Г. РЫКЛИН
	гукописное наследие
Н. Огарева
	Закончен разбор литературного наследия
Н. П. Огарева, которое хранится в отделе
рукописей Государственной библиотеки
СССР имени В. И. Ленина. Многое из него
было в евое время передано на хранение
Московскому Румянцевскому музею
А_А Герценом (сыном А. И. Герцена).
	Рукописный фонд Н. Огарева -состоит
из записных книжек, рукописей статей и
черновых. набросков к Ним, тетрадей, вы-
писок из разных книг и источвиков,
автографов стихов, писем к различным ли-
цам. Здесь же собрано мало ae
ное музыкальное наследство Огарева: два.
сборника нот, музыка к текстам стихов.
Пушкина; Лермонтова, Полежаева, era
и самого Огарева Jouy принадлежит, на-.
пример, популярнаЯ песня «Арестант» =.
«Ночь тиха, лови минуты...»).
	Сверка. многих изданий Н. Огарева с
автографами его стихов, которую провела
научный сотрудник отдела рукописей би-
блиотеки А. Аскаряни, показала, что не-
которые искажения стихов, внесенные ста-
рыми издателями, механически переходят
из. одного издания в другое. Это можно
проследить, например, на стихотворении
«Когда в часы святого размышленья».
Еще в 1888 году при опубликовании его
в «Русской мысли» окончание стихотворе-
ния было ошибочно подверстано к друго’
му стихотворению. И эта ошибка повто-
рялась в последующих изданиях.

В свое время Е. Некрасова, собирав-
шая рукописи писателей и деятелей ис-
кусств, сшила отдельные листы огарев-
ских тетрадей и записных книжек в но-
	вые, произвольно составленные тетради,
перепутав даты и окончания текстов. В
результате этого начало стихотвобения
	«Мчатся кони вороные» находится в за-
писной книжке № 8, а окончание его, под
новым заголовком «A покойника зна-
	вал я». оказалось в тетради № 24.
	Редакторы большой серии «Библиотека
поэта», выходящей в издательстве «Совет-
ский писатель», поместили окончание это-
го стихотворения как самостоятельное
произведение в разделе «Неоконченные и
недоработанные стихотворения». Ссылаясь
на автограф,  хранящийся в Библиотеке,
имени В. И. Ленина, они сделали к стихо-
творению такое примечание: «Печатается
впервые по автографу В. Б. Л. Набросок
чрезвычайно исчеркан и поддается про-
чтению с болышим трудом. Ряд слов про-
чтен предположительно. Написано в на-
чале 70-х годов. Точнее датировать 3a-
трудняемся» (т. И, стр. 455).

После такого «предположительного про-
чтения» и редактирования начало стиха

выглядит так.
	Ал. ДУНАЕВСКИЙ     ропа ган п Vic T bl
или канцеляристы? -
		«Расскажите,
	и поподробией...»
	Хотя деревня Атяевка, что под Вромами,
не отмечена на географических картах, о
ней знают далеко за пределами Орловской
области. Славу Атяевке создали ее люди—
знаменитые коноплеводы, собирающие год
от тода невиданные дяя здешних мест
урожаи.

Пожалуй, ни в одном из соседних райо-
нов нет такого количества Героев Социа-
листического Труда, как в этой небольшой
деревне. К знаменитым атяевским конопле-
водам обращаются за советом и новосибир-
ские бригадиры, и‘черниговские звеньевые,
и агрономы из Брянска. Особенно много
писем приходит в адрес звеньевой Влавдин
Воролевой: _

«Расскажите, и поподробней, пожалуй-
ста, каким путем вы получаете высокие
урожаи конопли, какую новую агротех-
нику применяете?..»

Такие письма получают и звеньевая
Нина Макарова. и Колхозный бригадир
	Алексей Вюомоликов. и председатель артели
«Власть труда» Степан Мельников. Им,
как и Клавдии Королевой, есть что расска-
зать 0 труде, о дружбе с наукой, о своем
стахановском опыте. Между тем о методах
работы зтяевских коноплеводов мало кто
знайт не только где-то на Ставрополье, но
и в Нромах. А письма-запросы вое идут A
пдут. Й исчисляются они уже не десят-
ками, а еотнями.

