‚ ПРОЛЕТАРИИ ‘ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСВ!
	ОРГАН ПРАРЛЕ
	Всенародный
университет
	с1ахановского
труда
	Радостные вести о новых победах ста-
хановского труда поступают ежедневно с
заводов и фабрик, с зеленеющих мирных
полей Родины. Эти победы свидетельству-
ют 0 горячем патриотизме тружеников
страны социализма, о высоком мастерстве
Новаторов. Не сразу далось стахановцам
это мастерство, не знающее себе равного
в мире, оно выковывалоеь годами, оттачи-
валось и совершенствовалось изо дня в
день, в упорном всенародном  соревнова-
нии, в буднях борьбы за поелевоенную
пятилетку, борьбы за коммунизм.

Восстановить пострадавшие районы
страны, восстановить довоенный урозень
промьниленности и сельского хозяйства, а
затем превзойти этот уровень в значитель-
ных размерах! Этим основным задачам
послевоенной пятилетки советские труже-
ники посвятили все свое умение, талант
й творческий темперамент. Основные за-
дачи пятилетнего плана успешно  выпол-

нены.
	Вместе в накоплением огромных мате-
риальных ценностей  стахановский труд
создал неоценимые богатства культуры,
мастерства, опыта новейших прогрессивных
форм и методов работы, Простые слагаемые
опыта токарей и сталеваров, каменщиков
и бетонщиков, дломенщиков и хлеборойов,
тахтеров и хлопковолов привели к заме-
чательным качественным едвигам не толь-
ко в практике, но и в науке.
	вачиналели скоростных метолов труда на
первых порзх встречали возражения го
стороны некоторых специалистов, пытав;
шихея доказать, что такие высокие ск)-
рости невыгодны, неэкономичны. Craxa-
новцы, расходуя на освоение новых мето-
дов труда несколько больше инструмен-
тов и усилий машин, смотрели смело впе-
ред, в будущее. Они знали, что высокая
производительноеть станков вместе с ма-
тернальными богатствами принесет стране
новый технический прогресс.

Эта точка зоения восторжествовала.
‚Уже в 1948 году началось Macconce
лвижение предириятий за отказ от госу-
дапетвенных дотаций, а затем — движение
за миллиардные сверхплановые накопления.

Советекие люли хорошо знают. что в-
ним из источников четырехкратното поеле
войны снижения цен было снижение себе -
стоимости промышленной продукпин. Вы-
вокая  производительносеть  стахановекого
труда, хозяйское отношение рабочих к де-
лу. рентабельность положительно отрази-
лись, таким образом, не только на госу-
даротвенном бюджете, но и на ‹ бюджете
Ramo советской семьи, ошущаюшщей пря-
мую связь между укреплением рубля и,
скажем, растущей скоростью резания ме-
ТВалА.

За годы послевоенной пятилетки совет-
ские труженики научились снимать 6 од-
них и тех же станков и машив втрое,
вчетверо болыне продукции. Московский
карбюраторный завод, например, за ияти-
летие увеличил выпуск товарной продук-
ини в четыре с половиной раза. Высокие
показатели использования мощностей ма-
мин достигнуты на  Ново-Краматорском,
Тенинградеком имени Кирова,  саратов-
ском «Серп и молот», Уралмашзаводе и
многих других заводах страны.
	Неуклонный рост  производительности
труда вызвал сдвиги не только в решении
экономических проблем. Перед. советскими
конструкторами встали вопросы мощности,
выносливости и долговечности  оборудова-
ния, назрела также необходимость  созда-
ния новой, более прогрессивной теории
нормативов прочности машин. Й наши
ученые в содружестве с людьми производ-
ства создают машины, смелые по KOH-
струкции, легкие и прочные, соответствую-
щие темпам и размаху труда советского
	человека.
	Международные
отклики
	ПОЗОРНОЕ РЕШЕНИЕ
	Правительство hat приняло на днях
позорное решение, направленное против
национальных интересов, мира и безонас-
ноети французского народа. Оно опубли-
ковало декрет за подписью премьер-мини-
стра, «запрещающий» деятельность Веемир-
ного Совета Мира на французекой земле.

