К 80-летию 9. Бирзниека-Упита

шии писатель
Латвии
	«Рассказы ‘серого камня» 3. Бирзниека-
ита вошли в латышекую классику.
	Упита вошли в латышекую  влассиву.
( большой силой писатель показывает в
	них жестокую судьбу латышской деревен-
ской бедноты, находившейся под’ двойным
гнетом немецких баронов и пареких чи-
новников. Каждая страница ето’ рассказов
проникнута ненавистью к поработителям,
глубоким уважением и любовью к трудо-
вому человеку. Рассказ «Под яблоней»
рисует события 1905 года. Латышеквий
край наводнили карательные экспедиции.
Каратели расстреливают участника peBo-
	люнии Якоба. «Да. здравствуют правда и
	свобода!» — его последние сжзва. 4600 —
неустрашимый борец за свободу... Рево-
люционные настроения трудового латыш-
екого народа отображены и в других рас-
сказах писателя.

Эрнест Бирзниек-Упит родился 6 апреля
1871 roja в семье  крестьянина-бед-
няка. С детских лет он пас хозяйских ко-
ров. Ценой громадных усилий и лишений
подростку удается закончить ириходевую,
а виоследетвии и городскую тукумекую
школу. Работая педагогом, Бирзниек-У пит
записывает народные сказки, пробует
свои силы в литературе. В первых своих
рассказах он выступает как представи-
тель романтического направления в ис-
кусстве. Но после знакомства с руеской
протрессивной литературой писатель изби-
рает себе другой путь — путь реалиети-
ческого изображения действительности.
	В конце девяностых годов 9. Бирзниек-
Упит переехал на Кавказ. Здесь он прово-
дит более двадцати лет своей жизни, мно-
го и плодотворно пишет, изучает произве-
дения великих русских писателей и кри-
тиков. Блатотворно повлияли на его твер-
чество связь е революционными кружками
бакинских рабочих, личное знакомство со
Степаном Шаумяном.
	Вернувшись в Латвию в 1921 году,
9. Бирзниек-Упит пишет кавказские рас-
сказы, выпускает книги для детей. Боль-
шой популярностью. y юного читателя
пользуется «Дневник младшего сына» —
цикл рассказов, в которых пиватель дает
реалистические картины своего детства. В
	`«Сказках Нины» автор знакомит детей с
	природои и жизнью животных и LTH.

Лишь при советской власти по-настоя-
шему было. оценено творчество Эрнеста
Бирзниека-Упита. Заканчивается издание
полного собрания сочинений писателя, ко-
торое-было дважды прервано в годы бур-
жуазног режима. «Рассказы серого кам-
ня» и другие избранные произведения пи-
сателя изданы на русеком языке.

В 1941 roxy Президиум Верховного
Совета Латвийской ССР присвоил 9. Бирз-
ниеку-Упиту почетное звание заслужен-
ного деятеля искусств республики. В 1947
толу ему присвоено звание народного пи-
сателя Латвии. В 1950 тоду Э. Бирзниек-
Упит был награжден орденом Трудового
Красного Знамени.

Юбилей одного из любимейших писатз-
лей республики отмечает вся обществен-
	ность Шатвии.
Владислав КАУНПУЖ

; зааркь

Хроника культурной
жизни
			№ 41 (2759) —
	эньыюрин

Английскому драматургу и поэту конца
ХУ века Бикерстафу принадлежат стро-
ки, хорошо известные в Англии каждому
школьнику. В них выражен `торький упрек
	неудачлизото волокиты: «Возможно, вы
вправе скрывать свою любовь, — 00pa-
шается он к жестокой возлюбленной, —
	Е К EE

но зачем же спускать меня с лестницы?»