Ето же должен распространять опыт пе-
редовиков, кто должен: сделать их методы
работы достоянием всех колхозников? Так
же, каки в других районах нашей стра-
ны, в ЁВромах есть такая организация. Она
существует при районном отделе сельского
хозяйства и называется группой сельско-
хозайственной пропаганды.
	„Дела входящие
и исходящие
	Происходит это часто потому, что в
групны. сельскохозяйственной пропаганды
подбираются люди, мало сведущие в
агрономии, в колхозном производстве, да к
тому же еще подчас не имеющие вкуса к
такому живому, благородному делу, как
пропаганда передового опыта.

—- Знаете, какие люди — должны
сельсвохозяйственной пропагандой управ-
лять? — сказал однажды председатель кол-
хоза «Власть труда». — Инициативные,
настойчивые, творческие! Такое дело не
всякому агроному или зоотехнику можно
доверить. На пропаганду надо ставить лю-
дей с большим кругозором и размахом.
	Чо важнейе
	é
  мастеров коноплеводства, никто He помог
	Героям Социалистического Труда расока-
зать в популярных брошюрах о своей ра-
боте, хотя интерес к ней поистине огро-
мен. Ведь почти в каждом письме, адре-
сованном Клавдии Королевой или Нине
Макаровой, есть такие строчки: «Может
быть, вышла брошюрка 0 вашем опыте,
тогда сообщите, к кому обратиться, чтоб
ее приобрести».

Обращаются сумчане, краенодарцы. Но
К этому равнодушны кромские пропаган-
дисты и орловские издатели, по вине кото-
рых драгоценный опыт не выходит за око-
лицу Атяевки.

Давно следовало бы грунпе сельекохо-
зяйственной пропаганды связатьея с Ша-
THIOBCKOH станцией, установить деловой
контакт с глуховским институтом лубяных
культур, получить от них рекомендации
о том, какие научные достижения следует
в первую очередь внедрять в колхозы.

Как же относитея в работе районной
группы областное управление сельскохо-

зайственной поопаганды?
	< п. ‘pond анда .
	переезжает»
		Как и все люди, руководящие работники
делятся на: а) хороших и 0) плохих.

Хороших — подавляющее  большинетво.
И мы сейчас не будем их описывать, I10-
скольку сам читатель каждодневно встре-
чается с ними на работе. А вот 0 плохих
придется несколько слов сказать. Tanne
работники как-то особенно бросаются в гла-
за. А хочется. чтоб они скорее перестали
	‚бросаться...
Ивое начальствующее лишюо, как хими-
‘ческий раствор лакмусовой  бумажкой,

можно проверить при помощи письма.
	Обыкновенного письма, написанного OObIK-
повенным человеком. (Письмо от вышеси-
дящего качальства для такой проверки не
годится).

Некоторое время тому назад в «ЛТитера-
турной газета» появилась корреспонденция
тов. Николаевой — «Столица района», в
которой говорилось о недостатках в блаюо-
устройстве города Усть-Каменогорска. Нод
впечатлением этой корреспонденции, одна
из жительниц г. Уральска прислала в ре-
дакцию письмо, в котором приводились
«некоторые штрихи жизни города  Ураль-
ска»: плохо ремонтируютея или вовое не
ремонтируются дома, мало зелени, мо-
стовые в плачевном состоянии, улицы
освещаются плохо и т. д.

Редакция «Литературной газеты» напра-
вила это письмо в исполком городского
Совета Уральска и просила известить ре-
дакцию о мерах, принятых для благо-
устройства города и, в частности, для лик-
видации недостатков, о которых сигнализи-
рует автор письма.

Письму не. повезло: оно попало в пло-
хие руки, оно попало к заместителю
председателя Ратушному. И, прочитав
письмо, он крепко осерчал. Он просто за-
дыхалея от гнева: какая-то никому не
известная личность. и позволяет себе на-
водить критику .. Может быть, если бы
перед Ратушным стояла живая посети-
тельница, он поговорил бы с ней иначе.
Но перед ним была всего-навсего бумаж-
ка из далекой Москвы. И отвечать на нее
надо письменно. А бумага, она, как из-
вестно, все терпит.

И вот Ратушный шлет ответ, в ко-
тором называет письмо «надуманной обы-
вательщиной, безответственно  искажаю-
щей действительность».

Это, так сказать, преамбула, предисло-
вие. А дальше он объиняет автора письма
во лжи. В городе Уральеке-де все хорошо и
не может быть никаких недочетов, пока
там живет и работает тов. Ратушный.

