топи неских
	А. А. КАРАВАЕВА
	Tl] PEM HUW
	ПИ У БРОВКА
	Люди армянской деревни
	много счастья. Он взял ее из бедной семьи
на заре своей сознательной жизни. Apyc
была красива, свежа душой, горячо сочув-
ствовала тому, чем жил ее муж: его борь-
бе за счастье трудящихся. Она родила ему
троих детей, в которых он души не чаял.
Но любовь Левона к Арус погасла: неж-
ность сменяетея отчуждением, отчуждение
переходит в резкую неприязнь дело пло-
хо! Арус—мать его детей, но не подруга
сму в жизни, требующей всей энергии,
всей принципиальности, всей чистоты как
в общественных, так и в личных отноме-
ниях. Что же случилось? Арус ревнует
его к любой женщине, ревнует слепо, бес-
смыеленио, неистовог Что-то упущено Ле-
воном в самом начале: всегда занятый по
горло, он не руководил Арус, не воспиты-
вал в ней новой морали, не сумел рас-
крыть перед ней мира новых и честных
взаимоотношений между людьми. Мало
того, что с годами ревность Арус усили-
лась — она стала питать сплетни, которые
распространяли вокруг Левона классовые
враги. .
	Левон отказался от Асмик, потому что
путь к счастью с нею лежит через траге-
дию четырех жизней. Поднимет ли он свэ-
ва Арус ло себя, разбудит ли благородные
задатки, заложенные в ней? Надеяться на
это должно, а полной уверенности нет.
	Из драматических событий, описанных
в романе, можно сделать вывод: в совет-
ской стране правый никогда не погибнет,
вредитель веегда будет разоблачен. Верно
решая эту тему, Н. Зарьян в образе Лево-
на все же допускает некоторую «иереиз-
быточность» его нерешительности и коле-
баний. От этого во многих местах романа
(Левон и Асмик, Девон и слепое орудие в
	руках Авакяна, Авуш) образ лвоитея. рае-
калывается на две половинки, которые
психологически не срастаются одна с
другой. Вот почему нет полной уверенности
п в счастье Левона е Арус.
		«ему показалось, что он услышал мело-
дию незнакомой дивной песни. Он почув-
ствовал себя унесенным ‘на гигантеких
крыльях, распростертых от горизонта К
горизонту». Подобные литературные пере-
житки небезопасны: они снижают идейное
содержание образа.

Чем больше успехи колхоза, чем шире
круг передовых людей, сплотившихся во-
круг Левона Ламбаряна, тем ближе осу-
ществление Широких планов: строитель-
ство моста, строительство Нового Ацавана
по ту сторону: балки. Люди растут; и ра-
стет их дело. Но все новов и передовое
не рождается без боя. Разбитые ‘револю-
цией классы, обреченные На  умиранис,
безропотно не сдаются. Сходя в могилу,
опия хватают живых.

2.

Мацак Авакян замыелил погубить Jc-
вона. Конечно; сам он. надеялся в послед-
нюю минуту выскочитв’ из ямы.

Аракян-—один о из ‘TEX кулаков, кото-

рые, как сказано в Вратком курсе истории
ВКП), «уже не стреляли из обрезов, а
	прикидывВались — ТиИхОнНЬКиМи,  смирными,
ручными, вполне советекими людьми, Tpo-
	никая в колхозы, они тихой сапой наносили
вред колхозам, Всюду они старались раз-
ложить колхозы изнутри, развалить кол:
хозную трудовую дисциплину, запутать
учет урожая, учет труда». Бывший
кулак, прикопивший золото и спрятавший
его на стороне, Авакян явилея в Ацаван
под видом хозяйственного середняка, 4,
обладая недюжинным умом, уменьем сыг-
рать на слабостях человеческих, завоевал
доверие значительной части колхозников.
В результате его интриг и искусной кле-
веты Йевон, обвиненный в хищениях .кол-
хозного добра, взят под стражу. Но все
честное — на стороне Левона. Не только
следствие устанавливает истину, ве уста-
навливают колхозники, вместе с Девоном
в поте лица своего беззаветно строившие
новый Ацаван. Суд над Левоном превра-
щается в суд над кулаком Авакяном.