Эти стооки имеют прямое отношение к
инциленту с Эньюряном Бивеном, который
произошел векоре после ето назначения на
пост министра труда. Вместе с одним #3
своих высокопоставленных друзей Бивен
недавно посетил аристократический Уайтс-
клуб в лондонском Вест-Энде. Визит ми-
нистра-«еоцизлиста» привел в Ярость
одного члена клуба, молодого аристократа,
и он решил перейти к прямым действиям.
По, «джентльмен» до кончиков ногтей, эн
не мог дать волю своим чувствам, пока
министр находился в помещении клуба и
был, так сказать, на положении гостя, По-
этому он стал поджидать его У выхода, и
как только Бивен позвилея в дверях, точ-
	но нацеленный пинок в зад заставил ми-
ниетра труда стремительно ска-
титься вниз по лестнице.
Скандал, конечно, получил ог-
ласку, и чтобы на лицо Бивена
не пала тень (спасать постра-
давшую часть его тела было уже `
поздно), члены клуба предложили
«героическому джентльмену» п5-
кинуть их ряды... Внолне понят-
но, что Бивен вызывает раздра-
жение у глупых, ‘недовольных
и «невинных» молодых тори.
	`Изживрая политический капитал,
	он не упускал случая унизить и
оскорбить их. Несколько лет на-
зад в речи, которая получила
широкое распространение, Бивен
демагогически назвал их даже
«низнеям видом паразитов».

Что же касается . английских
рабочих, то они по-своему оце-
нили  «достоинетва»  Эньюрина
Бивена. И это наглядно прояви-
лось в их полном равнодушии K
происшествию в Уайте-клубе...

Эньюрин Бивен (его обычно
называют запросто уменьшитель-
ным именем «Най») ‘родилея в
1897 году в Южном Уэльсе, в
семье шахтера, приверженца ме-
толистекой перкви.- В отличие от
большинетва приспешников Эт-
тли, у Бивена рабочее происхож-
	ACHAC,
Миняетры у Эттли делятся на

хве категории: молодые люди 6
университетским образованием,
выходпы из выснтих слоев сред-
него ‘класса, которые обратились
к «социализму», когда им пока-
залось, что он открывает путь к карьере;
и старые, прожженные тред-юниэнистекие
чиновники, отлично усвоившие «демовра-
тические» приемы обмана масс.

Най Вивен стоит вне этих категорий.
Он спустилея в шахту тринадцати
лет. Олнако очень скоро он Занялея «©9-
пиалистическим»  политиканетвом, чтобы
избавить себя от тяжелой физической pa-

боты. В восемнадцать лет Най стал деле-
	гатом местного отделения тред-юниона, od~
тем его послали учиться в колледж Ha
деньги, собранные его  товарищами-
шахтерами. Окончив  колледк,  Бивен
вернулея в Южный Уэлье. В период
безработицы, во странные дни эконо-
иической депрессии этот начинающий
дематог пролез в члены  антлийского
парламента. Ему было тогда 32 ro-
да. Отныне он стат восторженным адея-
том интеллектуализма Блумобери (район
Лондона, название которюто сделалось си-
HOMHMOM ничтожното, жалкого аристекрати-
чески-интеллигентекого «левачества» в ис-
клестве и нолилике) и чревоугодничествля.
Консерватор Брендэн Бракен, бывший ми-
нистром информации во время войны, не
без меткости назвал Бивена «болленже-
социалист» (ВоШпоег— особенно дорогой
сорт французекого птамнанекого.—А. М.).
	Стиль Бивена — это сочетание «левой»
фравы и соответственных манер с образом
мышления и жизни «правых». Еще с тех
времен, когда некая дама из антлийского
общества сказала Хайндмену, одному из
основателей ‘лейбористокого «еоциализма»,
по поводу британских «рабочих» лидеров:
«Вы выращиваете их, мы их покупаем», —
английские рабочие C полным основанием
подозрительно относятся к тем лейбори-
стам, которые слишком открыто поль-
зуютбя любовью промышленной и зе-
мельной аристократии. Страсть Рамсея
Маклюнальла к обедам у герцогинь войгла В
	поговорку; а лидер  железнодорожников
ренегат Томас в последние тоды жизни
приобрел известность как обладатель
«весьма почтенного фрака» и участник
светских обедов — таким он и запечатлен
на; многих карикатурах.
	Бивен полагал, что он ведет более тон-
кую итру и что ему удалось майти пособ,
позволяющий брать воё лучшее от <обоих
миров». Он принимал привлалиения от афи-
стократов и затем всячески поносил их,
создавая cole Taku образом репутатито
«неюлкунного». Он старательно поддержи-
вал эту репутацию — нижотум не носил ве-
черних костюмов, посещал банкёты дель-
		Но плохо. вогла
	Об инсценировках =.
	В историю советского тзатра прочно в0-
шли спектакли, созданные на основе
наиболее значительных произведений с9-
ветских писателей, таких, как «Чанзев»
я «Мск» Д, Фурманова,  «Бронепосад
14-69» Be. Иванова, «Вмринея» 1. Сей-
фуллиной, «Как закалялась сталь»

Н Островекого, «Одиночество» М. Вирты,.