Дома не ремонтируют? Ложь! Ремонти-
руют. Й еше как!

Мостовые плохие? Хорошие мостовые.
Чудесные мостовые!

Зелени мало? Ложь! Много зелени. Пре-
красная зелень!
` Улицы плохо освещаются? Ложь! Очень
ярко освещаются! Даже глаза сленит. Ни-
чего не’видно.

Вороче говоря, под испытанным руко-
водством Ратушного в Уральске на земле
Bee цветет и благоухает, а на небесах ни
одной Малой Мелведлицы, все сплошь Боль-
	IRHC..
Волнуется Ратущный. Волнуется авто?
	‘письма. Но каждый волнуется по-своему—
	автор пиеБма хочет видеть свой город более
красивым. Ратушный же взволнован тем,
	Что его побеспокойли. hak это посмели
	тысяч человек приняли участие в област-
ном смотре художественной самодеятель-
ности. В клубах и театрах города’ е дра-
матическими, музыкальными и хореографи-
ческими номерами высгупили люди самых
	различных профессий — шахтеры, железно-
	дорожники, метеорологи, учителя.
Жюри смотра отметило скрипача семиде-
	поднимает простую женщину Из народа.
Цостепенно крепнет в ней уверенность в
своих силах, растет сознание своей ответ-
ственности за жизнь и победу Bcero co-
вотского народа, & вместе с тем  стано-
вится выше, просторнее ее внутренний
мир. богаче и ярче чуветва.

Единство нашей многонациональной ли-.
	тературы обусловлено правдивым художе-
ственным раскрытием  морально-полити-
ческого единства советского общества, изо-
бражением общих для всех советских лю-
дей мыелей, чуветв, интересов.
	терекого  волхоза «аулнанх пафисэ Hes
романа Г. Баширова «Честь», трудовое
счастье туркменской девушки  Айсолтан
в повести 5. Шербабаева «Айсолтан из
страны белого золота», героические полви-
ти защитников родины в романе И. Шамя-
кина «Глубокое течение», революционная
страсть Мустафы и 6то сына Tepes (Кави
	Наджми «Весенние. ветры»), трудовое упор-
ство Дмитра ТГорицвита (М. Стельмах
«Большая родня»), широта и зрелость
интересов к судьбам трудящихся за ру-
бежом, отраженная в романах М. Ибра-
гимова и В. Собко, патриотические чувства
любви к Родине, преданности великим
вождям нашей партии, стремление yEpe-
нить мир во всем мире самостверженным
трудом на благо Родины-—вее эти мысли
и чувства, о индивидуально выраженные
различными нисателями в свовобразных
характерах их героев, являются мыслями
и чувствами, общими для всех советских
людей. В силу этого формирование напгей
единой  мнотонациональной литературы
происходит под знаком успешного разви
тия энических жанров.
	Одновременно с этим страстная заинте-
ресованность каждого отдельного человека
в общенеродном деле выражается в усиле-
нии лирического элемента HE только’ в
поэзии, но и в прозе, Везде и всегда, даже
в плавном течении такой обширной 3110-
пени, как роман М. Стельмаха, или в Uo-
следовательно, шаг за шагом, раскрываю-
	щем пути теросв эпическом повествовании.
А. Гузявичюеа, читатель неизменно ощу-.
щает присутствие автора, страстно  заин-
	тересованного в судьбах своих  персо-
	говорить о недочетах? «Не сметь суждения

иметь»!
Само собой разумеется, что Уральск с

каждым голом растет и благоустфаивается.

Но ведь пятна могут быть не только на
солнпе. И зачем Tak поспешно обзывать
	ee

«надуманной _обывательщиной» BCABHH Ha-
	мех на критику: _

Меж тем автор письма в критике гор-
совета далеко не одинок. Давайте пе-
релистаем комплект газеты «Приуральская
правда».

