_За неунлонные
	мастерства советской
литературы
	Ежегодное присуждение Сталинских про-
мий писателям—большой праздник в жиз-
ни советской литературы. В присуждении
премий, носящих имя великого вождя,
в особенной силой проявляются всенарод-
ная любовь к литературе и мудрая забо-
Ta партии и советского правительства о ве
дальнейшем росте и процветании.
	Успехи советской литературы в минув-
шем 1950 году определяются прежде все-
го тем, что она воплощала решающие те-
мы современности, отвечала на самые на-
сущные вопросы, которые волнуют совет-
ского читателя.
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬВ}
	Ne 32 (2750)
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	o~ большим событием на-
шей очерковой литера-
00 Ci туры книгу М. Шагинян
«Путешествие по совет-
ке ской Армении».

Произведения, удоето-
J енные ныне Сталинской
премии, — свидетельство
значительного роста ху-
. ‘ дожественного мастеретва

советских писателей.
Но советский человек,
в какой бы области
он ни работал, всегда руководствуется
непреложным законом нашей жизни: не

успокаиваться на достигнутом!

Неустанное творческое горение, неуто-
мимое новаторство ‘в нашей стране при-
	сущи рабочему и колхознику, художнику
и писателю. -
	Именно поэтому в день, когда труд
большого отряда советских писателей от-
мечен  Сталинскими ° премиями, радуясь
успехам, достигнутым нашей литературой,
мы ‘задумываемся над новыми, еше более
высокими требованиями, которые она приз-
вана удовлетворить. Творческий рост со-
	СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
	1 стр. Передовая. За неуклонный рос
мастерства советской литературы.
	1, 2и3 стр. В Совете Министров Союза
ССР. О присуждении Сталинских премий
за выдающиеся работы в области науки,
изобретательства, литературы и искусства
за 1950 год.
	и.4 стр. Молодая советская поэзия,
Доклад А. Суркова на втором Всесоюзз
HOM совещании молодых писателей.
	4 стр. Р. Ганелин. Американские сообща
ники Тьера. Информация. Народы требуют
Пакта Мира.

Суббота, 17 марта 1951 г.

Цена 40 коп.
	В СОВЕГЕ МИНИСТРОВ СОЮЗ
	О присуждении Сталинских премий за выдающиеся
работы в области науки, изобретательства,
литературы и искусства за 1950 год
	ТУ.
	Совет Министров Союза ССР
	постановил присудить. Сталинские
	вершенствования методов производственной работы и за выдающиеся
произведения в области литературы и искусства за 1950 год.
	Советский человек — неутомимый тру-   ветеких писателей несомненен. Но хуло-
	женик, строитель коммунизма и защит-
ник мира BO всем мире — вот герой
«Жатвы», «Света над землей», «Живой
	воды», «Бодителей» и других выдающих-
ся произведений, посвященных нашему

современнику.

]учшие книги минувшего года — живое
свидетельство того, как плодотворно для
писателей наетойчивое изучение жизни,
стремление увидеть и обобщить в ней все
развивающееся, все новое, все передовое.

Вак и в предшествующие годы, произ-
ведения, удостоенные Сталинской премии,
	‚ представляют с000й всю многонацпионалъ-
	ную советскую литературу, свидетельст-
вуют о расцвете искусства, социалистиче-
ского по содержанию и национального по
форме. Наряду с большим отрядом руеских
прозаиков, поэтов и драматургов Сталин-
скими премиями отмечены выдающиеся
произведения писателей, являющихся
представителями различных национальных
литератур. Романы М. Ибрагимова, Г. Ба-
широва, К. Наджми, А. Чейшвили и дру-
тих писателей, книги и циклы стихов.
А. Малышко, Г. Абашидзе, Г. Цадава,
If. Бровкт, If. Воронько, М. Казакова,
Г. Эмина, поэмы Т. Тильвитиса и Р. Рза—-
значительное явление в литературе минув-
	шего года.

‚Среди удостоенных Сталинских пре-
мий писателей есть и старые мастера
литературы, вошедшие в нее несколько.
десятков лет назад, и творческая моло-
дежь, лишь в последние годы выступив-
Wad CO своими первыми. произведениями.

Пример активного вторжения литерату-_
ры в жизнь — роман «Живая вода», автор.
которого А. Кожевников не только‘ сделал
достоянием широкого читателя новаторский
пособ орошения засушливых земель, но и
боролся за внедрение этого метода ору-
жием художественного слова.

