отрядов  латсря мира.! ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!
	Французская реакция
возбудила в мае прош-
mero года гнусное су-
дебное преследование
против Эжени Коттон в
связи с тем. что МОЖ
	Выдающиеся
	_ борцы за
	СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
	В Комитете по международным Сталин
ским премиям «За укрепление мира между
народами»; О присуждении международных
Сталинских премий «За укрепление мира
между народами» за 1950 год (1 стр).

Николай Асанов. — Юноши пришли ча
завод... (2 стр.).

Л. Булаховский.—Насущные задачи язые
коведов Украины (2 стр.).

Проф. Б. Мейлах.—Ценный вклад в пуш-
киноведение (3 стр.).

Ионас Шимкус.—Правда истории (3 стр.).

С. Скателли.—За мир и хлеб! (4 стр.).

И. Глущенко. — Зарубежные встречи
	(4 стр.).
	Эжени Коттон
	Мио
	опубликовала плакат,
французскую женщину,
рая не отдает своего сына для войны
во Вьетнаме. Всемирный размах. который

Двадцатого декабря 1949 года, в канун   изображающий
семидесятилетия великого вождя народов   кото

Иосифа Виссарионовича Сталина, Прези-
а, А а MMONM ее =
	диум Верховного Совета СССР издал Указ
06 учреждении международных Сталинских
премий «33 укрепление ‘мира между на-
родами».

Московское радио передало тогда в эфир
полные глубочайшего смысла и значения
слова этого исторического Указа: «...ПШре-
мии присуждаются гражданам любой стра-
ны мира, независимо от их политических,
религиозных и расовых различий. за вы-
дающиеся заслуги в деле борьбы против
похжигателей войны ‘и за укрепление
мира».

Миллионы простых людей во всех угол-
ках земного шара слушали голос Москвы.
И все честные люди всем сердцем, всей
душой одобрили решение, принятое Совет-
ским правительетвом.
	Сталин и мир! Эти слова в сознании
народов неотделимы друг от друга. Каж-
Au сторонник мира, каковы бы ни были
его политические и религиозные убежде-
ния, знает: движение, в котором оп уча-
	ствует, могуче и непобелимо прежде
всего потому, что его возглавляет Иосиф
Виссарионович Сталин, великий вожль
	мпролюбивого советского народа, знамено-
Cell MBDA.
	Народы всех стран видят в товарище
(Сталине неутомимого вдохновителя борьбы
за дело.Мира, верного защитника жизнен-
ных интересов простых людей.
	Миллионы людей знают. что товалищх
	следования ожени Kerrou, лишний раз
показал, какой огромной любовью про-
стых людей пользуется эта заслуженная
деятельница движения против войны.
	Пак Ден АЙ! Восторженной. долл не
суюлкавшей озащией ветретили участники
Варшавского конгресса сторонников мира
появление Ha трибуне этой славной  доче-
ри сражающейся Кореи. Болью и гневом
был проникнут ее пламенный призыв по-
ложить конец преступным действиям под-
жигателей войны. Слово Пак Лен АЙ. го-
воривитей от имени своих сестер и братьев.
с оружием в руках отстаивающих дело
мира, дотило ло сотен миллионов люлей.
	Государственные деятели освобожденно-
го Витая, претворяя в жизнь стремления
китайского народа. последовательно и не-
уклонно проволят политику мира. укоен-
ляют дружбу своей страны с Советеким
Союзом, — Награжденная международной
Сталинской премией Сун Изин-лин пи-
шет в одной из своих статей: «...Социа-
тизм означает мир. Для того чтобы убе-
ДиТЬся в Этом, достаточно сравнить эконо-
мику Создиненных Штатов и их бешеную
подготовку к войне с цветущей жизнью в
Советском Сотозе, со строительством. ги-
TaHTCKAX плотин и оросительных каналов.

се насаждением лесов и поеобразованием
природы на благо человека».
	Сила лагеря мира—в его единстве, в том.
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	О/    . СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР    д

р. 2

№ 42 (2760) Суббота, 7 апреля 1951 г.

Сталину они обязаны спасением от фа-

шистского порабощения.