Оказывается, не любят некоторые работ-
ники Уральского городского Совета возить-
	ся с письмами трудящихея. 00 этом вееь-
ма категорически сказано в одной из пере-
довых статей газеты:

«Нечутко реагируют на письма трудя-
шихея В Уральском городеком Совете. Pa-
	бочие, служащие, интеллигенция, №59
заинтересованные В быстрейшем  благ-
устройстве родного города, подоказывают
	горсовету, где нужно усилить охрену зето-
ных насаждений, сигнализируют о плохой
работе горжилуправления, выдвигают A0-
прое о восстановлении разрушенного сада
ит. д. Однако работники гореовета п-чи-
новничьи относятся к сигналам, советам,
предложениям трудящихся. Достаточно ека-
заль, что из 14 таких писем, посланных...
«Приуральской правдой» Уральскому го-
родскому Совету, двенадцать положено
под сукно, большинство из них каеаетея

вопросов благоустройства города и улуч-
шения быта трудящихся».

«Беспризорный дом» — так озаглавлена
заметка в номере от 29 октября 1950 года.
Здееь говорится о том, что горсовет не з4-
ботитея о восстановлении и ремонте ста-
рых домов. Приводятся конкретные факты,
Как тов. Ратушный отнесся к этому пиеь»
му в газете? Обругал автора? Назвал ero
письмо «налуманной обывательщиной»?.,

«Крыша протекает, углы дома обвалива-
ются, оконные рамы едва держатся»... / Так
говорится в другом письме. Опять речь идет
о небрежном, негосударственном отношении
горкомхоза к жилому фонду. Жильцы дом
писали Ратушному, а Ратушный  меха-
нически перослал письмо в жилуправя
ление и на этом услюкоился... Как быть,
тов. Ратушный, в этой заметкой?

Вот номер газеты от 17 февраля 1951
года. Отчет о собрании городекого партий-
ного ‘актива. Докладчик тов. Салин, cexpe-
тарь Запално-Казахетанекого обкома партии,
резко критикует горсовет за то, что, при-
няв очень хорошее постановление о сохра-
нении и восстановлении садов, горсовет за-
был 06 этом и благие порывы остались
на бумаге. Интересно, как тов. Ратушный
квалифицировал это критическое замечание
докладчика?

Желая учесть заботы тов. Ратушного
© городе за последние месяцы, редакция
«Литературной газеты» послала в Уральск
специального корреспондента. Корреспон-
дент убедился, что в коммунальном хозяй-
стве г. Уральска далеко не благополучно,
Не было у Ратушного основания обвинять
автора письма в «искажении действитель-
ности» и других смертных грехах.

Ясно одно: ответ Ратушного на письмо
в редакцию-—попросту отписка бюрократа,

Пора Западно-Казахетанскому облиспол-
кому составить решающее суждение о дея-
тельности нашего героя. Не герой он на
	шего времени...
		Осенью приезжал в Орел представитель
из Никольского района. Он просил, чтобы
в Никольское для обобщения опыта пере-
довых животноводов  командировали 300-
техника управления пропаганды тов. Чер-
вякова.

— Червякова сейчас нет, -—— ответили
ему. — Червяков уехал в командировву
по засыпке семян. Это важней.

— Когда Червяков вернется, — нонро-
сил приезжий, — пусть в Никольское
позвонит...

— Не обещаем. Мы не всегда можем
послать нашего пропагандиста туда, куда
бы хотели...

С тех пор прошло несколько месяцев, а
HHKROIDCKHC животноводы Так и не BeTpe-
тились © опытным пропатгандистом-зоотех-
ником,

Давно собирается тов. Червяков вые-
хать к передовым дояркам. Их опыт за-
служивает глубокого изучения и распро-
странения. Ждут пропагандиста и в
Ливнах. Вместе с учеными ливенские жи-
вотноводы вывели местную породу сви-
ней: трем животноводам — Иллариону
Никульникову, Матрене Грешниковой и
Keenan Скрябиной в этом году была при-
сужлена Сталинекая премия.
	Но беда в том, что главный зоотех-
ник не может выехать туда, где его ждут.
Впрочем, это относится и к агрономам —
тт. Вудреватых, Наумовой и к другим pa-
ботникам управления пропаганды.

Атроном тов. Вудреватых, например,
долго запималея заготовкой кормов для
скота в отстающих районах, про-
цагандиста-зоотехника тов. Червякова по-
сылали проверять качество семян. А ко-
Tia они возвращались из командировки,
никто не интересовался, что было сделано
ими для распространения опыта передови-
ков, для внедрения достижений науки В
колхозное производетво. Руководящие то-
варищи из областного управления сель-
ского хозяйства интересовались другим:
сколько за последнюю декаду очищено
семян или как идет заготовка местных
удобрений.

