По следам выступлений
io CACUCS oe
	«Литературной газеты»
	`Растрата сокровищ“
	Об использовании ценных отходов неф-
тепереработки, о борьбе за очистку возду-
ха и воды в районе Второго Баку писа-
лосв в корреспонденции В. Юрезанского
«Растрата сокровиш» («Литературная га-
зета», № 125 от 26 декабря 1950 г.).

Автор критиковал за бездеятельность
директоров Ишимбаевского и Уфимского

= а ел ве ра fms.
	нефтеперерабатываюших — заводов, Руко:
водство  туймазинских нефтепромызлов,
треста «Башнефтезаводстрой», Минн-

О о а даа А ева Я
	apo

стерство здравоохравения Башкирии.

Редакния получила несколько ответов.

Министр здравоохранения Башкирии
тов. Сиразетдинова сообщила: «В статье
«Литературной газеты» совершенно пра-
вильно ссвешен вопросе о загрязнении
нефтепродуктами атмосферного воздуха и
открытых водоемов предприятиями неф-
тяной промышленности в Башкирии.

В равной степени следует признать
правильными и критические замечания в
адрес Госсанинспекции, которая недоста-
точно контролирует выполнение  прави-
тельственных постановлений по затрону-
тому вопросу-

Статья «Растрата сокровиш» была про“
работана и обсуждена на производствен-
ном совешании работников Госсанинспек-
ции. Мероприятия по максимальному уси-
лению предупредительного надзора вклю-
чены в план работы Госсанинспекции ва
1951 год».

Прислали в редакцию свои ответы ру-
ководители «Башнефтезаводстроя», «Глав.
нефтезаводстроя» и Ишимбаевского заво-
да. Олнако вместо того, чтобы ответить
на критику по существу, они проявили
полное равнодушие к вопросам использо-
вания ценных отходов нефтепереработки
и очистки воздуха и воды.

Совет Министров СССР еще  иесколько
	лет назад обязал союзное Министерство
нефтяной промышленности изыскать и
внедрить в 1950 году способы очистки
	сточных вод нефтеперерабатывающих за*
водов и разработать методы улавливания
и утилизации сероводорода при перера-
ботке нефти.

Трест «Башнефтезаводстрой» успешно
строит важные объекты, получает за хо-
рошую работу переходящие Красные зна-
мена. Однако этот трест, находящийся в
подчинении Министерства нефтяной про.
мышленности CCCP, не борется за то,
чтобы строящиеся и действующие заводы ос-
нащались передовой техникой не только по
переработке нефти, но и по очистке сточ-
ных вод и воздуха, по улавливанию газов.
«Заводу неизвестны промышленно разрабо-
танные методы химической очистки вод
нефтеперерабатывающих заводов», —снокой-
но отписывается директор Ишимбаевского
завода тов. Варшавер.
	«Что же касается нефтеловушек Уфим.
ского завода, то трест «Башнефтезавод.
строй» никаких работ по ремонту или
строительству этих нефтеловушек в Уфе
не ведет, и планом эти работы не пред-
усмотрены», — вторя тов. Варшаверу, пи-
wer главный инженер «Главнефтезавод-
	строя» тов. Головчинов.

Если вдуматься в сушество этих «отве-
тов», TO становится понятным одно: и
тов. Варшавер, и тов. Головчинов, и тов.
Стариков, управляющий трестом  «Баш-
нефтезаводстрой», руководствуются Heros:
ным принципом — «моя хата с краю»,

Что должны сделать заводы и трест,
видно из ответа директора Ишимбаевско-
го завода. Стоило руководителям этого
предприятия всерьез, обоснованно поста:
	вить перед министерством вопрос о допол“
нительной газоочистке—и средства ‘отпуо:

нительной газоочистке-—и средства ‘отпу:
шены и работа включена в план 1951 года.

Надо, значит, настойчиво добиваться, что.
бы новые очистительные устройства былн
	‘предусмотрены планом. чтобы действующие
	установки соверитенствовались с каждым
годом, чтобы научно-исследовательские нн-
ституты нефтяников усиленно работали над
эффективностью очистительных установок.

