Борис ЛАСКИН
	БЕЗ КОПИРОВЩИП
	Конструктор стоит у чертежного стола и
карандашом наносит на лист ватманской
бумаги детали и узлы будущего агрегата.
Оригинал чертежа копировщица переводит
тушью на прозрачную кальку. Конструк-
тор сличит копию с оригиналом, и, если
все окажется правильным, начнется раз-
множение чертежа на светокопировальной
	бумаге. Только после этого’ чертеж по-
падает на завод.

Путь чертежа — от конструктора или
архитектора до заводского станка или
	строительной площадки — нередко продол-
жается месяцы, При грандиозных мас ита-
бах наших строек копирование чертежей
требует труда десятков тысяч человек и
	стоит: ‘по’ приблизительным подсчетам, 200.
	миллионов рублей ежегодно! Копирование
от руки становится таким же анахроииз-
мом, как работа переписчиков, существо-
вавшая до появления пишущих машинок.

Нельзя ли заменить’ ручное копирование
машинным? Можно! Инженеры московской
фабрики технических бумаг «Союз» им.
Л. Б. Красина предложили способ, резко
сокращающий сроки прохождения черте-
жей от авторов к строителям.

Без особых трудностей возможно органи-
зовать производство плотной карандашной
высококачественной кальки, которая заме-
нит ватманскую бумагу. : Конструкторы
смогут выполнять оригиналы своих черте-
жей прямо на этой кальке, а с нее’ ма:
шина снимет любое число светокопий.

Так будет сэкономлено огромное количе-
ство дорогой ватманекой бумаги, исчезнет
необходимость в труде копировициц, устра-
няется возможность появления ошибок при
копировании, значительно ускорятся сроки
прохождения чертежа.

Более того, часто приходится одну и ту
же чертежную кальку или одинаковые
комплекты чертежей рассылать на многие
заволы. В таких случаях проектные орга-
низации вынуждены вручную размиожать
множество комплектов. Работники фабри-
ки «Союз» предлагают дубликаты с ори-
гинала чертежа делать на прозраччой
пленке, покрытой светочувствительной
эмульсией. С них можно па заводах отпе-
чатать любое количество светокопий,

Всё эти предложения уже разработаны
и проверены на практике. Группа инженер-
но-технических работников фабрики скон-
струнровала и постронла новый тип апна-
pata для сухого проявления светоконий
поточным, ускоренным методом.

Такова творческая заявка коллектива
фабрики «Союз», которая может быть при-
менена в первую очередь на великих
сталинских стройках.
	М. АМШИНСКИИ
—-——_-—-—_---
	Новые здания библиотек
	Во многих городах страны идет строч-
тельство новых зданий библиотек. В мз-
стерской старейшего зодчего столицы —
действительного члена Академии архитек-
туры СССР И. Жолтовского закончены
проекты библиотек, которые будут соору-
жены в Свердловске, Новосибирске и Че.
лябинске.
	Новые четырехэтажные здания библио-
	тек рассчитаны на миллион томов каждос.
Запроектированы хорошо оборудованные
книгохранилища, просторные читальные за-
лы, комнаты для групповых и индивиду-
альных занятий, помещения для каталогов
и выдачи книг, специальные залы для лек-
ций и выставок.
	—Ф——

25-летие заводского
драмколлектива
	ДНЕПРОПЕТРОВСК. Металлурги ‘заво-
	да имени Коминтерна отметили 25-летие.
	клубного драматического коллектива.

За годы своего существования самодея-
тельный коллектив осуществил более 100
постановок. Во его репертуаре — лучшие
произведения советских драматургов, рус-
ских и украинских классиков.

Один из первых участников драматиче-
ского коллектива — начальник механосбо-
рочного цеха И. Гриценко за четверть
века исполнил более 80 ролей.

Сейчас в коллективе свыше 50 человек.
Около десяти лет руководит им артист
Днепропетровского украинского драмати-
ческого театра, лауреат Сталинской пре-
	мии ВБ. Овчаренко.
	Вытеснить сапку!

екон»?

