ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	ПЕР

Современность
и мастерство
	Когха читаешь список лауреатов Сталин-
ской премии 1950 года, ясно видишь, как
из недр народа выдвигаются новые моло-
дые художники, как стираются былые гра-
ни между художественной жизнью столи-
цы и периферии, как крепнет и ширится

`ногонадиональное советское искусство —
самое поредовое, самое идейное искусство

мира.

(талинские премии 1950 года знаме-
уют новые достижения советского худо-
хоственного творчества. И наиболее ириме-
чалельной чертой нашего богатого и много-
образно искусства является то, что со-
зрехенная тема занимает в нем все боль-
шее и болышее место. Тема строительства
хлимунизма, задама воститания коммуни-
стического сознания народа — главная те-
Ma п главная задача творчества советских
хуюжников. Влохновенные выразители на-

) родных чаяний, советские художники по-
срящают свои лучшие творония борьбе за
уир, разоблачению TCX, кто рнювь хочет
обрушить на человечество бедствия войны.

‚ Произведения, удостоенные в этом году
Сталинеких премий, свидетельствуют о по-
вышении уровня художественного мастер-
ства советского искусства. Можно говорить
0б определенной закономерности: чем ближе
хужник к современности, чем темы и 0б-

разы его’ творчества крепче связаны с ду-

мами и чувствами народа, тем выше поды-
мается он в вершинам подлинного мастер-
ства. Глубоко закономерно, что многие, са-
уые выдающиеея по своим художеетвен-
вым достоинствам произведения всех видов
Скусства посвящены Ленину и Сталину.
^ Воссоздавая образы вождей, художник вы-
ражает самое глубокое чувство народа —
чувство безграничной любви и преданности
великим кормчим коммунизма, верности
WX идеям. Этим TYBCTROM согреты спектак-
ли «Незабываемый 1919-й» в Москве
п Ленинграде, монументальная  екульн-
гра С. Меркурюва и Р. Исраеляна
«И. В. Сталин», выдающееся живописное
полотно коллектива художников под руко-
говотством Б. Иогансона «Выступление
В. И. Ленина на Ш съезде комсомола»
и многие другие произведения.

Признанное всем миром первенетво со-
PHM кино объясняется прежде всего
тм, чо наш кинематограф является выра-
зителем передовых коммунистических идей,
чм он развивается, как глубоко современ-

Hoe Искусство.

Мы отмечаем новые ‘успехи советской
оперы и балета,—и это явление есть ре-
зультаг сближения сцены музыкального
театра с современностью,

(бращаяеь к современной теме, многие
туожники открывают новые черты своего
дарования. Так, по-новому прозвучала и
лвилабь шагом  виеред в творчестве
(. Прокофьева оратория «Ha страже ми-
po, Tax, В. Марецкая, создавшая в кино
замечательные образы наших современниц,
13 сцене долгое время ограничивала свое
ииБусство так называемыми «акепентриче-
с» ролями; образ Капитолины Солнце-
й из пьесы А. Сурова «Расевет над
УШжквой» показал, какими неведомыми ра-
ues богатствами драматического таланта
обладает ее творчество. То же самое можно
сказать о Ф. Раневской, создавшей празди-
вый, теплый образ замечательной русской
тКачихи.

(бращение к советской действительности,
здание образов наших современников —
непременное условие творческого роста ху-
дожника. Условие, но не гарантия. Если
ууюжник перестает двигаться вперед, если
ан не учится, не совершенетвует свое мас-
Торство, если произведение его не одушев-

JeHO живой мыслью и чувством строителя
назой жизни, — тогда даже самая важная
твма не спасет его от порзжения. Совет-
кие люди, любящие живопись, жалеют о
том, что картина «Великая клятва», рабо-
ты коллектива молодых живолиенез под
руководством большого художника А. Ге-
расимова. оказалась по своему мастерству
	(СНАЧАЛА мы увидели только гору. Над
ве зубчатым гребнем время от BpeMe-

ни показывалея какой-то металлический

предмет и, сверкнув на солнце, исчезал.

Видеть гору среди ровной степи вообще
непривычно. А эта гора была к тому же,
© ОДНОГО края покрыта снегом, а е друго-
‘Го — чернела свежей землей.
noo 9т0 он се утра насыпал,— сказал
0фер.— Пе успело еще снегом замести.

Мы обогнули гору, отбрасывавшую длин-
ную слиюю тень, и оказались возле ша-
‘ающего экскаватора.

