КО ВТОРОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СОВЕШАНИЮ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
	БОЛЬШЕ УЧИТЬСЯ!
	К. ЛЖАРМАГАМБЕТОВ,
	ответственный секретарь правления Союза
советских писателей Казахстана
	Около ста делегатов приняли участие
во второй республиканской конференции
мололых и начинающих писателей Вазах-
стана, которая состоялась в конце прош-
лого года. С циклом сюжетных стихов
принел на конференцию молодой талант-
ливый поэт М. Алимбаев. Начинающий
баснониеен М. Балыкин, ноэт М. Байсен-
тов, ноэт и переводчик J. Craamosce =
вот некоторые из имен нашей литератур-
ной молодежи, чьи створческие успехи
были отмечены на конференции.
	Свежими силами инополняются и ряды
прозаиков. Первый роман А. Нурненсова
«Курляндия», рассказывающий о Великой
Отечественной войне, в которой У\частво-
вал автор, и повесть М, Иманжанова «Пер-
вые месяцы» — о воспитательной роли
коллектива сельской школы в деревне —
удостоились премий на республиканском
конкурсе, посвященном 30-летию  Базах-
ской ССР.

Однако в творчестве молодых писателей
есть и серьезные промахи, прежде Beero—
небрежное отношение к качеству своей ра-
боты, неумение раскрывать характеры лю-
дей, неразборчивость в отборе жизненных
фактов, бедность и сухость языка.

Почему в стихах иных начинающих
поэтов слииком чаето встречаются стро-.
ки. посвященные шумному ветру, бушую-
щей пурге, играющей волне, зато не на-
ходит в них читатель героя налиих дней,
советского человека? Потому что эти ав-
торы, живя в гуще народа, работая в кол-
лективе, в колхозе или на предприятии,
занимаясь в учебном заведении, часто
не замечают того, что происходит вокруг
них. Темы для своих произведений такие
авторы берут не из жизни, а из кинг.

Среди молодых литераторов есть товари-
ши, которые думают, что без толетого ро-
мана, без болыной поэмы не получишь
признания в литературе. А. Раимбеков за
последние три тода написал три романа в
стихах общим объемом сорок тысяч строк.
Прозаик Баезов за год исписал 36 тетра-
лей, пытаясь написать автобнографиче-
ский роман, хотя собственная его биогра-
фия слишком бедна еще жизненным опы-
том и не дает для такой попытки доста-
точных оснований. Нужно ли объяснять,
что их стремления ошибочны, что им сле-
дует раньше овладеть мастерством, нако-
пить жизненный и писательский опыт.

Лишь повседневное внимание к начи-
нающим писателям и систематическая ра-
бота с ними могут обеспечить нормальное
пополнение кадров нашей литературы. Эту
работу мы — работники Союза писателей
Казахетана =—— считаем самым неотложным

своим лелом.
	За поллинное новаторство
	Мирсаид МИРШАКАР,
советских писателей Тапжинкистана
	телей и читателей. Он начал исправлять
свои ошибки, 0 чем можно судить по erm
WOCACUIRM произведениям.
	Основная группа молодых поэтов ACHO
и правильно понимает и видит цель, Be
имя Которой пишет. Именно ей, этой цели,
они подчиняют основной замысел своих
произведений. Эти поэты твердо знают, что
новзя тема подсказывает и новую форму
выражения; Они ищут свежие эпитеты и
сравнения, оттачивают свой литературный
стиль, стараются понять «силу слов», ко-
торые, как набат, зовут в бой.

Молодой поэт Аминджон Шукухи crpe-
мится найти черты нового в жизни и ху-
дожественню отобразить это HOBOe B eM
развитии и перспективе. Так появились
его лирические стихи «Мать», «Пустыня»,
«Песня ключа» и другие. В этих стихах,
которые я бы назвал маленькими поэмамя,
молодому ноэту удалось раскрыть внутрен-
нюю сущность советското человека — пре-
образователя природы, труженика, созида-
теля. Несмотря на то, что в стихотворении
«Пустыня» воего девять строф, а в «Песне
ключа» — десять, они убеждают болэе,
чем иные большие поэмы.

