ФЕЛЬЕТОН ©
		торого Всесоюзного совещания
	YYaCTHH HH НЕ лан
молодых писателей
	Ито стоит
	Писатель был удиваен. Уже на сце-
не воздвигнута трибуна. Уже завхоз дер-
жал на мелкой тарелке запасной графин
с кипяченой водой для увлажнения гор-
тани. Однако в зале половина мест Hy-
стовала, Видимо, обладатели  пригласи-
тельных билетов на этот раз подвели. Не
откликнулись. Вместе с тем не Такая эго
публика, чтобы ие интересоваться литера-
турой. ЧуУдному возрасту, для которого
предназначалея доклад писателя, свойстве-
нен пгирокий дианазон интересов. Его вол-
нует судьба детей капитана Гранта. И.
правила игры в хоккей с шайбой. Новый
набор конструктора. И биография львенка
«Кинули». Однако факт: гулкий зал До-
ма пионеров был наполовину пуст, и пи-
сатель нервничал. А откуда-то снизу не-
слись барабанные удары. Эти обычные,
казалось бы, в стенах. пионерского дома
звуки сопровождалиеь возгласами:

_ — Тётенька, пустите! Тётенька!
Ясное дело: стучали в парадную дверь.
Уловив на лице гостя недоуменное вы-

ражение, директор дома пояснила:

— Подождем еще минуточку. Сейчас
полойлет наш вБонтингент.

— Контингент? А это что за барабан-
щики? Пустите их.

— Они будут шуметь: это неорга-
низованные, Ао мы собираем актив.

Неорганизованные атаковали дверь со
страстью. Чуветвовалось, что у них есть
все ланные стать активом. Им безумно
хотелось организоватьея. Внимать речам
нисателей. Самозабвенно худеть в фапфа-
ры. Вырезать из пробковой коры крейсер
«Аврору». (С прыгающим от волнения
сердцем ловить на коротких волнах Йотш-
кар-Олу.

По просьбе докладчика неорганизован-
ных впустили в зал. И вопреки ожида-
ниям дирекции, они не стали ампутиро-
вать стульям ножки. Не сбросили писд-
теля 0 сцены. Они его прекрасно слу-
шали...

Во многих домах пионеров «еколочен»
так называемый актив, которому и отдано
все внимание работников этих домов. Ма-
лолетние леятели этого актива с почти
профессиопальной сноровкой строят моде-
ли самолетов, рисуют батальные карти-
ны и лепят голову Сократа для очеред-
ных выставок. Они умеют (не впервой!)
бойко на семь голосов приветствовать
взрослые форумы и затем хостойно сидеть
в президиуме: слева первый секретарь
райкома партий, справа. дважды Герой
Советского Союза, — и хоть бы глазом
моргнули. С подозрительной быстротой и
организованноетью они умеют создать жи-
вописную группу, когда нужно сфотогрл-
фироваться с почтенными людьми, поее-
тившими Лом пионеров.

# *
	С. КАЛАБАЛИН
	за дверью?
	далеко от Москвы, разные недостатки в
области работы 6 молодым поколением».
Не изжиты. Верно. Но только ли далеко
от Москвы?

Товарищи из Киевского райисполкома
Москвы втихомолку улыбаются. Их не за-
тронули. Их забыли...

Нет, не забыли. Сейчас затронем. Не-
ловкая получается у вас улыбка. На под-
ведомственной вам территории вот уже
восьмой год существует бездомный (это
самое точное слово) Дом пионеров. В изу-
млению пкольников, ночти каждый гол
им сообщают новый адрес дома. Ежегодно
меняются и лиректора: не выдерживают,
видать, кочевого образа жизни. Тяготеют
& оседлости. Ныне дом квартирует в че-
трех комнатах 64-й школы.

Даже не квартирует — снимает кой-
ку. Отношения между хозяевами и койко-
снимателями отнюдь не исполнены ласки.

Руководитель изокружка Дома пионеров
Гасан-заде Али Ага недоверчиво осмотрел
нас: .

— Покажите документы. .

Прочитав удостоверения «Литературной
газеты», он виновато улыбнулся:

— Надо, знаете, быть бдительным
(пауза). А то школа может подослать ла-
зутчиков.

