КО ВТОРОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СОВЕШАНИЮ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
	Ю. ЗБАНАЦКИЙ, М. ШЕРЕМЕТ
	Пожалуй, никогда еще, за все время
своего существования, украинская  плите-
ратура не знала такого буйного притока
молодых творческих сил, как в послевоен-
ные годы. За это время в (Союз писателей
Украины членами и кандидатами принято
60 литераторов, чьи произведения выпу-
шены впервые и чьи книги получили уже
читательское признание, Только в изда-
тельстве  «Радаянський письменник» В
1948-—1950 тг. вышло из печати 48 книг
молодых писателей. Наряду © книгами
писателей старшего поколения Сталински-
ми премиями отмечены пять романов и
повестей молодых писателей: первые про-
	изведения А. Гончара, В. Некрасова,
В. Попова, В. Добровольского, И. Рябо-
Katy.
	Работа с молодыми писателями стала
кровным делом всего писательского кол-
лектива Украины. Оправдали себя но-
вые формы работы с молодыми. Характер-
но, что большинство ‘молодых товарищей
приигло в литературу не самотеком, не
«в одиночку», а из творческих групи, из
литературных объединений.
	Большую пользу приносит проведение
областных литературных. совещаний и те-
матических конференций. Несколько меся-
цев тому назад в Херсоне работала на
протяжении четырех дней конференция
писателей юга Украины, имевшая пелью
привлечь творческое внимание молодых
литераторов к великим стройкам  комму-
низма. Присутствовало 50 писателей, жи-
вущих в районе будущей трассы Южно-
Украинского качала и Каховекой гилро-
электростанции. Участники совещания
ретречалиеь е разведлывателями и первыми
строителями Каховского гидроузла,
	На протяжении года в столичном клубе
писателей были проведены творческие
отчеты двадцати двух одаренных  прозая-
ков и поэтов, вызванных в Киев комиеси-
ей по работе с молодыми авторами,

Громадный лоток рукописей  начинаю-
щих авторов прошел через «кабинет моло-
дого автора». В рецензировании  ру-
кописей, в устной и письменной кон-
сультации принимала участие группа пи-
сателей и критиков. П. Тычина, М. Рыль-
ский, В. Сосюра, И. Кочерга, А. Малыш-
ко, 0. Смолич поддерживают постоянную
творческую дружбу с молодыми авторами,
уделяя им много времени и труда. Нок
этой важной работе хотелось бы при-
	влечь внимание еще большего количества
мастеров.
	Церечисленные формы работы с моло-
дыми далеко не исчерпывают всех воз-
можностей, которыз следует практиковать
Союзу писателей в непрестанной заботе о
росте писательских кадров, о повышении
HX литературного мастерства. По прове-
	денная расота, как увидим, уже дала свои
положительные результаты.

Украинская = литература опар РО
	е праиневая литература справедливо
горлитея своей молодой прозой. Только за
последние. два гола из печати вышло
	Фо книг молодых прозаиков.
	Областная писательская организация
и литературная молодежь
	Воспитание молодых писателей, подготовка новых ‚литера-
турных кадров — дело большой государственной важности,
ибо в нашей стране художник слова  являетея носителем
и пропагандистом передового мировоззрения, передовых идеа-
лов советского народа. Областная писательская организация
это — главный опорный пункт, основное звено, определяющее
успех подготовки новых ‘литературных кадров.

В колхозах, на фабриках и заводах, на строительствах,
в учреждениях, в редакциях газет значительное число начи-
нающих и молодых литераторов пробует найти себя в литера-
туре. Они работают в стентазетах, в кружках самодеятельно-
сти, выступают и пишут для клубной сцены, печатаютея в
многотиражках. организуют литературные кружки, группы.