Вот он пишет о «людях труда и мечты»:
	По горной тропе подошли
	Вплотную почти к небосводу
И в каменных недрах земли
Нашли ‘драгоценную воду.
	Пюд силу не дням, не векам,
А людям с железною волей
Отдать эту воду пескам

И слелать их хлопковым полем.
	(Стихи «Пустыня»)
	В пустыне шумит водопад,
Барханов там нет и в помине.
Огни наступленья горят

В когда-то безводной пустыне.
	Борьба за новаторство в таджикской
советекой поэзии началась почти с пер-

вого AHA ее зарождения,

Эта борьба особенно усиливается те-
перь, когда таджикская советская литера-
тура пот благотворным влиянием литера’
туры великого русского `нафода вышла на
всесоюзную арену, вступила в период
своей зрелости.

За последние годы в таджикской литера-
туре появилиеь имена таких талантливых
молодых поэтов, как Аминджон Шукухи,
Мухиддин Фархад, Гульчехра Сулейманова,
Аблумалик Бахори, Гафар Мирзоев и дру-
гие. Так же, как и старшее поколение, они.
упорно борются за новаторство, за мастгу-
ство.

У нас еще существуют различные
понятия 0 новаторетре  Мололой цоэт

J Нас еще существуют различные
понятия 0 новаторетве. Молодой ovr
Асрори, считая себя учеником  Mas-
ковекого, пришел к неправильному вы-
воду, будто сила этого замечательного
поэта заключается в том, что он, мол, на-
шел новые рифмы и разбил одну стихо-
творную строку на несколько. И вот Асро-
ри сочиняет новые рифмы, громоздит ети-
хотворные строки лесенкой. Но, увлечен-
ный чисто внешним подражательством, си
забывает о главном — о содержании. Свои-
ми стихами автор не отвечает на главный
вопрос Маяковского: «Ты скажи, сделал ли
ты из своих стихов или пытался сделать
оружие класса, оружие революция?»

Напрасно не вспомнил Аерори 00 опыте
такого мастера, как наш таджикский поэт
Хабиб Юсуфи, погибший на фронте в дни
Отечественной войны. Юсуфи не механя-
	чески подражал, ‘а творчески использовало
	опыт великого поэта революции. Ёстествен-
на и закономерна была разбивка строк в
его стихах, — поэт выделял ею самые важ-
ные слова, усиливал их звучание,
	Хабибу Юсуфи номогла вдумчивая рабэ-
та над переводами русских поэтов. Пуш-
кин и Маяковский стали одинаково близ-
кими и родными ему. Как в свой дом, вхо-
IMA OW B мир поэзии. Углубленное изуче-
ние приемов подлинных мастеров слова
привело его Е успеху.

Другой молодой талантливый поэт Му-
хиддин Фархад хотел стать «революционе-
ром» не только в отношении формы, но и
в области современното таджикского лите-
ратурного языка. Он скрещивал отдельные
слова, пытаясь их «узаконить» в своих
стихах. Ничего из этого, понятно, не полу-
чилось. Но Фархал сумел во-время при-
	слушаться в критике товарищей — писл-
	Стихи, очерки о великой стройке ком-
мунизма есть и у других молодых писате-
	лей. Олнако следует сказать, что достойное.
	разрешение этой важнейшей темы совре-
менности еще предстоит нашей литературе.
Многие авторы пока еще недостаточно еме-
ло подходят к новому материалу, слабо
изучают его.
	В Москве мололым туркменеким писатс-
	{HAM предетоит серьезная учеба у выдаю-
	щихся мастеров советской, в первую 0чс-
редь русской, литературы. Мы уверены,
что внимательные к достижениям, строгие
	к недостаткам наши старшие братья ока-
ут нам неоценимую помощь.
	БЕСЕДЫ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ
ПИСАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
	Лень м
	. ВЕ
	олодых

ЛИЕВ, —
	советских писателзия
	Азербайджанской ССР
	За последние два года ряды азербай-
джанских литераторов значительно попол-
нились молодыми кадрами, успешно рабо-
тающими почти во всех областях литера-
турного творчества — в поэзии, прозе,
критике и драматургии.

В 1949—1950 гг.’ республиканским из-
дательством опубликовано 25 книг прозаи-
ков и поэтов, в подавляющем большинстве
печатающихея впервые; на страницах
печати появились интересные статьи MO-
лодых критиков.

Успехи молодых писателей, растущая
их популярность способствуют активизации
начинающей литературной молодежи,
Й уже можно предвидеть, что процесс
дальнейшего развития азербайджанской ли-
тературы будет связан в появлением все
большего количества новых имен.

