Поавоад искусства
			Отромная роль в воспитании наших
кадров в литературе принадлежит печати,
в. ‘частности печати комсомольской, по-
‚скольку речь идет о писателях молодых,
поскольку сама наша конференция состав-
ляет” предмет такой большой заботы Цент-
рального Комитета комсомола. Ho a ¢ fo-
речью ` вынуж- ен отметить, что «Комсо-
мольекая правда», в сожалению, не всегда _
Удачно. выступает по вопросам литературы.
Возьмем, например, статью, которой она
встретила. нашу конференцию — «За горь-
ковское. отношение в молодым!» (№ 62, от
16 марта 1951 года). Я просто не могу
понять, откуда это удивительное криводу-
шие и недоброжелательность, пронизы-
‘вающие всю статью.

Здесь отмечается, например, что ряд пи-
сателей уделяет значительное время вос-
питанию молодых литераторов. И вдруг го-
ворится — «...невольно возникает вопроз:
много ли имеет
в последнее время С. Маршак?» Товарищи,
попрекайте кого угодно, начиная. © меня,
но не Маршака, который десятилетия сво-
ей жизни отдал и отдает воспитанию мо-
лодых писателей. Маршака трудно дома
застать, чтобы у него не сидело 2—3 мо-
лодых писателя. Да и мы, взрослые, отни-
маем у него время. Жаль, Что ‘шеетидеся-
тилетнему человеку, заслуженному работ-
НИБУ литературы, и вдруг — такая
WHHAbRA.

«Вомсомольская правда» сочла необхо-
димым критиковать писалеля В. Некрасо-
ва. Автор книги «В окопах Сталинграда»
рассказал нам 0б окопах переднего края,
где все, до ‘последнего изгиба траншеи,
было ему известно. Я знаю Некрасова, как
‘скромного, взыскательного к себе, работя-
шего человека, помню, как он хорошо ра-
ботал, старался ‘учесть все сделанные ему
замечания. Теперь «Иомсомольская  прав-
да» имеет сведения, что когда появилось
новое издание, то Некрасов сказал: допол-
няТть и развивать не буду. И газета ‚ гово-
пит: ‘тут бы и воспользоваться новым из-
данием, развивать, дополнять.

А я уважаю таких писателей, которые
He переделывают всякий раз и по первому.
требованию редактора свон произведения,
4 держатся какого-то доведенного до из-
рестного совершенства текста и говорят:
«Нет, я вставить не могу». 2

Далее в статье цитируются стихи.
А. Золотушкина. Ей-богу, неплохие стихи.
Вот что он пишет:

Когда-от лет уставших и от ран
Коснется нас могильная прохлада,
Когда умрет последний: ветеран — .
Участник обороны Сталинграда,

В двухтысячном сияющем году,.

В родном, коммунистическом, знакомом,
К нам на могилу правнуки придут —
Писатели,
	Прорабы, .
Агронсмы..,
	ГЕРОЕ
	Семен БАБАЕВСКИЙ
	Только хорошо зная жизнь и людей,
писатель может выполнять свои  обязан-
ности. в

Без знания жизни, без постоянного,
внимательного, активного участия в этой
жизни писателю работать сейчас просто
невозможно.

Я задумал написать роман о том, как
после войны люди приходят из армии до-
MoH и приступают. к мирному труду. Эта
тема возникла у меня еще во время
войны, когда я, бывая в воинских частях
в качестве военного корреспондента,
слышал очень много разговоров о том,
как мы будем жить после войны.
Когда я сел за роман, для меня, как и для
многих пишущих людей, самым ‘трудным
оказалось начало. Я исписал много бума-
ги, сделал много вариантов начала, но та-
кого, который удовлетворил бы меня,
не было. Я знал, что надо начать с того,
что аюди возвращаются домой. Но в какой
обстановке? Как? Ведь возврашалея не
один человек, а миллионы, и каждый шел
своей неповторимой дорогой.

Есть на Кубани хутор Маковский. Это
моя родина: там прошло мое детство, отро-
чество, юность, там живут мои родные.
Я поехал навестить их. В это время ‘на
хутор вернулись два парня: ‘ один из
них — водитель Танка, а второй — его
друг, товарищ по танковому экипажу. Один
танкист вернулся к себе домой, а другой
——K нему в гости, так как ехать ему из
армий было некула. Оба они воевали очень
	хорошо. Я увидел, как эти два парня,
вернувшись домой, стали внимательно
присматриваться, а потом решительно
	вмешиваться в жизнь небольшого хутора.
В’ этом, казалось бы. обычном, будничном
эпизоде я увидел кусочек послевоенной
Жизни.

