К 25-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ
д. ФУРМАНОВА
		СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
	СТРОИТЕЛЬНИЦЫ
	проверяет его уроки. В восемь приходит
муж. А через часок Елизавета Михайло-

вна надевает полушубок.

— Куда?

—- Да сбегаю, проверю, как у них
там...
		ся. Переезжающий дом — это здесь явле-
ние обычное.

На волжеком просторе — лее буровых
вышек, лымки из труд теплушек, постав-
ленных на льду, множество людей. Одни
расчищают рабочую площадку, другие
Нрорубают майны в метровом льду, на том
месте, где строится перемычка.
			туре, реалистические традиции класси-
ков русской литературы. «Ма  лите-
ратуру мы привыкли смотреть, как Ha
отражение жизни, — писал он в эт0и
статье. — В литературных произведениях
за словами и образами мы привыкли Ри-
деть илеи и настроения, которые волновя-
ли творцов, а вместе с ними и общество,
их породившее, воспитавшее и питающео
своими соками. От литературных ироизве-
дений мы привыкли ждать и бодрых ири-
зывов и смелых дерзаний, ярких надежд и
веры, веры, веры в победу!»

( какой заботой относился Фурманов к
великому языковому наследству русской
классической литературы, свидетельствует
его залтись, сохранившаяся в архиве: «На-
ло любить и хранить те образцы русского
языка. которые унаслеловали мы от перво-
классных мастеров». 00 этом же говорит
одна из его рецензий на произведение на-
чинающего писателя. В этой рецензии ой
решительно осуждал азтора 34 TO, что TOT
засоряет язык диалектизмами, вылуманны-
ми и нарочито неправильными словами,
стилизаторской речью: «Вы ошибочно взя-
ли псевдонародный язык... «Чаво», «вед-
меть», «када», «тада» и т. п. вовсе Te
являются типичной рабочей речью... 0т-
дельные рабочие, конечно, могли говорить
и так. но нельзя этого обобщать и распро-
странять на всех рабочих, как правило.
Это неверно, а потому и художественно
фальниво». :

Но. выступая в защиту классического
наследия, руководствуясь в собственном
творчестве образцами великой русской ли-
тературы, Фурманов не ограничивалея мс-
ханическим восприятием этого наследия.
Он отчетливо понимал, что в новую, CO-
цналдистическую эпоху, озаренную вели-
ким учением Ленина-—Оталина, каждый
советский писатель должен овладеть этим
учением. Вот как он выразил это в пиеь-
ме отному начинающему автору:

«Мастерство  нисательское образуется
не от одного природного дарования -—— его
нало еще развивать, совершенствовать, по-
полнять свои знания, много читать, 060-
бенно высочайших мастеров слова, боль-
ших художников — вдумываться В мано-
ру и в: характер их творчества, усваивать
(на первое время) от них некоторые бес-
спорно пенные навыки, приемы и прочее,
прочее. Нало учиться ленинизму — глубо-
кому ‘и верному пониманию жизни и чело-
веческих отношений, иначе всем вашим
писаниям будет грош пена, раз не поймете
и не усвоите себе основного: науки о
жизни, о борьбе, обо всем, что найдете в
книгах Ленина и в других книгах, осве-
щающих и разбирающих его учение. Это
единственно верный путь сделаться зна-
чительным художником; с одной стороны,
изучать ленинизм, ¢€ другой, — величайших.

Неизвестная статья М. Залки о Д. Фурманове
	В ночь после смерти выдающегося советского писателя Дм. Фурма-

Обе емо na.

нова ROPOTRY статьн?, IN EAL RE RA y  A NEA SR Pere FA NO
Залка. Но случайным обстоятельствам статья эта, предсте
непосредственный отклик Матэ Залки на известие о смерти
	любимого им Фурманова, не была опубликована в то время, но COX
нилась y товарища Н. Хлебникова — члена комиссии по организации
	т нилась у товарища и. ALCOR о о BN ie” NL RE DIE EEE TAT TOE

Д. Фурманов, mpo- похорон. Мы публикуем отрывок из этой статьи: : ве GPePANGh в ве
пагандируя  ленинекие памяти. Во грандиозных
взгляды из искусство, «М UT A Me успехах советской п
неоднократно выступал   «Я и другие мои товарищи не можем понять умом, что Фурманова   ТеРАТУРЫ мы ПРЕ

в защиту русской клас-   нет. Нет его, сильного, бодрого,оседлавшего жизнь, твердо закаленного жаем ясно видеть и
сическои литературы,   всадника... Вот путь его жизни. Вознесенск (Иваново.— Ред.) — кипучая,   ценный вклад.

