Зара,

ПУШКИ ВМЕСТО МАСЛА
	го шерстяного костюма будет в 5-—56 раз
выше довоенной.
	Правительство Трумэна приказало <39-
морозить» заработную плату трудящихся
на уровне прошлого года. В то же время
в конце февраля Управление стабилизации
цен США пздало приказ, санкционировав-
ший дальнейшее повьшиение розничных
цен на продовольствие и многие виды т0-
варов, включал одежду, обувь, предметы
домашнего обихола и текстиль.
	Розничные цены на продукты питания
в Англии, даже по приукрашенным офи-
	Бешеная гонка вооружений, составляю-

mad сейчас основу кэк внешней, таки
оитИрНа ИАЛИТИКИ правяших кругов
	США, Англии и других империалистиз®-
свих TocviaDCTR, ведет к катастрофиче-
	И В Сталин указал: «Премьер Эттли дол-
	жен был бы знать по собственному опыту,
	как И 10 опыту США, что умножение в90-
	чем в метрополии. Так, средняя зарплата
рабочего-негра в Южно-Африканском Сою-
зе в 10 раз, а в Северной Родезии в 20
раз ниже заработка рабочего-европейца.
Недаром губернатор английской колонии
Танганьика Лэм, отвечая на вопрос одно-
го из делегатов в Совете по опеке ООН,
цинично заявил, что «туземцы» редко под-
вергаютея тюремному заключению, Tal
как «в тюрьме им жилось бы гораздо луч-

ше, чем дома».
	Американо-английские миллиардеры рас-
сматривают войну и подготоРкУ к войне,
как выгодное дело, приносящее им колос-
сальные доходы. 8а последние пять лет
‚общая прибыль монополий СИА выросла
‘примерно вдвое. В то же время реальная
заработная плата американеких рабочих
за этот период сократилась более чем Ha

четверть.
	Агрессия в Корее обеспечила новый при-
лив долларов в сундуки Уолл-стрит.
Только за первые три месяца после втор-
жения войск Макартура в Корею прибыли
американских монополий возросли на 54
процента.
	Магнатам Уолл-стрита и Сити нужны
приказчики, вроде премьера Эттли, чтобы
опутывать ложью народные массы, обма-
нывать их и оправдывать, таким образом,
тонку вооружений. «Требуетея ene He-
сколько речей, вроде той, с которой вы-
ступил Эттли, — писала на другой же
день после клеветнической речи  лейбо-
ристского премьера в Форрест-Хилле  ан-
глийская газета «Манчестер тгардиан».—
В них будет ощущаться постоянная нуж-
ла по мере того, как усиливается напря-
женность. вызванная перевооружением».
	Орган английских империалистов  тре-
бует от Эттли и ему подобных усиления
их клеветнической деятельности. Однако
люди доброй воли, развернувшие широкую
кампанию борьбы за мир, последовательно
разоблачают преступные махинации под-
жигателей войны. Они сорвут агрессивные
планы империалистов, мечтающих развя-
зать третью мировую войну и нажить по-
вые миллиарды долларов на крови и стра-
дапиях простых людей.
	Английские до-
машние хозяйки
зкалуются, что на:
зество отпускаемо-
	FO но парточвам
масла непрерывно
ухудшается.

— Мы зовем их
Маргарин и Масло,
потому что их не.
возможно отличить
	друг OT друга...
	Рисунок из англий-
ской тазеты_ «Дейли
мейл»

Продавец — покупа-
тельнице: — Итан, ма-
дам, мы должны по-
стараться мужествен-
но перенести бремя
невзгод. А для этого
в первую очередь
необходимо  отказать-
ся от самого несу-
щественного, отка-
заться от того, что
в настоящее время
является роскошью,
напримзр, от еды.
	Рисунок из англин-
ской газеты «Дейли

чаши.»