«Скутаревский» и «Барсуки» Л. Леонова
и многие другие.

В последниз годы на советской театфаль-
ной сцене были воплощены образы «Мо-
ходой гвардии» А. Фадеева, полюбивииеся
нам герои «Счастья» П. Павленко, «Пер-
вых радостей» К. Федина, «От всего серд-
ца» Е. Мальцева, «Сын полка» В. Катае-
pa, «[Byx капитанов» В: Ваверина и
ряда других ‘произведений современ-
ной художественной литературы.

Известна большая и плодотворная рабо-
та Московекото Художественного театра
ди. А. М. Горького в создании сценических
вариантов литературных произведений.

Инеценитование — еложная и OTBET-

етБенная работа. Инеценировка — драмл-

тическоо произведение, имеющее самостоя-
тельное художественное значение. Оно
еоздаетея рукой художника, хоропю вла-
леющего литературным мастеретвом и зна-
ющего започы сцены. Пьжа, рождающаяея
в результате сценической переделки powa-
на пли повести, должна быть закончен
ным и полноценным произведением иекус-
ства, а ие бледной копией с оригинала,
Именно поэтому ответственным трудом
писпенирования должны заниматься люди.
тлубозо понимающие законы литературы и
театра. а не бойкие ремесленники, ловко
перекозивающие для сцены любое прозаи-
ческое произведение.

В репертуаре наших театров немало хо-
POU инсценировок, созданных опытными
литераторами, которые творчески OTHLC-
лись ксвоему делу, сумели передать оенов-
ной идейный замысел автора, бережно со-
хранить художественное своеобразие ‚ин-
сценируемого произведения, Такие инеце-
ниревии предетавляют собой полноценные
драматические произзедения.

Однако. наряду с ценными в идейном
п художественном отношении  инецениров-
ками, имеется большое количество ремес-
ленчических, наспех  соетряпалных пере-
хелик, «еработанных»  глаАВНЫМ образом
при помощи ножниц и клея, да еще под-
час снабженных ничем He оправданной
отсобятиной, искажающей идеи и образы
инеценируемых художественных произве-
дений.

Пнеценированием ‘занимается много лю-
ей, среди которых немало так называе-
мых «профоссиональных» перелельщиков,
снискавших широкую и  бесслазную
известность своей драмодельческой маку-
датурой,

На смене театров ставятея инсценировки
романов Л. Толстого «Анна Каренина» и
«Воскресение», «сработанные» автором мно-
тх халтурных литературных текстов опе-
ретт и музыкальных комедий И. Рубинштей-
ком, Меудовлетворительно в идейном и ху-
хожественном отношении ‘ инеценированы
произведения М. Горького «Фома Гордбвев»
(автор А. Желябужекий), Салтыкова-Щед-
рина «Иудушкя Толовлев» (автор Н. Да-
низов) п многие. другие. Известны инеце-
	нировки ромега Э. Войнич «вод», авто-
ры которых А. Желябужекий и Е. Альтус,
пользуясь  неполноценными переводами,
крайне обеднили это произведение, приглу-
шив его сониальное звучание.

Таких инсценировок немало, иони появ-
лаются все в большем и большем количе-
стве. Одни и те же произведения инсцени-
руютея по нескольку раз, хотя среди YT-
вержденных и. разрешенных к постановке
инсценировок подчас уже имеются непло-
хие по своему качеству. «Новые» вафиан-
ты сплошь и рядом не улучшают, а не-
редко ухудшают ранее созданные.

«Пубровского» А. С. Пушкина инепе-
нировали для театра С. Зельцер и С. Ди-
изнт, В. Дюпюи и Н. Крымова, Н. Архипов
п Я Залонский. Однако ни одна из этих
инсценировок не. соответствует пупжкинеко-
му поизведонию. Например, Архипов и
Задонский занялись произвольным  сочи-
вительством. исключив в своей  инепени-
posse отна Дубровского и введя неизвест-
ного Пушвину декабриста Беляева.

