О местном радиовещании

aer..», опубликованной 8 февраля
о недочетах местного радиовещания
кой области. На эту корреспонден-
	Зновешания из различных уголков стран

ИИ

зи глубже вникли в нашу работу и счи-
тали бы заботу о радиослушателе своей
	первейшей обязачностью.
	В корреспонденции «Район слушаете,
	ва «Литературной газете», сообщалось
в Лысьве и других районах Молотов
цию откликнулись работники радиове:
Некоторые из писем помещены ниже.

еловек за ©0-й побаллелью
		о текущем моменте. Присутствовали охот-
ники, только. что вернувшиеся с осмотра
капканов, и оленеводы, раскинувшие свои

чумы рядом с поселком».
	«ХАНТЫ-МАНСИЙСК. В Ханты-Мансий-

ском национальном округе работает 271
школа, учится в них около 20 тысяч детей.

При 72 школах открыты интернаты, где
дети ханты и маньси находятся на полном
государственном обеспечении. В окружном
городе — педагогическое училище, фельд-
шерское ‘училище,  торгово-коонеративная
школа, школа подготовки младших спе-
циалистов для колхозов. В округе учится
каждый четвертый человек. 35 ханты и
маньси слушают лейции в Ленинградском

университете».
	«ИГАРКА. В Эвенкийском округе суще-
ствует широкая сеть культурно-просвети-
тельных учреждений — лома культуры, бн-
блиотеки, сельские клубы, избы-читальни,
красные чумы; создан краеведческий му-
зей, работают кинопередвижки. Издаются
окружная и две районные газеты. Радио
связывает населенные пункты Эвенкии со
всеми районами страны и © ее великой
столицей — Москвой».
	«САЛЕХАРД. (В переводе это означает:
город на мысу. Мыс же этот— за поляр-
ным кругом, на высоком правом обском
берегу, там, где впадает в Обь холодная
северная река Полуй. — С. К.). Над мысом
тянется длинная полярная ночь Ha
улицах, в окнах домов вспыхнули Элек-
трические огни. В клубе полно людей. Се-
годня здесь будет показана на сцене пьзса
Ивана Ного о герое ненецкого народа
Bayne Ниеттомине — «Ваули Ненянг». В
зрительном зале сидят рядом — утитель,
составивший школьный учебник на родном
языке, и ненецкий поэт и художник.

В руках художника листок бумаги, на
котором тщательно переписаны стихи Ни-
колая Вылки с Новой Земли. Ожидая от-
крытия занавеса, он читает эти стихи сво-
им друзьям:
	„.А ветер жжет лицо и губы студит,
И тундра замирает на глазах.

Не огорчаюсь. Над моею крышей
Сполохи разноцветные горят,

Как будто рады, что сейчас услышу
По радно Москву и Ленинград».
	x №
	Савва КОЖЕВНИКОВ
		xy, спали в чуме.’ К ним зашел Ядне
Сявку. Наку услышал шаги, поднял чер-
ную взлохмаченную голову.

— Не поднимайся, лежи, я только по-
епжу около тебя, — предупредил его Сявку
и потом долго рассказывал Наку «секрет»
своего успеха, т. е. учил, как Наку может
его победить.

Через несколько дней оба бригадира сва-
лили в трюм баржи «Налымекая» послед-
	ний узлов. Шкипер выписал им квитанцию.
	и торжественно объявил:

— Кончили годовой план!

— Ау кого больше?

— У Чугнея Наку 25 то’н, y Ядне
Сявку -—— 24 © половиной. — Сявку улыб-
нулея и пожал руку Наку.

— Твоя взяла. Ну, а сейчас поедем по-
могать бригаде Ивана Тэсилы... ее
Бригадиры спустилиеь в свои неводники
	и скрылись в темноте. На реке, что течет
за 10-й праллелью, слышится только
скрин уключин да вой ветра.
..Буржуазная литература воспевает лю-
дей, которые на Крайнем Севере вводят
«законы тундры», «законы джунглей». Их
опа называет «сильными личностями».

Нет, это не сильные, а мелкие люди.
В капиталистическом мире происходит из-
мельчание человека. Капитализм уролует
людей. Частнособственнический, мир но-
рождает и культивирует ереди них отвра-
тительные черты: индивидуализм, своеко-
рыетие, равнодушие, враждебность друг в
другу. А это делает человека мелким и
слабым.