РСФСР К. Борина «Вытеснить сапку!»,
	Николаю Елоровичу—почтени:!
	Николай Ёгорович долго не мог привык-
нуть К Новой своей жизни персонального
	ненсионера. Вот уже целый год он 1Ш-
прежнему ибиравно вставал по гудку 34-
	вода, на котором проработал полвека.
Вставал, бесцельно бродил по комнате,
‘нова ложился. Но заенуть уже не MOF.
	Он лежал и думал... 10 вепоминалаевь ему
юность, такая далекая, Ч порой казл-
лось ему, будто все это было не с ним, я
прочитал он об этом в какой-то книге. То
	думалось 0 сыновьях — славные реблта,
выросли! Один — инженер в Ижевске.
Другой в Ленинграде — ученый.  Xopo-
тие сыновья, обижаться нечего: нишу.
часто. за тод раз-два навещают. Часто’
приходят денежные переводы. Каждый:
таз. принося эти переводы, веселая де-

вупка-почтальон говорит.

— Николаю Егорычу — почтение! При-
Mure должок от сыновей. Раепииитееь...

А раз в месяц, вручая старику ночто-
вый перевод пенсии, она уточняет:

— Получите должок от государетва...
Погатый вы жених, Николай Егорыч!..

И в самом делз— не бедный. На 0бэ-
регательной книжке Николая Егоровича
уже числилась приличная сумма.

Зачем старик копил деньги? Эту тайну
мы Открыть можем: оба сына давно звали
старика к себе. И хотел отец приехать го
своим, как говорил он, капиталом. При
этом он словно забывал, что «капитал»
ему помогают сколотить сыновья...
	В это утро Николай Егорович обдумы-
	вал давнюю, почти неразрешимую прооле-
му — к какому сыну бвхать жить?.. Ста-
рик думал, а репродуктор, призвав радио-
слушателей перейти к водным процедурам,
начал передавать утренний выпуек «По-
следних известий». Й вдруг Николай Его-
рович услышал;

— ..Локари Иван Дымнов и Владимир
Бельков, став на вахту мира и применяя
разработанный ими новый производетвен-
ный метод, закончили выполнение годовой
нормы.

Николай Егорович даже приветал — это
произошло на его родном заводе! И кг
герои? Ero ученики!

\ловом, нет ничего удивительного, что
	через чае Николай Егорович был в про-
ходной завода...

— Пропуск, папаша! — старику  пре-
гралил путь вахтер.

— Ах mponyen?.. — растерялся Ни-
	колай Егорович и тут же разозлился: —
Какой еще вам пропуск? У мбвия и был
пронуск — так и то не спрашивали.

— Не положено, папаша! Читайте над-
пись: «Предъявлять в развернутом виде»...

Разговором  заинтересовалаеь девушка,
выписывающая пропуска:

— Вам к кому?

— В токарный мне...

—- Вы, дедушка, нозвоните по седьмо-
му. Это будет дирекция. Они прикажут, и
все будет, как надо.

Николай Егорович смирился и позвонил.
Секретарь директора сказала:

— Директор еще не приехал. Позвони-
те дежурному инженеру!
	Николай Егорович позвонил. Инженер
раза три переспросил фамилию Николая
Егоровича и сказал, что пропуск закажет.
	действительно, минут через десять
Николай Егорович, получив пропуск, во-
шел в завод. В токарном цехе он почув-
етвовал себя, как дома.
— Сколько лет, сколько зим!. Почет
ветерану!.. Забываешь нас, Егорыч!..
А вот Дымнова и Белькова в цехе не
оказалось — они работали в ночной смене.
	Поскольку работа ееть работа, Николай о
	Кгорович попрощалея и ушел с завода.
	Утро уже во-всю развернулось над ro-
родом. В лучах солнца искрилея снег.
	ду пролетариатом и буржуазией, все воз-
растающее обнищание трудящихся Mace,
роет безработицы, усиление национального
угнетения. фашазацию всей общественной
	‚И нолитичеекой жизни в странах капита-
	лизма. Это Tem более необходимо было
подчеркнуть, что современные правые со-
циалисты. являясь агентурой буржуазии в
рабочем движении, еще и еще раз пытают-
ся «обосновать» возможноеть примирения
классовых интересов пролетариата и ка-
	питалистов.

ok
	Весело позванивали трамваи. Виколаю
Егоровичу было грустно. Он постоял, по-
хумал и направился к остановке троллей-
буса — надо съездить в райисполком, до-

говориться о ремонте крыши.
На высоком заборе сидела стайка ребят.

Reorta Ииколай Егорович поровнялея © 34-
	бором, в спину ему полетели енежки. Один,
другой, третий. Николай Егорович ноднял
голову. Озорники ¢ преувеличенным вни-
`манием смотрели на небо. Чего, собетвенно
`товоря, прятаться?.. Вряд ли этот  село-
`усый старик кого-нибудь из них поймает.
‚ Николай Егорович отряхнул снег и, по-
грозив ребятам пальшем, пошел дальше.

