СРГОДЛИЯ В НОМЕРЕ:
	1 стр. Передовая. Наука труда и ©03и-
дания. В. Ажаев. Молодые силы советской

литературы.
	9 и 3 стр. Б. Рюриков. Письма Ленина:
К. Ларионова; Строительницы. Е. Наумов.
Клинок и книга. Ко второму Всесоюзному
совешанию молодых писателей. Беседы с
	руководителями писательских организаций.
	. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
О СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	цепина, © посвященные

a так называемым  элек-

УД тронно-ядерным ливням

и ядерно-каскадному

процессу в космических

ТИ Я лучах, являются важ-

нейшим вкладом в ми-

ровую физику и откры-

„вают новые пути для

дальнейшего проникновения в тайны стро-
ення материи.

Два монументальных труда выделяются
среди отмеченных премиями. Они созданы
зоологами и географами.

Трехтомный труд академика Л. С. Берга
«Рыбы пресных вод СОСР и сопредельных
стран» содержит почти 2000 страниц и,

отражая общий рост советской ихтиологи-
ческой науки, является вместе се тем не-

заменимым 106с0дием для работников Ha-
шей рыбной промышленности.
По постановлению Совета Министров
	СССР составлен и издан под руководством
профессора И. С. Исакова первый том фун-
даментального «Морского атласа»: навига-
ционно-географические карты. Вее моря и
океаны планеты -— рельеф их дна, их
порты и якорные стоянки, пути судов и
места их возможного ремонта, характер
берегов и указания 0 навигационных
опаснобтях—все это найдет капитан даль-
него плавания в новом атласе. Ученые
отмечают, что выход атласа везет состав-
ляет мировое событие в иетории  геогра-
фической науки.

Еще одним свидетельством постоянной
заботы партии и правительства о приой-
щении миллионов советских людей к науч-
ным знаниям является присвоение почет-
ного звания Сталинских лауреатов авторам
выдающихся учебников и научно-нопуляр-
ных ‘трудов. Среди лауреатов мы видим
ученых, умело владеющих  художествен-
ным словом, и литераторов, глубоко по-
знавииех науку.

Советская общественность с уловлетво-
рением отметит работы философов, которые,
преодолевая  отетавание на философеком
фронте, создали работы, достойные высо-
кой награды.

Богато развернулись  советекая инху-
етрия и советское сельское хозяйство в
послевоенный период. Два могучих потека
новаторства сливаются здесь воедино.
Один — это бурная инициатива широких
массе трудящихся на заводах и на полях.

Другой — инженерная, конструкторская’

мыель, вооруженная передовой наукой.

Сталинские премии 1950 г. за выдаю-

щиеся изобретения и коренные усовершен-
ствования методов производственной pabs-
ты отмечают основные направления, но
которым движутся вперед наша” индустрия

H сельское хозяйство.
	Наука труда

и созидания
	Есть среди наших праздников один, не
имеющий точной даты, однако столь же
полный радости и глубокого значения, как
и те дни, что отмечены красным цветом
на календаре. Это. — ежегодное торжество
творческого труда, всенародный праздник
присуждения Сталинских премий.
	Общество, построенное на основах нау-
ки, народ, который учится весь — от ма-
ло 0 старого, трудовые люди, непре-
станно работающие для мирного процвета-
ния Родины, празднуют ежегодно новые
победы своей науки и техники и вручают
победителям награду имени великого ко-
рифея Науки, организатора и создателя
нангего могущества — товарища Сталина.
	( первых шатов советской власти
наука стала предметом ее особенного вни-
мания. Ленин и Сталин лично заботились
6 ученых. Создавались научные инети-
ryt. Hs небогатых тогда еще ресурсов
молодого советского ‘государства выделя-
лись средства, чтобы научная мысль могла
развиваться даже в те трудные годы. Был
оценен и поддержан Мичурин, получил
институт Жуковский, был облечен довери-
см и окружен всенародной любовью Тими-
pages, B полную силу работал великий
	Павлов.