Снльного человека создает социалисти-
ческий строй. Оленевод Яков Ботулу, охот-
ник Георгий Баякин, зверовод Алексей
Эмидак, рыбак Ядне Сявку — вот они,
сильные люди! «Законам тундры» они
противопоставили законы дружбы, взаимо-
номоши и выручки, социалистические за-
коим коллектива.
		Вончаю листать газеты и снова смотрю
в окно на улицы Новосибирска. Тополя на
бульваре едва маячат в Туманной изморо-
зи. Ртутный столбик в термометре опу-
стился до 42-го деления, и виовь возни-
кает. вонров: а как там, ча Крайнем Се-
вере, где обледенелые скалы круто обры-
раютея в самый Ледовитый океан?
	Говорят, что к морозу привыкают. 310
неверно. Мороз есть мороз. Трудно, очень.
трудно Якову Вотулу шатать по застыв-
шей тундре на ледяном ветру. Но он не
уходит с зимнего пастбища, не прячется в
пастушечьем стане. В тундре пасутся
шесть тысяч оленей. Посмотришь на них
с высоты, и кажется — движется огромный
сучковатый лес. Драгоценное колхозное 60-
гатетво! Разве можно его оставить хотя бы

на час!
	Яков Ботулу не один ходит по тундре.
Вместе с ним -—— его бригада колхозников-
оленеводов. И мороз, и волки, и эпидемии
бессильны перед этим небольшим коллек-
тивом людей, спаянным чувством долга,
чувством взаимной номоши. В 1950 году
бригада boryay сохранила весь приплод
молодняка, и поголовье оленей в колхозе
возросло в полтора раза,
	Трудно на ЁВрайнем Севере и охотникам.
Они ставят капканы, устанавливают в за-
снеженных каменных россыпях сети, при-
кладывают к плечу ложе ружья — и мороз
обжигает руки, лица. Веки индевеют, ста-
новятея мохнатыми, смерзалотся. Ho вече-
ром, когда охотники в лесных избушках
подечитывалт добычу, оказывается, что
Георгий Баякин уже выполнил две личных
пятилетки по добыче «мягкого золота», а
Георгий Хутоко почти вдвое перевыполнил
квартальное задание.
	Да, им было холодно. Но ина Севере
охотник сейчас не одинокий скиталец по
тайге. Он выходит по звериному следу
в составе умно организованной бригады: в
ней и старые звероводы, и еще неопытная
молодежь, которая пуждается в помощи.
Все они в хорошей теплой одежде. На ночь
им приготовлены теплые станы, куда при-
возят из колхозов свежие продукты, 6бое-
припаеы, газеты.
	Есть на фактории Тутончаны знатный
охотник Алексей Эмидак. Он искусно оты-
скивает по следу лисицу, метко сражзет с
дерева белку. Но никогда не видел Алек-
сей Эмидак, как разводят лисиц в неволе.
И когда колхоз «Победа» поручил Эмидаку
создать звероферму, он пошел к русским
в Емельяновский зверосовхоз. Он пересек
по льду и снегу несколько тысяч кило-
метров. В совхозе радушно встретили его
русские звероводы, научили новому про-
мыслу. И охотник Алексей Эмидак образ-
HOBO поставил в своей артели звероводче-
	1 ское хозайетво.
	В конце передачи «Последних известий»
по радио диктор сообщил о погоде. «Ив
сведениям Центрального бюро погоды, —
сказал он,-— температура в Верхоянске
59 градусов мороза, в Красноярске — 38,
в Новосибирске — 40»... И дальше: «...B
Киеве — 0, в Сочи и Ялте —5 традусв
тенла»,

Я живу в Новосибирске, тле в этот
день 40 градусов ниже нуля. Город уто-
нул в морозном тумане. Шоферы и днем
ведут машины с зажженными фарами.
Протяжно звенит ломающийся под ногами
перехаленный морозом снег. Дыхнешь по-
глубже — и слышишь, как пар, замерзаа,
нотрескивает около уха. Чуть зазеваешь-
ся— не разотрешь варежкой щеки, и на
них образуются белые пятна...

А как там, за 66-Й северной парал-
лелью, где сегодня 59 традусов мороза?
A на «полюсе холода», в Оймяконе, где
спиртовой столбик в термометре опуекаетел
иногла до 72-го деления? На этом страш-
ном морозе у ездовых оленей в ноздрях об-
разуются сосульки, и олени задыхаются,
итицы замерзают на лету и падают на
снег, как комочки льда.