Даже такой опытный  инсценировитик,
как Н. Волков, создал неизвестно на кого
рассчитанную неудачную драматургическую
композицию в... сорока картинах по рома-
ну Л. Толетого «Война и мир». Поняв, 0ч-
видно, фактическую неосуществимость н&
смене подобной инсценировки, Н. Box-
ков поспешил. «облегчить» театрам их 3а-
дачу. Для этого из «Войны и мира» была.
искусственно выхвачена одна сюжетная яи-
ния, связанная с Наташей Ростовой, и на
свет появилась. ичсценировка под назва-
нием «Наташа Ростова».

В последнее время ряды инсценировии-
ков стали пополнятьея многочисленными
театральными деятелями, большинство из
которых до сих нор литературным трудом
не занималось.

Нет ничего плохого в том, что в ином
случае опытный режиссер, не прибегая к
помощи писателей, самостоятельно инеце-
нирует роман или повесть, заинтересовав-
myo театр. Репертуар нашего театра
нередко обогащалея и за счет хороших
инсценировок, нанисанных театральными
деятелями, имеющими опыт драматургиче-
ской работы. Это подтверждается некото-
рыми, принципиально интересными инеце-
нировками («Молодая ‘гвардия» Н. Охлоп-
кова. «Хождение по мукам» И. Судакова

и др. ).
	Ш ЙЩИШИИИИНИ
	ПИРА НОУТ
‘sam oe RARE
	Четверг, 5 апреля 1951 г.
	ПОРТРЕТ «ЛЕВОГО» ЛЕЙБОРИСТА
	>
Айвор МОНТЕГЮ
®
	цов из Сити в самом затралюзном вихе и
линемерно заявлял: «Я пришел сюда, что-
бы представлять интересы шахтеров».

Най, старый друг и завсегдатай домз
лорда Бивербружа, сказал как-то одному
журналисту после обеда у его светлоети
(это было еще до войны): «Жаль, что нам
прилетея посадить Макса за решетку».
Теперь Най Бивен -—— член правительства,
а Маке (лорд Бивеюбуук) попрежнему на-.
слаждается свободой и в полное евое удо-
вольствие управляет принадлежащими ему
газетами.

У Ная круглое румяное лицо, привие-
кательная внепеность. обманчиво любезные.

манеры. Полобно Ллойх- Джорджу и мно-
TUN другим  валлийским  дематогам,
Бивен обладает  ораторским талантом
краснобая. Оч щшедро использует его на

Pua Бор. ЕФИМОВА
	то. чтобы прикрывать ругательствами свою
	1—0 ма10?
	строенное жилище». Tp года спустя, ког
ха выяснилось, что количество домов, по-
строенных под руководством этого леййо-
риетекого министра, ни в какой мере не
может облегчить ужасный жилищный ври-
зие, Вивен не напел ничего лучшето, чем
	заявить. что его. нланы «расетроил KYNH-
	он», имея в виду возросиюе после вой-
ны число молодоженов,  нуждающихея в
KRHA,

Бивен в течение нескольких лет руково-
дил оженедельникюм «Грибюн», страницы
которого охотно предоставлял  ренегатам
всех мастей, клеветавшим на Советский
Союз и страны народной демократии. С
тех пор как Бивен ветупил в правитель-
ство и подобная деятельность в печати
стала для него залтретной, ту же политику
в еженедельнике осуществляет его жена.

Забавный случай произошел в 1949 году,
накануне всеобщих пафламентеких выбо-
ров. Сделалось ясно, что Бивен. претендует
на. туковолящий поет в празительстве.
	И вот «Санди пиктериэл»,  иллюстриро-
ванная бульварная газета © четырехмил-

МОВА

лионным тиражом, принадлежав-
шая одному из газетных матна-
тов — лорду Potepmupy, провела
среди читателей «анкету», пред-
ложив им назвать желаемую кан-
дидатуру будущего лейбористекого
премьер-министра. Видимо, кон-
сервативная газета, сочла для себя
выплным поддержать  Бивена.
Постарались сделать все возмож-
ное, чтобы голоса были отданы
именно Наю. 0 Бевине писали,
что он настолько стар и немо-
щен, что не имеет шансов на
успех; нужен молодой, сильный,
энергичный человек. Всю первую
страницу газета отвела под ог-
ромную фотографию Бивена, ко-
торую  сопроводила следующим
текстом: «Эттли 66 лет, Морри-

сону — 61, Криниеу — 60, Би-

вену — 51».