Видимо, они еще не понимают, что про-
паганда передового опыта может чрезвы-
чайно блатотворно повлиять на повыше-
	ние урожая.
	Из Ёром позвонили в областной центр и
попросили к телефону управление сельеко-
хозяйственной пропаганды.

Ответа не последовало: кто-то снял те-
лефонную трубку, подержал ее и, видимо,
не желая вести разтовор, положил обрал-
но на рычаг.

А Кромы настаивали. Наконец, чей-то
голос ответил:

— Сюда не звоните. Пропаганда на два
дня переехала к зерновикам.

Орловская телефонистка соединила Вро-
мы © управлением зерновых культур. Те
посоветовали позвонить в управление
MTC. Кто-то видел: утром пропагандисты
переносили туда свои папки,

Если  кромекая группа пропаганды
устроилась на краешке стола, то облает-
ное управление пронаганды много меся-
цев не имеет своего постоянного помеще-
ния и ютится в зале заседаний. Вот по-
чему те дни, когда в областном управле-
	нии „Созываютя совещания,  сзитаютеся
для работников пропаганды  «кочевыми
днями». Накануне очередного совещания
	люди поспешно складывают бумаги, со-
бирают папки и ‘передвигают столы. На-
чинается очередное переселение тех, кого
в областном управлении сельского  хо-
зяйства называют «беспокойными кварти-
рантами».

Беспокойные квартиранты! Может быть,
мы ослышались? Нет. Руководящие това-
рищи из областного управления сельского
хозяйства в действительности относятся к
пропагандистам-агрономам, как; к «беепо-
койным квартирантаму. Дело, разумеется,
не столько в помешений, сколько в недо-
оценке, которая существует в отношении
сельскохозяйственной пропаганды.

Штат управления пропаганды до сих
пор не укомплектован. А такой важный
сектор. как сектор обобщения и внелрения
	достижении науки и передового опыта,
все еще не создан.
По Орлу равняютея и районы. Есть
	районы, тлде группы есельскохозяйственной
	пропаганды еше не существуют. В боль-
шинстве же районов, подобно  Кромам,
вместо. боевых пропагандистских групп
	созданы своеобразные канцелярии раийон-
ного отдела сельского хозяйства.
		Агроном Павел Афанасьевич Щеголев
размашисто вывел на чистом листе бума-
ти первую строчку: «0 работе труппы
сельскохозяйственной пропаганды...» и за-
думался. 0 чем писать? При направления
Щеголева на эту работу ему сказали:
районная группа пропаганды будет co-
стоять из ияти подготовленных агрономов
и зоотехников и руководить ею будет за-
ведующий райсельхозотделом тов. Хорев.

А что оказалось? Хорев только и ска-
зал: «Заворачивай, Афанасьевич, пропаган-
дой». А секретарше велел: «Отведите про-
паганле часть стола, что поближе к теле-
фону, и выдайте папки для входящих и
исходящих». И вее. И начал Павел Щего-
лев «заворачивать» не живым делом, а
картонными «делами» для входящих и ие-

‚ кодящих. Не боевым пропагандистом стал

‘ этот агроном, а канцелярским работником,
Го поручат ему собрать сведения о состоя-
тии инвентаря, то инструкцию написать,
№ докладную для районного совета соста-
ЗИТЬ.

Может быть, труппе пропаганды нечего
`(елать? Нет, дел — непочатый край.

Дазно бы следовало глубоко изучить.
тым знаменитых коноплеволов, обобщить
н0 и распространить по всей округе, где,
‘г слову говоря, урожай конопли все еще
  ШЗБИЙ.

До сих пор никто в райвельхозотделе не
  огадалея организовать доклалы и лекции.
			ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Музее
стории религии Академии наук СССР от-
рылись выставка «Ватикан на службе
мпериализма» и отдел «История папства
ИНКВИЗИЦИИ»,

Свыше двух тысяч картин, скульптур,
окументов, книг, гравюр, макетов и дру-

“4X материалов разоблачает подрывную

еятельность Ватикана против стран на-
одной демократии, лакейскую роль рим-
хой церкви на службе американского им-
	  ериализма. Многочисленные документы

о ми

3. КЕДРИНА. НА THEA?)
	«Октябрьская социалистическая револю-
тя пробудила народы Союза к. исключи-
льному — творчеству, — писал Михаил
ванович Калинин в своей брошюре «Что
ла советекая власть › трудящимся». —
ужется, что с победой рабочего класса и
зестъянства веками скованная народная
ергия прорвалась ‘с гигантской силой.
HHO было бы написать сотни книг
творчестве каждого народа».