Редьярд Киплинг, бард британского
империализма, провозгласивший «избран-
ность» англо-саксонской расы, утверждал,
что никакие человеческие законы не дей-
струют выше 66-й параллели,
	Внилинг и многие другие буржуаз-
ные писатели превозноснли звериное право
владычества сильного над слабым. «Сла-
бый должен повиноваться или быть раз-
давленным!» — восклицали они, Социаль-
ные законы на Севере они называли не-
нужными условностями. Один из героев
Джека Лондона Джекоб Уайл заявлял:
«Условности бесполезны для меня и но-
хобных мне».
	По волчьим законам действовали змери-
каНЦЫ, когда они ворвались на Аляску.
В новести Джека Лондона «Лунная долина»
есть такие слова: «Они двигались по стра-
не, как саранча. Они уничтожали все —
индейцев, почву, леса — так же спокойно,
Бак они уничтожали буйволов и голубей».
	Так было n на Аласке.
	В нашей Воронежской области много

энтузиастов среди работников радиовещл-
НИЯ.
Но, как и в Лысьве, Молотовской об-
ласти, у нас тоже крайне мало заботятся
о местных редакциях радиовещания — He
только районные, но и областное управле-
ние связи.

Воронежекие областные организации уже
не раз обязывали начальника управления
связи тов. Зубехина принять меры к гому,
чтобы районные студии были изолированы
от посторонних звуков. чтобы в них была
	хорошая. акустика, чтобы они были 000.
пулованы необхолимым инвентарем, Эти
	‘рудованы необхолимым И
‘решения не выполняются.
	А. САФОНОВА, ответственный ре.
° дактор местного радиовещания
	ГУБАХА. Молотовской области
		Я хочу внести предложения 0 внесту-
дийных передачах. Хорошо, например, даль
репортаж из передового цеха иредириятия,

из мастерской МТС, с поля, когда начи-
	нается сев.

Bee это возможно — делают же облаот.
ные редакции такие передачи. Шо у них
есть соответетвующая техника и к ней —
лехники. Почему же, например, нельзя тах
планировать работу областного комитета
радиоинформации, чтобы раз-два в меся
предобтавлять районным релакциям воз
можность пользоваться звукозаписываю-
щим аппаратом? Или, может быть, Мини.
стерство связи возьметея на своих пре
приятиях изготовить для районов магни.
тофоны упрощенной конструкции?

Мы порой проводим, репортажи 6
звукозаписывающих апнаратов — по тель.
фонным проводам. Но это сопряжено с
большими неудобствами и для нас и д

радиослунгателей.
	В. КИСЕЛЕВ, литературный сотруд-
ник местного радиовещания
	пос. ВСЕВОЛОЖСКИИ,
Ленинградской области
		Больше того. Мы обращались с жалобой
на областное управленее связи в Мини-
	стерство связи СССР. Нам ответили, что
наша просьба of оборудовании студий
районных редакций будет удовлетворена.
	Но попрежнему студия Борисоглебской
редакции не пригодиа для передач, в Ka-
лаче ограничились побелкой помещения, не
оборудованы студии и в Таловой, и в. Ан-
не, и в Усмани.

Дело еше и в том, что Всесоюзный 5о-
митет радиоинформании (председатель тов.
Пузин), несмотря на наши письма, требо-
вания. жалобы, не помогает местным коми-
тетам развивать районное радиовещание,
улучшать его качество.

Ведь это факт, что на 1951 год Вее-

союзный комитет радиоинформации не ас-
сигновал нам пока ни одного рубля для
	провеления курсов по повышению ввали-
фикацпии работников радиовещания. А по-
вышать их квалификацию очень нужно.
	Пора, давно пора репгительно усилить
заботу о работниках местного радиовеша-
ния!

В. ДОКУКИН, председатель област-
ного комитета радиоинформации
		Н. РЕДКИН, зам. председателя об-
ластного комитета радиоинформации
		Многообразные формы выступлений в
радио требуют, чтобы журналисты Heme
рывно повышали свою квалификацию,
искали новые, интересные формы подачи
материала, словом, все время учились fF
учились.

A тле они должны учиться? Возможно,
что в университетах и институтах, ге
имеются факультеты журналистики, гото-
вят и радиожурналистов. Но я говорю о
людях, много лег работающих на радио, в
тех, кто нуждается в постоянном повыше
нии своей квалификации.
	Как, например, популяризировать в ме
CTHOM радиовешании великие стройки ком.
мунизма? Конечно, там, где выполняютя
заказы для этих строек, всегда найдется
живой, интересный материал. А что делать
в тех местах. гле нет ‘таких заказов?”
	Вопрос о заочном обучении журналист:
пора включить в повестку дня. Конечно
нельзя отгораживать радиожурналиетов 0
газетных работников, - Учеба нужна Kar
тем, так и другим.