„Когда англо-американские империалиеты
и их наемники © многозарядным обрезом
в руках лезли на нашу страну, партия
	закладывала Фундамент будущего, в том
числе и новой науки; над книгами сн-
дели молодые людн, которые сейчас BO3-
тлавляют институты, университеты, ака-
демии... Ничего не жалело государство,
хля развития высших знаний. В 1935 r.
И. И. Павлов на ХУ Международном кон-
rpecce физиологов сказал;

«Сложившиеся у ‘нас отношения между
тосударетвенной властью ни наукой я хочу
проиллюстрировать только примером: мы,
руководители научных учреждений, нахо-
димея прямо в тревоге и беспокойстве по
поводу того, будем ли мы в состоянии
оправдать все те средства, которые нам
предоставляет правительство».

(тех пор прошалю более пятнадцати’ лет,
из них почти десять — войны и восета-
новления. Положение науки, ученого, ис-
еледователя в Советском Союзе еще более
упрочилоеь. Партия и правительство обес-
печили научной работе такой размах, та-
кие возможности, которых нет нигде в
мире. И лучшие деятели науки, подлинные
патриоты отвечают на эту заботу самоот-
верженным творческим трулом, новыми до-
стижениями научной мысли. :

Ролее. 80 научных работ по различным
областям знаний удостоены в этом году  .
Сталинских премий. Сколько человеческой
воли, напряжения мыели.  неустанного
труда скрыто за строками публикуемо-
то сегодня в печати правительетвенного
пестановаения!

- Рольше. того, за каждым лауреатом сто-
st ero учителя, и каждая СОталинекая
прехия — дань благодарности великим
деятелям русской нзуки, в чьих традициях
работают. натти” современники.

Ивмоло лет’ прошло © тех пор, когда
М \ Усиесвич был учеником И. Ц. Иав-
лова и доклатывал учителю о своих опы-
тах. Сейчас М. А. Усиевич — профессор и
доктор медицинских наук, публикует ра-
боту, в которой Ha основе экспериментов
показырэет. что мозг имеет влияние на
леятельность внутренних органов. Это
зизчит, что многие болезни внутренних
органов зависят от того, как протекают
процессы в мозговой коре, как работает
мозг! М. А. Усиевичу и его сотрудникам
удалось. например, подметить изменения в
вровяном давлении при нарушении ппо-
цессов в коре больших полушарий. Гя-
пертония завнеит от состояния мозга — К
этому выводу пришел и крупный клини-
цист Г. Ф. Ланг. Ero работа удостоена
Сталинской премии в этом году, как одно.
из крупнейших достижений советской ме-
ДиЦиНы.

0браз замечательного русского  ученого—
отца новой науки геохимии, покойного
академика В. И. Вернадского — встает
перед пами, когда мы читаем постановле-
ние о Сталинских премиях. О движении.
атомов различных . элементов в почве
создал научную работу  член-корреспон-
дент Академии наук СССР А. П. Вивогра-
дов. один из учеников и ближайших со-
трудников В. И. Вернадехого. Охватывая
самые ‹пирокие вопросы «химического
хозяйства» нашей планеты, советская тео-
химия п, в частности, труд А. П. Вино-
традова. помогают. решать вместе с тем
риолне ‘конкретные проблемы сельского
хозяйства. ее

Олин из важнейших и самых трудных
вопросов современной физики — вопрос 0
природе тех сил, которые связывают друг
с. другом частицы, составляющие атомное
ядро, — близок к успешному разрешению
в значительной мере благодаря достиже-
ниям в изучении космических лучей. Еще

fo.

Ри ет < КИК -ЛИ

в 1927 толу советский физик a. B. ORO-
	бельцын нашел метод, который позволил
вести исследования космических лучей с
небывалым дотоле ‘успехом. Государство
предоставило ученым самые широкие 203-
можности. Работы велись многими Ipyil-
пами в разных местах страны, Ha CHe-
пиально построенных для этого высоко-
горных станниях.
	Эти усилия были вознаграждены круГ-
ным успехом, Работы академика Д. В.
Скобеленына. H. №. Добротина п Г, Т: За-
	АИ
		‚Советский народ от всей души одобряет
твердую и последовательную еталинекую
политику мира, выраженную в яеной sa-
конодательной форме. Сталинским бюджее-
том мира называет народ. нашей страны
Государственный бюджет СССР на 1951
тол. Сталинским законом называет он и
Закон о защите ‘мира, единодушно приня-
тый второй сессией Верховного Совета
СССР. — этог исторический документ о
	ee DY Ни» и 2% ое. ой

непреклонной решимости советеких люд
	ОТСТОЯТЬ Мир.
По всей стране проходят митинги и с0-
брания, посвященные новым Сталинским

законам мира.
— Мы горячо одобряем решения Bep-
	swe =e

4 стр. А. Чаковский. Горечь позора.
Е
О. Прудков. Монологи глухих. А. Софро-

№ 31 (2749) ‘ersepr, 15 mapta 1951 r. Цена 40 коп. нов. Финские заметки.

