Тр лам выступлений «Литературной
	«ТАК ВОЗНИКАЮТ ТИХИЕ
		В нашей газете (№ 94 за прошлый
год) была опубликована ‘статья А. Шаро-
ва’ «Так возникают тихие заводи», Гово-
рившая о серьезных недостатках в работе
Физиологического инетитута и некоторых
кафедр биолого-почвенного Факультета de-
нингралекого государственного  универси-
тета имени А. А. Жданова. Статья эта б-
суждалась ученой коллегией Физиологиче-
ского института, на заседаниях кафедры
гистологии. на заседаниях Ученого совет“
биолого-почвенного факультета,  партии-
ным собранием и партбюро факультета.

Статья вызвала ряд писем и послужила
предметом обсуждения на’ заседании Науч-
ного общества анатомов, гистологов и эм-
бриологов в Ленинграле.

В постановлении Ученого совета биоло-
го-почвенного факультета говорится, что
статья, правильно отмечая некоторые су?
шественные недостатки в работе Физиоло-
гического института имени акад. А. А. Ух-
Томского и кафелры гистологии, оказалась
полезной не только для инетитута и Ба-
Федры, подвергнутых критике. но и для
всего факультета в целом. *

Статья, указывается в  поставовле-
пин, сыграла положительную роль И В
том, что она снособствовала усилению сре-
ди научных работников факультета духа
критики и самокритики, направленных на
улучшение научной и учебной работы.

Постановление признает, что Физиологи-
ческий институт действительно повинен B
поверхностном и формальном подходе к
перестройке своей научной работы после
августовской сессии ВАСХНИЛ. «Вместо
того, чтобы положить в основу исследова-
тельской работы методологические  прип-
ципы мичуринской биологии, некоторые
сотрудники института переключились на
вынолнение отдельных, разрозненных тем
животноводческого характера, не обесие-
ченных для их выполнения надлежащей
сельскохозяйственной базой. В результате,
эти работы оказались мало эффективными,
за исключением исследования научного
сотрудника Грачева но нерввой регуляции
процесса лактацин У Молочного скота».

В настоящее время Физиологический
инотитут перестраивает свою исслелова-
тельскую работу в соответствии в реше-
ниями Павловской сессии, но это неотлож-
ное дело, указывает в своем” постанов-
лении Ученый совет, проводится В жизнь
весъма медленными темпами. Прогрессив-
ные принципы павловской физиологии еще.
не стали руководящими в научных рабо-
тах сотрудников института. Черты касто-
вости, непонятного высокомерия и вместе
с тем увлечения некоторыми методологи-,
чески чуждыми учениями зарубежной
физиологии еще далеко не изжиты.

«В отношении кафедры гистологии —
говорится далее в постановлении, —т. Ша-
ров в своей статье правильно указывает
на отсутствие принципиальной позиции и
активной партийной борьбы сотрудников
этой кафедры за прогрессивные илеи со-
ветской биологической науки. развивае-
мые в работах 0. Б. Лепешинской».

В письме на имя редакции «Литератур-
ной газеты», принятом на заседании пау-
тийного бюро биолого-почвенного факуль-
тета, сообщается о мерах, проведенных за
последние месяцы для улучшения всей
научно-учебной работы Физиологического
инетитута и биолого-почвенного факуль-
тета. Партбюро сообщает, что по Физио-
логическому институту пересмотрен план
  научно-иселеловательской работы на
1951 г, на основе решений сессии Акаде-
‘мии наук СССР и Академии медицинских
Hays, посвященной учению И. П. Павло-
‘ва. Переемотрен также план научно-иссле-

довательской работы научных сотрудни-
	В № 84 (2675) «Литературной газеты»
был напечатан фельетон «Человек и его
характеристика». Директор Псковского го-
сударственного ‘педагогического института
им. С. М. Кирова т. Мельников и секре-
тарь парторганизации института т. Пути-
лов сообщают, что факт выдачи одному и
	тому же лицу двух противоречивых харак-
теристик обсуждался на партийном собра-
	  горовосхождений в СОСР»? Обобщен ли
опыт «Советской школы альпинизма»,

«Организации и проведения рекордных
	траверсов»? Ответ на это краток: «Нет.»