Может быть, я «ломлюсь в открыть
	дверь» и такое обучение уже организовано
По тогла почему Всесоюзный комитет ра:
	диоинформации не известил 06 этом работ:
	ников местных редакций?
. Недавно Всесоюзный. комитет начал я.
	давать «Бюллетень по обмену опыт.
Это очень хорошее начинание. Oanine
оно далеко не исчерпывает того, что ни
	сделать для повышения квалификации  .
хиожурналистов.
	 . КРАВЧЕНКО, литературный ©:
	ЕЙСК, Краснодарского края
	трудник местпого радиовещания
	Пятнадцать лет назад, в январе 1936 го-
да А. М. Горький писал  пионерам
Игарки: «Едва ли где-нибуль на зем-
ле есть дети, которые живут в таких
же суровых условиях природы, в каких
вы живете... Вы .нншете: «живем сейчас,
когда нам не светит солнце, только три
часа мы видим дневной свет, остальное
время полярная ночь. морозы, пурга». Но,
вот, и во тьме полярной ночи ярко горит
солнце человеческого разума, силой кото-
рого уничтожена цынга, еще недавно обыч-
ная болезнь дальнего Севера, силою разума
на земле, окованной вечной мерзлотой,
обильно родятся овощи, развернуто ското-
BOACTBOY.
	Человеческий разум ветупил в сражение
с морозом. И вот в тот день, когда темпе-
ратура в моем северном городе продолжала
понижаться, по улицам его шли из гости-
ниц в Большой зал облисполкома... садово-
ды. Они приехали из всех краев и обла-
стей Сибири — уже во всех районах этого
морозного края имеются сады. Двадцать
пять тысяч гектаров колхозных садов!

Повестка дня совещания велика. И во-
просы агротехники стелющегоея сада, и
вопросы формирования плодовых деревьев
в условиях Сибири, и вопросы сортоиспы-
тания и улучшения сортового состава пло-
дово-ягодных культур на севере, и многие
другие. А через все эти вопросы пройдет
главный — преодоление морозов.

И кажется, скоро состоится в Сибири
совещание, на котором будет стоять во-
прос не о преодолении морозов, а 0б их
уничтожении или, по крайней мере, смяг-
чении, .

Это будет! Будет потому, что в стране
нашей ярко горит солнце человеческого
разума.
	НОВОСИБИРСК, февраль
	‚ Шо волчьим законам идет жизнь на
Аляске и в наши дни: попрежнему царет-
вует там расовая дискриминация. Индей-
цы и алеуты вымирают. И им угрожает
полное исчезновение с`лица земли. Да и
может ли быть там иначе — ведь, по
утверждению буржуазных «цивилизато-
ров», выше 66-й параллели «не действуют
	Низкие человеческие законы»... Аотя, по
	правде гороря, что касается современной
Америки, не видно, чтобы человеческие за-
коны действовали и ниже этой параллели.
	Ar

Я беру сибирские газеты с сообщениями
корреспонлентов из районов  советекого
	Брайнего Севера, где за 66-й параллелью
живут эвенки, маньси, ненцы, ханты, нга-
насаны, саха, селькупы, коми...
	«СЕЛЕНИЕ ЕССЕИ. (Самый отдален-
ный северный пункт Эвенкийского нацио-
нального округа. — С. К.). Черная пелена
полярной ночи окутала заснеженную тун-
дру. Кажется, что скованная морозом зем-
ля безмолвствует. Но вот показывается ка-
раван оленьих упряжек. Это едет кинопе-
Редвижка. Навстречу ей из болыного яр-
коосвещенного дома выхолит заведующая
красным чумом эвенкийка Христина Боту-
лу. Очень кстати подоспело кино! В чуме
талько что закончено коллективное чтение
романа Т. Семушкина «Алитет уходит в
горы».

— Какую привезли картину? — спраши-
вает Христина Ботулу.