„.Мередний край; как пингут в донесе-
ниях, проходил по кратеру вулкана.

В Киевском районе, как мы видим,
пионеры выпали из поля зрения испол-
кома. В сплошной лихорадке буден © них
забыли. А вот в Куйбышевеком нет-нет
да и вепюомнят. Юннатов за ‘участие в
озеленении дворов даже грамотой пожало-
вали. Речь произнесли. Лескать, нечего
ждать милостей от природы и так далее
и тому подобное. Юннаты, развернувшие
свою опытную базу на трех подоконни-
ках, восприняли последние слова, как на-
мек. Намек на то, что Дому пионеров
придется выдержать продолжительную
борьбу с бюрократической природой. Впро-
чем, милостей и не было. Шесть лет рай-
онный дом роскошествовал в одной KOM-
нате.

Дети располагалиеь на трех полоконни-
ках со своими лимонами и редиской... Дом
на днях перекочевал на новые  подокон-
НИКИ.

Снова в одной комнате и мольберты, и
станки ваятелей, и головы греческих бо-
гов, и стол директора, и шкафы кружка
«Умелые руки»...

Словом, плохо, когда есть дом и в нем
пусто. ноеще хуже, когда и дома нет, ко-
тда даже «активу» нёгле  срепетировать
свое бойкое приветствие. Плохо потому,
что в обоих случаях детвора остается за
дверью внешкольного воспитания.

Кстати — о «неорганизованных». Ha-
ша последняя встреча с ними произошла
стихийно. По Третьей Мещанской мчат ма-
пины. ЗИбы и ГАЗы, полуторки и трех-
тонки. Й за каждой, принепившиеь врют-
ками к бортам, едут молодые розовощекие
конькобежцы. Под воротниками пальто’ у
них красные пионерские галетуки.

Их не замечает ОРУД. Третья Meman-
ская, слава богу, не Первая, Их не видят
работники ОНО (то-то и 0н 0!).

Mil интервьюируем неорганизованных.
	Тех‘ самых, которым не доверяют  етихо-+
творное приветствие районной конферен-
ции. Которые не вырезают из пробки
крейсер «Аврору» и не дудят в фанфары.

— Знаете ли вы, молодой Человек, где
находится Дом пионеров?

Мольчуган ¢ самым длинным крючком
в руках подумал (a может, мы из
ОРУЛа?!) и ответил мрачно:
	— В милиции, в детской комнате я

уже был...
— Мы не о том. Где здесь Дом пио-
неров? .
	«Ирючкиет» осмелел:

—= Лом пионеров? Не знаю...

— Это, наверно, где библиотеку one-
чатали? -— сказал другой.

Из-за поворота’ раздался шум мотора.
Нани юные  неорганизованные = друзья
	Е свои пепляющие инструменты
	боевое положение...
	тивами, это разрозненные учителя и раз-
розненные дети, — вот в чем главная 0е-

да. Если нет коллектива, нет традиций,
ver общественного мнения, Но-настояще=
	му работать нельзя, в этом я глубоко
убежден,
Олна из прекраеных находок Антона

Семеновича — «логика параллельнего ие-
`дагогического действия» — как раз в том
и заключается, что педагог безгранично
расширяет свои воспитательные возможно-
сти. Он получает возможность воздейство-
вать на ученика не только прямо, непо-
средственно, & и через коллектив, Если
‘кто-либо из ребят провинился, то отвечать
должен не только он сам, но и коллектив,
членом которого он является. Нужно ли
объяснять, как при Этом развивается в ре-
бенкё чувство ответственности перед кол-
лективом, перед товарищами? Мало toro:
и остальные не. остаются пассивными,
происходит обратное воспитательное воз-
действие на самый коллектив, потому что
он осуждает поступок товарища, пережи-
рает этот поступок, разлумывает над вим
‘И осознает свою ответетвенность за пове-
	‘дение каждого из своих членов.
	Когда начинаенть понимать самую суть
идей Антона Семеновича, а не отдельные
приемы, только тогда начинаешь чувет-
вовать себя по-настоящему сильным в дет-
ском коллективе,