На троллейбусной остановке стояла

‚ групца юпошей и девушек с коньками В

ууках. В ожидании троллеиоусеа они затея-

ли веселую возню. Олин из юношей, как
видно, «душа общества», взглянул на Ни-
колая Егоровича и спросил: «А вы поче-
му, папаша, без коньков?..>»

Подошел троллейбус. Молодые люди го
смехом и шутками бросились в машину.
Послышалея голое кондукторши: «0етэ-
рожно, отправляю», и троллейбусе тронул-
ся. Николай Егорович еееть не уенел.

Полкатила следующая машина. Николай
Егорович вошел в троллейбус. Взяв билет
и пробравшись вперед, Николай Егорович
етоял, держась за ецинку сиденья. Зимнее
солние золотило иней на окнах. Чья-то
трёпетная рука оставила Ha инее слово
«Люба!..». Мак звали внучку Николая Его-
ровича, и, увидев это, он улыбнулся. Ря-
дом, уютно сидя, шебетали две девупии.
Глянув на Николая Егоровича — уж He
поделушивает ли он их разговор? — де-
вушки перешли на попот.

В приемной райжилотдела секретарь на-
чальника — блондинка е нануекной
строгостью во взгляде, — рассеянно вы-
слушав Николая Егоровича, сказала:

—- Придется подождать, гражданин.

Секретарша неотрывно емотрела в око.
Напротив ¢ крыши сбрасывали снег. Это
было захватывающее зрелище.

Лва находившихея в приемной стула
были заняты.

Прислонившиеь к стене, Николай Ero-
рович ждал. Справедливость требует отме-
тить, что ждать ему пришлось недолго.

Когла Николай Егорович вошел в Жаби-
нет, начальник что-то сосредоточенно пи-
сал. Старик остановилея у стола, чуть по-
дождал, потом деликатно кашлянул,

— Вот. Заявление у меня. — Николай
Егорович положил на стол бумажку.

— Хорошо. — Начальник пробежал зэ-
явление. — На той неделе отремонтируем.

Начертав на заявлении резолюцию, нз-
чальник положил карандаш и поднял
глаза.

— Что eme?

Николай Егорович молча вышел.

Вот, собственно, и все, что произошло
с Николаем Егоровичем в это утро.

Любители «интересного чтения» разоча-
рованы: «А мы-то думали, будет что-ни-
будь особенное».

Увы, особенного ничего не случилось, и
все же произошло нечто, с чем мириться
нельзя: -

Давайте же вернемся к тому, что про-
изошло е Николаем Егоровичем в это зи\-
нее утро. Что испортило ему настроение?
Ну, конечно, его оторчила история ¢
ЕЙ, Впрочем, Николай Егорович
понимал, что без пропуска, действительно,
и нельзя. Он с грустью думал о
другом. 0 том, что за целый год, с тьй
Hops. как он ушел на пенсию, ему с заво-
`да хоть бы открытку какую прислали!
`Внрочем, одна открытка была, и как раз
зоной пропуска. Отдел кадров напоминал
`о необходимости сдать заводской пропуск.
И Николай Егорович, конечно, сдал.
  А почему о етарике не вепомнил завком?
Jie пригласил его, скажем, на Октябрьский
	вечер? Или не предложил ему купить Co
скилкой путевку в заводской дом отдыха?..
	Почему Иван Лымнов и Владимир Бель-
ков. которых три года назад Николай Ег-
	рович обучая азбуке токарного Atlas ня
разу We зашли проведать старика?..
Почему заводские комсомольцы не п9-
	Звали старика к вебе на собрание, чмы
он порелал им 09 своей большой и поучя-
	` тельной жизни!

Статья депутата Верховного Совета
	напечатанная в «Литературной газете» от 16 января с. г. вызвала многочис:
ленные отклики ученых, конструкторов, инженеров, агрономов, руководителей
	колхозов и совхозов. Бсое единодушно
низации сельского хозяйства. Из года
МТС. Новаторы, передовые люди сель
никой, непрерывно улучшают использо

Советские ученые, инженеры непре
	отмечают огромные успехи в деле меха-
в Год растет парк тракторов ‘и машин
ского хозяйства, овладевая богатой тех-
вание машин.
	рывно работают над усовершенствоза-
	нием конструкции имеющихся машин, создают новые машины для механизации
процессов возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.
	Но в этой болышой творческой раб
рые сдерживают темпы механизации с
публикуются поступившие в редакцию
	Конструкторы требуют
точных заданий
	(юзветекие конструкторы создают сель-
скохозяйственные машины: с учетом новей-
их достижений. агробиолотической ‘науки.
Поэтому Министерство сельского хозяйства
СССР для каждой вновь создаваемой ма-
шины составляет агротехнические требова-
ния. Они являются законом для Konerpya-
тора. Но эти важнейшие документы ра-
ботники министерства иногда подготавли-
вают формально, без учета местных уело-
вий и требований науки и опыта.