Цель была достигнута. Оглу-
пгительная,  беззастенчивая рек-
лама сделала свое дело. Бивен по
анкете получил почти втрое боль-
ше голосов, чем Эттли. Но, увы! -—
х самой анкете интерес прояви-
ло меньше четверти процента
читателей газеты. Остальные не
приняли в ней участия.

Ни для кого не секрет, что
Бивен давно  стремилея стать
ирёемником Бевина и занять пост
министра иностранных дел, к9-

_торый он рассматривает как пе-

реходную ступень к ‘креслу
премьера. Но у Эттли нет оено-
ваний помогать сопернику, Ko-
торый хочет вытеснить его само-

го. Вышедшего в отставку Бевина сменил
Терберт Моррисон.

Предоставляя Бивену пост министра тру-
ха, Эттли явно пелагался на его дематоги-
ческие ‚способности. С помощью Ная, оп
надеялся, будет легче ввести в заблуж-
	ление трудящихся, а с другой стороны,
	рассчитывал  скомпрометирозаль на этой
«грязной» работе возможного соперника.
Американские политики, которым всюду ме-
рещится «красная опасность», проявили
предельную наивность, когда возражали
против назначения «левого» Стрэчи на
пост военното министра и «левого» Шину-
зала на пост министра обороны. На самом
деле с помощью этих «левых» болтунев
Эттли пытается сбить с толку рабочих, Ko-
торым было’ бы легче разобраться в истин-
ном характере английской политики в Мз-
лайе или Витае, если бы ее проволили уже
потерявшие доверие «правые».
	`эа несколько недель до назначения
Бивена министром труда скандальную из-
вестность получило его хематогическое и
насквозь  лицемерное заявление,  сде-
ланное в «частной беседе» с американски-
ми журналистами ‘относительно того, To
Британия должна была бы отказаться от но-
вых затрат на вооружения, поскольку это
не может не привести в дальнейшему сни-
жению жизненного - уровня ее населения.
Теперь Эттли лишил Бивена возможности
играть роль лидера подобной «ошюзиции»,
дав ему точную задачу — вынудить бря-
танеких рабочих согласиться на дальней-
шее понижение их жизненного уровня в
интересах еще ‘больших вооружений. Ведь
Вивен, алчущий власти, готов исполнить
любую грязную работу.

Олнажю сомнительно, чтобы «левая»,
№0 уже изрядно  пюдмоченная репутация
Эньюрина Бивена смогла заставить анг-
лийских рабочих пойти на весе возрастаю-
	щие «ортвы.

Демалот Эньюрин Бизвен является
именно тем человеком, который нужен
	правящим кругам Британии, могущим сио-
койно положиться на него. Мололью и неда-
лекие члены Уайтс-клуба порой принимают
ото дематогию за чистую монету, но трез-
вые, расчетливые и более олытные пред-
ставители правящего класса отлают себе
отчет в том, какую ценнюсть представляет
для них Бивен. Вот почему до тех нор, но-
ка рабочие не окажут своего уапающего
слова, тори охотнее будут толкать Ная Би-
вечна вверх. чем вниз.

ЛОНДОН
	Crapev
	обретает массовый
: ремесленный ха-
рактер, когда в «своем» театре непременно
етавят «свою» инеценировку, невзирая на
ранее существующие и явно лучшие.

Если мы взглянем на тезтральные афи-
иги, то окажется, что двадцать восемь инеце-
нирозок, то-есть большая часть идущих
в театрах, налисана  фуководителями Te-
атров. Так, бывший главный режиссер Рус-
ского драматического театра в Риге А. Еф-
ремов в содружестве с директором этого же
театра М. Пярном, не удовлетворившись
уже существующими тремя инсценировками
«Дворянекого гнезда» Тургенева, создали
четвертую, которую и поставили в руко-
водимом обоими соавторами театре. Инеце-
нировка эта оказалась хуже существую-
щих. «Мать» Горького  инеценирювали  .
главный режиссер Горьковекюто  т6-
атра Н. Покловекий, бывший главный
режиссер  Ленингралекого театра им.
Ленинского комсомола М. Чежегов. Однако
зритель попрежнему ожидает полноценной
инеценировки замечательного горьковекого
произведения. Директор Ленинградского
театра комедии. А. Бурлаченко инецениро-
вал вместе се актером Г. Флоринским позееть
Г. Гулиа. «Добрый город». Пренебрегая
трудностями этого ответетвенного творче-
ского дела, инсценированием занимались
бывший главный режиссер Тульского теат-
ра В. Королевич, главный режиссер Став-
ропольското тезтра А. Гуревич, главный
режиссер Свердловского театра Е. Бриляь,
заместитель директора театра Сатиры
А. Лейбман, художник Воронежского тезт-
ра Н. Данилов. В сожалению, многие из
этих инсценировок не только не помотли,
а лишь помешали настоящей творческой
работе по созданию полноненных в лите-
ратурном и еценическом отношении драма-
тических произведемий.