В послевоенный период, когда новые
претенденты на мировое господство  пы-
таютея вновь Пазвязать войну, товарищ
Сталин воодушевил народы па борьбу: про-

Что в его рядах объединены все. без раз-
личия религиозных и политических убеж-
дений, клю честно. и самоотверженно бо-
рется против полжигателей новой войны.
Международной Сталинекой премией на-
граждены настоятель  Кентерберийского

И Е а СЛОЯ А ВСН, НЫЕ
	тив поджигателей воины, объединил  сто-
ронников мира в единый могучий лагерь.
Великий вожль прогрессивного человече-
ства веелил в сердца трудящихся уве-
пенность в TOM, что мир будет сохранен,
вели народы возьмут дело сохранения
мира в свои руки и будут отстаивать его
10 конца,
	В простых, ясных словах указа 00 уч-
реждении международных Сталинских пре-
NA выражена единая воля многомиллион-
ного советекого народа. Этим ажтом Созет-
ское государство еще pas показало евою
неколебимуо верность великому делу 3за-
щиты мира, готовность советских людей в
едином лагере сторонников мира упорно
бороться против поджигателей новой войны.
	Президиум Верховного Совета СССР об-
разовал 22 декабря прошлого года Kown-
тет по можлунаролным” Сталинским пре-
миям «За укрепление мира межлу народа-
ми» в составе представителей демократи-
ческих сил зарубежных стран и обществен-
ных деятелей Советекого Союза.
	Сегодня публикуется постановление ho-
митота 0 присуждении международных
Сталинских премий за 1950 год.

За вылоющиеся заелуги в деле борьбы
3а сохранение и: укренление мира между-
	народные Сталинские премпи «da укреп-
ление мира между народами» присуждены
	_ семин предетавителям дехократичесвих сид
	пазличных стран.
	собора Хьюлетт Джонсон (Англия) и быв-
ший протестантский епископ Артур Моул-
тон (США).

Имя Уьтюлетта Джонсона. страстного по-
борника мира. широко известно во всех
утолках земного шара. Он относится в чи-
слу заслуженных ветеранов современного
движения за мир. Вся неиссякаемая энер-
гня Хьюлетта Джонеона ©, самого момента
возникновения движения против поджига-
телей новой войны направлена на укреп-
ление дружбы между народами. Разобла-
чая распространяемую англо-американски-
ми ноджитателями войны грязную клеве-
ту о мнимой «агрессивности» Советского
Союза, Хьюлетт Джонсон говорит, обраша-
яеь к народам всех стран:
	«Советский Со1оз хочет дружбы, и имен-
но дружба с Советским Союзом приведет к
миру во всем мире».
	В условиях жестокого полицейского тер-
рора ведут евою работу сторонники мира в
США. Нужно обладать немалым муже-
ством и преданностью делу мира, чтобы
не бояться вести борьбу против поджига-
телей войны в стране, правители которой
бредят о мировом тосподетве, потрясая
зтомной бомбой. Коматет mo межлунатол-
	ным Оталинеким премиям, удостоив почет-
ной награлы члена Всемирного Совета
Мира от США семилесятилевятилетнего евя-
	щенниха Артура Моултона, в ero лице

высоко оценил ‘героизм простых людей
Америки, мужественно сражающихея 38

мир.
	Международной Сталинской премией «за
укрепление мира между народами» награж-
ден председатель Мексиканского комитета
защиты мира, член Всемирного Совета
Мира генерал Эриберто Хара. бывший
морской министр Мексики. Горячий па-
трист своей родины. Эриберто Хара с трч-
буны Варшавекого. конгресса призвал на-
роды Фатинской Америки бороться против
американских поджигателей войны,  пося-
гаюших на независимость их стран.

В разных концах земного шара живут
и борются за мир люди, грудь которых от-
ныне украспт золотая медаль с изображе-
нием И. В. Сталина. За великий благород-
ный трул укрепления мира межлу народа-
ми дается эта почетная награда.

За укрепление мира между народами
всего мира! Эти слова близки сердиу про-
стых людей, ибо сердца народов  всетда
TAM, Tie правла, а правда нашей эпохи
там, где Сталин!

Присуждение международных Сталинских
премий -— торжество лагеря сторонников
мира и лемократии, демонстрация роста
его силы и могущества.

зоры всего ‘прогрессивного человече-
ства обращены сегодня к Москве, столице
Советекого  государетва. с первого дня
своего рождения неустанно борющегося за
укрепление мира между народами и после-
довательно проводящего миролюбивую внеш-
HOW политику.