Областная писательская организация, естественно, не хол-
жна подменять местные профеоюзные и комсомольевне органи-
зации в их руководстве культурчо-проеветительной работой.
Но на обязанности отделений CCH лежат творчеекая консуль-
тация, рекомендация руководителей для наиболее сильных ли-
тературных групи, отбор наиболее даровитой молодежи в целях
привлечения ее к более систематическому литературному труду
И продвижению в местную печать.
	Однако в иных областях и городах местные профсоюзы BH-
лят в руководстве литературными кружками и группами лишь
обузу для себя и стремятся переложить на отделения СС не
только все творческое, но и организационное руководство мо-
лодыми писателями. Например, в Ростове-на-Дону местное от-
деление ССП СССР выделило руководителем литгрупны на
заводе Ростсельмаш поэта А. Гарнакерьяна, который не сумел
возглавить эту работу. В результате литгрунпа фактически
прекратила свое существование. Однако заводской комитет
и комсомольская организация, определив конкретного «винов-
ника», решительно ничего не предприняли, чтобы возобновить
двятельность литгруппы, считая, что эту задачу целиком сле-
дует решать отлелению Сотоза писателей.
	Б то же время хорошие, активно действующие литератур-
ные объединения, труппы и кружки, как правило, созданы
совместной заботой общественных организаций и местных пи-
сателей-профессионалов. Укажем для примера  литгруппы
в Кемерове (Кузбасс) и в Сучане (Дальний Восток) или имло-
дотворно работающий уже много лет кружок при многотиражке
Уральского завода им. Сталина в Нижнем Тагиле.
	Неразбериха в распределении обязанностей между ортаниза-
циями, которые. должны выявлять и растить новые литератур
ные кадры, весьма пагубно сказывается на объединении и вос-
питании молодых писательских сил. Необходимо установить
деловой контакт между профсоюзными и комсомольскими орга-
низациями, с олной стороны, и отделением Союза писателей —
с другой, и добитьея четкой координации их лействий.
	В сегодняшнем номере «Литературной газеты» печатаются
письма из Ростова-на-Дону. Следует сказать, что многие из
отмеченных в этих письмах недостатков воспитательной работы
с литературной молодежью  порождены тем, что у местной
писательской организации слишком еще слабы связи с обкомом
ВЛКСМ. с Облирофеоветом. с редакцией газеты «Молот» и даже
с областным книгоиздательством. З результате дело воспита-
ния литературной смены в значительной стенени  передове-
рено самим молодым. Налицо также педопустимый разрыв ме-
жду основным ядром ростовских писателей, среди которых пи-
роко известны читателям веей нашей страны имена М. Соко-
лова, В. Закруткипа, Г. Шолохова-Синявского. И. Василенко,
Д. Петрова-Бирюка, П. Никитина и др, и писательской
молодежью, которая растет в области. Воспитание молодых пи-
сателей требует системы, постоянной заботы о молодых, серь-
езной, налаженной теоретической и политической учебы.
	Одним из центров, организующим и воспитывающим наибо-
лее способных молодых литераторов B прецессе практической
деловой работы нал их произведениями, могут стать. журнал
или альманах, издаваемые писательскими организаниями во
многих областях. Олнако практически многие альманахи плохо
работают с молодыми. Например, альманах «Север» (Архан-
тельск) ведет тихое и безмятежное существование, работая по
принципу — «что написано писателем постарше, то и по-
лучше». Никакой организации материала молодых. направле-
ния их творческих интересов на жизненно важные темы
	в альманахе — нет. В том же Архангельске и областное изда-
тельство за последние пять лет работы ‘не может похвастать
книжками молодых. Ни один мололой литератор ие предета-
вляет Архангельск на совещании. А ведь в ©вое время именно
в Архангельске выросли поэт А. Яшин, прозаик И. Меныни-
ков; учаетник 1-го совещания, молодых, архангельский детекий
писатель Е. Коковин был премирован на конкурсе  детекой
литературы в 1949 г. за книгу «Дететво в Соломбале».

0 том, какие плоды лает налаженная систематическая работа
с молодыми там, где местные организации действуют не ка-
ждая сама по себе, а в деловом сдинетве, говорит пример
Хабаровского отделения (отв. секретарь тов. Н. Рогаль). Пиеа-
тельекая организация принимает активное участие в обще-
ственной жизни края. Журнал «Дальний Восток» (ред. А. При-
	вин) собирает вокруг себя писателей Чукотки, Камчатки,
Читы. Пркутека. Многие писатели, чьи имена известны за
пределами края, -—— такие, как Н. Задорнов, А. Пришвин.
	Ю. Шестакова, С. Тельканов, могут рассказать о той заботе,
творческом интересе, которые проявил к ним в период их твор-
ческого становления краевой журнал.

Хорошие результаты работы с молодыми показали и област-
ныв организации Ёрыма, Иркутска, Новосибирска и Читы.
Даже в Туле, где пока еще нет ни одного члена Союза писате-
лей, при издательстве существует литгруппа, которая успешно
работает и ежегодно издает альманах, тогда как Ростов, где
около 20 членов Союза писателей, за 1950 год выпустил лить.
две книги альманаха.