Иным было положение в 1948 г., перед
тем, как ЦЕ КП(б) Азербайджана, векрыв
недостатки в состоянии азербайджанской
литературы, обратил 0с0бое внимание на
врайне слабое привлечение в литературу
молодых сил, на отсутствие углубленной
творческой работы с. начинающими пиед-
телями со стороны нашего Союза писате-
лей. Руководетвуяеь указаниями ЦВ, мы
приступили к коренной перестройке этой
важнейшей отрасли работы.

В поисках наиболее живых и плодотвор-
ных форм руководетза литературной мо-
лодежью, творческого ео воспитания, яви-
лась идея организации «Дня молодых»,
вполне оправдавшая себя. у
у Еженедельно, при активном участии
ведущих писателей, стали  прозодитьея
читки и обсуждение новых произведений
молодых литераторов.

Первые ake творческие «Дни молодых»
привлекли огромное количество участников.
Эю была литературная молодежь:  лит-
кружковцы, работники газет и изда-
тельств, студенты литературных  факуль-
тетов. Вее они испытывали отсутствие
подлинного творческого центра. «День мо-
лодых», где молодежь стала постоянно
встречаться с нашими ведущими поэтами,
прозамками, драматургами — Самедом Вур-
гуном, М. Ибрагимовым, С. Рустамом, Ма-
медом Рапимом, Расулом Рза, С. Рагимо-
вым, А. Абульгасаном, А. Джамилем —
слушать их критику, советы, указания, —
стал таким своеобразным центром, помо-
TAU выявлению наиболее одаренной
Мододежи, росту ее мастеретва,

«Дни молодых» проводятея по заранее
измечениому плану. Соответствующие сек-
ции союза предварительно знакомятея 6
намеченными к читке нроизведениями. Ак-
тив литературной молодежи союза, литера-
турных факультетов вузов, кружков, ре-
yarn специально оповещается о каждом
предстоящем «Дно».

На заседаниях в «День молодых», как
правило, предеедательствует один из чле-
нов президиума ССП. Так, один из поелед-
них «Дней молодых» проходил под руко-
волотвом Самеда Вургуна.

На обсуждение была поставлена новая
поэма Молодого поэта №. Кабум-заде «Ко-
чевы». В ходе обсуждения выяснилось,
что при наличии многих волнующих кра-
вочных энизолов поэма страдает пороч-
ностью общего замыела, В своем. выетун-
ленин Самед Вургун векрыл и проанала-
зировал этот порок,  раеценив его как
серьезный идейный срыв молодото поэта.
Виневая красоты кочевой жизни, Васум-
заде том самым объективно проповедует
своей поэмой возврат к старому. А между
тем проблемы животноводства можно ре-
шить в’нашей республике наиболее эф-
	фективно, лишь отказавитись от подъема
скота в летнее время на эйлаги и перейдя
на содержание его в стационарных уело-
BHAX, ;

Сейчас в республике развернуто сие-
циальное строительство. созтаетея  боль-
циальное строительство, создается боль-
Wat кормовая база, ведутся  лееопо-
садки, изыскиваются постоянные источни-
ки водоснабжения и т. д. Таким образом,
автор поэмы вступил в противоречие с
жизнью, видимо, недостаточно изучив ее.

Надо сказать, что такая оценка поэмы
была для Васум-заде полной неожидан-
ностью, ибо его произведение получало до
этого только похвальные отзывы. Тем не
менее, выступавшие помогли автору по-
нять его ошибку. Он дал обещание ко-
ренным образом переработать поэму.

На одном из недавних собраний в «День
молодых» с циклом новых стихов высту-
пил Н, Бабаев. Участники обсуждения от-
метили разнообразие, богатетво тем, увле-
кающих молодого поэта. В то же время
прочтенные им стихотворения подтвердили,
что их автор недостаточно работает над
формой. Последовательное обсуждение ря-
да стихотворений Н. Бабаева в «Дни м-
лодых» показало, что поэт, кроме его уче-
бы в Литературном институте, нуждаетея
‚в повседневном творческом PYROBOACTBR. 33
‘такое «шефетво» взялся один из лучших
‘наших поэтов — Мамед Рагим.
		Внимательное наблюдение за  творме-
ством ‘того или иного молодого писателя,
систематический разбор создаваемых ИМ
произведений позволят нашим ведущим
писателям глубже оценивать и творчески
напразлять работу младших товафищей.

