Письма в редакцию
	м в Саратове
	признан невозможным, третий снимает
комнату в частном доме и т, х, ит. п.

Можно подумать, что в Саратове, нет
квартир? Нет, квартиры есть. За послед-
ние годы в Саратове сданы в эксплуата-
нию десятки тысяч квадратных метров
жилплощади, Новые дома горсовета засе-
ляютея и в тот Момент, когда пишется
эта корреспонденция.

Но писателям пока даются только по-
сулы.

В Саратове большой дачный фонд. Отделе-
ние ССП ежегодно обращается в гориспол-
ком се просьбой выделить Для, писателей
одну дачу и ежегодно получает отказ,

Невнимание к писательской организации
проявляется и в других случаях, напри-
мер, в систематическом исключении из

сметы средств на приобретение для отде-
ления ССП книжных шкафов, стульев
	HT. Ue

Но достаточно нока и сказанного.

Мы просим создать писательской орга-
низации и ве членам необходимые усло-
вия. при которых можно творчески плодо-
	творнее работать.

Нам хочется. упомянуть в этом письме
не ‘только о писателях. В таком же поло-
жении находятся и некоторые _ ученые
(Е. Покусаев. М. Боброва и др.), занимаю-
ние с семьями по комнате в. студенческих
	общежитиях.

Полгие годы не мог получить квартиру
скульптор. лауреат Сталинской премии
А. Кибальников. Он должен был работать
над. скульптурной фигурй И. Г. Черны-
шевского для памятника в Саратове, но
работать было негде, хотя принималось
несколько постановлений о предоставлении
скульнтору мастерской, И вот Кибальни-
коз. вынужден был переехать в Москву.
	Так относатея к работникам культуры
Саратовский горисполком и ‘его предеела-
тель тов. Стояков.
	Члены Союза писателей 6b. НЕВОДОВ,
Г. СОЛОВЬЕВ, Б. ОЗЕРНЫЙ, В. ТИ-
МОХИН, В. ЛАПИНСКИЙ, В. БОГ”А.
ТЫРЕВ, Г. БОРОВБИКОВ
	включили руководители хореотрафичеекого
коллектива Детекого дома культуры им.
Павлика Морозова в сюиту «Пионерия».
Менуэт, `показанный 8 мара детской са-
молеятельностью во Дворце культуры им,
	Ценина. может вызвать (и действительно
вызвал) у советского зрителя досаду п
недоумение.

К. КИСЕЛЕВ

МОСКВА
		изданий былин
		В Саратове есть писатели, есть отделе“
ние ССП. Писатели пишут, выпускают
альманах, книги саратовиев издаются B
родном городе: в Москве и в других горо-
дах страны. Пьесы мбетных храматургов
можно видеть на сцене саратовских TeaT-
ров. Вокруг ‘отделения ССП организовалея”
титературный актив, принимающий  УчЧа-
стие в работе творческих секдий и в аль-
манахе «Литературный Саратов». ‹ Писате-
ли выступают на заводах, в городах обла-
сти, в учебных заведениях. Есть, noneu-
но, в работе отделения ССП и недостатки,
но упрекнуть писателей в бездеятельности
нельзя. Саратовские писатели играют из-
вестную роль в культурной жизни города
	и области.
В каких же условиях приходится рабо-
тать писателям Саратова? 4
	Отделение ССЫ помещается B 0%
ученых «на правах бедного родетвенни-
ка». арендуя комнату, бывшую  гарде-
робную, в которой даже днем нельзя ра-
ботать без электрического освещения.
Помната вмещает не более 15 человек:
и на собраниях творческих секций и на
общих. собраниях писателей преобладаю-
шая часть участников толпятся в корило-
ре, вытягивая шеи в сторону комнаты,
гле 15 счастливнев заблаговременно yce-
лись на стульях.

За четыре последних года было приня-
то несколько постановлений 05 оказании
помощи Саратовскому отделению ССП. В
этих постановлениях председатель испол-
кома городского Совета’ депутатов трудя-
щихся тов. Стояков обязывалея предоста-
вить отделению ССП такое помещение, в
котором можно было бы нормально рабо-
тать. Но тов. Стояков не выполняет этих
постановлений.