видя в ней образец идей-   революционная работа. Урал, Семиреченск — путь огненной борьбы. На могильной плите

1 ‘10-  Потом Фурманов повесил свою обрую кубанскую саблю на стену у изго- .
ности FE BHRICOROrO худо yp о добрую кубанскую саблю на CTCHY V MOO   сн  Brcete-
	НЫ КЛИНОК И КНИГА. an
символ жизни и борьбы
Дмитрия Фурманова, 20
	жественного мастерства.
В статье «Завядший бу-
кет» Фурманов противо-
	м.

ловья и продолжил пламенный бой другим оружием. « 1allaeBy,

He ae , >
B. PIOPHKOB a   форме и содержанию», и предостерегал  указывал, что со взглядами Толетого ми-   заболевший венерической болезнью и т

i ng И
		Полны глубокой поучительности письма
Ленина, содержащие критику оппортуниз-
ма в теории и практике, разоблачающие
экономизм и легальный марксизм, бого-
строительство. Принципиальная  полити-
ка —— единственно правильная политикл.
Резко обрушивалея Ленин на  неопре-
деленность, межеумочность ВЗГЛЯДОВ.
«У кого веть хоть капля политической че-
сти и политической честности, тот дол-
жен перестать вилять и хитрить (это не
удалось даже Плеханову...), тот должен
занять определенную позицию и отстаивать
свои убеждения».

Создавая партию, Ленин проявлял ве-
личайшую заботу о чиетоте идейных пэ-
зипий партии, искореняя всяческую бес-
хребетность,  беспринципнюсть,  еоглаша-
тельство с врагом.

Ленин прямо и открыто говорил о труд-
Hocrax борьбы, но через все трудности и
испытания нес великий революционный
оптимизм, веру в победу. <...В вопросе о
нашей победе мы оптимисты», —пиеал он.

Великая вера в массы и тесная, нераз-
рывная связь с ними была источником
этого непоколебимого ‘оптимизма. Новый
вождь новых Macc, простых и обыкновен-
ных масс глубочайтих «низов» человече-
ства — так называл Ленина И. В. Сталин.
	Личная нереписка Ленина с рабочими,
с работниками партийных организаций до-
ходила до 300 писем в месяц. Он жадно
ловил всякую весточку из рабочих круж-
ков, с заводов и фабрик.

«...Идите смелее и шире к рабочим...» —
требовал Владимир Ильич и в 10 же вре-
мя вел жестокую борьбу се теми, кто хо-
тел «еогнуться» до уровня рядового радо-
чего, кто забывал 00 обязанности вносить
в массы социалистическое сознание, не
только собирать Факты, а политическим
обобщать, осмыеливать их, учить и вос-
питывать на этих обобщениях.
	«Неужели наша цель ириближаться к
«массе», а не поднимать эту уже зашеве-
лившуюся массу до степени организован
ном политического движения?” Неужели
нам недостает писем се фабрик и заводов,
а не политических обличений, политиче-
ского знания, политических обобще-
ний».

Хороша не веякая «близость к жизни»,
а такая близость, в которой внимательное
и разностороннее изучение явлений дей-
ствительности сочетается с глубоким п-
титическим обобщением этих явлений.
	против всякого упрощенното, примитивно-
го подхода К сложному вопросу, требую-
щему большой гибкости и чуткости.

В одном из замечательных писем к
Горькому Ленин пишет 0б отромной роли
литературы в борьбе с распадом и уны-
нием, охватившим лагерь’ буржуазной ин-
теллигенции после спада революционной
волны. Е

«Во сколько раз выиграла бы и пар-
тийная работа через газету, не столь одно-
стороннюю, как прежде, — и литератор-
ская работа, теснее связавшись с партий-
HOH, с систематическим, непрерывным в0з-
действием на партию! Чобы не «набеги»
были, а сплошной натиск по всей линии,
без остановки, без пробелов, чтобы
с.-д. большевики не только нападали по
частям на всяких оболтуеов, а завоевыва-
ли все и вся...».

