КО ВТОРОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СОВЕШАНИЮ МОЛОЛЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
		Беседы с директорами
	московских издательств
	HOISAY
	тут можно привести много. Чаще всего де-
10 сводится к следующему.

Начал человек писать стихи и репиит:
«Раз я пишу стихи, значит, я талантлив.
Значит, мне должны ‘помогать растить мой.
талант...»

Начинается переписка с редакциями, С
литколсультациями. Товарищ думает, что
стихи его напечатают. а если они окажут-
	ся слабыми для печати, то, в крайнем
случае, литконсультация объяснит ему,
пак Halo пиеать. чтобы добиться Yenexg,
	и тогда все будет в порядке. :

Короче товоря, товарищ Bee CBOR WA-
дежды возлагает на  литконсультацитю,.
наивно полагая, что кто-то со стороны м9-
жет научить его писать” хоротние стихи,
может сказать: пиние так-то и так-то, и
ты будешь настоящим поэтом. (В скобклх
отоворюсь, что, конечно, далеко не вее на-
чинающие поэты именно такие, но и та-
ких немало).

Приведу один пример.

Начинающий поэт С. прислал в редак-
цию ленинградского журнала «Звезда»
свои стихи. Из-за экономии места я не бу-
ду приволить их. Просто пропгу поверить
	мне на слово, что стихи слабы, нодража-
тельны, малограмотны.  ~
Редакция журнала «Звезда» написала
	автору довольно обитирное и совершенно
правильное письмо. В нем она, в частно-
ети, отметила, что: «Стихи по теме пра-
вильны. Но в эту нужную и важную тему
Вы внесли слишком мало своего, автореко-
го. И вних не чувствуется, вернее, чувет-
вуетея пока еще очень слабо творческая
индивидуальность поэта. Нет свежих, яр-
ких образов... Оба стихотворения раетяну-
ты, длинны... Растянуты они за счет вто-
	ты, длинны.,. гастянуты они за счет вт9-
ростепенных, = необязательных = деталей.
Это... делает их вялыми..» Ит т

Автора это письмо совершенно не удов-
летворило. Тогда он обратилея ко мне:

«Я посылаю евои стихи в журналы, но
оттуда каждый раз получаю ответы, кото-
рые не в состоянин понять... Если мон
стихи не тодятся, то хотелось бы узнать,
чем именно. А то просто обидно». В заклю-
чение автор приходит к выводу, что «мон
стихи не пропускают не потому, что они
лохи, а только потому, что их прислал
He известный поэт, а безвестный автор С.».

Я думаю, что тов. С. не имеет никаких
оснований обижаться на литконсультацию.
журнала «Звезла». Литконеультация 0т-
неслась к его стихам внимательно. Она
правильно оценила их, правильно указала
на основные недостатки. Рольше этого
литконсультация сделать не могла. А уж
как исправить эти недостатки, 06 этом
должен подумать сам тов. С. Никто другой
за него сделать этого не может.

Правда, тов. С. в своем пиеьме ко И
нинтет, что он из редакций получает от-
веты, «которые не в состоянии понять».
Л я лопускаю. что он лействительно не по-

нимает, например, того, что такое свежветь
в стихах, их оригинальность, что такое
индивидуальные качества нозта и пр.

Но в этом опять-таки виновата не лит-
консультация, а он сам. Если человек 06-
рется за какое-либо дело, то должен же он
знать его хотя бы в основных чертах. Ведь
иначе же нельзя и работать н уж, ьво-
иечно, немыелимо рассчитывать на успех.

Значит, если- чего-то не понимаешь, то
выход только один: постарайся понять,
усвоить, понложи свои усилия, подучись.
He падейся, что это за тебя сделает кто-то
другой. Другие товарищи могут тебе по-
мочь (и они номогают), могут тебе что-то
подсказать, посоветовать, HO OCHOB-
ное, главное ты должен еде-
HaTbh BCE KC CAM.

Я, разумеется, знаю, что в работе на-
ших литконсультаций не все обетоит бла-
тонолучно. Я стою за то, чтобы  литкон-
сультации работали гораздо лучше, чтобы
OHH He просто’ отписывалиеь (что иногда
случается), а чтобы они действительно по-
мотали начинающим поэтам разобраться в
их ошибках и недочетах. Все это совез-
шенно верно. Но я не могу обойти и того
факта, что в жалобах начинающих поэтов
на литературные консультации и редакции
журналов часто сквозит непонимание, не-
справдливоеть и даже демагогия, хотя,
может быть. и неосознанная.
		COHKRPETE,
	Ответ
моим корреспондентам
		КНИГИ МОЛОЛЫХ АВТОРОВ
	ба», в которых приняли Е 90 поэ-
тов и прозаиков.