Дважды за последние четыре года тов.
Стояков обязывался обеспечить жилищем и
нуждающихся писателей, но. несмотря на
это, не дал квартире ни одному писателю.
А писателей, нуждающихся в жилье. в Са-
ратове немало: один писатель совсем пе
имеет квартиры и ютится за городом,
другой живет в доме, ремонт которого
	На сцене два мальчугана в матросках
и две крошечные девочки. Нод звуки му-
зыки девочки манерно приседают, делают
реверанеы, жеманничают. Мальчики pac-
шаркиваются, чопорно кланяются «дамам».

Все это совершается в оформлении крас-
ных знамен, пионерских горнов и бара-
банов, хотя пахнет нафталином и пле-
сенью, фижмами и ХУШ веком.

Фальшивый, приторно «галантерейный»,
чуждый духу советских людей танец
	Больше дешевых
	Пионеры танцуют «менуэт»...
	Досадная пебрежность
		р ponuna культурной
жизни
	МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
	В Москве вновь открылся музей народ-
ного искусства. Роспромсовета, Музей обо-

гатился множеством новых произведений. .

В центре зала установлена величествен-
ная четырехметровая скульитурная фигура
ИВ. Сталина, ‘выполненная `богородским
народным мастером И. Стуловым. Скульп-
тура Сделана из цельного кряжа кавказ
ского орехового дерева. Обращает на’ себя
внимание выставленная в зале музея вит.
рина с художественным литьем знаменитых
каслинских мастеров Челябинской обла-

сти — бюсты В.И. Ленинаи И, В. Сталина,

художественно выполненные фигуры воинов
Советской Армии, колхозниц, `представите-

лей народов СССР ит. д.

Большой. интерес. представляют резьба_по
дереву ‘и кости, чернение ‘по ‘серебру. Эти
изделия выпускают художественные артели
многих. областей и’ автономных республик
Российской Федерации. Весьма разнообря-
зен раздел художественных тканей, кружев
и выптивок, Демонстрируется также много
изделий из керамики.

Музей готовит к открытию еше один
большюй зал.
		К 150-летию КИРОВСКОГО. ЗАВОДА
	СОВЕТ СТАРЕИ
		Имя Вировсвого за- 5

вода — «Красного Ольга БЕ]
путиловца» — дорого
сердцу каждого совет- <

ского -труженика. _

Кировскому „заводу — 150 лет, и вме-
сте с тем этот завод необычайно молод:
значительная‘ часть всех его рабочих —
юноши, моложе 24 лет, а некоторые цехи
почти сплошь молодежитые. За время вой-
ны и блокады отряд старой  путиловской.
гвардии поредел. Много молодых ‹ людей.
пришло из глубин России на завод, mpo-
славленный своими революционными тра-
дициями и традициями социалистического
строительства. Как раз в эти послевоенные
тоды у етарых рабочих возникла идея:
учесть и как-то объединить золотой ond
Вировекого завода — бывших подпольщи-
ков, участников Великой революции, крас-
ногвардейцев, партизан гражданской вой-
ны, старых  производственников. Таких
людей, работающих на заводе больше
20 лет, оказалось около двух тысяч. На
специальном собрании был избран Совет
старейших, состоящий из 12 человек.

Первая задача совета— передавать свой
производетвенный опыт молодежи, приви-
вать ей славные традиции русекото проте-
тариата. Радостно видеть, как передается
из рук одного поколения в руки другого
эта великая эстафета и как высоко дер-
жит ее молодое поколение.

...Мальчик приходит на завод. Он хочет
обучиться мастерству, получить специаль-
ность. Но прежде чем начнется учение, ов
вытерпит сотню колотушек и зуботычин
от мастера, будет-у него на побегутщках,
пройдет страшный путь унижений и над-
ругательств, убиваюшщий душу, и только
страстная жажда справедливости, потреб-
ность в труде, как смысле жизни, помо-
жет ему, наконец, овладеть профессией и
стать квалифицированным рабочим.

Такой примерно путь шюошли почти
все члены Совета старейших ‘ Кировекого
завола.

Вогда они рассказывают 06 этом ком-
сомольцам, те слушают их © оттенком лег-
KOTO, но почти непреодолимого недоверия,
как слушают сказку: настолько не похожа
их молодость на молодость учителей.