Перед ками вогруг невидимой оси плав-
HO вращался дом этажа в три высотой с
изсколькимн большими окнами. От дома
ответвлялаеь стрела. Это слово, вызы-
вающее представление о ‘чем-то летком,
быстром, мало подходило к длиннющей
Пустотелой мачте из металла, сильно на-
влоненной вперед. Она была такой толщи-
НЫ, что на ней сделали дорожку со мно-
KOCTROM лестничных ступенек. Вдоль до-
DERM виднелись матовые электрические
фонари на столбиках, похожие на те, ко-
торые светят вечерами на бульварах.

— Проспект. Прогуливаться можно! —
рассмеллея шофер, показывая на стрелу.

— Пу, много вы там не нагуляете, —
возразил наш спутник. инженер, — Ведь

конец стрелы описывает круг чуть He

0 скоростью поезда. Наверху во время
вижения -— ураган. Сорваться оттуда
	Очень просто. & лететь... Мы
Да, лететь было бы далеконько.

‘мотрели на верхнюю площадку стрелы,
	адрав головы.
Стрела в это мгновение нависла над.
‚ Мубоким обрывом. Блестя отполированны-
> Ми землей зубьями, с ее конпа на сталь-
HEX, толщиной в руку тросах в провал
BHEMRA спустился огромный ковш. Когда
он коснулся земли, другие тросы потяну-
Ли его к экскаватору. Он быстро пополз,
загребая трунт. Казалось, что ковш легко
зачерчырает мягкую, рыхлую землю. На.
самом деле он крушил, всепарывал зубьями.
промерзшую плотную глину.
Пожалуй. самое уливительное было в

TOM, что экеказатор не грохотал, He CHPE-
жетал, не содрогался. Он работал плавно,
	ниже избранной им те-
мы. Московские зрители
справедливо упрекают
театр им. Вахтангова за
утрату присущего ему
ранее острого чувства
современности, за свя-
	SAHHOE Сс этим снижение

9 т ee ee - -ъ-
		московских писателей
	Вчера, 19 марта, в Центральном доме
литераторов состоялся митинг московских
писателей, посвященный присуждению
Сталинских премий за выдающиеся рабо-
ты в области науки, изобретательства,
литературы и искусства за 1950 год.

Открывший митинг А. Софронов горячо
поздравил новый отряд советских литера-
торов-лауреатов с высокой наградой и
пригласил их занять места в президиуме.

Выступают С. Маршак, А. Кожевников,
С. Кирсанов, Г. Эмин, П. Воронько, А. Ба-
раваева, Г. Николаева. От всего сердца они
благодарят великого друга советской лите-
ратуры любимого Сталина за его отеческую
заботу о советских писателях, за его
мудрые указания, за ту помощь, которую
он оказывает литераторам в их творчестве.

С аркой взволнованной речью выступил
	на митинге А. Сурков.

— Тот факт,—сказал он,—что Сталин-
ские премии за 1950 год получили 54 ли-
тератора разных национальностей, масти-
тые и молодые, — свидетельствует 0 TOM,
что литература Halla He  плетется
в 0603е истории, YN она идет вие-
реди, е народом, что она нужна народу и
помогает нашему общему деду-—строитель-
ству коммунизма.
	А. Сурков призвал писателей и поэтов
создавать болыне произведений 0 нашем
славном рабочем классе, чтобы еще чаще,
чем это было до сих пор, авторы книг и
их герои — передовые советские рабочие,
стахановцы,  новаторы — производетва —
встречались вместе и в списках Jaypea-
тов Сталинских премий.

Выступавшие на митинге писатели го-
ворили о той ответственности, которую на-
лагает на каждого высокая награда, де-
лились своими творческими планами. Лау-
	реат Сталинской премии А. Суров рас-
оказал что on pnadsoTaeT сейчас Har
	сказал, ‘что он работает сейчас над
пьесой об. обороне Москвы и над сцена-
рием о нашей студенческой молодежи.
	Лауреат Сталинской премии М. Шагинян
говорила о возросшей требовательности к
себе, в свете которой она. яснее видит все
недостатки своей книги «Путентествие по
Советской Армении» и перерабатывает ее
для нового издания. Лауреат Сталинской
премии В. Закруткин собирает  матернал
для романа о строителях Волго-Дона,