Подавляющее большинетво авторов пи-
сем, справедливо критикуя Комитет по де-
лам физкультуры и спорта за невнимание
к нуждам альпйнизма, указывает, что, как,
правило. ни вылающиеся научные откры-
тия, ни юбилейные латы, ни иселедова-
тельские экспедиции не привлекают долж-
ного внимания его руковолитолей. Оживле-
ние в комитете наступает лишь при иск-
лючительных случаях. Тогла созываются
совещания, в пожарном темпе строчатся
проекты приказов о коренном улучшении
альпинистского спорта. Но... векоре насту-
пает затишье. Поучительная справка: ис-
полнилось уже три года, как составляется
подобный приказ. Говорят, что написано
уже более десяти его вариантов..,

Читатели «Литературной газеты» спра-
шивают:

— Какие меры надо предпринять, что-
бы руководство Комитета по лелам физ-
культуры и спорта при Совете Министров
СССР (и. 0. председателя комитета тов.
Н. Романов) вспомнило, наконец, о насущ-
ных нуждах высокогорного спорта?
		2азеты»
		Е’ЗАВОДИ»
	MHHOP
	Ароника
	культурной жизни
ae
	Сельские универмаги
	В селах нашей страны сейчас работает око-
ло 22 тысяч универсальных магазинов (сель-
магов). Многие из них открылись недавно.
Корреспондент «Литературной газеты» об-

С у,
	  ратился к директорам двух новых сельских

a armas ntti.
	и г. и ус.
универмагов с просьбой сообщить, чем вы-
звано открытие их магазинов. `
	— Непрерывным ростом покупательной
способности колхозников,— сообщил дирек-
тор универмага села Гусино, Смоленской
области, т. Прищепов. — В нашем’ ‘селе в
прошлом году товарооборот возрос на одну
треть. Сельская лавка не может уже
удовлетворить запросов населения, поэто-
му, кроме нее, у нас открылся универмаг.
В нем имеются товары 160 наименований
(в сельпо их обычно 17—20). Наибольший
спрос в нашем универмаге на ламповые
радиоприемники, мужскую и женскую
одежду, модельную обувь, музыкальные
инструменты, шорные изделия, лыжи и

КОНЬКИ,
	Директор универмага в селе Онорьевка,
Олесской области, т. Лицкевич сообщил:
	— Укрупненный колхоз им. Буденного,
при котором на днях открылся наш уни-
	вермаг, за прошлый год выплатил колхоз
никам за трудодни деньгами свыше MHJI-

лиона рублёй (не считая продуктов).
Естественно, что‘ ассортимент сельпо нэ
удовлетворяет ° колхозников. Для нового
	магазина построено здание городского Ти-
па. В нем имеются все отделы обычного
городского универмага. Сейчас большой
спрос у нас на щерстяные и шелковые
ткани, мебель, радиоприемники, мотоцик-
лы, строительные материалы. За первую
неделю работы магазина было продано

товаров на сто тысяч рублей.
		МАЖОР И
	О детском.
музыкальном образовании
1 o

по делам искуеств при Совете Министров
СССР.

Правда, в «Положении о детской музы-
кальной школе» записано, что «задачей
детской музыкальной школы является на-
чальное музыкальное образование детей, а
также подготовка наиболее одаренных уча-
щихся к поступлению в музыкальные учи-
anima». Ho sto только декларация. На са-
мом деле общая оценка работы музыкаль-
‘ных школ производится, в конце концов,
по количеству профессионально подготов-
ленных учащихся, по числу выпускников,
которые пополнят музыкальные училиша.
Можно добавить, что учебные планы школ
перегружены специальными теоретически-
ми дисциплинами, необходимыми, главным
образом, учащимея, которые намереваются
‘целиком посвятить себя музыке, стать му-
зыкантами-профессионалами.

В сотнях музыкальных еемилетних дет-
ских школ обучаются десятки тысяч де-
тей. но оканчивает эти школы только
небольшая часть учащихся. Однако это,
видимо, до сих пор все еще всерьез не
волнует Комитет по делам искусств и его
местные органы.

А жаль. Иначе’ в комитете давно бы
поинтересовались этим, надо прямо скз-
зать. запущенным участком народного об-
разования.

Начнем с того, что лишь ‘немногие му-
зыкальные школы располагают собствен-
ными помещениями. Значительная часть
их ютитея «из милости» в помещениях
обтщеобразовательных средних школ. Tar,
в гороле Горьком из двеналцатн детекнх

музыкальных школ в нынешнем учебном.
‘голу пять занимаются в зланиях общеоб-.
	разовательных школ, И бывает так, что

сбщеобразовательные школы,  неосмотри-
тельно пустившие ‘к себе беспокойных,
пумных «жильцов», всеми силами стара-
ются Их ВЫЖИТЬ,

Руководители музыкальных Школ вы-
‘нуждены поэтому соглашаться на любое
помещение. — Фрунзенекая музыкальная
школа в Москве работает в’ подвале 523
достаточного освещения и вентиляции.
Исполком райсовета с 1943 года не мо-
жет освободить помещение школы. захва-
ченное другим учреждением. «Действуйте
энергично и  лдобивайтесь — освобожде-
ниях. — было сказано лиректору музы-
кальной школы. И хотя директор в ущерб
своей прямой работе начал действовать
«энергично». но не смог в течение восъ-
MH лет освоболить помещение. занятое
временными постояльцами.