В последнее время издательством выпу-
щен в свет ряд книг писателей, впервые
выступающих в литературе для детей.

Хочется надеяться, что юные читатели
с интересом встретят выпускаемые нами
в самое ближайшее время новые произве-
дения молодых писателей: повесть о пио-
нерах и комеомольцах Н. Дубова (Киев)
«На краю земли», повесть о киргизских де-
тях А. Дугинца (Москва) «Золотая чаша
Байтемнра», пионерскую повесть А. Валев-
ского (Ленинград) «Зеленый остров», по-
весть о детях Китая О. Кравец (Украин-
ская ССР) . «Белый голубь». повесть о
пионерах Н. Гамолка (Белорусская ССР)
«Лето. в Калиновке», сборник рассказов о
школьниках М. Слупкиса (Литовская ССР)
и ряд других.

Не удовлетворяясь этими первыми ре-
зультатами, редакции издательства в Мо-
скве и Ленинграде продолжают роботу с
молодыми писателями—их произведения об-
суждаются на редакционных совещаниях и
в‹ секциях редакциониого совета издатель-
	ства, на совещаниях педагогов, пнонерво-
жатых, библиотекарей и юных читателей
в Ломе детской книги.
	Н. ПОТАПОВ,

директор _Профиздата
	Издательство «Молодая гвардия» ввело
в тематический план  195[ года специаль-
ный раздел «Первая книга молодого авто-
ра». Как уже сообщала «Литературная га-
зета», нами’ намечено к выпуску в нынеш-
нем году более 20 книг молодых писате-
лей. Кроме того, выпущен будет очередной
альманах «Молодая гвардия», целиком со-
ставленный из произведений начинающих
авторов. В издательстве обсуждается во-
просо дальнейшем расширении выпуска
произведений литературной молодежи.
	Нужно. признать, что с молодыми лите-
раторами наше издатёльство пока еще ра-
ботает. слабо. Стараясь устранить недо-
статки в собственной работе, мы хотели
бы в то же время выразить и свои пре-
тензии к Союзу советских писателей, кото-
рый мало помогает издательствам в их ра-
боте с писательской молодежью. Чаще’ все-
го эта помощь выражается лишь B TOM,
что комиссии или творческие секции Сою-
за рекомендуют нам к изданию те или
иные рукописи. Как правило, эти рукописи
присылаются в. издательство еше в крайче
сыром, недоработанном виде и подчас со-

провождаются рецензией опытного писате-.

ля, которая вполне могла бы стать из ре-
цензии программой его собственной

работы с молодым автором над этой самой
Книгой.
	Нам хотелось Obl OT души пожелать.
Союзу советских писателей активнее и на-.
стойчивее культивировать В писательской
среде ту славную горьковскую р
советской литературы, которая возводит
редактирование произведений начинающих.
писателей в степень высокого долга для’
каждого опытного мастера литературы.

зн UY

К. ПИСКУНОВ, директор Государствен-
	ного издательства детскои литературы
	Обилие тем ‘и сюжетов, интересующих
советских детей, безгранично. Детгиз, при-
званный удовлетворить этот разносторон-
ний интерес свонх читателей — от самых
	маленьких ло юношей. сканчивающих шко-о
	лу, — должен дать им книгу на совзремен-
` ную тему, книгу научно-популярную, науч-
`но-фантастическую, историческую, стихи,
‘рассказы, сказки. Больше, чем какос-либо
другое издательство, Детгиз заинтересован
в раснирении круга своих авторов.
	за последние годы коллектив авторов,
`работающих в детской литературе, вырос.
Этому способствовала и работа нашего из-
дательства, направленная к тому, чтобы
привлечь к ‘созданию книг для детей но-
вых писателей, в особенности из молодежи,
и людей науки н труда. Наиболее богатым
‘источником новых авторских сил служит
‘конкуре на лучшую художественную книгу
	  для детей проводимый Министерством про-
	свещения РСФСР и Детгизом с 1947 года.
	Так, на очередной тур конкурса посту-
пило 633 рукописей, из них болыше поло-
вины каписано молодыми и начинающими
авторами. 372 рукописи поступили из рес-
  публик, краев и областей нашей страны.
Результатом работы с молодыми и начи-

нающими авторами явился выпуск в Москве
	‘и Шенинграде альманахов «Детям» и «Друж-
	м. ИСАКОВСКИИ
	М. КОРНЕВ, директор. издательства
	«Советский писатель»
		Важлый год я получаю сотни писем от
самых различных людей, пробующих свои
силы в Повзий, т. е. так или иначе пишу-
	ЩИХ СТИАИ,

Значительному _ количеству товарищей
д отвечаю непосредственно. Но вследствие
болезни. а также и потому. что ниеем
	MOM, OTRETHTD BRM HHS B COCTOAHAN,

Поэтому я и решил написать эти за-
метки и в них затронуть хотя бы некото-
рые вопросы из числа тех, которые мне
задаются в письмах.