— «Сталинградская битва», — отвечает
механик».
	«ПОСЕЛОК ТАЗОВСКОЕ. — Тазовский
район на юге граничит с лесотундрой, а
на севере выходит к Карскому морю. Свое-
образна жизнь в этом далеком уголке тун-
дры. Недавно в районный поселок забежал

песец. Его поймали на улице, недалеко от
того Места, где строится большюй дере-

вянный дом. В соседнем доме шла лекция
	_ Семейная
		Я сделал выписки только из несколь-
ких информационных заметок. Их можно
было бы увеличить во. много pa3— так
широко идет в газеты Сибири поток вестей
с Крайнего Севера, оттуда, где раньше,
до революции, жизнь чуть теплилась.

На факторию Катырык, что расположена
на берегу реки Хета, ежедневно приходит
до восьмидесяти названнй газет и журна-
лов. .

Саха Григорий Попов с далекого станка
Часовня Учится в аспирантуре Ленинград-
ского универентета,
	Маньеи Павел Вахрушев, окончивший .1е-
пинградекий университет, пишет труд об
истории своего народа.

Хант Терешкин работает научным со-
трудником Академии наук СССР.

Колхоз «Большевик» Ерасноярского
края приобрел передвижную электроетан-
	‚ЦИЮ.
	Вритика непорядков в местном радиове-
щании, содержащаяся в корреспонденции
«Район слушает...», имеет прямое отноше-
ние и к нашей редакции. Город Губаха с
каждым годом растет и развивается. Воз-
растает и культурный уровень трудя-
щихся.

Но вот беда: мы, работники редакция,
не можем похвалиться культурой в студии.
Нет музыкальных инструментов, рояля,
настольной лампы, дорожек или ковра на
полу. Й главное — не найдешь того, кто
должен все это приобретать!

Обращаемся мы и в контору связи и в
горисполком, но не находим поддержки.
Редакция ютится тут же, в студии, друго-
го помещения -для“нее не нашля. Не-нри=
ведена в порядок аппаратура. При вклю-
чении местных передач происхолит замыка-

‚Ние в сети, нерелачи подчас ИлУТ с0 сви-
	стом и шумом, что вызывает справедливые
упреки радиослушателей.

В Молотовском управлении связи знают
	00 этом, но все остается попрежнему. ° Хэ-
чется, чтобы работники Министерства свя-
	На Брайнем Севере течет река Мессо,
Она берет евое начало за 70-й параллелью.
	„Там много таких рек. Но ряпушка —- об-
	ская сельдь — идет на нерест из Тазовской
губы только в эту реку, и на лов ее съез-
жаются сюда буквально все рыбаки, жи-
вущие от 63-й до 69-Й параллели. Неко-
терые из них приплывают на лодках за
восемьест, & то и за тысячу километров.

Какое жаркое соревнование происходит
между рыбаками!

И вот какой эпизод (очень хатактёелный
	‘для советского Севера) рассказал мне наш
	сибирский журналиет, нобывавший однаж-
ды у рыбаков реки Mecco:
	...Вначале первое место в соревновании
заняла бригада Ядне Сявку, двадцатилет-
него ненца — коренастого, скупого на сло-
ва, но упрямого в достижении цели. Брига-
да Чугнея Наку, которая первой обнару-
жила ход сельдяжьих косяков и, вместе
того, чтобы на полной свободе забрасывать
в реку свой невод и таскать себе да та-
скать рыбку, предупредила сначала все
бригады, всех новых «конкурентов», — эта
бригада несколько отстала.
	Вечером люди из бригады Чугнея: Наку.
	утомленные. даже не сняв мокрую олеж-
	Волхозники Ханты-Мансийского ‚округа
позучили Х16б на трулодни.  Северная зем-
ля стала давать урожай ячменя, ржи, овеа,
пшенипы, картофеля, овощей.

В колхозе «Йрабсная поляна» растут я0-
локи «омский налив».

В ханты-мансийской и эвенкийской тай-
ге возникли поселки лесников со школами,
клубами, медицинскими учреждениями.
Утло в прошлое ледяное безмолвие Севера.
	..В тундре кипит новая жизнь,
Строится в тундре моей коммунизм!
	  Так поют чукчи, освобожденные вели-
ким Октябрем от американских хищников,
которые пытались через Чукотку й Колыму
протянуть свои лапы к Сибири и Лальнему
Востоку, которые пытались лишить эти
	врая человеческих GaROHOB,
	профессия
	ОТ РЕДАКЦИИ. Письма наших читателей завершают круг вопросов
	етои» в корреспонденции «Район слу:
вещания законно выражают свои прет.
дложения Министерству связи CCCP
	поставленных «Литературной газетой» в корреспонденции
	шает..» Работники местного радио
зии и вносят конкретные пре
	и Бсесоюзному комитету радиоинформации. Редакция рассчитывает, чи
министр тов. Исурцев и председатель Комитета тов. Пузин примут мерн
для дальнейшего развития местного радиовещания, для укрепления е
базы и повышения квалификации его кадров. Надо навести порядок в
этом участке идеологической работы.
	Ё-— L272 62-4 jE Бы
		и

{1

Она не удивилась этому вопросу.
	Что? Она мечтает, думает... Мало ли
есть о чем думать? Ведь каждый год одно
и то же...