Мытаретва многих музыкальных школ
из-за отеутетвия собственного помещения
велики. Но вот, так или иначе, школа
где-то обосновалась. Начинается второй
этап — оборудование.

Музыкальная школа нуждается в ин-
струментах и прежде всего в таких, как
рояль или пианино. Кроме рояля, музы-
кальной школе нужны скрипки, альты,
виолончели (н хоть один контрабас!),
флейты, кларнеты, гобои, фаготы,. валтер-
пы, Трубы, тромбоны (и хоть один бас-
‘геликон!). треугольники, кеилофоны, бара-
баны, целеста и парочка (венец желаний!)
тимпанов. Ла мало ли еще что нужно: ка-
мертоны, метрономы и так далее, и так
далее. Казалось бы, не стоит 060 всем этом
говорить. Еели’ уже нетрудно сейчас за
наличные купить «Победу» или «Мос-
квич», то наверное куда проще купить му-
		‚ Сергей ГРИГОРЬЕВ
	На родине моей — в уездном волжеком
городе Сызрани — любили и умели петь.
Песня сопровождала бурлаков на их TA-
желом пути, песней отмечали редкие
праздники грузчики сызранекой пристани,
в песне избывала свое ‘горе городская
беднота. И казалось мне, тогда десяти-
летнему мальчику, что те, кто по вечерам
над Волгой поют, сами и слагают свои
буйные и нежные, широконаневные и. не-
истовые плясовые песни.
	Улицу, где жила наша семья, охранял
по ночам старик-сторож, большой люби-
тель игры на скрипке. Он, единственный
музыкант на всю нашу окраину, был не-
пременным участником всех семейных
празднеств. Отец как-то пообещал отдать
меня на выучку к старому скрипачу, да
куда там: скрипка была дорога и приобре-
сти ее оказалось не по деньгам железнодо-
рожному машиниету — семья наша была
очень большая Ha крещенской ярмарке
нам, городским мальчишкам, покупали де-
щевые гармоники. Но обычно наша маль-
чишечья радость продолжалась недолго: не-
терпеливая попытка обновить принесен-
ную с м0р0за покупку кончалась тем, что
гармонь, He уснев согреться, расклеива-
лась и рассыпалась но частям. Приходи-
лоеь довольствоваться единственно доетуп-
ным нам видом музыкальных инструмен-
тов — калиновыми дудками: их привози-
ли В Сызрань на лодках с другими «ага-
рянскими» товарами.
	Тяга к музыке у сверстников моего дет-
ства была очень велика. Но как мы могли
удовлетворить ее, когда ни в семье, ни в
щколе, да и вообще среди окружавитих на:
‚людей не было ни одного музыкально об-
разованного человека, когда старая скрип-
ка ночного сторожа была для нас релко-
етным инструментом.
	Руеский народ, создавший чудееный му-
зыкальный фольклор, выдвинувший таких
гениев музыкальной культуры. как Глин-
ка, Чайковский, Даргомыжекий, Мусорг-
ский. Римский-Корсаков, Бородин, был `в
массе своей лишен возмюжноети — по-на-
стоящему приобщиться к музыке. Снособ-
ные к музыке дети нигде не ’ учились,
Счастливчиками считались дети, которые
попадали в перковный хор и под руковод-
ством регента овладевали музыкальной
грамотой духовных песнопений.

Теперь дело обстоит не так. Я, старый
писатель, с отрадой слежу трилиать лет
за ростом советской музыкальной культу-
ры. У нас создана широкая сеть музы-
кальных школ и училищ. Сюда открыт
доступ всем талантливым детям. Но, к е5-
жалению, моя радость омрачается некото-
рыми, как говорится, «минорными» мыс-
лями, возникшими у меня в результате
знакомства с условиями работы  музыкаль-
ных школ, с их запросами и нуждами.

Любовь к музыке, глубокое и полное
понимание ее, стремление к самостоятель-
ному музыкальному творчеству необходи-
MO воспитывать с детства, как с детства
воспитывается любовь к книге, стремление
к знанию, к созидательному труду. Обще-
образовательная школа с задачей музы-
кального образования справиться не мо-
жет. Там предусмотрено только незначи-
тельное число часов на уроки пения.
Детские музыкальные школы могли бы в
какой-то степени восполнить этот пробел.
Однако сложилось так, что целью обуче-
ния во многих музыкальных школах яв-
ляется не столько общемузыкальное обра-
зование, сколько узко профессиональная
подготовка музыканта.

