Сергей ВОРОНИН
	ЛАУРЕАТЫ. СТАЛИНСКИХ
ПРЕМИЯ
	H П ШАМЯКИН
	В. ТРИФОНОВ
	ЭРДМАН
	Строители в гостях. у писателей
	На днях в Центральном доме литерато-
ров состоялась одна из тех встреч, кото-
пые запоминаются, влохновляают на TROD-
	  eC TRH,
	— — NE Nee wy Oe ee eee ae ee

Встреча в Доме. литераторов-
	ный стальной каркас сооружения, — он
уже закрыт кирпичными стенами, Уже в
разгаре наружная и внутренняя отделка
здания. А вокруг — 40 километров подъ-
ездных железнодорожных путей, целый го-
POXOR строителей с’ иноготысячным населе-
нием, со своими школами, магазинами,
почтой т .
	Начальник строительства ‘рассказал пи-
сателям о великолепной механизации, ко-
торая в сочетании с трудовым подъемом
строителей позволит завершить строитель-
ство в. назначенный срок. Он рассказал о
башенных «ползучих» кранах, землерой-
ных машинах, 00 огромном автопарке
строительства, 06 электросиловых уста-
новках.
	О том, как заботится товарищ Сталин
0 строительстве университета, о гигант-
ском масштабе сооружения, о создании
комплекса лучших в мире лабораторий, с
уникальным оборудованием, говорил на
вечере президент Академии наук ‘СССР,

ректор Московского университета A. Н. Пе-
емеянов.
	— Crapoe здание Московского универ-
ситета, где самый воздух наноен великим
прошлым прогрессивной русской науки, —
по воле партии и правительства будет со-
хранено за университетом. Университет
	‚ остается на Моховой: там будут просторно
	и удобно размещены ero гуманитарные
факультеты; факультеты естественных
наук перейдут на Ленинские горы. Однако
органическая связь, соединяющая издавна
эти два крыла русской науки, сохранится
и в булушем.
	А. Н. Несмеянов рассказал о’ химиче-
ском факультете, для которого, как и для
физического, сооружается позади главного
корпуса отдельное великоленное большое
здание. В высотной части главного ‘кор-
пуса нельзя разместить точнейшие прибо-
ры экспериментальных  лаборалорий. Ile
работе этих приборов отрицательно еказа-
лась бы даже малейшая вибрация, свой-
ственная высотным постройкам.
	Рассказ гостей произвел больпюе вие-
чатление на писателей. Они расспрашива-
ли о коллективе строителей, о молодежи,
собравшейся на Ленинеких горах. о неко-
торых замечательных юношах и девушках
нашей страны, пришедших на стройку
университета со стремлением, закончив
здание, начать учение B ero стенах.

Выступили С. Маршак, А. Довженко,
Н. Богданов, Н. Шпанов, В. Лутовекой.
Прочитал стихи А. Яшин,
	Председательствовавший на вечере 1ео-
НИХ Леонов прелоставил слово генерально-
му секретарю ССП А. А. Фалееву.
	—- Наши гости распахнули перед нами
окно в будущее... — сказал А. А. Фадеев.

В своем выступлении он раскрыл перед
собравшимися тему возможного романа,
которого, по его убеждению, ждет совет-
ский читатель, — романа под названием
«Московский университет». Вто из писа-
телей возьмется за блатодарную тему?..
_ Это был один из самых хороших и зна-
чительных по теме вечеров в Центральном
доме литераторов.
	Верно сказал Леоних Леонов о том, что
подобные встречи сближают наших писа-
телей с героями строек сталинской эпохи,
	готовят почву для новых прекрасных про-
извелений.
	вестного вице-адмирала Н. Сенявина. Воло-
система каскада была сконструировача и
построена инженером-гидравликом  Васи-
лием Туволковым. В 1873 году облик кас-
када был изменен в чужлом для русского
искусства стиле. Появились тяжеловесные
мрачные скульптуры, драконы и другие де-
тали. Ныне Шахматная гора восстанавли-
вается по первоначальным чертежам и ри-
сункам ХУПГ века.

Многим фонтанам возвращаются их пер-
	воначальные названия, данные Петром
Первым.
	соединяют и станции различных железных
дорог, предоставляя возможность жителям
области легко добираться до дальних и
ближних поездов.

*
*
	В чьих же руках это большое государ-
ственное дело?