В Боливии, как и в других странах
Америки, индейское население обрече-
но на постоянный голод и вымирание.
На фото — голодающие индейцы из пле-
мени сирионо (восточная Боливия).

Снимок из американского
журнала «Ныюосуик»

0 НЫ Е ее

оруженных CHA страны H тонка вооружений `циальным данным, выросли к началу про-
	ведет к развертыванию военной промыш-
ленности, к сокращению гражданской
промышленности, к приостановке больших
гражданских строск, & повышению нало-
гов, к повышению цен на товары массо-
вого потребления».

Эти слова товарища И. В. Сталина с
	исчерпывающей ясноетью характеризуют
 ттноннее экономическое положение США,
	Англии и их сателлитов.

Президент США Трумэн в послании о
бюджете на 1951—1952 год призвал к
«строгой экономии в расходах», не пред-
назначенных для военных целей.

Не отстают от своих американских
шефов и лейбористские правители Англии.
Объявив 06 увеличении расходов на воен-
ное производство в четыре раза, премъер-
министр Эттли сообщил английскому на-
роду, что выпуск некоторых «менее важ-
ных товаров, в особенности рассчитанных
на внутренний рынок, будет сокращен или
прекращен совсем».
	Милитаризация экономики капиталисти-.
	ческого лагеря вызвала быстрый рост цен
на товары массового потребления. Даже по
официальным (т. е. преуменьшенным) дан-
ным министерства труда США, цены на
продовольственные „товары выросли к ян-
варю 1951 года более чем в 2,2 раза по
сравнению с периодом 1935—1939 годов.
Стоимость жизни в стране к началу те-
кушего года’ превысила  довоенную Ha
80 процентов. Один из руководителей объ-
сдинения текстильных компаний заявил
28 февраля, что тенерь стоимость мужеко-
	шлото года вдвое по сравнению с довоен-
ным уровнем. За последнее полугодие не
нроходнло буквально и недели, чтобы в
Англин не было объявлено о новом повы>
шении цен на несколько видов продуктов
и товаров. Консервативная газета «Дейли
экспресс» признала, что только за январь
текущего года вздорожало 33 вида. това-
pos. Газета пишет, что за этот месяц це-
ны выросли в среднем более чем Ha 14
процентов.

Недавно в Англии проведено самое зна-
чительное повышение цен на шерстяные
ткани за последние 10 дет. Г

До сих пор в Англии сохранена  кар-
точная система на продукты. В. конце
прошлого года английский миниетр Yai
«обнадежил» англичан, ‚заявив, что прэ-
довольственное положение в Англии те-
перь менее благоприятно, чем тод TOMY
назад. «Мы, — сказал он, — He сможем
отменить существующую карточную  си-
стему...»

В не менее тяжелом положении нахо-
дятея трудящиеся  маршаллизованных
стран Западной Европы. Цены на продук-
ты питания во Франции превышают дово-
енные в 20 раз, в Италии —в 60 раз
и продолжают непрерывно расти. Шосле
нового года стоимость продуктов питания
во Франции снова поднялась на 2 про-
цента, а в Италии-—на 7—10 процентов.
	Что же, касаетея народов  кволони-
	альных стран, то печего и говорить, 110
‘их «уровень жизни» во много раз ниже,

С целью вздуть цены на овОЩИ В швей-
царском нантене Вале 150 тонн поми-
поров были сброшены в реку Pony.
	Снимок из швейцарской
. газеты «Ди тат»
	мейл»
	«Становится все труднее и труднее испытывать сочув-
	венно гишет еакн-
	«иллюстрационе итальх-
чтобы прокормить самих
	десять детей, а по-
	ствие к тем людям,— цинично OTH
ционный итальянский журнал «Ил.
на», — ноторые, не имея средств, чтоб!
себя, производят на свет восемь или
том поднимают нрин, что общество н
содержание, не воспитывает их».
	Такую картину можно ежедневно увидеть на рыне--
ных площадях Парижа. Голодающие безработные отысни-
вают среди стбросов остатни овощей, «пригедные» для еды.
	Снимок из иллюстрированного прелотения
kK польской газете «Жице Варшавы»