Зпачение образа Авакана не только в
том, что в нем собраны типичные черты
кулачества триднатых годов, но и в том,
что Н. Зарьян сумел показать  обречен-
ность этого эксилоататорекого класса. Ле-.
BOH — собиратель свежих, здоровых сил

деревни. Авакян — «собиратель» отребья
‘навеки рухнувшего строя. В to ` время
‚как силы.  собираемые Jesonom, растут,
	темные силы, подвластные Авакяну, исся-
кают. Те, кто был обманут Авакяном, про-
зревают в ходе жизни, и, прозрев, идут
в ногу с трудовым народом, в вогу е de-
воном. А проходимцы, бандиты ‘п преступ-
ники разбегаются врассыпную, залезают в
щели. по И там карающая рука народа
	‘настагает их.
	Александр ДРОЗДОВ
		Солнце ударило desony Ламбаряну в
тлаза, и он проснулся. Это ‘далеко не ста-
рый человек, за плечами которого боевая
дизнь коммуниста: фронт гражданской
войны, фронт строительства социализма.
Здесь, в Ацаване, ему предстоит поставить
на ноги артельное хозяйство. Левон с чув-
ством НВяСНоЙ TOCKM емотрит в окно—на
почерневшие склоны гор, иа черные поля,
где только островками остался лежать ве-
сенний снег.

Тоска — не то слово. Наири Зарьян не
памиел более точного. Тревога, острая ду-
шевная тревога — так вернее будет оха-
рактеризовать состояние Левона в минуту
нашего с ним знакометва.

Что ме тревожит нового  предеедателя
колхоза? Апаванны медлят с весенним се-
вом, боясь «потонуть в грязи». Они дове-
ряют  обторожноети Мацака Авакяна и
Матоса Григорьяна: Первый из них, по
виду — почтенный колхозник. Второй про-
изводит впечатление добросовестного брига-
лира. Может быть, они и хорошие люди,
a может, п... «типы». Судя по прямой
натуре Левона, легко понять, что клич-
кой «тины» он награждает противников
артельного труда.

Так в первой же главы Н. Зарьян вво-
дит читателя в напряженную, сложную
обстановку ранних лет коллективизации
армянской деревни. В то время в машинно-
тракторных станциях еше не были соз-
даны политотделы (только в конце рома-
Ha Появлябтея начальник  политотлела
Дарбирян). Новый, социалистический уклад
деревни был лишь в становлении, кула-
чество, разбитое в открытом бою, перешло
к НОВОЙ тактике классовой борьбы, к. так-
тике «тихой сапы». Н. Зарьян наглядно
показывает эту тактику. Едва Левон с
семьею сел за стол, чтобы позавтракать,
как явился Григор (подкулачнию и снеку-
лянт, что выясняется векоре) и под видом
подарка ребятишкам принес новому пред-
седателю гостинцы. Это ваятка. Классовый
враг прощупывает Левона. Именно тАк и
понимает вылазку Григора большевик
Левон. Читатель предчувствует испытания
ий борьбу героя на его нелегком пути
строительства социализма в деревне: стол-
вновения с отсталостью в сознании вре-
стьян, стоякновения е прямыми и тайны:
ми врагами советской власти.

Но в первой же главе автор вводит еще
одну тему. В дальнейшем она получит пи-
рокое (даже слишком широкое, в ущерб
целому) развитйе. Эта тема — борьба но-.
вого и старого в собственной семье Левона.
Едва Григор извлек свои  соблазиительные.
тары, как жена Левона Арус, не обращая
внимания на возмущение Левона, толкает
под столом его ногу: зачем чваниться, У
тебя трое детей, как станем жить в чужой
леревне?—вот смыел этого красноречивого
жеста,

евон в тревоге за колхоз; он в тревоге.
п за семью, в которой нет взаимного по-
пимания. Н. Зарьян ставит героя в поло-
жение, где личное не срощено с общест-
венным, гле трудовая деятельность героя
пе согрета личным счастьем.