Пожалуй, чаще всего товарищи просят:

— Раскройте нам секрет поэзии. Рас-
скажите, что нужно для того, чтобы писать
хопошие стихи.

Когда-то в ранней юности я также
полагал, что в Поэзии действительно су-
ществует некий «секрет» и что если бы
нашелся такой человек, который разъяс-
нил бы, раскрыл бы мне этот «секрет»,
‚то больше ничего бы и ме надо: я уже
раз и кавсетда паучилея бы писать хо-
рошие стихи.

Разумеется, такое представление о поэ-
‚зни ошибочно.

Всеобщего, универсального,
Ггодного на все случаи жизни
«секрета» поэзин ное сущест-
вуети существовать не может.

Если всё же и есть какой-то «еекрет»’
поэтического творчества (слово «секрет»
я употребляю здесь сугубо уеловно), то’
этот «секрет» у каждого поэта свой, oco-
бый, индивидуальный. И «секрет» одного
поэта уже никак ие годится для другого.

Я думаю, что правильно было бы ска-
зать так: «секрет» поэтического -творче-
Ува позт может найти только сам и при-
том в самом себе. Всякий новый поэт дол-
жен «открывать» его для себя заново.

бладать поэтическим «секретом»-—это
прежде всего значит быть самостоя-
тельным в творчестве, т. е. говорить
так, как свойственно только тебе а
не кому-либо другому, говорить о том, о
чем можешь сказать только TH.

Продположим. что поэт пишет стихи
в связи с каким-либо событием, взволно-
равшим его. Это значит, что данное со-
бытие, прежде чем войти в стихи, не-
избежно проходит через сознание поэта,
через его душу, через все его существо.
Й, описывая зобытие, поэт обязательно
вкладывает в стихи свое понимание
события свое отношение к нему,
свои мысли и чувства. Другими словами,
вн преподносит событие так, как воспри-
цимает его сам своим разумом и сердцем.
При этом он, разумеется, должен быть и
объективным, т. е. должен правильно но-
нимать происшедшее, а не искажать его,
не уходить от правды.

Понять всё это п осущест-
зить на практике и означает
раскрыть «секрет» поэзии, х0-
тя, как видите, ничего секретного, ничего
необыччого в этом нет.

В прошлом году издательство «Совет-
ский писатель» выпустило более 30 книг
молодых авторов. В их числе такие про-
изведения, как «Земля Кузнецкая» А. Во-
лошина, «На берегу Зен» А. Пришвина,
«В среднем районе» Ю. Капусто, «Я твой,
Родина» В. Очеретина, «На главном на-
правлении» И. Падерина, «Глубокое тече-
ние». И. Шемякина,’ «Рядовой Антипов»
Г. Журавлева.

План текущего года еще более обширен:
мы собираемся выпустить около 40 рома-
нов; повестей, сборников рассказов и сти-
	х98 молодых писателей, Из них 19 при-
	надлежат писателям братских республик.
Русская литература представлена пове-
стями молодых московских писателей:
	А..раковикова «Уходим в море» —© геро-
изме моряков в годы Великой Отечествен-
ной войны, С. Виноградской «Белый го-
род»? —о строительстве социалистического
города в пустыне Казахстана, В. Померан-
	цева «Дочь букиниста» —о ‘преобразова-
ниях в демократической Германии, хаба-
ровской писательницы Ю.  Шоестаковой
	«Новый перевал» — о советских геологах-
исследователях белых пятен на Дальнем
Востоке. Выходят первые Книги рассказов
моряка В. Кучерявенко (Владивосток) «На
американском берегу», М.  Пархомова
(Киев) «Караваны», первые книги стихов
М. Соболя, В. Бершадского: Большая часть
названных произведений  появитея в. бли-
жайшее время.

Мы познакомим читателей с повестью
А. Гуреева (Украина) «Наша молодость»,
посвященной промышленному строительству
республики, с романом армянского писате-
ля Г. Севунца «Проспект Свободы», pa-
зоблачающим англо-американские происки
в Иране, со стихами узбекского поэта Мир-
мухсина, с первой книгой романа Е. Уруй-
маговой, посвященного трудящимся Осетии,
и с другими произведениями. молодых пм-
сателей братских республик,

Предстоящее совещание и особенно ра-
бота его семинаров, несомненно, познако-
мят нас с новыми одаренными авторами
и их произведениями. Наиболее интересные
будут внесены в издательские ‘планы.