Так, углубленный анализ  стихотворэ-
ний В. Шихлы и обсуждение их в «День
молодых» дали возможность посоветовать
молодому литератору испробовать свои cH-
лы и в области прозы. Первое же прозаи-
ческое произведение В. Шихлы -—— его no-
весть «Студенты» — подтвердило  пра-
ВИЛЬНоСТЬ ЭТОГО совета. Сейчас писатель
работает над новой повеетью.
	Так «День молодых» в нашем союзе
стал подлинной творческой — лабораторией
молодых писателей, в особенности поэтов,
Мы редко выдвигаем на обсуждение про-
изведения прозаиков и. драматургов. Мало
внимания уделяется и молодым критикам,
Этот недостаток необходимо преодолеть,

C большим нетерпением и интересом
ждут молодые писатели Азербайджана на-
чала Всесоюзного совещания. Оно поможет
но-новому взглянуть на их достижения и
недостатки, ярче осветит пути дальнейше-
то полъема литературного творчества мс-
		Участники второго Всесоюзного сове
щания молодых писателей Хемид Хая-

ваши (Аджария), Гр. Куренев (Брянская
	обл.), Дм. Девятов (Тамбовская обл.)},

А. Горюнов (Великие Луни) у высотной

стройни на Смоленской площади.
Фото ЕВ. ТИХАНОВА
	Второе Всесоюзное
	совешание молодых
писателей
	Сегодня в Доме культуры «Правды»
открывается второе Всесоюзное  совеща-
ние молодых писателей.
	Делегаты совещания  заслушают fon
клады А. Суркова «Молодая советская
поэзия», Н. Погодина «Вопросы  совет-
ской драматургии и творчество молодых
драматургов», О. Гончара «Молодые пиз
сатели Украины». Генеральный секретарь
Союза советских писателей СССР А. Фа-
деев выступит с докладом «Современная
советская литература и вопросы художе-
ственного мастерства».

После прений по докладам в здании ЦК
ВЛКСМ начнут работу секции’ прозы, поэ+
зии, драматургии, критики, детской литеч
ратуры, сатиры и юмора.

Семинарами прозы руководят И. Эренз
бург, В. Катаев, В. Гроссман, Б. Горбатов,
А. Караваева, М. Бубеннов, А. Первенцев;
	 . Нилин, Е. Мальцев.
	Мечта поэта, рожденная нашей советской
действительноетью, встает коммунистиче-
ской ЯВЬЮ! .

Доказательством того, что именно новая
тема способствует зарождению новых форм
и приемов в поэзии, служит творческий
путь молодого поэта Абдумалика baxopu.
Еще недавно Бахори писал стихи, главным
недостатком которых было то, что они, 1
сути, были лишь повторением пройденного,
уже известного. Но последний цикл о его
стихотворений о передовых людях произ-
волетва сразу привлек в cede внимание
читателя и критики. Секрет прост: Бахори
стал на правильный путь, подчинив свой
поэтический талант отображению  н9-
вого, рождаемого нашей советской дейетви-
тельностью. Именно это и привело ето к
новым разнообразным приемам выражения
евоего поэтического чуветва, оригинальной
форме.

Следует отметить, это наши литератур-
ные критики до сих пор по-настоящему не
проанализировали произведения молодых
поэтов, не вскрыли их сильные и едабые
стороны, Не ‘Номогли укрепиться подлин-
но новаторекому началу в их творчестве.

Бурно раслет и развивается Советский
Таджикистан. Каждый новый успех тад-
жикского народа во всех областях народно-
го хозяйства воодущевляет наших писате-
лей. Сама жизнь рождает поэзию. Поэт,
стар он или молод, должен это яено ви-
деть и отобразить художественным словом.
Именно поэзия, рожденная жизнью, несет
	HOBYIO MopMvy.
	Семинары по Поэзии возглавляют П. Ана
токольский, В. Инбер, М. Луконин, Н. Гри-
бачев, С. Смирнов, Л. Ошанин, А. Жаров,
А. Яшин, Е. Долматовский, С. Гудзенко,
С. Васильев, А. Коваленков; по драматур-
гии — Б. Романюв, А. Суров, А. Крон;
Г: `Мдивани.

Руководители семинаров по детской лич
тературе — Л. Кассиль, А. Барто, М. Приз
лежаева, по критике —Н. Маслин, по
сатире. и юмору — А. Безыменский.