Тепло приветствовали своих собратьев—
писателей, увенчанных Сталинскими пре-
миями, — представители второго Веееоюз-
ного совешания мололых писателей.
	С большим воодущевлением участниян
митинга приняли приветствие товарищу
Сталину.
		ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
	СОВЕТСКИХ ПИ
	САТЕЛЕЙ СССР
	уровня мастерства.
Ралуяеь успехам напем’ иркуррьям
	+ ааулоь успехам нашего искусства, мы
думаем 0 том, что еще не сделана, что на-
до сделать, чтобы искусство советокого на-
рода достигло еще более высокого урозня,
	стало достойн
Человек. в
	ЫМ ЭПОХИ Коммунизма.
	зеловек, воспитанный большевистской
партией, человек коммунистической мора-
	ЛИ —— основное 6:

огатство нашего общества
	н одержал победу в Великой Отечествен-

ой войне, он выполнил поелевоенную
	телинюкую пятилетку, он `закладывает
фундамент великих строек коммунизма. он
	кренко держит в своих руках энамя борь-
a
	Оы 3а Мир.
	Дядя Сэм—жандарм земного шара»—
гласит надпись на американской карте _
	озона лава ово вооон ное

fa MD ALERT OLEAN
	AFEMUDA 87H FizééT

FRANCE Fidei

СВ лота
ORES c— ROM
mean Lesa) 3

EE EE Чи
PACIFIC = sia Я ‘
. о UNETED STATES

mar ba

SST PERT

i

НАМ/АН

een eetvane ete

Однако образ героя нашего времени еше
	He нашел полного и достойного воплове-
ния в советском искусстве, Не странно
Ли, например, что из советских кинофиль-
мов исчез образ рядового труженика. что
	тема повседнерной труловой жизни и быта
	Нота Фродо weak pO У АУ эапимаст Недопустимо
Кто рновь хочет   малое место в творчестве киноработников.
	3a годы, прошедшие поеле поетановле-
ния ЦЕ ВКП(б) о репертуаре драматиче-
ских театров, советские драматургии
театральные деятели решительно обрати-
лись к темам советской современности.
Но недостаток мастерства нерелко мешает
художникам создать реалистический. пол-
нокровный образ современника. Многие
драматурги забыли, что язык в пьесе яв-
ляется важнейшим средством раскрытия
характера героя. Климов из «Совести»
Ю. Чепурина, Степанов из «Директора»
С. Алешина, Николай Лутонин из пьесы
братьев Тур и И. Пырьева да и некото-
рыв другие персонажи из пьес последне-
го времени говорят настолько обезличен-
ным, стертым языком, что трудно отли-
чить разных по характеру людей друг от
друга.
	Недостаточным знанием действительно-
сти можно объяснить широкое — распро-
странение в драматургии отнюдь не ти-
пичного в жизни конфликта между но-
ватором и консервативно настроенным ди-
ректором. Эта драматическая схема стала
тампом, который, естественно, мешает
раскрытию подлинных черт характера
	Новые шаги на пути’ к ‘современности
ланы советекой оперой. Но это еще
	сделаны  советсокои оперои. Ho это еще
очень робкие шаги, ин главный недостаток
даже лучиих опер на современные темы,
таких, например, как «Молодая гвардия»
10. Мейтуса или «От всего сердца» Г. Жу-
ковского, в том, что композиторы плохо
используют богатейшие музыкальные сред-
ства для выявления характеров героев,
для выражения их сценической сульбы.
	Среди картин, удостоенных Сталинской
премии, есть картина В. Серова «Холоки
	у В. И. Ленина». Эта картина приковы-
вает внимание зрителей потому, что несет
в ссбе огромную мысль — единство вождя
и народа, потому, что каждый из иерсона-
Keli миниатюрного  полотиа — подлинно
живой человек со своим характером, 00-
ликом, лумами. К сожалению, далеко не
BCe деятели изобразительного искусства
	BCG деятели изобразительного искусства
владеют мастерством в такой степени, что-
бы создать полнокровный образ живого
человека. Нередко еще образное решение
темы подменяетея иллюстративным, неред-
ко художникам приходится прибегать к
таким приемам, как, скажем, объясняющие
смыел происходящих событий надписи на
полотне. Этим грепгит даже хорошая в це-
лом картина Г. Сателя «В ремесленном
училище».