В романах Г. Николаевой, С. Бабаев-
ского, А. Рыбакова, В. Закруткина. в
трилогии А. Караваевой, в. поэме С. Кир-
санова, в пьесах А. Сурова, Ю. Чепури-
на и других произведениях, посвященных
труду советекого человека, читатель видит
свой повседневный трудовой и государ-
ственный опыт обобщенным в художе-
ственных образах.

Советский человек никогда не забывает
0 трудном и славном пути, приведшем
нас на`ту небывалую высоту. на которой.
стоит сегот я наша Отчизна — маяк для
всего челогечества. Аниги, в основе вото-
рых лежит художественное изображение
больших исторических процессов, заслужен-
HO пользуются народной любовью. Этим
определяется успех произведений Ф. Глад-
кова «Вольнина», М. Соколова «Искры»,
В Наджми «Весенние ветры», Н. Наки-
тина «Северная Аврора», М. Стельмаха
«ВБолыная родня», А. Гудайтиса-Гузявичю-

сз «Правда кузнеца Игнотаса». Павлику
Морозову-—пионеру, герою эпохи коллек-
тивизации — посвящена поэма С. Ши-
	пачева.

0 лучших чертах харзктера нашего че-
ловека, которые раскрылись на фронте и
в тылу в годы вуровых испытаний 0те-
чественной войны, повествуют произведе-
ния Н. Бирюкова, Г. Бащирова, А. Еара-
ваевой. Л. Кассиля и М. Поляновского и
	других.

Вее сильнее и ярче звучит в нашей
литературе главная тема современности —
тема борьбы за мир. Она определяет не
только содержание и страстную публици-
стическую направленность сборников ¢TH-
хов А. Малышко «3a синим морем»,
А. Суркова «Миру—мир», романа В. Соб-
ко «Залог мира». OTA темз пронизывает
все произведения, говорящие 0 жизни со-
ветеких людей, ибо мысль о необходимо-
сти активно защищать и отстаивать дело
	мира — одна из ведущих мыслей совет-
	ской литературы с первых дней ее суще-
ствозания.

В лучших произведениях минувшего
гола созданы широкие картины, в которых
художественно воплощены и обмыслены
глубинные процессы жизни народа.
Стремление к большим эпическим фор-
мам, к охвату действительности во всей
ев широте —= один из характернейших
признаков нашей литературы, широко ‘и
смело видяшей мир.

Значительные и ясные идеи, без кото-
рых не может быть большой литературы,
выражены в этих книгах с большой
художественной силой. Мастерство совет-
ских писателей ошутимо возросло.
	Огромный жизненный и ‘писательский
опыт, упорные искания совершенной ху-
хожественной формы, учеба на лучших
классических образцах, творческое вос-
приятие горьковской традиции породили
глубину и силу образов повести одного из
старейших советских писателей—Ф. Глад-
LOBA.
	Богатство и коасота душевного мира
Авдотьи Бортниковой —— главной  геройни
романа Г. Николаевой «Жатва» — по пра-
ву позволяют ей занять место в галлерее
тех женских образов, которыми всегда
гордилась русская литература.
	Ясность поэтической формы и простота
выразительных средств проявились в сти-
хах таких различных по творческой ин-
дивидуальности поэтов, как А. Малышко,
С. Маршак, С. Шипачев.

Широта кругозора, богатая эрудиция,
умение показать взаимосвязь различных
	областей труда, науки, искусства сделали
	«ественные вкусы читателя, его взыска-
тельность и требовательность раетут еще
быстрее. Это налагает большие обязатель-
ства на художников слова, заставляет
чутко прислушиваться к критическим за-
мечаниям, неутомимо стремитьея 5 повы-
шению художественного мастерства.
	Образ советского человека сталинской
		эпохи должен быть: раскрыт всесторонне—  Премии за выдающиеся научные труды, изобретения и коренные усо-
	во всей его красоте и богатстве. Олнако
в ряде произведений не до конца преодо-
лены сухость и схематичность в ‚изобра-
жении духовной жизни наших людей, в не-
которых даже весьма значительных книгах
многообразные интересы героя, его любовь,
его жизнь в семье, его разлумья над окру-
жающим обедняютея писателями.
	Б различной етепени присутствуют эти
недостатки в таких в целом значительных
произведениях, как «Пловучая станина»

В. Закруткина, «Водители» А. Рыбакова,
«Макар Мазай» С. Кирсанова.
	юбовно и внимательно прослеживая
внутренний рост главной героини рома-
на Авдотьн Бортниковой, органически евя-
зывая все этапы ее трудной личной судь-
бы с историей подъема колхоза, Г. Нико-
лаева не сумела с такой же хуложествен-
пой выразительностью нарисовать судьбы
некоторых других героев романа, которые
	но замыслу автора должны были играть в
романе важную роль. Это относится, на-
пример, к образу секретаря райкома Анд-
рея Стрельцова. ”

Подчас в книгах облегченно изобража-
ются серьезные жизненные конфликты.
В жизни победа нового над старым проис-
ходит нелегко, не без сопротивления со
стороны старого, не без серьезной борьбы
с ним. Сглаживая реальные трудности,
встающие перед героями, писатели тем са-
мым уменьшают значение победы положи-
тельных героев произведения.