Круг молодых авторов, с которыми мы ра-
ботаем, все еще недостаточно широк. Кро-
ме того, у нас, как и в других издатель-
ствах, такое большое дело, как литератур-
ная консультация, еще не поставлено с
достаточной серьезностью и размахом. Во-
прос о работе литературных консультаций
при издательствах, мне кажется, необходи-
мо обсудить на совещании.
		увидел гораздо больше того, что можно
увидеть при поверхностном рассмотрении.
Светом своего поэтического таланта он
проник в него и осветил те его стороны,
которые на первый взгляд были незамет-
ны. Он как бы заново открыл его для
поэзии, для читателя. и нашел в своем
сердце такие взволнованные, такие иро-
никновенные поэтические слова, которым
нельзя не поверить. Это были
слова глубоко прочуветвованные, выношен-
ные, если хотите, выстраданные. Это были
те единственные незаменимые
слова, при помощи которых только ин мож-
HO было с наибольшей  убедительностью
сказать то, что хотел сказать Некрасов.

В самом деле, сейчас нельзя даже пред-
ставить себе, что «Несжатую полосу» мож-
но было бы написать в какой-либо друтой
поэтической. форме, какими-либо другими
словами. А вель Некрасов должен был
впервые найти в себе эти слова и
впервые произнести ux. OH Bue p-
вые должен был раскрыть для читателя
весь огромный социальный смысл, который
сврывалея за несжатой полоской.

Во всем этом и заключается его заслуга,
его мастерство ин новаторетво, его поэтиче-
ская находка, если так можно выразиться.
Во всем этом и заключается «секрет» поэ-
зии, во всяком случае, «секрет» ланного
	‘стихотворения.
		Художественная литература занимает в
тематическом плане Профиздата сравни-
тельно неболышое место, но творчество мо-
лодых авторов находит в нем с каждым
годом все большее отражение; Если в
прошлом году книги молодых писателей
составляли лишь четвертую часть изданяй
художественной литературы, то в текущем
году они составят 49 процентов этого раз-
дела.

В числе‘ авторов — несколько участников
предстоящего Всесоюзного совещания м9-
лодых писателей.

Мы отказались дублировать другие изда-
	тельства и выпускать те же книги, что вы-
ходят в Гослитиздате, «Молодой гвардии»,
«Советском писателе» ит л Мы ишем
	темы, близкие задачам нашего издатель-
ства, и для решения их широко открываем
двери молодым авторам.

Мы надеемся, что предстоящее совеща-
ние поможет нам установить творческую
связь с молодыми писателями братских
республик и различных районов’ страны, в
особенности - промышленных центров
СССР. Профиздат намерен выпустить се-
рию литературных портретов новаторов
производства, и всвязи сэтим нам особен-
но Необходимо расширить нанг авторский.
актив. Секретариат ССП СССР вынес.
специальное постановление об участии
писателей в осуществлении этой зада-
чи. Однако помощь Союза советских пи-
сателей и, в частности, его комиссии по
работе с молодыми авторами пока еще нс-
достаточна. И «Литературная газета» He
балует нае вниманием — отзывов о выпу-
скаемых нами книгах мы почти не видим
на ее страницах. А именно сейчас, перед.
совещанием, и молодым писателям, и изда-
тельству было бы особенно интересно по-
	лучить оценку их работы,
	Б стихах поэта неизбежно проявляется
не только его поэтическое мастерство, не
только ‘его уменье говорить в поэтической
форме о тех или пных ‘явлениях жизни,
но одновременно в них проявляется и ха-
рактер самого порта, ето лич-
ность, ero индивидуальные
человеческне качества.

Bor ночему стихи, предположим, тото же
Пекрасова мы легко можем узнать ереди
сотен других стихов. и. сказать: да, это в
манере Некрасова, это в его характере. Так
мог написать только oH, Некрасов...

То же самое можно сказать о стихах
Маяковского и других крупных поэтов.

Я счел необходимым напомнить 0б этом
по той причине, что некоторым начинаю-
щим ноэтам кажется, будто поэтический
талант — это нечто обособленное от лич-
ности поэта, от его характера. Они дума-
ют, что талант приходит откуда-то’ извне.