Сошлемся на примеры. ВИСХОМ  полу-
чия агротехнические требования на кон-
струирование сеялки для гребиевого cesa
сои на Дальнем Востоке. Сеялку сделали,
затратили на нее сто тысяч рублей и не-
мало творческой энергяи  конетруюторов.
Но вся работа пошла виуетую. К№огла се-
ялку привезли для испытания на Дальний
Восток, выяснилось, что гребневой cep
сои здесь иротивоноказан агротехникой.

Второй факт. В ноябре 1948 года ми-
нистеретво составило агротехнические тре-
бования на  рассадопосадочную  маптину
для гвайюлы. ВИСХОМ построил такую
сеялку. №о векоре оказалось, что машина не
отвечала новейнким .агротехническим тре-
бованиям, и Министерство. сельского хо-
зяйства CCCP в апреле 1949 года ехела-
	л0 НОВЫЙ заказ.

é Инженер А. ВОЙДА

п
	Процесс  сюздания  сельекохозяйствен-
ных машин расчленен на отдельные эле-
менты: исследование, конструирование и
изучение готовых конструкций. Так, отра-
слевые инетитуты сельского хозяйства
должны составлять  агротехнические тре-
бования для проектирования новых MAAN.
Что касается конструирования машин, Td
эти функции возложены на конетруктор-
ские бюро заводов. И часто, к сожалению,
новые специальные машины  конетруя-
руются людьми, плохо знающими возделы-
вание тех культур, для которых эти маши-
ны предеазначены. Маптины для обмолота
и обработки льна дорабатывалиеь, напри-
мер, заволекими конструкторами,  никотла
не видевшими подобных маиин в работе.
Больше того, конструкторы Гомельского
завода, оформлявшие чертежи этих машин,
увидели агрегаты в работе спустя полтора
гола после освоения их.
	Н. БУШУЕВ и ПН. КОНДРАШЩУК,
лауреаты Сталинской премии
	оте есть еще немало недостатков, кок?
ельскохозяйственного производства. Ниже
письма.

Г eccnncos
	На все эти «почему» ответ один. пото-
му что очень часто отношение к старикам
строится по жестокой пословице: «С глаз
долой — из сердца вон». Человек ушел на
пенсию, выбыл, так сказать, из списка,
Очень все это’ неправильно, обидно...

Но что с Николаем Егоровичем произо-
пло в эт утро 6вще?.. Мальчинии броса-
ли в него енежками. У троллейбуса школь-
ники не убтупили старику евоего места и
нё помогли ему подняться в троалейбуе,
В ‘троллейбусе девушки испугалиеь, чт
старик поделушивает их болтовню, но №
заморили, что он, в отличие от них, стоит,
	Как все это могло случиться? Неужеля
ни лома, ни в школе никому из них №
говорили о том, что уважение, более то-
го — почтение к старому человеку — это
просто ветественная норма поведения?

к
Е?
	На эту тему мы попробовали разговария-
вать с учеником шестого класса Димой
Терентьевым. Разговора не получилось,
Развитой мальчик, пионер, прекрасно знал,
как определить старость дерева по срезу,
но В 1олове у него не оказалось ни одной
мыели о старости человека, 00 уважения
в седым людям. С Димой мы разговаривали
не случайно — в его дневнике недавно
появилась запись о непозволительном по.
ступке по отношению к старой учитель-
нице,

— А в пионерской организации вы
когда-нибудь говорили 06 этом?

— Сборов на. эти темы не проводится.

— У тебя есть бабушка или дедушка?

—- Бабушка есть.

— Вак ты к ней относишься?

— Она очень строгая. Строже папы,

Bor и весь разговор.