— 910 «одно и то же»?

— Ла очень просто. Подрезают  веё
Нас... — неохотно сказала она, и вдруг
с запалом взялась объяснять:

— В колхоз, в канцелярию «Правду»,
«Известия», «Сонземку» надо? Надо. 300-
технику — журнал  «Зоотехник» надо?
Надо. «Медработник» надо или нет, если
У нае больница на 30 коек? А школа без
«Учительской» да без пионерских газет, ла
опять же без центральных может? — до-
прашивала она, будто это я и была ви-
новницей этого «подреза». И, не ожидая
подтверждения своей правоты, продолжа-
ла: — А колхозникам? У нас вон Андрей
Ивалювич перечитал всю нашу библиотеку.
Из района ношу ему книги. Подписное из-
дание Чехова получает, на Шишкова под-
писался. Так ему что — лишнее иметь
центральную газету, тем более человек за-
ведует молочной фермой’? Нало же ему
знать. где что делается. А Груня. Волчко-
ва — Герой Сопиалистичеекого Труда! —
с пафосом восклицает она. — Так изволь-
те радоваться, ей только районную предла-
гатт. Осчастливили!.. Но я отвоевала ей.
«Сопземку», — не без удовольствия доба-
вляет она после небольшой паузы.

И опять пемного помолчав, как бы по-
дытоживает все сказанное:

— Так вот, о чем речь идет? Нали кол-
хоз передовой по району. и люди у нас
хотят читать, хотят все знать, быть в кур-
се всех событий... А Союзпечать нам ли-
METH устанавливает!..

Я осторожно напоминаю, Yo B нашей

стране не один только их, а очень много
передовых колхозов. Й людей, желающих

читать центральные газеты, тоже очень
много, так что» пока приходится все же’
руководствоваться этой неприятной.
вещью — лимитом,

Она сдержанно слушает и, не переста-
вая лукаво улыбаться, наконец, не вы-
держивает:

— И-и, — опять поет она, — ая за-
хотела и достала...

Опа’ опять начинает перечислять:

— И две «Учительских», и три «Пиз-
нерских», и «Мелработник»... А ana poa-
хозной библиотеки даже журнал «Ок-

тябрь» и «онамя»... Даже «Смену»! Это
	роко улыбаясь, кричит он BL nozomi
ближе, хлопает по настиной сумке.-— 0,
	и как ты приволокла столько ума? —= Hie:
	много по-книжному шутит он. *

— Да ну тебя, и так тяжело. — ом
хивается Настя, — на вот, читай, — д
панно серлито передает она ему журн
п, будто снова отгадав мой недоуменный
вопрос. вполголоса объясняет:

— Ничего что мололой, ас фот
майором пришел. И не захотел в м
Говорит: «Свой колхоз пало перестраивать
на городской лал.` чтобы и ралио. и эле
	тричество, и кино... а не из гброла на qh
	чу приезжать»...
	в школу... Гуда по воскресеньям в чи-
тальный зал ходит много нашей молоде-
жи... Одному агроному только не угодила.
Да ему никто не угодит... Захотел, види-
те ли, «Отонек» с приложением. А тде я
его возьму, если Николай Агафонович —
Колхозный парторг — раньше его подпи-
салея?

—— Жаль, клуба еще нет. Но к осе-
ни строительство уже закончится. Вот там
они развернутся... Петька Налимов — это
библиотекарь — парень с головой. Тогда у
них пойдут дела. = ъ

Перво-наперво библиотека. Все лучшие
книги купят. Председатель обещал: ro-
ворит, средств на культурные дела не
пожалеет колхоз... А у нее в городе хоро-
ших книжных знакомых есть много. Еще
ни один колхоз не слышал о «Молодой
тгвархии», а она достала. И у них, можно
сказать, всем колхозом читали. Девчонки с
собой на работу брали. Только перерыв,
так и за Чтение. А потом там же на поле
и обсуждают, даже старики участвуют. А
но «Повести о наетоящем человеке» школа
проводила конференцию читателей. He
только ученики, и они, колхозники, уча-
ствовали. Она сама, Настя. делала доклад
тоже...