нра иооно. “een

О ТИМОФЕЕВА

Литературная
	хроника.
	ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ
	Завтра в Институте мировой литературы
имени А. М. Горького Академии наук
СССР под председательством Л. Леонова
открывается сессия, посвященная 83-й го-
довщине со дня рождения великого проле-
тарского писателя Максима Горького. Сес-
сия откроется вступительным словом члена-
корреспондента Академии наук CCCP
А. Еголина на тему: «М. Горький о мастер-
стве и языке писателя». С докладом «Пьеса
«Враги», как отражение эпохи первой рус-
ской революции», выступит доктор филоло-
гических наук Б. Михайловский. Кандидат
филологических наук А. Тарараев сделает
сообщение о новых публикациях литератур-
ного наследства А. М. Горького, подготоз-
	ленных арлхивом.
	Повесть о юном
настоящем человеке
	начинает он осознавать единство совет
	ского народа и партии.
	Мы живем. в такое время, когда Ka-
ждый день приносит вести со всех KOH-
цов нашей страны о замечательных людях
и их делах, о героизме, непрерывно в0-
рождаемом самой жизнью советского cb-
щества. Мы хотим знать о лучших людях
страны для того. чтобы учиться У них,
как надо жить, работать. Поэтому среди
излюбленных нашими читателями BHT
большое и почетное место запимают про-
извеления документального жанра.
	В повести й. Вассиля и. М. Полянов-
ского «Улина младшего сына», удостоен-
ной Сталинекой премии, рассказана дей-
ствительная история жизни  маленько-
го героя — Володи Дубинина, члена кер-
ченского партизанского отряда, погибшего
в возрасте 14 лет и посмертно награжден-
ного орденом Враеного Знамени.
	Книга Л. Кассиля и М. Поляновекого
написана для детей. У юного читателя,
который видит, как Володя Дубинин =—
обыкновенный мальчик, такой же, как й
он сам, становится героем, возникает есте-
ственное стремление воспитать и в. себе
такие же черты. характера.
	Секрет воспитательного возлействия по-
вести — в художественной убелательно-
сти образа Володи. Маленький настояний
человек, он всегла остается самим собой,
неповторимо обаятельным мальчишкой.
	Тема повести — рожление характера
советского человека — раскрывается в
самых естественных переживаниях героя,
	1B ПпрИКЛюЧенНиИях BOAORHACrO детства.
	Вот он сидит вею ночь до рассвета —
чинит сломанный им отцовский  хроно-
метр, —в 3TOM проязяяютея упорство и
честность вололиного характера.
	Бот, под влиянием не на шутБУу «п00-
работавших» его на сборе отряда товари-
щей, Володя дает слово лучше учиться.
Он садится за учебники, упорно работает
и выполняет свое пионерское слово. Это
те же упорство и честность, но уже на-
правяенные и возросшие под влиянием
коллектива HIKOAbI.
	Bot ou, поемеявшиеь вместе со: всем
клаесом нал нелостаткм речи нового учи-
	‘теля, ‘первым осознает, что участвовал в
	недостонном хеле. А когла дома отец
сестра объясняют ему, что он ответетве-
yen ий за поступки евойх однокласевиков,
Володя добивается того. «что его прови-
  мявмощеся товариным вместе сним идут в
‘учителю извиняться. Это — чувство от-
`вететвенноети, направленное и Bospocmee
пол влизнием друрого коллектива, семьи.
	Смелоеть, упоретво, жадная любозна-
	тельность Володи подчас проявляются так
	бурно, что вызывают о «домашний перено-
лох». Его Боснитатели направляют. 6y-
шующую в мальчике энергию в правиль-
ное русло. Рамки коллектива, членом ко-
торого © детских лет ‘привык ощущать
себя Володя, раздвигаются © каждым днем:
в нем крепнет растет чувство товари-
шества, сознание ответственности не толь-
Ко за себя, ной за вее окружающее.
	Узнавая о героической борьбе советско-
го народа в прошлом и настоящем, о боль-
ших делах, творимых советскими людьми,
Володя начинает чувствовать себя частью
великого целого. Ето любимые герои
«..умирали в неравном бою вод красным
знаменем, но другие вставали на их Me-
сто, подхватывали алый стяг, поднимали
его высоко над всем потрясенным миром».
Так складывались черты гражданского со-
знания ^` Володи Дубинина.
	Чувство неразрывной связи с теми,
ETO #3 века в век боролся за освобожде-
ние народа, во многом воснитывалось той
семьей, где вырос Володя. Одно из люби-
мых выражений Володи «Мы — Дубини-
ны» перенято им от отца. В нем —
чувство связи двух поколений. Еще
совсем малышами Володя си его друг
Ваня находят в подземелье, в каменолом-
не, нацарапанные на камне имена своих
отцов, воевавших здесь во время граждан-
ской войны. Позднее, когда мальчики по-
палают в партизанское подполье, они то-
же пишут на каменных стенах свои име-
на. Горлость за героическое прошлое orT-
пов неразрывно связывается CO стремле-
нием быть их достойными  продолжателя-
ми. борнами за народное дело:
	Володя осознает себя, как он говорит,
«млалшим сыном партий».
	«— Бот, например, у нас, я ечитаю,
вся семья партийная. Ну, папа уже дав-
но член партии, коммунист, Сестра Вален-
тина комсомолка уже, значит, помощница
партии, Я пионер — выходит, младший
сын партии. Верно? Правда, вот мама еже
у нае отчасти беспартийная осталась, но
она давно живет под нашим влиянием. Все
равно тоже такая, как и мы все...»
	Так в сознании Володи отражаетея op-
ганическая евязь его семьй с партией, так
	«Улица
Детгиз,
	Л. Нассиль,
младшего сына»,
1950 г. 232 стр.
	М. Поляновснкий,
Ред; ИМ, Кротова.
	Из второй части книги «Подземная
крепость» читатель узнает, как семьей
Володи становится партизанский отряд.
Володя Дубинин становитея равноправным
членом партизанского отряда — незамени-
мым помощником взрослых. «Он был влюб-
лен в этих сильных, справедливых, муже-
ственных людей...». В необычайных уело-
	BUAX партизанской жизни продолжалось
воспитание маленького советского чело-
Века.
	да два месяца осады фашистами пар-
тизанекого подземелья Володя Дубинин
пять раз ходил в разведку, подвергаясь
смертельной онасности. Его «верное нио-
нерское сердце», бесстрашие, ловкость и
наблюдательность, неистонимая выдумка
побеждали непреололимые препятствия. Во=
лодя ‘погиб уже после того, кав Верчь бы-
ла освобождена от фашистов. Он во что бы
то Ни стало хотел помочь нашим людям
разминировать ходы в ваменоломню и
полоэвалея на мине.
	Светлый, полный чудесной. мальчише-
ской энергий, образ Володи Дубинина, вос-
созданный в повести, вызывает у читате-
ЛЯ То же самое чувство, что и у комис-
сара партизанекого отряда ЕКотло, когда он
говорит о мальчике-герое:
	«— Вакие ребята растут, Лазарев! На-
рол у нае какой!»