Конечно, я мнотое изменил. Но самый
факт, что эти два человека вернулись с
войны, взят был мной из жизни. Если’ бы
Я не поехал на хутор, если бы я не уви-
дел этого, я вряд ли смог бы придумать
именно такое начало для своего романа.

В этом же 1946 году, летом. я жил в
большой казачьей станице Попутная. Cra-
ница эта стоит на’ крутом берегу реки,
Правый берег покрыт абрикосовыми сада-
MH, и когда смотришь с высокого берега,
	`Вера  ПАНОВА
	Александр ТВАРДОВСКИИ
	Перело мной рукопись одной поэмы. Там
есть колхоз отстающий, колхоз передовой,
есть председатель колхоза — человек перс-
довых взглядов и председатель колхоза —
зазнавшийся, не понимающий новых усло-
вий жизненного развития. Есть девушка
Галя и тракторист Ваня. Есть и парторг,
который занят только тем, чтобы устроить
сердечные дела этой молодой пары.

Есть там и надоевший персонаж в на-
шей литературе — дед, которому делать
нечего, но он все ходит, рассирашивает,
перез сколько лет будет коммунизм и лдо-
Жждется ли он, поскольку ему 73 года.

Прочел я эту рукопись. Она написана
опытным человеком, не первый гол высту-
	пающим в литературе.
Все зарифмовано — правильно, удачно;
грамотно чередуются размеры, есмь и
	ветанные ‹иссенки и развившийся за по-
следнее время в нашей поэзии диалог в
стихах. И все-таки читать эту поэму мне
было очень трудно.
‚ Я с горечью думаю, когда я вынужден
дать читателю то, чему я сам не могу ра-
доваться, — ну, я дам, да и других ре-
дакторов найдется полсотни человек, а чи-
тателей, при наличии тиража в 100 ты-
сяч, мянимум можно считать миллион!
Конечно, не от хорошей жизни олин ре-
	дактор сказал: мы должны держать уста-
	новку на «волевого читателя». Я ду-
мал и продолжаю думать, что на «воле-
вого читателя» мы не должны ориентиро-
ваться. Литературное. произведение долж-
но быть занимательным, интересным,

И я задумался: в чем же дело, почему
Тав скучна эта поэма? Ведь это есть в
Жизни: есть колхозы отстающие и пере-
довые, соревнование есть, укрупнение кол-
хозов, ирригационные сооружения, рост
колхозного изобилия. Все — правда, весе
хорошо: дед есть, парторг есть, любовь
весть, Все есть, но почему же меня это. не
волнует, почему я пепытываю скуку, рав-
нодушие к этой рукописи?’ Н почему я
должен быть «волевым читателем», чтобы
преодолеть эту скуку, эту ужасную тоску,
ли, пользуясь нелитературным словом,
«тягомотину».

Я должен был отклонить эту рукопись
или решить ее печатать. Внутренний го-
Joc ине подсказал, что я ошибусь, если
ховерюсь. внешнему благополучию этой
рукописи и опубликую ее, что это будет
нехорошо по отношению к читателю, не-
уважительно, это не явится для него по-
1арком. Я решил отклонить эту рукопись,
но ведь нужно было понять, в чем де-
10, Почему эта схема, — вполне отвечаю-
щая условиям жизни ‘наших колхозов, —
меня не волнует.
	Ответ явился самый. простой, и я ду-
хак,. что это применимо. не. только..в дан-
ному случаю. Дело в том, что автор абсо-
лютно не волновался, не был защитником,
пропагандистом этого жизненного материа-
ла. Отсюда все качества.
	ель одно-замечательное свойство BCAKO-
	го искусства, в частности о литературного
Искусства, искусства живописания словом.
0 чем бы ни повествовал автор, какие бы
трудные испытания он ни прошел — но-
ходы, снег, пески, пустыни и прочее, —вся-
кий раз, когда это изображено в искус-
стве, это доставляет вам живое наслажде-
кие, радость, и это заставляет вас, особен-
Но Юного читателя, желать пережить то,
что написано в книге, желать побывать в
этих снегах, песках, в этих походах, о ко-
	TOPIX повествует книга. И первый при-.
	знак художественного произведения -— 9но
	передаст очарование Живой жизни.
	края. Хороший мужчина, волевой, умный,
со «степным» характером. Сколько у него
забот и трудностей, вызываемых. тем, что
растет МТС, растут новые: люди!» Все это
мы не показываем, потому. что 06 этом
трудно писать, и надо иметь талант, что-
бы изобразить красоту настоящей жизни.