По вернемся к нашему Николаю Егоры-
чу... Разве был бы нанесен урон вели:
чию веемогущей секретариги, еели бы она
поднялась и устунила евой (разрядка
наша. —Б. Л.) стул старому, седому поее-
тителю. вынужленному стоять в приемной?
	А если бы сам начальник райжилотде-
na, депутат райсовета, встал бы ‘навстречу
старику (может быть, его избирателю?),
усадил бы его в кресло, внимательно его
выслушал, — неужели che хоть на поту
ноколебало бы его высокий авторитет?..
	В своем выетуплении при вручении
	орденов газетам «Комеомольекая правда» п.
	«Пионерская правда» 11 июля 1945 го
Михаил Иванович Калинин говорил ©.
воспитании благородных, = человечеекик,
	действительно гуманных чувств у MOTO]
	жи, о привитии им таких чуветв олап-
родетва, которые бы потом им были пр
суши органически».

Глубокое почтение к старости — 910 1
есть благородное, человеческое, действий:
тельно. гуманное чувство.

«Старость — не радость» — древняя №-
говорка. В нашей стране она давно утра:
тила свой горький смыел. Забота о ста:
роети стала у нас важным государстве
ным делом.

Старого человека, прожившего большук

многотрудную жизнь, должны уважать
все — от мала ло велика.
	SO a a a a ai i i a ee a ae a ae a a a i a
	ратно-шахматной сеялки является поэтому
исключительно важной задачей.

Л. ЖДАНОВ,
действительный ‘член Всесоюзной
академии с.-х. наук им. В. И. Ленина

а .
	Советская агротехника фазработала це-
ликом оправлавигий себя гнездовой способ
посева  кок-сагыза. Ho осущеетвляется
гнездовой сев на наших полях отсталыми
приемами:

Между тем сеялка для гнездового по*е-
ва кок-сагыза уже создана. Почему же

она не дошла еще до производетва?
Г. ЖАМОВ,
	секретарь Избердеевского РК ВКП(б)
ТАМБОВСКАЯ область
	Лучше использовать
имеющиеся машины
	В колхозах Степновекого и Буденнов-
ского районов вырастили в прошлом году
неплохой урожай льна- Кудря, Комбайне-

ры Стеннорекого района, чтобы ускорить и
06 легчить уборку, применили зерновые ком-
байны и за 10—15 дней убрали весь лен.

А рядом, в Буденновеком районе, такой
же лен убирали лобогпрейками. Уборка за-
тянулась. Лено долго оставалея не 00м0л0-
ченным, Один из комбайнеров  Томузлов-
prof МТС пыталея, празда, последовать
примеру соседей, но директор МТС запре-
тил «экеперимент», а на комбайнера нало-
жил взыскалие за «еамовольетво».

Ноставленный тов. РБориным вопрос о
более широком использовании специализи-
рованных бюро по конструпрованию новых
машин весьма важен. Первая задача тако-
‘0 бюро — собрать, изучить и иепользэ-
вать все изобретения и рационализаторекие
предложения. Еще более важно поднять
всех мехапизаторов сельского хозяйства
на борьбу за полное использование трак-
торного и машинного парка МТС.

Старший агроном H. JIAPHEB
СТАВРОПОЛЬ
	Селекционеры —
на помошь механизации!
	Можно было бы значительно раепгирять
круг работ, которые выполняютея  суще-
ствующими механизмами, если бы налии
селекционеры по-настоящему порернулязь
лицом к механизации. В нашей республя-
ке воя высеваетея в больших количествах.
		H Но не рее ce сорта подлаютея механизиро-
ужны сеялки   ванной уборке. Сорт «харбинекая» вполне
		для квадратно-гнездового севБа
	Ьвадратно-шахматный гнездовой сев
открывает пгирокие возможноети механиза-
ции возлелывания масличных культур.

Заводы сельскохозяйственного машинс-
строения уже создали тракторную квадрал-
но-шахматную гнездовую  сеялку. Приме-
нение ее, как показал опыт, резко умень-
шает затраты ручного труда. Вместе с
тем необходимо отметить, что эта сеялка
не свободна от некоторых недостатков.
Управление ее сложное, требуетея  тад-
же предварительная маркировка поля и др.

Усовершенствование конструкции квад-
	О книге.
	Государственное издательство политиче-
ской литературы выпустило в свет книгу
«Исторический материализм», созданную
авторским коллективом Института филосо-
фии Академии наук СССР. Этот труд пред-
ставляет собой попытку дать более или
менее полное изложение основ историче-
ского материализма.