При последних словах румянец на ее
щеках становится ярче. Маковым цветом
рдеет. Настя, слегка смущенно откидывая
назад иссиня-черную косу. Легкий ветер
играст тончайшим пухом завитков на
висках. кружит их над высоким лбом. ше-
велит на затылке.

Невольное смущение Насти быстро про-
ходит, и, снова смеясь и хмурясь живыми,
словно две лесные криницы, чистыми гла-
зами, она рассказывает свои колхозные и
«книжные» новости. 060 всем, что инте-
ресует ее и чего она не знает. Настя pac-
спрашивает запросто, не стесняясь...

Рот и улица, Первым встречается пам
Колхозный сторож. Он хитро щурит зоркие
глаза и пачинает с обходного маневра.

— Ну, что нового слышно на свете,
Сергеевна? — обращается он к Насте,
зная, ‘что получить у ее газету пе ‘так
просто. Сначала разлает. a потом, когда
уже почти каждому мальчишке в селе бу-
дут известны весе новоети. и ему прине-
сет: на, мол, дед, почитай газетку.

Настя, в свою очередь, идёт в обход.

—- Да ничего особенного, дедушка. Сеют
люди...
	— 910 известное дело... А в газетах
что пишут? Как там в Корее воюют?.. Хо-
рошо продвигается народно-освободительная
зрмия?..

— Сам ведь знаешь...

— Где мне, внучка, старику, разби-
раться в этих политиках, — сетует на
старость дед и тут же намекает: — Газе-
ты, поди, и в глаза не вижу...

— 0х, и горазд ты обманывать. дед. —
чистосердечно возмущается Настя. — При
постороннем человеке хотя молчал бы... А
Я тебе не даю газет?

— Да разве я о тебе говорю? Это в
канцелярии не допроситься: то’ подитили,
то подклеили, а вчера, смотрю, Петька
Миронов, счетовод, на цыгарки kKpoMcaer
«Известия».

— «Известия» на пыгарки? — ужа-
сается Настя и тут же обещает: — Уж я
ему накромсаю... Уж он у меня будет
знать, как газету на цыгарки кромсать!..

(0 строжайшим наказом вернуть газету
только ей Настя дает «Известия» Василь-
ичу. Тот бережно складывает газету и,
опуская ее в карман-бездну. успокаивает
девушку: ~

— Будь спокойна, Сергеевна. в ис-
правности принесу.

— Ну вот, как ему не лашь газету,
если он не знает даже, кто с кем в Корее
воюет? И куда только  агитаторы смот-
рят — не понимаю...

Я молчу, в луше сомневаясь. нужно ли
объяснять деду о событиях в Корее. Ду-
мается, старик и сам разбирается в них.
а простачком только прикидываетея —
газету легче получить.

Словно читая мои мысли, Настя улы-
бается:

— А ведь хитрит Васильич... Иногда
хоть и знает, всё скажет «нет»...

Звонкий настин голос далеко слышно,

и навстречу ей выходят ИЗ Домов кКолхо3-
	a NNN

ники. Б <Светлом пути» все полниеались
	на газеты. Тут же, на улице. вручается
«Огонек» ROUX O3HOMY парторгу, совсем еше
	молодому парню. Сначала удивляет, по-
чему так важно  величает его Настя
«Николай Агафоныч». Ему. пожалуй.
	гот ЗЕЕ

больше подошло бы просто-напросто «Ро.
	ля» или По краиней мере, «Николай» —

fo Того еще ne выветрилея в нем дух
юношеского задора.

— А цу, носительница человеческой
	мудрости, чем порадуешь? — издали. ши-
	Алена ВАСИЛЕВИЧ,
	участница второго Всесоюзного совещания
	молодых
	Алена Василевич недавно опубликовала повесть «Пути-дороги», справедливо
	отмеченную в белорусской республиканской печати, нан выразительное и пол:
ное оптимизма произведение о роли женшин в послевоенном восстановлении
	колхозов. Это уже вторая повесть молодого автора, ‘Алёна Василевич родилась
	филологический факультет Белорусского
	Втором Всесоюзном совещании молодых
	в крестьянской семье в 1922 году.
Недазно Алёна Василевич окончила
университета имени В. И. Ленина.

Ее позесть будет обсуждаться на
писателей.