На последних выборах в местные Сове-
ты я был доверенным лицом по агитации
за кандидата в денутаты Московского об-
ластного Совета, шофера с загородной ли-
нии И. Н. Зарубина. Это скромный, горячо
любящий свое дело человек. Ou — шофер-
«стотысячник». После пробега 80 тысяч
километров машину полагается ставить на
ремонт. Зарубин на своем автобусе «ЗИС-
16» проехал тогда уже 156 тысяч кило-
мётров без ремонта. У него не было ава-
рий, от пассажиров не поступали на него
жалобы; своей вдумчивой, в полном емы-
сле любовной работой он принес Советско-
MY государству большую экономию на
горючем, на покрышках, на ремонте.

Среди имен новых лауреатов Сталинских

нремий есть имя шофера Я. И. Титова.
Его автобус «ЗИС-16» прошел без капи-
тального ремонта еще больше — 307 ты-
(cat километров. Он сберег государетву
116 тысяч рублей. С 1934 года Титов
перевез — шутка сказать — четыре мил-
лиона пассажиров! И перевез их хоро-
‘Шо — это тлавное.
Отличные водители, конечно, не одино-
ки ни в стране, ни в столичной области.
Но я знавал и такого, который как-то
простодушно сказал: «И чего люди ездят!
Сидели бы лучше дома!». Легко догадатъ-
CH, как он относилея к своей работе.

Ara фраза приходит на ум, когда зна-
комитиься с загородным и облаетный авто-
транспортом. Так и кажется, что сим
изречением живут не только многие мест-
ные поферы, но и само автобусное на-
чальство.

В самом толе. Воэтмем лля примета.

Б самом деле. Возьмем, для примера,
одну линию: Москва-—Малый Ярославен.
Это солидная линия в 120 километров.
‚и находится она в ведении Управления
пассажирского  автотранепорта Мосгорие-
  полкома.
  ... Пустынный участок шоссе. Столб,
окрашенный голубой краской. На нем ro-
		Посылка
из Горького
	Агроном подошел к дереву и осторожно
снял лимон. Взвесили — четыреста сорок
граммов!

На дереве осталось’ еще несколько таких
же крупных плодов, остальные были по-
меньше, величиной с. хорошее яблоко.

— Дерево молодое, ему. лишь семь лет,—
заметил агроном. — На родине же‘ деревья
постарше дают более двухсот плодов в
год.

Разговор происходил в одной из оранже-
рей г. Горького. А родина этих лимонов
нахолится в.. Навлове-на-Оке.
	Павлове, городе замечательных рус-
ских ‘ мастеров-металлистов, почти нет до-
ма, где бы не росли лимоны. Говорят, что
первая ветка лимона была завезена сюда
более ста лет назад. Путем «домашней се-
лекции» местные любители создали лучший
сорт комнатного лимона — русский, пав-
ловский. Дерево хорошо переносит низкие
температуры, мирится со всякими свето-
выми условиями, цветет и плодоносит
круглый год. Лимон освоился не только
в комнатных условиях, но и отлично чув-
ствует себя летом в открытом грунте, пло-
доносит через два-три года. Во многих
домах можно видеть теперь по семь-десять
деревьев, дающих сотни млодов.
	_ Плодом этим заинтересовался еще до
войны Горьковский ботанический сад. От-
сюда, из оранжерей сада, после войны на-
чалось массовое переселение павловского
лимона. В болыпом потоке посылок, от-
правляемых ежедневно из г. Горького, ухо-
AT во все концы страны маленькие, тша:
тельно упакованные ящики. В ящиках —
годовалые саженцы. Оригинальная упаков-
ка, созданная агрономом Павлом Дмитрие-
вичем Федотовым, не только сохраняет
деревио, но и помогает ему развиваться
во время путешествия. «Восемнадцать дней
шла посылка, а деревцо в прекрасном со-
стоянии, ни одного листика не уронило!»—
пишут из Приморья. «Чудесно доехал ли-
мон!» — сообщает юный мичуринеп с Ал-
тая. «Спасибо за подарок!» — благодарит
житель Красноярска,
	Оранжерея получила около двух тысяч
писем — от юных мичуринцев, ученых, до-
машних хозяек, рыбаков, шахтеров, моря-
ков. Все они пишут о большой радости,
доставленной им скромной посылочкой из
	г. Горького, рассказывают о своих наблюде-
ниях, спрашивают советов.
	Пою нескольку тысяч ‘черенков в год по-
сылает оранжерея; в нынешнем году, на-
пример, будет разослано более восьми‘ ты-
сяч. На окраине г. Горького возник свое-
образный «цех цитрусовых», где выращи-
ваются для рассылки черенки.
	г. ГОРЬКИЙ. (Наш корр.)
а
	По следам выступлений
	«Литературной газеты»
	«Стихи надо пропагандировать»
	«Литературной газете» от 3 февраля
1951 г. была напечатана заметка С. Мор-
душенко «Стихи надо пропагандировать». В
заметке говорилось о недостатках в работе.
Запорожской и Одесской областных. би-
блиотек.