Й вот что нередко бывает с такими 10э-
тами. Напишень письмо, к примеру, то-
варищу Н.; «Мол, дорогой товарищ, Ваши
стихи несовершенны, слабы. И слабость
	их в первую очередь заключаетея в том,
	это Бы не сумели внести в них ничего
свежего, ничего своего, ничего такого, что
подмечено в жизни, передумано, перечувет-
вовано именно Вами. Вы используете уже
готовые поэтические ситуации. Вы лишь
пересказываете другими словамн- то; что
прочли у других поэтов. Вам нехватает
тоэтической самобытности.  оригинально-
	пересваевтваете другими словами 10, Gio
поэтической самобытности,  оригинально-
сти». Ит. д. ит. и. Lo

Получив такое письмо, тов. Н. решает.
сразу же, в один присест, стать «самобыт-
ным», «оригинальным», ни в чем не по-
хожим Ha других. Он начинает «изобрэ-
тать» свой собетвенный стиль письма, вы-
думывает самые необычные, неестествен-
ные ситуации, применяет самые сногеши-
бательные образы и т. п.

Вонечно, ничего путного из подобной за-
теи не получается. Получаются фальшь,
гримасничанье, ходульность, игра в мни-
мую оригинальность — не больше.

Товарищ не понимает, что нельзя
искусственно придумать ма-
неру поэтического нисьма,
нельзя искусственно выду-
мать свой поэтический голос.
Нельзя так же, как невозможно вылу-
мать самого себя в иных качествах, чем
те, которые в человеке имеются. Верисе
сказать, выдумать-то себя, может быть, и
можно, но ведь это бу дет не настоящий
человек, а выдуманный, фальшивый.

Поэтический талант не ость нечто само-
довлеющее, не зависимое от личности поэта.
Он органически неразрывно связан со веем
внутренним обликом поэта.

Поэтому-то, например, никак нельзя по-
верить в 10, что малоразвитый, КУЛЬТУРНО.
отсталый человек, человек с ограниченным.
кругозором сможет написать сколько-Ни-
будь значительное поэтическое произведе-
ние, если даже от природы ему и даны
известные  стихотворческие — способности,
Ему но с чем предстать перед .читателем,
нечего сказать ему.

Вот почему, когда начинающим поэтам
(ла и не только начинающим и не только
поэтам) говорят, что им надо учиться, ра-
CTH, совершенетвоваться, то нонимать н
принимать это следует очень серьез-

но и широко.
Нельзя думать так, что учеба начинаю-

шего поэта заключается лишь в усвоении
чисто технических правил стихосложения,

в изучении всевозможных  поэтичеевих
приемов и т. и. Учеба должна быть вее-
сторонней и глубокой. Учась, начинаю-
	щий поэт должен прежде всего расти,
	как человек, как человече-

ская личность.
А это. в свою очередь, достигаетея не
	только, так сказать, в результате книжнои
учебы, но, главным образом, в результате
самого живого, самого активного участия
в жизни. С самого начала поэт обязан го-
товить себя к тому, чтобы стать (не на
словах, а на деле) нередовым чело-
веком своего времени, тлубоко
знающим и понимающим действительность.
На наших глазах, буквально во всех 0об-
ластях жизни, тысячи и миллионы неза-
метных когда-то, простых советских лю-
дей выросли в активных строителей KOM-
мунизма, в руководителей, в работников
государственного маститаба.
	Тем более. х этому нало стремиться на-о
	шим поэтам. Ведь поэт—это носитель
и творец духовной культуры
народа, и он но имеет права быть OT-
	сталым, необразованным, инеактивным.
Во всем этом также заклю-
частся «секрет» поэзии,
	К сожалению, многие начинающие поэ-
	ты все же‘ не понимают этого. Примеров
	А. ЛИПАТОВ, главвыя редактор
	издательства «Молодая гвардия»
	Гюслевоенные годы ознаменовалиеь но-
вым мощным притоком молодых сил в на-

ну литературу. Перед издательствами и
Союзом советских писателей стоит благо-
	родная задача — окружить вниманием dhe
	тературную молодежь, заботливо помогать
ее творческому росту.
	Виктор ВОХМИНЦЕВ
	ервые шаги и поверка жизнью
	многочисленных  несовершенных, незрс-
	лых вешей.
	по сути дела, оборотная сторона казенно-
бюрократического равнодушия.

Известна роль комсомола и комсомоль-
ской печати в воспитании литературной
молодежи. Но вот газета <«Оталинская сме-
на» публикует страницу высказываний
  участников конференции молодых. Один из
них, снисходительно глядя с напечатанного
тут же портрета, заявляет:

«Отделение Союза писателей дало мне
творческую командировку в колхозы обла-
сти. Разговаривая с колхозниками, я п9-
чувствовал, как все-таки беден мой язык,
как мало я знал до сих пор жизнь. Эта
поездка принесла мне громадную пользу.
Надо, чтобы и другле поэты и писатели
постоянно общались с народом»:

Кто же это получил, наконец, долго-
жданную возможность приникнуть 5 живо-
му источнику действительности? А эт0,
оказывается, молодой литератор HK. Aprw-
  хов. но. профессии... колхозный: агроном.

