребностями,
масс. которые в любую минуту отовы
выступить сомкнутыми рядами, если’ речь
идет о настоящем и будущем миролюбивой
Германии.

В сознании этих народных маес незыб-
лемо утвердилась истина: единство Герма-
НИИ — это мир, мир же равнозначен пре-
одолению ударов, наносившихея духовной
и экономической жизни немецкого народа.
ударов. ставших особенно страшными, на-
чиная с 1933 года, когда он допустил

«восшествие на престол Адольфа Гитлера», _
чтобы затем двенадцать лет терпеть его

влалычестзо.

=
Каждый немец должен сегодня яено 0г0-.
	знать: важноеть проблемы предотвращения
третьей мировой войны по своему удель-
ному весу неставнима со всеми остальны-
ми проблемами. Претья мировая война —
Это лено даже ребенку — может привести
к уничтожению древнейших и прекраеней-
ших памятников нашей культуры на Рой-
не и Майне, повсеместное разрушение. воз-
можно. примет такой характер. что мы
ему сейчас, к счастью. еще не можем по-
дыскать сравнение. Говоря 0б удельном
весе, мы подразумеваем ту колобсальную
разницу. которая отличает вее остальные
проблемы от этой — важнейшей и основ-
ной. Немецким писателям, всей прогрее-
сивной немецкой интеллигеннии Запада и
Востока надлежит своими обращениями
пробудить в народе сознание ни е чем не
сравнимой важности этого вопроса.

Мы должны объединиться. Цель. стоя-
щая перед таким объединением, ясна. Речь
здесь идет о конкретных мероприятиях и
перспективах, которые уже теперь осуше-
ствляютея и подвергаются жизненной про-
верке в Германской демократической pec-
публике, а в скором времени станут пред-
метом обсуждения и по всей Гермажии.

Задача, стоящая перед немецкой прогрое-
сивной интеллитенцией, достаточно серьод-
на. Впервые ей предстоит служить ши-
роким массам своих сограждан в борьбе за
их кровные интересы, широким массам, а
не капиталу.

С 1914 тода немецкий народ заставляли
бороться за цели, менее веего  служивигие
его пользе и уже дважды“ приведлтие его
к катастрофе. Во времена бисмаркозеких
войн, играя на напиональных чувствах
немцев, еще можно было утвержлать, что
это-де войны за объединение ° Германии,
хотя объединение и было полдельным.
Демократический лозунг  «объелинения»
здесь явно’ играл на’ руку немецким князь-
ям и крупной буржуазии.
	Но когда, позднее, немецкий империя-
лизм сначала бисмарковского. а потом н
крупповекого образца потребовал чудовиц-
ных жертв и сотни тысяч, а потом и мил-
лионы немецких юношей осталиеь лежать
на полях еражений, он не трудилея с00б-
щать немецким массам цели этих войн да-
же и в частностях, которым они не могли
бы сочувствовать. Вог почему корыетные
цели воротил из «клуба господ» и при-
крывались лживыми разглагольствования-
ми 0 «жизненных потребностях немецкого
народа».

Сегодня можно разъяснить любому нем-
цу (и авангард немецкого народа. классо-
во сознательные рабочие ежедневно твер-
	ANT 00 этом каждому), кто стоит за пот:
жигателями третьей мировой бойни. кт.
хочет ‘послать на смерть новые немецкие
ДИВИЗИИ.

В Америке еще слабо звучат голов
людей, ‘распознузших в клике Тоумона
	iC ее атомными бомбами втагов четовечь-
	ства, в том числе и американекого народа.

Мы же. немцы. которых хотят превра-
тить в основной контингент армии. «3а-
щищающей» Атлантический лакл, мы пр-
шли обучение ‘столь наглядное. ‘что по-
	истине имеем право говорить, как знахови.
	о войне и о мире.