Прэникновение в атмосферу детской
жизни, в особенности детского восприятия
мира, настоящий, хороший юмор — больное
художественное достоинство повести. Bor
один только пример. Отен убеждает Володю
розлейетвовать на школьных товарищей.

«— Возлействовать! — отвечал Вололя
п показал свой небольшой, Ho  крепхий
кулак.—На Донченко-то я сразу повоздей-
ствую. а вот Кленов здоровый. Ну, ниче-
го, я сперва на Лопченко повлияю, а уж
потом мы с нам вместе за Кленова возь-
мемся».

В речи Володи веегда чувствуется непот-
дельная мальчишеская интонация. Юмор,
характерный для речи героев книги, вырз-
вает их светлое, оптимистическое отнотие-
ние к жизни.
	Во второй частн повести он приобре-
TaeT яэвый оттенок мужество.

Трудности и лишения, перенесенные
советскими людьми в каменоломиях, В
ano были значительнее, чем это Hosa-

зано в повести. но автеры правы, поета-
‚вив В центре повествования. не страдания
 и потери, з спокойное мужество, бесстра-
` тие, самоотверженность партизан, , вышел-
`ших победителями в поединке е фашии-
стами. темнотой, жаждой, болезнями. 3а-
мечательная спайка, диепиплинированность
партизанской семьи, смелые налеты на
Фатшиетов хорото зображены в повести.
	Нравла, местами рассказ 0 партизан-
ской жизни становится череезур беглым, a
	характеристика Ваъных ATH вВ6610 idm
строения повести действующих лиц — наз
пример, командиров отряда Александра
	Зябрева, Семена. Иззарева, комиссара отря-
ta Ивана Котло — излишне скупой,
	Вообше по сравнению C художественно
полнокровным образом Володи Дубинина,
‘тщательно и глубоко нарисованными ха-
рактерами его отна и матери остальные
персонажи выглядят менее убедительными.

