У ВСЕСОЮЗНОМУ СОВЕШАНИЮ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
	ние в поддержку молодежи против прав-
ления и «старых писателей».
	К сожалению, пример с обсуждением
стихов И. Грудева — не случайность. Не-
приятие критики, обиды и нетерпимость
типичны для многих молодых писателей,
В газете «Молот» была опубликована ре-
цензия работников кафедры русской совет-
ской литературы в Ростовском универси-
тете на один из номеров альманаха «Дон»,
где сравнительно мягко критиковали поэму
молодого автора А. Рогачева «Куликово
поле». В ответ на это А. Рогачев позво-
нил в редакцию «Молота», чтобы выразить
свое возмущение рецензентами, пытавши-
мися учить его тому, как надо писать
стихи. я
	В этих нравах повинно руководство 06-
ластного отделения Союза советских писа-
телей. Оно не сумело воспитать у моло-
дых литераторов высокой требовательности
к творчеству, стремления бороться за свой
творческий рост на основе критики и еа-
мокритики, не внушило им с самого начала
их литературного пути чувства большевист-
ской ответственности перед народсм за
свою работу.
	В объединениях молодых писателей нет
настоящей борьбы за качество произведе-
ния. Это порождает недовольство самих
молодых и недоверие у издательства,
	В напечатанном выше письме трех чле-
нов правления Ростовского отделения ССП
говорится: «Следует отметить творчески
активное литературное объединение при мно-
готиражке завода Ростсельмаш». Увы! Все
это «чисто писано в бумаге». На самом де-
ле крепкая литгруппа завода Ростсельмаш,
по сути дела, развалилась; руководивший
ею поэт А. Гарнакерьян ее забросил, лит-
страница давным-давно He выходит, и
только несколько членов литгруппы —
Евтушенко, Долинский, Бобошко, Хал-
кин — самостийно собираются в  редак-
ции многотиражки «Сталинец», чтобы про-
читать друг другу новые стихи. Только те-
перь Ростовское отделение вспомнило о
литгруппе Ростсельмаша и с марта 1951
года направило туда руководителя,

Ростовские газеты не печатают литстра-
ниц. Альманах «Дон» не стал центром,
организующим, воспитывающим способных
молодых литераторов. Областная же писа-
тельская организация до сих пор не смог-
ла и не пыталась изменить такой порядок
вешей.
	Вопрос воспитания молодых литератур-
	‘ных кадров — сложный и трудный. Здесь
	требуются постоянные вниманиеи забота к
растушей писательской смене. Но прежде
всего необходимо неустанно воспитывать у
молодежи высокую требовательность к се-
бе, умение критически оценивать свою соб-
ственную работу и стремление совершен-
ствовать ее.
	Спору нет, у большой и сильной ростов-
ской писательской организации есть реаль-
ные достижения в Деле воспитания
молодых писателей. Однако здесь Да-
леко еше не все сделано, работа,
по существу, только начата; и в ней
допущены серьезные промахи и ошибки,
которые следует учесть. Пока нет осно-
ваний для самоуспокоенности, и «чисто
писанная» картина благополучия и усле-
хов, какую. дает «Письмо из Ростова», —это
картина, которая не нужна ни молодым
писателям. ни их стариим руководителям.
	В. ВАЖЛАЕВ,
	Ростова-на-Лону
	это состоялось только к 1 марта 1951 го-
да. И теперь весь материал, подготовлен-
ный для сборника, заново должен утверж-
даться редколлегией альманаха,