Гэйтскелл говорит,
	что общество не берет их на свое
	Снимок из итальянского журнала «HOH JOHHSs
	Тяжела жизнь детей трудящихся в Японии. Для того,
чтобы существовать, многие из них вынуждены с малых
лет работать; после долгого: рабочего AHA OHH получают
скудное питание. На фото — жалкий ужин детей у двери
	харчевни,
	Снимок из *Асахи-граф» — приложения

К японской газете «Асахиь
	aene een eee:

mb weeruuasnal

Безработица, с наждым днем увеличивающаяся в Австрии,
	—. ны  б 10 ПП
	вое VErice 7 MIS ITA Oe

нга — делают жизнь австрииских TRY MAAN AGT

свинина. Они вынуждены питаться: более дешевым мясом — вот почем
постоянно стоит длинная ‘очередь (снимок слева). Домашни!
нак это изображено на снимне справа, рыться на. рынна:

Свимки из австрийского журнала «Вельт-иляюстрирте»

по указке американцев девальвация шилли
многим австрийцам недоступны говядина, баранина, z
перед ларьком торговца кониной на одном из рынков Вены

хозяйкам, до предела стесненным в средствах, приходится,
в отбросах овощей, выбирая то, что еще может быть «использовано»..

‚Большинство драматических — произ-
ведений о деревне посвящается прецеесу
организации кооперативов и рисует пеихо-
логию бедняков и середняков, вступающих
на. новый путь.

Как в пьесе Пал Сабо «Летняя. гроза»,
так и в пьесе: Зротала «Пономарь и кури-
цы» или Ильи Прахаржа ‚«Спорят о пра-
вильном» основной мотив — борьба за
середняка, которому трудно освободиться
от влияния кулаков.
	В пьесе «Летняя гроза» интересен еще
один момент: колебания «новото хозямна»,
впервые получившего собственную землю
после раздела помещичьих владений.
Этот момент роднит пьесу венгерского дра-
матурга се чешекой пьесой «Тихая дерев-
ня» Эммы Резачевой. Однако, если в «Лет-
ней грозе» колеблющийся бедняк затем
закономерно приходит в кооператив, 10 в
«Тихой деревне» батрак по воле автора
упрямо стоит за единоличное хозяйство.
Только после того, как пожар уничтожает
все его хозяйство и местный кулак наотрез
отказывается помочь ему, он начинает по-
нимать преимущества кооперативов.
	Эмме Резачевой не удается ни объяс-
нить, ни ‘достаточно мотивировать эти
странные поступки своего героя, Kak не
удается ей вообще отличить главное. от
второстепенного, типичное от случайного.
Безусловно, это большой недостаток
пьесы. с

Жизни крестьян посвящены в чехосло-
вацкой драматургии еше две пьесы —
«Козье молоко» Яна Скалки и «Случай в
«Синей воде» Алексея Плудка.

«Козье молоко» — веселая комедия, ко-
торая ‘пользуется большой популярностью
в деревне. Действительно, комедийные мо-
менты пьесы очень удачны. Кроме того,
вся пьеса написана с типичным для че-
хословацкой драматургии мягким юмором
и продолжает лучшие традиции народных
пьес.

Но пьесе свойственен один существен-
ный порок, на который уже указывал че-
хословацкий журнал «Творба». Классовый
характер конфликта пьесы ослабляется в
последнем действии весьма плохо мотиви-
рованным «перерождением» жены матёро-
то и опасного кулака Омасты, после того
как ее дочь уходит из дому к организато-
ру кооператива.

Такая концовка смазывает основную
илею пьесы.