Слабая связь с общественными организациями, как правило,
характеризуется одновременно слабой внутренней  организа-
цией областного отделения. Вот, например, в Горьком моло-
дые писатели мало участвуют в общественной жизни области.
Недавно, например, проходило совещание новаторов производ-
ства области, но никто из писательской молодежи им даже
ий He поинтересовался. В то же время известен пример
Московекой области, где областные партийные и советские
организации радушно приглапгают писателей на такие важные
совещания, которые обогалцают художников слова новыми жиз-
ненными материалами.

Слабое участие в общественной жизни области дает печаль-
ные последствия: молодой писатель отрывается от жизни,
замыкается в кругу узкопрофессиональных интересов, начи-
нает перепевать чужие мотивы, подражает ходким литературным
образцам. В то время как на заводах и колхозных полях нова-
торы производства творят чудеса, — некоторые литераторлы,
подобно Денису Кирию из Краснодара, сидят и пишут о дальних
странах, в которых они никогда не были и о которых никакого
предетавлення не иметот.

В Буйбышеве, куда уже со всех концов страны писатели едут
в командировки, местные молодые литераторы еще не удосужи-
лись выехать на строительство величайшей нашей гидроэлек-
тростанции. .

Задача ‚областных писательских организаций — вести борьбу
© подобными явлениями. В этой связи не лишне напомнить
слова В. Маяковского: «Сейчас все пишут п очень недурно. Ты
скажи, сделал ли ты из своих стихов или пытался сделать ору-
жие класса, оружие революции?»

Crapoe понятие «провинциальной литературы»  отжило
свой век. Для него нет места в советской литературе. Если
дореволюционная русская литература была в основном литера-
турой Петрограда и Москвы, то могучую советскую литературу
В этом отношении отличает замечательная качественная 060-
бенность — это литература, творцами которой являются в рав-
ной мере литераторы всех братских советских республик
и областей. Именно областные писательские организации дали
нашей литературе таких писателей, как В. Ажаев, С. Бабаев-
ский, И. Василенко, А. Волошин, К. Седых и др. Эти пиезтели
вошли в первую ‘шеренгу писателей Советского Союза именно
потому, что сумели талантливо рассказать о жизни родного края.
	В: котором, как. и по всей советекой земле, творится великое
	CTPQRTCABCTBO Коммунизма.

Молодые писатели должны знать, что, только изучая пре-
красную героическую советскую действительность, добиваясь
ев полноценного воплощения в своих произведениях, они, смо-
гут утвердить себя творчески, вырасти в подлинных худож-
		ЧОВЫЕ ИМЕНА
	Книга Михаила Чабанивекого «Свежий
пласт» рассказывает 0  строительетве
новой жизни в странах народной демокра-
тии — Румынии и Болгарии. Иван Гай-
даенко, бывший моряк, ‹ побывал во мно-
гих портах мира и написал интерееную
книгу путевых очерков и рассказов.
	№ сожалению, в перечне новых книг
все еще слишком мало произведений, по-
казывающих рабочий класе Советской
Украины.

Наиболее значительным произведением в.
этом плане остается пока роман Владимира
Попова «Сталь и шлак», изданный два c
лишним года тому назад и снискавший
большую популярность среди советских чи-
тателей, Законным вниманием пользуется
книга  криворожекого писателя Дмитрия.
Ткача «Племя сильных». Сейчае этот пи-
сатель выступил с новой книгой «Очерел-
ное задание», где продолжает знакомить
читателей с замечательными новаторами
индустриального Криворожья.

Борьбе донецких шахтеров за дальней-

mal технический прогрессе и внедрение.

новых методов труда посвящены повесть
А. Ярмаля «На копрах загоратотея звез-
ды», №. Суханцева «Шахта Гремучая»,
П. Никулина «Не задерживаться в пути».
Героика восстановления Донбасса состав-
ляет главную тему рассказов Ю. Черного,
А. Нонова и других донецких прозаиков.

В городе Николаеве — на родине ко-
раблестроевня — с первыми талантливы-
ми рассказами выступили молодые проза-
ики А. Сизоненко и М. Божаткин. Инже-
неры по профессии, они со знанием дела
рассказывают читателям о жизни рабочих
и технической интеллигенции. В Днепро-
петровске живет.и работает инженер-пу-
teen MH. Bosom. Его повесть «На сталь-
ных путях» опубликована в журнале
«Дншро».

Более широко показали молодые писатс-
ли Украины колхозное строительство.

Бееобщее признание приобрела книга
очерков И. Волошина «Сады цветут» — о
трактористах и комбайнерах, мичурипцах
и агропомах.