Bee остальное. дорогие друзья, то-есть
ренгительно все. по сравнению ес этим
«война или мир», имеет лишь второсте-
пенное значение. Да, все остальное может
еще оставаться предметом дискуссии, но
не это.
	Разве. посетив СОСР или Польшу. мы
своими глазами не видели, е какой интен-
сивностью ведутся там восстановительные
работы, плачирующиеся на много лет
вперед, как, внрочем, ведь и У нас, в Гер-
малекой демократической зеспублике.

Кто поверит, что такие города. как, Вар-
шава, такие земли. как земли Украины
или Белоруссии, восстанавливаются лишь
для того, чтобы они вновь подверглись
разрушению в самой страшной ‘из веех
ВОЙН,

Разве Советский (Союз окружил СПА
военными базами, а не наоботот?
	Неужто и после второй мировой войны
большая часть народного достояния 0стз-
нется в руках империзлистических клик,
трудящиеся же опять останутся не при
чем. как в 1918 году или жев 1945 гоу
но ту сторону Эльбы?
	`Неужели невозможно. уничтожив все
фалгистекие организации, установить и в
Западной Германии. подлинно демократиче-
ский режим, ге политическую жизнь оп-
релеляли бы люди из народа, а не вмеша-
тетьства чужеземных династий или тре-

стов, как это Bee был в TOM же
1918 году?!
	В средние века человека, взиравшего на
небо из земной своей юлоли. обнадеживали
загробной жизнью. В У[Х веке его запу-
тивали социал-демократией, якобы cob
рающейея лишить его последнего скарба;
в ХХ столетии его страшают призраком
большевизма, который, мол, использует
любую лазейку для того. чтобы раз и на-
веегла расправиться е немцами, их жиз-
ненным уклалом и луховной сутью.
	Тенерь самое важное — рассеять этот
туман, кохрым поиетине ловкая пропаган-
да пытаетея окутать сердца и разум нем-
цев в Западной Германии. рассеять туман,
который начал особенно сгущаться еще с
того CaMOrd дня, когда  недоброй памяти
капитан Рем послал  недоброй. памяти
ефрейтора Гитлера в турне с лекцией о
ремилитаризации Германии.
	Не нора ли — так вопрошает HCTODHA B
1951 году — открыть глаза и пристально
	вомотреться в сокровенный емысл дейст-
вительноети?
	БЕРЛИН, февраль
	Франции. Для них, как лля всех честных
людей Европы, война против нацистеких
захватчиков была не только патриотиче-
ским долгом, но и защитой общечеловече-
ских иделлов. Люди, ежигающие наналм м
горола Кореи, люди, убивающие в этой
злосчастной. стране стариков и младенцев,
могут, разумеется, реабилитировать людей,
которые сожгли тысячи советских дере-
вень, которые прошли через Лидице и
через Орадут. которые причастны в печам
Освенцима. Но никогда честные ‘люди ми-
ра не назовут детоубийн соллатами.
	Генерал Эйзенхауэр, приехав в Герма-
	нию. сказал. что «пора забыть пропглое».
	залуматься над этими словами,
	OHA звучат благородно. Вели над ними
задуматься они звучат преступно. Никто
	под индультенцией народоубийцам.
Председатель фашистекой партии «Дей-
че рейхепготей» в Брауншвейто недавно
	сказал: «Восстановить честь НЕ Tenep:
таков первый лолг немецкого народа. ‚ нию, eK:
Никто He влоаве больше обвинять HN   Бели не
	после того, как войска генерала  Мажалугу-
ра уничтожэют деревни вместе се жении-
	нами и
			летьми». Да, американские зачин-  никогда не упрекал русских в злопамят-
	щики воины воскресили лела Гитлера.
Вого после этого уливит. что они хотят
	воскреси
	собралие
Народы
	ть армию Гитлера?   торые
1 страны, в столице которой мы   жизнт
ь, тревожит не только немцев.   мы н
всего мира Не сволят глаз е Гер-  Европ
	мании. Можно это объяснить географией:
пвред нами страна, произвольно раесечен-
ная налвое, расположенная в самом центре,
	КВОТЫ.
	32а ве границами находятся лва
	мира, возможность мирного сосуцеетвования
	HOTSDBIX
	зачинитики войны отрипают, при-.
	чем олна половина этой страны уже 66-
	реавена в плапдарм для военных опера-
ний. Можно также объяснить интерес.
	проявляемый к будущему Германии, исто-.
рией: Германия слишком часто вмешива-
лась в судьбы других нафолов. ее соллаты.