Итак, «воз и ныне там». Уже не говоря
о том, что кладь на этом возу поредела
с 25 листов до 13, вполне уместно будет
спросить, почему своевременно не была
определена судьба еборника?
	В письме тт. П. Максимова, П. Никити-
на и Г. Пюлохова-Синявского говорится:
«На собрании писателей обсуждены произ-
ведения поэтов М. Сидоренко, И. Грудева,
Б. Машкова, И. Михайлова и др. Книги
этих авторов включены вилан Ростиздата».
В действительности не только книги поэтов,
именуемых «и др.», не включены в план
Ростиздата, но издательство не планирует
и не собирается выпускать также и сбор-
ники поименованных в перечне М. Си-
доренко, И. Грудева, Б. Машкова, Из книг
молодых, кроме упомянутых трех прозаи-
ческих произведений, Ростиздат печатает
сборник стихов А. Рогачева «Знаменосцы
мира» и запланировал на 1951 год поэму
А. Евтушенко «Степные корабли». По
поводу книги И. Михайлова, которая вклю-
чена в план, идет межведомственный спор.
Издательство считает, что книги у автора
еще нет, а писательская организация по-
становила, что книга уже есть. Эта запу-
танная обстановка порождается отеутстви-
ем делового контакта между отделением
Союза писателей и излательством.
	Пе лучше обстоит и с таким пре
красным начинанием, как обсуждение твор-
чества молодых на заседаниях правления
Ростовского отделения Союза писателей.
Весьма характерен в этом отношении шум-
ный и нездоровый характер, который при-
няло обсуждение стихов молодого поэта
И. Грудева, Поспешив с предварительной
положительной оценкой и тем самым обна-
дежив автора, правление, детальнее озна-
комившись с представленными стихами, на
заседании высказалось весьма критически
и пришло к такому выводу: И. Гру-
дев — способный начинающий поэт, у ко-
торого есть ряд удачных стихотворений, но
цельного сборника они еще не составляют.
Противоречие между первоначальной и по-
следующей оценками одних и тех же сти-
хов вызвало резкую реакцию У мо-
лодых поэтов, Они заявили, Что «ста-
рики» противопоставляют себя молодым и
«зажимают» их. В связи с этим в област-
ной газете «Большевистская смена» (29 ок-
тября 1950 г.) появилась статья В. Мельни-
кова, бывшего тогда секретарем горкома
ВЛКСМ, «Нет заботы о молодых авторах».
В ней справедливо указывалось на отсут-
ствие должного руководства литгруппой
«Дон», на слабость теоретической и поли-
тической учебы, на практику поспешных и
пристрастных оценок. Руководитель правле-
ния тов. Соколов в своем выступлении пря-
знал, что: «Руководители Ростовского от-
деления Союза писателей  переоценили
тов. Грудева. Дело обстонт не так хорошо,
как мы были убеждены», Ясно, что прак-
тика «предварительного» захваливания с
«последующей» переменой курса на рзз-
кую критику ничего хорошего дать не
могла.
	В то же время тов. Мельников далеко ве
самокритично замолчал тот факт, что им
самим не было проявлено никакой «забо-
ты о молодых авторах», и в свою очередь
‘предъявил правлению и прежнему руково-
‘дителю «Дона» В. Жаку бездоказательные
‘обвинения. Статья тов. Мельникова, кото-
рая могла бы быть полезной, была воспри-
‘нята молодежью. как индульгенция на от-
	пущение поэтических грехов и выстувле-
		молодых, которые существуют при уедав-

циях городеких, заводских и районных га-
ser, Начинающие литераторы имеюг в03-
можность печатать свой произведения ‘в
«Иитературных страницах». Шо беда в
том, что не каждый редактор считает Ce-
бя обязанным выпускать «Литературные
страницы» и «возиться» с молодыми пиеа-
телями. Вызывает недоумение, что и 0%-
`ластная газета «Молот» прекратила изда-
ние «Литературной страницы».
	И третье. Нам кажется, что назрела
потребность, чтобы при «Литературной
газете» выходил ежемесячник «Литератур-
ная учеба». Он должен стать заочным
Филизлом Литературного инетитута. Помо-
	гать молодым писателям — святое де
каждого ° литератора, его  писательския
ДОЛГ.
	П. МАКСИМОВ, П. НИКИТИН,
Г. ШОЛОХОВ-СИНЯВСКИЙ
	2. Успокаиваться
еше рано
	Правление ростовской писательской 9р-
	‘танизации приложило ‘немало усилий, что-
‘бы наладить работу по воспитанию лите-
`ратурной молодежи. Три книги молодых
‘прозаиков А. Алексеева «Записки развед-
чика», роман НЧ. Кузнецова «Дело чести»
и повесть А. Павлова «Одна семья»
были переданы на редактуру опытным ли-
тераторам. Сам факт организации такой
творческой, практической работы с моло-
дыми презаиками говорит © том, что об-
  ластное отделение стало на правильный
[nye намупав верный метод выращивания

новых литературных кадров.
	Благодаря деловойи связи с городскими
общественными организациями, литгруппа
Таганрога (руководитель И. Михайлов)
успело ведет работу, год от тода вовле-
кая новых способных литераторов. В га-
зете «Таганрогская правда» регулярно пе-
чатаются литературные страницы. 3
	Правление организовало для молодых
авторов консультацию лучших писателей
ПОЛОН, провело на своих заседаниях в
Ростове ‚и на выездных заседаниях в Та-
ганроге й Новочеркасске обсуждения твор-
‘чества молодых писателей. Ведется рабога
‘по подготовке сборника молодых... И все
же тут-то и приходится сказать, что ‘в на-
печатанном выше письме членов правления
Ростовского областного отлеления Союза