Изображение володиных друзей, товари-
шей в школе и в Артеке играет в повести
только вспомогательную роль. И sto
обидно, потому что друзья и воспитате-
ли, пох влиянием которых вырое и CHO
жилея маленький герой, несомненно, ин-
тересны читателю. Он хочет знать, какой
была школа, где учился Володя. какими
были мальчики на улице, носящей теперь
его имя, какие учителя его учили и
какие вожатые сделали его таким хоро-

шим пионером,
	Во втором издании книги —— исправ=
ленном и дополненном —— введены новые
эпизоды, уточняющие  недосказанное в
	прежнем издании, устранено лишнее —^
повесть от этого выиграла, но образы лю-
дей, окружающих Володю, особенно взрос-
лых, углублены весе же нелостаточно.

Отрадно 10; что после доработки 23зыЕ
повести очистился от засорявших его мест-
ных речений, жаргонных словечек и вы-
ражений, вроде: шатущие, лупетки, гни
туда, гоношиться и т. п., особенно вред-
ных в книге лля детей.
	Успех повести «Улица младшего сына»
объясняется тем, что и тема книги и ху-
дожественное ее решение  порождены
жизнью, взяты писателями из самой ее
гущи. Это нроизвеление, проникнутое по-
длинной романтикой нашей современности,
лишенное надуманных ситуаций, еще раз
нодтвержлает  плодотворноеть обращения
писателя К Жизни.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 37 27 марта 1951 г. 3
	В голы коллективизации Н. эарьян рз-
ботал пропагандистом в армянской дерев-
пе. Роман «Анаван» возник на почве, ко-
торую автор не только изучал глазами ху-
дожника-наблюдателя, HO и  возделывал
вместе с передовыми людьми деревни, как
непосредственный участник — колхозного
строительства. Это испытанный метод «ео-
бирания материала», традиционный для
нашей литературы. Ему следовал М, Шо-
лохов. создавая непревзойденную «Нодня-
тую пелину». Так же писал Ф. Панферов
свои «Бруски». Близко наблюдая жизнь,
й, Киачели создал <Гвали Бигву», роман
о грузинской деревне. У Н. Зарьяна, та-
ким образом, был не только личный опыт
по строительству колхозов, HO и опыт всей
нашей литературы в изображении колхоз-
ного строительства. -

Не нужно скрывать: пря всех хостоинет-
вах романа по силе обобщения, по яркости
характеров п картин «Ацаван» все-таки
не достигает высот, взятых нашей ли-
тературой в разработке этой темы.
Быть может, тут сказались побочные об-
стоятельства: роман писался в болылими
перерывами; начатый в 1937 г,. он был
оставлен автором. Другие творческие. - за-
мыелы отвлекли его. Страна пережила вра-
жеское нашествие и одержала победу. Po-
ман был закончен лишь в 1947 году, за-
тем пзределывался. .

Возможно, такая разбросанная работа
нал романом повредила его художественной
цельности. Недорисованным остался Липа-
рит Яевонян, первый секретарь райкома—
фигура, таяшая в себе (как она задумана)

большие возможности для еоздания образа
волевого. умного и сердечного партийного
	руководителя. Ряд прекрасных по выра-
зительноети ецен, где сельекие коммуни-
сеты ищут справедливых решений и доби-
ваются их (собрание  парторганизапии,
например, когда разоблачается Казарян) не
имеют логического продолжения — судьбы
казарянов не развязаны. Шорой маги-
стральная идея — рост сознания людей
под воздействием великой большевистской
партии — оказывается отведенной на зад-
ний план, в то время как на первом
плане подолгу толкутся Баламутня с ее
сплетнями и Авакян, истребляющий на
чердаке голубей и кошек.

Эти недостатки остались от первого
варианта, в сравнении с которым роман
	значительно вырос идейно и художествен-.
	но. Он написан художником своеобразным,
не повторяющим других, ищущим cob-
сзвенные пути выразительного повествова-
ния. Первые годы колхозного движения
снова встают перед глазами, когда завкры-
ваепгь последнюю страницу романа.
	Заслуга Паири зарьяна, и заелуга не-
	‘малая, состоит в том, что он внервые по-
казал людей армянской деревни в их по-
лвиге, в их труде, в их борьбе за социали-
стический уклад жизни на заре колхозно-
то строительства... Последняя глава дочи-
тана. Новый Ацаван построен. Как живут
в нем люди сегодняшней Армении? Ждем
от Наири Зарьяна нового рассказа, веря,
что наше ожидание не затянется надолго.
	второй половине ХХ века и пятый (pe-
дакторы — член-корреспондент Академии
наук СССР А. Панкратова и кандидат
Исторических наук Д. Иванов) — началу
ХХ века, вплоть до 1917 года.