У старых мастеров нет секретов. Очень
подробно, до’ мелочей, помнят они свою
трудную молодость и именно потому не.
могут нарадоваться евободной и счастливой
юностью своих учеников. Евгения Савича,
фрезеровщика-скоростника,  перелового че-
ловека ‘завода, воспитывал и учил мастер-
ству участник штурма Зимнего, член Ce-
вета старейших И. Кукушкин. Воспитывал
так же, как другие старые рабочие береж-
но воспитывали лауреата Сталинской пре-
мии молодого слесаря Петра Зайченко. :

Многие из членов Совета старейших и
тех, кто объединяется вокруг него, видели
Ленина, встречали его у Финляндекого
вокзала, а некоторые даже лично беседо-
вали с ним.

В. И. Соболев, участник ’ Октябрьской
революции, нес в те дни охрану Смоль-
ного. В. В. Васильев и П. А. Ипатов,
красногвардейцы, в оружием в руках
охраняли за Нарвской заставой заседа-
ния исторического шестого съезда пар-
тии, TOTO съезда, на котором великий
Сталин сказал: «Не исключена  возмож-
ность, что именно Россия явитея страной,
пролагающей путь в социализму».

Иван Андреевич Королев се фронта при-
был в апреле 1917 года в Петроград, во
дворец Ашесинекой, как он сказал, «за ли-
	Пленум правления Всесоюзного
	Вчера в Москве начал работу пленум
правления Всесоюзного общества по. рас-
пространению политических и научных зна-
ний. По предложению заместителя пред-
седателя общества академика И. Артобо-
левского, собравшиеся почтили вставанием
память академика С. И. Вавилова, кото-
рый, будучи председателем общества, от-
	дал много сил и энергии пропаганде поли*
	тических и научных знаний.
Пленум единогласно избрал председате-
	СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	К. Ф. ИСАЕВ
	В.Н. ОРЛОВ
	К к КРАПИВА
		> тературой и людьми».

— Меня с фронта
РГГОЛЬЦ солдаты к Jenany
> послали. Я был бес-

партийный, и в нашей
части друрие тоже были  беспартийные,
но -— послали к Ленину. Говорят, поезжай
имею к нему, от него вее узнаешь... Ну,
Я приехал, и представьте, такое счастье,
сразу к нему/ попал. И товарища Сталина
  повидал. А Из фронт вернулся уже членом
российской ° социал-демократической  паз-
тии большевиков...

Много лет прожили старые  кировекле
большевики и краснотвардейцы, ню и се-
годня они — живые, активные, полные
неиссякаемой энергии люди. Многие из
пих в дни войны и блокады оставались
в Ленинграде, на заводе, непосредетвенио
на линии фронта, своими руками созлава-
ли машины, идущие прямо’ в атаку. 9-
добно тому, как в годы коллективизации
«Красный путиловец» дал деревне множе-
ство  двадцатипятитысячников, = рабочих,
осуществлявших по заданию партии
перестройку деревни, так в годы 0те-
чественной войны труд и воля кировцев
были ошутимы далеко за пределами завода.

Заместитель председателя ‹ Совета ета-
рейших Александр Карпович Мирошников,
старый красногвардеец, участник штурма
Зимнего, 26 лет бессменно проработавный
начальником транспортного отдела завода
(a это — десятки километров железнодорож-
ных путей, десятки паровозов и сотни
вагонов), не случайно был послан на
строительство «дороги жизни», знаменитой
Ладожской  тражы,  связывавшей наш
Ленинград с Большой Землей. Вею свою
душу и силы вкладывал Мирошников в
создание пути, который обеспечивал ленин-
традцам жизнь...

..Вюгда в январе 1951 года создалось
некоторое напряжение с производственной
программой завода, партком и завком
обратились за помощью в Совет  старей-
ших. Старики пошли на наиболее отетаю-
щие участки, встали на стахановскую вах-
ту и с честью вместе со всем заводом
выполнили свои обязательства.

_Любовно и забогливо воспитывают они
молодежь. ‘К юбилею завода каждый из
стариков одного механического цеха взял
обязательство подготовить молодого рабече-
10 — довести его не ниже, чем до пятого
разряда.

Работник комитета комсомола, потомет-
венная путиловка-кировка Зоя Новожилова
говорила мне, поблескивая тлазами:

— Мы наших стариков очень и очень
уважаем. Они у нас и в общежитиях, 4H
на комсомольских четвергах в клубе часто
бывают, никогда ни в чем не отказыва-
ют, — делятся воспоминаниями, рассказы-
вают о революционном прошлом, о первых
годах тракторостроения... Не верится, ко-
нечно, иногда, особенно про царское время,
что такое могло быть, но старички вель
не выдумывают, а свою жизнь рассказы-
вают. Мы, комсомольцы, крепко их ува-
жаем —за их тяжкую молодость, 3а их
революционную работу и за 10, как от-
лично работают они теперь... Й стремимся
быть достойными их...