Бывает и так, что разрешение серьез-
ного жизненного конфликта упрощается,
повествование становится торопливым,
путь, которым положительный герой при-
ходит в успеху, намечается лишь пунк-
тиром. Зорко проследив в повести «Стулен-
ты» на примерах отрицательных героев,
5 каким пагубным последствиям приводит
отрыв от коллектива, сумев нарисовать
эгоистов и себялюбцев так, что они вы-
зывают активное отрицательное отношение
к ним читателя, МЮ. Трифонов в конце
своего талантливого произведения  поторо-
нился «простить» отрицательных героев.

Велики трудности. возникающие при
работе над монументальным  эпическим
произведением. Русская классическая ли-
тература создала непревзойленные  образ-
цы монументального романа, где художе-
ственно оправдано появление каждого
эпизодического лица, которое всегда —
судьба, характер, образ.

Этим трудным искусством наши писа-
тели овлалели еше не в полной мере. Убе-
дительно рисуя главных героев, М. Соко-
лов в романе «Искры», А. Караваева в
трилогии «Огни», «Разбег», «Родной дом»
не сумели наделить запоминающимися
чертами характера многих действующих

THR Taw называемого второго плана,
	Художественное мастерство писателя про-
	является прежле всего в языве, вавким
	написано его произведение. Большое лдо0-
	стижение советской литературы 1900 ro-
та — повесть Ф. Глалкова «Вольница»,
	написанная образным, точным, многокра-
сочным. метким народным языком.
	В свете гениальных трудов товарища
Сталина по вопросам языкознания стало
особенно ясным, как велика должна быть
требовательность к слову в художествен-
ном произведении.

Но среди книг минувшего года, завое-
вавших интерее и ‘любовь читателя зна-
чительностью воплошенных в них идей и
чувств, есть и такие, язы которых не-
достаточно самобытен и ярок. Этот упрек
может быть отнесен к роману В. Никитина
«Северная Аврора». роману В. Собко «За-
лог мира» и некоторым другим книгам.
	Ваши читатели заинтересованы в том,
чтобы каждая новая работа писателя бы-
	Сталинские премии за выдающиеся работы
	в. Драматургии
Премии ВТОРОЙ степени в размере 50.000 рублей
	3. Ычейну Александру Петровичу — за
пьесу «Флаг адмирала».
	1. Мосашвили Ило (Илье Онисимови-
чу)—за пьесу «Потопленные камни».

2. Сурову Анатолию Алексеевичу — ва
пьесу «Расевет нал Москвой».
	в области литературы и искусства:
		а. Художественной прозы
	Премии ПЕРВОЙ степени в размере 100.000 рублей
	1. Гладкову Федору Васильевичу — за
повесть «Вольнина».
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Бабаевензвму Семену Петровичу — 33
роман «Свет над землей» (книга 2-я).

2. Баширеву Tymepy Башировичу — за
роман «Честь».

3. Ибрагимову Мирзе — за роман «На-
ступит день».

4. Кожевникову Алексею Венедиктови-
чу — за роман «Живая вода».

5. Никитину Николаю Николаевичу —
за роман «Северная Аврота».
	Премии ТРЕТЬЕЙ степени
	‚ т. Антонову Сергею Петровичу — за
книгу рассказов «По дорогам идут ма-
ШИНЫ». .
	2. Бирокову Николаю Зотовичу — за
роман «Чайка».

3. Гудайтису-Гузявичюсу Александру
Августовичу — за роман «Правда кузнеца
Игнотаса».

_ 4. Закруткину Виталию Александрови-
чу — за роман «Нловучая станица».
	5. Караваевой Анне Александровне — за
романы «Огни». «Разбег», «Родной лом».
	6. Нассилю Льву Абрамовичу, Палянов-
cxomy Максу Леонидовичу — за повесть
«Улица млалшего сына».
	<. Николаевой Галине Евтеньевне — за
роман «Жатва».
	в размере 50.000 рублей
	6. Наджми Rasa Гибятовичу — за ро-
ман «Весенние ветры».
	*. Рыбанову Анатолию Наумовичу —
за роман «Волители».
	8. Соколову Михаилу Дмитриевичу—за
роман «Искры».
	9. Чейшвили Александру Николаевичу—
за роман «Лело».
	в размере 25.000 рублей
	г“

{. Кербабаеву Берды Мурадовичу — за
повееть «Айсолтан из страны белого 30-
лота».