Правители маршаллизованной Франции
достигли пределов пресмыкательства леред
американскими поджигателями войны. Лва
месяца тому назад правительство Плевена
запретило на территории Франции дея-
тельность Всемирной федерации профеою-
зов, Международной демократической феде-
рации женщин и Всемирной Федерации
демократической молодежи — круннейших
демократических организаций, объединяю-
ших почти 250 миллионов мужчин и
женщин. борющихся за мир. Теперь п9е-
емник Плевена Кэй предпринял новую ди-
версию против людей доброй воли.
	Весьма показательно, что этот запрети-
тельный акт господина №эя последовал
немедленно за посещением Вантинттона
президентом Франции  Венсаном Ориолем
и министром иностранных дел Робером
Пуманом. В Белом доме французскому пре-
зиденту был вручен высший американский
орден «за исключительные заслуги в вы-
полнении труднейших заданий», как ска-
зано буквально в соответствующем поста-
новлении, подписанном Трумэном. Что и
говорить, задания, дазаемые в Вашинг-
тоне нынешним франпузеким правителям,
действительно не легки! Соучастие в ре-
милитаризации Западной Германии, 5ез-
удержная гонка вооружений и превранге-
ние Франции в американский плацдарм,
новое ограбление трудящихея и поход на
демократические права народа — такова
политика национальной измены, проводи-
мая по указке из-за океана.
	Тем не менее вангингтонские  хозяевз
пока еще далеко не удовлетворены дея-
тельностью своих марионеток в Париже.
Особенно их пугает растущее  сопротивле-
ние французского народа, поднявшегося на
благородную борьбу за мир и  незавиеи-
мость родины. Поэтому Ориоль и Шуман
получали в Белом доме не столько награ-
ды; сколько инструкции и наставления 0
том, как им следует вести евои внутрен-
ние дела, как «эффективнее» бороться поо-
тив всех тех, кто выступает за мир. Но-
следний декрет правительства Кэя убедн-
тельно показывает: новые инструкции, по-
лученные в Вашинттоне, уже в  пожар-
ном порядке претворяются в жизнь.

Французская прогрессивная обществен-
ность заклеймила антинародный декрет
правительства Йэя, как акт произвола и
беззакония. Отовсюду в: Нариж приходят
резкие протесты против запрещения дея-
тельности Всемирного Совета Мира во
Франции. Вся мировая демократическая
‘общественноеть выражает свою  солидар-
ность с протестом французского народа.

— Это решение, — заявляет по поводу
позорного декрета Кэя Национальный
совет мира Франции, — не будет иметь
никакой силы ввиду народного протеста,
так Kan Moun Веемирного Совета Мира
зиждется во Франции на доброй воле мит-
лионов французов и француженок, объ-
единенных в борьбе за мир.

— Ряды сторонников мира бесчислен-
ны-—пишет газета «Юманите лдиманне».—
и пх гнев заставит отступить карлика Вэя
вместе с его жалким декретом.
	БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЕ. ЛИЦА!
	«Ба! Знакомые все лица!» — воскли-
цает читатель, и он не онтибается: имена
участников состоявшейся недавно в Бом-
бее второй сессии так называемого «Кон-
rpecea 3a свободу культуры» действитель-
но хорошо известны: здесь и главаюь аме-
риканских социал-прелателей Норман To-
Mac, и писатель-ренегат Артур Вест-
лер, и американский генетик-вейсманист
Меллер и им подобные мракобесы и плат-
ные агенты реакции.

Инипиатива созыва «конгресса» в Бом-
бее принадлежит, как сообщают, американ-
скому послу в Индии Гендереону. Отра-
	вить политическую атмосферу. полотвать
	‘распгиряющееся движение сторонников ми- `
	ра в Индии и усилить там американскую
`поджигательную  ифопаганду — таковы
‘подлинные Цели самозванных  «защитни-
KOB КУЛЬТУры». г

< Нужный тон бомбейскому сборищту лол-
жен был задавать Джейме Бэрнхем, идед-
логический «б06с» американского фашизма
и по совместительству советник  государ-
ственного департамента США. Как выяс-
ниловь, методы «защиты» культуры и
Не цивилизации» участники «KOH-
	‚ гресса» собираются позаимствовать нено-
= Ne А

средетвенно у... Титлера. 05 этом лостаточ-
но откровенно сказал отставной испанский
‘дипломат и реакционный философ Ma-
дарьяга, заявив, Что совсем необязатель-
0 тобиваться мира «только путем ми-
	ра»...
Оценивая «конгресс» в Бомбее, прогрее-