Прису кдение международных Сталинских
‘премий вдохновляет всех друзей мира на
‘позые подвиги BO имя мира. С новой
	‘энергией проетые люди всех страв будут
бороться. чтобы сорвать зловещие планы
	поджигателей войны.
Во главе с великим знаменосцем мира
тораришем Сталиным могучее движение
	сторонников мира уверенно идет & новым
успехам в борьбе за торжество правого
хела — сохранения и укрепления мира
	межлу народами.
	Фредерик Жолио-Кюри ‚ Сун Цзин-лин Хьюлетт Джонсон
	Эриберто Лара
	Артур Моултон `° Пак Ден Ай

г .
ДЛЯ СТРОЕК КОММУНИЗМА
		На стапелях
Сормова
	закончились ходовые испытания одной
из последних сормовских новинок — круп-
нейшего речного ледокола. Впрочем, не
совсем речного. Ледоколы, созлаваемые в
Сормове, одновременно и морские. Они бу-
дут курсировать по Московскому и новым
волжским морям — Куйбышевскому и
Сталинградскому, очищая их ото льда.

Много судов для великих строек соору-
жает завод «Красное Сормово». На строй-
ку Главного Туркменского канала уже
отправлен могучий «земснаряд» — разбор-
ный землесос. Это огромное судно заняло
полсотни железнодорожных платформ. Сле-
дом за ним отправилось более ста рабочих
и специалистов, чтобы под Чарджоу, на
	берегу Аму-Дарьи, закончить сборку «зем-
снаряда» и спустить его на воду.
Новый гидромеханический снаряд заме-
	нит труд пяти с лишним тысяч рабочих.
Более миллиона кубометров грунта в год—
	такова мощность снаряда.

Сормовичи заботятся и о тех днях, когда
будут завершены стройки. Конструкторы
создали проект первого теплохода для
скоростной пассажирской линии Москва—
Ростов.

Это будет совершенный и комфортабель-
ный теплоход. Каждая каюта его будет
обставлена ‘мягкой мебелью. Калориферное
отопление и конденсированный воздух да-
дут возможность регулировать температуру
в зависимости от погоды и желания пасса-
жира. На теплоходе будут оборудованы ре-
стораны, кинозал, детская комната, библио-
тека и читальня. В специальных помеще-
ниях расположатся фотолаборатория, ма-
стерские бытового обслуживания, почта и
телеграф, магазины и киоски. На верхней
палубе — солярий и душевые.

Два мощных двигателя, по две THI
сячи лошадиных сил каждый, приведут в
движение гребные винты. Электрифиниро-
ванное рулевое и подруливающее устрой-
ства облегчат управление судном в узких
плесах и у пристаней.

Сормовичи накопили богатый опыт, ко-

торый поможет им быстро осуществить
строительство теплохода. Новая стаханов-
	ская технология сборки корпусов секциями
и узлами в десять раз ускорила пропесе
	судостроения. На стапелях будет происхо-
дить лишь монтаж готовых частей палубы,
	г. ГОРЬКИЙ. (Наш спен. корр.)
	Новый городок
у Сталинграда

евом берегу Волги. нелалеко oT
	Сталинграда, раскинется. вскере новый го-
	ролок. Его просторная набережная будет
обращена к живописной Ахтубинской пой-
ме. а центральная магистраль — бульвар
	шириной в сорок метров — K плотине Oy-
	душего гидроузла. Кварталы городка за-
строятся лвух- и трехэтажными жилыми
домами и зданиями администратиеных,
общественных и культурно-бытовых уч-
реждений. Возникнут красивые площади,
городской парк ‘и соседствующий с ним
	сал пионеров.
	о В Комитете по международным.
Сталинским премиям ~
„За укрепление мира между народами“
	даль с изображением И. В. Сталина и денежную
премию в размере 100 тысяч рублей.

В заседаниях Комитета по международным Ста-
линским премиям приняли участие Председатель
Комитета академик Д. В. Скобельцын, Заместители
Председателя — президент Китайской Академии
наук Го Мо-жо и писатель Луи Арагон (Франция),
члены Комитета — профессор Лондонского универ-
ситета Джон Бернал (Англия), поэт Пабло Неру-
na (Чили), профессор Лодзинского университета
	2, Биб апреля в Москве под председательством
академика `Д. В. Скобельцына ‘состоялись заседа-
ния Комитета по международным Сталинским
премиям «За укрепление ‚мира между наро-
дами».