Заключительный том — Москва  совет-
ская — покажет великую столицу СССР
и РСФСР наших дней. В книге приво-
дятся многочисленные материалы; говоря-
щие о том, что за последние три десяти-
летия Москва выросла во много раз боль-
ше. чем за сотни лет царизма. Различные
документы иллюстрируют бурный рост
нромынтленности Москвы, которая дает
ныне почти вдвое больше продукции, чем
вея старая Россия.
	ura показывает Москву — знаменосца
своболы и счастья трудящихся всего мира,
город, в котором живет п работает великий
Сталин. о

Над шестым томом (редактор — капди-
дат исторических наук А. Кучкин) тру-
anaca большой колл@ктив авторов, прен-
мущественно молодые советские историки.

В нынешнем году намечено выпустить
первые два тома «Истории Москвы»,
	ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ
ЛАУРЕАТАМ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	КИЕВ. В Государственной публичной
библиотеке Украинской ССР открылась
выставка литературы, посвященная лау-
реатам Сталинских премий.

Среди произвёдений, удостоенных высо-
кой награды, — книги украинских ученых:
членов-корреспондентов Академии наук
Украинской ССР Б. Лазарева и Г. Сухо-
мела, кандидата философских наук А. Ру-
башевского. *
	В центре выставки——художественные про-
	’извеления: повесть Ф. Гладкова «Больни-
ца», роман Г. Николаевой «Жатва», сбор:
ник стихов А. Малышко «За синим мо-
рем», книги А. Корнейчука, П. Воронько,
М. Стельмаха, В. Собко.

Много материалов собрано о лучших
‘кинофильмах, высоко оцененных  совет-
CKHM зрителем. Внимание посетителей
привлекают кадры из фильмов «Мусорг-
ский». «Жуковский», «Секретная миссия»,
«Лалеко от Москвы», «Кубанские казаки»
	‚и других.

АЛЬМАНАХ «ВКУБАНБ»
	КРАСНОДАР. Вышел девятый номер
альманаха «Кубань» Краснодарского. стде-
‘ления Союза советских писателей. Он от-
крывается первой частью повести «Море»
А. Руммера — о трудовых подвигах черно-
‘морских рыбаков. В номере напечатаны
‘рассказы Д. Кирия, В. Малышева, Д. Ко-
станова, И. Стаднюка, С. Нохрива, Т. Чап:
лыгина.

В. отделе поэзии напечатаны стихи
В. Литвинова, А. Леуцкого, В. Орлова, бас-
ни С. Нугачева и В. Желыгина.

Большийство произведений, опубликован-
ных в альманахе, посвящено труловым но-
стижениям кубанцев и их борьбе за мир.

Но как же Чевон, этот светлый и зор-
кий ум, этот страстный строптель нового.
общества, этот безукоризненно честный
волхозный вожак, позволил запутать. себя.
в кулацких сетях и тем He только себе.
нанес урон, носи на Какое-то, пусть ть
долгое время, ‘набросил тень на новый

Апаван!

Предшественник Левона развалил кол-
хоз: Он стремился к тому, чтобы, по его
выражению, райком остался доволен ‘ва
«ве сто», но сам оказался на «вое сто»
оппортунистом. Левон, имевияй большой
опыт работы на селе, берется за дело ©
той чуткоствю к людям, которая сразу же
создавт ему авторитет. Верный сын па-
рода, выпестованный, выращенный  пар-
тней, он отдает народу полную меру своих
сил. В брягалах поднимается диецинлина,
поставлен справедливый учет труда. 1по-
вышаетея сознательное отношение к 0с0-
циалистической собственности. В картинах,
набросанных умелой рукой Н. Зарьяна,
отчетливо видно движение здоровых сил в
Ацаване: все лучшее, что ееть в людях,
что таилось под гнетом предрассудков или
было сковано бедностью, что было закре-
пощено старым укладом жизни, теперь

буйно прорвалось наружу. Вокруг Левона

сплотилея надежный актив. Васак Гоба-
FIN, комсомольский вожак, стремящийся
быть истинным большевиком и в труде ив
быту, Асмик, студентка-практикантка, та-
кая же честная и прямая, как Васав. Их
характеры жизненно правдивы, и напрас-
но автор, в поисках художественной выра-
Зительности. порой прибегает в выцветшим

от времени словесным украшениям. Волей
автора, временами теряющего вал собой ху-
дожественный контроль, «высокая, но
ная» Асмик начинает прыгать через ручей
в легкостью серны. Ей, этой серне, подыг-
рывает и природа: «пар, идущий от зем-.
ли, шелковой фатой» сверкает на comune.