сивная  интийская газета <«
	прямо пишет, что его участники «являют -
ся марионетками гослензотамента США, ио-
пользуя которых, он велет борьбу протяв

сторонников мира»...
Гейзеры словоблудия и поджигательской

пропаганлы, забивитие в Бомбее, порядком
загрязнили атмосферу. Надо сказать, что
этому способствовала странная позиция
индийских правящих кругов, которые,
раснахнув лвери перел американскими эт-
равителями умов. препятствуют в то же
время деятельности сторояников мита. Как
сообщило 6 апреля агентство Рейтер. та-
ким известным бортом за мир. как Фреле-
рик ИЖолио-Кюри. Поль Робеон и Хьюлетт
Джонсон, приглашенным принять участие
в работах второто Всеинлийского  съезла
сторонников мира. отказано в визах чз
въезл в Индию.

Тем не менее «Конгрессе за свободу
культуры» не `принее лавров  государ-
ственному департаменту. Даже Джайнра-
каш Нарайан, лидер индийских правых
социалистов, иредседательствовавший Ha
«конгрессе», вынужден был признать: в
народных — массах Индни существует
«убеждение, что ничто не сможет удовле-
творить их нужды, кроме коммунизма»...
Именно это обстоятельство и внушает ро-
ковой Ужас врагам мира и их духовным
оруженосцам — ревакционным писателям.
	философам и социологам.
ЛИТЕРАТОР
	< рокую поддержку. Вее-
И союзное общество по
распространению  поли-
тических и научных
> знаний, научные и ин-
ый Т женерно-технические 00-
щества принимают по-
Ввоедневное участие в
ОГ популяризации стаха-
, O новекого. опыта среди
миллионов трудящихся.
Партия и правительетво
у Да отнускают огромные
средства на издание

технических книг, Opo-
шюр, авторами которых чаето являют-

ся рабочие от станка. Лучшие из лучших
новаторов, добившиеся особенно выдаю-
щихся результатов в труде, ежегодно отме-
чаются высокими правительственными на-
градами. Только за 1950 год Сталинские
премии получили сталевары Зинуров, За-
харов, Семенов, шахтер Кучер, слесарь
Зайченко, обувщица Корабельникова, ком-
байнеры Борин и Оськин, инженер Кова-
лев и многие другие новаторы.

На основе опыта стахановцев разраба-
тываютея и внедряются новые передовые
методы труда, новые технико-экономиче-
ские нормативы. Совет министров CCCP
обязал  министерелва принять меры по
внедрению передовых норм использования
оборулования. расхода электроэнергия,
сырья. топлива и т. д.

Миллионы умов работают над одними
и теми же задачами, достигая невиданных
в истории результатов коллективного TROD-
	чества. Коллектив MOCKOBCKOTO завода
«Пролетарский труд» получает сведения
о приемах и технологии изготовления
	вдинаковых изделии на родственных пред-
приятиях различных городов, обобщая
таким образом  крупицьь опыта лучших
стахановцев не: только в пределах цеха и
завода, но и в масштабах всей страны.

В различных отраслях промынменноети
стахановцы выступают инициаторами со-
ревнования за лучшую  эксплоатанию ма-
щин и максимальную выработку продук-
ции. Вслед за магнитогорскими доменщи-
ками Шатилиным. Переверзевым. Ткачен-
ко. мапиниетом угольного комбайна шахты
№ 3-бис «Чистяковуголь» Пучер, москов-
ским Ффрезеровитиком Потаповым сотни ты-
сяч стахановцев оспаривают первенетво в
соревновании за высокие коэфициенты ис-
пользования оборудования.

Ежедневно мы узнаем 0 рождении Ha
предприятиях страны нозых форм борь-
бы за повышение производительноести
труда. Бесценный трудовой опыт накал-
ливается непрерывно во всензродном ста-
хановеком университете.
	Труды и подвиги советского человека
каждодневно питают творчество налих пи-
салелей. созлающих достойные их геросв
произведения. Но советская литература
остается в лолгу перел новалорами про-
изводетва. Гигантекий размах социалисти-
ческого соревнования, широкий фронт
развернувшихея работ на великих стр0й-
ках должны найти гораздо более яркое
отображение в художественной литературе.