_ В первой повести Ивана Кушко «Па-
дежное слово» улачен портрет’ секретаря
сельского райкома партии.

В Днепропетровске над книгой, ставя-
щей важную проблему обводнения засуш-
ливых степей Украины, работает Сергей
	Завгородний.
Николай Зарудный в повести «Mon
земляки» коснулся ряда важных вопро-
	COB колхозного строительства, HO, к сожа-
лению, он липть поверхностно фиксировал
виденное, не делая художественных 06б00-
щений, пе типизируя явления.
	Наряду с прозой значительно выросла
и украинская молодая поэзия. Стихи и
сборники молодых поэтов посвящены

борьбе за мир, сталинской дружбе вари:
дов, темам труда.
	Молодой поэт Ярослав Шпорта выпустил
в 1950 году яркую книгу стихов «Иран-
ская тетрадь». Гневными и страстными
строками ‘клеймит он американо-англий-
скихотволонизаторов, показывает пробуж:
дение   угнетенных восточных ^ народов.
	стойкость и мужество коммунистов в борь-
бе за освобождение.

С повыми. сатирическими стихами про-
тив международной реакции и поджигате-
лей войны успешно выступает Дмитрий
Белоуе во второй своей книге «Лоброго
здоровья!». Заметно вырос молодой харь-
ковекий поэт Владимир Федоров; он выету-
пил в журнале «Новый мир» с циклом ори-
гинальных стихотворений, обративших на
себя внимание. Все чаще печаталютея сти-
хи молодых поэтов П. Бибы, М. Гирныка,
И. Рядченка, Д. Луценка, И. Цинков-
ского, В. Ладыжда, П. Ребра, В. Пельмаяя.
	Борис Степанюк в книге стихов «Бьют
куранты» опубликовал интересную поэму
«Аленушка». Герой поэмы — передовая ле-
вушка нашего времени, в. нелавнем про-
	лепость, которая рассмешит и рассердит
читателей.

Дело, конечно, не в этом юноше и не
в головной боли, дело в том, что порой чи-
татели смеются или возмущаются, читля
описания мыелей или чуветв, не знакомых
автору. Плохо, когда писатель хочет пока-
зать мир, которого он не видит. Некоторые
критики любят упрекать того или иного
автора за то, что в его романе многое 07-_
вутствует; они составляют свособразный
инвентарь: чего нет в книге. Прочитав та-
кие статьи, можно подумать, что писатели—
люди исключительно рассеянные и легко-
мысленные; они не только теряют очки
или трубку, но, садясь писать роман, за-
бывают включить в него самое существен-
ное. Между тем у каждого автора есть не
только потолок, у него есть и стены. Когла
же писатель. прислушиваясь к недалеким
вритикам, начинает описывать то, что ему
внутренне чуждо и непонятно, в хорошем
романе оказываются. страницы, которые
Читатель с досалой перелистывает, говоря:
«Это ему не удалось»...

Вряд ли нужно теперь доказывать, что
писатель, отъединяясь от общества. обре-
вает себя на бесплодие, на смерть. Это по-
нятно каждому советскому человеку. Олин
Французский критик нытался доказать, что
писатель может создавать книги на необи-
таемом острове; он приволил в пример Мар-
селя Пруста, который написал цикл рома-
NOB, замкнувшиеь в комнате с пробковыми
звуконенроницаемыми стенами.  Олнако
Марсель Прует до того, как он заперся в
пробковой комнате, жил жизнью своего об-
щества, ему было, таким образом, что
описать.

Связь писателя е обществом не может
быть пассивной: наблюлатв мало, нужно
участвовать в жизни. Для молодого автора
нет ничего опаснее ранней професснонали-
зации, которая отдаляет его от сверстни-
вов, от их будней, от их работы, Вспомним,
как долго учился в «университетах» жиз.
пи Максим Горький, вепомним, сколько ла-
ли Чехову годы врачебной практики, Вряд
ли кого-нибуль удивит, что лучшие книги
0 минувшей войне, как «В окопах Сталин-
грала» или «Звезла», написаны ЛЮДЬМИ,
воторые были па фронте ие наблюдателя-
ми, а солдатами,

В былое время в России литература не
была лостоянием многих, а тем более веех.
Простые люди не знали имен многих хо-

роших писателей, между тем сами ЭТИ
	писатели хорошо знали жизнь простых
	шлом партизанка, а сейчас агроном и ле-