=. wnvemenecee: жет

aus
			В Польше до самото последнего време-
ни деревенская тематика в драматургия
	была разработана слабее. И польские гз-
	зеты справедливо указывали драматургам
на отставание в этой области. В прошлые
сезоны там шла только «Плотина» Я. Ды-
бовского— пьеса, устаревшая и не совсем
верно трактующая пути социалистическо-
го преобразования деревни.

Но поездки многих польских писателей
в деревню для более близкого озна-
комления с жизнью дали свои пло-
ды — появилось несколько правдивых
и актуальных пьесе. Само заглавие
пьес «Ато кого?» (Т. Ломницкого), «Побе-
да» (Я. Варминского) говорит о том, что
речь идет о борьбе. Борьбе не на жизнь,
а на смерть, потому что кулаки идут на
вее, чтобы помешать организации коллек-
тивного хозяйства. В своих подрызных це-
лях они используют появление на полях
колорадското жука («Вто кого?»). Стре-
млеь сорвать сбор подписей под Отокгольм-
ским Воззванием, они организуют на ку-
лацком поле «чудо», предвещающее вой-
HY как божью кару («Победа»).
	Новые пьесы показывают ведущую
	  роль партии в преобразовании ‘деревни,
	рост деревенской женщины и боевую ак-
тивность молодежи.

**

mK

В лучших еовременных пьесах правиль-
но отражено, что за спиной кулака, вре-
дителя, саботажника скрывается иностран-
ная атгентура.

Подкуп, обман, клевета, провокационная
игра на религиозных чувствах — вее
средства пускаются в ход коварным вра-
том. Не случайно поэтому тема бдительно-
сти в новых спектаклях неразрывна с те-
мой строительства и переустройства жизни.

После процесса трайчокостовцев в Бол-
гарии особенно актуально зазвучала пьеса
Л. Стрелкова «Разведка». Хотя действие
пъесы относится к периоду оккупации, она
до сих пор злободневна. ибо убедительно
	раскрывает образ провокатора-предателя.
	Большой заслуженный интересе обще-
ственности вызваля и пьеса польского пи-
сателя Леона Вручковского «Немцы», ко-
торая идет сейчае в Польше, Германской
Демократической Республике, Чехослова-
кии, Франции и других странах.

В центре пьесы жизнь немецкого про-
фессора, который не признает гитлеровско-
го режима, но и не борется с ним, считая
	У ОБЕДЕННОГО СТОЛА
	что мы должны отказаться от некоторых предметов ро-
	скоши!..
	О

р. ВИХИРЕВА, Н. НИКОЛАЕВА
	Рисунок из английской газеты «Санди диспетч»
	— Наш министр Финансов мистер

ervarre rrr rie Pere eresaEr

чувствуется губительная приверженность
5 шаблонным приемам буржуазной драмы,

В пьесе -«Сорная трава» румынекою
драматурга Ауреля Баранги затрагивается
весьма актуальная и интересная пробле
ма сближения науки с жизнью, Tema Git
тельности, но основной конфликт, к сожа-
лению, строится вокруг стандартного лю-
бовного треугольника.

Этот же существенный недостаток бы
свойственен и первой послевоенной пьес
Леона Кручковского «Возмездие», хотя в
целом она и сытрала свою положительную
роль в борьбе за новую’ Польшу,

Каноны буржуазной драмы снижают
ценность этой пьесы, ибо столкновение
политических лагерей Кручковский порй
подменяет. личным соперничеством . геров
(фашист и коммунист любят однузи ту же
женщину), «a классовую  борьбу — поедин-
ком двух «сильных» индивидуальностей.
Это приводит. к смещению идейного кон-
фликта, притуплению политической остро-
ты пьесы;

События литературной и театральной
жизни в странах народной демократии гово-
рят о том, что литераторы изживают в
своем творчестве о формализм и  косм-
политизм, отказываются от. тяжелого
наследия камерного буржуазного ис
кусства. Из узких стен своего’ каби-
нета писатель выходит Ha просторы
родной земли. Героизм, душевная красота,
упорство в борьбе и труде новых хозяев
жизни увлекают писателя. И в служении
	народу он начинает видеть истинный
смысл своей жизни, своё счастье.