Некоторые писатели жалуются, что вот
и написал бы я роман, и талант у меня,
дескать, есть, но беда в том, что нет
темы для романа. Дайте тему, и я на-
пишу... Смотришь на такого писателя п
думаешь-—как же так? Ведь тёмы — ря-
дом с нами, и если бы мы сильнее и упор-
нее работали, то хватило бы этих тем и
на 24 часа в сутки.

Мало писать о хорошей жизни, надо
показать эту жизнь, надо доказать,
что она действительно хороша. He cy-
меепть этого сделать, в твою книгу не по-
верят.

Несколько ‘слов скажу о языке. Мы
как-то до сих пор по-настоящему не по-
чувствовали, что язык — это первоосно-
ва в нашей работе.

Bee это отношу и к себе, даже, может
быть, больше, чем к другим. И мне надо
строже отбирать слова, которые звучат,
как золото, и отбрасывать ржавые, без-
звучные. Чего, там греха танть, у каждого
из нас может отыскаться немало слов-
паразитов, от которых не знаешь, куда
деваться. Казалось бы, вот у тебя слова
лежат в кармане, бери и пиши, но есть,
оказывается, слова, которые хранятся в
сейфе в далеких погребах, а слова-парази-
ты сами лезут, лезут так, что от них
трудно избавиться. Тут нужна упорная,
цастойчивая работа над фразой.

П еше несколько слов о критике. В жиз-
ни писателей она необходима. Я это испы-
Tad Ha себе и знаю, что значит товарище-
ская критика. Вогда тебя покритикуют, ты
и пишешь лучше. Если же получается так,
что но какому-то стечению обстоятельств
вас хвалят, то вы старайтесь сами к себе
относиться более критически. Ё сожале-
нию, есть У нас такие писатели, которые
считают, что всего. уже достигли, что все
хороню, а потому и за письменный стол
садиться им уже не очень хочется. Но тз-
кие писатели неизбежно терпят неудачи в
	будущей своей: работе.
	Из выступления на втором
Всесоюзном совещании молодых писателей
		Из выступления на втором
Всесоюзном совещании молодых писётелей
		то кажется, что все эти сады облиты пче-
линым медом,— такая там желтизна. Очень
большой. был урожай абрикосов. :

В правление колхоза надо было иття
садами. Я пошел. Вижу — женщины Co-
бирают зв корзины абрикосы. Среди них
был и председатель колхоза, пожилой,
невразчный на вид мужчина.

Желая найти предлог для беседы, я
спросил у него, нельзя ли купить вило-
грамм абрикосов. На мою просьбу он от-
ветил, что эти сады не его — колхозные,
вопрое о продаже фруктов нового урожая
еще не решался, и для того, чтобы дать
мне кипогорамм абрикосов. нато созвать
	заседание правления.

Много видел я председателей колхозов,
но такого еще не встречал. Я заинтересо-
вался им, стал приходить в колхоз, разго-
варивать с ним. Побывал я и у него до-
ма. Он оказался очень гостеприимным, со-
	всем не скупым человеком. Скупым же он
	OBL тогда, когда дело касалось колхозного
добра. Этот хозяин навел порядок в кол-
103e,— OH тоже вошел в мой роман.

‹Щедро жизнь помогает нам. Если бы. я
не встретил своих будущих героев живы-
ми, я вряд ли смог бы их описать в кни-
ге. Надо знать жизнь. У нас часто в рома-
нах нехватает хорошего жизненного мате-
риала, мы сглаживаем углы, сглаживаем
не потому, может быть, что так хотим; а
потому, что’ так легче писать. Мы не обра-
щаем внимания на то, что наша советская
жизнь потому-то и хороша, что она — не
идиллия.
’” Прочел я недавно роман, в котором
все события развиваются ‘необыкновенно
‘легко. Приезжает новый директор МТС, и
всюду на его пути — одни радости. В рай-
коме тоже одни удачи, и в колхозах то-
же. А если присмотреться к жизни, то у
cenperaps райкома много бессонных ночей,

а директор МТС несет Ha своих плечах
большую тяжесть.