В борьбе за партийность литературы, за
искусство, воспитывающее и похнимающее
массы, Владимир Ильич отводил громад-
ную роль литературной крити-
ке. В том же письме к Горькому Ленин
бичует бесхребетную, беспринципную кри-
тику либеральных журналов. .

«Ох, несть добра в 060бых, длинных
литературно-критических статьях -— pac-
сыпающихся по разным полупартийным и
вненартийным журналам! Лучше бы нам
попробовать едедать шаг дальше от этой
интеллигентской старой, барской замалг-
ки,, сиречь связать и литературную крм-
тику теснее с партийной работой, с Py-
KOBOTCTBROM партией».

Для критики, для любого органа печати
Ленин считал самым главным определить
идейное направление. «Журнал без на-
правления — вещь нелепая, несуразная,
скандальная и вредная».

Журнал есть «политическое выступле-
ние, политическое предприятие». Ленин
подчеркивает, что нельзя в журнале гово-
рить 0 политике без выяснения отношения
К коренным вопреам революции, & Марк-
сизму, к социал-демократии. Он рештитель-
но критиковал проявления идейной нераз-
борчивоети,  нетребовательности, бесприн-
нипной «вееязаноети».

Тридцать четвертый и тридцать пятый
тома Собрания сочинений Владимира
Ильича Ленина завершают четвертое изда-
ние его сочинений. В этих томах собраны
лисьма Владимира Ильича с 1895 года по
1922 гол. В опубликованных письмах от-
ражена огромная разносторонняя деятель-
ность великого вождя по созданию боль-
шевистской партии, ето  непримиримая
борьба с о оппортунизмом всех мастей,
борьба за пролетарекую революцию, да
диктатуру рабочего класса. В них отра-
жено ленинское руководство первым в ми-
ре социалистическим государством.

Громалные исторические события стоят
за простыми, скупыми строчками писем.
В письмах 90-х годов Ленин — организа-
тор подпольных марксиетских кружков —
дает советы по организации нелегальной
работы, входя во все детали, вилоть до
техничекой обработки шифрованных до-
несений, до способов доставки партийной
литературы в чемоданах © двойным дном...
В письмах советеких лет содержатся важ-
нейнтие указания по проведению огромных
государственных мероприятий. Разве уже
в этом не выражается исторический путь,
пройденный партией, — путь от подполь-
ных кружков в положению правящей
партии, ведущей силы могучего социали-
стического государетва?

Жизнь, посвященная борьбе, раскры-
ваелся в письмах Владимира Ильича.
В одном из писем он говорит:

«Вот она, судьба моя. Одна боевая
кампания за другой-— против политиче-
ских глупостей, пошлостей, опнортунизуз
и т. д.

Это с 1893 гола. Й ненавиеть пошля-
ков из-за этого. Ну, а я все же не про-
менял бы сей судьбы на «мир» с пошля-
вами».

Геняй революции, величайший мастер
революционного руководетва, Ленин соче-
тал теоретическую мощь с практическим
организационным опытом пролетарской
борьбы. В своих письмах он обращаетея к
вопросам политики, философии, партийно-
го строительства, экономики, литературы,
морали. Круг вопросов, затронутых в
письмах, необычайно игирок. Ho Bo Bees
этом многообразии поражает замечатель-
ное единство, созданное боевым, револю-
ционным мировоззрением.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 15 марта 1951 г. № 31
	вступающий в клуб самоубийц, то вида
ющий в религиозное исступление; жури-
лист-провокалюр; бывший революционер,
садистеки колющий  шилом  залергую в
клетке мышь, и т. д. ит. п, — BOT
действующие лица романа, в которо
нег ни одного духовно и физически здоро
вого и полноценного человека, а отврати-
тельные уроды на каждом шагу обнажают
свои изъязвленные души.