достаточным молча хранить в своей душе
вее сокровища старой немецкой культуры.
’ Однако правда жизни заставляет про-
фессора понять всю преступность его о-
зиции. После воцарения англо-американ-
нев в Западной Германии у него откры-
вВАЮтСя‘ глаза. Англо-американцы требуют,
	чтобы OH снял свою подпись под. Боззва-
	нием в защиту мира. Это убеждает ео в
том, что честные люди не. могут открыто
проявлять свою добрую волю, даже когда
они хотят высказаться против чудовищной
угрозы — атомной войны. Старый про-
фессор находит свой т в латерь
мира.

Тема мира и осмысления уроков войны
занимает. видное место в современной дрз-
матургии стран народной демократии.

Пьеса «Последнее донесение» румынеко-
го драматурга Лауренциу Фулги разобла-
чает войну, которую вела Румыния ua
стороне гитлеровской Германии, как войну
несправедливую и грабительскую. Автор
показывает, какой переворот’ свершается
в умах солдат и честных румынских офи-
перов, когда они, будучи на фронте в _Рос-
сии, сталкиваются с советской  действи-
тельностью и советскими людьми.

Финал ньесы звучит, как грозное пре-
дупреждение тем, кто вздумает развязать
новые военные авантюры. Эти же мотивы
	звучат и в пьесах: «Роковые дни» бол-*
	гарского драматурга 9. Воралова, «От од-
ной краюшки» чехословацкого драматурга
В. Елинека и других.
	KK
*
Театр. и драматургия стран народной де-
мократии достигли больших ° уснехоз.
	Быстро расцветающая жизнь в этих CTpa-
нах послужила богатейшим источником
тем для произведений храматургов и спо-
собствовала росту театра.

Однако трудности робта драматургии
стран народной демократии сказались в
том, что в современных ‘пьесах молодых
драматургов часто’ недостаточно худолко-
ственно разработаны избранные ими серьез=
ные темы, существуют еще схематичные,
плакатные образы. Что же касается «cra-
	рых» драматургов, то во многих их пьесах
	стран народной демократии
	ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО. СМ. НА 3 СТР.
	упрек и подчеркивали, что в действитель-
ности помощь, оказанная им советскими
рабочими, была -тораздо шире.
Творческое общение › советских людей с
рабочими стран. народной ‘демократии, без-
условно, является одной из самых инте-
тесных и важных‘ храматургических тем,
до сих пор еще не вполне реализованных.

В прошлом сезоне на сценах польских
театров пили: две пьесы о жизни рабочих —
«Инженер Саба» Ю. Вирекого и «Дело
Анны Костерской» В. Любецкого. В конце
театрального сезона была поставлена еще
одна пьеса — «Добрый человек» К. Груш-
чинского, а сейчае идет еше несколько но-
вых пьес: «Гостиная? нани Клементиных»
А. Выджинекого, ‹ «Вчера и. позавчера»
A. Малишевекого и др. .

Первая из этих. пьес — «Инженер Сз-
баз — еще не отражала главного; роли
рабочего коллектива и партийной органи-
зации, не выделяла заметных черт нового
в жизни рабочего класеа демократической
Польши.