Мне хорошо знаком один директор МТС,
депутат Верховного Совета от нашего
	Вогда же читаешь эту рукопись, не ве-
ришь, что у читателя явится желание по-
ехать. в этот колхоз, посмотреть на эту
хорошую жизнь, пожить там.
	Я убежден в том, что форма является
	Из потребности, из страстной убежденности
автора.
	Богда нам нужно что-то доказать, когда
вы в любви объясняетесь или даете объяс-
нение на партбюро, вы отлично находите
те самые незаменимые слова, которые
нужны в данном случае, ибо вы страст-
но убеждены в -необходимости ваших вы-
сказываний.
	Бот из этой страстности, из этой убеж-
денности и является форма, и поэтому мпе
всегда казалось, что. мертво звучат слова
0 так называемой технологии стиха. Мне
всегда казался этот разговор скучным.

Другое дело, когда есть налицо глубокая
заинтересованность в большой теме нашей
современности. Вот такую искренность,
Бзволнованную заинтересованность, убеж-
денность мы и называем идейноетью ав-
тора. Идейный человек-—это’ горячо любя-
	щий человек, все существо которого про-
никнуто верой, убеждением. р

И когда этого нет, — нет и формы.
Опытный литератор, человек. холодный,
действующий не по убеждению. а по: со-
ображению. о том, что. эта тема, дескать,
нужна, что она на очереди, что вот эту
тёму отмечают знаками государственного и
общественного признания, говорит:

— Напишу-ка на эту тему, да изобра-
KY ев строк на тысячи три,

И получается мертворожденное произве-
дение.

А когда работа, когда поэма рождается
Из настоящего чувства, Тогда на помощь
приходит. все, все впечатления бытия и вое
языковое богатство, ‘и все приобретает не-
обходимую форму, ясность и отчетливость
так, как это бывает в страстной, убежден-
ной речи. `
	Бот что говорит Некрасов в письме.
в Л. Толстому:

«..нет такой мысли, которую человек;
не мог бы жебя заставить выразить лено
и убедительно для другого, и всегда до-
садую, когла встречаю фразу «нет слов
выразить» и т. п. Взлор! Слово. всегда.
есть, ‘да ум наш ленив, да вот ‘еще что:
надо иметь веры в УМ и проницательноеть.
другого по ‘крайней мере столько же, .
сколько в свои собственные. Недостаток
этой веры иногда бессознательно мешает.
писателю высказываться‘ и заставляет or-
видывать вещи очень глубокие, чему лень,
разумеется, потворствует».

Это Удивительно ‘перекликается со сло-
вами Горького о том, что с читателем нуж-
но говорить, как с другом, который пони-
мзет. с полуслова, как с другом, которому
солгать нельзя, как с другом, перед кото-
рым не нужно ни многословия, ни краено-.
речия.

С кем же. как ие со своим большим со-

`ретеким читателем, еще можно в-Такой ме-
	‘ре ‘говорить, как с другом, Именно мы
имеем таков бчастье, такую возможность:
говорить с нашим большим, умным, та-
	лантливым другом, которому незачем рас-
	киселивать ненужные подробности, перед.
которым нельзя солгать, от которого нель-
за утанть существенного и важного, перед.
	которым нужно быть чистым, правдивым
и аеным!
	юм“ Радость творческого труда
	татель, открыв нашу книгу, мог сразу
сказать: «Это такой-то пишет. Ero _рука
видна!» Я думаю, что инливидуальный по-
черк должен быть для литератора предме-
	том такой же тордости, как для . мастера
производства личное клеймо. =
Величайший образеп такой  неповтоон-
	мои творческой индивидуальности — лите-
ратурный почерк товарища Сталина.

Велика и плодотворна сила практикуе-
мых у нас коллективных обсужлений ру-
кописей. Плодотворна товарищеская взаи-
мокритика, плодотворен труд многих наших
отличных редакторов—энтузиастов своего
дела. Но выработать свою творческую мар-
ву, свой стиль, заработать «личное клей-
№0» может только сам автор путем неустан-
ного повышения мастерства. ,

Много и- справедливо говорим мы 0 TOM,
что писатель холжен знать жизнь, впиты-
вать в себя жизнь, быть ее активным
участником, зорким наблюдателем, пламен-
ным творном. Это первое условие для на-
	шего роста. И в этом не только  обязан-
HOCTh, HO H cyacThe наше!
Реть у писателя еще вторая  пробес-
	‚ сия — его ‘фрадоеть, радость работы за пи-
  сательским столом, когда ты один перед
белым листом бумаги, строитель, в тиши-
ne, в напряжении всех своих душевных
сил, в поту и муках, неведомых другим,
возлвигаешь новое здание для твоих едино-
мышленников; сограждан, товарищей.