часто перехолили чужие грани-
	ЦЫ; Люди спразчивают, «что будут делать
немцы?» или «что слелают ¢ ‘немцами?»
Люди. где бы они ни жили,’ знают, что,
если Германия окажется вовлеченной в
	COUT of
военную
	ВОИНЫ
	UPL Wirt ни мили,’ опают, “ST,
ания окажется вовлеченной в
коалицию, угроза войны в93-
ди знают также, что если  Гер-
жетея вне игры. то зачинщики
	призалумаются прежде чем от
	угроз перейти к первому роковому выстрелу.
Меня могут спросить, почему я говорю.
	о Германии, как о едином целом: Ведь
существуют две Германии. отличные одна.
от другой. 0. конечно, я знаю. что люди,
возглавляющие Германскую  демократиче-
скую республику, не похожи на людей,
объявивших город Бонн столицей, второй
Германии.

Я знаю, что в то самое время, когда
берлинский парламент принимал «Закон
0б охране мира». министры правительства,
	находя
	егоея в Бонне. вели переговоры oO
	включении западной Германии в военную
коалицию. Если я все же говорю ‘о судь-
бе Германии, как бы пренебрегая времен-
ной границей, то только потому, что я
не могу отделить судьбу государства 07
	СУДЬБЫ
	народа. зцители Франкфурта-на-
	Майне и Франефурта-на-Одере знавали те
же периоды подъема и паления, создавали
		ценности, делали те же ошибки,
	жили одной общей жизнью. Этот народ. не
вчера родился и не вчера осознал. свое
	ре N RAVER ER AS

стве. Метительноеть нам несвойственна.   из Померании, из Сулетекой области в ба-
Мой народ протянул руку тем немцам, ко -   раках, в казармах и говорят им: «Вы пой-
торые повернулись к мирной и честной дете скоро отвоевывать потерянные вами
жизни, Но у нас не Девичья память — земли».
мы не забываем. Забыть, что сделали 6 Как относятся к этому сами заинтересо-
Европой фашисты, это значит предать пе ванные? Я говорю не о тех немцах, кото-
только дорогие нам могилы, это значит рые строят теперь новую жизнь и которые
предать наних детей. Намять — высокий   вместе со всеми честными людьми боротся.
	Aap,

OHA
	отличает век человека от века

мотылька. забыть 0 преступлениях, совер-
` шенных армией Гитлера, это значит Epa
дать не только французов или поляков,
это значит предать Европу, предать мир.
Я не думаю, чтобы немецкому народу
могло помочь забвение, напротив, оно бы-
ло бы опасно и трагично и для него. Ред-
билитировать армию Гитлера — это значит
  для Германии повторить ужасный путь от
января тридцать третьего до мая сорок,
пятого. Забыть прошлое, это значит, вер-
нуться сначала к военным нарадам, а по-
TOM к военным кладбищам, это ‘значит
захватывать чужие города, чтобы потом
‘увидеть развалины родного города. Немец-
кий народ хочет реабилитировать не гене-
ралов рейхевера, а свое доброе имя, он
‚хочет реабилитировать не эсэсовцев, `а