На фоне безрадостных отписок ясно ви.
ден главный виновник — об этом говорит
вслух Министерство здравоохранения Баш-
кирии, это молчаливо подтверждают тре-
сты: Министерство. нефтяной промышлен.
ности СССР не требует от своих органи-
	‘заций и предприятий выполнения решеная
	правительства.
	В мире советской науки
	Восстановление органов
	‚„Пловучий остров“
			ноши пришили на завод...
	Ф
Николай АСАНОВ,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	°

ся злевъь па высоком уровне. И руководите-
	ЛИ завода е удовольетвием это подтверж-
лают:
	Ho когда мы начинаем разговор 0 пер-
вых днях молодого рабочего на произвол-
стве, о руковолетве первыми его самостоя-
тельными шагами в трудовой жизни, вы*
ACHACTCH, что этим вопросом никто ве за-
нимается.
	— А как ими руководить? — нелоумен-
но спрашивает Иван Васильевич. — Это
ведь профессиональные рабочие, специали-
сты. Ими занимается мастер.

— Но ведь это молодые рабочие! Их
еще надо учить жизни! — пытаюсь я вы-
сказать ввою точку зрения, вепоминая зна-
вометво © Антоном Дмитровичем. с Мишей

Волковым и еще со многими другими. Они
мне в один, голое жаловались. что оказа-

лись беспризорными на заводе. где в одной
только комсомольской организации около
четырехсот человек! — Вто me,— продол-
жаю я, — занимается ими дома, за стена-
ми завола?
	— Воспитатель! — убежденно заявляет
Иван Васильевич.
	Я вспоминаю, что воспитатели на заводе
меняютея ежемесячно, и спрашиваю. поче-
му завод не может подыскать для этой це-
ли Человека с педагогическими навык1-
ми? — Может быть. вы сами, — добавляю
я, — скажете, к примеру, как молодые
рабочие тратят первую свою заработную
плату?

— Зарплату?

Главный инженер Борисенко, сам еще
молодой человек, е умными глазами, спо-
койным лицом, задумывается ий говорит:

— Оня все переживают одинаковую
«болезнь роста»... И лаже болеют почти
одинаковое время —— месяца два-три... Мо-
HOLOH парень впервые в жизни чувствует
себя самостоятельным, «взрослым» челове-
ком. И он хочет показать, что он «взрос-
лый»! После первой получки покупает па-

пироеы «Ёазбек» — не дешевле. выпива-
ет — и чаше всего в ресторане, -—объедает-

ся пирожными, конфетами... Й все эти нера-
зумные вещи он делает отчасти для того.
чтобы показать окружающим. что сн
взроелый, что огонь и волу прошел... А че-
рез неделю уже ходит за авансом... Смот-
рипть, парень вытянуаея. похудел... Потом
он начинает понимать, что должен сам
позаботиться 0 себе. правильно построить
свой бюджет... Урезывает себя во многом
й векоре приобретает пальто, костюм. хоро-
mee белье... В этому времени он уже вхо-
дит во вкуе расценок и разрялов... Он про-
caT у мастера работу поинтереснее, не-
прочь залержатьсея повле смены в цехе.

— А кто должен заботиться о мололом
рабочем в первое время. когда парень ве-
дет себя еше безрассудно?

Иван Васильевич пожимает плечами.
	— В этом, конечно. виноваты  ремес-
ленные училища: парень привык жить на
всем готовом. А как построить свой бюл-
жет. не знает. Привык. что его будят 10

звонку. кормят. одевают, обувают и. пока

еще в силе эта привычка, он успевает
наделать много глупостей...

Разговаривая. Иван Васильевич. повили-

мому чувствует тверлую = уверенность.
что уничтожить и лаже сократить период
полобной «болезни - роста» Невозможно.
Секретарь комеомольской организании лер-
жится такого же мнения. А заместитель
председателя ЦИ профсоюза Филипа Исав-
вич Демидов, не хождавшиеь конца разгово-
ра. просто уходит, искренне, видимо, счя-
тая; что в нему сне не относится!
we