Я —за то, чтобы эту радость познали
вее мы, чтобы не было среди нас обойден-
‘ных ею. За прилежание (хорошее старое
слово!) в работе, за рукопись, в которую
автор вкладывает себя до последней кро-
BHHEH, за личное клеймо.
	ной схеме, а самую жизнь, Льизнь со всеми
ве красками, запахами, переливами, нод-
робностями. Для этого и пейзаж нужен, и
‘описания необходимы, и BCH эта Macca
подробностей, которая как будто ничего и
не решает в книге, а на самом-то деле и
создает то очарование правды жизни, ко-
торое так покоряет нас в романах Шоло-
хова, Фадеева, Федина, Катаева. .

] писателю, котла он.умеет это писать
‘и знает жизнь, легче работать. Для меня,
например, мучительно трудно сочинять
«сцены в кабинете», заседания, камерные
эпизоды. Понимаю, что надо эти сцены
«расцветить». Bot и начинаешь: «он
улыбнулея», или «ухмыльнувшиеь, ска-
зал он», или «сдвинув мохнатые брови,
проговорил он»... Самому скучно писать!.:
A Bee оттого. что не представил. я себе
зримо ни этого кабинета, ни зала заседа-
ний, где идет горячий, интересный спор;
‚не описал я стола, на который мой герой
мог бы опереться, не написал окна, в ко-
торое он посмотрел бы, не дал жизнь 2а
ЭТИМ ОЕНОМ...

Здесь я говорю уже, как видите, о не-
посредственной работе писателя за, писъ=
‚менным столом. Это — самый радостный и
‘самый трудный этап рождения книги.
Это — страда писательская. Тут решается,
созрели ли твои замыслы. хватит ли силе-
нок наполнить чертеж живой и горячей
кровью.

Нас не раз учили налти большие масте-
ра: побольше трулитесь над своим произвез
дением, переделывайте,  переписывайте!.,
H ato — золотые слова.

Мне приходилось наблюдать на нашем сез
минаре. как порой страдальчески морщится
молодой автор при словах «Надо переде-
лать!», обращенных к нему. Я понимаю
нетерпение мололого писателя; хочетел по-
скорее увидеть свое имя на корешке книги.

Й вее-таки не следует торопиться!

Нет ничего ралостнее. как работать, ла-

‘ ботаФь. работать нал книгой!.. Переделы-
	вать, Переписывать, видеть, как на твоих
глазах зреет н хорошеет твое детище. Про-
цесс творчества — самое дорогое в нашей
работе. И я хочу пожелать вам, дорогие
трузья. больших и радостных успехов на
этом благородном пути!
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 36 25 марта 1951 г. 8
	произведения.) работу по шлифовке ру-
коциси.

В большинстве случаев слова «ca!
больше ничего не могу» не соответствуют
подлинным возможностям одаренного моло-
дого автора: смог бы, ежели б постарался
и поработал над рукописью подольше; 0b-
думал каждое слово, ‘каждый эпизод, каж-
дый образ. Вот этз реплика — так ли она
написана? Точно ли передает мысль и
чувство героя? Слышна ли`в ней живая
человеческая речь или живые люди гово-
рят в таких случаях как-то иначе? Вот
этот герой — достаточно ли ясно показа-
ны его устремления, его деятельность, чер-
ТЫ его характера?” Увидит ли его чита-
тель. зайнтересхется ли им’ -
	_ «Сам больше не могу» — это обычное
‘проявление спешки, желание поскорей
«слелать заявку». переложить окончание
	своего труда на других людей.

Результат этой спешки — серость про-
изведений некоторых начинающих авторов,
недостаточная характерность их писатель-
` ского почерка, порою — явная  подража-
‘тельность: вместо того чтобы постараться
написать о людях и событиях так, слов-
но еще никто и никогда о таких людях и
событиях не писал (а ведь мы, писатели
современной темы, действительно имезм
‘дело с совершенно новым материалом —
matey по целине!), — некоторые авторы
пользуются готовыми образцами из произ-
велений классиков или современных 69-
  BETCKAX писателей старшего поколения. Не
 8 этом заключается учеба у классиков;
работая на литературных реминиеценциях,
  не выработаеть собственного писательского

Работы товатища Сталина по языкозна-   произведения!)
	нию ставят . перел.. вами, литераторами...
	проблему языка — как величайнтую нашу
	задачу, как проблему проблем. .

Язык — наш строительный материал.
Из худого материала не построишь. добро-
го здания. Мы знаем великую точность и
ясность языка Льва Николаевича Толето-
то.’ Знаем ‘сокрушительную силу слов Caa-
тыкова- Щедрина. Слова, как нестираемые
камни, лежат в «Мелном  веаднике» и
«Мертвых ‘душах». Попробуйте. вынуть
хоть один камень. Не вынете. Положено
навечно.