Пелагогическая совесть, чуветво ответ-
ственности, страстная любовь к делу,
требовательное уважение к детям, нравет-
венная чистота, воспитательная оператив-
ность, педагогическая смелость и опти-
мизм. творческое отношение к своей рабэ-
те — вот что нало понять и почувствовать
в книгах Антона Семеновича, вот чему
надо у него учиться, В его драгоценном
наследстве предусмотрены почти все кон-
кретные, рабочие случан, и пам, совет-
CREM педагогам, прямым наследникам это-
го богатетва, следует научиться не меха-
нически, 8 грамотно и разумно  пользо-
ваться ИМ.

Для начала рядовому учителю надо по-
мочь, и 9т0 дело теоретиков педагогиче-
ской науки, которым, на мой взгляд, сле-
дует отказаться от эффектной стрельбы из
закрытых кабинетов такими словами, как
«специфика», «ненормальные» пт. д, На-
д0 также понять, что без конкретного,
глубокого зиания сегодняшней школы He-
возможна никакая подлинно научная pa-
бота в области педагогики.

В замечательной статье Мао Цзе-дуна
«Отноентельно практики» сказано: «Если
вы хотите знать вкус груши, вам нужно
взять ee B рот и прожевать. Евли вы
стремитесь узнать организацию и природу
атома. вы должны поставить физические
п химические опыты, изменить атомную
среду. Если вы хотите знать теорию и ме-
тоды революции, вам следует принять
участие в революции. Вее подлинные зна-
ния исходят из неносредственного опыта».
	Я глубоко убежден: нельзя учить учи-
телей, нельзя наставлять их, если сам ты
далек от школы и оторван от нее. Никогда
бы Антон Семенович не написал своих
замечательных книг о воспитании, если
бы не отдал всей жизни детям.

Й если многие теоретики педаготической
науки по сей день продолжают настаивать
на «специфике» опыта Антона_ Семенови-
ча, если в таких книгах, как «Вопросы
воспитания и обучения» П. Н. Груздева
и «Основы педагогики» A. №. Гончарова,
	только мимоходом упоминается UMA AHTO-
	ва Семеновича, я утверждаю: эти ученые,
по существу, не знают нужд сегодняшней
	пколы, мыслеи нашего учителя.
	промышленности   судоверфи две новые мотофелюги; занаря-
	кено 10 лвигателей: выделен дополнитель-
	Министерство   но моторный катер в 40 лошадиных сил.
	‚Кроме того, Крайновской МРС и Рыбак-
колхозсоюзу предложено использовать
890 тыс, рублей из специальных средств
	квартале текущего года В  рыбколхозов на. строительство береговых
	она знаменует победу человека над си-
лами природы, капиталистическое же ее
применение порабощает человека сила-
ми природы; так как сама по себе она
увеличивает богатство производителя, в
капиталистическом же применении пре-
вращает его в паупера и т. д., то бур-
жуазный экономист просто заявляет, что
рассмотрение машины самой по себе как
нельзя убедительнее доказывает, что все
эти очевидные противоречия суть просто
внешняя видимость пошлой действитель-
ности...

„.Поэтому тот, кто раскрывает, как в
действительности обстоит дело с капита-
	листическим применением машин, тот
вообще не хочет их применения, TOT
противник социального прогресса! Со-
	вершенно во вкусе знаменитого голово-
реза Билль Сайкса (в «Оливере Твисте»
Диккенса): «Господа присяжные, конеч-
HO, этим комми-вояжерам горло было
перерезано. Но это — не моя вина, а
вина ножа. Неужели из-за таких вре-
менных неприятностей мы отменим упо-
требление ножа? Полумайте, однако!
Что было бы с земледелием й ремеёсла-
ми без ножа? Не приносит ли он спасе-
ние в хирургии, не научает ли в анато-
мии? А потом — не желанный ли это
помощник в веселых пирах? Уничтожь-
те нож — и вы отбросите нас назад, к
глубочайшему варварству», .
	Пусть машины капитализма уродуют
миллионы людей физически и духовно,
пусть они наряду ¢ продукцией произво-
дят калек и безработных, пусть растет ни
шета, паретвуют голод и смерть, — не
важно. лишь бы они увеличивали доход.
Так рассуждали буржуазные экономисты
со лет назад. так рассуждают современ-
ные империалисты,