Взгляд на начальное музыкальное дет-
ское образование, как на первую ступень
подготовки  профессионала-музыканта, по-
видимому широко укоэенилея в Комитете
	РИГА. Состоялся первый съезд Союза
советских художников Латвии. В его ра-
боте участвовали художники Москвы, Ле-
нинграда, братских ‘советских республик.

Годы, прошедшие со времени установле-
ния советской власти в ‘Латвии, отмечены
расцветом изобразительного искусства. На
	ОБЗОР ПИСЕМ
	В РЕДАКЦИЮ
	ков. аспирантов и студентов кафедры гы
стологии. В настоящее время в него ВЕЛЮ:
чены темы, связанные © ОТЕрытиями
	0. Б. депешинекой. „„
By

Признавая в пелом статью «Так возни:
кают тихие заводи» правильной и полез
ной, Ученый совет биолого-почвенното
факультета считает необходимым внести
поправку. В статье товорится, что одному
из научных сотрулников, занятому темой,
связанной с важной для медицины пробде-
мой лечения двигательных параличей, в
университете было предложено заниматься
никчемной и безрезультатной работй по
функциональной устойчивости — нервной
системы кур.

Ученый совет сообщает, что это мес
статьи «основано на досадном недоразу,
мении». так как работа по двигательных
параличам «даже не значилась в произвот.
ственном плане Физиологичеекотмо инети-
тута». а научный сотрудник «выполнят
ве в Бехтеревеком институте, тде он вре.
менно работал Mo совместительству»,
Нельзя не признать. что в данном вопро
Ученый совет занял неверную позицию;
Творчество нельзя делить по «полетав.
кам». Руководитель института обязан знать
силы и интересы каждого научного co-
трудника. Зная. что научный сотрудник
занят работой, связанной с практикой, с
медициной, ‚ что. от уснентной разработки
этой темы зависит жизнь и здоровье. сотен
людей, руководство факультета не должно
было. рассматривать эту работу как «по
стороннюю». То-то и плохо, что руковод-
ство Физиологического института превра-
тило решение важной проблемы в Частное
дело сотрудника, идущее «без ведома»,
«помимо» университета.

Остается добавить, что работа по лече-
нию двигательных параличей полностью
исходит из основных положений школы.
физиологов Введенского-—Ухтомского и все-
ми корнями связана с разрабатываемым в
университете физиологическим  направае-
нием. Наконец, эта работа напечатана в
Вестнике университета как одно из д-

стижений университетской науки.

Us oe
*

Ряд важных вопросов подняли в связи
со статьей читатели нашей газеты,

Выступая на заседании Общества анат:
мов, гистологов и эмбриологов, при obcya-
дении статьи «Так возникают тихие 34-
води» проф. Галустян говорил 0 том, 310
до сих пор некоторые кафедры проводят
всю свою научную работу на лягушках и
на объектах. далеко отетоящих от челове-
	ка. Эту же боязнь подойти в павловекому
	изучению целостного организма челове
отмечали и другие участники заседания, В
письме в редакцию «Литературной газ-
ты» проф. Виногралов и старший научный
сотрудник Точилов пишут: «Литературная
газета» справедливо ставит под вопр
целесообразность ликвидации кафедры фи-
зиологии труда».

Рассказывая дальше о важной работе по
изучению физиологии трудовых пропесеов,
0б исследованиях, приобретающих сейчас, в
связи с распространением замечательном
метола инженера Ковалева. особенно боль
шое значение. авторы письма замечают;
«Проводимая чами работа занимает не-
	большое - место» тематике. Физиллоглх
ского института. и университета и,
встречает подлинного сочувствия wa tO
	стороны ведущих физиологов ийститута, ии
со стороны руководства факультета. 2%
та по физиологии труда продолжает 1
цениваться, как работа второго сорта».

Хотелось бы, чтобы по этим насущиь
вопросам высказало свое мнение Минь
стерство высшего образования.
	нии, Подписавшему обе эти характерист!
ки заместителю директора института 1%
Лагуну И. Н. объявлен выговор.