На первом Всесоюзном совещании ста-
хановцев товарищ Сталин, предвидя бу-
дущий расцвет  стахаповского движения,
говорил: «...Разве не ясно, ...что оно от-
крывает нам тот путь, на котором только
и можно добиться тех высших показате-
лей производительности труда, которые
необходимы для перехода от социализма
в коммунизму и уничтожения противопо-
ложности между трудом о и
трудом физическим?»

Жизнь полностью подтвердила зто тени-
зльное прелвидение вождя.
	Благодаря мудрому руководству комму-
нистической партии, великого Сталина
стахановское движение достигло небыва-
пого расцвета и продолжает развиваться
е неослабевающей силой. Создана неисчер-
паемая база всенародного передового
апта_ .
	Плодами этого богатого опыта являют-
ся новые услехи, одерживасмые тероями.
производетва в предмайском социалистиче-_
ском. соревновании,  развернувшемся по
всей стране. Бурильцик  Криворожекого
рудника имени Орджоникидзе Иван блох
обрушил за две отналки столько рудной
массы, сколько обычно добывает один гор-
няк за квартал. В Кузнецкой шахте име-
ни Кирова участок Александра Бельского
за месян выдал одним комбайном «Дон-
басс» 20.050 тонн угля. Таковы блиста-
тельные показатели предмайского соревно-
рания.
	Горячую поддержку миллионов трудя-
щихея встречают письма товарищу
Сталину от нефтяников Башкирии, Тата-
рии, Куйбышевской области,  Краснодар-
ского края, шахтеров Кузбасса и Сталин-
ской области, хлопкоробов Узбекистана и
Азербайджана. Эти патриотаческие пись-
ма — свидетельство могучего размаха со-
ниалистического соревнования, яркий по-
казатель готовности советских людей до-
биться новых успехов в труде.

Опираясь на богатейший опыт передо-
	вых стахановцев, советские люди разовьют
еше более высокие темпы строительства
	НИЯ СОЮЗА
	СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Вторник, 10 апреля 1951 г.
	Цена 40 коп.
	ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ МИРА
	_ олио-ВюЮри—великий ученый
и борец за MHD
	¢
Акад. Д. СКОБЕЛЬЦЫН
®
	в атомный век» исключительно  «ангно-
сакеонскому гению». Каждому, кто хоть
сколько-нибудь знаком с развитием физик
за последние два-три десятилетия, хорошо
известно, что проблема атомного’ ядра и
освобождения внутриядерной энергии ре-
шалась при деятельном участии ученых
ряда стран, в том числе при выдающемся
участии столь нелюбезных сердцу  англо-
американских реаклионеров советских уче-
ных и таких прогрессивных зарубежных

ученых, каким являетея Фредерик Жолио-
Кюри.
	Двадцатый век войдет в историю, как
эпоха быстрой эволюции в физике, да и
Во всем естествознании и технике вообще.
	Наука всё дальше проникает в глубь атэ-
‘MOB, поетигая сокровенные и доселе нето-
	стунные тайны материи. Современные
представления 06 атомном ядре уже не

укладываются в рамки электромагнитной
картины мира, утверлившейся в физике с
конпа ХК века В течение поеслелних
	15—20 лет вее более игирокое внимание
	ученых привлевают неэлевтрические, так
называемые ялерные силы. и это означает
переход к новому, важнейшему этапу в
развитии физической науки. Глубочайшая
перестройка сопровождает и быстрый лоо-
гресс химических, биолсгических и ‘других
наук. Овладение техникой применения
внутриатомной энергии в мирных целях
вместе е реализацией маютих других коун-
нейших завоеваний сбвременной науки
открывают перед человечеством новые
перснективы расцвета производительных
сил.

Двадцатый вэк — эпоха величайних со-
пиальных  елвигов.  Советекий народ
	уеспенгно етроит коммунистическое оочте-
	ство. На путь социализма вступили етра-
ны народной демократии. В странах кани-
тализма, в колониях и зависимых странах
широчайигие народные маесы пробуди-

тись К активней и сознательной борьбе 3a
	‘мир и демократию, за еправедливое с0-
циальное устройство, дающее возможноеть
использовать великие завоевания науки
в интересах наролов, а не горетки коры-

столюбцев, движимых страетью к наживе
И РАЗЕеТИ.
	Mor ли молию-Влори остаться в стопоне
OT этих животренпешущих проблем своего
	века? Мог ли он, человек ясной и неумо-
	лимо последовательной мысли, высокой мо-
ральной чистеты и благородства, не заду-
мываться над судьбами своей науки,
своего народа, над будущим человечества?