писателей многое расходится с действи-
тельностью.
Еще в 1950 году отделение предпола-
	гало выпустить сборник молодых объемом
в 25 авторских листов. В то же самое вре-
мя в излательстве он был запланирован
лишь на 8 листов. Сборник: был подготов-
лен, а вопрос об объеме его и о редколле-
гии все никак не мог разрешиться. Участ-
ники сборника потеряли надежду на его
	‚выход. Большой объем сборника достигал-
	НН В OTPPIBKOB HS KRNT
iH. Кузнецова и А. Павлова, против чего
справедливо возражало издательство, так
Kak обе книги выйдут, если не раньше, то
‘уж во всяком случае одновременно ‘со
сборником. В результате долгих споров
сборник решено было не издавать само-
  стоятельно, а его материалами заполнить
‘текущий номер альманаха «Дон». Решение
	ОТ РЕДАКЦИИ
	КО ВТОРОМ
	li ucobm a
	РАССКАЗЫВАЮТ
РЕДАКТОРЫ ЖУРНАЛОВ
	В. ГОЛЬЦЕВ,
главный редактор альманаха
	AP YAN DA
HAPOAOB
	Редакция альманаха, печатая на своих
страницах произведения писателей, чьи име-
на уже известны далеко за пределами на-
циональных республик, считает своей за-
дачей знакомить читателей также и ©
творчеством молодых авторов, представ-
ляющих братские литературы. Так, в
прошлом году мы опубликовали повесть
молодого азербайджанского писателя Га-
сана Сеидбейли «У нас в Астаре», а во
второй книге этого года, которая находит-
ся в производстве, мы печатаем повесть
другого азербайджанского прозаика Иса
Гусейнова «Шелковая нить». Молодой ав-
тор рассказывает о работе молодежной
бригады девушек-шелководов в одном из
колхозов республики, о проблеме орошения
этого колхоза и о потребности укруп-
нения его, слияния с соседней сельскохо-
зяйственной артелью.

В ближайших номерах мы предполагаем
поместить большую поэму молодого гру-
зинского поэта Хута Берулава, Основная
тема поэмы-—производственная учеба моло-
дых рабочих Грузии у металлургов Сталин-
града.

В одной из книг альманаха этого года
мы намерены опубликовать два больших
стихотворения молдавского поэта П. Мих-
ня, посвященных борьбе за мир,—«Накану-
не» и «Подпись комбайнера».

Поэт Реваз Маргиани, впервые выступив=
ший у нас с поэмой «Песня о коммуниз-
ме» (№   за 1950 г.), опубликует в этом
году в альманахе цикл новых стихов о
мирном строительстве, о борьбе за мир. В
только что вышедшей первой книге аль-
манаха читатели познакомятся со стихотво-
рением молодого аварского поэта Магоме-
та Сулейманова, студента Литературного
института ССП, — «На вахте мира».

Предстоящее Всесоюзное ‘совещание мо-
лодых писателей даст нам возможность
ближе ознакомиться с творчеством моло-
дых авторов из республик, краев’ и обла-
стей страны, для которых широко откры-
ты страницы альманаха «Дружба народов».
		 . О работе
	C MOJIGJIDIMA
	писателями
	(лна из славных традиций русской ли-
тературы — отеческая забота, дружеская
подержка и Квалифицированная помощь
опытных писателей молодым начинающим
титераторам. Некрасов и Толетой, №оро-
тонко и Горький, плоядл воспитанных
Торьким советских писателей — вее они
дбязаны благотворному влиянию этой во-
ликой традилии. Писатели старшего поко-
ления пс жалели енл и времени на рабо-
ту с порвыми рувопиелми молодых авто-
pos. Коммунистическая партия требует от
нае По-торьковеки любовно и внимательно
помогать молодым писателям совершенство-
вать 0806 мастерство.

Продолжительное время работа с моло-
‘тыми писателями в Ростовском отделении
	(СП шла самотеком, неорганизованияо, без
настойчивого привлечения широкой пи-
сательской общественности. Да и само
	правление отделения СОШ смутно пред-
савляло состояние. дол в литературных
объединениях области. Это отметило от-
четно-вЫборное собрание писателей, на
это указывали и решения Областного ко-
митета партии. Правление отделения ССП
челало выводы из вправедливой вритики.
	`-. Писатели стали. чатще оывать в литера-
`турных группах и вотречаться с молодыми
литераторами. Положительные результаты
дали выезды на места. В Taranpore —
крупном индустриальном центре Дона—на
совместном заседании выездного правления
(СП и литературной грунны при редакции
тазеты «Таганрогекая правда» было 0б-
суждено творчество молодых авторов. Ру-
ководитель литературной группы педагог
И. Михайлов, лауреат Сталинской премии
uncaterb И. Василенко и члены правления
областного отделения ССП  критическя
разобрали произведения ‘таганрогеких ay-
‘торов. Радовало, что в этих произведениях
преобладала тема трудовой гороики ра-
бочего класвз, современности. Теме борь-
бы за мир, братетва народов поевящены
иди И. Михайлова, В. Копаова, Д. Деми-
na. Инженер Садковекий написал пьесу 9
IWIN завода комбайностроения, инженер
Д. Пурюна, журналист Д. Ченцов — пьесу
в новаторах производства, инженер Н, 96-
разцова — автор интерееных очерков и
михов «Над ватманом»,