Авторы книги справедливо указывают в
предисловии, что «такая книга нужна
студентам и пренодавателям высших учеб-
ных заведений, а также многочисленным
кадрам советской интеллигенции, само-
стоятельно изучающим основы марксиет-
ско-ленинекой философской науки». В на-
стоящей статье мы намерены обратить вни-
мание читателей на достоинства этой кни-
ти и отметнть некоторые ее существенные,
на наш взглял, недостатки.

ванной уборке. Сорт «харбянекая» вполне
можно убирать комбайном, по он малоуро-
жайный и поздно созревает. Другие copra
дают высокие урожаи и Palko  пнослевалюг,
но имеют свои недостатки: соя низкорос-
лая и не полдается уборке комбайном.
Van селекционеры, научившиеея ул-
равлять развитием растений, должны вы-
водить такие сорта сельскохозяйственных
культур, которые отличались бы высокой
урожайностью и легко поддавалиеь меха-
низащии при уходе за ними и уборке.

в. КУЛИШЕВ,
старший агроном Ардонской МТС
	СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ АССР
	форма проявления этих общих законов в   речь должна итти не только O прошлом 1
	настоящем, но и о булущем. — Ёнига 48
неё смотрит вперед. Даже в главе, посвя-
щенной переходу от социализма к комм:
низму, авторы не нытаются глубоко про
НИКНУТЬ В коммунистическое будущее.
	Упущеннем авторского коллектива ЯВ:
ляется и то, что в книге не оказалось
специальной главы 0 базиее и налетройке,
Авторы в своем исследовании использую!
работы товарища Сталина по вопрках

языкознания, но это использование не по
сит органического характера, а скорее нз-
номинает торопливо сделанные вставки,
	Язык книги местами бледен, трафаре:
тен. Авторы не ‘емогли до конца преодо
леть цитатный метод изложения. В кн
редко можно найти страницу, на которо
не было бы цитаты, а большинетво стра
ниц содержит даже по лве и три цитаты,
	Авторам не. удалось лобиться. 38 1
ключением главы 13 и некоторых други
яркого, образного, увлекательного, RAGAN
изложения материала. Штампованные 0%.
роты, слабое использование — величайших
богатетв русского языка — все ato He
сколько обедняет содержание книги.

Вонрос © языке и стиле научном ту’
ла — это большой и важный вопрое. Ту.
лы Маркеса. Энгельса. Ленина и Стали
	дают нам пример живого. литературном
изложения научных. проблем, Характер:
ЗУЯ литературный СТИЛЬ «Капитала?
	Маркса, Ленин отмечал: «..в редком He
учном трактате вы найдете столько «сер!
ца», столько горячих и страстных полем”
ческих выхолок против представителей 01
сталых. взглядов, против предета вителей
тех общественных классов. которые, №
	убеждению автора, тормозят общественно
развитие».
	В книге «Исторический  материализу
хотелось бы вилеть побольше именно 14
КИХ «ПОЛеМИЧРеКихХ выходок» Против 60
временных врагов марксизма-ленинизуа.
	Книга получилась чрезмерно громозлкой
растянутой. Больиое количество повтор
	ний свидетельствует 0 том. что авторский \
	воллектив недостаточно внимательно 0
несся к окончательной редакций книги,
	Несмотря на отлельные нелостатки, 85°
	хол в свет вниги «Историчеекий материз
лизм» являетея отралным  событиви №
	философском Фронте. Авторы Книги я
лоллуны пожалеть ни времени. ни тру
чтобы довеефи ло копна. лоло сом
	учебника по основам исторического мате.
реализма, полностью отвечающего за’.
	сам советской общественности.
	каждой общественной формации в силу
особых условий их действия внутри этих
формаций».

Вместе с тем в книге показывается,
что победа социализма в СССР привела к
тому, что в новом обществе утвердились
и новые сиецифические закономерности,
новые движущие силы развития,  свой-
етвенные Только социалистическому обще-
ству. Авторы особенно глубоко исследуют
труды товарища Сталина, в которых вее-
сторонне разработана теория развития го-
циалистического общеетва. векрыты его
закономерности и движушие силы.
	Новым в л характере закономерностей
	АЕ a ол кет ааа:   ЗЫ:
развития советского общества в отличие!
	от антагониестических формаций является
прежде всего то. что эти законы  дей-
ствуют не стихийно, а как осознанные за-
коны, сознательно направляемые совет
ским социалистическим государством, во-
лей партии ЛДенина—Сталина.