Международные Сталинские премии «За укреп-
ление мира между народами», учрежденные Ука-
зом Президиума Верховного Совета CCCP от

20 декабря 1949 года в связи с семидесятилетием
Иосифа Виссарионовича. Сталина, -. присуждаются
	посифа риссарионовича. WidJinnd, . MPH y mmianiiisn
Комитетом по международным Сталинским пре-
миям «За укрепление мира между народами»
ежеголно в количестве от 5 до 10 премий граж-

Ян Дембовский (Польша), писатель ’Бернгарлт
Келлерман (Германия), ‘академик Михаил Сало-

вяну (Румыния), советские писатели А. А. Фадеев
я Я Г Эленбуоог.
	ежегодно в KOHN OF о ДО 1 прешва врем   un WH. Эренбург.

данам любой страны мира, независимо от Hx по- На своих заседаниях Комитет рассмотрел а
литических, религиозных и расовых различии, за eTVIURUINe  Tpennokeuua oO. WDHCVKNeHAN MexAVHAa-
	литических, религиозных и расовых различии, за ступившие предложения о присуждении междуна-
выдающиеся заслуги в деле борьбы за сохранение родных «Сталинских. премий ‘зв 1950 год’и принях
и укрепление мира, решение по этому вопросу.

Лица, награждаемые ‘международной Сталинской Ниже публикуется постановление Комитета о.
премией, получают диплом лауреата международ: присуждении международных Сталинских премий
ной Сталинской премии, золотую нагрудную ме-   «За‘’укрепление мира между народами» за 1950 год.
	0 присуждении международных Сталинских премий
„За укрепление мира между народами“ за 1950 год
	Постановление Комитета по международным Сталинским премиям
«За укрепление мира между народами» от`б6 апреля 1951 года
	За выдающиеся заслуги в деле борьбы за сохранение и укрепление мира присудить между>
народные Сталинские премии «За укрепление мира между народами» следующим представителям

демократических сил различных стран мира:
	1. Жолио-Кюри Фредерику — профессору Коллеж де Франс, члену Французской Академии наук;
2. Сун Цзин-лин — председателю Китайской ассоциации народной помощи;
3. Джонсону Хьюлетту — настоятелю Кентерберийского собора (Англия);
	4. Коттон Эжени — почетному директору Эколь Нормаль (Высшей нормальной. школы) в. Севре
	(Франция);
	ГО МО-ЖО (Китай)
ЛУИ АРАГОН (Франция)
	5. Моултону Артуру — 6. протестантскому епископу (США);
6. Пак Ден Ай — председателю Демократического женского союза Кореи;
	Председатель Комитета Д. В. СКОБЕЛЬЦЫН
	Знместители Председателя Комитета:
	7. Хара Эриберто — 6. министру (Мексика).
	6 апреля 1951 года
г. Москва.
	Высокой награды удостоены граждане
разных стран. независимое от их политиче-
ских. религиозных и расовых различий,
снискавшие себе честную славу самоотвеу-
женным служением благородному делу 38-
ЩИТЫ МИРА, .
	Список лауреатов открывает имя пред-
седателя Веемирного Совета Мира — Фое-
дерика Жолио-Кюри. Один из воупнейнших
ученых нашего времени. профессор Жюлио-
Жюри неутомимо трудится во имя мира. в>-
смотря на преслелования и травлю, кото-
рым он подвергается со стороны француз-
ских лакеев Уолл-стрита. Поджигателям
войны ненавиетво само имя Жолио-Кюрч.
Сторонникя мира произносят это имя 6
глубокой любовью и уважением, Оно оли-
Цетворяет в их глазах conecTh передовой
современной науки. которая. жаждет слу-
жить интересам простых людей. Награж-
дение Фредерика Жолио-Вюри. вылающего-
ся ученого-борца. международной Сталин-
ской премией «За укрепление мира мезкту
народами» будет встречено` единолупгным
и горячим олобоснием всех друзей мира.
	Большая. ответетвенная роль в движении
сторонников мира принадлежит женшинам,
составляющим половину человечества. Сво-
ими успехамя  хважение борцов против
войны во многом обязано тому, что в его
рядах плечом к плечу с мужчичами ихут
их сестры. матери и жены. Комитет по
международным Сталинскии премиям поч-
судил высокую награлу тоем выдающимся
деятельнинам движения за мир: ночетному
директору «Эколь Нормаль», ° предееда-
телю Межтународной демократической фе-
дерацни жентин. члену Всемирного Совета
Мира Эжени Коттон. прелеедателю Демо-
кратического женского союза Кореи, члену
Веемирного Совета Мира Пак Ден АЙ,
предселателю Китайской ассоциации Ha-
родной помощи, вдове Сун Ят-сена — Сун
ПЦвзин-лин.