сомелиоратор, преобразующая природу на
одном из участков, где осуществляется

великий сталинский план.
	Рабочей тематике, сталеварам и горно-
вым индустриального — Днепродзержинека
отлает свое поэтическое внимание молодой
поэт Федор Исаев в книге «Приднепровье»,
Сила молодости звучит в его лучших сли-
хах, по поэту еше следует много порабо-
тать над культурой стиха. На более вы-
соком поэтическом уровне стоят первые
книги лонецких поэтов Владимира Трухз-
нова и Расилия Горяинова.
	в литературу
Хоменко. Лю-
	В 1950 roxy пришли
молодые поэтессы Надежда
	`‘бовь Забмита. Параскева Амбросий и Еф-
	росиния Карпенко. Все они прочно свя-
заны © жизнью народа и этой жизни по-
свяпталот свое творчество.
	Падежда Аоменко воспевает людей тру-
да, колхозников и колхозниц своей родной
Полтавщины. У нее мягкий лирический
голос, умение рисовать пейзаж.

Хорошо заявила о себе первым сборни-
ком стихов Любовь Забашта. Героями ев
произведений . являются  кораблестроители
Днепровского затона, моряки, работницы,
Автору нужно избавиться от некоторой
декларативности и риторики, 8 также от
злоупотребления техницизмами.

На иной основе расцветает творчество
народных, колхозных поэтесе Параскевы
Амбросий и Ефросинии Карпенко. Источ-
ником их поэзии является радостный
колхозный труд, & своеобразие таланта
подкрепляется богатством народной песни,
фольклором.

Творчество ЕВ. Карпенко и П. Амбросий,
как и других колхозных писательниц, —
яркое свидетельство расцвета духовных
сил советского народа.
	Заметно растут молодые поэты  запад-
ных областей Украины. Со второй книгой
	стихотворении выступил  ЛЬвВовский 1097
Ростислав Братунь. Лучшие его стихи
согреты любовью х вождю народов
	товарищу Сталину, к великой братской
России, русскому народу.

Поставленные на сменах украинских
театров пьесы начинающих драматургов
завоевали по праву внимание многих ты-
сяч зрителей. Назовем Евгения Иравчен-
ко — молодого драматурга, выступившего
в послевоенные годы с рядом одноактных
пьес, асейчае автора комедий «Помсомоль-
ская линия» и «Республиканские шефы».
	Черновцах живет и работает  драма-
тург Зиновий Прокопенко. С болылих
успехом прошла в театрах его пъеса «Ве-
сенний поток». Петр Дубенекий написал
волнующую пьесу для юных зрителей
«Непокоренная полтавчанка». Винницкий
областной театр поставил пьесу молодого
драматурга Николая Зарудного «Весна»—
о передовых людях Винницкой области.

Продуктивно работают на Украцне мо-
лолые прозаики и поэты, пишущие лля
детей. Следует. отметить большую mony-,
лярность поэтессы Марии Познанекой. №
поэма «В колхозе «Перемога» переведена
	на русский язык. Новые книги полготови-
ли к Печати молодой поэт РВоглан Чалый,
поэтесса В. Дрозд, прозаик Л. Кравец.
	Хуже обстоит у нас на Украине с кад:
рами молодых критиков. Их очень мало. и
	YMaerca, что виноваты В Этом больше
всего редакции журналов, которые слиш-
Ком нерешительны в привлечении и в06-
	питании литературной молодежи, рабо-
тающей в области критики.

Булущее нашей литературы  приналле-
	жит молодежи. Тем большим вниманием и
любовью следует окружить подрастающее
талантливое литературное пополнение, 19-
могая ему учиться и есвершенетвовать ма-
стеретво, справедливо указывая на недо
статки, заставляя не усповайраться Ha
	LOCTHEUY TOM.

Ряд интересных произведений посвящен.
историческому событию воссоединения всех
украинских земель в единой Советегой
	социалистической державе и строитель-

ству социализма в мололых советских 0б-
лаетях.

В числе этих книг на первое место еле-
лует поставить трилогию Степана Черно-
бривца «Освобожденная земля».

Обратил na себя внимание уже первой
своей повестью «В Курляндеком котле»
Павел Автомонов. Новая его повесть «Кез
межи» рассказывает о молодых колхозни-
ках Львовской области, об их делах и меч-
тах.