PacekKa3
	Весна не поскунилаюь и щедро посыпала
вздернутый Настин носик  карими вес-
нушками, под цвет ее огромных мечта-
тельных глаз. И думаете, девушка от это-
го стала хуже? Нет! Портрет с Насти пи-
сать нетрудно. Две толстые черные косы
тяжело падают на спину и резко выделя-
ются на алом шелке кофточки, Синяя ко-
реткая юбка открывает уже успевшие за-
гореть ноги, обутые в белые тапочки.

По утрам еще прохладно, а ей ничего,
Идет, распевает песни, и, видно, в самом
деле, тепло ей от них.

Мы познакомились с Настей не совсем
обычным порядком. Средь белого дня, среди
чистого поля.

Слышу. звенит велед слегка грустная,
слегка залумчивая «Гатмонь»:
	Что ж ты бродишь всю ночь одиноко?
Что ж ты девушкам спать не даешь?
	Лелаю короче War, чтобы девушка и
песня догнали,

Поровнявшиеь, мы не без любопытетва
овинули друг друга взглядем: она — ме-
ня, здесь незнакомую, я— ее, смуглую
красивую девушку Из какой-то давно
прочитанной, но  незабытой любимой
книги,

За спиной у смутяянки — толотая сум-
ка почтальона. До того толетая. что ка-
жется, вот-вот она лопнет, а девушка, ко-
торая тлыбаетея се обложки «Врестьянки».
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТ ^
о 8 марта 1951 г. Ne 28
	спрыгнет оттуда и затагает рядом с той,
воторая несет ее за спиной...

Ш спросила девушку. как пройти в со-
седний колхоз.

— Пройдете горку. а там налево через
мост, а там еще налево, возле вот того лес-
ка, -— охотно объяснила она, будто зара-
нее ждала моего вопроса. И уточнила на-
правление жестом загорелой руки.

Насте двадцать лет. Выглядит она лет
на семнадцать. а письмоносцем работает
уже восемь лет. Когда она успела? На
	это MOH новая знакомая, не скрывая,
впрочем, тайной гордости, в улыбкой от-
Berna:
	— 5$ нас это семейная профессия. Отец
Xo войны всё время почту носил. потом,
как война началась, мать с почтой ходи-
ла. С тех пор.и я взялась. Сначала бега-
За ради интересу, а потом ничего, осмели-
лась и сама стала... Приду из школы —
да за почтой. Это в Куйбышевской обла-
ети, когда эвакуировались...

— И далеко было ходить? — чтобы не
увести разговора от предмета, который
обещал быть интересным, спросила я.

— Да нет, недалеко, верст семь, —
просто ответила она.

— A ne скучно было — каждый день

одно и то же?

— И-и, скучно! — как-то особенно
пезуче воскликнула она.— Дая и не умею
скучать. Другие как-то, бывает, скучают,
а я пикогда, — добавила девушка, будто
оправдываяеь в том, что это праздное за-
	нятие — скука — ей незнакомо.
— А вот в пути, что вы делаете?
	— 5 нас с ним даже старики советуют
даром что молодой. Умный! — е неск
ваемым восхишением аттестует она пам
орга. — Это только мы,  левчата. c RM
	шутим, а со старшими он деловой. Да !
мы, если лело. то
	Она не логоваривает.., — Вынырнувии
Из-за калитки подружка смотрит Насте!
	глаза просящим. взглядом.

Настя весело подмигивает ей:
— Пляши!

Та мгиовенно краснеет и TOALRO Up
сит:

— НУ. скорее...

А потом торопливо разрывает голуби
конверт и еще пуще заливается краски
	Счастья...
	Настя подемеивается нал Tremvrof п, №
	в силах утаить своей радости, уже на 0’
стоянии сообщает вй:
	-— 0т Володи привет тебе!
	— Tome? — еше пе допив ло кони
свое счаетье. рассеянно епрантивает та,

— А ты думала тебе только? — п, к
бы проверяя, с пей ли ее радость И
счастье, Настя вынимает из грудного Rap
манчика сложенный, наверное, в в0с6\
раз, мелко исниеанный листок.
	Бот оно. ее счаетье и ралость. о которм `
	тегко взгрустнулось ей в пути,
	Рассказ 0. нем не вхолит в характер
стику семейной профессий. ла о нен  !

рассказывать ие нало. Ато его пе знает!
Мы прошаемея е Настей возле полхозий
	канцелярии. Она легко взбегает на высок
	Роб веени»....
	Перевод с белорусского
	yo NS eae TY 394 DBC DRA),
Девушка «семейной anoaer