Директор Одесской областной библиоте-
ки имени Ленина тов. Пуйло сообщил нам,
что заметка С. Мордушенко обсуждалась
на производственном совещании сотрудни-
ков библиотеки и была признана правиль-
ной. Совещание постановило организовать.
	постоянные книжные выставки поэтических
	произведений классиков украинской и рус-
ской литературы и советских поэтов, про-
вести ряд библиографических обзоров; в
1951 г. будут проведены четыре литератур-
ных вечера, посвященных поэзии, и чита-

тельские конференции с обсуждением поэ-
тических произведений.
	<И в тесноте, и в обиле»
	Под таким заголовком в «Литературной
газете» 4/1 1951г. было опубликовано пись-
мо Е. Ашурова и В. Глухова о том, что
областной библиотечный коллектор не
имеет необходимого помещения для нор-
мальной работы.

Заместитель председателя Архангельского
облисполкома Н. Едовин сообщил редакнин,
что условия для нормальной работы облазт-
ного библиотечного коллектора созданы,
ему выделена дополнительная  площаль
в 240 кв. метров во вновь выстроенном зда-
			Уже подвозятся столбы для линий элек»
тропередачи. В колхозе появились агроном,
зоотехник, ветеринарный врач, фельдшер.

— Каждый овощевод должен быть атро
HOMOM, каждый  животновод — зоотехни-
ком, — уверенно говорит Евтихиев. —
Только тогда возможно движение вперед. —

И, немного помолчав, добавляет: — Вонеч-
но, если у нас будет высокая культура
хозяйства. ‹

Несколько позднее, когда я увидел боль»
шие скотные дворы © вытяжными труйа-
ми, с толетыми столбами, к которым бу-
дет прикренлена нить подвесной дороги,
со специальным помещением для кухни,
когла увидел свиноферму, в клетях кото-
рой ворочались тучные свиньи, итицефер-
мы —— с гогочущими гусями, пекинекими
утками, логгорнами, Когда увидел водо-
проводные трубы, рельсы и ватонетки,
мие стало ясно ——~ высокая культура наА-
	чала занимать прочное место в хозяйстве,
	Поминутно хлопает дверь, № Ивтихиеву
идут строители, бригадиры, Входит инже-
нёр Базыкин, который руководит  здееь
строительством, входит маленькая старуш-
па, библиотекарша Татьяна Дмитриевна.
Библиотекарша сообщает, что поступили
новые книги. .

— Сколько me теперь их у нас? —
спрашивает Ёвтихиев.

— Тринадцать тысяч, — отвечает Тать-

яна Дмитриевна.
На восемь ‘часов вечера назначено засе-
	дание правления. Собрались He только
члены правления, но и весь актив —
коммунисты, комеомольцы, передовики.
	Агроном Роза Королева, готовясь к до-
кладу. развернула на столе план траво-
польного. севооборота колхоза.

Люся Гурьянова, круглолицая, с малень-
ким носиком девушка, придвинулась по-
ближе к агроному. Она — самый молодой
бригадир. Еше в начале 1949 года, знако-
мясь с людьми, Евтихиев обратил внима-
ние на Дюсю — уж очень охотно бралась
она за всякую работу, не уснеешь сказать,
как она уже бежит, делает. Федор Kou-
стантинович предложил Люсе стать звень-
евой. Она согласилась. Она МНОГО работа-
ла, читала книги по агротехнике, совето-
валась с участковым агрономом и выра-
стила такой урожай картофеля, какого ни-
кто в здешних местах. не спимал. Тогда
Евтихиев рекомендовал правлению колхо-
за назначить Люсю бригадиром.