Доцент т. Мешков М. М,, также подп
савший вторую характеристику, о сущ
ствовании. первой характеристики He знал
и корыстных целей в этом его поступке №
установлено.
	щихся этим видом спорта с 1940 г. м
1949 г. возросло больше чем вдвое.
1949 г., суля по справке, — альпиниее
	‚и туристов было 72.167. . Вместе с тем в
	этого же документа явствует, что аль
нистских лагерей теперь вдвое меньше п
они обслужили «в течение летнего сезоз
1950 г. около 6000 чел.». Вепомним tt
перь, что самодеятельного  альшинизм
почти не существует, и станет ясно, Bat
тов. Андрианов для того чтобы созлать
видимость благополучия, поспешил зачис
лить в число покорителей вершин десяти
тысяч туристов. Не тех ли, кто, купив пу
тевки, мирно экскурсирует по Крыму и
Черноморскому побережью...

Концы не сходятся с концами в подо
Ной статистике.

Ратуя на словах «за применение новых
Форм работы,  расспитанных на широк
использование местных условий, в целях
вовлечения населения горных ‘районов в
систематические занятия альпинизмом»,
товариши из комитета ни словом ue of
молвились. что же конкретно предприпям
	для этого, какая деловая помощь 0ка3а1
горным республикам: куда, к примеру,
выезжают бригалы мастеров альпинизм
	сколько инструкторов будет паправлено 1
периферию, какое булет изготовлено cit
ряжение п к какому сроку, какие базы !
прокатные пункты‘ вступят в строй к Ct
зону?
	Мы читаем далее в ответе; «Всесою»
ным комитетом разработаны мероприятий
по дальнейшему развитию альнинизма, 8
первую очерель ерели населения горны
районов страны, которые булут рассмотие.
пы па одном из ближайних заседаний ко
митета»,

Полобными Фразами изобилует весь этот
документ, в котором нет ни прямого при“
знания недостатков в руководстве альт
низмом, ни программы их исправления.

Редакпия присоединяется к предложе!
	циям читателей O созыве широкого 608
щания по альпинизму, Лишь объединен
ными усилиями Всесоюзного. комитета, 0%
дела физкультуры и спорта ВЦСПС, с
местно. с научными в другими запитересо.
ванными организациями могут быть, Ar

конец, преодолены преграды, стоящие
пути покорителей горных вершин,
	жим, струны. Но вот, оказываетея, сделать
это очень трудно, Инструменты могут
быть приобретены лишь в порядке плано-
вого снабжения. А детские музыкальные
школы планово не снабжаются.

И здесь, как и с помещением, директо-
ры многих детских музыкальных школ
районных и областных городов вынужде-
ны становиться в позу просителей и
«клянчить» струны у «добрых дядю-
шек»,— скажем, в местном театре, в раз-
личных музыкальных организациях,
	Родители детей, обучающихся в музы-
кальных школах, могут добавить к этому
перечню бед еще одну деталь. Вомитет по
делам искусств до сих пор не выработал
единой шкалы для ‘оплаты за обучение в
музыкальных школах. В этой области
‘царит полный произвол. В разных школах
плата за обучение взимаетея по-разному,
как директору бог на душу положит. Даже
в Москве можно ветретить две расположен-
ные по соседству школы, в одной из котро-
‚рых ученики платят за учебу в два раза
больше, чем в друтой.

Если «безнадзорность» детских Школ
вредно отражается на их снабжении и
оборудовании, то она становится совер-
шенно недопустимой в самом содержании
‘работы. Мало ли что может натворить в та-
кой беспризорной области воспитания иной
«отважный» человек!.,

Может показаться странным, что дирек-
торам школ не приходит в голову обра-
шаться с6 всеми своими нуждами в Воми-
тет ‘по делам искусств. Но дело в том, что,
не получая от Комитета по делам искусств
достаточной помощи, его справедливо пе-
рестали считать рачительныи хозяином
музыкальных школ.

Стабильных программ у них нет, А
те. что разосланы в последнее время, от-
печатаны на ротаторе и недвусмысленно
помечены: «проект». Шо некоторым дис-
пиплинам программ не существует вовсе.
Они 10 сих пор «разрабатываются».
Учебников и методических пособий школы
не имеют. Нехватает ‘нотной литературы.
Плохо обстоит дело си е репертуаром.
Композиторы наши, котолых тоже можно
упрекнуть в равнодушии к интересам
детского музыкального образования, пе-
рестали писать инструментальную музы-
KY, доступную для детского исполнения, —
концерты, сонаты, пьесы. И это как буд-
то никого не тревожит: на последних
пленумах правления Союза композиторов
не было и речи о музыке для детей-ис-
полнителей.

У нас имеется более пятисот музы-
кальных школ, 112 музыкальных учи-
лиш. 20 консерваторий. И это, не считая
множества музыкальных кружков при

общеобразовательных школах, домах пио-
неров. клубах, лворцах культуры. Рост
	волюции детские музыкальные Школы
насчитывались в Росенн единицами, С тем
большей горечью приходится говорить ‘о
запущенности такого важного участка
музыкальной культуры, как начальное
детское образование.