Советское применение машин двигает
вперел технику во имя человека. Новым
ярчайшим примером социалистического гу-
манизма служит опыт саратовских вовато-
		Заставить машину работать как можно
больше, предельно сократить вспомогатель-

ное время!
Этот лозунг, рожденный движением - ско-

ростпиков, стал солержанием всей произ-
волственной жизни коллектива завода
	«(ри и Молот». Директор завода Климен-
	тий ЦШетрович Мирошниченко, образован-
вый инженер и знаток вопросов экономики
	«Ла
	Мне часто приходится слышать:
	разве кто-нибуль возражает против идей
	Макаренко? Сколько в последнее время
появилось 0 Нем статей, сколько  защи-
щают диссертаций о его педагогических
взРлядах!»
	Верно, и статей много, и диссертации
защищаются. Но слишком МНОГО среди
	этих работ отвлеченных, таких, которые
	«вообще».

Я, например, согласен с теми, Bro To-
ворит, что опыт Антона Семеновича не мо-
жет быть в своем чистом виде перенесен
в нашу школу. Но почему же они ие го-
ворят, что же именно, по их авторитетно-
му мнению, можно из этого опыта исполь-

зозать. а что не голитея, устарело?
	Многим, например, кажется, что доста-
точно ввести в школе отряды и команди-
ров. как идеи Антона Семеновича воило-
	Tate? B жизнь. Но разве в этом дело’
Созет командиров, сволные отряды,  на-
гразидение значком «колониет» и многое
	другое, что играло такую болыную поль
у нае в колонии, наверное, совсем не. сле-
дует переносить в школу, Антон Ceme-
НоРич никогла не предлагал никакой
рзиентурно-организационной сыворотки,
вепрыенув которую в любое детское уч-
реждение, страдающее беспорядком, немел-
ленно сделаенть его хорошим. Никакэе ме-
ханическое применение приемов Антона
Семеновича пользы не принесет, получит-
ся только бессмысленное и уродливое ко-
пирование.

Как же быть? Как конкретно, по-рабо-
чему, использовать наследство Антона Сэ
меновича в школе? С этим вопросом учя-
тель-нрактик обращается к нашей педа-
гогической науке. И что же он получает
в ответ? Теоретики либо пожимают плеча-
ми и отлелываются иносказаниями, либо
оглушают ненсвушенное воображение ря-
	ловсго педагога  саовами: «специфика»,
«нормальные», «ненормальные», и делу

коней.
	Не знаю, есть ли ненормальные тети;
За 25 лет работы с детьми я таких не
встречал. Но часто приходилось встречать-
ся с ненормальной обстановкой и ненор-
мальным воспитанием. Тут, к слову, поз-
волю себе выразить решительный протест
протнв ярлыка «ненормальные», который
приклеивают воспитанникам колонии им.
Горького. Я хорошо помню веех своих то-
варишей и’ заявляю, что среди них не
было ни одного психопата или умственно
OTCTAACTO. Это быйн обычные дети-под-
ростки, по на их долю выйало немало
торъвих дней. Нам Тяжело пришлось, но
и3-101 обломков исторических событий нас
извлекла заботливая рука молодой совет
ской Родины. Родина согрела вас своим
торячим серлнем, дала нам друга и настав-
ника Антона Семеновича Макаренко, наз
учила правильно жить. В свидетели
могу призвать инженер-капитана И. Голо-
Ca, полполковнива А. Задорова, полковника
Г. Буруна. локтора Н. Вершнева и других.
	Антон Семенович умел вызывать у Нас
ЧУРСТво неловкости изстыда за некоторые
наши ненормальные поступки. Я помню,
как олнажды воспитанник Пряничков вле-
тел в спальню © воплем: «Хлоппы! Там
буденновпы!» Bee были так поражены,
что тут же вылетели из спальни и понес-
лись по двору к Шосее, Тут, откуда ни
возьмись, Антон Семенович. Он очень спо-
койно сказал:

— Вы что, ненормальные?