Непслалеку от Люси, положив локти на
стол, сидит Леонид Иванович Бабурин,
бригалир животноводов, человек лет сорока
пяти. Он ведет с полеводом Алексеем Ан-
дреевичем Мироновым разговор о люпине,
	00 азотных удобрениях. На другом краю
стола толкуют о кормах. о том. как по-
	ПОЛКОВНИК
	После тяжелого ранения полковник Вв-
тихиев вышел в отставку. Хотелось тиши-
ны, покоя,

Й вот у него на Карельском перешей-
ке появилась дача, Она стояла В лесу.
Было тихо, спокойно...

Но, странное дело, полковнику словно
чего-то нехватало. Вее реже. бродил он 1
лесу, не тянуло ого и к озеру. Сидел до-
ма, помогал жене по хозяйству и не пони-
мал, как это можно жить в стороне от
больших дел, которые совершает народ?

Федор Константинович все чаше стал
уходить в соседний колхоз. К людям. Здееь
было много такого, чего он не знал, пото-
му что всю жизнь прослужил в армии.
	И то ли потому, что люди в нем жили пер-
вый год и еще не сладилиеь в работе, то
ли потому, что председатель был слаб,
колхоз отетавал. Это тревожило Евтихие-
ва. Он ходил на поля, бывал на фермах,
присматривалея к людям — видел много
недостатков, выступал на собраниях, ©0-
ветовал, как лучше организовать работу.
Волхозники внимательно слушали, каза-
лось бы, постороннего для них человека,
живущего в лесу на даче.

Волхоз был маленький, mew ut 0

— Лорошо бы Федора Вонетантиновича
выбрать председателем, —= говорили кол-
хозники, — он бы наладил дело, да ведь
не пойдет... Получает пенсию, в отставке.
	А Евтихиев и сам об этом думал не раз.
Он хотел работы, пусть трудной, но жи-
вой, интересной. Правда, его немного сму-
пало, что он слабо знает сельское хозяй-
ство. Но знания»— дело наживное. Зато
у него есть организаторекий опыт.
	И когда колхозники, решившиеь, пред-
ложили ему стать председателем, Евтихиев
согласился. На отчетно-выборное собрание
он пришел в военной форме. Вся грудь го-
рела у него золотом орденов.
		  В рости в московоким лисателям при-
ехали президент. Академии наук СССР ака-
  демик А. Н. Несмеянов, проректор Москов-
‘ского университета Г. Д. Вовченко, руко-
  ВОИ стройки Московского университе-
Ta на Ленинских горах — автор проекта
Л. В. Руднев, начальнию строительства

А. В. Воюнков.
	1. В. Руднев, возглавляющий коллек-
тив авторов проекта, рассказал об идеях,
легитгих в основание замыела.
	— Нам хотелось, чтобы единая мнотго-
людная семья преподавателей и студен-
тов — тысяч людей, составляющих  кол-
лектив советского университета, —— могла
бы чувствовать себя, как дома, в аудито-
риях и лабораториях университета и в то
же время хорошо работать в Удобно
оборудованных квартирах. В огромном -зда-
нии, в его тлавнюм и боковых корнусах
мы смогли разместить и основные учеб-
ные помещения, ректорат, библиотеки,
книгохранилие, кафедры, музеи — и сот-
ни квартир, которые будут скоро заполне-
ны многолюдным университетским коллек-
тивом, Профессора и преподаватели будут
жить в отличных отдельных квартирах,
	  каждый аспирант и студент будет иметь
	уютную, располагающую KR труду и отды-
ху, отдельную комнату.

Воодушевленно рассказал Л. В. Руднев
‹ трудных творческих поисках верного
решения сложнейшей задачи. Расположе-
пие здапия в отношении к городу и его
развивающемуся юго-западному району,
решение архитектурных объемов здания,
гармоническое соотношение  архитектуу-
ных форм и скульнтуры, богато украша-
ющей университетский ансамбль, нлани-
ровка площадей вокруг многочисленных
зланий...
	Советские зодчие стремились создать
архитектуру радостную и светлую, чтобы
человек, приближаясь к зданию, не чув-
ствовал себя подавленным монументаль-
ным творением своих собетвенных рук.
	—= Начав работу над проектом, — ека-
зал Jl. В. Руднев, — мы, архитекторы, в
течение долгого времени не брали каран-
даша в руки. Мы изготовили множество
кубиков, форм разных объемов и склады-
вали, складывали, лепили воображаемый
образ здания. Мы были вдохновлены вели-
кой задачей, поставленной перед нами
товарищем Сталиным. На Ленинеких го-
рах мы создаем не просто высотное зда-
ние, — мы ‘создаем дворец науки эпохи
коммунизма.