Если «лехника обгоняет быт» на Bopo-
	шиловевом заводе. так. может быть, моло-
	дежь чувствует сеоз хорошо в цехе. на
	Л. БУЛАХОВСКИИ.
	действительный член Анадемии наун YCCP,
член-корреспондент Академии наун СССР
	Насущные задачи
	языковедов Украины
	Господство  марровской «методологий»
пренятетвовало изучению истории язы-
ка. Пол лавлением «учеников» и поеледо-
	вателей Mappa, B результате аракчеевского
режима. который установился в лингвисти-
	режима. который уетановилея в лингвисти-
ческих кругах. почти полноетью прекра-
пилась работа над проблемами. требовавшии*
ми сравнительно-исторического метода. Этот
метод предполагает признание родства опре-
деленных языков между собой. Близко рол-
ственны между собой, например. славянские,
романские. германские языки и т. л. Отею-
да слелует вывод о возможности сличения
ИХ Между собой и восетачовления их древ-
	‚нейитего обшего состояния. а затем построе-
	HAA историй отдельных языков от древних
веков 10 наших дней. Там. сде родственные
отношения более отдаленны и обнаружи-
ваютея не сразу, как, например. в ряде так
называемых индоевропейских языков. р6-
шающие доказательства их родетва выте-
кают из схолетва основного  еловарного
Фонда (в Таких понятяях. как есть, вить,
итти. жить, отец, брат, рука, голова. дере-
во. трава, черный, белый, один. два. три...)
H. в особенноети. из форм склонения и
спряжения. не займетвуемых одним наро-
дом у другого.

Важная залача советского языкознания
и, в частности, украинского. — развивать
на новых основаниях елавистику, в обла-
ети которой еше в дореволюционное время
райотали такие крупные русские ученые,
как Востоков. Потебня. Фортунатов. Шах-
матов.  Соболевекий. Boryou-ae-Rypbens.
Щерба и другие. Вполне осущеетвим уже
в ближайшее время выпуев - подробного
очерка славянской акиентологий (учения
	06 ударений, длительностя И ивтонация
	гласных).
	Труды И. В. Сталина. посвященные в0-
просам языкознания, положили начало HO
BOMY этану в развитий COBETC ROTO A3bIRO~
знания. Естественно, что в связи 6 этим
должны были подвергнутьея серьезным из-
менениям планы Инетитута языкознания’
Акалемии наук УССР. Можно сказать без
преувеличения, что перспективы. открыта
юшиеся нынче перел языкознанием в000-
ше и перед славянским в Чабтноети,.
огромны. Положение Й. В. Сталина о rom,
что языковое родство, например. таких
наций, как славянекие. не подлежит CoM-
нению, что изучение языкового родетва
THX Hau могло бы принести языкозна-
нию болыную @ользу в деле изучения за-
конов развития языка, является для всех.
селавиетов окрыляющим указанием, 3a B0-
торым не могут не побледовать серьезные.
трулы.

Ё сожалению, в послевоенные годы Йн-
ститут языкознания пол давлением мар-
ристеких кругов был вывужлен сузить
свою тематику. направив работу главным
образом в сторону украинеко- руеской ле-
ксикографий — едва ли He вливетвенного”
типа исследований, не  вызывавиих
«принципиальных» нареканий, Институту
удалось. однако, осутествить большой
коллективный труд «Куре современного
украинского литературного языка». при
составлении которого авторы руководетво-
рвались замечательными МЫСЛЯМИ И, В.

(Сталина Но вопросам языка.
	производстве, может быть, на работе она
растет, повышает свою квалификацию?
	Оказывается. й здесь не вее в порялке.
	Маруся Нарейко. калильщица термиче-
ского неха. с грустью заявляет
	— Я пришла на завод из школы Ф30 в
1948 голу, но все еще работаю по четвер-
тому разряду. Допустим. что я перейду sa
другой Завол. мне же скажут: «Ваюй ты
пермиет, еели-три года на одном разряде
сидела!»

А Леонил Малаш, модельшик, пришел 92
завод еше в 1946 году ис 1948 года си-
дит на третьем разряде. Занимается только
ремонтом, а самостоятельной работы ему не
хают. Что же скажут о нем?
	Бывает так, что мастер, вместо того, что-
бы показать, Kak надо работать, ставит
«превянившегося» на самую прямитивную
работу. У Антона и у Миши чуть было не
отбили охоту вообще к своей специаль-
HOCTH.

Я просмотрел сводку обучения. В 1950
году Техминимум прошли девяносто человек
из восьмисот. Примечательно следующее:
0 TOM, еколько из этих девяноста человек
получили повышение разряда, в сводку
записать забыли.

А вот на соседнем тонкосуконном комби-
нате все рабочие прошли  стахановекие
школы обучения по методу инженера hosa-
лева. На автозаводе и на тракторном не
редки елучаи, когла юноша. только в про-
шлом году окончивший ремесленное учили-
ше по четвертому разряду, уже в этом го-
ду получил высший разряд. Эт — еете-
ственное стремление стать квалифипирован-
ным рабочим. Й оно удовлетворяется.