Асмик коснулась лица Васака кудрями, и.

Н. Зарьян. «Ацаван», «Советский писатель»,

OE aw ata да а -
	1950 г. Пер. с армянского А.
Редактор С, Хитарова.
	Соратникя Левона отвечатт так: Чевон
излишне доверчив. Так же отвечает на
этот существенно важный вопрос и Наи-
ри Зарьан.

Й не только декларирует это, но всеми
средствами художника утверждает доверчи-
вость Левона.

Н. Зарьян, художник чуткий, не боя-
шийся смело и открыто изображать жизнь,
делает прямые выводы: доверчивость Лево-
па ведет к притунлению бдительноети, пру-.
носит ущерб объединению передовых сил.
Апавана. В самом деле: кее прошлое Левона
п сегодняшняя его борьба за новый Ацаван
свидетельствуют о натуре деятельной, бое-
вой, решительной. Но в поединке с Ава-
кяном ловерчивоеть Девона ведет к само-

‘ослеплению. ослабляет его. Уже прозрели
	многие и остерегают Левона, уже читатель
видит, что за птица Авакян, 8 Левон все
не может решить, «хороший» ли человек
Авакян, или «тип»?

Левон и в семье, из жалости в Арус,
проявляет слабость. Нерешителен он и в
своей любви к Асмик. Нет, я был неправ,
упрекая автора в том, что он подобрал
неверное для Левона слово «тоска». Там,
гле Девон доверчив или жалостлив,— это
очень точное для него слово. Левон не
стройт своего семейного счастья, & только
тоскует по нем. Жена Арус ‚ прозябает
	где-то на задворках жизни, она неразвни-
тая, несобранная, хотя, в сущности, боль-
шая душа. А Асмик — живой идеал Лево-
na. Она могла бы стать для него женой-

соратником. женой-другом. Асмик выросла
з новой жизни, ее НИЧТО He влонит к
	ЗМЛЕ.
	Что стоит на пути их счастья? Арус
	Е ак.

Иоаннисман.   © Е
ти лети: В прошлом У Девона с: Арус было
	____ мИИНИННИМНИОИ ОАЗИС
	ВСТРЕЧА С ГЕРОЕМ РОМАЯЧА
	ГУРЬЕВ. Габит Муерепов в. 13493 голу
написал роман «Солдат из Казахстана». В
образе Константина Сарталеева выведен
Герой Советского Союза Константин Исма-
гулов, работающий сейчас в городе Гурь-
све председателем облпромсоюза. Недавно
состоялась читательская конференция на
нефтяном промысле Доссоре. С разбором
романа «Солдат из Казахстана» выступи-
ли оператор промысла П. Качинская, уче-
нина 10-го класса Л. Анохина, инженер,
	I. Ульченко и другие.
На конференции выступил Константин
	Исмагулов. Он рассказал свою биографию,
привел много интересных эпизодов из сво-
	ей ратной жизни.
	  НОВЫЕ КНИГИ
	«СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»
Бауков И. Юность моя. Лирика. 124 стр.
	а р.

Bawupor Г. Честь. Роман. Перевод с та-
тарского Н. Чертовой. 529 стр. 8 р.

Гулям Г. Товари Сталину. Стихи. Пе-
ревод с узбекского П. Шубина. 50 стр. 1 p.

Нешоков А. Стихи. Перевод © кабардин-

ского. 159 стр. 2 р. 50 к. Е
	Колычев О. Стихи и песни. 99 стр.

Тр. 50 к
Наумов Е. Маяковский в первые годы

совелекой власти 9917-1922) 195 crp.
	6 the 50 к.
ерцов В. Маяковский. Жизнь и. творче-
ство. (До Велиной Октябрьской ‘социалисти-
ческой революции). 447 стр. 12 р. 50 к.
Сартаков С. Каменный фундамент. По-
	весть. 339 стр. 8 Р.
Суриков и. Собрание — стихотворений.
	Вступительная статья, подготовна тенста и
примечания А. Дымшица (Большая серия
«Библиотеки поэта»). 334 стр. 11 р.