Начальник строительства А. В. Ворон-
ков рассказал писателям о характерных
ширихах истории этого сооружения.
Он сообщил о TOM, Kak однажды над
Ленинскими горами был пущен воздушный
map. Задержавниеь на заданной вы-
соте, он помог понять. как сооружение
будет «читаться», по выражению архи-
текторов. из разных точек Москвы.
	Тепло рассказал он в том, как в виш-
невом саду подмосковного совхоза появи-
лась однажды палатка, как’ поселились в
ней, на месте. будущего грандиозного, с0-
оружения, первые строители.
	сталинской
Я огром-
	А сейчас — таковы темпы ©
эпохи! -—- не только поднялся
	ЛЕНИНГРАД. В парке Петродворца на-
чалась подготовка к летнему сезону. За
послевоенные годы восстановлено сто фон-
танов из ста десяти, действовавших до вой:
ны. Среди возрожденных — два крупных со-
оружения: Больншюй каскад и Золотая гора.
Развернулись работы по восстановлению
третьего каскада, украшающего нижний
сад, — Шахматная гора.

Каскад Шахматная гора был построен по
указанию Петра Первого в 1716—1722 то-
дах. Сооружали его русские мастера под
руководством Ульяна Сенявина — брата из-
	„..О бугра хорошо вилно вокруг. День
ясный, солнечный. Ровными рядами ухо-
AST вдаль дома колхозников. Слева начи-
наетея 03600, оно тянется на север, к да-
лекой гряле холмов.

Стучат топоры, звенят пилы.  Веюду
бревна, сложенный штабелями кирпич,
груды теса.
	Правление укрупненного колхоза имени
Ворошилова временно помещаеля в двух-
этажном здании, тде осенью огкроетея
Школа семилетка. Здесь, как и веюду, идет
работа. Пахнет краской. стучат молотки.
	Евтихиев сидит за одним столом е бух-
галтером колхоза. Они готовят в банк До-
кументы по стооительетву.
	— Попрошу вас еше положить сто ле-
	сять тысяч, — говорит  Евтихиев, —   ВЫСить урожайность многолетних трав.

сбросить шестьдесят тысяч рублей освоен- Началось заседание. Оно проходит дело-
ных. — Стукнули костяшки. — Механи-   ВИТО. Люди немногословны, как бывает но-

зация всех животноводческих ферм пять- многословен человек, когда его хорошо
сот тысяч рублей, — снова СТУБНУЛИ Ко- i понимают товарищи, а он -— их. }
	+ 3s
		стянтки, -—— зернохранилище на двести
тонн — ето тысяч рублей...

Виски у Евтихиева почти седые. В ле-
вой руке он держит очки, надевая их в
тех случаях, когда надо что-нибудь про-
	честь. Бебольшого роста, суховатый, co
нрамом на губе.
	Федор Аонстантинович называет все но-
	вые и новые постройки и рядом е каждой.
	из них цифру в пять, шесть знаков.

— Миллион девятьсот пятьдесят восемь
тысяч, — с удовольствием произносит он
сумму всех затрат на строительетво.

Бухгалтер вздохнул и, улыбнулся.

— Такие цифры, что и строчек нехва-
тает, в графу не вмешалотся...
	—— ja, широко размахнулись, -— BRIXO-
	дя из-за стола, говорит Евтихиев. И в то-
не его голоса, в том, как он пошел по
комнате, собранный, энергичный, — ощу-
щение той радостной деловитости, какая
владеет человеком, когда он полон замыс-
лов, уверен в том, что они сбудутся.

А замыслы, действительно. большие.

Все. что. было трудно достижимым в
	маленьком колхозе, теперь, при укрупне-
ний, стало реальным.
	легко мог опознать больного! — Н. M.).
Это уже не халатность, а равнодушие,
граничащее с преступлением».
	Ночь. Евтихиев укладывает в папку до.
кументы. Чуть свет он уедет в районный
центр, где пробудет ло вечера, а оттуда
отправится в Ленинград, в облисполком. би
депутат областного Совета.