— Tas буженновцы скачут! — поны-
талея объяснить кто-то. но ватага уже
остановилась, и ребята пришли в 6бя.

— А Я было подумал, что 38 вами
тигры гонятся, — продолжал Антон Семе-
	По следам выступлений
«Литературиой газеты»
	В порядке обсуждения вопросов
использования педагогического
наследия А. С. Макаренко
		нович. —— Оно, конечно, интересно п0смот-
реть буденновцев, но не так, не по-во-
роньй. Идемте вместе...

А первого мая 1922 г, красивая’ колон“
на горьковцев шла по празднично укра-
шенному руслу улицы. За нами, не OTCTA-
вая, следовала толпа любонытных ребяти»
шек. Они лезли под воги, что-то спраши-

вали, мешали.
— Прямо какие-то ненормальные, аж

стыдно! — но-макаренковски Возмушались
теперь сами горьковцы.
	Совсем недавно, в январе 1951 года, я
случайно попал в одну киевскую школу.
Великоленное здание, много света, пре-
красные классы и кабинеты, а порядки —
буреацкие. Крик. беготня, Толкотня, дра-

ки. Учителя. изворачиваясь, чтобы их не.
	сбили с ног, е привычной поспешноетью
перебегали из классов в учительскую. Но
	‘окончаний занятий ребята, чуть не вры-
‘вая двери с Нетель, вывалились из RIKO-

лы сстем же бестолковым шумом И {Н-
RAHLCM. Вот все это как раз и кажется
мне совсем ненормальным.
	В чем беда этой школы? Беда ве 3a-
ключаетея в том, что здесь нет коллекти-
ва педагогов и коллектива учеников,
Здась все — порознь, враздробь, и если
пздагог выступает как воспитатель, TH
только по принципу; учитель один Ha
один © учеником в полной изоляции от
коллектива. Притом учитель объясняет
растолковывает, горячитея, возмущается,
з ученик чаше всего молча слушает,
	Во «Флагах на башнях» Антон Семено-.

вич говорит о Захарове: «Только нелавно
	он сам освободился от самого главного
«педагогического порока»; убеждения, что
дети есть только объект ‘воспитания. Нет,
дети — это живые жизни, и жизни  пре-
красные, и поэтому нужно относиться к
ним, как в товаришам и гражданам, нуж-
но видеть и уважать их права и обязан-
ности, право на радость и обязанность от;
вететвенности». ,

Самое главное у Антона Семеновича —=
учение о детском воллективе. Совотекий
человек может быть правильно, по-советски
воспитан только В коллективе, При этом
ни один воспитатель ве имеет права дей-
ствовать В одиночку, на свой собственный
риск: «Должен быть коллектив воспита-
телей. и там, где воспитатели не соеди-
нены в коллектив и коллектив не имевт
единого плана работы, единого тона, еди-
ного точного подхода к ребенку, там не
может быть никакого воспитательного про-
цесса».

Это значит, что педатоги должны быть
объединены в коллектив, воолушевленный
олной мыслью, одним принципом, одним
стилем. Только при этом условии может
быть созлан детский коллектив с разум-
ной и радостной дисциплиной, с прекрас-
	ной. ралостной целью, стремясь к которой.
	этот детский коллектив растет, врепнет,
	умнеет.
		Теперь мы хотим поговорить 0 завры-
тых вратах не в прямом, а, так сказать,
в переносном смысле. Не о клеенчатой,
обитой латунными гвоздиками, двери. А
о двери незримой, за которой стоит все та
же не охваченная воспитанием детвора...

Пионеры Костромы, однажды придя
на сбор в Свой городской дом, услыхали
яз окон: его не призывные звуки горна, &
	шемящий душу траурный марш Шопена.

Местные руководители мудро рассуди-
ли, что более подходящего помещения для
панихиды не найти. Впрочем, это пе
первый снег на голову костромеких пио-
Hepos. Они знают: их дом веегда на
примете у общественных организаций. Я
в предвилении какого-нибудь торжествен-
ного профсоюзного вечера совет вожатых
уже заранее присматривает для сбора ко-
ридор какой-нибудь школы.