Ir enn

ВА
	Молодые силы советской литературы
	i.

Неустанные заботы большевистской
партии 0 приумножении духовных 09-
	гатетв нашей Родины принесли обильные.
урожаи. Литература наша пришла в по-.
слевоенный период к замечательному рае-
цвету. В этом расцвете соединилиеь твер-
ческие достижения литераторов старших
поколений и успехи молодых писателей.
Пожалуй, самое примечатольное в литера-
туре последних лет — это могучий и pa-
доетный приток новых вил в писательские
ряды.
	В 1947—1950 тг., за четыре года, про-
шедшие после первого Всесоюзного ссве-
щания молодых писателей, в Союз совет-
ских писателей СССР принято 650 ли-
тераторов. Только в областных издатель-
ствах вышли 262 книги, которые при-
надлежат авторам, выступающим  виер-
вые. За это же время более двухсот книг
выпустили лишь два московских  изда-
тельства — «Советский “ писатель» и
«Молодая гвардия». Нелишне при этом
упомянуть, что за это время правитель-
ство  присудило молодым писателям
45 Сталинских премий.

Новые литературные силы несут в 666е
богатое многообразие творческих дарова-
ний. Однако при всем этом многообразии
в облике и в тзорчестве молодых писате-
лей есть общие черты.
	Прежде веего в молодых писателях 19.
общее, что они принадлежат в поколениям
советских людей, выросших уже за годы
советекой власти и воспитанных еовет-,
ской школой, советскими университетами,
советскими трудовыми кодлективами.
Творчество молодых писателей великолеп-
но выражает целостность  коммунистиче-
ского мировоззрения, а признанный успех
их творчества — это, в первую голову,
победа большевистской идейности.

Придя в литературу из гущи народа, с
заводов, co erpoek и из колхозов, ‘они
принесли © собой серьезное знание совет-
ской действительности. Непосредственные
и активные участники строительетва вом-
мунизма, они, став писателями, остались
строителями коммунизма и в литературе.
Отеюда изображение жизни в ее револю-
ционном развитии, в движении, в перепек-
тиве: отсюда множество больших полити-
ческих и нравотвенных проблем и вонро-
сов, поставленных и разрешаемых в BREE
гах. Достоверное знание жизни и горячее
патриотическое стремление всячески уско-
рить движение нашей страны вперед, к
коммунизму, определили TO ‘обелоятель-
стро, что именно тема  совроменности
является генеральной темой творчества
молотых писателей.

новой книгой, не задумываясь над тем,
что’ наши старшие товаринти заняты на-
верняка не меньше нас, а неумение не
может служить оправданием.

Вина и беда кое-кого из моих  литера-
турных сверстников — в стремлении от-
страниться от общественной работы, от уча-
стия в деятельности Союза советеких пи-
сателей. Отказ от постоянных  обязанно-
стей и отдельных поручений  аргументи-
руется, например, тем, что это-де берет
много времени, тогда как писатель должен
главным образом  пиезть. Это верно,
писатель должен, прежде  веего, писать;
‘но советский нисотель по самой сути cBe-
ей является общественным деятелем я
не может быть оторванным от огромной
работы своей организации; оч не имезт
права не быть активным членом  своето
толлектива.
		ры и при этом пере- $ не означают. Попков

дать особенности язы- взялея за дело 0ез
В. АЖАЕВ, необходимой писа-

Ka современников. председатель Всессюзной комиссии г
Современный рз3- по работе с молелымч тельской подготовки.
говорный язык пере- писателями ССП СССР Больше того, он пи-
дает характер совет- es Cad книгу, Видимо,
ских люлей— их це- , 063 того внутреннего

леустремленность, деловитость, точность   творческого позыва, при котором человек
мысли, собранность, энергию. Высокий   не может ие писать. Книга ничем не вол-
общеобразорательный уровень, то состоя-   нует, в ней все расеудочно и мертво, нет
	дивых характеров.