` Мы, начинающие литераторы, работаем
нал словом ‘еще мало, плохо и лениво.
	Мало работаем над словом, пад вомпо-
	зацией. вообще над формой. произведения. .
	Вот приносит молодой писатель роман.
Очень интересный и значительный по мз-
териалу роман, показывающий  несомнен-
ные способности автора. Но читать труд-
но. Там длинноты, тут скороговорки. Мно-
гие герой едва намечены ‘и брошены. Диа-
логи валы, эпитеты бедны, п автор гово-
рит: -

— Да, я это всё понимаю. Но’сам боль-
ие ничего не могу сделать. Пусть редак-
WP долелает.

Конечно, хороший редактор, опытный,
умный,  чувствующий индивидуальность
автора и помогающий раскрыться этой ии-
дивилуальноети,— великая помощь и опо-
ра для литератора как начинающего, так
и многоонытного. Ho даже самому Ha-
чинающему не годитея перекладывать на
редактора всею трудную, кропотливую (a Ta-
	о тт ©

КЮ радостную для автора — творца нового почерка. А ведь все мы хотим, чтобы чи-
	Тогда мы попросили автора, чтобы он рас-
сказал нам уже He «художественно», а
своими еловами, просло, Чего хочет новатор
и против чего спорит консерватор, и вдруг
выяснилось, что автор ‘сам не только не
знаст этого, а и вообще о мартеновеком
деле имеет смутное понятие. Стоит ли пос-
ле этого удивляться, что пьеса не выптла?

Писатель должен до тонкости знать
технику дела, даже не для того, чтобы ec
описать, а чтобы ‘самому весе понять и
увидеть, з увидев — найти в этом образ-
ное, то-есть человеческое и поэтическое.
	Никто не требует от писателя, чтобы он.
	описывал все эти винты и болты, — он
пишет не прейскурант, но’он должен вез
эти болты и винты знать, иначе для нег
и машина будет только железным хаосом
и человек — творец машины — останется
непонятным. Скажу опять же из опыта.
Только ‘изучая техническую литературу,
учебники горного дела, беседуя е мастеря-
‘ми и бывая в шахтах, смог я написать
те страницы в своей книге «Донбасс», `хо-
торые я люблю. И есть в этой книге че-
сколько неточностей, за которые я мучя-
тельно краснею: значит, не все изучил,
как .надо!.. Я исправяю их в первом же
издании. И опять поеду в Донбаес — емо-
треть, наблюдать, учиться...

Много, очень много должен знать писа-
тель! Помимо‘ тлавного, основного, ради
чего пишется книга, он также должен
знать и массу второстепенного. Я имею в
виду «второй план» в Книге.

Иногда книга молодого писателя налисз -
на, как сценарий или даже как либретто
сценария: это не книга еще, а только ос-
нова будущей книги.

Сценарий законно не, требует такого
изобилия подробностей, как роман. И это
понятно. Не нужно подробно описывать
внешность героя — будет живой актер. Не
нужно писать пейзаж — будет оператор.
Будет живая натура. Будут режиссер, ху-
дожники и т. Д., и т. д. Кино имеет мно-
то изобразительных средств.

У писателя же, когда он пишет. роман,
только одно оружие — слово, Словом. дол-
жен он обрисовать и героя, и натуру, и
жизнь, которая идет там, на «втором пла-
не». Да нужен ли вообще этот второй
план? Необходимо нужен. Не ради укра-
шения, озеленения книги, бог с. ним.
для того, чтобы читатель видел в вашой
	книге не сочинение автора по разграфлен-
	Но как же можно писать 0 человеке, не
зная его? Я ‘горячо советую каждему моло-
дому писателю, начинающему писать кни-
гу, прежде всего завести у себя совой «от-
дел кадров». 0 каждом из своих героев на-
до знать абсолютно все, начиная © того,
когда он родился и что © ним было до To-
го, как ‘он пришел на странибы книги, и
кончая тем, что с ним будет потом, после
того как вн уШел из книги.
	Для современных произведений  харак-
	терно изобилие героев, или, как еще выра-
	lg