С глубочайшей любовью говорят ста-
рейшие о молодежи, се нежной почтитель-
ностью и уважением говорят о етариках
мололые, И кажется, что время и воз-
раст — это только условность, что Ha
земле нашей царит вечная, мудрая, неувя-
даемая юность. ‚

ЛЕНИНГРАД

общества по распространению
	лем правления общества академика
А. И. Опарина. Далее были заслушаны
доклады о работе секций общества.

На пленуме было сообщено, что обще-
ство сейчас объединяет свыше 265 тысяч
представителей советской интеллигенции.
В минувшем году прочитано 932 тысячи
лекций, которые привлекли более 89 мил-
лионов слушателей. Отмечался ряд недо-
статков в постановке лекционной работы,
	Пленум продолжает свою работу.
	ЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ РАБОЧИХ
	МИНСК. На Минском . станкостроитель-
	ном заводе имени Кирова. частые гости —
книгоноши. Они доставляют большое коли-

чество книг, подобранных по ‘заявкам ра-
	бочих.

Сейчас у многих стахановцев предприя-
тия имеются личные библиотеки. Наиболее
богатая — у слесаря-сборшика тов. Сачу-
ка. В ней ‘имеются произведения В. И.
Ленина и И. В. Сталина, книги У. Толсто-
го, М. Горького, М. Шолохова, белорус-
ских писателей --= Янки Купалы, Якуба` Ко-
ласа, М. Лынькова, П. Панченко, много
специальной технической литературы.
	Сотни книг — в личных библиотеках ли-
	тейшика тов. Кабарды и слесаря тов. ‚Куз-
нецова. Стахановцы систематически попол-
няют свои библиотеки новыми произведе-
	+

оо

БАЛЕТ НА КЛУБНОЙ СЦЕНЕ

СТАЛИНСК.  Хореографический — кол-
лектив Дворца ‚, культуры Кузнецкого
металлургического комбината имени
И. В. Сталина поставил новый балет
«Солнце мира» — на тему о борьбе ко-

НИЯМИ.
	рейского народа за свою независимость.
	_ Автор либретто — работник комбината
А. Афанасьев, музыку написал. художе-
ственный руководитель Дворца культуры
	И. Карташев. В главных ролях выступают
студентка Металлургического институга

Ф. Bau, машинистка . заводоуправления +;
Е. Каратаевская, техник центральной лабо-

ратории А. Павловский, рабочий сортопро-

катного цеха Н. Фадеев: В балете занято

около пятидесяти исполнителей.
		ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ КОМИ
	ЛЕНИНГРАД. Ученый совет Института
русской литературы Академин наук СССР

присудил ученую степень кандидата фило-

логических наук Ф. Плесовскому за его
диссертацию, посвященную фольклору.наро-
да коми: :

Диссертант; по ‘национальности коми, В
недавнем прошлом ‘учитель, исследовал око-
ло 600 текстов сказок своего народа. Идей-
но-художественная ценность произведений
устно-поэтического творчества народа коми
отмечалась многими русскими‘ исследова-
телями еще в прошлом веке. Эти сказки —
свидетельство талантливости их создателей.
Они близки по своему содержанию к рус-
ским сказкам. Героями многих из них явля-
ются наиболее популярные, легендарные ге-
рои русского эпоса.` Так, только об Илье
Муромие записано 12 сказок.

Если в сказках прошлых времен расска-
зывалось о тяжелой, беспросветной жизни
трудовых масс крестьянства и их борьбе
с поработителями и эксплуататорами, то
ныне в своих сказках свободный народ ко-
ми прославляет великих вождей В, И. Ленина
и И, В. Сталина, воспевает счастливую