90 не только емешно, но и печально.
Ho ‘чего доволит людей игра в пн-
сателей! Человек всю жизнь живет в кол-
хозе, а для того, чтобы заговорить е кол-
хозниками в литературных целях, он ждал
командировки от Союза писателей...

Ветречаясь е подобными фактами, не-
вольно вепоминаенть слова А. М. Горького;

«...Мололой человек написал книгу,
’ доброжелательные его’ товарищи, прочитав
эту книгу недостаточно внимательно, усерд-
но и громко хвалят, кричат: ах, как та-
лантлив! Окрыленный хвалою, автор загя-
бает хвост на стину, ходит по-земле львом
и, считая, что «все, что мог, он уже со-
вершил», ничему не учится, жаждет даль-
нейних опьянений похвалами. Но его ие-
дели три возносят, а затем влруг и ебросят
се высоты, на которую неожиданно подня-
ли. Обычно оч пе вдумывается, за что его
вознесли, и не понимает, за что свергди.
Отеломленный, обиженный до исетупле-
ния, он пишет кому-нибудь отчаянные
письма, в которых его мелкое самолюбие
обнаруживает его социальную и литератур-
ную малограмотноеть, а также его неснособ-
ность понять глубочайшее значение литз-
ратурной работы в нашей стране, в напгих
условиях».

Как это ни прискорбно, но такие нытики
й жалобщики еще не перевелись на белом
свете, В Челябинске есть такой автор
Петр Сундеев. Он заставил десятки ответ-
ственных учреждений‘ и сотни серьезных
деловых людей ‘разбирать его несправед-
ливые жалобы на «затирание таланта».

Воспитание литературной молодежи в1-
до понимать гораздо шире, чем помощь в
скорейшем напечатании. Прежде веего м)-
лохому автору надо призить способное гь
понимать «глубочайшее значение литера-
турной работы в нашей стране, в наших
условиях». Писателю прежде всего необ-
ходимо быть теено связанным C жизнью
обтдества, с коллективом людей-работников,
людей-творцов. Молодой литератор должен
раньше всего усвоить, что без знания жиз-
ни, без умения глубоко видеть и понимать
ве он никогда не станет настоящим совет-
ским писателем.

ЧЕЛЯБИНСК
	одесь я хотел бы привести один пример.
Я сошлюсь на известное стихотворение Не-
врасова «Несжатая полоса», Содержание
40 TAROBO! наступила поздняя осень, а в.
поле все еще стоит несжатая крестъянская
полоска. Не сжата она потому, что ее хо-
зяин надорвался на работе и тяжко забо-
ел. Вот и все. Это, так, сказать, жизненный
факт, событие, послужившее Некрасову
темой стихотворения.

Я изложил это событие в его основе до-
BOIBHO TOUHO, но в моей передаче оно не
производит ровно никакого впечатления.
Оно кажется даже мелким, незначитель-
ным, обычным. В самом деле, мало ли бы-
10 таких мужиков, которые по болезни не
могли работать в поле?

Почему же в моем изложении событие
НИКОГО Не трогает, никого не может взвол-
новать? А потому, что рассказал я 0 нем
плоскими, обезличенными словами, ничего
не раскрывающими, ничего не говорящими
ни уму, ни сердцу, словами, не панол-
ненными монм собственным чувством,
словами, лишенными поэтического емыела.

В данном случае я это сделал нарочно.
Сделал для того, чтобы показать, Kak
Много зависит от поэта, от того духовного,
поэтического «вклада», который он вносит
в лизненный материал, положенный в ос-
нову произведения.

Теперь посмотрим, как то же событпе
воспринял и передал читателю Некрасов.
	Дт. т.
	Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска ‘одна...
Грустную думу наводит она.
	Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю BBIOTY,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
	Нас, что. ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?»
	Не так давно в Челябинске проходила
областная конберенциия молодых литерато-
рев. В большом зале заседаний облисполко-
ма сидело более ста делегатов от литера-
турных кружков н объединений. Это были
00, весьма различные по возрасту, но
одинаково юные по литературному опы-
TY. А с трибуны, из-за стола президиума,
то и дело неслось в зал:

. Topapnitty писатели!
	При этих словах более  застенчивые
участники конференции конфузливо отво-
дили глаза друг от друга. А более само-
уверенные приосанивалиеь с видом зна-
чительным и одухотворенных.
	В зале сидели и старшие товарищи,
которых несколько лет назад так же сму-
шало и обольщало заветное слово  «нися-
тель». Теперь они уже привыкли к нему.

Обстановка была довольно теплой и
сердечной. Но вдруг некоторые из тех, KTS
уже привык к титулу «писатель», затея-
ли неприличную перепалку, неумеренно
  превознося собственные заслуги и 10-
 срамляя свонх опнояентов. Правда, возбу-
дители склоки получили достойный отпор,
и конференния снова вошла в нормальные
деловые берега. Но этот инцидент наволит
на размынгления.

Откуда у молодых литераторов, вырос-
тих в нашей советской среде. это зазнай-
ство, эта боязнь за свой стул у стола ли-
тературы? Невольно закрадываетея’ подо-
зрение, что такой человек пепрочно чув-
ствует себя на этом стуле, сознавая в тай-
никах души, что слишком уж дешево за-
работал право занимать ето. Иначе откуда
ке столь ярая популяризация своих весьма
скромных достижений и столь болезненное
“отношение к малейшему критическому за-
мечанию?

Еще недавно этот литератор краснел от
похвал, внимательно выслушивал друже-
ские советы и весело смотрел вперед. Что
же с ним произошло? Ответ прост: чело-
век начал терять почву под ногами, осла-
бил свой связи с жизнью, с той питатель-
ной средой, готорая взрастила его. Поэто-
му пошли и творческие неудачи.

В чисте зачинциков «баталии» на челя-
	бинцекой комференции был поэт Михаил
Львов. Когла-то он был тесно связан с
жизнью южноуральских заролов и Н089-
	строек. В тоды Отечественной войны про-
шел большой путь с Уральским доброволь-
ческим танковым корпусом. Героика труда
ин босвые подвиги уральцев питали молодо-
то поэта, и он писал неплохие стихи. Его
приняли в Союз писателей; авторы. кри-
тических статей © понятной радостью го-
ворили 06 удачах поэта, K сожалению,
не сочтя при этом нужным сказать о не-
достатках его стихов.

Труз первых похвал оказался непосиль-
пым для М. dpsopa; справедливое при-
знание своих поэтических способностей он
счел неким постоянным патентом на твор-.
ческую непогрешимость и перестал вос-
принимать какую бы то ни было критику
им написанного В 1946 тоду он, на-
пример, пыталея издать полное собрание
сочинений, включив в него даже раздел,
озаглавленный «Ранние стихи». Товарищи
е немалым трудом доказали поэту, что
ему еще рано возноситься. в классики и.
что его сборник должен быть очищен от.

Нужно прямо сказать, что болезненно
` настороженное отнощение к критике, но-
`сомненио.  затрулнило творческий рост
	поэта. 0 новой поэме, которую он сейчас
заканчивает, говорить еще рано. Но на
протяжении пяти лет, прошедших ноеле
выхода помянутого сборника, OH BBICTY-
пал в печати редко и чаще всего с весь-
ма незначительными стихами. Теперь, ра-
ботая над поэмой, посвященной индуетри-
альному Уралу, М. Львов много ездил по
краю, изучал новые явления в его жизни,
и хочется ипадеяться, что это положитель-
но скакетса на поэме.
	эже многие годы в Челябинске‘ живет
Александр Гольдберг. Во время войны он
работал на траурном заводе. Писал для
многотиражки стихотворения, эпиграммы,
	фельетоны и лозунги. Его’ стихи помогали
	рабочим. Шоэта на заволе знали ‘и уважа-

ли. И все, что есть у него хорошего. было
создано именно в те годы. Однако вскере
А. Гольдберг решил, чте ему зазорно хохить
в заводеких поэтах. Он’ бросил работу ин
прекратил всякую связь с коллективом.

Поэт подрубил сук, на котором сидел.

Запланированные шедевры. не ‘состоялись,
ожидаемая слава не пришла. И вот moor
  ходит но редакциям, издательствам, радио-
комитетам, шумит, скандалит, старается
пристроить скороепелые вирши,  нприено-
собленные к той или иной дате...
  Еще многие из молодых челябинских ли-
тераторов мелко видят жизнь, узко ее по-
нимают. Они живут в крае, который все
более” преображается и расцветает у всей
страны на глазах. Каждый год социалисти-
ческое соревнование рождает новых и HO-
вых героев Южного Урала. А в произве-
‘дениях молодых челябинцев пока не созла-
но сколько-нибудь значительного образа
человека труда. Молодые литераторы в
большинстве случаев заселлют свои про-
изведения ‘горами, озерами, машинами,
гайками, трубами, башенными кранами.
_^ Часто мы слишком торопимся называть
начинающего литератора писателем. Преж-
девременная профессионализация. поспеш-
ный отрыв от взрастившей среды. ослабле-
ние прямых, непосредственных связей с
произволетвенной жизнью неизбежно при-
водит начинающих писателей к творчееко-
му оскудению. Кое-как обучившись лите-
ратурному ремеслу, начинающий литера-
тор вдруг замечает, что ему не о чем ни-
сать. И начинает придумывать
жизнь, сидя за письменным столом.

О воспитании литературной молодежи у
нас говорят и пишут часто и мною. Наци.
журналы, издательства, отделения Союза.
ииеателей в большинстве случаев умеют
помогать молодым авторам в доработке
произведений. Не будет преувеличением
сказать, что именно в результате влумчи-
вой доработки появилось немало хороших
новых книг. Но воспитание молодого
литератора надо понимать шире,

В разговорах. в газетных и журнальных
статьях 0 молодых у нас еще нередко чут-
кость подменяют чуветвительностью. Вме-
сто прямой и честной оненки, продиктован-
ной заботой о дальнейшем росте и развитии
молотого писателя. пускаются в хол умиле-

ние и пустое славословие. этот кампаней-
	  CRU
	энтузиазм в отношении В молодым,
		начале этих заметок я уже говорил
0 TOM, что «секрет» ноэтического творче-
ства поэт может открыть только сам и
  притом в самом себе. .
Открыть «секрет» поэзии — это значит
` определить свое место в ней, понять, что
  именно ты можешь сделать в поэзии и ка-
кими поэтическими средствами для этого
располагаешь, уметь использовать эти
средетва с максимальным результатом.

Но и это далеко еще не все. Даже в
пределах поэзии, создаваемой одним и тем
же человеком, нельзя пользоваться одним
и тем же «секретом», открытым разои на-
всегда. В каждом отдельном произведении
поэта (если, конечно, это произведение по-
настоящему талантливо) заключен уже
свой особый «секрет».

Я говорил здесь о «секрете» стихотворе-
ния Некрасова «Несжатая полоса». Стихо-
творение это, оставаясь целиком «некра-
совским», т. е, будучи написанным Tas,
как мог написать только Некрасов, а не
`ЕТО-ЛИбо другой, в то же время отличает-
  ся от всех других его стихов и, в чаетно-
сти, скажем, от стихотворения «Тройка».
В этом послелнем заложен уже другой.
«секрет» — тоже некрабсовекий, но все же
другой, обусловленный тем, что Некрасов
имел здесь дело с другим жизненным ма-
териалом и потому должен был найти
другой способ выражения cro, найти
другие словесные краски и интонация.

Этим самым я хочу сказать, что поэт
все время должен двигаться вперед, нахо-
дить в06 новые и новые способы отображе-
ния действительности, обогащать ноэзитю
псе новыми и новыми поэтическими наход-
ками, открывать все новые и новые «ее-
креты» поэзии. И только в таком случае
его стихи будут разнообразными, само-
‘бытными, по-настоящему хорошими,
_ Но, повторяю, что человек может  10-
етигнуть этого лишь при условии, еели он,
во-первых, обладает поэтическими ‘с10соб-
ностями, если он тесно связан с жизнью,
если он обладает необходимым количеством
знаний и работает не велепую, а твердо
знает, что он должен сделать и как
сделать,

}

С первых же строк вас берет за. сердце.
какая-то щемящая боль, хотя вы вначале,
может быть, даже и не знаете, для чего
поэт начал свой разговор. Вас охватывает
жалость к этой одинокой крестьянской по-
лоске, которую и буря бьет, и заяц. тончет,
и птицы разоряют...

И чем дальше вы читаете, тем все ощу-
тимей, все ярче встает перед вами. образ
русского мужика, задавленного нуждой и
непосильной работой, и не только образ
данного конкретного мужика, о котором го-
воритея в стихотворении, но и образ всех
подобных ему, образ всей тогдашней де-
ревни — подневольной, нищей,  pasopeH-
ной, темной. Вы чувствуете и понимаете,
4т0 несжатая полоса — это не просто по-
10Ca, во-время не убранная хозяином, а сим-.
вол народного горя, бесправия, угнетения.
И в вашем сердце возникает гневный про-
тест против поработителей народа,

Все эти чувства (боль, жалость, гнев)
Зозникают сами по себе, хоти прямого
призыва к ним в стихотворении совершен-
но не содержится, /

В чем же тогда дело? Почему простой,
обычный жизненный факт приобрел в пе-
редаче Некрасова такую большую силу,
такое глубокое обобщающее значение?

‚ Дело в том, что Некрасов за этим, каза-
10сь бы, рядовым, незначительным фактом
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	10 марта 1951 г.