Советский народ любит своих художни-
ков. А народная любовь требовательна.
Быть достойным ее—эначит быть. глубоко
современным в искусстве, значит неустан-
но повышать свое художественное мастер-
ство и стремиться к тому, чтобы каждое
новое произведение искусства волновало
народ и силой своей идеи, воплощенной в
художественном образе, звало советских
людей к осуществлению великих планов
коммунизма, борьбе за мир во всем мире.
	размеренно, как @ы
 полетоточенно. _ Слы-

MRA в = ——
	RIO DE JANEIRO
	a AUST RAL

pallor FLEETS-
			AtiK FORCE
INSTALLATIONS -
	фэктически эти полицеиские силы состоят
почти целиком из американеких солдат и
вооружены почти полностью американской
техникой. Мечта о международных поли-
цейских силах в конце концов, может быть,
осуществится. Но на сегодня реальным фак-
том остается то, что мировым полицейским
является дядя Сэм...» (подчеркнуто нами. —- Ред.).

Журнал хвастливо сообщает, что США имеют за предела-
ми собственной территории 175 баз.

нос: ТТТТ.
	Эту цифру надо,
ненной. В вышел
	шенной. В вышедшей в 1948 году книге Дж.  Мариона
«Базы и империя» указывалось, что за время прошлой вой-
ны Соединенные Штаты «построили 256 баз всех размеров
и тинов на тихоокеанском театре военных действий и 228—
на атлантическом, т. е. всего 484 базы». Выступая в 1945
голу. помошник американского морского министра Хенсел
	С тех пор число американеких военных баз во всем мире
намного выросло, ибо раситирение сети этих опорных нунк-
тов агрессии было важнейшим аспектом внешней политики
CITA в течение всего послевоенного периода. Сейчас только
в Испании (и ее владениях) имеется около 90 американских
авиабаз, т. е. в пятнадцать раз больше, чем журнал указы-
вает для всей Европы. В одной Англии ячки имеют 13
авиационных баз. Только во Французском Марокко амери-
канеким военно-воздушным силам передано недавно 7 HO-
	Официально одобренная к опубликованию карта в «Аме-
риЕэн мэгэзин» и все эти цифры отлично объясняют, почему
США не хотят заключения Пакта Мира. Ясно, почему ва-
шингтонские заправилы отказываются от политики мира и
международного сотрудничества! Они лелеют бредовые мечты
о создании всемирной «американской империи».

Тем не менее американским империалистам еще рано
украшать карту мира своим жандармеким гербом. Хищным
планам и замыслам кучки маньяков из Пентагона и Белого
	многомиллионные массы людей доброй
‚п Reem Mune на борьбу за мир Оий
	воли, поднявшихся во всем мире на борьбу за мир. Они
срывают эти планы, они говорят: «Не быть американской
	военщине мировым жандармом!» Й придет день, —они сме-
тут с лица земли опутывающую ев сейчас черную паутину
американских баз агрессии.

чай, — продолжает
он. — На собрании
стали прорабатывать

одного молодого эк-
скаваторщика. А тот
вдруг как разъярит-

ся: «Что вы меня,

словно мальчишку, отчитываете. Я за ты-
сячу человек план выполняю, а вы
мне...». Едва образумили парня.

В кабине дружно смеются.

Гриднев и Усков — старые знакомые.
0ба год.с лишним назад получили звание
инженера в Сталинградском механическом
институте. Усков и войну начал в злеш-
них местах, под Сталинградом. Вернулся,
завершил учебу и вот теперь управляет
десятью тысячами электрических землеко-
пов.

Экскаватор 9Ш-14/65 — сложнейшая
машина. Новая. Таких никто и никогда не
строил. Буквы на ее корпусе — «УЗТМ»,
каждая в человеческий рост, — это марка
Уральского завода тяжелого машинострое-
ния. Превосходная могучая машина 60-
здана творческим трудом болыного Koa-
лектива советеких людей. Крупнейший.
конетруктор советских  землеройных ма-
шин Борисе Иванович Сатовский и группа
инженеров удостоены за создание кон-
струкции 9Ш-14/65 Сталинской премии
перзой степени.

Шестнадцать человек приняли в степи
экекаватор от прелетавителей завола. Стали
	хозяевами машины. Партгруппорг Семен
Плеханов собрал коммунистов экскаватора.
Залача была ясной: освоить машину
быстро, поднимать выработку изо дня в
день, несмотря на зимнюю стужу и

мерзлый грунт.
250 ковшей в смену — такую норму
	установили эвоваватору сначала,
В день, когда было опубликовано поста-
новление о сокрашении сроков строитель-
ства канала, парторг группы Плеханов
вынул 550 ковшей.
Коммунист Василий Гриднев дал 600,
. Berea 3a tem Семен Плеханов и канди-
дат партии Филипп Клепинин перекрыли

и эту выработку.
	И возглавляемый коммунистами коллек-
	тив экскаватора уверенно сказал: «Берем! ВОЛГО-ДОН
	Навязчивая идея мирового господства уже не первый год
сверлит мозги американских кандидатов в новые гитлеры.
Очень часто государственные деятели США, министры, кон-
грессмены, генералы, дипломаты открыто высказывают эту
илею в своих речах, а американские журналисты — в гвоих
		Но еще никто, пожалуй, не раскрывал с таком откровен-
ной паглостью захватнические цели американского империа-
лизма, не пропагандировал е таким цинизмом идею «миро-
вой империи» под американским сапогом, как это сделал в
	«Америкэн мэгэзин».
жит к числу семи
н издается фирмой
олируемой Томасом
«премьер-министром»
	«Ароуэлл паблишинг компани», контролируемой Томасом
Ламонтом, которого в Америке именуют «премьер-министром»
банкирской «империи» Дж. П.. Моргана.

Вот карта. Черной паутиной опутали весь мир американ-
ские авиабазы, американские гарнизоны и стоянки военных
кораблей. От Британских островов до Саудовской Аравии,
от Лабрадора до Ливии, от Рио-де-Жанейро до Триеста про-
тянулись хищные щупальцы военной машины США.

И, как бы желая показать, что проеклируемая Соединен-
ными ТИталами «мировая империя» вахолится уже в про-
цессе становления, превраттается из мечты в действитель-
ность, журнал и надпись к карте сделал в форме гербового
птита. Герб «американской всемирной империи»! Нехватало

только изобразить на нем многоголовог
На нынептнем гербе США начертана
	Движение, перешагнувшее
рубежи СССР
	Ровно год назад —в марте 1950 года —
началось движение за комплексную эко-
номию сырья и материалов, поднятое бри-
гадиром ° фабрики «Парижская Коммуна»
Лидией Корабельниковой, которой на днях
присвоена Сталинская премия. Обувные
предприятия Министерства легкой промыш-
ленности СССР, применявитие метод Кора-
	бельниковой, за минувший год сшили из
сбереженных материалов 1200000 пар
обуви, .
	Новое движение не осталось достоянием
одной обувной промышленности. `Соревно-
вание за экономию началось на швейных и
текстильных фабриках, машиностроитель-
ных заводах, у металлургов, сборшиков
электроламп, железнодорожников, строите-
лей домов.

Оно переншагнуло и за рубежи СССР —
в страны народной демократии. Лидия
Корабельникова в 1950 году побывала в
Польше, Чехословакии, Германии, где вы-
ступала на собраниях рабочих с докладами
о новаторском опыте своей молодежной
бригады. И вот рабочие ‚ Болгарии, Поль-
ши, Чехословакии, Румынии, Германии со-
общают ей об успехах в соревновании за
‘экономию материалов, об организации
бригад имени Лидии Корабельниковой.
  Почта знатной московской обувшицы ра-

стет с каждым днем. Она получает коррес-
понденцию и по домашнему адресу, и на
фабрику, и через редакции газет. ЕЙ шлют
письма не только товариши по’ профессии,
но и люди других специальностей и даже
учащиеся — студенты из Будапешта, школь-

ники из Германии.
	весь мир америван-   году, помошник ам
и стоянки военных заявил, что зэдачей
	империи»: НПехватало
о стервятника...

надниесь: «В бога мы
ерикэн мэгазин» ку-
м — манпарм земного

вает для всеи
авиационных
канским воен!
вых баз.
Заипиально
	роль и беззастенчиво   тингтонские зап
земного шара. Обра-   международного
«Одобрено к опубля- о создания всем;
‚ ИЮЛЬ 1950 Toda». Тем не менее
	андующим войсками   дома противостоят
поворотным пунктом   воли, поднявитихе.
		верим». Девиз на гербовом шите в «Америкэн мэгазин» ку-
	да менее скромен. Он гласит: «Дядя Ca
	шара». Таковы пароль и лозунг американского империализма!
Лушители свободы народов из современной Америки без
	всякого стесненил претендуют н4
рекламируют себя в роли полицейского
	тите внимание, под картой написано: «Одобрено к опубли-
кованию военным министерством США, июль 1950 года».
	Захлебываясь от восторга, журнал заявляет в тексте, ео-
эвождающем карту:

«Назначение тенерала Макартура командующим войсками
ьедлиненных Наций... было важным поворотным пунктом
мировой истории.

Большинству людей, конечно известно,
	что хотя номинально корейская армия гене-
рала Макартура и действует под флагом ООН,
		НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
	  ЦАГАЮЕЦИЙ ЭКСКАВАТОР
		лумгле заката, маячили
	  хесяти тысяч землекопов,
		ЛИНИИ высоковольтной

обслуживают только се-

меро? Георгий КУБЛИЦКИЙ передачи, столбы теле-
— Нет, — улыбаетея + трафа, дымящий черный

Гриднев. — Вы проечи- паровоз на полустанке.

тались. Мас не семь а пять. — Вот эти! И уже тле-то совсем далеко, там, где над
	горизонтом висела плотная серая туча,
угадывались заводы Сталинграда.

И речка, и овцы, и краснотал, и паро-
В03 — все это было и года три назад.

He было только вот этой глубокой
выемки. А теперь — посмотрите, горы вы-
рытой земли тянутся далеко-далеко, и над
ними видны стрелы других машин, взле-
тают вверх ковши. Олна стрела, две, три,
а там еше и еще, чуть различимые.

Свернается великое дело, становится
явью канал, который прерывиетой линией
пунктира долгие годы изображался как
стройка будущего. на многих картах и
схемах, упоминался в книжках о путе-
шествиях, в школьных учебниках и был

начерчен даже на папиросной коробке.
	элесь, на водоразделе, вынимаютея мил-
лионы кубометров земли — треть всего
объема земляных работ на строительстве.
Несмотря на ‘затянувшиеся холода и со-
всем не весенние резкие ветры, разверну-
то генеральное наступление на водораздел.
Й все же нехватает вокруг чего-то прч-
вычного, с чем связано предетавление 0
большой стройке.

„Да ведь людей не видно, вот в чем
дело! Вон несколько подрывников закла-
дывают заряды, чтобы взорвать емерз-
шуюся толншу грунта; по тропке идут двое
в полушубках, о чем-то разговаривая. Й
ace. А зомлеконы с лопатами? Грабари?
	все. А землеконпы с лопатами: траодари:
— На основных работах увидеть ло-
пату -— большая редкость, — говорит
	Усков. Й тачку тоже. Видели вы где-
нибудь Тачку?
-— Нет. тачки мы не видели,
	— Bor какой был у нас недавно слу-
	два товарища, --он кивает на мужчину
и девушку, стоящих сбоку его кресла, —
у нас только практикуются. Приехали к
нам на Волго-Дон в гости издалека.

— Верно, — подтверждает практи-
кант. — На нашу стройку такого же’ кра-
савца уже отгрузили. Ну, а мы пока на-
биваем здесь руку. Скоро будем соревно-
ваться с волгодонцами, а?

Почему-то распространилось мнение, что
в шагающем экскаваторе едва ли не глав-
Hoe то, что он шагает. Говорили даже,
что он поднимает одну ногу, перевали-
вается, переставляет другую и т. д. Ha ва-
мом деле у него не ноги, а широкие
«лыжи» — площадки. Работает экскава-
тор на круглой опорной плите. Для того,
чтобы передвинутьея, расположенные по
бокам две «лыжи», слегка  принодня-
тыё в обычное время над землей, вылви-
гаютея поршнями огромных насосов вие-
ред вниз. Получив новую опору,  экека-
ватор с помощью тех же насосов отрывает
евое тысячетонное тело и подтягивает его
к вылвинутым вперед лыжам. «Шаг» у
гиганта короткий, не намного длиннее
шага человека.

Из кабины, как с башни маяка, было
видно очень далеко вокруг, Мы находи-
лись на самой верхней точке водораздела.
Понижаясь почти незаметно для глаза,
простиралиеь на восток и на запад скло-
ны: один — к Волге, другой — к Дону.

Совсем, рядом виднелись нарядные доми-
ки поселка строителей. За поселком петля-
ха степная речка Червленная. В ее долину,
заросшую красноталом, бежали на водо-
пой овцы. А дальше, в желтоватой по-

мапгину на социалистическую сохранность,
дадим в 1951 тоду два миллиона Ey60-
метров грунта».