колхозную жизнь, выражает свою беспре-

дельную любовь к Родине, уверенность в
победе коммунизма.
	пятилетке. Нельзя сказать, чтобы не
было коммунистов в книгах Я. Гранта «На
ветру» и.В. Берце «Первые одиннадцать».
В них показаны коммунисты, партийные
руководители, ‘но ‘когда заканчиваешь чи-
тать произведение, чувствуешь, что в. жиз-
ни эти люди интересней, духовно богаче,
что их влияние на массы более значи-
тельно, чем это показано в книгах.
	Олин из серьезных недостатков  поелед-
ней книги даровитого латьтиского писателя
Яна Гранта «На ветру» в том, что писз-
тель He сумел показать  организующую
роль партии, выполняемую ее представи-
телями в отдаленном рыбацком поселке.
Ян Грант обеднил образ партийного руко-
водителя Дзелзкалейса, нарисовал его схе-
матически, оторванно от всего коллектива,
	Дзелзкалейс недостаточно показан в деЯ-
ствии. Читатель не видит напряжен-
ных творческих будней партийного работ-
ника, многогранной и многообразной пар-
тийной работы. ры
	Партийного руководителя писатель по-
казывает чаще всего в обстановке различ-
ных вобуаний. Уже стало шаблоном в ли-
тературе изображать столкновения людей
различного мировоззрения и различных ха-
рактеров непременно нз собраниях. В та-
кому методу слишком часто прибегает и
Ян Грант. Зарисовок собраний в книге не-
мало. Кажется, что лишь в этом автор вп-
дит единственную возможность изобразить
многие конфликты,  подсказанные ему
ЖИЗНЬЮ.
	«Около девяти часов вечера, в устанэв-
ленное для начала собрания время, началя
подходить рыбаки».
	«Этот узел предетояло распутать обще-
му собранию рыбаков, которое’ состоялось
несколько дней спустя и затянулось за
полночь».
	«Страуюп не мог примириться в реше-
нием собрания».
	«Дзелзкалейс всесторонне осветил это па
специально созванном собрании».
	Известно. что каждое собрание, тем 60-
лее партийное. являетея серьезной и боль-
шой иколой воспитания для каждого чело-
Bera, HO нам кажется, что попытка пига-
теля разрешать чуть ли He Bee спорные
вопросы, возникающие на жизненном пу-
	ращаюсь К вам OF имени многих молодых
читателей: выпускайте болыше дешевых 1
высококачественных — сборников — былин,
дум, исторических песен.

П ЖУК.
	ученик средней школы
с. Доброволье
	Наша мололежь с большим интересом
читает былины, думы, народные сказания.
Хочется не только прочитать их, взяв в
библиотеке, а и приобрести для своей би-
блиотеки. Но сделать это очень трудно.
Издательства выпускают былины малень-
ким тиражом, и книги эти очень дороги.

Товазищи работники издательств! Я 05-
	В третьем томе полного Собрания сочи-
нений А. С. Пушкина, вышедшего в Госу-
дарственном издательстве художественной
литературы (Москва, 1950 г.). имеется
досадная опечатка. На 505-й странице в
примечаниях, сделанных С. М. Петровым,
сказано, что «на сюжет трагедии Пушки-
на написана П. И. Чайковеким опера «Mo-
	царт и Сальерфи». Известно, что на сюжет
	ти героев, лишь на собраниях, только та-
ким ©10с0бом раскрывая характер партий-
ного работника, снижает художественную
и идейную ценность произведения.

Один из героев повести. П. Павленко
«Степное солнце» утверждает, что партий-
ная работа «это -— все», т. е. 90 тот ши-
рокий круг вопросов, которыми живет вся
наша страна.

Дзелзкалейс показан односторонне. Мы
не видим большевистского стиля партий-
ного работника. не показано его влияняе
на массы. В книге Дзелзкалейс все время
произносит речи. «Отвечал Дзелзкалейс. Он
держался так, словно находился не на
собрании, в беседовал со старыми знако-
мыми». «После него короткую речь произ-
нее Дзелзкалейс». «Это в большой ‘мере
было заслугой Дзелзкалейса,—его разговор
в саду с рыбаком-единоличником слышали
многие и передали другим».
	Ь сожалению, этот разговор Дзелзкалей-
са передан автором скороговоркой. В по-
вести несколько легковёсно показан весь
процесс борьбы нового со старым, вет’ ши-
рокого изображения деятельности партнй-

ной организации, во главе которой стоит
Дзелзкалейс.

Этот серьезный недостаток  свойствен
не только повести Яна Гранта «На ветру».