Пионерский привет вам, взрослые т0-
вариши из Грозного! Нет, вы не растеря-
лись, когда по техническим о причинам
  Приизось для областного Лома пионеров
ры новое помешение. Лаже как-
то сразу нашлись. Но почему самым под-
ходящим с вашей точки . зрения местом
для пионеров’ оказался винный погребок?
«Бывает, — скажет иной читатель, —
6hrpaer. Eme не изжиты на периферия,
	\ производства, возглавил содружество ин-
женеров Г. Егорова, А. Васильева, С. Мал-
тынова, Г. Раскина, А. Гильмана, стаха-
новцев В. Таразанова, П. Новиковой,
А. Ивойлычева и многих других, которые
взялись решить на практике волнующую
проблему.

Были проведены специальные творче-
свие конференция, составлены планы pe-
конетрукщии мапгин, потом пошли рацио-
нализаторские предложения, закипела го-
рячая работа по созданию приспособлений.
За два-три года цехи стали неузнаваемы,
резко изменилиеь и приемы работы стаха-
повцев.

..Вот  остановилея токарный станок,
шумно вздохнул, словно вобрал в себя по-
больше возлуха, чтобы единым духом «про-
бежать» очередную листандию — обточить
на высоких скоростях металл. Эти «пробе-
ги» € частыми и мимолетными перелыт-
ками совершает машина “B течение всего
лня, а человек, стоя, лишь наблюдает за
нею. Он почти не работает физически, пе-
рекладывая всю тяжееть труда на машину,
Вспомогательное время лля изготовления
одной из деталей соетавляет одну лееятую
часть основного времени. Так за смену
стахановец действует мускулами 48 минут.
а машина работает 432 минуты, — почти
обратное соотномение в примеру, приве-
доппому нами впачале!

Как же это достигнуто?

Зажимая деталь в кулачке патрона, To-
карь вращал рычаг ключа, прилагая узи-
лия, равные 20 килограммам; чтобы снять.
  готовую и зажать очередную деталь, он
тратил примерно полминуты. Сейчас это
делается почти мгновенно, при ничтожном
филическом уеплии токаря, Токарь aA
слабо нажимает на крохотный рычажок
воздуптного крана. Сжаты? воздух © шумом
поступает в пилиндр, приволя в лвижение
поритень, который перелает патрону для
зажима летали 18—20-топпую свою мошь,

В помошь стахановцам советекие став-
Костроители созлали как бы пневматиче-
ские мускулы, освобожлающие человека от
папряженного трула. Эти могучие желез-
ные руки. действующие поветолу в пехе.
поднимают и похают к стапкам тяжелые

летали. зажимают обрабатываемые излелия

В патронах й тисках станков. Четко ий ды:
	Только в Тавом коллективе ребенок не
будет относптьея к дисциплине, как в
чему-то скучному, однообразному, ‘Надоев-
шему, навязанному извне. Он на практике
убедится, что дисниплина — это форма для
`‘паилучшего достижения общей цели. Здесь
‚у него будет развиваться чувство долга,
“здесь он научится поступатьея личным во
  имя общего: вернее, это общее и станет
для него личным.

Многие школы не стали у наб коллек-
	UTSERLUTUERRET TT EELEECET PET EEL ETT EE EEE
	«БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ...»
	теля министра рыбной промышленности
  CCCP тов. К. Бабаяна.

Тов. Бабаян сообщил, что Министерство
‘рыбной промышленности СССР принимает
меры, обеспечивающие Полную механиза-
цию рыбного промысла вайона,

В первом
	В № 107 «Литературной газеты» за
1950 г. была опубликована  корреспонден*
иня Ю. Окова под названием «Белеет па»
рус одинокий...», в которой говорилось о
необходимости механизации рыбного про-
мысла в Крайновском районе Грозненской
	области. По поводу этой корресповденцаи
	Геворк ЭМИН
	рёдакция получила Письмо от замести-   Крайновскую МРС завозятся из Керченской   объектов.
	специальный
	корреспондент
	В. АПРЕСЯН,
	«Литературной газеты»

время
		трудятся без устали, сопровождая свои
движения мощным дыханием, что делает
механический цех шумом своим похожим
на паровозное депо.