Q добыче угля, о техпике шахтерекого
труда в книге рассказывается много, но
описания производственных процессов при-
митивны, похожи на переложение инет-
рукций,.

Читая эту книгу, невольно думаешь о
том, что издатели и редакторы в Красно-
яреке оказали нлохую услугу и читате-
лям и автору. Было бы во сто крат лучше,
если бы, получив рукопиеь, они не созда-
вали бы у Попкова ненужных иллюзий, а
терцеливо разъяснили, что вещь его не
художественна, что она  предетавляет
лить самую первую пробу пера, что Пон-
KORY Halo elle многое уяснить в писатель-
ском труде и долго, ‘упорно трудитрея,
прежде чем начать печататься.
		ние культуры, при котором весь народ.
учится и очень много читает, привели к
расчиетке языка от областничеевих иска-
	жений, бессмыеленных слов, «одесских»
кривляний. Широкое участие в полити-
ческой и общественной жизни страны,
	ставшие привычными для миллионов лю-
дей выступления на собраниях и совеща-
ниях сильно расширили рамки обиходного,
бытового языка. С другой стороны, мно-
гообразие профессий, непосредственное
знакомство с наукой и техникой обогати-
ли язык новыми понятиями о и выражс-
ниями п, кроме того, приучили к скупой
и слержанной точности выражения мысли.
		Выполняя указания партии и прави-
тельства, Союз советских писателей много
делает для выявления новых и новых
молодых писателей, для оказания им раз-
носторонней помощи. За годы, прошедшие
со времени первого Всесоюзного  совеща-
ния, сложились разнообразные формы и
метолы работы с молодыми  писалелямя.
	Комиссия союза, журналы и издатель
ства прорецензировали множество  поету-
пивших к ним рукописей. Одна только
комиссия по. работе с молодыми писателя-
ми ССП получила ‘и расемотрела за это
время до пятнадцати тысяч рукописей.
	` Первая рецензия нз произведение, Bod
лехтивное обсуждение его в местной пи-
сательской организации, вызев талантли-
вого автора в Москву, предоставление ему
зорчеекой командировки, дающей возмож-
ность выехать на завод или в колхоз, ио-
мощь опытного литератора, рекомендация
произвеления журналу или издательству,
выход книги, ее оценка в печати — Be
ввех этих важных для творческого разви-
тия писателя этанах организации CCL
стараютея не оставлять его без поддержки:

Союз писателей широко проводил твор-
ческие конференции молодых писателей на
местах. Только за последние месяцы, BO
время подготовки Всесоюзного совещания,
было проведено 59 республиканских и 00-
ластных конференций молодых писателей:
Они прошли © неодинаковым успехом, но
в пелом принеели большую пользу. __

Последний год Союз нисателей немало
занимался Литературным институтом имени
Горького — этой основной ‘базой  идей-
ной,  общеобразовательной и творческой
учебы молодых писателей. Наряду в ук-
реплением института руководящим и про-
фессорско-преподавательским составом бы-
ло обрашено 060бое внимание на необхо-
димость более строгого подхода к отбору
студентов. Литературный институт стал по
существу (а не только по назначению)
всесоюзным учебным заведением для твор-
чески оладенной литературной молодежи.

Нельзя не признать, однако, что во всей
этой своей деятельности Союз писателей
использует далеко не все возможности и
не справляется в должной мере с в0зрос-
шими сложными задачами по руководству
неслыханно развернувигимся за последние
тоды литературным движением. Организа-
ционная слабость Туководящих органов и
комиссий ССП приводит к тому, что мно-
гие хорошие начинания не завершаютея и
тонут в потоке текущей работы,  повее-
дневные заботы о талантливом авторе, 0
ценной рукописи вытесняются нередко
кампаниями и мероприятиями общего и
юбилейного характера. Слаба организаци-
онно-творческая связь комиссий с мет-
ными писательскими организациями. Вое
еще не наведен такой порядок работы @
рукописями, при котором все товарищи
получали бы во-время квалифицированнью

ответы. а звторы интересных рукописей

чувствовали бы, что они не зря обрати-
лись за помошью.

Союз писателей, в первую очередь, ко-
миссия по работе с молодыми писателями
не проявили должной настойчивости, что-
бы добиться издания ряда ЕНИГ В ПОМОЩЬ
начинающим авторам. Мы не сумели еще
ввести в практику широкое проведение
теоретических семинаров по еднной про-
грамме, а также обобщить опыт многих
конференций, на которых обсуждалось
творчество молодых писателей.