т?
	Юноши тянутся к знаниями. Молодежь
увлекается  мотоспортом. Сорок человек
посещают вечерние школы рабочей моло-
лежи. Но это — каиля в Море, ничтожная
часть молодежного коллектива завода.
	На Ворошиловском заводе нет самодея-
тельноети, духовой оркеетр почему-то вы-
ступает перел рабочими раз в год! Недаром
ребята говорят. что он создан для услаж-
кения слуха одного товарища Кулаги, пред-
ссдателя завкома, & также для того, чтобы
было чем заполнять отчеты...
	Проше всего поступить так, Kak посту-
пают товариши Кулага и Демидов: сделать
равнодушное лийо и отмахнутьея от во-
проса о воспитании молодежи. — не наше,
мол. это дело! Еще легче поступить так
руководителям предприятий, сославшись.
скажем. на то, что они выполняют аройз-
водетвенный план, а вопросами воспитания
должны заниматься мастер, комсорг и... за
неимением хорошего воспитателя — комен-
лант общежития.
	Такому ли отношению к Молодежи учит
нас партия?

Исправить какие-то недостатки в 0бщз-
житии при современном уровне народного

богатетва просто. He очень  еложно
повысить технические знания молотого ра-
	бечего. добиться. чтобы он стал специали-
	стом своего дела. эначительно сложнее по-
высить культурный уровень молодото pa-
бочего. воспитать в нем качеетва, достой-
ные строителя коммунизма.
	Что же можно сказать 0 равнолуший тех!
	людеи. кто непосредственно руководит мо-
лолыми рабочими, сталкивается © ними
ежедневно на производетве, в быту, видит
все недостатки их воспитания и в т же
время устраняетея от заботы о молодежи?
	Ha наших заволах и фабриках большин-
ство рабочих —— молодежь. Эта молодежь
выполняет производетвенные планы. завое-
вывает переходящие знамена. Она участву-
ет в строительстве коммупизма. Й иа мо-
лодых рабочих, особенно на тех, которые
недавно пришли на завод, должно быть 06-
ращено самое пристальное и оТеческое

внимание,
		Вогда носколько выпускяйиков 11-го
минского ремесленного училища получили
путевки на завод имени Ворошилова, они
почувствовали себя счастливцами. Завод
TOALEO ЧТо завоевал переходящее знамя
Совета Министров СССР, следовательно,
90 олин из лучших заводов страны!
	С великой гордостью шли в пехи в9е-
ралнние ремесленники Антон Дмитрович —
слесарь, и Миша Волков — токарь. Bo-
семнадиатилетние, общительные, ловкие,
жадно стремящиеся кв трудовому подвигу.
к самостоятельной жизни. Антон -= покра-
сивее,. Миша — погрубее, но 0ба — ду-
шевные парни, одинаково отзывчивые на
все хорошее. С ними пришли и девушви,
rome слесари и товари. которых ребята,
по мужской своей должности. оберегали и
обучали и за которыми, прямо говоря,
ухажавали,
	Мололых рабочих устроили в общежития.
Для юношей был выделен новый дом.
В спальнях -—— шкафы, тумбочки, радиэ-
репродукторы, постели со свежим бельем.

Девушек устроили похуже: шкафов не
было, тумбочек было мало, белье старое.
Ла и расселили их поплотнее...
	Девушки стали кое-как украшать 06803
жилье, появились рукоделия. Пришло же-
дзние убрасить голые стевы. И девушки,
не искушенные в вопросах эстетики (а по-
мочь им в этом некому!). потявулиеь Ha
базар. принесли оттуда ковры на обойной
бумаге — знаменитые «пруды с лебедями».
немыелимых красавиц на берегу моря, от-
крытви с целующимися голубками и пю-
чий вздор. Человека, который объяснил
бы им. что Это поло и некрасиво, в жен-
ском общежитии нет. Воспитатель отсут-

ствует.
	Ребята ткрашением занимаются меньше:
	лишь бы чисто было! Но все же Миша
Волков Новесил над своей койкой плетен-
ный из соломы коврик и фотографии рол-
ных. Стало уютнее. Антон заправил свою
кровать п0-боллатски, и тогда Bee стали
олеловать его примеру.
	Вскоре. однако, выяснилось, что в обще-
житнях нет воды. коменданты грубы, не
нашлось там ни музыкальных инструмен:
тов. HH настольных игр... Молодежи нечем
было заняться. ‘

Елуб завода оказалея на замке. даже.
точнее, на двух. В штатах, оказывается.
даже не прелуемотрена должность завелую-
шего клубом. Нет спортивной площадки.
Й вее это в результате привело к тем слу-
чаям. которые нам приходилось наблюдать
на заводе в дни получек.