Мы. спустились по трапу на землю и
долго любовались работой могучей маши-
ны. Стемнело. Зажглись матовые фонари
на стреле. Ослепительно вспыхнул  про-
‚ жектор у ее конца. Черные резкие тени
легли в выемке, вырытой экскаватором,
И только полосы глины, уплотненной до
блеска зубьями ковша, отливали тусклым
металлом.

Перед нами лежит степь — некрасивая,
холодная, с бурыми пятнами, — это ветер
BLLIY снег, —с горами мерзлой земли. А
через год с небольшим булет здесь у во-
‘рот шлюза плескаться волнами волохрани-
лише. Точно известно, куда лойлет вола.
В этих местах она зальет долину речуш-
_ки Червленной, а вот там подойдет к до-
микам поселка, и ребята летним полднем
‚будут чуть не с крыльца родного дома
 бултыхатьея в воду, чтобы покачаться на
волне, поднятой пароходом.

Лежит степь между  Сталинтрадом и
Валачом, степь в огнях, степь. тде ни на
минуту не смолкает ровный гул большой
стройки, где вгрызаютея в землю ковши
экскаваторов, тонят ледяную жижу земле-
сгосы и положенный ОПЫТНЫМИ рукями
бетон плотно обхватывает стальную арма-
	Туву шлюзов.
— Приняли степь, сдадим канал.—
просто сказал сменившийся экскаватот-
	Hk, с которым мы шли к поселку.

Он помолчал и вдруг заговорил:

— Вот скоро весна наступит. И там,
в Кремле, на крутых склонах к Москве-
реке,— знаете, их с моста хорошо видно, —
лам тоже все травой зазеленеет. Солнечно,
хорошо... И товарищу Сталину в кабинет
утреннюю почту приносят: телеграммы,
письма. Он берет их, просматривает, де-
лает пометки. И вот перед товарищем
Сталиным телеграмма от нае, © Волго-
Дона. В ней сказано, что все идет нор-
мально, и еще сказано, что экскаваторщию
такой-то -— ну, в общем, моя фамилия —
выполнил три нормы. И товарищ Сталин
улыбнется доброй вести и. может, мою фз-
	милию карандашом подчеркнет...
	шалось гудение — И

только. Лишь когда

троеы подтянули
ковши вверх к стре-

ле и две-три мерз-

лые глыбы сорвались с головокружитель-
ной высоты, рассынавшись в прах, — лишь
TOTAA земля содрогнулась от тяжкого гула.

Описав полукруг над горой, ковш вы-
сыпал грунт, и стрела снова на мгнове-
ние нависла над обрывом. Меньше чем за
минуту  смерзшаяся масса грунта была
взрыхлена, погружена, поднята со дна
глубокой выемки будущего канала и отве-
сена прочь за сто с лишним метров, на
вершину искусственной горы. Емкость
ковша 14 кубометров. Если бы ковш слу-
чайно высыпал свой груз на Haltry авто-
машину, земля засыпала бы ес совсем.

Выбрав момент, когда экекаватор за-
медаил движение, мы поднялись по ме-
таллической лестнице и попали в мацтин-
ный зал. Он напоминал зал небольшой
электростанции, но его середину занимали
два огромных барабана, к которым тяну-
лись стальные канаты. Веномнилось, что
на экекаваторе установлено 48 моторов.

Зал вращалея без толчков. без тряски.
Рели бы не мелькание света, то времена-
ми можно было бы подумать, что экска-
ватор неподвижен.

По крутому трану мы поднялись еще
выше, в кабину. Там в кресле, обитом ко-
жей, сидел старигий мастер инженер Ва-
силий Иванович Гриднев. Ноги он держал
на педалях, руки — на рычагах. Даже
не верилось, что одна из гигантевих зем-
леройных машин современности управля-
лась так просто. У небольшого столика
что-то записывал молодой человек в рас-
пахнутом пальто, из-под которого виднел-
ся армейский китель. 90 был Анатолий
Павлович Усков, начальник экскаватора.

Гридиев работал легко; точно, уверенно.
Зорко следя за тем, как ведет себя ROBIN,
он обменивался с окружающими отрыви-
СТЫМИ фразами.

В кабине. кроме него, находились три
человека. Еше троих мы вилели внизу, В
	зале. Значит, машину, заменяющую Труд