Несомненно, участники Всесоюзного с9-
вешания, обменявшиеь опытом и крити-
цески обсудив все недостатки в работе с
молодыми писателями, внесут много цен-
ных предложений. Само развитие дела уже
подсказывает необходимость создания тол-
стого литературно-художественного  жур-
нала писательской молодежи, где наряду
с художественными произведениями неча-
тались бы статьи в помошь молодым ав-
TODAM.

Веегоюзное совешание поможет (Союзу
писателей глубже уяснить, что главней-
шая и первая задача всех организаций
Союза писателей и всех писателей стар-
шего поколения заключается в повседнев-
ной любовной,  горьковской заботе a
молодых литературных силах, 06 пх
непрерывном  идейном и творческом. р9-
сто. А молодым писателям  Веесоюзное
совещание поможет разобраться в  недо-
статках их творчества и лучше понять
свой задачи. Совещание поможет им прэ-
никнуться пафосом неутомимой учебы и
труда. возбудит еше более страстное” эке-
лание быть в творчестве достойным вели-
	ких дел, свершаемых советским народом
под мудрым руководетвом товарища
Сталина.
	Пожелаем от всей души большой пло-
дотворной работы Веесоюзному совещанию
молодых писателей, которым принадлежит
великолепное будущее нашей дитературь!
	Добрые слова 0 молодых писателях не
означают, конечно, будто они в своем твор-
честве достигли совершенства. Речь’ шла о
принциниальных для всей литературы до-
стижениях в лучших книгах  носледнего
времени. А в критике нуждаются даже
лучшие вещи, не говоря уже о десятках
произведений, получивших общую хоро-
шую оценку, но содержащих в себе серьез-
ные недостатки.

Ростовский молодой писатель И. Котен-
ко опубликовал первую книгу романа
«Колхозники». Его произведение заелуи-
вает высокой оценки: оно оставляет вие-
чатление глубокой достоверности и прав-
ды. Читатель попалает в обетановку 0д-
	ного из районов Бубани, где десятки ROT:
YO2DR стапаютея ПОВЫСИТЬ произволетво
	хозов старзютея о повысить ирояееэАт в
хлеба. С основательным знанием дела №о-
тенко ставит важнейшие вотросы после-
военного колхозного строительства.
Вместе с тем в умной, хорошей книге
есть серъезные недостатки. Котенко щедро
PBOTHT в повествование новых и новых
	героев, но не очень заботится 05 «отдел-
	ке» их образов, многие из них играюз
нишь роль иллюстрации в той или иной
мысли.

И самый досадный промах: книга, без-
условно, в какой-то мере испорчена не-
утачным изображением так называемых
лиеных ‘и семейных отношений. Дело не
столько в том, что в романе почему-то все
страдают, неудачно любят, а больше в том,
что этн лирические коллизии не несут в
себе моральных нагрузок. не приводят к
решению каких-либо проблем, даны как
бы для одивления повествования. Тишь в
одном случае Котенко попытался поста-
вить вопрос о разладе межлу обществен-
ным долгом и любовью, HO He смог пре-
одолеть избитый ‘и скучный. птамн (ce-
кретарь райкома разлучен с женой, обу-
чающейся в городе).

Обратимся к другому произведению —
Е повести молодого писателя-москвича
Н. Евдокимова «Высокая должность»
(«Октябрь», № 9, 1950 год). Автор — че-
ловек талантливый, он создал произведе-
“ние © несомненными достоинствами.

° Однако, словно не до конца веря в свои
силы и в возможности полнокровного изо-
бражения героев в их деле, в труде, Евло-
кимов ввел в произведение чужеродвые
приемы, навеянные плохой литературой.

Ралость от знакомства с новым талант-
ливым молодым писателем снижается из-
за допущенных им промахов. Редколлегия
журнала, вообще-то много работающая с
молотыми авторами, напрасно в данном
случае не подсказала Евдокимову. что ему
необходимо серьезнее и ответственнее от-

носитьея к своему ларованию.
	Возьмем теперь книгу не с ОТДРЛЬНЫМИ_

промахами и ошибками, а в основе своей
незрелую,  недоработанную и поэтому
плохую. Я имею ввиду роман «Наше род-
ное» молодого писателя. Н. Волкова (опуб-
тликован в альманахе «Енисей» и журнале
«Сибирские огни» в 1950 году).

Волков прелиринял едва ли не первую
в советской литературе полытку расска-
зать о людях советской торговли. Cuocob-
ности автора и знание им жизни прояви-
лись в ряде удач книги; вызывают сим-
Warn отдельные образы, в частности
центральный образ Лены, прошелшей путь
от уборщицы до директора крупного тор-
тового учреждения; читатель видит герозв
в работе и невольно думает о патриотизме
людей, выполняющих благородную обязан-
ность снабжать всем необходимым парод.

В целом от книги остается виечатление
неудовлетворенности. Работа не доведена
до конпа, опубликована преждевременно,
поспепеню. Не умея выделить главное, ти-
пическое. автор романа решил «охватить»
действием все тины магазинов, все су-
шествующие торговые должности. С пол-
ной потерей чувства меры Волков описал
множество заседаний и производетвенных
совещаний, причем сделал это средствами
стенографистки, а не художника.

Но самое слабое в книге «Наше род-
ное» — удивительно захламленный канце-
ляритиной. серый, нстертый язык. & MHO-
жеством небрежностей и неточностей. е на-
рушениями. правил грамматики, с мнимы-
ми красивостями и’ безвкуено. выепренни-
	ми рыражениями.
	Желание поскорее опубликовать свое
произведение, скорее поделиться е читате-
лями своими сожровенными мыелями и
чуветвами по-человечески понятно, одна-
ко оно He оправдывает ни торопливоеть,
ни спешку в работе. № чему приводит по-
добная епешка, показывает пример книги
«Наше родное». А ведь Волкову советова-
ли —— не торонитьея, основательно, гол-
другой поработать над вещью. Такой же
торарищеский. правильный совет был дан
в конце 1949 rola молодым и оларенным
писателям А; Муравьеву (г. Тайшет) и
Ф. Таурину (г. Якутек) на Иркутской
писательской конференции, где их книги
«В маленьком городе» и «В одной цели»
обстоятельно ‘обсуждались. В лолжной мере
они этому доброму слову не вняли, над
своими книгами поработали мало, и через
несколько месяцев их произведения, obe-
шавшие быть интересными, появились В
свет- в Мокутске в явно незавершенном
виле, с многими недостатками:

Принимаяеь за новую работу, любому
писателю, -— не только  молелому, — не
мешает  инотла  отлянуться на полку.
с книгами, прославившими  отечествен-
ную литературу, для того, чтобы на-
братьея мужественной готовности на
труд, равный подвигу. Писатель обязан
всегла учиться, повышать свое мастер-
ство. Между тем далеко не у всех молэ-
дых и начинающих писателей воспитан
этот пафос непрерывной учебы. Весьма
нередки примеры стремления добиться pe-
зультата не самым трудным путем. Наде-
Ach HA свои способности, товарищи забы-
вают. что даже самый большой талант не
избавляет от необходимости учиться и ра-
ботать долгие годы.

Жаждый может согласиться, что нельзя
создать нечто новое в. литературе, не зная
в совершенстве родной язык и родную ли-
 тературу,- не имея представления 06 эле-
 ментарных правилах писательского дела
и хотя-бы небольшого навыка в нем. Од-
нако иные начинающие авторы  про-
являют нежелание прислушаться к до5-
рым советам и неутомимо посылают одни
и те же рукописи во многие редакции,
жалуясь на бездупие редакторов и рецен-
зонтов, в приннине правых в евоей стро-
гой требовательноетн.

Обычно  профессионализация писателя
происхотит закономерно, после накопления
  остаточного опыта. Но у некоторых мо-
` лодых писателей наблюдается активное
стремление к чрезмерно ранней пфофосето-
  нолизации. Стремление это вредно, оно
  гоРюрит 0 песерьезном,  легкомыеленном

‘отношении и к литературе и Е 0666. Ц
существу, попытки поскорее профессиона-
лизироваться означают желание быстро
прийти не в литературу, а в литературный
быт. Ибо создать хорошее произведение
так же трудно члену Союза советских пи-
сателей, как и не члену. А странное и
неблагодарное стремление во что бы то ни
стало оторваться от своей прежней, зача-
стую интересной и умной  специальноети
приводит лишь к отрыву от живых и не-
посредетвенных связей с жизнью.