В хорошей книжке молодого талантли-
вого писателя В. Берце «Первые одинна-
дцать» о колхозной стройке тот же недо-
статок: большевики. идущие во главе кол-
хозного движения, показаны поверхностно.
Мимоходом. два-три раза появляется пер-
вый секретарь укома Вугениек. Читатель
затюминает только, что Вугениек внешне
похож на учителя, а чтб его характери-
зует. как партийного руководителя, остает-
ся неизвестным.
	Серьезные ‘ошибки допущены также
А, Григулисом в изображении коммунистов
в его послелней комедии «В кремне —
огонь». Воммунисты нарисованы схематич-
по, оторванно от колхозников, их мечты в
планы ограничены.
	В этом отношении поучителен опыт 0о-
мана Взеилия Ажаева «Далеко от Москвы».
в котором партийный работник Залкинл
показан в общении с большим количеством
	научных и политических знаний
	трагедии Пушкина «Мопарт и Сальери»
опера написана, но не П, И. Чайковеким,
д Н. А, Римеким-Корсаковым.
	Приходится только удивляться пебреж-
ности автора комментариев и издатель:
	В. БУДАБЕВ,
	лектор Тюменского обкома ВКП(б)
	коммунистов и беспартийных строителей
	нефтепровода.
	А. А. ГУДАЙТИС-ГУЗЯВИЧЮС-
	A. NEJIBUOIE,
секратарь ЦК КП(б) Латвии
I
Т За голы советской власти под руковод-
Гром партии Денина— Сталина расцвела и
Врепла в братской семье советских наро-
’в Лачвийская республика. Из хилого
  Ррарного придатка империалистических го-
 Гдарств Европы Чатвьия стала республи-
 1 с первоклаесной промышленностью. В
Превне окончательно восторжествовал кол-
‘зный строй. Совершена подлинная куль-
‚ Ярная ‘революция, открывшая неиссякае-
‘‚1е источники творчества, могучие народ-
  № таланты. :

’ 23а годы свободного труда изменился л3-
  Атекий народ. Ликвидированы эксплуата-
 ! Чекие классы, в том числе злейший враг
> рода — кулачество. Народ стал веригите-
2M собственной судьбы в полном смысле
Oro слова. По мере преодоления пережит-
  8 капитализма в сознании людей ме-
  лея также и национальный характер,
  POPE не есть нечто раз навсегда дан-
Bee лучшее, чт было в характе-

У народа, выкристаллизовалось и 34-
Я рркало. Появились и появляются новые
  ‘красные качества латышской нации,

уей в ногу с хоугими  социалиетиче-

Я

` Матьюшекая литература, пройдя в прош-
 м сложный и трудный путь развития,
  била в годы советской власти на широ-

-[0 дорогу жизни,
  Вооруженные историческими решениями
ии по идеологическим вопросам, ла-
‘шекие писатели создали ряд произведе-
  i, получивших высокую оценку читате-
И < за пределами республики. Вниги народ-
1 hex писателей Латвии А. Упита, В. Лаци-
НЯ, Судрабкална, произведения А. Саксе,

с Григулиеа и Ф. Рокпелниеа удостоены

ye _ Hamers премий. Пьеса А. Григулиса

итина и барфор» поставлена во многих

ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
  ‘3 апоеля 1951 г. № 40

аоевоторые вопросы
ской советской. литературы _
	театрах Советского Союза, Болгарии и Ру-
мынии, пьеса Элины Залите «Слово жен-
щинам» идет в театрах Москвы и 96то-
нии, фильм о Райнисе демонстрируется с
успехом не только в Советском Союзе, но
и в странах народной демократии.

Трудящиеся Советской Латвии -испыты-
вают чувство законной гордости за успехи,
хостигнутые под руководством партии, как
в промышленности ‘и сельском хозяйетве,
так и в области культуры и ‘литературы.

Однако было бы глубоко ошибочным,
несмотря на очевидные успехи, утвер-
ждать, что перед латышской литературой
нет нерешенных задач и проблем. Если го-
ворить прямо, латышские писатели еще в
холгу перед своим народом.
	Чатышская литература, как и наука и
искусство, является неотъемлемой частью
социалистической культуры  Советекого
Союза. А, М. Горький на первом Всесотз-
ном съезде советских писателей подчерк-
нул: «У меня нет никаких причин и же-
ланий выделять их (литераторов братских
республик.— А. П.) на особое место, ибо
они работают не только каждый на свой
народ, но каждый — на все народы Союза
Социалистических республик и автоном-
ных областей. История возлагает на них
	такую же ответственность за их работу,
	как и на русских». Это указание особенно
зктузльно в наши дни. Положение союз-
ной республики пас ко многому обязывает.
Мы должны внести свой серьезный вклад
в развитие советской многонациональной
культуры.