Подвыпившие ла и трезвые ребята шли
в левичье общежитие. больше итти было
некуда... Злесь начиналея веселый mane по
комнатам и корилорам, а иногла и драки.
для усмирения которых требовалась мили-
ция. И хотя руководители завода признают.
910 такие случаи в лни получек не рел-
КИ, НИКТО Из НИХ в этот именно день в
общежитиях не появлялся. Межлу тем. ря-
дом. на других заводах и фабриках — ве?
делается иначе. Кировцы устроили #0066;
ва тонкосуконном. где и клуба-то нет, в
помещении столовой состоялась лекния в
международном положении, затем Танцы.
И в этот день получки нигде. кроме Воро-
ииловекого завода, не было влучаев хули-
			400 операций. Они убедительно показали,
что пересаженный участок зародьимевой
кожи постепенно преобразуется в рогови-
цу, так же, как это наблюдалось в оны-
тах с низшими позвоночными.

Как производится операция?

Экспериментатор вырезает из КОЖИ
17-дневного, зародыша крысы округлый
лоскут, Затем в роговипе взрослой крысы
деластся соответствующего размера и Фор-
мы сквозное отверетие. В него и вклалы-
рается приготовленный лоскут. Через
два-три дня пересаженная ткань прочие
срастается с роговицей и в дальнейшем
постененно преобразуется в роговину.
	— Bee это.-—рассказывает проф. В. Но-
пов, — дает нам основание предполагать.
что новый метод имеет широкие перспек-
тивы. Проведенный сейчае итог многолет-
них работ с подопытвыми рыбами, амфи-
биями и крысами позволяет надеяться, что
после проверки на кроликах и собаках наш
метод может быть использован в ветери-
нарной ^`и медицинекой практике.
	Работы проф. Нопова и его сотрудников
пызвали большой интерее  ученых-биоло-
гов. Общебиологическое значение экспери-
ментов состоит в том, что они позволяют
изменять природу пересаживаемых тканей.
Молодая неразвитая ткань, перенесенная в
TY или иную область хзрослого организма,
под влиянием новых лля нее условий су-
ществования способна превращаться в 60-
отрететвующий орган. Эти экеперименталь-
вые выводы находятся в полном соответ-
ствип с мичуринской  бнологичеекой тео-

рией.

Прёзилиум Академии наук СССР отме-
тил большую теоретическую и в перспек-
тиве практическую важность новых HC-
следований и признал необходимым раснти-
рить эксперименты с целью найти способы
восстановления не только роговицы, хру-
сталива и барабанной перепонки, 150 и
других органов. Министерства здравоохра-
пения и сельского хозяйства СССР и Ака-
демия медининских паук СССР наметили
организовать экепериментальную и клини-
ческую разработку метода, предложенного
проф. Поповым. .
	нерно-строительного института имени Буи-
бышева. Экспертная бригада в составе
крупнейнтих специалистов института и
морского флота признала пелесообразным
изготовление опытно-промьшленного 0б-
разца «пловучего острова».
	Предназначенный, главным образом, для
бурения разведочных скважин, «пловучий
остров» может быть использован и для
эксплбатанионного бурения. В том случае,
ссли «пловучим островом» обнаружена
нефть, при помощи его на месте бурения
может быть построено свайное основание
ля эксплоатационного бурения нефти,
после чего «остров» веплывает и передви-
гаетея к месту бурения новой разведочной