По мере того, как росло накопленное
литераторами знание реальных, огромных
	по свовму значению процессов, совершаю-
	щихея в жизни сегодняшней. Польши
(a главное, росло и углублялось понима-
ние сушноети этих процессов), совершен-
ствовались и идейно-художественные  ка-
чества пьес, появляющихся: на польской
сцене. . °

‚ Несомненное достоинство . большинства
польских спектаклей сезона 1950/51 г.
заключается в том, что они дают полно-
ценные образы рабочих: Юзеф. («Гостиная
паки Клементины» А. Выджинекого), Есё-
нек («Испытание сил» Е. Лютовекого) и
др. Мы видим простых, честных, умных и
туманных людей, которые чувствуют себя
хозяевами в стране и но-хозяйски руково-
дят ею. Они восстанавливают хозяйство,
возрождают торячо любимую родную. сто-
лицу. «Варшава там, где варшавские л-
ди, а мы здесь», — товорит старый рабо-
		турная газета» выходит три раза в неделю:
по вторникам, четвергам и субботам

чий, возмущенный слухами о переносе
столицы из Варшавы («Вчера и позавче-
ра» А. Малишевекого). И вместе с возрож-
дающейся из руин войны столицей растут
ее строитвли.

. * . #%*

В. пьесах, составляющих сегодняшний
репертуар театров стран народной демокра-
тии, круг тем ‘очень широк. Обширен и
круг героев. Наряду с пьесами, рассказы-
вающими оо тех интересах, которыми жи-
	вет индустриальный рабочий этих стран,
	появилось. за последнее время также и Te-
мало пьес из ‘крестьянской Жизни,

Процессы, совершающиеся в жизни де-
ревни, не менев значительны, чем те, что
происходят в промышленности. На почве
новых производственных ‘отношений кре-
стьянин постепенно освобождается от ве-
ковой «власти земли», становится актив-
ным, сознательным творцом будущего со-
циалистического хозяйства. Из этого рож-
дается и множество подлинно драматурги-
ческих тем;

Возьмем ли мы «Великий день» румын-
ской писательницы Марии Бануш, пьесу
«Летняя“ гроза» венгерского драматурга
	Чал Сабо, «Пономарь и, курицы» чехосло-
	вацкого драматурга эротала и др.— везде,
по существу, отражен один и тот же про-
		Номитет по делам искусств при
Совете Министров Союза ССР и Союз
советских композиторов СССР с глу-
бокой скорбью извещают о внезапной
смерти старого большевика, старей-
шего полиграфиста и издательского
работника, директора Государствен-

ного музыкального издательства
	Аркадия Павловича _
БОЛЬШЕМЕННИКОВА,
	последовавшей 1 _ марта 1951 года
	ЗА “eat

и выражают соболезнование семье
покойного.
	-OEB, H. АТАРОВ,
ИЦКИЙ, Л. ЛЕОНОВ,
	(зам. главного редактора),
	Пьеса Марии Рануш «Великий день»
рассказывает” о том дне, когда крестьяне
одной из румынских деревень решили
BCTYINHTS B косператив, чтобы «навеегда
покончить се пуждой и бедностью и по-
знать счастье».

В живых характерных образах удалоеь
драматургу. запечатлеть классовое расслое-
	 ние деревни, показать сложный процесс
	рождения новых руководителей, закален-
	1 ных в 0600ь0е.
	Главный редактор К. СИМОНОВ.

Редакционная коллегия: Б. АГАПОВ, А, АНАСТАСЬЕВ,
Н. ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, А. КРИВИЦКИ
Н. НОВИКОВ, Н. ПОГОДИН, Б. РЮРИКОВ

(зам глав»
	П. ФЕДОСЕЕВ.
	Борьбу за преобразование природы, про-
исходящую в’ народно-демократической Ру-
мынии, отражает другая румынская пьеса—
«Новое русло» Лучии Деметриуе.
	Адрес редакции и
К 4-01-88, внутренней

и издательства: Цветной бульвар, 30 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 4-04-62; отделы:
й жизни —К 4-08-89,.К 4-72-88, международной жизни — К. 4-03-48, K 4-03-66, науки—Б 3-27-54, информацин—К 4-08-69, изда
	Типография имени И. И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.
	литературы и искусства —К 4-02-29,
тельство—К 4-11-68. Коммутатор — К 500-00.
—__ РК 5000. _