Музыка при коммунизме будет так же
широко распространена и доступна для
птироких Macc, как сейчас литература.
И это надо веетда помнить руководителям
Фронта ‘музыкальной. культуры, все\ еше
недооценивающим значение детского   му-.
зыкального образования.

Детским музыкальным школам надо по-
мочь. Надо скорее ‘поставить их в такие
условия, чтобы они не только готовили
пополнение для музыкальных училияе. HO
и исполняли свою ‘прямую, самую глав-
ную и основную задачу — дать необходи-
мое музыкальное образование подрастаю-
				Новые злания в Цхалтубо
	ЦХАЛТУБО, Грузинская ССР. в центре
курорта недавно выросли лва новых кра-
сивых здания — водолечебница й гостичи-
ца. Вололечебница имеет пятьдесят кабин
с ваннами, три лечебных бассейна, гидро-
патический кабинет, Янгаляторий, — много-
численные лечебные кабинеты. Такого ти-
па лечебнина. где сосредоточены все виды
водо- й светолечения, сооружается в нашей
стране впервые. Это светлое, красивое зда-
ние (авторы проекта — архитекторы В. Та-
	расов и Г. Химшиашвили) сооружено в.
250 дней. С
Вблизи водолечебнипы построена ку-
	рортная. гостиница, Авторы проекта В. Ол-
таржевский и Б. Соболевский предусмот-
рели в ней все для хорошего отдыха: co
лярий, первоклассный ресторан, биллиарл-
ную, шахматную комнату.
				OF
Л!
kd
	ui
Ч

Ke
id
		al
у!
HO
ry
	Ul
I
	Ht
		Сельские книжные магазины
	МИНСК. В селе Боровки, Могилевской
области, в прекрасном новом здании от-
крылся книжный магазин, где MHo-
гие колхозники оприобрели произведения
В. И. Ленина и И. В. Сталина, изданные
на белорусском языке, ‘книги классиков
русской литературы и советских писателей.
	Шесть новых книжных магазинов откры-
ты в нынешнем году в селах Витебской
области. За годы послевоенной пятилетки
в Белоруссии открыто около 800 сельских
книжных магазинов и киосков, половина
из них — в. селах западных областей рес-
публики.
		Коротко
	Ф Музыкальный лекторий для колхозни-
ков артели «Красный Октябрь», Аткарского
района, открыла Саратовская государствен-
ная консерватория. Состоялась первая лек-
ция-концерт, посвященная советской песне.

%Ф Дом отдыха для работников Сталин-
ского металлургического завода построен
на берегу Азэвского моря, в г, Жданове.
	© Hom сельскохозяиственной культуры
строится в колхозе «Новый путь» Пыталов-
ского района, Псковской области. Дома
сельскохозяйственной культуры будут со-
оружены также в колхозах «Красная заря»,
«Пионер», «Победа социализма» и «Путь
к коммунизму».
	Самодеятельная _ оперная студия
Ленинградского дома медицинского работ-
ника, поставившая оперу Моцарта «Свадь-
ба Фигаро», скоро покажет новую рабо-
ту — оперу Ю. Мейтуса «Молодая гвардия».
	число подготовленных значкистов «Альпи-
нист СССР». Восходители Киргизии нанес-
ли на карту мира славные имена ПИКОВ
Юлиуса Фучика и Пальмиро Тольятти.
Однако. как с законным возмущением пи-
шет Р. Маречек (Пржевальск). кир-
гизекие альпинисты ночуют на снегу без
палаток, и спальных мешков. «Среди раз-
рядников-альпинистов нет таджиков, уз-
беков..: Альпинизм не входит в число обя-
	зательных видов снорта, по которым судят
о работе местных комитетов и доброволь-
ных спортивных обществ» (мастер спорта,
В. Рацек, Ташкент):

«Руководители отдела физкультуры и
спорта ВЦСПС глядят на развитие альти-
низма в горных республиках еще проше,
булучи твердо убеждены, что здесь для
массовой подготовки альпинистов  доста-
точно... одного наличия гор» (Н. Ару-
тюнов, ‘ председатель республиканской
секции альпинизма Армянской ССР, Ере-
ван). 0 том же пишут нам инженер
В. Яценко из Хабаровска, В. Rator,
А. Золотареви В. Корзун из Дзау-
джикау и другие.