Ленин раскрывает самое существо пре
изведения, столь типичного для разлага-
щейся буржуазной литературы. Он пишет:

«Вот ахинея и глупость! Соединить вме
	сте побольше всяких «ужасов», собрат
воедино и «порок» и «сифилис» и рома:
ническюе  злодейетво с рымогательствох
	денег за тайну (и с превращением сестры
обираемото субъекта в любовницы) и 0%
над доктором! Все это с истериками, с вы:
вертами, с претензиями на «свою» теорию
организации проституток...

В «Речи» про роман сказано, чм мх
ражание Достоевскому и что есть хорошее.
Подражание есть, по-моему, и архисквер-
ное подражание зрхискверному Достоевек-
му. Шо одиночке бывает,. конечно, в жизни
вее то из «ужасов», чло описывает Винни-
ченко. Но соединить их веб вместе и та-
ким образом — значит, малевать

ужасы, пужать и свое воображение и че
тателя, «забивать» себя и ем.
	Мне пришлось однажды провести ночь 0
больным (белой горячкой) товарищем —
и однажды «уговаривать» товарища, 19-
кушавшегося на самоубийство (после 19:
кушения) и виоследетвии, через несколько
лет кончившего-таки самоубийством, 0
воспоминания — а 1а Винниченко. Но в
обоих случаях это были маленькие кусочки
жизни обоих товарищей, А этот претенци-
озный махровый дурак Винниченко, любу-
ющийся собой, сделал отсюда коллекцию
сплошь ужасов — ероото рода «на 2 нен-
са ужасов». Вррр... Муть, ерунда, досадно,
что тратил время на чтение».

Ленин проницательно замечает, что прё-
изведения, наполненные полобными <ужа-
сами» и уродетвами. забирают ч13-
	Vee уродствами, SAU BRANT UTA
теля. Именно забивают -— полавляют в9-
	лю K борьбе, развивают настрмение озна“
дежноети и безисходноети, звесляют недо
верие к человеку и сомнение в ем сйлах.
Эта мыель Ленина с 0е0бой силой звучит
сегодня, когда темы контмаров, ужасов и
уродств так птироко прелетавлены в бур:
жуазной литературе. Империалиетичееких
главарям хотелось бы, чтобы мутный 19-
TOR произведений, в которых человек уби-
вает, предает, изменяет, опять убивает,
демонстрирует всяческие извращения,
снес на’ своем пути все чиетое и благорот-
	ное, оставив в душе читателя только скеп-
CHC, цинизм и безразличие ко всему —
	В ряде писем Денин дает замечательные
уроки гибкой, чуткой к условиям дня так-
тики, но эта гибкость сочетается с же-
лезной  непреклонностью там, где речь
идет о коренных вопросах марксизма.

Когда оппортуниеты требовали, чтобы
боевая и революционная статья товарища
И. В. Сталина по национальному вопросу
  была напечатана как  дискуссионная,
В. И. Ленин отвечал:

«Конечно, мы абсолютно прётив. Статья
очень хороша. Вопрос боевой и мы
не сдадим ни на иоту принципиальной
позиции против бундовекой сволочи».

В этом. впервые полностью публикуе-
мом, письме отчетливо выражено и иеклю-
чительно любовное отношение Ильича к
товарищу Сталину, высокая оценка его
работ и непримиримое, не знающее коч-
промиссов отношение к идейной борьбе.

«За попытки поносить марксизм или
путать политику рабочей партии воевать
будем не щадя живота», — пишет он Горь-
кому.

До конца с полной ясностью определить
идейные позиции, последовательно и убеж-
денно отстливать свои взгляды, основывая
практическую деятельность на непоколе-
бимой, монолитной основе марксистской

теории, — вот чему учит Фенин.
. aoe
ate
	Суждения Ленина о литературе и искуе-
стве входили в единый неразрывный круг
политических и философеких взглядов, оп-
ределялись революционными убеждениями,
	материалистически-диалектическим — мирэ-.
воззрением.
В период нарастания революционных.
	событий 1905 года Ленин выдвинул нрин-
Hin партийной литературы — великий
вклад его в науку о литературе.
Кадетская идея «беспартийности» в 05-
становке революционных событий была
средством борьбы против привлечения сил
	передовой интеллигенции, B TOM чиеле и
	писательской, на юзиции последователь-
ной, боевой революционности. «Беспартий-
ность в буржуазном обществе сеть лишь
лицемерное, прикрылюе, нассивное выражь-
ние принадлежности к партии сытых, к
партии  госнодетвующих, к партии экс-
плуататоров.