Первые книги рассказов и новелл из.
жизни запалных областей Украины и Бу-
ковины выпустили молодые  прозаики
Анатолий Хорунжий  («Буковинские рае-
	сказы»), Виталий Петлеванный («Лвее»),
Михаил Томчаний («Шелковая трава»).
	MOMHOCTHIO CTO NOHATh, а последнее связано
с биографией писателя.
	Разумеется, писатель не может пережить
все то, что он описывает, все то, что пере-
жили и переживают его герои. Но nuca-
толь должен пережить нечто, позволяющее
ему понять переживания героев. У него
должен быть ключ к чужому сердцу. У од-
них авторов таких ключей много, у других
меньше, но не было и не может быть пи-

сателя с полной связкой ключей, как бы
велик он ни быт.
	Мне могут возразить: «Когда происхо-
дили события, описанные в «Войне и ми-
ре», Толстого еще не было на свете». Это
звучит убедительно, но в этом только
внешняя правда. Я думаю, что Толетой не
смог бы с такой силой показать Отечест-
венную войну, если бы он не был офипе-
ром-артиллеристом в Севастополе. Ска-
жут — то были разные войны, Бесспорно.
Различными были те войны и по содер:ка-
нию и по форме. Но Толстой узнал, что
такое страх и мужество, что такое повсе-
дневная близость смерти, что такое битва.
	это помогло ему сделать исторический ро-
Ман живым.
	На ЕП полка приезжает писатель с
блокнотом, он хочет понять. что такое
	преодоление страха, он допрашивает сол-
лата Зайцева, который накануне привел
«языка». Зайцев излагает все, как было
(вернее, как это описано в ДИВиЗиоНной
газете). Если бы Зайцев мог целиком вос-
стаповить все, что произошло в ето голо-
ве и в его сердце от той минуты, когда
и выполз из окопа, до той, когда его
поздравлял майор, Зайцев был бы уже
наполовину писателем. Восстановить ду-
шевный ‘мир Зайцева по смутным разроз-
пенным признаниям легко и нелегко —
длЯ этого надо обладать ключом.
	Простите за один не слишком серъез-
НЫ, па. бо се а.
	ини пример, №0 мне однажды  при-
шел. молодой автор. У меня болела
голова, и я искал тюбик пирамито-
	на. Юдва я успел проглотить таблетку,
как юноша спросил: «Прошло?» Уходя,
оп попросил разрешения задать мне вопрос:
«Скажите, это очень больно, когда олова
болит?» Оказалось, что у пего никогла ие
болела голова, Это, конечно, хорошо п это-
му можно позавидовать, но прелетавьте
себе, что в эту никогда не боловшую  го-
лову придет сумасшелшая мыель описать
головную боль. Автор или спишет песколь-
	BO стров из чужой книги, или сочинит не-
	rhEPE I COBELAHWUEM
	15 марта в Москве, в Доме культуры! из Абхазии, А. Волков из Марийской   представители комсомольских организаций.
«Правлы», откроется второе Всесоюзное АССР, Ю. Левитанский из Иркутска, После пленарных заседаний на совеща-

совещание молодых писателей, В его ра-  группа писателей из Ростова-на-Дону и нии начнут работать семинары прозы,
Bote nouweur vuactue IRR wananuy anrannn   sata pra wee
	её ЗУД ЛЬ < А, ай С ТР 92 Е о а а: сы EIRENE AN   КА поэзии, драматургии, критики, детской ли-
Вчера в Москву прибыли первые участ- На совешание приглашены в качестве тературы, сатиры и юмора, на которых бу-
ники совещания — К. Джармагаметов и  гостей виднейшие прозаики, поэты, дра-  дет проведен творческий разбор произве-

Х. Ергалиев из Казахстана, Х. Каримов и матурги, критики, литературоведы, работ-  дений молодых писателей-—участников со-

и

Илья ЭРЕНБУРГ
	К. Наими из Таджикистана, Е. Курдиани
^^^ ^^ ЬЩ^^ЩШЙ
	MCOTt
	ники периодической печати и издательств,
	Day
	тлянув им даже в глаза, и годами он жи-
вет судьбой других людей, их удачами,
ошибками, взлетом, падением.

Для того, чтобы понять это свойство
писателя, достаточно присмотретьея к чи-
тателям. Ведь чтение тоже творчество, и
читатель неизменно пополняет роман.
Помню одну из читательских конференций
о «Буре». Студенты и студентки читали
затотовленные заранее рецензии, они ста-
рались походить на профессиональных кри-
тнков и говорили не столько о «Буре»,
сколько о литературе, посвященной «Бу-
ре». Когда конференция кончилась, нача-
лась оживленная беседа; две девунгки спо-
или о герое романа. Одна говорила: «Как
я хотела бы встретить в жизни такого ча-
ловека, как Сергей». Другая возражала:
«Не понимаю, что тебе в пем нравится?
Ничтожество. Тряпка». Это были сверст-
ницы, девушки, получившие сходное вос-
питание, придерживающиеся одного миро-
воззрения. Каждая из них дополнила текст
романа своей фантазией, своим сердечным
опытом, чертами, вытекающими из харак-
тера. Так родились два Сергея, не похожие
олин на другого, .