— В каждом человеке заложено хоро-
шее, — говорит Федор Константинович, —
Вот и надо это хорошее найти. Сколько у
нас в колхозе прекраеных людей! Bes naxa
бы ничего неё сделал... Лишь одного х9-
телось бы: чтоб не помешала война, №
хочется войн, хочется мирной жизни, чтоб
счастливая сульба была у люлей, —(н
помолчал и, тяжело вздохнув, добавил: -—
Сын у меня погиб на фронте. лейтенант...
Хочется, пока хватает сил, как можно
больше пользы дать людям... Вы давеча
спросили меня, не этот ли дом — та самая
дача, в которой я мечтал отдохнуть? Нет,
Дача слоит в лесу. Сойчае н ней пуст,
Там никого нет. Я первехал сюда. в кол-
х03. А на лаче е лета опебятики булу
жить, детский сад... пускай играют, Там
место хорошее для отдыха.
	КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК
	приимное. Все то же ленивое «авось сой-
дет!» чувствуется на линиях: Каменка—
	ФОНТАНЫ ПЕТРОДВОРЦПА
	С.

И. КИРСАНОВ

мыт  3a Тех, кто в пути!
	¢
Ник. МОСКВИН
®
	продольной пилой, увязанной в холстину.

— А когда будет следующий?

Мы подошли, чтобы узнать об обратной
дороге — всего 0б одном рейсе. Но узнали
о гораздо большем. Позже эти сведения
разроелись—заинтересовавшись, мы узна-
ли`о многих подмосковных маршрутах, 06
огромном числе пассажиров и, пожалуй,
миллионах «пассажиро-километров»...
	KE
	Мы сошли с электропоезда и, миновав
пристанционный поселок, направилиеь но
mocce, идущему в сторону от железной
дороги. Справа лежало поле, покрытое по-
темневигим снегом, слева  просвеченный
солнцем стоял редкий, с лужайками и
оврагами, березовый лев. У подножья де-
ревьев снег осел ворбнками, на скатах
оврагов ироступили бурые проталины.

— Посмотрите! — сказал мой спутник,
вытянув неред собой ладони и словно 3а-
ключая пейзаж в раму Ведь это же
Яевитан...

Идя дальше, мы нашли и Саврасова, и
Юона, и опять Левитана... Были и просто
безыменные: «Март», «Мартовское  солн-
це», «Апрель», «Последний снег»... Под-
московье показывало свою весну. Й на
нее нельзя было налюбоватьея. Деревья,
готовясь в расцвету, стряхнули снег, стоя-
ли навытяжку, и их толетые сучья и тон-
кие ветви протянулись, как каркас, кото-
рый вот-вот должен был принять на’ себя
груз шумной зеленой листвы.

Под деревянным мостом через лесную
речушку было все еще тихо, недвижно,
отливало по-зимнему голубым  морозным
цветом; но по бурому скату берега, зави-
Basch тугой тонкой косой, бежал, чуть
слышно позванивая, ручей...

Лес кончился, дорога нае вывела на
шоссе Малый Ярославец — Москва. Путь
наш лежал дальше, но мы подумали о
том, что, пожалуй, возвращаться в Москву
будет удобнее не поезлом, а автобусом.

`Мы заметили голубой столбик с голубой
табличкой и группу людей около него: По-
доли, чтобы расспросить об обратной
пороге. Но подошли не во-время: показал-
ся автобус, и люди у таблички стали под-
‘нимать свой узлы и чемоланы. Однако они
нелолго держали их в руках, — кренясь
набок, «3ИС-16», как ветер. промчался
мимо остановки. Мы успели только заме-
THTh, Ч10 окна автобуса, загороженные
спинами, головами, плечами и узлами пас-
сажиров, не просвечивали.