Невольно вспоминаются эти слова, когда
ращаешься к книгам,  удостоенным
	злинской премии в 1951 году. Уже одно
	  ЛЬКОо количество премий, присужденных
’ торам, — представляющим различные

атекие республики нашего Союза, гово-

’ то том повсеместном расцвете куль-
ры, социалистической ‘но содержанию,

циональной по форме, который пере-
твает наша страна.
	i

Товарищ И. В. Сталин. писал о пробле-
многочисленных небольших народностей

вказа «с прямитивной культурей, с 0со-

м языком, но без родной литературы...?

приходил к заключению, что «Нацио-
льный вопрос на Кавказе может быть
зрешен лишь в духе вовлечения
‚поздалых наций и народно-
‚ей в общее русло выешей
гльтуры». Мы являемея счастливы-

свидетелями успешного хода и завер-

НИЯ процесса вовлечения всех без ие-

ючения народностей Советского Союза
руело выснюй, социалистической  Куль-
	эы. Мы являемся свидетелями и учает-
ками созидания единой  многонацио-
THO литературы = сопиалиетического

злизма, отражающей в себе жизнь еди-
и монолитного, как никакое тосудар-
0 мира, многонационального Советского
’ 0за бралеких республик. На недосягае-
казалось бы, далеких друг от друга
TEHAX культурного развития стояли В
вой четверти нашего века украинцы с
многовековой культурой, © богатой,

`ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	5 апреля 1951 г. № 41
	А покойника знавал я,

Он кабак держал в соседстве,
С ним за пивом толковал я
О пслотине (?) и детстве.
	Мы прочли автограф ‘этого стиха, хра-
нящийся в Библиотеке имени В.И. Ленина.
Становится непонятным, зачем  редакто-
рам понадобилось сочинять легенду о
чрезвычайной исчерканности рукописи и
искажать строки, ‘когда на рукописи
Н. Огарева’ нет абсолютно никаких пома-

рок, а само стихотворение выглядит так:
	А покойника знавал я,

Он кабак держал в соседстве,
С ним за пивом толковал я
О политике и детстве.
	Есть примеры, когда цельное стихотво-
рение искусственно делилось на четыре
части и  печаталось кусками на разных
страницах книги среди  «незаконченных»
или «черновых» набросков.

О небрежности редакторов  свидетель-
ствует случай со стихотворением «Давно
наскучил шум людской». На стр. 95 оно
опубликован под общим заголовком
«Наброски из третьей части» поэмы
«Юмор». А на стр: 402—408 это же сти-
хотворение напечатано вторично, среди
набросков отдельных стихотворений.

Подробное описание всех рукописных
фондов Н. П. Огарева отдел рукописей
Библиотеки имени В. И. Ленина в бли-
жайшее время выпустит отдельным изда-
нием.
		Орловские руководители, видимо, забы-
ли указание партии о том, что пропаганда
и. внедрение в сельскохозяйственное про-
H3BOACTBO достижений науки и передового
опыта, а также систематическое повыше-
ние уровня атро-зоотехнических знаний
колхозников, работников МТС и совхозов
являются делом большой государственной
	важности, неотъемлемой частью руковод-
	ства сельским хоззиством.
	ВЫСТАВКА. РАЗОБЛАЧАЮЩАЯ ВАТИКАН
	и фотографии показывают полное подчине-
ние Ватикана американским хозяевам. На
одной из фотографий — кардинал США
Спеллман с американским флагом и: кре-
стом шествует по плошади «вечного ropo-
	скульптур,   да»; на другой — папа Пий ХИ с угодли-
	вой улыбкой склонился перед американцами.

Рядом со списками произведений, запре-
щенных папами в ХУИП веке, выставлена
книга Марка Твена «Янки при дворе коро-
ля Артура»; она запрещена в США по тре-
бованию католического духовенства. Пана
	СМОТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
	Пий ХИ в наши дни объявил запоетными
сочинения В. Гюго, Э. Золя, Ч. Дарвина,
А. Мицкевича, Л. Толстого, А. Франса и
многих других прогрессивных писателей
и ученых.