скважины.
	«Пловучии остров» позволяет  пол-
ностью механизировать все трудоемкие ра-
боты по сооружению морских буровых.
Помимо резкого сокращения сроков буре-
	ния и выевобожления большого числа вы-_
	сококвалифицировавных рабочих и меха-
HH3MOB, «пловучий оетров» дает возмож-
ность производить работы в открытом мо-
ре, вдали 07 берега и на больших глуби-
нах. a
	Внедрение новой техники, в которой
достойное место займет «пловучий остров»,
позволит нефтяникам, досрочно выполнив-
шим послевоенный пятилетний план, еще
успешнее осуществлять  величественную
программу мощного подъема народного
хозяйства, разработанную товарищем
Сталиным,
	вареи понятии) русского, украинского
других языков. Все это трудные, но по-
четные задачи советского языкознания.
Есть еше область лингвистической нау-
ки. все более привлекающая в себе симпа-
тии молодых работников и получившая
свое развитие в основном в советский пе-
риод. Это линтвостилистика, иначе говоря,
изучение языковых особенностей слога
писателей. Можно надеяться. что значи-
тельные успехи советской лингвостилисти-
	ки, достигнутые в трулах акад. В.В, Виз.
	погралова, проф. 1. 0. Винокура и других,
найдут успешное продолжение.

Говоря 06 этой области языкознания.
надо серьезно подумать и о некоторых
важных мероприятиях, относящихся к исто-
рий литературного языка. Вопрое о слова:
рях писателей-классиков поставлен отноей-
тельно давно, но до сих пор не вышел из
стадии обсужлений. В ближяйшей пятилет-
ке Акалемия наук СССР должна реализо-
вать работу по словарю А, С. Пушкина, а
Украинская — по Языку Т. Г. Шевченко.
Рост филологичееких кадров позволит по-
ставить на тверлую почву и вопрое о сло-
Bape M. M. Копюбинского, а может быть,
и Лесй Украинки.
	Перед украинскими  лингвистами —
огромное поле работы 10 систематизацаи
имеющегося опыта в области переводов.
Укажу хотя бы на годами накапливаемый
опыт Украинского филиала Института
Маркеа— Энгельса—Ленина по переводу на
украинекай язык произведений классиков
маркеизма.

Ближайший путь языкознания намечен
в статьях И. В, Сталина. «Я думаю, —
указывает товариш Сталин, — что Tea
екорее освободится наше языкознание от
ошибок Н. Я. Марра. тем скорее можно
вывести ёго из кризиса, который оно пе-
реживает теперь».
	Руковолясь этими сталинскими указз-
ниями. советское языкознание вообще в
украинское в частноети 10 конпа изживет
свой ошибки и сумеет подняться на 90э-
	вень требований. предъявляемых в науке
нашей великой эпохой.
	Многие хулы советских ученых. заин-
мает проблема восстановления  утрачен-
ных. травмироваяных или болезненно из-
мененных органов. Известно, Что некото-
рые низшие позвоночные животные 06 1a-
дают способностью к восстановлению утра-
пенных конечностей. У тритона,  напри-
	 мер: восетанавливаются` даже такие круп
	ные Части организма. как хвост и лапа.
Что касается высших животных и чело-
века. то у них восстановление органов в
большинстве случаев возможно лишь ©
помощью замещающих или так называе-
MEIX компенсаторных пересалок. Примером
этого служат приобретшие, мировую извеет-
ность смелые новаторские работы акале-
уика В. Филатова по пересалкам роговицы
глаза трупа живому человеку.
	За последние годы внимание ученых
привлекли работы Института . морфологии
животных имени А. Н. Севернова. Руко-
водитель лаборатории экспериментальной
эмбриологии профессор В. Попов и его
ученики доказали, что возможен и другой
способ восстановления органов у живот-
ных. Ученый начал разрабатывать ето в
Московском университете еще в 1936
году.

В основе нового метода лежат законо-
мерности ‘раннего зародышевого развития
органов. Rak известно, глаза зародыша
животных, предетаваяющие собой неболь-
шие выроеты головного мозга, разрастаясь,
содействуют образованию из кожицы, по-
крывающей голову зародыша, хрусталика
и роговицы. Проф. Попов установил, что
не только зачаток глаза, но и глаз взрос-
лых низших позвоночных — земноводных
и рыб — может вступать в физиологиче-
ское взаимодействие с молодой кожей.
ели развитую ротовицу заменить кожи-
цей личинки, то в необычных Для нее
условиях молодая кожа преобразуется в
	новую роговицу!
		Дальнейшие опыты показали, что при
замене хрусталика взрослых лягушек
лоскутом зародьншевой кожи, эта кожа
преобразуется в Новый хрусталик. Проф.
Попову Удалось создать таким путем у ля-
гушки и новую барабанную перепонку.
	( ресны 1949 гола в лаборатории
	проф. Попова начались эксперимелты На
взроелых высших позвоночных животных.
	(. тех пор по новому методу сделано около
	Богатые залежи нефти таятся в недрах
морского дна Каспия. Уже далеко в море
уходят буровые вышки. Еще более гран-
хиозное строительство морских пефтяных
промыслов развернется на Каспии в бли-
жайшие годы. :