21 и 22 марта будут проведены. объеди-
ненные собрания жанровых секций (встре-
чи участников совешания с мастерами ли-
тературы), 21 марта вечером — литера-
турный вечер одного стихотворения.

22 марта, совещание закончит свою ра
боту.
		ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН
	°
Курбандурды КУРБАНСАХАТОВ,
	председатель правления Союза
советских писателей Туркменистана
		В боевом отряде писателей Советского
Туркменистана почетное место занимает
молодежь. Налии молодые товарищи учатея
на лучших образцах русекой  клаессиче-
ской и совеской литературы. Тематика
их произведений — наша нынешняя дей-
ствительноеть во всем ее многообразии.
	Пришедшие в литературу в годы стаздив-
CRUX пятилеток. они нишут о замечатель-
	ных люлях Советского Туркменистана, HO-
	ваторах прюмылгленноети и сельского хозяй-
	ства, о великих преобразованиях в ТУрк-
мениетане, о кровной дружбе советских

народов; о борьбе за мир.
	Строительству Главного Туркменского
ганала пикл стихов посвящает Анна Во-
	вусов. Б своем стихотворении «ванал
счастья» молодой поэт пишет:
Свой край освободив от жажды старой,
Живой водой преобразив пески,
Мы пустим на луга овец отары
И скакунов туркменских косяки.
	..Когда пройдет каналом счастья плавно
Дыханье освежающей волны,

Дни коммунизма мы увидим явно,

Как будто в ней они отражены...
		словами, сокращениями. Ряд писем, опуб-
ликованных в 35-м томе, посвящен созда-
нию словаря современного русского языка.
Ленин рассматривал этот вопрос, как боль-
Wo ‘государетвенный. вопрос. Он хотел;
чтобы наши новые руководящие кадры:
были вооружены ботатым и чистым, силь-
ным и ясным русским словом.

В одном из писем, указывая на необхо-
димоеть издания хорошего словаря русского
языка, Ленин точно определяет, чего он
требует: «словарь для пользования (и уче-
ния) всех, словарь, так сказать, кязеси-
ческого, современного русского языка (от
Пущкина до Горького, что-ли, примерно)».
В другом письме Ленин указывал, что то
должен быть словарь «образцового, совре-
менного. По новому правописанию» русско-
го языка, Ленин думал о словаре, как 06
образце, о норме языка, как о силь-
ном оружии в борьбе за очищение и 060-
тащение разговорной и литературной речи.
Владимир Ильич ставит эту работу на
практические рельсы, требует привлечь Е
ней ученых, проверяет исполнение своих
поручений, настаивает, чтобы был состав-
лен план работ с указанием ответственных
лиц, расходов и т. д.

Сейчас, когда историческими трудами
товарища Сталина разрешены сложнейшие
проблемы языкознания, Когда вотросы
изучения и развития языка привлекают
столь широкое внимание, как нельзя кетз-
ти вспомнить ленинскую заботу об изуче-
нии и освоении сокровищ русского языка!

Многие письма Ленина посвящены роли
интеллигенции в строительстве новой, со-
циалистической — жизни. Замечательны
письма Ленина Е. А. Тимирязеву, М. А.
Бонч-Бруевичу. Замечательны Письма
Ленина, проникнутые заботой о привлече=
нии кадров ученых в социалистическому
строительству, улучшения их положения.

Совелекий Союз виделея Ленину страной
передовой культуры и техники, дающей
всему человечеству великий пример твор-
чества во имя ечастья народа. Совмеетно
со Сталиным, дружба с которым залечат-
лена в ряде документов, опубликованных
в этих томах, разрабатывал Левин планы
великих преобразований, совместно 00
Сталиным боролея за их осуществление.

В пиеьмах Ленина нашло замечательное
выражение идейное  богалетво партии
Ленина—Сталина, забота ве 0 всесторон-
нем развития нантего обтщеетва, о духовнам
богатстве советского человека, созидателя
новой прекрасной жизни. Это  локументы
великой мобилизующей силы, и сеголия
вооружаюние советских людей для борьбы
за КОММУНИЗМ.
	ЛИТ
	ЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

тогда легче было бы вложить в руки
ему оружие и послать убивать и Уми-
рать тула, куда указывают интересы им-
периалистов. замечательные ленинекие вы-
сказывания вооружают нае в борьбе «
этой грязной и растленной «литературой».

Казалось бы, мимоходом брошена Лениным
фраза в алрее газеты «Речь», но де-
нинская критика оценки гомана Винни-
ченко, данной «Речью», как увидим, да-
теко не случайна.