В книге рассмотрен и обобщен большой
материал. посвященный раскрытию зако-
номерностей советского общества. показу
его преимуществ перед камиталистическим
обществом. Олнак» отдельные главы этой
части книги выглядят недостаточно убеди-
тельно. В них не чувствуется глубокого
знания материала. обоснованноети 8 anrv-
	VERE MALU Uae, уооснованности apry-
ментации. В этом отношении. На наш
взгляд, менее всего удались авторам гла-
вы «Общественное сознание и его фор-

мы», «Роль социалиетического сознания
в развитий советском общества». Так.
	например. параграф о значении искусства
в жизни советского общества декларативен
и не содержит какого-либо фактического
материала, ноказывающего действительную
	роль искусства в жизни нашеи страны.
Слабо написаны разделы, посвященные
Коммунистической морали. сопиалиестиче-
	скои идеологии и психологии. В НИХ этТ-
	сутствует глубокий анализ этих форм об-
шественното сознания.
	серьезными недостатками страдает важ-
нейшая, заключительная глава книги о
роли партии, как руководящей и направ-
ляющей силе советекого общества. Чита-
тель был вправе ожидать. что в этой гла-
ве будет конкретно показана всеобъемлю-
Mit  деятельноть партии — Ленина—
	Сталина по руководству хозяйством. илео=
	логической работой, по веестороннему вос-
питанию трудящихея Mace. В сожалению.
глава получилаеь довольно обшей.
	наконец, недостаток почти всех  тлав.
посвященных советскому обществу. соетоит
в том, что они, как правило. обращены к
	прошлому, хотя в книге такого характера
	сторический материализм»
	>
A. OKYJIOB
®
	териализм получил свое. высшее развитие
в гениальных произведениях товарища
Сталина «0 диалектическом и петориче-
ском материализме», «Маркеизм и вопросы
языкознания». в которых подведен целост-
ный итог столетнего существования дна-
лектического и исторического  материализ-
ма, итог . борьбы марксизма с его много-
численными врагами. дано обобщение все-
мирно-исторического опыта  победоноеного
строительства воциализма в нашей стране.

В книго убедительно показано, как
Ленин и Сталин, ведя бесющадную борь-
бу с ревизионизмом и оцпортунизмом, «в
дальнейшей разработке исторического ма-
териализма основное внимание сосредото-
чили на всестороннем обосновании значе-
ния революционной деятельности и ието-
рической инициативы масе, на разработке
вопроса о роли субъективного фактора в
истории: роли  социалнотической  созна-
тельности пролетариата, передовых идей и
передовой марксистской теории, величай-
шей роли маркеистекой пролетарской паэ-
тий. передовых политических учреждений
в развитии общества».

В книге уделяетея большое внимание
критике современной буржуазной сопиоло-
тии, ©е отдельных икол и направлений.
Авторы книги показывают полную неепо-
собность буржуазных ученых проникнуть
в тайны общественного развития, показы-
вают усиление реакционных сторон в бур-
жуазных теориях общественного развития:

Олнако в книге недостаточно исполь-
зованы ленинские опенки американского
империализма как палача и дущшителя
евоболы и независимости наролов: оменки,
дающие правильное понимание современ-
ной престунной агрессивной политики аме-
риканеких хищников. Кажетея странным,
‘что в главе «Марксизи-ленинизу_ 0 вой-
не». где говоритея о гражданской войне
в CCCP, даже пе упоминается 00 амерн-
‘ханской интервеннии против  Советекой
‘республики в 1918—1920 rr, хотя
Лении прямо указывал. что «...англичане
и американцы выетупают в качестве па-
лачей и жандармов русской свободы...». Эта
глава написана  нееколько  академично.
недостаточно связана с современностью, с
борьбой за мир, против амеряканеких под-
	житателеи войны:

Следовало бы также более полно пока-
заТь обострение противоречий имнериализ-
ма (особенно внутренних) в послевоенный
	о пролетарской партии. Исторический ма- период: обострение классовой борьбы меж-
	щества, служит не только методом позна-
ния общества, но и методом его преобра-
зования, методом революционного дей-
СТВИЯ».