Днем и ночью при любой погоде ве-
дутся разведка и освоение новых нефте-
носных пластов. Сооруженяе морской бу-
ровой -— опасная и трудоемкая работа.
	Она продолжается от лвух до трех меея-
цев и требует подчае героических усилий
	`квалифицированных строителей и монтаж-
	Около пяти лет назад бакинский инже-
нер (ныне кандидат технических наук)
В. Тарасевич высказал смелую идею, ко-
торая заключалась в том, чтобы исклю-
чить необходимость строить в море свай-
ное бспование. буровой и монтировать 06о-
рудование. Взамен этого он предложил
сконструировать оригинальное передвиж-
ное сооружение, которое погружается на
морское дно, образуя как бы искусствен-
ный остров, на котором  размешено все
оборудование для бурения. Применение та-
Кого «пловучего острова» позволяет со-
орудить морскую буровую в течение
двух-трех суток.

Осуществлению проекта инженера В. Ta-
расевича сопутствовала большая научно-
исследовательская ‘работа. Группа кон-
структеров под руководством автора разра-
ботала проект модели «пловучего остро-
ва», Которая не так давно иснытывалась в
	волновой лаборатории Московского инже-
	«Техника обгоняет быт»,— сказал Иван
Васильевич Борисенко. главный инженер
завода имени Воронтилова. когла мы заго-
ворили 06 условиях. в которых живут и
воспитываются молодые рабочие; Разговор
этот происходил через полгода поеле прихо-
да нового пополнения.

Поллективными усилиями сотен молодых
рабочих, руководимых такими же молоды-
ми мастерами и техниками. завод завоевал
переходящее знамя. Слеловательно. произ-
волетвениая выучка и дисциплина находят-
	«Нужен куре истории
русской критики»
	В № 93 «Литературной газеты» опубли-
кована статья Б. Платонова «Нужев курс
истории русской критики».
	Министерство высшего образования СССР
считает, чта автор правильно говорит
в своей статье о значении курса ис
тории русской критики — весьма важного
раздела литературной науки, который дол:
жен изучаться студентами филологических
	факультетов университетов и пединститу-
тов.
	В учебном плане отделения русского
языка и литературы филологических фа:
культетов университетов — предусмотрено
изучение студентами (литературоведлами)
специального курса в объеме 100 часов

по истории русской критики и журнала:
СТИКЯ.
	зем плане отделения русского

языка, логики и психологии Ффилологичее
ских факультетов университетов  прелу:
смотрен факультативный курс историй
русской критики в объеме 64 часов.
	В учебном плане отделения журнали.
стики филологических факультетов уни:

верситетов предусмотрен специальный куре
по истории русской критики и публицистики
	й спепиальный семинар в объеме 64 часов
каждый.
	В учебных программах по истории рус:
ской литературы ХХ века для филологи’
	ческих факультетов университетов боль:

шое место улелено  литературно-критиче-
CKOMY НАбЛАЛИЬ pAnesetw eer ‘Салам
	vay 2 Часледию великих русских критиков
XIX века — Белинского, Чернышевского,
Добролюбова. Точна так же вопросы исто.
рии русской критики в значительной мере
	затрагиваются и в программе по историн
русской литературы ХХ века.
	Однако следует отметить, что в практи-
ческой постановке курса историй русской

а 7
	критики в университетах встречается ряд
серьезных трудностей.
	Курс истории русской критики, по суше-
ству, до сих пор еше не разработан, В эм
направлений министерству предстойт про“
делать большую работу. До настояшео
времени не имеется ни одного учебника
или учебного пособия по истории русской
критики, которые могли бы быть рекомен-
дованы студентам, Вше ye разработана
программа па истории русской критики,
которая опрелеляла бы тот минимум зна-

ний, который должны приобрести студенты“
литературоведы.

Министерство высшего образеснаниа nag
	нимает меры к устранению указанных трулд*
ностей и улучшению постановки курса

pe ramen a
	истории русской критики в
и педагогических институтах.