19 мая (1 июня) 1914 года «Речь»
посвятила статью сборнику «Земля», ро-
ману Винниченко. Кадетская «Речь», занн-
мавшая реаклионные, идеалистические по-
зиции в вопросах искусетва, всячески
расхваливала ту патологичеекую мешани-
ну. какой был рюман Винниченко.
	Автор статьи видел художественное зна-
чение романа Винниченко в том, что он
написан под влиянием Достоевского, и уми-
лялея чем, что действующие лица «Заветов
отцов» напоминают тероев Достоевского,
Кели «Речь» и находила недостатки в ро-
мано. так лишь в том, что влияние До-
	стоевекого было неполным.
	искательства, их реакщионно-идеалистиче-
ская сущность. Письма эти представляют
coool замечательные по яркости и глубине
	теоретические документы, сжатые, чет-
кие, пронизанные страстной, боевой
уыелью. = Они — великолепный — пример
	ленинской непримиримоети к малеишему
отступлению от марксизма.

Но хочется обратить внимание еще ня
охну сторону этих писем. Ленин, ведя спор
с Горьким по коренным теоретическим во-
просам, стремился вместе с тем прочнее
привлечь ето к практической работе пар-
тийных организаций и партийной печати
и неустанно обралцал его внимание к жиз-
ни. Владимир Ильич апеллировал к дей-
ствительности, показывал, что правда
революционной борьбы п-
тверждает его взгляды, опровергая измыш-
ления «впередовцев», богоискателей и т. д.

«..Мизнь идет вперед противоречиями,
и живые противоречия во много раз бога-
че, разностороннее, содержательнее, чем
уму человека спервоначалу кажется», —
пишет Владимир Ильич в одном из писем
Горькому, излагая свой взгляд на рабочее
движение в России, на перспективы его
развития.

Ленин в ряде писем указывал на успе-
хи социал-демократических организаций,
на назревание нового типа социал-демо-
кратического рабочего. OH привлекал
внимание писателя к большим процессам
роста и укрепления партийных организа-
ций, революционного рабочего движения.

Известны колебания и ошибки А. М.
Торького в период Великой Октябрьской
революции и первое время после нее.
	Ленин и Сталин резко критиковали ошибки
	Горького этого периода. Именно в эти годы
Ленин настойчиво подчеркивал, что только
обращение к живой действительности, глу-
бокое ее изучение позволит создать пра-
вильное представление о происходящих в
жизни процессах.

Ленин писал, что деятельность, которую
вел тогда Горький, заставляет его сталки-
ваться больше всего с озлобленной бур-
жуазной интеллигенцией, ничего не поняв-
шей, ничему не научившейся.

«Вы поставили себя в положение, в ко-
тором непосредственно наблюдать нового в
жизни рабочих и креетьяи, т. е. 9/10 на-
селения России, Вы не можете... В та-
кое время ириковать себя к самому боль-
ному пункту в качестве редактора перевод-
ной литературы (самое подходящее занятие
для наблюдения людей, для художника!).
Ни нового в армии, ни нового в деревню,
ни нового на фабрике Вы здесь, как худож-
ник, наблюлать и изучать не можете.
Вы отняли у себя возможность то делать,
что удовлетворило бы художника...»

Ленин резко и прямо сказал писателю,
как ошибочны его настроения, С большим
	тактом он подсказывал мыель о радиваль-
ном изменении обстановки и среды. Ближе
подойти к великой созидательной работе
трудящихся — в этом было главное для
Горького, как художника.

В этом письме, в сущности, сфоомули-
ровано положение большого принципиаль-
ноко значения. Ленин как бы говорил, что
художник своим, особым путем подходит к
осмыслению действительности. Он поети-
тает правду жизни не в виде логиче-
ских формул, а прежде всего в конкретных
явлениях. в живых людях и в их живых
	делах. Письма Иенина показывают, как
тонко понимал вождь революции эту
оеобеннюеть писательской пеихики, как
	верно вилел пути преодоления отнибочных
	взглядов писателя, —-и жизнь подтвердила
его слова. Эти ленинские слова и сетодня
бьют по’ вульгаризаторам и упрощенцам.
Читая письма Ленина & Горькому, ду-
маешь, как полезно собрать эти письма и
издать их отдельной книгой — какая это
булет мудрая и поучительная книга!
		И Достосвекого, и Винниченко Ленин су-
дит с позиций жизни. живость Винничен-
ко не в том, что в жизни нет таких явле-
ний, как изображаемые им проституция,
болезни, психологические изломы и т. д.
В действительности есть и ужасы и болез-
ни, но это. только «маленькие кусочки
жизни». Литература имеет право обращать
внимание и на отвратительное, но когда
коллекционируютея сплошь ужасы, котда в
	мире не остается ничего, кроме ужасов и
	уродетв, это есть искажение прав-
ды, сознательное забвение нового, свет-
лого, здорового передового начала, кото-
	рое побеждает в борьбе © ужасами и вон
марами старого.