Сокращая вспомогательное время, сара-
товцы многое взяли из опыта передовых
заводов Москвы, Горького, Сталинграда.
Наряду с этим они создали множество
хитроумных приспособлений, ¢ помощью
которых. человеческие секунды и минугы
превращались в машинные.

Что же это дало?

Ответим примерами: одну тракторную де-
таль изготовляли за 8,35 мивуты, а те-
перь —за 3,88 минуты; другую деталь
обрабатывали 12 минут, а теперь-—6 ми-
нут. Таким образом, за счет сокращения
вспомогательного времени стахановец сбе-
рег половину рабочего дня и, прололжая
работать, дал вдвое больше изделий, чем
прежде. Коэфициент использования станка,
его производительность также выросли
вдвое.

Мы взяли лишь два примера из огром-
ного множества их. Завод «Серп и молот»
вырабатывает сейчае несравненно больгце
продукции, чем прежде;

Борьба за сокращение вспомогательного
времени ешё раз показала, что сопиалиети-
Ческое применение машин лает немыеля-
мые для капитализма результаты: позво-
ляет сочетать прогрессивный рост выпуска
пролуклий с прогрессивным облегчением
Трула человека. Чем больше пролукции с
одних и тех же станков, тем меньше уси-
лий человека! Вот, на первый взгляд,
неожиланность, рожденная советским гу-
манизмом, социалистическим применением
	машин. Но дело не в одном лишь облегче-
ний трула.
	В пепрерывном процессе становленяя
нового, при резком снижений утомляемости
рабочего, растет его творческая активность.
Совершенствование. приемов работы и тех-
пики теперь не только необходимость, нон
духовная потребность. Изменилась электри-
Ческая схема машин, появились пневмати-
Ческие приспособления.  усложнилаеь и
усовершенетвовалась тёхника в целом. Вее
это требует от рабочего более высокой тед-
ретяческой полготовки,

Tar созлаютея техникум npn завоте,
	эвономический семинар. годичные кургы
усовершенствования. мастеров,  стаханов:
	ские школы; развертывается широкая 168.
ционная работа. Слушатели всех этих
учебных систем получают наряду © техни»
ческими знаниями знания политические й
общеобразовательные. Подымается общая
культура заволского коллектива.
Не переставая трудиться у станка, т
ваясь попрежнему рабочим, craxanopell He
ших дней в то же время становитея работ
ником умственного труда. Образ ею №.
укладывается в сознании философетвую-
ших разбойников на Западе, Таких людей,
как Виктор Таразанов, они ечитают вы.
думкой большевиков, инженерами, 10етаз-
ленными в станку лля пелей пропаганды,
	  Олнако вот биография Виктора Таразанова,
	похожая на тысячи биографий других ch
ветеких рабочих.
	Бывший школьник, затем токарь, 1
ботающий на заводе свыше десяти Jet,
Виктор Александрович веегла и во в
ищет и нахолит фапиональную ст9рону,
улучшает технику производства. Как пар“
орг цеха, Таразанов является политиче
ским руководителем и воспитателем своем
коллектива, как депутат Фрунзенском
райсовета и член его исполкома, он решает
госуларственпые залачи, как член Фрунзен
ского райкома ВКП(б) и Caparoncrom
горкома ВАП(б), участвует в работах рум
воляших партийных органов, как лействие
тельный член Веесоюзного общества №

распространению политических и паучны

знаний, он читает лекции в институтах 1

техникумах, выступает перед рабочей ауди
торией заводов и фабрик.

Таков Таразанов, таковы похожие №8.