В заключительном разделе выставки -=
литература, фотографии и плакаты, выпу-
щенные в странах народной демократии.
Они показывают борьбу трудящихся spo-
тив американских империалистов и их
агентов — реакционных князей  католиче-
ской церкви,
	сятилетнего кузнеца МД. Криворот, ‘быв:
шую колхозницу — ныне слушательницу
юридической школы А. Уланову, исполнив-
шую бурятский национальный танец, и спек-
такль «Побег», поставленный самодеятель-
ным коллективом завода имени Сталина.
Большая группа участников смотра выез-

жает в Москву на Всесоюзный смотр на-
родных талантов.
	нажей, а нередко и воплощенного в одном
из действующих лиц, как в повести Сал-
чака Тока или автобиографической поэме
Гамзата Цадаса.

Этот страстный лиризм, освещающий
эпическое повествование, также является
характерным признаком единой многона-
циональной советской литературы.

И еще одно общее качество объединяет
наши многонациональные литературы в
единую литературу социалистического реа-
лизма, являющуюся прообразом всемирной
литературы коммунизма. Это — ее научная
достоверность. Будучи  ззволнованно-ли-
ричной, наша литература вместе с тем
построена на нзучном фундаменте маркси-
стеко-ленинской философии, на точном
знании хуложником законов общественного
развития. Это придает нашей художествен-
ной литературе большую познавательную
ценность, увеличивает се мировое значе“
ние, как иламенного пропагандиста един-
ственно справедливого советекого строя.
	зак могучего орудия в борьбе за мир во
всем мире. ,
	Раскрепощенный Октябрем народ erpe-
мится осознать себя, как творца истории,
И это запечатлено нашей единой много-
напиональной ‘литературой в процессе со-
здаалтия народной эпопеи, отражающей ста-
новление каждого народа, как, сопиалисти-
ческой нации. Долгие тоды писатели на-
ших братских народов пытались построать
такую эпомею в виде рассказа o6 истори-
ческом движении всего народа в пелом,
как  едипой  неразличимой массы. От
фольклора, из творчества акынов, ашугов,
шахиров, сказителей пришла в письмена
ную литературу своего рода схема изобра-
жения народных судеб: безысхолное бед-
ствие досоветекой жизни угнетенных масс,
огненный вихрь революции п солнечное
счастье советских дней, У различных на-
родов нашего Союза, молодая литература
которых стояла еще ‘в пепосрелетванной

м 72
	EE RE RR NE AS

близости к фольклору, такая (обычно сти-
хотворная) эпопея имела своеобразные
традиционные краски, эпитеты, метафоры,
она отражала также свою особую историю,
быт, нравы и взгляды, но в ней не было
	идиная многонациональная
		кую картину жизни современного нам
трузинского села с его нравами и 0бы-
чаями, с героизмом и  оптимистической
яркостью характеров передовых людей
советской деревни. В этом реалистическом
произведении, рисующем жизнь простых
людей сталинской эпохи в их борьбе за
укрепление колхозного строя, наглядиа
национальная форма, сказывающаяея и
в языке (автора и героев) ив самом
рисунке характеров. Даже заглавие ро-
мана «Лело» означает ‘грузинскую на-
циональную игру в мяч, в которой сорев-
нуются в силе и ловкости две партии мо-
лодбжи. И национальная форма романа,
изображающего живую жизнь трудового
народа, живая, естественная, пластичная.
В ней нет той эстетизированной мертвен“
ной условности, какой отличаются романы
кругого трузинского писателя В. Гамсахур-
диа о Давиде-Строителе. Задавшиеь целью
с наивозможной скрупулезной точностью
восстановить быт древних царей и при-
дворной знати, №. Гамсахурдиа, казалось
бы, уделяет много места национальной
форме быта. Но; хотя в языке романа так

нестрат всевозможные  «спасалары»,
«скараманги», «бахтерцы», «кесаросы»,
«драхканы», «лулуфры». «чашнагиры»,
	«дром-логофеты», требующие едва ли не
ежестраничных сносок, ощущения специ-
фики жизни грузинского народа не возни-
кает. Несмотря на то, что автор отдает
многие страницы пышным опиеаниям
«пленяющей око прелести» всевозможных
предметов царекото обихода—-посуды пер-
CHICKOH цвета лазури, византийских 30-
лоченых тарелек и блюд, журавлиио-
горлых кувшинчиков, золотых и серебря-
ных чеканных кувшинов, Медных  полу-
зверей-полуптиц — трифонов и т д.
KT. IL, — читалеля не покидает ощущение
тусклого налета архивной пыли, которая
как бы покрывает повествование №. Гам-
сахурдиа.