Представьте, что к этим девушкам по-
дойдут два писателя. Вряд ли КАЖЛЫЙ из
них поймет обеих. У писателя есть свой
характер, свой жизненный опыт, своя фан-
тазия; они предопределяют выбор героев.
Наблюдательность писателя это не умение
регистрировать события, характеры, кон@-
ивы, это дар сопереживания, Обычно,
говоря 0 том, что писатель учится, имеют
в виду усвоение литературного мастерства.
Слов нет, научиться писать трудно, Но
можно хорошо писать и не стать писате-
лем. Писатель формируется не только за
письменным столом, он формируется в га-
мом пекле жизни, ибо описанию страстей
должны предшествовать страсти,

Конечно, путешествия дают много писа-
телю, как они дают много любому чело-
веку. Естественно, что писатель, который
готовит или пишет роман, может поехать
в далекий город или па строительство, или
в деревню, чтобы проверить те или иные
особенности быта, дегали обстановки, фон
изображаемой им драмы. Но наивно рае-
считывать, что роман подвернетея пол
руку, что автор сможет где-нибудь на ло-
роге подобрать плею кпиги. Можно пойти
В лес за грибами, трудно представить себе
экскурсию, посвященную сбору человечв-
ских страстей. Чтобы найти героя. мало
	с ним встретиться, нужно обладать воз-
	людей, ибо ло 30, а то и ло 40 лет np
нуждены были зарабатывать хлеб  веем
чем угодно, только не литературой, у каж-
loro из них Gola nozat полатли пил.
	AU И ВИХ ODI Нозади десяток профес-
сий. Все наши читатели хорошо знают
наших писателей, но, скажем прямо, к с0-
жалению, Be Bee наши писатели знают
	подлинную жизнь евойх читателей.

Меня иногла спрашивают: «С кого вы
писали Мало?» Или: «Как звали в дейет-
вительности Сергея Влахова?» Пеквоторые
читатели думают, что писатель бродит по
миру в поиеках героя и, паконен, найдя
его, выводит его в книге пол настоящим
именем или вымышленным. Между тех
герои романа обычно рожлаютея в голове,
в сердце писателя. Герой это сплав. Hy:
но увидеть одну девушку или сто, чтобы со-
здать Мало, но этих встреч мало-—в епла-
ву автор должен добавить нечто от сейя,

Глаз писателя можно приравнять к рент-
теновским лучам’ он проникает глубото
внутрь, позволяет увилеть человека как
бы насквозь, Все же даже при таком cypo-
	свечивании» часть душевного мира героев
остается необслелованной, Автор о многом
догадывается, основываяеь на своем опыте,
и он неизбежно приинеывает героям неко-
торые из своих затаенных чуветв,

Иные исследователи утверждали, 910
газетнов. сообщение 0 самоубийстве моло-
дой женшины  подеказало Толетому _ идею
«Анны Карепиной», Возможно. что эми
предноложения обоснованы, однако они Ke
объяеняют главнога — глубины и жизнен-
пости героини. Пас потрясает в «Анне Ка-
рениной» изображение любви. и мипогие
	итательницы спрашивают себя, как м
Толстой так хорошо понять муки женского
сердца, Конечно, Толетой умел заглялывать
	в тайники серлеп. Но читая ANeTINIRE,
письма Толстого, начинаешь понимать, что
в образе Анны много от серлечного опыта
самого писателя. Может быль пмРино 10-
	этому судьба Анны так волнует и поныне
читательниц; свежесть, сила чувств 34-
ставляет забыть условности лалекой эпохи,

В прошлом голу я прочитал Франпуз
скую статью, посвященную одитвалиатой
посмертной претенлентке на звание прото-
тнпа госпожи Вовари Исследователи, П9-
рывшиеь в архивах Pyana. лопросив ста
пожилов, уверяют, что сушествоваля Же
шина, которая послужила молелью флибе-
ру. Прочитав статью, я улыбнулся: Я
веПОмНил ПИСЬМО Флобера к своему другу,
в котором, рассказывая о начатом им 10:
Mane, он добавляет: «Эмма это я» Иа пер-

hy
fo
		eres”
	СЛ 1 ЖИЗНЬ
	Из беседы со студентами Литературного института им. А. М. Горького
	вы задумали книгу, но можете ее не на-
писать, то не пишите». По-моему, это
мудрые слова, и я не понимаю читателя,
который упрекает писателя Икса за то,
что он не написал того или иного романа.
Не правильней ли поступил бы этот чита-
тель, обратившиеь к писателю Зету: «По-
чему вы написали роман, хотя спокойно
могли его не написать, что было бы лучше
и для вас и для меня, читателя?»