Вполне очевилно, что для того, чтобы
писать инеценировки, одного опыта поста-
новочной работы недостаточно, — надо
владеть литературным мастеретвом:

Видимо, увлекшись успехом своей инеце-
пировки «Молодой гвардии» (сделанной для
собственной постановки), главный режиссер
Московского театра драмы ИН. Охлепкоз
вслед за этим для того же Московского
тезтра драмы, но уже много слабее, инеце-
нировал «Мать» А. М. Горького и роман
Г. Фаста «Дорога свободы». ‘

Центральный театр транспорта, как
правило, отказывается от привлечения в
иненепированию художественных произве-
‘Kenn профессиональных аитераторов-дра-
матургов и создает ренертуар, главнымь
образом, силами своих реэжисееров (И. Cy-
лалюв и В. Гольдфельл), причем эти ин“
сценировхи за последнее время вообще
угрожают вытеенить из. репертуара тзатра
оригинальную драматургию.

Bee это’ свидетельствует 0 TOM, что в
важнейшем для жизни драматического те-
атра деле не наведен должный государ“
ственный порядок. Процесе создания ин-
сценирозок так же, кзк и кадры их авто-
ров; находились до последнего времени за
пределами внимания Союза пиеателей,
творческих писательских организаций, вне
поля зрения Комитета по делам искусств,
призванного осуществлять непосредственные
руководство репертуаром театров. Совер-
щенно пенормально положение, когда из
практики государственных заказов Коми-
тета по делам искусств выпал раздел за-

Е

казов на инеценирование лучших произве-
лений классической и современной худо-
жественной литературы. Естественно, что
это создает благоприятную почву для вку-
совшины и беспринцинности, порождает
поток халтурных, антихудожественных ин-
сцечировок. И до тех нор, пока Союз писа-
	телей и Комитет по делам искуеств He
займутся по-настоящему этим  серьез-

ным участком репертузрной нолитики, 80
многих театрах инеценировками попреж-
нему будут заниматься люди, действующие
бесконтрольно, по принцину «своя рука —
владыка» и слишком часто не имеющие
необходимой литературной квалификации,
таланта и опыта.

Необхотимо, чтобы (003 писателей, ето
комиссия по драматургии возглавили
борьбу за полноценные в идейном и художе-
ственном отношении инсценировки. В этом
большом и‘важном деле должны учаеству-
вать ведущие драматурги и авторы инеце-
нируемых произведений. Творческое обеуж-
дение инсценировок поможет улучигить их
качество, создаст условия, при которых
инсценировки будут представлять собой
оригинальные, выюовохудожественные про-
изведения, а не наюпех  сострянанные
«композиции» но мотивам романа или 1по-
вести. Необходимо, Чтобы  инощенировка
заняла подобающее место в библиотеке на-
шей драматической литературы, а не явля-
лась одним из многих вариантов, произ-
вольно отвергаемых и Заменяемых новыми.
текстами. Комитету по делам искусств и
Главреперткому, которые до сих пор огра-
ничивались формальным утверждением ин-
спенировок, поступающих в порядке само-
тека, необходимо решительно отказаться от
этой практики и рассматривать инсцени-
ровки, как серьезный вопрос репертуарной
политики, как неотъемлемый элемент ре-
пертуарного плана. р

Ближайшая залача Комитета по делам
искусств и С010за советских писателей—
позаботиться о том, чтобы в релертуарном.
фонде были лучшие, получившие одобре-
ние нашей общественности, достойные
советского театра инсценировки классиче-
ской и современной художественной лите-

номерного иснользования таких инецени-
ровоЕ в теалрах нашей страны.
	в центре будет иметь 15 етажей. Багню,
по ‘замыслу архитекторов, венчают золо-
ченые серп и молот. В Доме колхозника
будет театральный зал на 1.200 мести
гостиница для 300 приезжих.