8. Собно Вадиму ты ро-
МЕ «Залог Ноа»:

9, Стельмаху Михаилу Афанасьевичу —
за роман «Большая родня».

10. Тона Салчаку Балбакхорековичу —
за повесть «Слово арата».

11. Тривонову Юрию Валентиновичум—
за ToBecr «Стуленты».

. Шагинян Мариэтте Сергеевне — за
anary очерков «Путешествие по советской
Армении».

13. Шамякину Ивану Петровичу — за
роман «Глубокое течение».
						==. м FF
	Премии ТРЕТЬЕЙ степени в размере 25.000 рублей
	1. Дъяконову Николаю Михайловичу —
за пьесу «Свадьба е приланым».

2. Норнейчуку Александру Евлокимови-
чу—за льесу «КВалиновая роща».
	Благому Дмитрию
	3. Нрапиве Кондрату Вонхратьевичу —
за пьесу «Поют жаворонки».

4. Чепурину  Юлвю Петровичу — за
пьесу «Совесть».
	г. Литературной критики
и искусствовеления
	Премию ВТОРОЙ. степени в размере 50.000 рублей
	Дмитриевичу — за книгу «Творческий путь Пушкина».
	Премию ТРЕТЬЕЙ степени в размере 25.000 рублей
	«Русские просветятели 1790 —
	Оэлэву Влалимйру Николаевичу -—— за ЕНИГУ
	1500-х голов».
	д. Хуложественной кинематографии
	1. За цветную кинокартину  «Мусорг-
ский»: Рошалю Григорию Львовичу. за-
служенному деятелю искусств РСФСР,
автору сценария и режиссеру: Абрамовой
Анне Абрамовне, автору спенария: бори-
cosy Александру Фелоровичу, народному
артисту СССР; Черкасову Николаю Кон-
стантиновичу, народному артисту CCCP,
Никитину Федору Михайловичу, артисту;
Балашову Владимиру Павловичу, артисту;
Сухаревсной Лилии Петровне. заслуженной
артистке РОФСР и Таджикской ССР; бу-
ворову Николаю Георгиевичу. заслуженно-
му дечтелю искусств РСФСР, художнику;
Магилу Моисею Шоломовичу, ‘оператору;
Сокольскому Льву Евгеньевичу. бператору;
Шаргородсиому Арнольду Александровичу,
звукооператору.

2. За кинокартину «Секретная мие-
сия»: Ромму Михаилу Ильичу, народному
артисту СССР, режиссеру; Исаеву ЁКон-
стантину Федоровичу, автору сценария;
Маклярсному Исилору Борисовичу, автору
спенария: Кузьминой Елене Алексанхров-
не, народной артистке РСФСР: Номиссарову
Николаю Валериановичу. народному арти-
сту Украинской CCP: Beecnopy Сергею
Михайловичу, заслуженному артисту
РСФСР; Перцовскому Марку Наумовичу,
зртисту; Волчек Борису Израилевичу,
оператору,
	3. эа цветную кинокартину «0Освобож-
денный Китай»: Герасимову Сергею Аппо-
линарьевичу,  наролному артисту CCCP,
режиссеру; Волну Элуарлу Юлиановичу,
режиссеру; Хз ЩШи-13, композитору; Чжоу
Ли-бо, литературному консультанту; Рапо-
порту Вульфу Абрамовичу, оператору;
Блажкову Николаю Алексеевичу, операто-
 ру; Гиндину Михаилу Ефимовичу, операто-
ру: Ниселаву Василию Николаевичу, опе-
ратору: Петрову Борису Алексанхровичу,
оператору: Манасееву Борису Константи-
новичу, оператору: Хавчину Абраму Льво-
вичу, оператору: Сюй Сяо-бин. оператору;
Су Хэ-цин, оператору; Чжоу-фын, арти-
сту-чтепу.

4. За цветную кинокартину «Далеко от
Москвы»: Столперу Александру Борисови-
чу, режиссеру: Охлопнкову Николаю Пав-
ловичу, наролному артисту СССР; Надоч=
нинову Павлу Петровичу, заслуженному
‘артисту РСФСР; Свердлину Льву Наумови-
чу, народному артисту РСФСР; Столярову
Сергею Дмитриевичу, артисту:  Бернесу
Марку Наумовичу. артисту;  Шеленкову
Александру Владимировичу, заслуженному
‘деятелю искусств Латвийской ССР, опе-

ратору; Чен Иоланде Евгеньевне, опера-
тору.
	6. Поэзии
	1. Малышко Андрею Самойловичу — за
сборник стихов «3a синим морем».