ЗМЕИ т

университетах
	А. МИХАЙЛОВ,
заместитель министра высшего
	образования СССР

существовавшую ло Марра. Тяжело x:   варей понятий) русского.
	мать, Что тысячи стулентов-филологов и
молодых ученых были фактически отетра-
нены из-за госполетва марровской «яфети-
	 дологии» OF ряда серьезных источников
лингвистических знаний. Крупнейшие уче-
ные зачастую оставались He известными
	ные зачастую оставались Не известными
многим даже по именам; их обыквовенно
не упоминали или избирали в качестве
мишени для обвинений в «формализме»,
«буржуазном идеализме» и т; д.
	История науки о Языке в наших YHE-
верситетах и институтах должна читаться
так. чтобы несправедливо забытые ученые,
много  потрудившиеся для отечественной

науки й обогатившие ев действительными
ценностями. были показаны в соответствии
© их лействительной ролью.
	Было бы, однако, серьезной ошибкой
считать. что суть развития языкознания
В Советеком С0ю36 заключается только в
восстановлении исторического, сравнитель-
ного языковедения или в 060бом внимании
Ко всему связанному с палеонтологией ре-
чи (не в марровеком. конечно. емыеле это-
ro понятия). Нет, основное — это
живой современный язык. я на
него-т в первую очередь должен быть
направлен Взгляд Влумчивого языковеда.
Нельзя рассуждать о развитии языка, HE
зная; как ДАННЫЙ язык живет в современ-
ном обществе. Марру с его «палеонтологи-
ческим методом», несмотря на широкий
Еруг поклопников и поблелователей, не
удалось заморозить изучение современного
языка. Жизнь оказалась несравненно силь-
Нее всяких ошибочных теорий.
	Нельзя недооценивать. например, успе-
хи в области лексикографии. достигнутые
У Нас со времени установления советской
власти, хотя работа в этом направленяи
тормозилась нездоровой обстановкой линг-
вистической аракчеевщины. То. что слела-
Но за советское время, заслуживает веяче-
ского уважения. но полученные результз-
ты ждут еще еистематизации и теоретиче-
ского обобщения. Наш большой  лекенко-
графический опыт еще se обобщен.

Близится время подумать также о со-
ставлении идеографических словарей (сло-
	Известные недостатки сравнительно-иесто-
ричеекого метола—частые злоупотребления
«аналогией». недостаточное BHHMAHBe к
собетвенно историческим данным и данным
материальной культуры — потребуют от
спепиалистов-языковедов больших усилий
в направлении усовертенствования этого
метода. Покончив е фантастическими «пуч-
ками значений» Марра. славиеты должны
булут терпеливо и внимательно. @ хорошим
знанием материала пострейть вовую; про-
веренную семантику (семасиологию). исхо-
дя прежде всего из близкого, доступного
проверке по живым языкам и памятникам
круга значений. <...еели уберечь семанти-
ку (6емасиологию) от бреувелячений Я
злоупотреблений. вроде тех. которые допу-
скают Н. Я. Марр и некоторые его «уче-
Ники», то она может принести языкозна-
нию большую пользу» (И. В. Сталин).
	Прелетоят большие изыскания в области
этимологии русского, украинского, белорус-
ского и других елавяневих язывов. Настала
пора поставить задачу создания этимологи-
чеких словарей — мероприятие крайне
важное и очень трудное. Эти словари дают
«Этимоны», обнаруживаемые сравнительно-
иеторическим методом. древнейшие значе-
ния и фонетико-морфологические  обличья
слов. вместе во справками ao их истории.
Абеурлный «четырехэлементный апализ» й
не многим менее фантастическая семантика
( вязй и история значений) Марра сильно
затрудняли работу, которая давно велась
в этой области.
	Вопрое 06 этимологическом словаре
укранне ого языка или по крайней мере
широкой полготовительной работе явно на-
зрел и лолжен привлечь в себе внимание
Института языкозвания. 4 Может быть, И
отлёльных вафёло университетов: Мы имеем
	возможность создать в ближайшие годы
рационально построенный, практически
ориентированный школьный этимологиче-
ский словарь-еправочниЕ украннекого
языка.

И. В. Сталин справедливо указал ча
	высокомерие и нескромность Mappa, кото-
рый с исключительной легкостью зачеркя-
вал чуть ли не всею языковедческую науку,
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 7 апреля 1951 г. № 42