Я был бы несамокритичен, если бы не
сказал кое-что о работе того поколения
писателей, к которому принадлежу сам.
Очевилно, не без основания нас продол-
жают называть молодыми, хотя это не ро
всех случаях совпадает е признаками воз-
раста и творческого стажа. Мой сверстня-
ки в литературе являются профеессиональ-
ными писателями, занимают известное но-
ложение в литературном цехе, и, следовяа-
тельно, к их работе должна быть предъяв-
лена высокая  тэебовалельность. Полагаю,
что им тоже (следовательно. и мне лич-
HO) можно, в порядке критики, адресовать
  упрек в недостатке пафоса учебы. Этот
недостаток проявляется и в том, что не у
  всех совершенствуется  мастеретво OT OI-
ного ‘пизведения к другому, и в том, что
нет отчетливо выраженного и активного
стремления ‘устранить пробелы в 0бразо-
patna. Нелостаток пафоса учебы заметан
	ИНУ- i Dect PERL RL   RANA LENE EEA REE NO  E IEE
‚на- Ии В НОжЖелании раздвинуть жанровые рам-
	ки творчества. 3 частноети, мы — авторы

‚больших романов. и повестей — почти He
занимаемся публициетикой, ограничиваясь
`созерцанием того, как эту нелегкую ногу
блистательно несут писатели старших по-
колений. Недооценивать боевое значение
публицистической статьи. памфлета или
фельетона невозможно, однако мы не TO-
ропимся активно откликнуться на призы-
	вы и приглашения редакторов Passer
журналов. Обычно мы стараемся  укло-
НИТЬСя OT этой нагрузки, ссылаясь Ha
	неумение или на занятость работой над
	— Механизировать  трудоемкие рабэ-
	ТЫ — это значит нз тлькэ увеличить про-
	извотитгельноеть. но освободить миллионы
	людей от. тяжелого физического труда, еде-
лать рабочих машиниетами! И por перед
	нами создание конетруктора A. Ji. Гридина
	‘и группы инженеров — новый вид уголь-
	ного комбайна для разработки тонких н)-
погонадающих пластов. Эта машина почти
полностью исключает труд  навалоотбой-
щиков, она требует высококвалифициро-
ванных операторов.

— Довести культуру рабочих до уров-
ня инженеров и техников! Вот перед нами
завод. который получает алюминиевые ,
	‚чунгеи. а Выдает коробки с готовыми авто-
	мобильными поричями. И нигде человех.
не прикасается ни к детали, ни к ммшине.
Это — первый в мире завод-автомат, епрэ-
вктированный под руководством члена-кор-

респондента Академии наук СССР В. И.
Дикушина.
	— 0Обзепечить грандиозные земляные
работы Ha стройках коммунизма машина-
ми, мощность которых соответствовала бы
масштабам этих строек! ИМ мы видим,
как на нескольких поездах отправляется нз
юг с Урала чудо строительной техники —
шагающий экскаватор, разъятый для даль-
него передвижения на тысячи частей. Но-
вый гигант создан под руководством кон-
структора В. И. Сатовекого и является
гордостью Уралмаша — отца заводов.
	oH
	Исходя из черт живого современника,
советские писатели пришли в своих кни-
гах к художественному  убедительному
утверждению положительного героя.

Хто он и каков он — верный чертам
живого прототипа литературный герой,
сделавшийся образцом для подражания,
герой, у которого учатея жить и трудить-
ся советские юноши и девушки, равно
как и прогрессивная молодежь всего ми-
		va
Te:
	por
att:
		великая пель пробудила могучие, неис-
чернаемые духовные силы.

Думается, лучшие книги послевоенной
художественной прозы дают основание го-
ворить не только о нозаторетве содержа-
	HHA, но и о неизежных в связи с этим
	новатореких изменениях Форм  художе-
ственного изображения жизни и людей.
Метод изображения героев в труде, в от-
ношении в труду (и через это — B OT-
ношении в Родине. в строительству ком-
мунизма) дает новые и неслыханно бога-
тые, пе использованные ео по-наетоя-