Когда женщина беременна, она должна
родить, иначе она умрет. Но что можно
придумать отвратительней, нежели инеце-
нировка родов без предварительной бере-
менности? Можно быть маленьким писате-
лем, можно быть автором неудачной книги,
но нельзя быть поставщиком заменителей
искусства, нельзя изготовлять книги, рож-
ленные чем угодно, только не внутренней
необходимостью, книги, порой ловкие, одна-
ко лишенные души и оставляющие равно-
	душными читателей.
	Баждый писатель работает по-своему,
общих рецептов нет. Советовать молодому
автору следовать такому-то методу опаено:
можно научить не писать, а переписывать.
Поэтому я прошу отнестись к тому, что я
скажу, как к описанию пути одного из
писателей, помня, что путей столько же,
сколько авторов. у

Мне хочется прежде всего сказать о
рождении романа. Я позволю себе упбмя-
нуть «Бурю» — легче объяснить многое,
ссылаясь на личный опыт.

Мысли о «Буре» родились в тоды вой-
НЫ. Я не писал тогда романа, да и не мог
писать — был занят другим. Война нача-
лась для меня летом 1936 года, и когда
3 мая 1945 гола война кончилась для
всех, мне хотелось, чтобы она кончилась
и для меня. Й знал, что если начну ли-
сать «Бурю», война останется в моей ком-
нате, па моем столе, в моем сознании и
сердце, Я пытался оправдаться перед со-
бой, говоря, что романы о войне напишут
другие, рядовые ее участники, юноши,
шагнувшие прямо от школьной скамьи на
передний край. (Скажу, кстати, я и те-
перь убежден, что лучшие книги о минув-
шей войне еще не написаны, их пишут,
их напишут люди, для которых война
была первым большим испытанием).

Я не хотел писать «Бурю». Почему я
все же ее написал? Мне кажется, что у
мертвых есть право на голос. Я часто ду-
мал о близких, о друзьях, которые не вер-
нулись с войны, вспоминая рассказы, ду-
шевные признания, услышанные на фрон-
те, говорил себе; эти уж не смогут описать,
как они жили, сражались, умерли. Я сел
за книгу, потому что не мог Уйти от вос-
поминаний, не мог укрыться от того, что
мне казалось долгом,

Может быть, «Буря»—плохая книга, по
я не жалею о том, что ее написал: я дей-
ствительно не мог ее не написать,

Отвечая Леопиду Андрееву, который
спрашивал, что нужно для того, чтобы хо-
рошо писать. Л, Н. Толетой сказал: «ели

АТУРНАЯ ГАЗЕТА
13 марта 1951 г. № 30
	<> ww ОА

mf UA

Роман певозможио просто написать, его
нужно прежде пережить,

Можно часто услышать, что писатель
должен обладать наблюдательностью. Это
бесспорно, но что такое «наблюдатель-
ность» художника? Фоторепортер старает-
ся подвараулить знаменитых людей, оп
ищет интересные сцепы, выразительный
«типаж» и щелкает, щелкает «лейкой».
Он наблюдателен, никто этого пе отрицает.
Рембрандт писал портреты людей, порой
известных только домочадцам и соседям, в
портретах он раскрывал душу модели, и
мы теперь стоим, потрясенные, перед его
холстами. Рембрандт тоже был наблуолате-
лен, но не так, как фоторепортер, по-дру-
гому. Фотообъектив может запечатлеть лю-
бого человека, любой пейзаж, а Художник
ограничен в выборе модели; его паблюда-
тельность связапа с его душевной приро-

дой и с его биографией.

К одной материи легко пристают репей-
ник, различные колючки, к другой мате-
рии они не пристают, Предполагается, что
писатель это человек, обладающий птта-
нами, к которым пристают  колочки —
страсти, радости, беды, Однако не вес ко-
лючки пристают к каждому. Писатель
проходит мимо одних людей, часто не за-