Находясь на посту председателя Между-
народной лемократической федерации жьн-
man, Эжени Боттон, не щадя своих сия.
борется за то. чтобы 80-миллионная Феде-
рация женшин стала одним из мощных
	Новый горолок проектирует Госуларст-
	венный институт проектирования городов.
Архитекторы а инженеры заканчивают об-
щую планировку работают над чертежа-
ми застройки первых шести кварталов, со-
ставляются проекты клуба и гостиницы.
Скоро начнется проектирование и комплеч
кса зданий управления Сталинградгилро-
строя.

Сейчас по первым рабочим чертежам
в новом городке ведется застройка двух
кварталов. В жилых домах, которые воз-
двигаются здесь. будут все удобства. В даль-
нейшем на левобережье Волги появятся
здания школ-десятилеток, ремесленного учи-
лиша, шкель фабрично-заводского Фбуче-
ния, хлебозавода, техникума, школы пар-
тийного просвешения, Дома техники, больз
нипы, поликлиники в детских учреждений.
Помимо лесопарка, много зелени будет ва
городских плошадях, бульварах и в свве-
рах. Под новые насаждения отводится да
	50 гектаров.

Новый городок, в котором будут жить
строители и эксплоатационники гидроузла,
будет связан се Сталинградом автомаги-
стралью и железной дорогой.

се основное строительство намечено

осуществить в ближайшие три-четыре года:
	Подготовка к 175-летию Большого тсатра СССР
	‚ Шестого апреля. под председательство“
А. И. Анисимова состоялось заселание Вее-
союзного Комитета по проведению 175-лет-
него юбилея Государственного Академиче-
ского Вольшого театра СССР. Обеужлался
план подготовки к празднованию знамечз-
тельной латы. Большое место в олане уле-
лено популяризапии творческих тостиже-
ний тезтра. его вылающейея роли В 0а3-
витии русской и советской музыкально-
театральной культуры.

Намечено провести в крупных центрах
страны пиклы лекпий и локлалов. юбилай-
ные концерты и творческие встречи арти-
сетов театра co зрителями. Вечера бузут
поевяшены русским операм. впервые п9-
ставленным на сцене театра в. ХУПР и ХХ

веках. выдающимся певцам и мастерам
балета.
	Выступления солистов театра состоятся
в концертных залах Москвы. во многих

оперных театрах Скветекого Союза, на ве-
	ликих стройках коммунизма.
Ilo понелельникам на основной ецене
	Больнтого театра и в Филиале состоятся
концерты лля знатных люхей прюмышчец-
	творческих лостижений
	нбети и сельского хозяйства.
В пропаганде творчески:
	Большого ‘театра примет участие Беесоюз-
ное общество по распространению полити-
ческих и научных знаний. будут широко
использованы  ралио. кино. Излательства
готовят красочные альбомы. плакаты, OT-
крытки, посвященные юбилею. сборники
и монографии о выдающихся деятелях рус-
ской музыкальной культуры. В Госухар-
ственной библиотеке имени В. И. Ленина
организуется  выставка всех печатных из-
ланий о Вольшом театре (ТАСС).
	Члены Комитета: ДЖОН БЕРНАЛ (Англия)
	ПАБЛО НЕРУДА (Чили)

ЯН ДЕМБОВСКИЙ (Польна)
БЕРНГАРДТ КЕЛЛЕРМАН (Германия)
МИХАИЛ САДОВЯНУ (Румыния)

А. А. ФАДЕЕВ (СССР)

И. Г. ЭРЕНБУРГ (СССР).