одолеть тяжелое настроение, овладевшее им
после гибели сына.

Любовно выращивая ростки новой куль-
туры, Денин не уставал напоминать, что
нельзя — создавать ве в соранжерейной
обстайовке, ‘в отрыве от жизни и без кри-
тического усвоения всех богатетв культуры
прошлого. Именно поэтому Ленин так
непримиримо обруптивалея на’ ложные тео-
рии пролеткультовцев, пытавшихея изоли-
ровать советскую социалистическую куль-
туру от культуры пронглого, оторвать ее
от руководящего воздействия партии.

В 35-м томе впервые опубликована запих-
ка Ленина, в которой он выражает  знер-
‘гичный  протеет против  онубликова-
‘ния в партийной печати пролеткультовекой
статьи -Плетнева.

Замечания Владимира Ильича на полях
вызвавшей его негодование статьи Плет-
нева были известны ранее. Плетнев в
своей статье изображая создание новой
культуры, как какой-то лабораторный ‘иро-
цесс, совершающийся вдали от борьбы за
социализм и не связанный с плодотворным
освоением всего опыта мировой культуры.

«Творчество новой пролетарской кла с-
совой культуры — основная цель
Пролеткульта», — писал Плетнев в своей
статве. Ленин’ против этой фразы поставил
краткое, но выразительное «Ха-ха!». Плет-
нев писал далее: «Задача строительства
пролетарской культуры может быть разре-
шена только силами самого пролетариа-
та..». Ленин пишет против этой фразы:
«Архификция». Ленин последовательно от-
мечает Bee пролеткультовекие благотлуно-
сти, своими замечаниями векрывая их пол-
ную несостоятельность.

Внервые опубликованная ныне залиска
Ленина дает’ уничтожающую ^ характери-
стику этой статьи: «Ну, зачем печатать
глуности пюд видом важничающего всеми
учеными и модными. еловами фельетопа
Нлетнева?.. Учиться надо автору we «upe-
летарской» науке, а просто учиться... Ведь
это же фальсификация историче-
ского материализма! Игра в исторический
материализм!»

Товарин Сталин недавно напомнил 0
«троглодитах», которые неповедывали при-
митивно-анархистекие взгляды 0 том, что
маркеиетам не пристало пользоватьея же-
лезными дорогами, так как это буржуазноо
изобретение. Иротив таких вульгаризаторов
направлена записка Ленина, против таких
врагов социалистической культуры партия
‚вела и ведет непримиримую борьбу.

Как заботливо относилея Ленин к КУЛЬ-
туУрным NeHHOCTAM пролог, к развитию
новой культуры, свидетельствует ряд. эго
писем, посвященных работе пад созданием
еловаря родного языка. Ленин критиковал
		ораторов и журналистов за ир-
			Борясь со старым, Владимир Ильич сме-
ло и энергично поддерживал новое, помотая
ему окреннуть и подняться.

Замечательным примером заботливого,
любовного, а вместе с тем высокопринци-
пиального и требовательного отношения
Ленина к литераторам является его отно-
шение к А. М. Горькому. Гений Горького,
его исключительную роль в истории нашей
революции, значение созданных им обра-
зов борцов за революцию Владимир Ильич
оценивал чрезвычайно высоко.

Ленин придавал большюе значение уча-
стию Горького в партийной печати. В лись-
	С большой теплотой отметил в свое вре-
мя Ленин появление свежего и своеобраз-
ного таланта Демьяна Бедного. «Видали ли
«Басни» Демьяна Бедного? Вышалю, если
не вилали. А если видали, черкните, как
находите», — делился он своей радостью
с Горьким.

В письме в редакцию газеты «Правда»
Ленин решительно возражает против того,
чтобы на оценку роли Демьяна Бедного
влияли мелкие недостатки поэта.