жаются некоторые критики, «персонажей».
Плохое слово — «персонаж»! В книгах
должны быть люди, а не персонажи. Одних
из них автор напиптет более подробно, дру-
	гих —— менее, а третьих — только  упомя-
нет. Это — закономерно. Но о каждом —
6 каждом, появляющемея на страницах
	книги, человеке — автор обязан знать Все.
Неважно. войдет ли вее это в роман, или
	нет А знать —— надо! Тогда одной меткой
	фразой можно будет охарактеризовать 35-
ловека, и будут люди, а не персонажи, кни-
ги, а нё штатное расписание. }
Пренебрегают некоторые молодые писа-
тели и точностью в отношении времени
действия. Иногда сами лишь приблизитель-
но знают, в каком году происходит дело в
ях же книге. А вепомним, как обычно на-
чиналось повествование у классиков: «Тен-
	ным июньским вечером 1858 года...» ит. д.
	Из их книг всегда яеню, когда и Где Ape
исходит действие. А в наше время, когда
не то что год, а каждый день неповто-
рим, непохож на предыдущий, это особек-
но важно. Знаю это из собственного пе-
чальното опыта. Неудача моей пьесы «3а-
коня зимовки» во многом объяснялась тем,
что я произвольно «едвинул время» и по-
пучилась неправда, фальшь: то, что было
возможно в Арктике 1935 года, когда я Там
был, стало уже невозможным в Арвтике
1941 года... Шагнула виеред жизнь.
Вообще точность во всем — это закон
для писателя. Тем из нае, кто работает нал
индустриальными темами, особенно необхо-
димо знать, и хоротто, дотошно знать тех-
нику, технологию, производство. Человека
труда невозможно показать без этого.

Мне довелось как-то присутствовать при
обсуждении пьесы одного молодого драмз-
турга. Пьесу все дружно критиковали.
ней были выведены два сталевара. Один —
«консерватор», другой — «новатор», но оба
они были олинаково бледны и неинтересны.
			Что жэ тут плохого? Поэт пишет о. том
будущем; которое не забудет прошаого, 0
будущем, которое. уносит гордую память
этих дней борьбы. “A газета заявляет:
«Оторравшись от жизни, от передовых
	‘илей своего народа, молодой человек, ко-
	торому жать да жить, вырядился в саван».

Товарищи, ‘успех ‘нашей работы и итоги
работы нашей конференции не в том,
сколь широкие документы будут приняты.
Успех определяется тем, что будет написа-
но вами, сидящими в этом зале. Так раз-
решите мне от всей души пожелать каж-
дому лично успехов в 6го дальнейшей. ли-
	тературной работе!
	бы использовать в беллетристической  фор-
ме?» Ччо могли расеказать. ему люди?
0 чем он мог расспросить их? Он приехал
на-Магнитку, как на охоту, как на золо-
тую россыпь, и, разумеется, уехалони 6
чем. А «самородки», действительно, лежа-
ли повсюду, но он их и не мог увидеть.
Я хочу особенно подчеркнуть необходи-
мость именно активного, осмыеленного, де-
лового. изучения жизни. Процесс обдумы-
вания будущей книги есть необыкновенно
важный нродесе. Собственно, в этот период
и ‘решается: получится книга или не по-
пучитея. Вот тут-то и начинаешь воро-
шить свои закрома. Начинаешь отбирать
драгоценное, важное, нужное. Начинаешь—
еще только в мозгу › своем — организо-.
вывать, строить будущую книгу. из ха-
оса впечатлений и образов, как одом из
‘строительното материала. зе
	Чаето у нае, говоря 0 мастерстве писа-
теля, имеют в виду главным образом рабо-
ту над словом, над образом, над эпитетом,
точно все мастерство писателя состоит. в
том, чтобы написать хорошую Фразу. Меж-
ду тем этап создания книги еще до
письменного стола, на мой
взгляд, есть этап куда более решающий.
В это время нужно прежде всего привести
в леноеть ндеи п мысли, которые ты хо-
чешь сообщить читателю; ‘нужно привести
в порядок то, что ты в жизни увидел, ибо
материал огромный`и в нем легко пото-
	Их О ян
нуть. И здесь я стою за план. Я знаю,
	‘Что наши класеики никогда Obes плана не
работали.
— Я не побоюсь употребить -— на этом
этапе — слово «схема». Да, надо построить
схему, чертеж будущей книги. Расположить
людей. Выяснить их взаимоотношения. Оп-
ределить их судьбы. Ибо, по-моему, ничего
нет интереснее“ в книге, чем судьба челове-
ка-героя. А эти судьбы — в руках писате-
ля. (Меня удивило, что некоторые молодые
‘писатели смутно  шредставляют cede .био-
графии евоих же ‘собственных героев.

Спрашиваешь у такого писателя:

— Сколько лет вашему. герою?

— Да этак лет 25—28.