него делами и судьбой стахановпы: Нови
кова, Ивойлычев, Садчикова. Агеев. Ус0,
Никитин, Сибукова и сотни Apyrax. Buecte
с лиректором, ев пнженерами стахановпы -=
хозяева  пройзволетва == мыслят — теперь

pew me ome eel mm
	глудокими экономическими категориями, \
		: ‘

Упорная борьба за сокрашение вепомог”
тельного времени открыла не только № }
гантекие произвожственные резервы, но # ’

резервы неограниченного роста культуры # F
духовных богатств рабочего, ь
Так ленинеко-сталинское воспитание 91
ловека сформировале нового труженика, it
уверенно вступающего в коммуниетиче
скую эпоху. i

CAPATOR

Новое нередко бросается в глаза чиего
внешней своей стороной. Не сразу замеча-
ешь главное — его глубокое и мудрое co-
держание,

Войля в механический цех саратовского
завода «Серп и молот», вы слышите как
бы богатырекое дыхание. Закройте глаза,
	и вам почудитея, будто находитееь вы ря-
	дом с депо, где стоят пол парами готовые
Е выходу на линию покомотивы, Почему
же шапят и издают мощные вздохи обык-
новенные токарные и фрезерные станки?

..Токарь Виктор Александрович Тараза-
нов был обеспокоен тем, что на ряде станков
подготовительные работы занимают две тре-
ти рабочего дня, На изготовление одной дз-
тали уходило 9,6 минуты. из Которых
5 минут работал сам Таразанов, а 4.6—
станок. Но вот Виктор Александрович под-
нял скорость резания в триналцать раз —
станок обточил ту же детальза 0,35 мину-
ты, & Таразанов тратил на нее попрежнему
5 манут, Таким образом, время, затраченное
человеком. почти в четырнадиать раз @ре-
высило машинное время. Нолучалась невз-
роятная картина: изготовляя такие детали
в течение 480 минут, токарь сам лолжен
был трудиться физически 450 минут, а
машина — 30 минут. Полчаса в день!
Мыеслимо ли это?
	Так вот какие противоречия таит в се5е
скоростное фезание! Еели допустить тео-
ретически, что станок повысит темпы
резания еще в десять раз, TO OH почти
«законсервируетея», потому что станет р4-
ботать лишь три минуты в смену. Выхо-
дит. таким образом, что, несмотря на зна-
чительное повышение коэфипиента исполь-
зования станка и выпуска продукции, ско*
ростное резание увеличивает долю ручного
труда. Увеличивает, та есть делает то. про-
тив чего восстал наш сопиалиетический
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 24 mapm 195! г. Ne 35
			i!
	строй, против чего протестуют всем своим
существом паши стахановцы, инженеры,
ученые,

Виктор Александрович был поражен эти-
ми, казалось бы, логически правильными
выводами. Как же бороться с этим явле-
нием?

Быть может, чтобы изжить разрыв меж-
ду машинным и вспомогательным време-
нем, токарю следует быстрее снамать и
зажимать в патроне деталь, затачивать ине
струмент? Не отказаться же в самом деле
от скоростного метода, He вернуться
же назад в старым дедовсвим приемам я
темпам? Но может ли токарь, подобно
машине, в тринздиать фаз быстрее, чем
прежде. выполнить свою долю работ?
	Че может и не нужно, — следовал 5
вет. Советский стахановец догоняет прэ-
грессирующую технику не усилием муску-
лов, а убилием ума и воли, находчивостью,
упорством изобретателя.

Токарь Таразанов 5е был одинок в своих
рассуждениях. Проблема машинного и вепё-
могательного времени занимала весь кол-
лектив. Техническая задача переросла в
экономическую и даже в залачу моральную
и философскую.

Проблема сокрашения  вепомогательного
времени не нова: она относилась, по суще*
етву. к тем большим проблемам. которыми
занималиеь переловые мыслители в тече-
ние всей истории развитяя капиталиетиче=
ской промышленности. Но она пе решаллеь
капитализмом, а, напротив, усугублялась
жестокой. изматывающей жилы экеплуя-
тацией человека. Карл Маркс показывазт
кровожалный пинизм «философии» буржу-
азного экономиста по этому поводу. Марке
пишет в «Капитале»:

«..так как машина сама по себе со-
кращает рабочее время, между тем как
ее капиталистическое применение удли-
няет рабочий день: так как сама по
себе она облегчает труд, капиталистиче-
	ское же ее применение повышает его
интенсивность: так как сама по себе
		стро выполняют много другой работы. Оня 1! усовершенствования