И это немудрено, так как народ—един-
ственная живая сила истории, вне кото-
	рой немыслимы никакие подвиги  Ге-
роев,—не только безмолвствует, он начи-
	сто отсутствует в археографических тру-
дах В. Гамсахурдиа. _

Показательны в смысле плодотворного
влияния современной темы на развитие ли-
тературы успехи татарских писателей.

Татарская литература имеет такого за-
мечательного классика, как Абдулла Ty-
кая. Еще до революции в Татарии зачина-
лась своя национальная драматургия, с0з-
дававшаяся под большим влиянием А. Н.
Островского, но татарская проза долгое
время была весьма не сильна. Образы ее
нередко были  однолинейны, композиция
схематична. Однако писатели Татарии на-
стойчиво овладевали темой современности,
То общее, что объединяет народы Союза в
братскую семью, — свободный патриотиче-
ский труд под водительством партии боль-
шевиков, борьба за родину и революцию
на различных исторических этапах, ста-
новление характера большевика, формиро-
вание национального рабочего класса в его
неразделимой общности с русскими братья-
ми № борьбе и труду — сделалось основ-.
ным содержанием татарской литературы.
И это обеспечило ее успешный рост.

Улостоенные Сталинской премии в этом
году романы Кави Наджми и Гумера Ba-
широва свидетельствуют о зрелом  мастер-
стве татарской прозы.

Мастерски лостроела эпопея Кави Нат-
жми «Весенние ветры». История династии
кузнецов-бунтарей — от пугачевца Зарифа
до молодото большевика Герея — раскрыта
в живых образах простых людей. Широк,и
богат социальный план повествования, ох-
ватывающего все слои населения гороча
и деревни, показывающего народ в лице
отдельных ярко индивидуализированных и
вместе типичных героев, в процессе раззи-
тия характеров которых мы видим отоа-
жение общественно-исторического движе-
НИЯ.

В двух лучших произведениях татарской
прозы личная судьба героев, их внутрен-
ний рост, их взгляды, их чуветва и
склонности формируются под определяю-
шим влиянием общественного бытия. Это
особенно ярко проявляется в характере
главной героини романа ТГ. Бапирова
«Честь» — колхозницы Нафисэ. — Патрио-
тический ударный труд на полях колхоза
в период Ведикой Отечественной войны
	Заметки о прозе
братских народов СССР

высокоразвитой литературой и, не BXOAHB-
шие еще в те времена в состав нашего
государетва, тувинцы, всего только два-
дцать лет тому назад не имевшгие даже
своей письменности. Но когда сегодня мы
читаем удостоенные Сталинской премии
книги украинца М. Стельмаха и тувинца
Салчака Тока, мы видим, что эю He
только талантливые и правдивые произ-
ведения искусства, свидетельствующие 0
высоком идейно-художественном уровне,
но и творения единой в своем националь-
ном многообразии литературы, формирую-
щейся по законам  социалистического
реализма.
	Единые процессы происходят сейчас в
литературах бралеких народов Советского
Союза, и, прежде всего, — процессе фор-
мирования литературы, глубоко правди-
вой, реалистической, успехи которой обу-
словлены поворотом большинства пиеа-
телей к теме современности. He древ-
ние города и захватнические походы,
не подвиги князей и царей и не пыш-
ность их двора и быта составляют пред-
мет повествования, сообщают яркость и
силу кисти наших передовых художни-
ков. Эта сила вдохновлена правлой нашей
действительности, изображением челове-
ка — творца новой жизни, строителя ком-
MYHH3Ma.
	\изненность, актуальность содержания
обусловливают и здоровый рост националь-
ной формы произведения, в To время
как попытка уйти от интересов современ-
ности к  эстетизации мертвой архаики
отдаленного прошлого нивелирует, мерт-
вит и художественную форму произведения.
	— Особенно отчетливо проявляетея это в

двух произведениях грузинской прозы.
Роман А. Чейшвили «Лело» изображает

колхозное соревнование, раскрывает широ-