Восемьдесят лет назад Анри Жолио,
отец будущего знаменитого ученого, cpa-
жалея против версальцев в рядах терои-
ческих защитников Коммуны. Мать Фреде-
рика рассказывала ему 0 бомбарлировках
Парижа пруссаками, & ее родные ‘из Эль-
заса —= о сопротивлении  эльзасеких  па-
триютов прусским оккупантам. В первую
мировую войну был убит на фронте один
Из старитгих братьев Фредерика. Пох влия-
	нием этих впечатлений уже с юношеских.
	лет росли и кроепли в нем любовь к сво-
боде и ненависть к милитаризму.
Фредерик ЗЖюлио-Вюри служил в моло-
дости инженером на металлургическом за-
воде и близко сошелся с рабочими, еще
крепче полюбил свой налюл. Впоследствии
он никогда не упускал случая  завазать
дружеские отношения с людьми физическо-
то труда. Он дружил, например, с моряка-
ми Бретани, тде, став уже знаменитым
ученым, часто отдыхал с женой. Ето учи-
	‘тель Поль. Ланжевен организовал кампа-

poo “te... А И ЖЕ
	нию в защиту Андре Марти, поднявшего
восстание на кораблях французской эскад-
ры, посланной к берегам Советской России
для участия в интервенции. «Я восхищал-
ся Ланжевеном, самим Андре Марти и дея-
тельностью, которую он вел», — расска-
зывал впоследствии Яхлио-Вюри.

Передовой ученый, выступавший 3a
применение метода марксистской  филосо-
фии в физике, выдающийся прогрессивный
общественный деятель и друг CCCP, a
впоследствии активный антифатист, Поль
Ланжевен оказал большое влияние на ми-
ровоззрение Жолио-Вюри. Общественные и
философские взгляды ЗКолио-Кюри сложи-
лись в результате глубокого изучения
произведений Маркса и Энтельса, Ленина
и Сталина. В 1933 году Жолио-Ёюри Ио
приглашению советских ученых впервые
посётил СССР. В дальнейшем он побывал
в нашей стране еще несколько раз.

В предлверии второй мировой войны
Жолио-Кюри ясно сознавал Ty смертель-
ную опасность. какую представляли для
мира гитлеровские полчища. И когда на-
стало время наиболее решительных дей-
ствий, он стал бойцом Сопротивления и
самоотверженно боролся против  фашист-
ских оккупантов. В эти годы Жолио-Вюри
вывез за пределы Франции запасе «тя-
желой воды», используемой в качестве
замедлителя нейтронов и составляющей
важный элемент так называемого = ypa-
нового котла —= установки для  про-
изводства атомной энергий. Если бы
«тяжелая вода» попала в руки гитле-
ровцев, это могло бы облегчить фашист-
ской Германии изготовление атомной
бомбы.

Ол становится в мае 1941 года одним
из основателей и председателем Нацио-
нального фронта — крупнейшей  оргаяиза-
ции движения Сопротивления. В своей
лаборатории в Коллеж де Франс, в центре
	оккупированного Парижа,  Молио-Вютя,
рискуя жизнью, создал поднольный склад
оружия и лаже организовал произволетва
мин и гранат, которыми снабжал бойцов
Сопротивления. В подполье  Жоляо-Кюри
ветунил в коммунистическую партию. «Я
стал коммунистом потому. что а патои-
	от», — сказал он тогда своим друзьям.
По окончании войны обстановка разря-
	дилась не надолго. ЁВдва погас военный по-.
	жар 1939—1945 годов, как усилиями
англо-американских империалистов мир
сразу же был ввергнут в атмосферу
предгрозья новой, войны, возможный атом-
ный характер которой представляет серьез-
нейшую опасность для судеб человечества.
В этих условиях МЖолио-Кюри  поставия
‘своей ‘главной целью объединение всех
честных людей для борьбы за мир, которая
в его представлении тесно связана © борь-
бой за освобождение народов.

„ Всем памятны этапы славной деятель-
‚ности знаменитого ученого — борна 3a
мир. Вначале Жолио-Кюря с большим
успехом руководит работой Подготовитель-
ного комитета Всемирного конгресса сторон-
ников мира. В апреле 1949 года он‘ от-
крывает в Париже Первый Всемирный
‘конгресс сторонников мира. Тогда же ‘он
‘избирается председателем Постоянного ко-
митета Веемирного конгресеа сторонников
‘мира. Инициатор Стокгольмекого Воззва-
ния, он первым подписывает этот замеча-
‘тельный документ современности.