2. Маршаку Самуилу Яковлевичу — за
сборник «Стихи для детей».
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Абашидзе Григолу (Григорию Гри-
	9. Шипачеву Степану Петровичу — за
поэму «Павлик Морозов».

в размере 50.000 рублей
	3. Тильвитису Теофилису  Юстинови-
	горьевичу) — за циклы стихов «Ленин В чу—за поэму «На земле литовекой».
	Самгори», «На южной границе».
2. Суркеву Алексею Александровичу —
за сборник ‘стихов «Миру — мир».
	Премии ТРЕТЬЕЙ степени
	1. Берггольц Ольге Федоровне — за по-
эму «Первороссийск».

2. Бровна Петру Устиновичу — за сбор-
ник стихов «Дорога жизни».
	3. Воронько Платону Никитовичу — за
сборники стихов «Лоброе утро», «Славен

мир».
	4. Цапаса Тамзату — за сборник сти-
хов «Избранное».
	в размере 25.000 рублеи
	4. Казакову Миклаю (Николаю ИЙвано-
вичу) — за сборник стихов «Поэзия —
любимая подруга».

5. Кирсанову Семену Исааковичу — за
поэму «Макар Мазай».

6. Рза Расулу — за поэму «Ленин».

7. Эмину Геворку — за сборник стихов

«Новая дорога».
	За цветную кинокартину «Вубанекие
казаки»: Пырьеву Ивану Александровичу,
	народному артисту СССР. режиссеру: По- тистке.:
	годину Николаю Фелоровичу, заслуженно-
	Сергею Владимировичу, заслуженному арти-
сту PCOCP: Лучно Кларе Степановне. ар-
‘тистке: Вололину Влалимиру Сергеевичу.
	народному артисту РСФСР: Павлову Ba-
	му деятелю искусств РСФСР, автору епе- лентину Ёфимовичу, заслуженному деяте-
	лю искусств РСФСР, оператору; Лещеву
Вячеславу Алексеевичу, звукооператору.
	ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. НА 2 СТР.
	нария; Дунаевсному Исааку Иосифовичу,
заслуженному деятелю искусств РСФСР,
композитору: Ладыниной Марине Алексе-
евне, народной артистке СССР: Лукьянову
	чтооы каждая новая разота писателя 9ы- Раздел 1 — Сталинские премии за выдающиеся научные работы и раздел П —
ла шагом вперед на его творческом пути.   Сталинские премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования ме-
Комелии А. Корнейчука «Калиновая ро-   тодов производственной работы опубликованы в газетах «Правда» и «Известия»
	‘ша» присущ светлый в жизнерадостный   15 и 16 марта 1951 г.
	юмор. Но она не’ является новым, более
высоким этапом в творчестве автора «Пла-
тона Кречета», «Фронта», «Макара Дубра-
вы». Зритель вправе ждать от А. Ворней-
чука более глубокого воплощения жиз-
ненного‘ материала, чем в последней ко-
медии.

Подчас книги, в основе которых лежит
большой жизненный материал, грешат
иллюстративностью. Не все проблемы, по-
ставленные писателем в произведении, на-
ходят в нем достаточно яркое образное
выражение. Этот недостаток присущ, на-
пример, второй части романа С. Бабаев-
ского «Свет над землей».

Сталинские лремии за выдающиеся про-
изведения в области литературы-— не толь-
ко награла. Это призыв к еще более сме-
лому вторжению в жизнь, к дальнейшему
совершенствованию художественного ма-
стерства. Гигантские работы пб преобра-
зоранию природы. величественные стройки
коимунизма, стирание граней между горо-
дом и деревней, между трулом умственным
и трулом физическим, наше коммунисти-
ческое Завтра, в которое мы вступаем, все
это требует от писателей творческого дер-
зания, новаторства, постоянной устремлен-
ности в булущее. Великие темы современ-
	ности должны воплощаться в достойной их
прекрасной художественной форме.
	SECS SPN ERP ENT Rew

ennan:

ee Se eee Ye: Per rrr yt tet ed

С. Я. МАРШАК
	Аи м
	Ф. В. ГЛАДКОВ
		F A T ODI Cc T A JT!
	Г Е НИКОЛАЕВА
	ск

x

TI

Р
	А. С. МАЛЫШКО