Было решено лучшие произведения мо-
лых писателей Таганрога опубликовать
	в альманахе «Дон» и издать отдельными
книжками. Сборник стихов И. Михайлова
	пуовится к печати. Полготовлен к изда-.
	нию сборник молодых авторов,
Практика выездных заседаний правле-.
	‘Эзия областном  отделония СОШ оправдала.
	(бл. Выезды творчески оботащалт пиед-
	лей старшего поколения и литературную
молодежь, помогают глубже вникнуть В
жизнь литературных групи, исправлять
промахи произведений.
	Так, например, ‘новочеркаеская литера-
турная группа числилась по отчетам, как
дизнеспособное боевое литературное 0бъ-
ылнение. Проверка показала, что руково-
дили группой случайные, беспринцицные
люди, грунна существовала «ни при ком»,
жила и работала в отрыве от жизни, что
привело к появлению произведений, иска-
дающих нашу дейетвительноеть. Правле-
ние устранило недостатки в работе лите-
ратурной групты. В настоящее время ето
руководит член правления Ростовикого 0б-
ластного отделения ССП плеатвль Б. Ивюу-
КИЙ.
	ВЫЙ взгляд, такое признание может уди-
вить, (одной стороны, немолодой, брюзгли-
вый холостяк, тончайший етилист, к го-
106у которого прислушивался взыскатель-
unit Тургенев, е другой — молоденькая,
рэбалмошная, влюбчивая и безвкусная про-
ВНЕЦИадка. Казалось бы, между ними нет
цичего общего. Олнако Флобер не солгал
В письме, ол только проговорился, Если мы
задумаемся над его биографией, над его
беззащитностью в любви, над порой емем-
ABM увлечением «красивостью», над же-
“костью окружавшего его быта, мы пой-
мем, что в образ Эммы он действительно.
вложил много от себя, и это помогло бед-
ной госпоже Повари пережить не только
хужа, аптекаря и любовников, но даже
автора «Саламбо»,

Ееть писатели, которые, прежде чем на-
чать повествование, составляют подробный’
план. Другие начинают писать, смутно
догадываясь о том, что им предстоит сдв-
лать. Покойный А. Н. Толетой как-то сва-
Зал мне, что он ие знает, что случится
с вто тероем через несколько странии. Он
писал роман, как скульптор лепит — из
EKA TINA рождалось лицо. Есть писа-
тети, которые скорее напоминают архитек-
торов с циркулем и линейкой, но и для
НИХ герон становятся вполне ощутимыми
Только после того, как написаны сто, ино-
тда двести страниц. План неизбежно под-
варгается изменениям, когла оживший ге-
рой начинает сопротивляться начальному
замыелу автора. Я могу признаться, что
судьбы Сергея, Мадо, некоторых других ге-
bees «Бури» представлялись мне иными,
вода я начинал писать роман и еще ие-
лено видел описываемых мною людеи, Ге-
рой, обрастая плотью, порой не может по-
ступить так, как это думалось автору,
Богла герой был только смутной тенью,

Иногда писателя несправедливо упрека-
KT за ошибочные поступки его героев.
Между тем писатель, который, может быть,
дальновидней, рассудительнее, умнее своих
героев, не в силах навязать им свою л0-
гику или свою мораль, ибо тогда рассказ
0 живых людях, с их силой и слабостью,
презратитея в сухую схему.

Я не верю, что писатель может равно-
Хушно относиться к своим героям, Описы-
вать смерть — это значит примерять chow
смерть. Олнажды к Вальзаку пришел сго
приятель. Он увидал писателя сползавитим ©
кресла; пульс был слабый и неровный. «Ско-
рее за .локтором! — закричал приятель. —
Господин Бальзак умирает». От крика

Широко также практикуютея вызовы
молодых литераторов в Ростов-на-Лону.
На собрании писателей обсуждены произ-
Б. Маликова, И, Михайлова и яр. Книги
	  = тАЧМУЕАНЫЮРЬЫЫ 3. TARE AR Eh и Ар. Минь н

ртих авторов включены в план Роестизлата.
_ При Ростовском отделении CCH работа-
	При Ростовском отделении ССП работа-
ет литературная группа «Лон», В ней co-
стоят такие авторы, как И, Синельников,
который работает над повестью из жизни
трактористов, поэты В. №ылов и Д. Ду-
линекий — авторы стихов о мире, М, Bo-
робьева, в литературной обработке которой
вышла книга Героя Советского Союза Co-
рокина «Страницы жизни», и другие про-
заики и поэты. Руководит литературной
группой поэт А. Рогачев, автор сборпиков
стихов «Орехов цвет», «Знаменоецы мира»,
поэмы «Куликово поле». Слелует отметить
творчески активное литературное объеля-
нение при многотиражке завода Ростсель-
маш, литературную группу в Краеном бу-
лине и других городах и районах области.