Ёнита знакомит се предисторией науки
0б обществе, когда в объяенении историче-
ского процесса господствовали антинауч-
ные ндеалистические взгляды. Домарксов-
ские социологические теории не могли про-
никнуть в сущность исторического процес-
са, вскрыть закономерную евязь явлений.
Ленин указывал, что «Домарксовская «со-
циология» и историография в лучшем
случае давали накопление сырых фактов,
отрывочне набранных, и изображение or-
тельных сторон исторического пропесез».
	Создав иеторичеекий материализм,
Марке и Энгелье нанесли смертельный
удар идвализму в сопиологии и историо-
графии, совершили величайшее открытие,
которое означало подлинную революцию во
взглядах людей на преобразование обще-
ства. В книге показывается, что создание
матерналистичеекого понимания истории
было возможно только на основе анализа
обострившихея противоречий буржуазного
общества е позиций носледовательно рево-
	NIQUHOHHOFO класса — пролетариата,

*

Закономерностям развития советского
общества в книге посвящены следующие
	главы: «Производительные силы и произ-
волетвенные отношения сопиалиетического
общества», «Советское социалистическое
государство», «Диквидация эксилуататор-
ских классов и пути уничтожения Классо-
вых различий в СССР», «Роль социали-
стического сознания в развитии советско-
го общества», «Социализм и коммунизм»,
«Движущие силы развития социалистиче-
ского общества», «Партия Ленина-—
Сталина — руководящая и натравляющая
сила советского общеетва». Уже одно это
перечисление дает -прелетавление о том.
насколько широк круг вопросов, затрону-
тых в книге. Авторскому коллективу ула-
лось привести обтирный конкретно-исто-
рический материал. показывающий жизнь
и развитие советского общества.

Слелует отметить, что авторам книги
«Исторический материализм» улалоеь из-
бежать имевших место ранее ошибок, ког-
да действие закономерностей развития ка-
нитализма механически нереносилось на
советекое общество, или же делалиеь по-
пытки отринать действие общих законов
общественного развития в условиях совет-
ского общества. Опираясь на сталинские
положения о том, что социологические за-
коны имеют «..отнопюние ко всем фа-
зам общественного развития...», авторы
кииги показывают, что социалистическое
общество в своем развитии также подчи-
нвно дейетвию многих, общих законов.

«Например, — говбфитея в книге, —
закон 0б определяющей роли условий ма-
териальной жизни в развитии общества,
или закон 06 определяющей роли произ-
водительных сил по отношению к пооиз-
водетвенным отношениям и 00 активном
‘воздействии производственных отношений
на развитие производительных сил, Или
закон of изменении общественной  над-
стройки в результате изменения экономи-
  ческого базиса общества — эти законы
‘имеют силу дая всех общественно-эконо-

мических формаций: изменяется ЛИШЬ
			ait
		В книге «Исторический материализм»
дается широкая картина величайшего три-
умфа учения Маркеса, Энгельса, Ленина,
Сталина, история столетнего существова-
ния исторического материализма, его твор-
ческого развития и обогащения в борьбе
с врагами марксизма. На основании  00-
стоятельного, глубокого изучения трудов
классиков маркеизма-ленинизма, изучения
и анализа эпохи крушения каниталиетиче-
ской системы и побелы социализма в
	CCCP авторекии коллектив создал серьез-
	ное творческое, научное исследование.
Книга открывается главой  «Иеториче-
скнй материализм как наука», в которой
даетея определение предмета историчееко-
то матернализма. И. В. Сталин говорил,
что «исторический материализм есть рас-
пространение положений ди лектического
материализма на изучение общественной
жизни, применение положений дналектиче-
кого материализма к явлениям жизни 06-
шества, к изучению общества, к изучению
истории общества». Опираясь на это по-
ложение. авторы книги дают правильное
истолкование предмета петорического ма-
тернализма, как науки о наиболее общих
законах развития общества. В книге под-
черкивается, что «исторический материа-
изм. Rak наука о законах развития 05-
	«Исторический материамизм» под общей
редакцией проф. Ф_ В. Константинова. Гос-
политиздат, 1950 г. 748 стр.
		РАТУРНАЯ ГАЗЕТА

В книге обстоятельно и вевсторонне оха-
рактеризован ленинско-сталинский этап в
развитии исторического материализма.
Рассматривая исторический материализм
как живую, творчески развивающуюся
теорию, авторы книги на большом  коп-
кретяо-историческом материале ноказыва-
ют великое значение открытий Ленина и
Сталина, в тениальных трудах которых
получили научное отражение и обобщение
веемирно-исторические события  наитей
энохи, новые закономерноети общеетвенно-
го развития.

Ленин и Сталин раскрыли закономерно-
сти эпохи империализма и на этой основе
создали новую творию  сопиалистической
революций, учение о возможиоети побелы
социализма в олиой стране, веветоронне
разработали теорию развития  советекого
социалистического общества и перехода от
социализма к коммунизму. теорию социа-
листического госуларетва. создали учение
	27 марта 1951 г. No 3/7