«Насчет Демьяна Бедного продолжало
быть за. Не придирайтесь, друзья, в
человеческим слабостям! Талант—редкость.
Нало его систематически и осторожно под-
херживать. Грех будет на вашей душ,
	большой грех... если вы  Талавтливого
сотрудника не притянете, не помо-
жете сему. Конфликты были мелкие, &
	дело серьезное. Подумайте об этом!»

В этих словах — весь Ленин, е его BHA-
манием К талантливому человеку, © его
требованием систематической и осторожной
поддержки такого человека. Ленин был
рад отметить удачную статью  пар-
тийного литератора, удачное выступление
партийного органа. С большой сердечностью
обратился он Е А. С. Серафимовичу, кога
узнал о неечастии, постигием писателя.
В тяжелый для писателя момент Ленин
писал: «..Мне очень хочется сказать Вам,
	как пУжНна рабочим и всем нам Бата.
	работа и как необходима для Вас твер-
доеть теперь, чтобы перебороть тяжелое
настроение и заставить себя вернуть-
ся к работе».

Это письмо оказало громадное влияние
на Серафимовича, укрепило его духовные
силы, помогло талантливому писателю пре-
	И необычайно важно замечание Ленина,
	Указавшего в противовес критику «Речи»
	как на порок — на «архискверное п9-
	дражание архискверному Достоевскому».
	Достоевский проповедывал смирение, пэ-
	ваяние; ‘он поэтизировал  раздвоенность   ме к Луначарскому он писал:
сознания, изломанность души, бессильную «Я именно мечтал о том, чтобы лите-
хертвенность. Недаром реакционное дека-  ратурно-критический отдел сде-
	JCHTCTBO провозгласило культ Достоевского.
	Ленин солидаризировалея с Горьким, во-
гда тот назвал Достоевского злым гением
и выступил против буржуазной печати, раз-
	лать в «Пролетарии» постоянным i
поручить его А. М-чу». И дальше идут
слова, прекрасно передающие глубину за-
боты Владимира Ильича о Горьком: «Ноя
боялея странно боялся прямо пред-
	yg Е ~ =. =
связи с предполатавшенся   боялся, страшно OORSCH Up

вернувией В
театральной постановкой «Бесов» дикую   лагать это, ибо я незнаю характера

свистопляску. Еше в статье «0 «Ве-   работы (и работосклонности) А. М-ча.
хах» Ленин указывал, что Достосвекий Если человек занят серьезной большой

рта тТАРЗАЯТНТ ЭАТМЕТ.

принадлежит & чиелу писателей, которых
	контрреволюционные «веховцы»  протибо
	поставляют Белинекому, Черньышевекому,
Побролюбову. Но до опубликования письма
		Ленина к Инесее. Арманд мы we ибо
документа, так отчетливо выражавшег
отношение Ленина к реакционным тенден
циям Достоевского. desma не  тольь
указывает  вродоносноеть реакционны
сторон творчества Достоевекого; он рае
крывает и влияние этих сторон на упа
дочную буржуазную литературу.

Dro письмо позволяет понять, Kak rary
боко п широко ленинское понимание Ped
лизма в литературе. Развончивая литерч
туру уродетв и ужасов, психологически
вывертов, гневно осуждая это копавие
грязи и в гиое, Ленин осуждает определен
	ное уеэкционное направле ние в лн-
		тературе — паправление,  имеветсе
епоих нехолных позициях  Ттворче
	Достоевекого.
	работой, если этой работе повредит отры-
ванье на мелочи, на газету, на публици-
стику,— тогда было бы глупостью и пре-
ступлением мешать ему и отрывать ero!»
	Ленин внимательно следил 3a творческой
работой Горького, за тем, как создавались
его большие полотна, и стремился так 69-
четать участие писателя В «регулярной
работе» партии с творческой работой, чтобы
это Участие не помешало созданию новых
больших произведений.

Широко известна роль Ленина в преодо-
лении идейных онибою Горького. Борьба с
опибками Горького — это’ была борьба за
Горького, за развитие и совершенетво-
вание его таланта. На этом примере 050-
бенно отчетливо видно, как Ленин умел, ни
на пядь не сдавая идейных позиций, так-
тично, по-товарищески указать на опибки
и, главное, помочь преодолеть их.
В письмах Владимира Ильича глубоко ра“-
крыты новы богостроительства и 6or0-
	№ 31 16 марта 1951 г.