С молчаливого согласия ВЦСПС, спор-
тивные общества и Туристеко-экскурсион-
ное управление, ‘по сути дела, ликвидиро-
вали самодеятельный вльнинизм, Как хо-
Рошо. например, приобрести в спортивном
магазине рюкзак, окованные ботинки. ло-
доруб, «кошки», где-нибудь на базе под
Эльбрусом или Вазбеком получить автори-
тетную консультацию и, запасптиеь там
спальным мешком и палаткой. шагать че-
рез перевалы. пересекать альпийские лу-
га. воочию вилеть сопиалистическое преоб-
разование таких горных стран. как Сва-
нетия или Хевсуретия. Но всё это пе бо-
лее, чем мечта... Снаряжения почти ие
производится, баз и приютов нет, ни сове-
та, ни подлержки  самодоятельная группа
альпиниетов не получит...

Читатели «Литературной газеты» при-
	ходят к горькому выводу -—— почти начисто
ликвидирован самодеятельный альпинизм,

Еще один вопрос, поставленный нашими
читателями. Альнинистекая тематика поч-
ти не представлена в работе нпаучно-иссле-
довательских институтов физической куль-
туры, Это тем более ‘уливительно, что все
неоднократно заявленные работы Mor-
ли быть полностью выполнены силами са-
	мих альпинистов. Созлана ли «История
	зыкальные инструменты HID, предпогто-   щему поколению строителей коммунизма.
	НИНННИЕНИИНТН АЗОТА НЕА ВО ВИННИ
	Съезд утвердил устав Союза советских
художников (‘Латвии и избрал правление
союза.
	С огромным подъемом участники съезда
приняли приветствие товарищу И. В.
Сталину.
	«Шестой год между комитетом и ВЦСПС
идет «торговля» о том, в чьем ведении
должна находиться  горноспасательная
служба, прекратившая свое существова-
ние» (И. Ветров, Киев). А вель ховоен-
ная спасательная сеть в СССР была един-
ственной в мире службой контроля и 0ез-
опасности восхождений и походов в горах.
Отсутствие ее приводит к авариям, кото-
рых можно было бы избежать (Н. Си-
	А. eee Е к В Я.

ротинин, член-корреспондент Академиь
наук УССР, заслуженный деятель науки,
Киев).

_ Альшинизм. По своему содержанию и
возможностям занимает в физической куль-
туре особое место. В отличие от других
видов спорта в альпинизме человек BCTY-
пает в соревнование не с другими спорт-
сменами, а с самой суровой природой,
Спортемен неизбежно становится здесь ис-
следователем (Е. Ваззкова, кандидат
педагогических и технических наук, за-
служенный мастер спорта).

Техника злытинизма нужна не только
спортсмену. «В связи с проблемой Глав-
ного Туркменского и других каналов надо
поставить на тверхую основу изучение за-
пасов снега в горах — ведь от этого зави-
cat водоносность Аму-Дарьи» (Г. Дубин-
ский, доцент. кандидат географических
наук, Харьков)..Он же указывает: «Го-
ры — богатейшая кладовая полезных искэ-
паемых, горные ледники лают начало мно-
гим могучим рекам»,

Практика последних лет показала. что
603 владения техникой альпинизма иселе-
дователь в горах оказывается безоружным,
обреченным ‘на. неудачи. Ректор Киевского
университета. . член-корреепонлент Акаде-
мии наук УСОР В. Бондарчук в своем
письме в редакцию подчеркивает, что «на
географических и геологических Ффакульте-
тах, в геологических техникумах следует
ввести преподавание альпинизма».

Заслуженный мастер спорта, полковник
П. Рототаев пишет: «Издавна изве-
стно. что лучшие пловцы выхолят из жи-
телей прибрежных районов; лучшие лыж-
ники — из мест с длительной зимой; луч-
шие конники — из степей и предгорий».

Увы, приходится признать, прололжиет
автор письма. что’ басспорность этой иети-
ны остается ноясной работникам Воесоюз-
ного комитета и ВЦСПС. Альпинисты Се-
верной Осетии за год в б раз увеличили
	«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА»
	ПЕРВЫЙ СЪЕЗД ХУДОЖНИКОВ ЛАТВИИ
	пятнадцати выставках, проведенных Сою-
` зом художников 32 послевоенное ‘время,
‘было экспонировано свыше двух тысяч
  работ. Большое‘ место. в творчестве лат-
‘вийских художников заняли темы револю-
ционной борьбы, образы В. И. Ленина
и И В Сталина.