Сыдынбенкнов Т. Люди наших дней. Роман.
Авторизованный перевод с киргизского
К. Горбунова. 367 стр. 8 р.

Тумунов Ж. Степь проснулась. Роман.
Авторизованный перевод ¢ бурят-монголь-
ского А. Митрофанова и С. Родова. 401 стр.
	8 р.
Цербина в. А. С. Нови
тико-биографический очерк
	А. С. Новиков-Прибой. Ври-
ский очерк 157 стр. 3 Pp.
			тельно мало изученный период истории
Москвы, когда она не была столицей, но
продолжала сохранять, значение политиче-
ского. экономического “и культурного цент-
ра нашей Родины. В работе над этим то-
MOM советские историки во многом воспол-
нили пробел в историографии Москвы —
объединительницы, борца за. независимость
нашей Родины. Редакторы. второго тома-——
профессор Б. Кафенгауз и кандидат исто-
рических наук И. Алефиренко.

Оба тома сланы в печать. Кажлый из
пих, объемом более 50 печатных листов,
иллюстрируетея ‘большим количеством ори-
гинальных фотографий с документов, енаб-
ен картами и планами, многие из кото-
рых виервыео составлены, указателями
имен п географических названий, библио-
	графией важнейших трудов:
	Инетитут истории Академии наук СССР
предпринял шеститомное издание «Исто-
рии Москвы». Этот фундаментальный труд,
В котором принимает участие большой ав-
торский коллектив, должен осветить исто-
рию великого горола с древнейших времен
	и ло наших дней.
В первом томе рассказывается о зарож-
	дении Москвы (начиная с первого упоми-
нания о ней в летопиви 1147 гола), о
Москве — организующем центре, вокруг
которого образовалось обширное государ-
ство из удельных княжеств, 0 Москве —
столице централизованиого русского rocy-
ларетва. Воспроизволитея картина быта
	Москвы ло конпа XVII pera.
Нал томом работали большие знатоки
	прошлого столипы — члены-корреспенлен-
ты Академии наук CCCP M. Тихомиров,
	С. Бахрушин и другие. Общая редакция
‘лона-корреенонлента Академии паук CCOP
С. Бахруншиа, доктора исторических наук
A. Tlonacoaneroro и канхилата историче-
	ских наук Н. устюгора. . VIE
Вистой tom ocaemacr Komen XVIT a ХУН
	et, В нем подробно описывается сравни“
	Щипачев С. Павлик Морозов, Поэма.
64 стр. 1 р. 50 к.
ВОЕНИЗДАТ
	За нашу советсную Родину. ЮВнига для
чтения. 784 стр. 12 р. В книге 4 раздела:
1) Героические боевые традиции нашего на-
рода. 2) За власть Советов, за социализм.
3) Великая Отечественная война, 4; На
стразке мира и безопасноети. В книге со-
браны отрывки из руссной классической и
советской Литературы, она предназначена
для индивидуального и коллективного чте-
ния и для Кружков солдатской художествен-
ной самодеятельности. Составители книги:
полковник М. Скурихин, подполковники
В. Велично и А. Никитин.

Кожедуб И. Служу Родине, 288 стр.
7 р. 50 к. В книге 6 глав: В родной Обра-
зиесовке. По путевке комсомола. В авиаци-
онном училище В боевой семье. На сво-
бодной воздушной «охоте», В дни победы.

В серии «Библиотека военных приклю-
чений» вышли следующие книги: Линьнков Л.
Свидетель с заставы № 3. Рассказы © по-
граничниках. 128 стр. 1 Р. .25 к: Стад-
нюн И. Следопыты. 88 етр. 1 р. 15 в и
Томан Н Что происходит в тишине. Повесть.

134 стр. 2 р.
Федоров П. Генерал Доватор.

а ед, В.

Bayx книгах- Глубокий. рейд и Под Москвой.
60 стр. 13 р. 650 к.
	Сейчас ведется работа пад тремя после-
дуюними Томами. Третий том (редактор—
член-корреспопдент Академии наук СССР
Н. Лружинин) посвящается первой поло-
‘рине XIX века, четвертый (редактор —
доктор исторических наув Б. Казьмин) —