Его голос звучит на Втором Всемирном
конгрессе сторонников мира в Варшаве,
призывая великие державы установить
  между собой непосредетвенный контакт и

сократить вооружения, 4 наьдлы мита =.
	усилить отительвоеть. сте плире и многоод-
	пазнее развернуть битву за мир. Кдино-
	душно избирают его председателем выс-
‘его ‘представительного органа народов
` земного шара -—— Всемирного Совета Мира.

В многочиеленных выступлениях, уст-
ных и печатных, Жолио-Кюрй разоблачлет
«план Маршалла» и Атлантический пакт.
“Он осуждает кровавые дела американских
а в Ворее, не ‘уставая наноми-
нать, что корейский народ вправе бороть-
Е за свою свободу и независимость. бн

требует превращения американской интер-
‘венции и отзыва агрессивных Bolick из
Кореи. Он протестует против ремилитари-
‘зации Запалной Германии.
	’ Французекое правительство в апреле
1950 года сместило Жолио-Кюри с поста
верховного комиссара по вопросам  атом-
ной энергии и закрыло перед ним двери
созданного им самим Национального инсти-
‘тута научных исследований. Сторонник
‘мира и гуманист. изучающий атомную
‘энергию в целях ее мирного  использова-
‚ния. такой человек страшен для 0без-
`умевших поджигателей войны. Не нустив
‚ Жолио- Кюри вместе со многими другими
  делегатами Второго Веемирного конгресса
сторонников мира в Шеффилд, английский
премьер Эттли ноказал, насколько  испу-
ган он этим великим движением миролюби-
  вых народов. Американские власти и их за-
  налногерманские прислужники дважды
  чинили возмутительные и грубые препят-

ствия проезду Колио-Ёюри через Западную
\ Германию.
	Дело дошло до того, что французские
влаети не разрешили Жолио-Кюри при-
сутствовать на торжествах в связи с двух-
летней годовщиной ео дня пуска атомной
установки, в создании которой ему при-
‘надлежала решающая роль, а неумные
фашистские  провокаторы пытались е6-
рвать очередную лекцию ученого в Воллеж
де Франс.

Прогрессивная общественность многих
стран развернула мощную кампанию в
защиту Жолио-Кюри. Против гонений . на
`Жолио-Кюри выступили передовые круги
интеллигенции, рабочие коллективы заво-
дов и студенты высших школ. профеоюзы
и муниципалитеты, самые разнообразные
демократические и религиозные организа-
ции. Послала свой гневный протест и Ака-
демия наук СССР, членом-корреспондентом
Которой состоит Жолио- Кюри. являющийся
давним и испытанным другом нашей  со-
циалистической страны.

«Пример Советского Союза, — говорит
‚Болио-Вюри,— вселяет в нас уверенность
iB Том, что нам удастся объединить все
силы мира и прогресса, чтобы постооить
мир, где воцарится справедливость. Имен-
но потому, что мы любим свою родину,
мы горячо желаем, чтобы Франция жила
в дружбе с Советеким Союгом».

Сейчас Фредерик Жолио-ЁКюри нахотится
в расцвете творческих сил: ему недавно
исполнилея 51 тол. Вера в победу про-
гресса и науки воолушевляет ученого и
борца за мир в ето большой и многотоул-
ной работе. Как и нам, советеким людям,
как и всем передовым деятелям налнего
времени, ему ясна неотвратимоеть побелы
нового над старым, историческая неизбеж-
ность торжества сил мира и сопиальной
справедливости. С огромной энергией и
страстью борется он за -пюбеду этих благо-
ролных сил.