щему возможности для глубокого проник-
повения BO внутренний мир человека.
	Иитераторы и литературоведы, д0 сих
пор недоверчиво называющие книги 0
людях труда «производственными», Ha-
прасно опасаются обеднения духовного
мира человека при показе его якобы с од-
HOM, так называемой «производственной»
стороны. Лучшие наши книги,  поевя-
щенные людям труда («Водители», «Жат-
ва», «Сталь и шлак», «Кавалер Золотой
Звезды»), изображают жизнь не одноето-
ронне, а во всей ее сложности и полноте.
	Новаторская черта лучших прозаических
произведений молодых писателей —
большое количество  тероев, населяющих
книги. Правильно отмечалось в критике,
что это не просто арифметическое  соеди-
нение многих индивидуальных  человече-
ских судеб, а нечто качественно иное: мо-
гучее товарищество людей. связанных во-
едино великой целью и общей, веегла коч-
кретной трудовой задачей.

Заметим и другую особенность круп-
ных прозаических ° произведений: сюже-
том, двигающим повествование, все чаще
становится дело, которое объединяет всех
тероев в трудовой коллектив. Люб5е важ

ное государственное дело — новая строй-
‚ва, важный новаторский почин ‘на заво-
‘де. укруннение колхозов — в такой ‘мере
	сложно. настолько полно трудностей, что
писатель, вели только он отваживается
итти нелегким путем в творчестве и не
прибегает к упрощениям, получает ие-
ограниченные возмежноети показать че-
ловека, проодолевающего громадные труд-
ности и разнообразно проявляющего свон
луховные качества.
	Даже и в коротком разговоре о некото-
рых особенностях творчества новых сил
нашей литературы нельзя не коснуться
вопроса языка и стиля. Мне думается,
молодым писателям в их лучших рабо-
	тах удалось исцользовать драгоценные CO-
`кровища классической русской литерату-
	ша техническая мыель предлагает инду-
стрии все новые и повые средства произ-
водства. :

А навстречу этой совершенной технике
движетея творчество  рабочих-новаторов..
Как и в прошлем году, среди награжлен-
ных немало практиков народного хозяй-
ства. Пе только в замене человека маши-
ной, 10 и в том, что человек возле маши-
ны становится твоуцом, изобретателем, но-
зватором техники, ‘состоит стирание граней
межлу умственным и физическим трудом.

Сталинские премии 1950 года — это
премии мира. Как и все развитие нашето
хозяйства и нашей культуры  послевоен-
ных лет, награждение Сталинекими пре-
миями работ 1950 года идет под знахом
слов товарища Сталина, сказанных в ето
беседе ‘с корреспондентом «Правды»:

«Понятно, что если Советский Союз не
сокращает, а, наоборот, расширяет граж-
‘данскую промышленность, не свертывает,
а, наоборот, тразвертывает строительство
новых грандиозных гидростанций и ороси-
тельных систем, не прекращает, а, на-
‘оборот, продолжает политику снижения
цен, — то он He может одновременно с
этим раздувать военную промьытиленность
и умножать свои вооруженные силы, не
  рискуя оказатьея в состоянии банкрот-
етвч». р

Сталинские премии 1950 года — еще
одно красноречивое свидетельство той гро-
мадной созилательной работы, которую ве-
  дет советский народ на всем безграничном
`пространстве своей страны во имя мирного

пронветания Родины, BO AMA движения к
КОММУНИЗМУ.
	ЗАКОНЫ

МИРА
	ским трудом будем крепить мощь Ване.
осуларства — оплота мира, —— заявили на.
	сРойх митингах рабочие Московекого автэ-
мобильного завола имени Сталина, а также
трудящиеся других предприятий столицы.

— Каждая цифра бюджета нашей мо-
гучей Родины лучше всяких слов свиде-
тельствует о том, что советекие люди 3il-
няты мирным трудом, — заявляют Герои
Социалистического Труда колхозники сель-
скохозяйственной артели им. Буденного,
Одесской области. Анна Возин, Павел Ве-
дута, Нина Яковлева, Серафима Чечукова
‘и Ефросиния Ведута.
	Митинги, посвященные итогам сессив,
‘проходят во всех союзных республиках.
	Ее большее огорчение приносит эва-.
	кометво с изданной в 1950 голу праено-
ярким издательством первой книгой
А. Попкова «Дорога счастья».

Горный инженер по  сиециальности,
А. Попков задалея пелью показать, Kak
сибирские шахтеры борются за механиза-
пию производства. Очевилно. автор знает

OO ne EO

материал, положенный в основу книги. Но
сами по себе тема и материал еще ничего