ВБаким же образом можно создать произ-
ведения на современные темы, волнующие
читателей в любой советской республике?

Поучителен пример первых удачных в
этом отношении произведений наптих лау-
реатов Сталинских премий, тепло ветречен-
ных во всем Союзе: романов Вилиеа Даци-
	са «Буря» и Анны Сакее «В гору». Это.
произведения социалистические и вместе с
тем глубоко национальные, самобытные.
Литература должна отличаться именно теми
особенностями, которые каждая социали-
стическая нация вносит бесценным вкла-
дом в культуру великой советской дер-
жавы, т. е. в передовую культуру мира.

Литература  господетвующих — классов
буржуазной Латвии была весьма бедной и
по тематике и по форме. Это была литера-
тура, национально ограниченная и испор-
ченная космополитическими влияниями,

Иной стала латышская советская ли-
тература. Ho элементы  местничества и
кустарничества имеются и у на. Не-
редко публикуются рассказы и стихи, где
жизнь латышского. народа изображается
оторванно от жизни всего советского народа, .
в них новые явления социалистической
жизни показываются изолированно от
всего процесса ‘строительства  комму-
низма в нашей стране. Пора раз и
навсегда покончить с последними оёбтатка-`
ми подобного провинциализма. Датыш-
ские писатели обязаны раздвинуть гра-
ницы своего творчества, преодолеть вея-
кую национальную отраниченность, тру-
дитьея не только на свой, но и на все
народы Советского Сотоза. Речь идет о том,
чтобы произведения латышских писателей,
равно как и работа других мастеров куль-
туры, двигали вперед дело развития всей
советской литературы, науки и искусства.

Это одна из важнейших задач писателей
Советской Латвии.

Если сравнить напгу литературу © лите-
ратурами старших союзных республик, осо-
бенно с русской советской литературой,
бросаются в глаза некоторые весьма серьез-

ные педостатки латышской литературы.
За послелние готы после выхола ромалов
	В. Лациса «Буря», А. Сакее «ВБ гору» в.
латышекой литературе пе напыа достой-
ного отражения борьба и организующая. ря-
бота коммунистов в послевоенной
	В Советской Латвии за последние годы
выроели новые кадры партийных работни-
ков, людей в широким государетвенным
кругозором. успешно овлалевающих боль-
шевистским стилем руководетва. умеющих
сплотить массы и направить их на разре-
щение насушных вопросов, поставленных
К ВКП(б) и товарищем Сталиным перед
партийными организациями. Это партий-
ные руководители, прошелшие суровую
школу Великой Отечественной войны,
получившие закалку в годы после-
военной пятилетки, люди, неустанно
работающие нал повышением своих теоре-
тических знаний. Среди них немало инже-
неров, агрономов, техников — люлей со
специальным техническим ° образованием.
	ЭТИ люди воспитывают массы a учатся у
масс.
	Долг писателя, работающего нзд книгой
© советской действительности. показать яр-
ко, убедительно, глубоко. е хуложественной
проникновенностью этих людей, завоевав-
ших, аюбовь и ‘уважение народа, Образ
большевика — ведущий 0бр4з советской
литературы — лолжен быть запечатлен в
KHBTas латышеких писзтелей.
	На последнем пленуме Союза советских
писателей Латваи выступали предетавите-
ли многочисленных лелеганий трудящихся,
они передали писателям ‘пастоятельную
просьбу своих фабричных и колхозных
воллективов «повернуться липом к произ-
водству». Латышсекая советская литература
еще отстает в изображении роста вародного
хозяйства республики. По нашей литера-
туре нельзя полностью представить
себе, как Советская Латвия за последние
годы стала индустриальной республикой.
Ewe слабо отражено в хуложествевной ли»
тературе 19. как в связи с великими пре-
образованиями в экономике и культуре
	изменились жизнь народа, психология лю-
дей, напиональный характер.
	Новый совелевий рабочий. рожденный
сопналистическим строем, не показан еше в
Хуложественной литературе, Кроме очерков
Веры Канев. и Евгения Ратнера и ‘лиричё+
ской поэмы Валдиса Лука «Рата начина-
т жить», нельзя назвать ни одного рас-
сказа или романа. даже срели ‹ произведе-
ний ведущей группы писателей, в которых