«Вот когда установят прочный мир. —
‘заявил Жолио-Кюри однажды, — мы, уче-
ные, спокойно сможем трудиться в наших
лабораториях. и каких только открытий

мы тогда не совершим». Не знаю, имел
ли он в виду, произнося эти слова, мир-
ные перспективы ядерной энергетики,
	фотосинтез углеводов или окончательную
победу над раком и туберкулезом, но уве-
DOH, 410, как всегда. великий ученый и
борец за мир думал при этом о благе и.
		За последние двадцать с лишним лет
мне довелось многократно, при самых
разнообразных обстоятельствах и в раз-
личной обстановке встречаться с Фреде-
риком Жюлио-Кюри: на научных съездах,
в комиссиях Организации  Объединен-
ных Наций, наконец, в домашней об-
становке, в кругу семьи и друзей.

dL сохранил много дорогих мне воено-
минаний 06 этих встречах и © личности.
этого замечательного деятеля и человека,
обладающего исключительно живым тем”
пераментом и умом. неутомимой. кипучей.
энергией и заражающей других жизнера-
достностью.

Жолио-Клори, — крупнейший ученый
энтузиаст, проложизший своими откры-
тиями (сделанными им совместно с его
женой — Ирэн Кюри) совершенно новые
пути в науке об атомном ядре. Вместе с
тем он — простой, общительный человек.
	Во время войны и оккупации а
гитлеровцами Яолию-Вюри — неутомимый,
страстный борец за освобождение своей
родины. Ныне он — столь же верный ин-.
тересам своего народа, последовательный
патриот. охин из организаторов и пукэ-
водителей широчайшего международного
движения современности, движения борь-
бы за мир. За выдающиеся заеду
в деле борьбы за сохранение и укрепление
мира Фоедерику Жолио-Ёюри присуждена.
	межлунаролная Сталинская премия мира.
	Как ученый Фредерик Жолио фомано-
BAICH под непосредетвенным влиянием за-

мечательного французского физика Поля
Ланжевена. Уже первые его уснехи в на-
учной деятельности привлекли внимание
	We Many вт. : a
Марии, Склодовекой-Кюри, замечательной”
женщины. которая вместе со своим мужем
	Пьером Влюри открыла радий и исследова-
ла явления радиоактивности. Векоре Фре-
дерик Жолио начал работать в ее лабора-
тории. Молодого ученого также заинтере-
совало изучение радиоактивности. Свои
эксперименты он проводил вместе с. до-
черью супругов Кюри — Ирэн ЁВюри. став-
шей его женой и товарищем по научной
работе.

В 1930 году Желио-Кюри защитил лок-.

торекую диссертацию по
радиозлементов. В 1932 году он ocynie-
ствил ряд исследований,
к открытию новой элементарной
цы — нейтрона. Только после открытия
нейтрона мы узнали, чего построены
ядра атомов. Нейтрон и протон (о суще-
ствовании которого знали раньше) —
это те «кирпичики». из которых еложены
мельчайние структуры, скрытые в нед-
зах атомов. — атомные ядра.

которые привели.
части-.

электрохимии”

Но особенно крупным успехом o3HaMe-
новались работы Жолио-№юри, проделан-
ные им совместно с Ирэн Rupa gs
1933 тоду. Именно тогда или в начале,
1934 года учеными была открыта искус-
ственная радиозктивноеть. Это важнейшее
явление удалось обнаружить при изуче-
нии превращений атомных ядер алюми-
ния, борз и магния, бомбардируемых аль-.
фа-частицами. При этом были получены.
новые, не существующие в природе в го-
тоевом виде модификации некоторых эле-
ментов — новые «изотопы» этих элементов.
обладающие свойством  талиюактивноети..
Впоследствии оказалось возможным полу-.
чить такие неустойчивые радиоактивные
изотопы практически всех элементсв.

Искусственные радиоактивные  веще-
ства сыграли важную роль не только в
ядерной физике, где они означали новый
шаг вперел в изучении атомном ядра, но
также в химии, биологии, медицине. Явив-
шись выдающимся научным достижением,
открытие искусственной радиоактивности
принесло супругам Жолио-Кюри мировую
известность. В 1935 году Жолио-Кюри по-
лучил Нобелевскую премию, а в 1937 го-
ду—кафедру в одном из старейших на-
учных и учебных центров Франции —
Коллеж ле Фране.
	Продолжая исследовать природу атом-
ного ядра, Жолио-Кюри в январе 1939 го-
да публикует замечательные работы по
изучению реакции деления ядра урана под
влиянием поглощения нейтрона. Открытие
деления ядер урана оказалось фактически
последней ступенью на пути к 6вобож-
дению врнутриатомной энергии. Изучая вы-
деление при раснаде урана дополнитель-
ных вторичных нейтронов, Жолио-Вюри
одним из первых предугадал возможность
зарождения патастающей ценной тезкции
в уране, при которой должна освобождать-
ся колоссальная энергия. Война и  гитле-
ровская оккупация прервали работу уче-
ного в этом направлении.