Но самое ценное . составляет учебный
корпус с выставочными залами и лаборато-
рией, лекционными аудиториями, кабине-
тами по земледелию, зоотехнике, животно-
водству, механизации сельского хозяйства,
садоводству, ‘библиотекой и  читальным
залом. .

К Дому колхозника будет примыкать по-
стоямю действующая сельскоховяйствеи-
ная выставка с павильонами Животновод-
ства и полеводства. мичуринским садом» и
	тепличным хозяйством. Ориентировочно
общая площадь строительства 10—12 rex:
таров.

— Toe een
	а

Авторы проекта архитекторы О. Тилма-
нис и Б. Нестерюк.
АР Е М ЗОРИН

СТИХИ И ПЕСНИ
О ВЕЛИКОЙ СТРОЙКЕ
	АШХАБАД.  Строительстве Главного
Туркменского канала вдохновляет работ-
ников искусств республики на создание
новых произведений, посвященных великому
сталинскому плану преобразования приро-
ды. В стихах, песнях и картинах писатели,
композиторы и художники отображают
славные дела строителей канала, будущее
преображаемой пустыни,
	Многие стихотворения туркменских HOS-
тов положены на музыку. Композитор
А. Кулиев на слова поэта _Б. Сейтакова
написал для женского хора «Песню радо-
сти». Мерет Дурды Назаров создал мело-
дию для национального инструмента дута-
ра «Волны Аму-Дарьи».

Старейший писатель республики лауреат
Сталинской премии Берды Кербабаев за-
думал написать книгу о строителях вели-
кого канала. Он выезжает на стройку для
сбора материалов. Туда же отправятся
многие другие писатели и художники,
		приверженность владельцам аристократиче-
ских особняков, Вест-Энда. Поэтому тори
стали «низпейм видом паразитов», банкиры
из лондонского Сити — «бесстыдными гра-
бителями». леди Астор — «мелкой  лотош-
ницей...» Бивен иногла набиралея смелости
и порутивал «самото» Черчилля. Но для
Ловкого «левого» лейбориста это, разумеет-
ся, только вид саморекламы. И понятно,
BCe это ни в малейшей степени не поме-
шало Бивену, как министру правительства
Эттли, взять на себя ответетвенность га
продолжение политики Черчилля и даже за
ве усовершенетвование!

Тенсрь Бивен не вспоминает о том, Ка-
	кую позицию он занимал в прошлом, —9Эт0,
	служило бы препятствием для его дальней-
шей карьеры.

Пытаясь завоевать популярность среди
рабочих, Бивен осуждал во время войны
законодательство, направленное против за-
баслювочного движения, и закон, устанав-
ливающий принудительный арбитраж в
трудовых конфликтах. Теперь он министр
труда в правительстве, которое налагает
штрафы и грозит тюрьмой забастовщикам в
соответствии с тем же самым законодатель-
ством.

Спекулируя на настроениях трудящихся,
он возражал против назначения крупных
угольных или стальных малнатов на долж-
ность руководителей национализированных
отраслей премьипленноети. Заняв пост ми-
нистра, он немедленаю согласился с этим.
	В одной из речей этот. прожженный
	лематог сказал 10 поводу результатов
управления консерваторами Британией:
«ют остов Фактически построен
	на угле и окружен рыбой. Ваким же вы-
соким орпанизалорским талантом надо обла-
дать, чтобы в этих условиях довести стра-
HY BO TODO, что она испытывает острый
недостаток и в утяе и в рыбе. А так оно и
случилось». Теперь это тоизоштлю вновь—
на сей раз с помощью  правительетвя,
членом которого является Бивен. И, войдя
в состав правительства, он использует свой
«организатодский талант» для того, чтобы
заставить английекий рабочий класс ра-
formar, Ha wWolreTrosry ВОЙНЫ.
	В качестве министфа жилищного отрои-
тельства Бивен красочно обещал улучитить
жилищные условия трулящихея. Повтори-
лась та же самая комедия. «Конечно, я не
удовлетворен, — поворил он, — и буду
удовлетворен только тогда, кода каждая
семья в стране булет иметь пе просто жи-
Ли. 30 ТРрИГИчиое, теплое, экюнюагню 110-
	ITT LEIA VEREANSVEEDTEETEME J EARDEYLSUOEED EEUU T HEDIS
	Новое на карте Поволжья
	построен пруд для самотечного орошения
400 гектаров зерновых культур.