-— А где он учился? На какие средства?
Кто его. родители? Какую зарплату он по-
лучает?

° „Выяеняестея, что автор вее это знает” нэ-
твердо, а такими «презренными» темами,
как материальное положение героя, во9б-

ще не интересуется.
	Борис ГОРБАТОВ
	_ АизнНь и книга
	Из выступления на втором Всесоюзном совещании молодых писателей
	Bee выступавшие на совещании едино-
ТУШнНо говорили о великом значении жиз-
	ненного опыта для работы писбателя. И это
	понятно. Нельзя строить на пустом месте.
Человеку, который сам ничего не знает, —
не о чем и рассказать людям.
	Мне хочется только подчеркнуть, что.
жизненный опыт, знание жизни приобрета-
ются не случайными «творческими команди-
ровками». Вся жизнь писателя есть не-
прерывное. ° ожелневное наблюдение и
	‘изучение. Что касается меня — раз уж мы
	Здесь делимся своим опытом, — То Я толь-
ко за письменным столом вспоминаю, что
Я — писатель. Я стараюсь забыть об этом,
	когда живу средй людей, хочу жить про-
ето, как люли живут, не думая о том,
	сто, как люди живут, не думая 0 том,
Rak я потом ‘опишу это облако или бород-
Ку этого человека, но невольно запоминая
п это облако и эту бородку. К сожалению,
я редко записываю что-либо в записную
книжку. но все увиденное, услышанное,
	‘узнанное прочно откладывается в памяти,
	словно в закрома. И чем эти душевные 34“
	‘Крома’ волнае Тем потом легче писалъ.
	Огромную службу  сослужила мне MOd
JourgaeTHAS padoTa в газете в качестве
специального корреспондента. Газета дала
мне возможность  исколесить всю нашу
страну, встретиться со многими замеча-
тельными людьми и, главное, встретить-
ся.с. ними п о-деловому. Для советеко-
го журналиста обязательно ответст-
венное, строгое и именно. деловое изу-
чение материала; журналист по необхоли-
	мости дотошно вникает в технику дела, он
	недоверчиво слушает всякие реляции, OL
	BE —_

все должен прощупать собственными ру-
	ками, если не хочет подвести свою ‚редак-
цию и обмануть своих читателей. На мой
взгляд, для писателя работа в газете
незаменима. Во всяком случае, лично я
обязан тазете всем. что я знаю и умею.
	Газета научила меня разговаривать ©
людьми по душам и «по существу». Я,
например, никогда не беседую с человеком,
	держа перед собою блокнот. Из опыта я
	знаю, что. заметив блокнот, вант будущий
герой невольно и из самых лучших по-
буждений начнет рассказывать вам He 19,
что есть на самом деле. Он будет «чуть-
чуть» приукрашивать, присочинять: ведь
он говорит уж не просто, а для печати,
для литературы.

Процесс нанолнения «закромбв» я счи-
таю первым и, может быть, самым важ-
ным процессом в жизни писателя.
	Но вот задумана новая книга. Аажет-
Ci, Что твои закрома достаточно полны
для того, чтобы ее написать. Теперь толь-
ко сались за стол-—и катай! Прекращается
ли тенерь’ изучение жизни? Разумеется,
нет. Напротив, именно теперь оно стано-
витея наиболее активным; творческим,
сознательным. Теперь’ уж не просто жи-
вешь, теперь ищешь. Ищешь людей, ко-
торые тебе нужны. Чщешь осмысленно,
требовательно, придирчиво...

Иногда из рассказов писателей о прото-
типах своих героев может сложиться
представление, что писателю просто везло:
счастливо ветретил интересного человека и
написал о нем. А не ветретил бы — и че
было бы в литературе этого героя.
	Но эти счастливые встречи, как прави-
ло, случаются именно у тех писателей,
которые: активно ищут и хороню знают,
чего ищут. Писатель — не «золотоискатель
старого типа, мечтающий 0 «фарте», о
самородке, который вдруг сам собою дается.
тебе в руки. Писатель скорее сродни гор-
няку-проходчику, который пробивается к
новым пластам, отлично зная, где и как
они лежат,
	Чтобы найти и увидеть в AHHH HOBOE,
нало самому многое об этой жизни знать.:
Тут, как мне представляется, действует
«закон расширенного воспроизводства».
Мне вспоминается один старичок-писатель,
который в те дни, когда строилась Маг-
нитка. призхал туда, бродил по улицам
е блокнотом в руках, останавливал людей,
представлялся им и просил: «Не можете
	ли вы мне рассказать что-либо, что я мог