ATO ме не подлогает
	завоевателя горных вершин:
	Фамилии видных ученых и молодых
рабочих, заслуженных мастеров спорта и
начинающих физкультурников стоят под
многочисленными ®ткликами;: полученными
редакцией на статью М;  Погребепкого «За-
воеватели горных вершин и те. кто им не
помогает...» («Литературная газета», 28
декабря 1950 года). Нам пишут из Львова
и Хабаровска, Ленинграда и Пржевальска,
из десятков других городов. Пишут люди
самых различных профессий. Эти  пись-
мз — бесспорное свидетельство того, что
в развитии альпинистекого спорта вровно
заинтересованы тысячи советских людей,

Письма читателей, а также решения
Северо-Осетинской, Ростовской, Киевской,
Ленинградской и многих других секций
альпинизма подтверждают своевременность
выступления М. Погребецкого.

Вряд ли надо доказывать, какое важное
место занимает альпинизм — школа муже-
ства и советского патриотизма — в комму-
нистическом воспитании молодежи, — на-
поминает Б. Гарф, кандидат технических
наук и мастер спорта. Но, как указывает
автор, эту очевидную истину не сумели
постичь руководители Всесоюзного комите-
та по делам физической культуры и спор-
та. Альпинизму они уделяют меньше вни-
уания, чем. например, слиннингу.

«Руководство комитета давно уже отор-
валось от альпинизма»; «ледяным холодом
и полным безразличием веет от комитета»;
«это один из самых угрюмых и непри-
етупных «пиков», — пишут заслуженный
мастер спорта А. Зюзин (Днепройет-
и доцент, кандидат технических наук
Х. Тегкаев (Ростов-на-Дону) и многие
другие товарищи.

Отсутствие инициативы,  госуларствен-
Horo подхода, мелкая деляческая опека
привели ктому, что «главные усилия Bee-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 3 марта 1951 г. № 26
	союзного комитета. особенно за последние
годы, направлены на то. чтобы переложить
всю ответственность за этот вид спорта на
добровольные спортивные общества, зани-
мать позипию стороннего наблюдателя», —
констатирует ° один из авторитетнейших
зльтинистов A, Летавет, действитель-
ный член Академии медицинских наук,
заслуженный мастер спорта. Автор подчер-
кивает, что забыты исследовательские за-
дачи альпинизма, А альпинисты в этом
отношении могут сделать очень много.

Нельзя пройти мимо данных,  приводи-
мых аспирантом Института географии
Академии наук CCCP, мастером спор-
та Е. Тимашевым: «Из более чем
100 «шеститысячников» (вершин ‘высотой
от 6000 до 6999 метров. — Ред.), имею-
щихся на территории CCCP, покорены
лить — 23». Остаются невзятыми и две
семитысячных вершины. В то же время
комитет, да и Всесоюзная секция ` альни-
низма из года в год механически штемпе-
люют пе раз ‘хоженные «модные» марш-
руты. В организации восхождений не на-
велеи порядок, ‘здесь госиодетвует беспла-
НОВОСТЬ.

Советский народ по праву гордится пло-
дами своего труда. Он не только возродил
разрушенное огнем войны. но и далеко
тнагнул вперед. Творческие достижения
отдельных передовиков неизменно стано-
вятея у нас достоянием многих.

Наши альпинисты давно перешагнули
довоенный уровень в своих спортивных
успехах и научных открытиях. в создании
отечественной школы высокогорного спор-
та. Не знаменательно ли, что в спортивных
восхожлениях прошлого гола участвовало
	в десять раз больше альпинистов, чем в
довоенном. 1940 году,
Но ня отдел физкультуры и спорта
	ВНСПС, ни комитет не сумели обеспечить
насущные нужды альгинизма. «Не вос-
становлены горные приюты и хижины на
перевалах» (проф... В, Немыцкий).,
	0630р откликов на статью М. Погребец-
кого был уже набран, когла мы получили,
наконец, ответ Всесоюзного комитета по
лелам ‘физической культуры и спорта.
(Следует заметить, что заведующий отде-
лом физкультуры и спорта ВЦСПС тов.
В. Силуянов хранит молчание до сего Bpe-
мени).

В документе, подписанном заместителем
председателя Всесоюзного комитета тов.
В. Андриановым, ни одного слова не ска-
зано о том, считает ли тов. Андрианов
правильной критику,  содержавшуюся в
статье М. Погребецкого.

Ответ Всесоюзного комитета представ-
ляет с0бой некую спразку, в которой
тов, Андрианов стремптея доказать, что
«в’ результате большой помощи co сторо-
ны государственных и профсоюзных opra-
пизаций значительно возросло число зани-
маюшихея АлЛЬНИнНизмом».
	В начале справки приводятся данные,
	свидетельствующие, ч9чт0 число занимаю-