Необычио дружная весна. нынешнеге го-
ха до отказа заполнила талыми водами
вновь построенные и, восстановленные кол-.
хозные водоемы. Вода продолжает прибы-.
вать Такого обилия влаги еще никогда
			СТРОИТЕЛЯМ ГЛАВНОГО
ТУРКМЕНСКОГО КАНАЛА
	ЛЕНИНГРАД. (Наш  корр.). Государ-
ственная Публичная библиотека им. Салты-,
кова-Шедрина и библиотека Академия!
наук СССР заключили между собой социа-.
листический договор на лучшую организа-
нию обслуживания строительства Главного!
Туркменского канала. К договору присоз
единился ряд ленинградских библиотек.

Библиографы ‘академической библиотеки
составили для работников новостройки’
указатель литературы по эрозии почв и
наносам, по электрификации железноло-
рожного транспорта. Указатель сдан в пе-
чать. Коллектив библиотеки работает сей-
час над составлением подобных библио-
графических указателей по строительству
гидроэлектрических и насосных станций.

Работники библиотеки Политехнического
института им. М. И. Калинина подготав-
ливают к изданию указатель литературы
по вопросам строительства земляных пло-
тин и ряд указателей по гидромашино-
строению, мощным генераторами др:
Библиотекой Всесоюзной академии сель-
скохозяйственных наук им. В. И. Ленинг
сдана в печать первая часть библиографи:
ческого указателя русской литературы пс
сельскохозяйственному освоению пустынь.
и полупустынь.
		Dhom KONXO3HMKO
	НАРОДНЫЕ ХОРЫ ДОНБАССА

СТАЛИНО. Пе ктогам Всеукраинского
смотра художественной самолеятельност?
хору Краматорского Дворца. культуры
имени Ленина присвоено звание пучшега
хора на Украине.

Почти все 60 участников этого коллекти,
ва трудятся в цехах Старо-Краматорскоге
машиностроительного завода имени Орджо
никидзе. В ренертуаре коллектива — произ
веления Глинки, Чайковского и Римского,
Корсакова, народные песни и произведения
советских композиторов.

eee pe ye
	На шахтах, заводах, в колхозах и сов
хозах Сталинской области около семисо’
народных хоров и вокальных ансамблей
объединяющих почти 90 тысяч исполни.
		телей.
	РИГА. (Наш корр.). Московский район

считался окраиной буржуазной Риси. За
двадцать лет своего бесславного хозяйни-
чания буржуазное правительство не но-
строило в этом районе ни одного дома, не
посадило ни одного дерева.
_ За годы советской власти много сделано
для рековструкции района. Выросли новые
жилые дома, школы, предприятия. Район
связан с Городским центром трамвайным
и троллейбусным сообщением.

В этом году. Совет. Министров Латвий-
ской ССР принял еще одно важное реше
ние по реконструкции Московского райо-
на. Здесь в конце 1951 года начнется со
оружение Дома колхозника. Колхозники-
депутаты, ознакомившись во. время
сессии Верховного Совета Латвийской ССР
с проектом, назвали будущее сооружение
двооцом колхозника.

Обиая высота дома со шиилем на две-
	надцатиметровой башне—95 метров. эдание
	не видали колхозы сталинградской степи.

Выполняя сталинский план преобразова-
ния природы, колхозы области построили
свыше‘ тысячи прудов и 1.389 буровых ко-
лодцев. Борьба за обводнение полей про-
должается. В этом году в области будет
	построено и восстановлено триста прудов.
	СТАЛИНГРАД. Вычерчивая карту Ново-
Николаевского района, гидротехник Н. Ши-
балков нанес на. нее 18 больших голубых
пятен, обозначающих новые колхезные
пруды. Двадцать водоемов появилось за
	последние два’ года на карте Ново-Аннен-
ского района, В колхозе имени Кадинина