Беснаугийность есть идея буржуазная.
Партийность есть идея  социалиетиче-
ская», — указывал Демин.

Ленин подчеркивал, что «литературная
	чаеть партийного дела  шюлетариата не
может быть шаблонно  отождестваяема с.
другими частями паргийного дела пнроло-
	тариата», что «в этом деле безуеловио ие-.
	ооходимо обеспечение большего простора
HOTT инициативе, индивидуальным
склонностям, простора мысли и фантазии,
	риться он Ht может.

«...Толетому ни «пассивизма», ни анар-
хизма, ни народничества, ни религии спу-
скать нельзя».

Иенин знал, что «лицемеры и жулики»
из Толетого «евятого будут делать», и под-
черкивал, что только величайшая  посл®-
довательность и четкость взглядов может
быть основой критики Толетото. Он зам®-
чает иронически в адрес либеральной пе-
чати: «Но где же «Современнику» бороть-
ся против «летенды о Толетом и религии
его». Это — Водовозов с Лопатиным? Шу-
тить изволите».

Тиберальным критикам, путаникам и
эклектикам не раскрыть правды о Toa-
стом, — эта правда может быть раскрыта
только тем, кло оценит Толстого е точки
зрения развития русской революцщии. Из-
вестно, что такой опенки не мог дать Тол-
стому даже Плеханов. Эту оценку дал
Ленин, вождь партии нового Tuma.

С болышй теплотой пишет Ленин о
творчестве Салтыкова-Щедрина. Он отме-
чает напечатанную в «Правде» статью
Витимекого (Ольминекого), в которой с
точки зрения современности истолковыва-
лись произведения Салтыкова-ШЩедрина.

«Хорошо бы вообще от времени до вре-
мени вспоминать, цитировать и растолко-
вывать в «Правде» Щедрина и хругих пи-
сателей «старой» народнической демокра-
тии».

Высоко ценивший в литературе все
передовое, Ленин был непримирим по
отнонению к литературе безидейной, упа-
дочной, больной.

В 35-м томе воспроизведено замечалель-
нов письмо к Иноссе Арманд, имеющее
серьезнейтее принципиальное значение.

В письме говорится о романе «Заветы
отцов» В. Вилитиченко, украинского бур-
жуазного нациюналиста. Роман был наие-
чатан в 1914 году в ХУ книжке арцы-
башевского сборника «Земля». Сборник
этот был прибежищем для писателей, от-
шатнувщихея от революции, и специализи-
ровалея на публикации произведений, про-
никнутых духом разложения, упадочниче-
ства, неверия в человека. XIV книжку
«Земли» открывал грязный ‘рассказ Арцы-
башева «Рассказ об одной пощечине», в ко-
тором оправдывалось отношение к жен-
щине, как к лживой и развратной самка.

Подетать рассказу Арцыбашева был и
роман «Заветы отцов», бесталанно позто-
	рявший мотивы и разы буржуазной ar.
	тературы эпохи реакции. Вимниче! 160 ha-
громоздил в нем громадное количество бо-
лезпенных историй, наеелил изображенный

ИМ ‘город уродливыми, отвратительными
	`фигурами. Девушка Тоня, ставшая прости-
	туткой; доктор оаболотько, ищущий праз-
ду в публичном доме; брат его, гимназиет,
	Этот революционный,  выеокоидейный
подход определяет и содержащиеся в пиеъ-
мах высказывания Владимира Ильича о
русских писателях прошлом. Отношение
Ленина к русекой клаесической литефату-
пе замечательно глубиной понимания ду-
	ховного наследства народа во вееи его
сложноети и противоречивости. Таковы
гениальные выеказырания 6гоо Л. Толетом.
	Цетя гениального русского писателя,
понимая вое значение созданных HM odpa-
	зов русской жизни, Ценин в то же время