После освобождения Франции  Жолио-
Кюри создал, а в 1948 тоду пустил пер-
вый в эй стране урановый котел —
атомную установку для выработки  вну-
триядерной энергии и получения искусет-
венных радиоактивных элементов. Его па-
учные усилия были направлены исключи-
тельно на решение проблем использования
атомной энергий в мирных целях. В этому
времени Жюлио-Ёюри являлся действитель-
ным членом французской Академии наук,
&а Также десяти иностранных академий и
полутора десятков научных обществ во
Франции и за граниней. В 1944 году Mo-
лно-Кюри был призван к руководству На-
циональным институтом научных иеслело-
ваний, а в 1946 голу назначен верховным
комиссаром Франдузской республики по 5о-
просам атомной энергии.

Блестящие работы „Жолио-Кюри по ядер-
ной физике — воское доказательство всей
беспочвенности = утверждений расистов
	США, принписывающих «открытие путей

Ha наших глазах  пересматриваются,
ломаютея, рушатся устаревшие законы
и теории расчетов прочностей, рентабель-
ности, интенсивности труда.

Мы говорим о превосходстве стаханов-
ского опыта над опытом, пусть самого
умелого, рабочего капиталистического
предириятия, потому что труд стахановца
свободен, потому что в умении его скон-
центрирован опыт сотен и тысяч совет-
ских тружеников. Стахановец работает и
творит, не зная отживттего ремесленного
секрета, в обстановке птирокой гласности
соревнования, содружества с наукой; его
опыт популяризируется, растространяется
© помощью печати, радио, кино, творче-
ских конберенций: его труд поошряется
			наградами, воспевается в произведениях   еще оолес высоьас “ZUNE Dip DA De
искусства; его инициатива находит шШи- коммунизма.
STREETS HTD

Чествование Э. Бирзниека-Упита

РИГА. Состоялось собрание. посвя-  ный писатель Латвии лауреат Сталинской
	Песня о Волло-Доне
	шенное восьмидесятилетию со дня рожие-
ния старейшего писателя Латвии Эрнеста
Бирзниека-Упита.

Более. двух тысяч представителей заво-
дов и фабрик, деятелей науки, искусства,
культуры, учащихся школ и учебных заве-
дений пришли приветствовать юбиляра.

. Торжественное собрание открыл  народ-
	В начале марта ростовская газета «Mo-
wp 8 8 t?wHRATIATA TA гтихотрозение Ивана
	лот» напечатала стихотворение = ribdla
Козко «Песня о   Bouro- Доне». Стихи
привлекли вниман ие читателей актуаль-
	ностью темы, простотой и напевностье>.
Ясно и коротко выражены в заключи-
тельных строфах заветные думы народа:
	Там, гле прежде гулял на просторе
Суховей, иссушавший ноля,
Разольется Цимлянское . море,

Влаги вдоволь получит земля.
	Отчизну.
	С каждым часом и днем

Вдохновенным трудом

Укрепляем мы нашу Отч

И советский народ

По дороге побед

К светлой пели идет —
_К коммунизму:
	премии Андрей Упит. Во вступительном
слове он охарактеризовал полувековой
творческий путь Э. Бирзниека-Упита, по-
здравил юбиляра и пожелал ему долгих
лет жизни.

С докладом о жизни итварчестве Э. Бир-
зниека-Упита` выступил писатель лауреат
Сталинской премии Арвид Григулис.
	Стихи перепечатали  многотиражка A
стенные газеты на строительстве Bosro-
Дона. Кто-то подобрал к словам музыку-
И «Песня о Волго-Доне» стала распевать-
	ся на всей трассе будущего канала.
Текст И. Козко заинтересовал и местных
	композиторов-песенников. Один из них —
П. Гутин — написал новую музыку, ее об-
суждали на творческом совещании компо-
зиторов и одобрили. Молодежная газета
«Большевистская смена» опубликовала но-

ты песни.
В «Молоте» было указано, что автор

стихов проживает на хуторе Долотинка,
Зверевского района. Иван Козко — учн-
тель начальной школы. Это первое его вы-
ступление в печати.
	Вл. ПОНЕДЕЛЬНИК
	  РОСТОВ-на-ДОНУ