— Укомпалектовалея, пальца не просу-
пешь! — сказал козенастый человек е
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 10 апреля 1951 г. № 43
	)9ал  разграфлонная таоличка, похожая
на карту лото, с единственной цифрой
«48». Стоит очередь. Нет ни навеса, ни
скамейки. В дождь, в мороз, в слякоть на-
до стоять на открытом месте. Сколько сто-
ять? От пяти минут до трех часов. Вспом-
ним, что на самой крохотной железнодо-
рожной станции есть «зал для пассажи-
ров», а в метро для минутного ожидания
приготовлены диваны. Тут же для  двух-
трех часов -—— ничего!.
	На голубом столбе нет расписания дви-
жения автобусов. По если бы оно даже и
было, шофер, работающий по принципу
«Сидели бы лучше дома!» — не посчитал-
ся бы с ним. Он, как правило, етремится
только к одному: во-время уехать со стар-
та и быть во-время на финише — там есть
диспетчеры, и с ними надо жить в ладу.
Промежуточные остановки его не интере-
суют: он может приехать на час раньше
или на час позже, может и совсем не
остановиться-——пассажир, прямо надо ска-
зать, это не начальство. А потом известно,
что ему, пассажиру, лучше сидеть лома...
	Вот свидетельство тов. Дубровекой—
врача Угодско-Заводекой сельекой боль-
MIDI.
	«Й езжу в Москву раз в 2—3 nege-
ли,— сообщает она,— хотя могла бы ев3-
дить гораздо чаще. Лля нас такая поездка
каждый раз превращается в сложную
проблему. Машины ходят из рук вон пло-
хо. Вот, например, недавно решила я по-
вхать в город. Расписания нет, стараенть-
ся подгадать. Вель автобус идет от Малого
Ярославца до деревни Чубарово то час с
четвертью, а то 45 минут. Так получилось
и на этот раз: маптина № 292 примча-
лась в Чубарово за 45 минут, но зато про-
стояла здесь полчаса — водитель и кон-
AYRTOP отправились в деревню покупать
поросенка. Выехали четверть четвертого,
мчались до Подольска почти без остановок,
а в` Подольске — снова непонятное  полу-
часовое стояние. В Москве не лоехали до
диспетчерского пункта 200 метров и оста-
повились в ожидании, когла придет время
подъехать к Даниловекой площади. У меня
нехратило терпепия, я вышла из машины
и пересела на городекой автобус... Не так
лавно мне нужно было доставить в Моек-
ву больного. С трех часов дня в леревие
Воробьи мы ждали машину из Малого
Ярославна. В 3 gaca 30 mun. wamuna

промчалась мимо. А вель co мной был
	больной, забинтованный человек (волитель
	ничещее с преступлением».   Подольск, Ивантосвка-—Пушкино, Нушки-

Вот говорит директор Каменской школы но-—Красноармейск и ль Парражий пола.
	тов. Бурмистров:
«Из-за того, что утренняя машина
проехала  Каменку на полчаса раньше

обычного, я не попал на семинар директо-
ров в Ираеной Пахре».
	Бот колхозник Андрей Иванович Зезин,
из деревни Влимовка’
	«А если не попал на машину, — не
пришла, не посадили или пролетела ми-
мо,—жди следующей только через 2—3
часа. В 20-градусный мороз это не всяко-
му под силу... Постэишь-постоишь да и
уйдешь. Не автобус — наказание одно!»

Это «несостоявшиеся» пассажиры. Но
вот лектору Б. Фуркасову удалось проник-.
нуть внутрь автобуса этого 48-го  марш-.
рута.

«ЗИС-16» вмещает 33 т
рассказывает он.— Но вещи, которых у
каждого загородного пассажира немало, не.
учитываются. Автобуе (№ 206). в ROTO-
ром я ехал, был загружен до того, что
пассажиры сидели и даже стояли на Be-
щах. А ведь ло Малого Ярославна nats

часов пути! Из семи машин маршрута
№ 48 зимой утеплены только тои...»
	После всего вышеприведенного интересно
отметить, что в Четвертом автобуеном пар-
ке маршрут № 48 считается еще... благо-
получным. В 10м же парке есть маршрут
похуже — № 47 (Москва— Волоколамск).

ee
Mm
	По mocce катятся два одинаковых
«ЗИС-16». Но проезд в одном от Пололь-
ска до Каменки стоит вдвое дороже. неже-
ли в другом. Почему? Может быть, это
какой-нибудь автобус-«люке». где пасеа-
жиров обносят прохлалительными напит-
ками? Нет, он такой же, каки пер-
вый. Но у них разные хозяева: первый
принадлежит к уже названному нами ав-
тотранепорту \Мосгорисполкома, а второй—
Мособлавтотресту,