Первые шаги в работе с молодымя ли-
тераторами вызвали небывалый доселе
приток рукописей в Ростовское отделение
ССП, в редакцию альманаха «Дон». 88
восемь месяцев минувшего года прорецеч-
зирозано более 300 рукописей. Их авторы
получили. серьезную творческую помощь.

Начало проявлять  ззинтересованноеть
в творчестве мололых и Ростовекое книго-
	издательство. Излаетея повесть участника
	Отечественной войны, Героя  Советекого
Союза тов. Алексеева «Записки разведчи-
ка», роман Н. ВАузнецова из жизни рабо-
чих. готовятся к печати хниги стихов.
	Работа опытных писателей с начинаю-
щими авторами сводитея не только к 00-
суждениям и консультациям. Главное —
чутко отнестись к молодому писателю,
поддержать искры таланта и, если произ-
ведение заслуживает внимания, помочь
подготовить его к печати. Так было сле-
лано отделением ССП с романом тов. Куз-
нецова, так сейчае делается е произведе-
ниями тт. Алексеева, Павлова, Михайлова
и др. Соорник молодых составляет и pe-
дактирует группа опытных  пиеателей.
В этом сборнике впервые появятея десят-
ки имен новых молодых прозаиков и поз-
тов.

Нечего греха таить, иные «маститые
писатели» продолжают больше говорить о
помоши молодым, нежели  помотать им.
Есть и у нае в Ростове-на-Дону прозаики
и поэты, которые за свою творческую
жизнь не удосужилиеь помочь молодому
автору довести его рукопись до издания.
Эти люди, оторванные от активной обще-
ственной жизни, отгородилиеь от «беено-
`койной» молодежи и поэтому сами терпят
творческие неудачи.
	Бес, что сделано, конечно, не удовлет-
воряет и не успокаивает. Это первые ша-
ги, Шаги еще робкие. Наша величествен-
‚ная эпоха вызвала в широких слоях на-
рода огромный подъем творческих сил. По-
‘ток рукописей молодых авторов ширит-
‚ся с каждым лнем. Он вее больше и ярче
‘искрится подлинными  дарованиями, (Это
‘заставляет состелоточить внимание Ha He-
	решенных еще задачах помощи молодых
‘литературным силам,

Вот уже несколько месяцев идет разго-
вор 0б уврепленин ростовекого альманаха
«Лон». Но правление отделения ССП и
областные организации He проявили до-
статочной настойчивости, чтобы ликвиди-
ровать организационную  неустроенность
‘альманаха. Почему в Воронеже и других
городах альманахи имеют штатных редак-
  торов и секретарей, а в Ростове «штатные
единицы» для редакции не предусмотре-
ны? Альманах можег и должен стать цент-
ром, объединяющим литературную  моло-
дежь.

Второе. Опыт показал, что жизненными
являются те литературные объединения

Пальзак очнулся н сказал: «Ты ничего He
	понимаешь. Только что умер отец Торно»...

Я получил очень много писем от чита-
телей: они обижались, что герой «Бури»
Сергей погибает. Автору, куда приятнее
описывать ечастье, чем несчастье. Я по-
рой завидую ОДнккенсу. В ето романах
люди мучаются, муж разлучается с женой,
жених с невестой, дети с родителями. Но
в конце повествования вее обязательно схо-
дятея, сидят за круглым столом нод уют-
ной лампой п, радуясь, вепоминают о ми-
нувших страданиях. Я предотавляю себе
прогулку Диккенса после окончания «Кон-
перфильла» или «Твиста»; рядом с ним
шли счастливые люди, и счастье героев
согревало автора.

ха ах
	Вернусь к судьбе Сергея. После победы
	у нас было очень мало круглых столов,
за которыми не оказалось бы пустого ме-
ста: мы знаем, какой ценой мы оплатили
спасение мира от фашистского изуверетва,
и могилы героев не подавляют, & припо-
дымают нас.

Задумайтесь над счастливыми концами
романов Диккенса. Когда его герои раду-
ютея за круглым столом, в соседнем доме
прололжают терзать ребенка, в долговой
	тюрьме плачет обиженный, девушка, как
	прежде, терпит унижения. Миллионы че-
TOBCUCCRHK судеб остаются неизменными,
	п счаетье героев Диккенеа—это только слу-
_ we
	PO EO

чайный выигрыш в азартной игре. Тако-
вой была философия эпохи и общества, по-
родивших Диккенса.

«Буря» написана в эпоху великих но-
трясений, беспримерных битв. Конец этой
книги — победа, то есть счастье народа.
Но это счастье связано © личной трагеди-
ай многих людей, потерявших Ha войне
своих близких. Люли, глядя на пустое ме-
сто за круглым столом, знали, что их го-
ре — жертва, принесенная во имя Того,
чтобы счастливее сложились судьбы мил-
лионов и миллионов людей. Таково основ-
ное отличье «несчастного» конца «Бури»
от «счастливых» концов романов Дик-
венса.

Сложную оркестровку, передающую мир
советского человека, нельзя ограничить
одними духовыми инструментами, Нельзя
упрощать внутрениюю жизнь людей, иск-
лючая из нее душевные испытания или
нечаль. Каким бы пи был писатель—круп-
ным или маленьким,—он должен изобра-
жать человека, а не условную фигуру,
пригодную разве что для диаграммы.

Я прочитал после войны несколько
	НА ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	Поэт В. Богатырев в своем письме из
г. Хвалынска в «Литературную газету» вы-
разил признательность издательству «Со-
ветский писатель» за помошь, оказанную
ему в переработке поэмы «Хозяева зем-
ли». Одновременно он выразил недоволь-
ство редактором своего произведения. Прэ-
чтя его письмо, можно подумать, что в из-
дательстве один сотрудник старался по-
мочь Богатыреву улучшить поэму, а дру-
гой старался ухудшить ее. На самом деле
в издательстве не было двух сотрудкиков,
работавших с Богатыревым. Работал сним
в течение многих месяцев я один — в ка-
честве старшего редактора ‘отдела поэзии
и в то же время в качестве редактора на-
званной рукописи. Я предоставляю читате-
лям судить, насколько прав и объективен
В. Богатырев, ‘сделавший в своем письме
вид. что он забыл об этом.
	Что касается принципиального вопроса о
том, ‘может ли редактор-поэт вносить
свою поэтическую правку в строки и стро-
фы редактируемых им стихов, то я лич-
но думаю, что’это одна из закономерных
форм редакторской и товарищеской помо-
ши автору. Иногда, редактируя стихи, бы-
вает целесообразно не только посоветовать,
как их исправить, но и показать с каранда-
шом в руке, как это надо сделать.
	Разумеется, такая правка может вносить-
ся лишь с согласия автора. Немало такой
правки я внес в поэму Богатырева с его
согласия. Но на последнем этапе работы
над поэмой мною было сделано несколько
поправок, как мне думается, нужных, в от-
сутствие автора. Узнав о возражениях
В. Богатырева, я, вместо того чтобы за-
держать печатание находившейся в произ-
водстве книгн, пренебрег его возражения-
ми, что было с моей стороны ошибкой.
	Алексанлр ЖАРОВ
	специальный корреспонрент
«Литературной газеты»
	Мы не предполагаем, что авторы первого письма оэзна-
	тельно стремились приукрасить состояние разм м те
нающими литераторами. В их статье есть отражение реально
достигнутого положительного опыта, но при всем том есть
в ней и результат оптимистического стремления Увидеть
желаемое, как существующее.

Это явление характерно не только для Ростовского отде-
ления Союза советских писателей. И для того, чтобы нока-
зать необоснованность подобного неумеренного оптимизма,
мешающего усилению вдумчивой, систематической работы
мы и печатаем сегодня оба эти письма: корреспонденцию
	членов правления
	В период подготовки ко второму Всесоюзному совещанию
мололых писателей редакция «Литературной газеты» получи-
ла письмо из Ростова-на-Дону. В этом письме, подписанном
тремя членами правления областной организации Союза со-
ветских писателей, рассказывалось, как ведется в 06:
ласти работа с начинающими литераторами. В то же самое
время редакция получила из того же Ростова и из другнх
		писателей
эх и на
	городов этэй области много писем
	с жалобами на недостаточное внимание к их росту HO ha
слабую еще организацию учебно-воспитательной работы, спо:
собствующей выращиванию литературных кадров.

Нашему специальному корреспонденту поручено было озна-
	комиться с положением дел на месте.

французеких романов, написанных талант-
ливыми писателями буржуазного общества,
Эти романы меня порой смешили, порой
сердили, но никак не трогали. Их схема
такова: глава 1-—=герой встретился с герои-
ней, глава 2—=герой сомневается в герои-
це, глава З—герой встретилея ¢ героиней
и перестал сомневаться, глава 4— героиня
сомневается в герое, глава 5—они ветре-
тились и перестали сомневаться, глава
6—герой снова сомневается в героине,
глава 7—тероиня, в свою очередь, сомне-
ваетея в терое, глава 8—они встретились
И сомневаются совместно и т, д.

Что меня в этом емешит и сердит? Te-
ма? Нет. Хотя о любви написано много чу-
десных романов, они далеко не исчерпали
темы. Я с радостью прочитал бы современ-
ный роман о любви, 0 любовных сомне-
ниях, о размолвках и счастье. Вырождаю-
щийся буржуазный роман плох тем, что
в ном нет живых людей. Что делал герой
между двумя свиданиями? Наверно, у него
есть профессия, заботы, огорчения, прияте-
ли. Наверно, и героиня живет не только
любовными сомнениями. Мо читатель не
знает ничего об их жизни, 06 их работе,
 106 их среде, и герои ему кажутся He людь-
ми, а заводными куклами, способными
вздыхать, целоваться, даже говорить, HO
не чувствовать, Роман должен выл пере-
дать силу любвн, а любви в нем нет, по-
тому что в нем нет живых людей.

У нас есть хорошие книги, и Hany
книг ждут теперь читатели Запада, как
можно ждать в заваленной шахте таотка
свежего воздуха. Классический русский
роман никогда не был ни салонным, ни
будуарным. Советская эцоха внесла в ли-
тературу тему творческого труда. Это бла-
тодарнейшая тема. Но и здесь могут быть
  неудачи, связанные с упрощением, с шадб-
лонами. Недавно я прочитал роман начи-
нающего автора. Вот его схема: глава 1—
Иванов придумал новый метод работы, гла-
ва 2-—Петров сомневается в методе Ива-
нова. тлава 3— Иванов убедительно дока-
зывает Петрову, что его метод правилен,
глава 4-——Петров все же сомневается, гла-
ва б-—ириезжает товарищ из центра, и
Иванов делится в ним планом, глава 6—
Петров делится с товарищем из центра ево-
	ими сомпениями, глава 7-—товарин из
пентра примиряет Иванова © Нетровым

ИТ. Л.
	Я не возражаю против содержания, BEC
это могло произойти на самом деле. Трул
занимает крупнейшее место в жизни на-
	краткий отчет нашего специального корреспондента.
	‘ших люлей, и естественно, что изобретение   русского общества. Протокольная запись
	происшествия зачастую вазжется неправдо-
подобной, стенограмма живой беселы—не-
естественной, и ничто так не близко к вы-
мыслу, как фотографии, сделанные для
удостоверений личности. Между тем мы ве-
рим в реальность типов Гойи или Гоголя.

Мне кажется, что наша эпоха еще не
наша новых форм для нового содержания.
Иногда поиски формы называют формализ-
mom. По-моему, формалист — это человек,
внутренне ничтожный, который умеет го-
ворить, но которому нечего сказать. Такой
человек может ловко перенять старую
форму, может заняться эксцентричным
вылумыванием новых форм,—в обоих слу-
чаях он останется формалистом. Говоря
иначе, формализм это не наличие интереса
& форме, а отсутствие содержания.

Классический роман был предпочтитель-
но индивидуальным или семейным, это
определяло его композицию. Теперь корни
индивидуума тесно сплетены со многими
другими корнями, история одного человекл
неизбежно становится историей многих
людей, историей общества. Писатель дол-
жен найти для нового содержания новую
соответствующую ему Форму. Возьмем
тсатр — от греческой трагедии, в единет-
вом времени и места, он перешел в смене
картин, явно подсказанной ритмом эпохи.
Олин из первых создателей социального
романа на Западе, Эмиль Золя не удовав-
творилея прекрасной композицией Бальза-
ка: он искал более питрокое поле зрения,
более быструю смену сцен. Повторяю: 0б-
щих рецентов нет, каждый писатель ищет
свою форму. Молодой автор, приобщаяс
к замечательному наследию пропглого, дол-
жен учиться у старых мастеров, но он не
может их копировать.

То, что я сказал о композиции, можно
отнести и к ритму. Есть изумительный
стиль Толстого. Есть стиль Тургенева.
Язык романов Тургенева нам кажется не
только богатым, но и живым. Олнако из-
менилея ритм, и если герои советского ро-
мана начнут произносить  медлительные
длинные тирады, это будет не стилем, а
стилизацией.

Читая рукописи некоторых молодых ав-
торов, я был юражен бедностью словаря.
Мпогие из них пишут не на руеском язы-
хе, а па 060б0м, дурпом газетном. В
нем очень мало елов, он сух и Gecno-
мощен, как эсперанто. На нем можно вы-
разить простейшую житейскую_ мысль,

RN PN OE OS ODE

Иванова взволновало многих. Мы знаем,
что новое нелегко внедряется в любой 00-
пасти — в механике, как в литературе,
поэтому вполне понятно, что предложение
Иванова не сразу ветретило общее призна-
ние. Иванов, будучи советеким человеком,
не хотел отступить, он добивался торжест-
ва правды. Цлоха не схема романа, плохо
10, что этот роман только схема. Читатель
не знает, что делали герои между двумя
производетвенныхи совещаниями. Может
быть, Иванов женат? Может быть, жепа
ero поддерживала? Может быть, он несча-
стен в личной жизни? Может быть, Петров
любит музыку? Может быть, ему присуща
некоторая педоверчивость, связанная с
испытаниями, с разочарованием в близком
друге? Может быть, у товарища из центра
опасно заболел сынишка? Люди живут
сложно, и когда их лишают объема, они
кажутся читателю неживыми, он не ве-
рит ни в их открытия, ни в их сомнения,
ни в их труд.

Писателей называют инженерами чело-
воческих душ, это ко многому обязывает.
Может ли писатель ограничиться ролью
инженера и свести роман в описанию про-
изводетвенных процессов? Одна девушка
нанисала мне по поводу прочитанного ею
романа: «Мне очень понравилось, как опи-
сано строительство, но почему М, расска-
зывая о замечательных делах нашей эпо-
хи, не показывает людей, которые делают
эти дела?» Читатель вырос, он ищет в вни-
re не только внешнего изображения собы-
тий, но глубоких чуветв, мыелей, он хо-
чет, чтобы большая эпоха дала большую
литературу.

Высокое искусство не отображает жизвъ,
оно, участвуя в жизни, ев меняет. Бека
бродит по миру рыцарь из Ламанчи, века
терзается Гамлет. Для периодов расцвета
искусств характерно не то, что ` писатели
называли своих героев именами существо-
вазших в действительности людей, a TO,
что живых людей называли именами вы-
мьпиленных героев. Выли ли до Тоголя
Маниловы, Собакевичи, Ноздревы? Roney-
но. Но они существовали в бесформенном
состоянии, неясные для окружающих.
А поеле «Мертвых душ» люди пачали го-
ворить: «Вчера я встретил такого-то—иа-
стоящий Манилов» или: «Ла посмотрите—
вель это ПНоздрев!» Вепомним появление
Чанкого. Никому не пришло бы в голову
	шего времени», ни крохотного чеховского
рассказа. Бедность словаря некоторые на-
чинающие авторы пытаются исправить
частым употреблением громких слов, прз-
восходных степеней, гипербол. Порой это
напоминает ярмарочного атлета, который
полымает картонные гири © надписью
«100 кило». Теряется ощущение приролы
слова. Я спросил одного начинающего ли-
тератора: «Что, по-вашему, звучит сильнее:
«Я тебя люблю» или «я тебя очень люб-
лю»?» Не задумываясь, он ответил: «Ко-
нечно, «очень люблю». Я думаю, что лю-
бая читательница лучше разбирается в зна-
чимости слов, чем этот юноша, уже напе-
чатавший два-три рассказа.

Я хочу еще сказать о тенденциозноети.
Я лумаю, что искусство всегда тенденциоз-
но, ибо оно выражает любовь, ненависть,
гнев, состралание, надежлы, волю живого
человека. Художник меняет пропорции,
подбирает цвета, полчеркивает олнн дета-
ли и проходит мимо других. Автор романа
может и должен знать жизнь своих героев
с детских лет до агонин. но показывает он
эту жизнь не день за днем, он выбирает
то, что ему необхолимо для его замысла.

Пять лет тому назад я позировал олно-
му из старейших художников Франции,
Анри Матиссу. Мы е ним заговорили о тен-
денциозновти искусства. Матисс был болен
и работал полулежа. Он попросил свою
секретаршу принести слона. Она принесла
негритянскую скульнтуру. Слон был изо-
бражен в ярости. Матиес спросил, нравится
ли мне скульптура, я ответил утверлитель-
но. «А вы не находите в ней ничего... не-
нормального? » -—— спросил он. «Нет».—«Я
тоже не нахожу. Но посмотрите, у этого
слона поднят не только хобот, подняты
бивни. Поиехал дурак и сказал: «Алыки
не могут быть подняты». Негр его послу-
шался»... Матиес попросил секретаршу
принести второго слона. Это была пошлая
статуэтка. Матисс сказал: «Видите, зубы
на месте, По искусство кончилось»...

Наши книги призваны изменить жизнь.
Это доступно подлинному искусетву, но
не его заменителям. Великие предшествен-
ники нам завещали глаголом жечь сердца
людей, Для этого мало обладать членским
билетом Союза писателей, для этого нуж-
но обладать пылающим сердцем, для этого
НУЖНО быть писателем.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 30 13 марта 1951 г. 3
	ВУ р EE

5 а т.
писал, но Чацкий твердо вошел в жизль ‘но на нем нельзя написать ни «Героя на-