честных и мирных тружеников Германии.
Он хочет восстановить не штурмовые ди-
  ВИЗИИ, & свой города, школы, библиотеки,
	Американские газеты пытаются уверить
своих  недорослей, что восстановленная
немецкая армия не будет напоминать ар-
мию Гитлера. Вто же должен сколотить
эту новую армию? Люди, которые вели
солдат Гитлера от преступления к mpe-
ступлению. Ближайшим советником aMe-
риканцев состоит генерал Гане Шшейдель.
Он командовал 8-й итальянской‘ армией
под Сталинградом, он сжег сотни сел
Украины. С ним работает другой гитле-
ровекий тенерал Хойзингер, также учает-
вовавший в нападении на Советекий Со-
ю3. Гле разрабатывалиеь планы вобсозда-
ния германской армии, одобренные амеря-
канцами?” В ЛЧандебергекой тюрьме. Там до
недавнего времени содержались военные
преступники, осужденные Нюрнбергеким
трибуналом. С согласия американцев гене-
рал Гане Шпейдель обратился к своему
	 за мир и за человеческое братство. Я го-
  верю сейчас о других немцах, отравлен-
Г ных дурманом нацизма, до последнего чаез
веривших Гитлеру и отшатнувшихся or
него не потому, что он начал преступную.
` войну, а потому, что он эту войну проит-
`рал. Готовы ли такие последовать советам
  американских вербовщиков? Не думаю: они
‚рассуждают так же цинично, как их аме-

+

pURAHCRHE партнеры. Они холодно относят-
	ся & Посулам не потому, что американцы
	‘готовят  отвратительную  захватническую
  войну, а потому, что сомневаются, что
американцы способны такую — войну
	выиграть. Они помнят, что змериканцы
обычно предоставляют воевать другим, а
сами приходят к шапочному разбору. Сол-
даты Гитлера, побывавшие в России,
знают, что война, которую замышляют те-
перь некоторые американцы, будет очень
жестокой, и они предпочитают воевать
«по-американски». Уроженпы Силезии или
Померании, даже из числа отравленных
фашистским дурманом, великодушно отве-
чат американцам: «Лучше будет, если вы
пойдете впереди, как самая сильная нация.
Что касается нас, то мы придем потом —
севаивать наши земли». _
	Нужно ли говорить о том, что возрожде-
ние нацистской армни глубоко возмущает
	единство. Вак в каждом государстве, где
еще существуют общественные противоюе-
чия, в Германии есть внутренняя грани-
ца; она проходит не по Эльбе и не по ка-
кой-либо другой реке, она имеется в
_ каждом городе, она отделяет виллу г-на
Rpynna of домов, в которых живут его

Рай тай. ICM At D

зоративол ь сему
брату  тенералу

Вильгельму  Шнейделю,
осужденному за то, что он безжалостно
убивал. греков, е просьбой разработать
проект возрождения рейхевера. Их армия
родилась в тюрьме. Ее  вдохновители —
это каторжники, детоубийцы и  народо-

a ВС ГС-И.,
	рабочие
	Армия, которую они восстававливают,
зачата в фашистеком подполье среди офи-
церов эсэсовских дивизий. Там можно бы-
ло услышать имена тенерала фон Мантей-
феля, бывшего командира «Великой Гер-
	Но разве нет ДВУХ Франций —   убийцы.
	той, что поднисывает воевный пакт, ‘и
той, что требует мира?.. Я позволю себе
говорить не о судьбе Франкфурта-на-Май-
		Германии.
	Франкфурта-на-Одере, но о судье
	Главный. редактор К. СИМОНОВ.
Редакционная коллегия: Б. АГАПОВ, А. АНАСТАСЬЕВ, Н. ATAPOB,

Н. ГРИБАЧЕВ, ` Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, А. КРИВИЦКИЙ, Л. ЛЕОНОВ,
Н, НОВИКОВ, Н. ПОГОДИН: В. РЮРИКОВ рае
		П. ФЕДОСЕЕВ.
	 итературы и искусства —К 4-02-29,
ельство-—К 4-11-68. Коммутатор — K 5-00-00.
	Рисунок для зЛитературной газеты» чешского художника В. ГААЗА

Адрес редакции и издательства: Цветной бульвар, 30 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 4-04-62; отделы:
К 4-01-88, внутренней жизни — К 4-08-89, К 4-72-88, международной жизни — К 4-03-48, К 4-03:66, науки—Б 3-27-54, информации—К 4-08-69, издат

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва. Пушкинская площадь, 5.
	«Литературная газета» выходит три раза в: неделю:
	по вторникам, четвергам и субботам