Мособлавтотрест и есть та организация,
машины которой, не заезжая в Москву,
должны связывать межлу собой различные
районы области. У треста, как мы говори-
ли, 70 линий. Но, странное дело: тариф у
них вдвое дороже, чем у загородных авто-
	бусов У правления пассажирского автотране-
порта Мосторисполкома. Тариф дороже. но
	отношение к пассажиру такое же негосте-
	но—прасноаруейск и др. Пассажир, пере-
шедний с линии одной автоорганизация
на линию другой, не обнаружит разницы,
	В вместе ве тем существуют маршруты,
у которых можно было бы перенять все
лучшее: хорошие машины, недолгие ожи-
дания, довольно точный график. Это ли-
НИИ: Москва— Красногорск, Москва—Тру-
	бино и др. Почему же не умножаются
эти примеры?..
	Пригородные автобусы перевозят в 1
миллионы пассажиров. Это колхозники, ра-
бочие, учителя, агрономы, врачи, школь-
ники. Почему же их перевозят плохо? По:
	чему «пассажиро-километры», которые
старательно регистрируются в  канцеля-
риях, — это холодные, тесные, грязные,
	неудобные, а то и «с. лчие» километры!
	Чегко можно поверить заместителю  на-
чальника отдела эксплуатации  Мособлав-
тотреста тов. Баглееву, что одна из при-
	чия —— недостаток машин на липиях. Шо
как объяснить такие «почему»:

a. eae
	I) Почему пассажир Lowe

a

н ожидать а3-
	тобуса не в павильоне, а стоя в «чистом
поле»?
	2) Почему пассажир, лишенный точно-
го, честно выполняемого автобусного гра-
фика, должен угадывать и подгадывать,
Korda ему притти на остановку? :

3) Почему пассажир, проезжая на 0бл-
автотрестовском автобусе, платит вдвое
дороже, чем на тгорисполкомовском?

4) Почему нв учитываются важные лля
населения районов базарные дни, выход
ные ‚дни на крупных предприятиях, утрен=
ние и вечерние часы?

5) Почему пассажир должен ехать В
плохо убранной машине, полутемной —
вечером, холодной — зимой?

Как ответить на все эти «почему»?

Довелось ли начальнику Управления
пассажирского автотранспорта Мосгорис-
полкома или управляющему Мособлавто-
трестом хотя’ бы раз проехать па полвс-
домственных им автобусах, ну, предполо-
жим, по маршруту Москва — Малый Яро

славен или по маршруту Каменка — По-

дольск? И постоять У голубой таблички е
о се ба 1.4m
	17 а MT т м
цифрои «48» И a TR RAISE EDD Ree

о о wk
	вы Ге БЕС EUR

голубым морозным небом, или под тускло-
серым, ложлливым?.
	Й подумать о тех, кто в пути?
	Посмотрите на карту Московской обла-
сти. Лучами расходятся от столицы же-
лезные дороги. -

Казалось бы: из любого места обла-
сти садись на иоезд и поезжай в Москву.
Но это справедливо только для мест, бли-
 жайнтих к столице. Чем дальше протяги-
ваются рельсовые лучи, тем расстояние
между ними увеличивается. Для жителей
рабочих поселков, совхозов, деревень, жи-
вущих тут в <«междулучье», железная
дорога оказывается не ближним путем в
Москву; До нее надо шагать километров
десять-лвадцать.

Так и было когда-то. Но развитие авто-
транспорта в нашей стране. больное
дорожное строительство, заботы партии и
правительства о культурной, оживленной,
удобной жизни районов, поселков, деревень
разрешили эту проблему: из «междулучьях
  пошли автобусы до Москвы.

Но это было еще не все. Советекий
уклад жизни пробулил, как и везде в етра-
  не, прежние «залитатные» городки. посел-
  ки, села. Агроному понадобилось съездить
  В 608х03, лежащий в другом конце обла-
‘сти, сельскому учителю — на районную
  конференцию, колхозникам — на свльеко-
  хозяйственную выставку, трактористу —на
  вуреы. школьникам — на экскурсию...

Тысячи людей едут и на колхозных
грузовиках, и на велосипедах. и на ло-
шалях. Ио главное в этом передвижении
  взяло’ на себя государство: по Московской
  области проложено 70 автобусных линий,
  соединяющих между собой районные цент-
‚ры, рабочие mecca: