` Находки в пустыне Гоби
		Фильм сделан в институте
	В Палеонтологическом музее Академии
наук CCCP недавно начали собирать
скелет траходонта. Его решили устано-
вить в просторном зале высотой в пять
се половиной метров. Но уже на первом
этапе работ стало ясно, что этот гигант
может быть экопонирован лишь в вести-
бюле — для него понадобилось помещение
высотой более 6 исллиной в 10—12 мет-
DOB....
	Чтобы попасть в Москву, в старинный
дом на Калужской улице, скелет трахо-
донта, жившего десятки миллионов лет
тому назад, соверлгил путешествие из пу-
етыни Гоби. За три года работы экспеди-
ции советских палеонтологов в столицу
доставлено 130 тонн редчайших коллек-
ций: четыре полных скелета исполинских
динозавров (они имеют в длину 14 и в BHI-
соту б метров); пять скелетов более мел-
ких динозавров, в том числе двух пан-
цырных; огромных размеров черепахи;
остатки гигантских носорогов, жирафов и
свиней, птицы фороракуе в человеческий
рост; яйца динозавров. Все эти находки
имеют больитое научное значение.
	Пустыня 10би издавна привлекает уче-
ных всех стран: это суша, He затоп-
лявшаяся морями на протяжении послед-
них ста миллионов лет. Естественно было
предполагать, что именно здесь могли ©0-
храниться остатки хревнейших животных;
Первое выдающееся открытие в этой 0б-
ласти сделал в 1892 году тогда еще мо-
подой русский ученый Владимир Ada-
насъевич Обручев. Во впадине Кульджин-
Гоби (Внутренняя Монголия) он обнаружил
кости ископаемого носорога. Эта находка
не давала покоя американским бизнееме-
нам от науки. В 1922 году им удалось,
наконец,  снарядить сюда экспедицию.
Воспользовавиииеь гостеприимством MOHTO-
	лов, американцы произвели раскопки и
нашли несколько кладбищ ископаемых
позвоночных. Чтобы запутать следы
	поисковых работ, американцы оставили
нелепые записи, по которым невозможно
было определить географическое положение
обнаруженных кладбищ; такая-то миля по
спидометру — автомобильному счетчики,
или такая-то миля. от бивака экспедиции,
Откуда велся счет по спидометру и
гле был бивак, осталось тайной.
	Но позднее развернуть работы aMe-
риканцам не пришлось. За обман и зл0-
употребление ловерием они были изгнаны
из Монгольской Народной Республики... ®

По просьбе правительетва МНР в пу-
	стыне {10би начали работать в порядке
культурной помощи советские научные
экспедиции. Наши ученые, преодолевая
	большие трудности, углубились в пустыню
и открыли богатейшие скопления ‘костей
ископаемых позвоночных. Уже в первый
послевоенный год группа советских пале-
онтологов во главе с нроф. И. Ифремовым
произвела рекогносцировочное — обследова-
ние обттирной территории пустыни. В сто-
лице МНР Улан-Баторе в помощью совет-
ских ученых был создан палеонтологиче-

В аудитории идет лекция, Профессор стоит
‚у стеныие. длинной указкой, сопровождая
чтение курса показом диапозитивов,

‚Белая стена служит экраном. Аудитория
не затёмнена, но дневной свет не мешает
демонстрации диапозитивного фильма и в
то же время дает возможность студентам
вести свои записи, Кадры меняются авто:
матически. Профессорская указка соедине-
на шнуром с проекционным аппаратом. На

учке указки две кнопки: белая и черная.
тоит нажать белую кнопу, и на экране
появляется новый кадр. Если же лектору
нужно повторить уже показанный рисунок,
он нажимает черную кнопку, и диафильм
движется в обратном направлении.

Но лектор может обойтись и без указки.
На кафедре устанавливается пульт управ-
ления, и таким же нажатием кнопок дости-
гается смена кадров.

К этому аппарату сконструирован и дру-
гой оригинальный прибор для автоматиче-
ского производства диафильмов, Любой
ассистент — любитель Фотографии, засняв
	ский отлел Государственного музея, Бот
рый получил ценнейлгие экспонаты.

В дальнейшем советские ученые [Baw
ды подолгу работали в пустыне Гоби. Выз
хающиеся результаты были получены в
торном массиве Нэмагэту, расположенном
на западе от самого южного монгольского
аймака Далан-Цзадагад («70 источников»).
Здесь экспедиция проф, Ефремова обнаруз
жила величайшее в мире ‘кладбище иско-
паемых ящеров-динозавров, живших 65
миллионов лет назад. В одной из впадин
было одновременно найдено десять скеле-
тов. Три года спустя, вернувитись в эти
места, палеонтологи извлекли из промоин
«Могилы дракона» шесть скелетов испоя
линских  траходонтов, сохранившихся 6
отпечатками кожи, что является  редчай-
шим случаем. Скелеты залегали в твер
дых пеечаниковых плитах, Чтобы тране-
портировать их, пришлось с помощью ле-
белок спустить в ущелье грузовую автома-
шину, которая курсировала по сиециальне
прорубленной дороге. Тяжелые ящики ©
остатками древних животных поднимали
на поверхность и по бездорожью нереправ-
ляли на главную базу, отетоявшую за ты-
сячу C лишним километров. ‘
	В Восточной Гоби на плато Баин-ширэ
(«Богатый стол») участники экспедиции
нашли скелет огромного панцырного дино-
завра и, расширяя поиски к западу, отко-
пали гигантских млекопитающих — тита-
нотериев, населявших эти места 30 мил-
ионов лет назад, носорогов, хищных сви-
ней — энтелодонтов. ископаемых черепах,

Исслелуя Заалтайскую Гоби;  ечитав-
шутюся недоступной, безводную, лишенную
растительности местность, ученые-энтузи-
зеты и их неутомимые помощники — экс-
педиционные рабочие и шоферы obnapy-
жили на ее восточных окраинах остатки
не известных ранее млекопитающих-—ди-
ноцератов‚ живших здесь 65 миллионов
лет тому назад. В районе города В0бдо и
далее к югу от Монгольского Алтая пале-
онтологам посчастливилось найти остатки
гиппариона — трехпалого предка лошади,
древних носорогов, жирафов и верблюдов.
Эти животные некогла обитали в Индии,
Западной Сибири и Казахстане.

Сейчас в Москве началась обработка
собранных материалов.
	Участники экспедиции проф. Ефремова
заявляют: есть все ‘основания полатать,
po загадочная древняя фауна разнообраз-
ных млекопитающих Южной Америки,
считавшейся самостоятельным центром
развития, повидимому, имела связь с цент-
рально-азиатеким материком. По наблюде-
ниям советских ученых, костеносные отло-
жения простираются далеко в глубь внут-
ренней Монголии и Западного Китая, &
Тибету. Дальнейшее изучение этих несемет-
ных палеонтологических богатств Централь-
ной Азии представляет собой увлекатель-
нейшую и в то же время сложную проб-
лему, решить которую можно объединенны-
ми усилиями ученых ОССР. Китая и МИР,
	А. СИНЕЛЬНИКОВ
	Ч. НОГИНА
	Необыкновенная
история
	«Старая Русса — древнейший город Py-
си. Его основание теряется в глубине ве-
ков. Судьба его необычно трагична: то его
уничтожали вражеские набеги, то пожары,
то моровые поветрия. Но после каждого
белетвия Старая Русса возрождалась краше
	  прежнего: накапливала и совершенствовал
ла своеобразную, имеющую народные

Корни сказочную архитектуру Северо-
	западного края».
Эти слова взяты из пояснительной 3a-
	писки к генеральному плану застройки и
воестановления Старой Руссы,  составлен-
	‘ной еше в 1944 году. Прошли годы. hax
	же рос город, как застраивалея после Pas-
рушения его гитлеровцами?

OT самого вокзала до здания горис-
полкома без плана расположились наснех
сооруженные дома и бревенчатые построй-
ки самых различных типов.

Оказывается, Старая Русса все эти го-
ды росстанавтивается без генерального
плана, на-глазок, по вкусу застройщиков,
Чем объяснить это необыкновенное для на-
шего времени явление?

У вопроса есть своя длинная и странная
история. Как только город был освобожден
от фапгистских захватчиков, правительство
выделило средства на составление  гене-
рального плана восстановления Старой
Руссы. План этот своевременно, почти семь
лет назад, заказали Леноблироеклту.

Архитекторы и планировщики быстро
выполнили задание; Леноблироект нанра-
вил свою продукцию в Старую Руссу.

Сначала генплан — все два десятка
чертежей — рассматривали в городе, затем
в области — в Новгородском отделе по
делам архитектуры, оттуда его переслали
в Управление по делам архитектуры при
Совете Министров РОФСР. Во всех этих
организациях внесли замечания к пла-
ну. А затем ero вернули в Денобл-
проект — надо доработать.

Что оставалось сделать? Быстро испра-
вить план, учесть замечания.

Но вот миновал гол. В Старой Pycce с
понятным нетерпением ждали генплан: па-
до было распределять земельные участки.

Гориеполком торогил архитекторов:
скорее, время не ждет!.. Ответа нет.

Миновал еще год. «Разномастные» до-
мики подступили уже к центру города, а
тенилана Старой Руссы все не было. Гор-
комхоз настаивал, ФЛеноблироект молчал.
Наконец, заказчик решил принять кру-
тые меры — воздействовать на недобросо-
вестных планировщиков через арбитраж.
Но из этого ничего не вышло: горкомхоз
опоздал пожаловаться.

А бесплановое строительство в Старой
Руссе уже распространилось на вее ево-
бодные участки... Только в самом центре
оставались незастроенными две-три пло-
шади. Надо «спасать» хотя бы их... Й в
1950 году на поиски плана выезжает в
Ленинград главный инженер горкомхоза.

Происходит «крупный разговор» с
управляющим Леноблироекта тов. Александ-
ровым; он наотрез отказалея признать за
собой какие-либо грехи. Нет, управляю-
щего совсем не смущает, что его учреж-
дение не вынолнило работу, а деньги за
нее получило... Единственное, на что после
долгих переговоров решился тов. Алексанл-
ров.— это выдать назойливому заказчику
один экземпляр незавершенного проекта.
Обратились к архивам и,.. не налили. В
делах Леноблироекта удалось обнаружить
только пояснительную записку, ту самую,
которую мы цитировали.

Где же генплан Старой Руесы? Его нет
ни В самом городе, ни в области, ни в Лен-
облироекте. А ведь это не листок из
блокнота, он не мог затеряться бееследно!..

Беспримерная история. Она свидетель-
ствует не только о халатности проектной
организации (халатности, граничащей с
преступлением!), но и о том, что у город-
ских ортанизаций Старой Руссы нет на-
стоящей заботы о будущем своего горола.
	И по сей день Старая Русса продол-
жает застраиваться без генерального
плана.
	  очему я перестал
бывать в клубе
	Клуб — очаг работы по  коммуни-
стическому воспитанию трудящихся,
место мультурного отдыха рабочих
и служащих разных. возрастов. Таной
сети клубов и дворцов нультуры,
какая создана в стране Советов, нет
ни в одной стране мира; такого опы-
та клубной работы, какой накопили
мы, нет и не может быть ни у ного,

Но вот старый рабочий, обще-
ственник, активист тов. Епишнин
критикует сегодня на страницах «Ли-
тературной газеты» деятельность клу-
ба своего Люберецкого завода, нри-
тинует резно и справедливо, Нрити-
ческие замечания тоз. Епишнина,
естественно, адресованы партийной
и профсоюзной организациям. его
завода; однано они имеют, на наш
взгляд, более широное значение — не-
достатни Люберецного нлуба харан-
терны и для многих клубов страны.
Самое глазное: тоз. Епишжин верно
	огределил основную причину этих
недостатнов — отсутствие самодея-
тельности в работе и руковолд-
	стве, неумение привлечь и заинтере-
совать антив. А без этого нет настоя-
щцего клуба.

И не только международными — очень
интересуются рабочие и заводскими дела-
ми, Нодумать только, как много на заводе
рационализаторов, стахановцев, новаторов;
даже свой лауреат Сталинекой премии
есть — рабочий-конструктор Я. Саввин. И
всем есть о чем рассказать, поделиться
‘опытом.

А много ли делает клуб для распростра-
нения опыта передовиков? Ничего не
делает.

Когда начинаешь подсчитывать, чем же
может похвастаться наш клуб, выходит,
что, кроме двухсот участников художествен-
ной самодеятельности, показать нечего. И
эта цифра не етоль велика: завод у на?
больной, а в нашем цехе, к примеру, из
пятисот человек в художественной самодея-
тельности участвуют трое.
			то Грипнтин неважный. Человек он грамот-
ный, в вопросах разбирается, но одно
плохо — не любит и не понимает клубной
работы.

На все вопросы есть у него любимая
отговорка: «Нет денег, а без денег никло
ничего не сделает». А по-моему, не денот,
а веры в людей, любви и внимания к ним
нехватает тов. Гришину. Даже сегодня в
нашем плохом клубе общественник Игорь
Иванов руководит акробатическим круж-
ком. преподаватель Йрушельницкий бес-
платно ведет кружок изобразительного
искусства. А сколько на заводе любителей
русской пеени, сколько баянистов и танцо-
ров, шахматистов и  тадиолюбителей.
Какие интересные фотокружки или кон-
структорекие, звиамодельные или плз-
нерные кружки можно бы создать, А сколь-
KO у нае молодежи на заводе — ведь @
ними горы сроротить можно, только орга-
низуй! Инженеры, техники, сотахановцы-
новаторы — какую леклорскую  групсу
можно из них создать при клубе. Вмеето
двух платных лекций в месяц они бы тва-
дцать бесплатно прочли. Да разве техниче-
скую консультацию или витрины новатор-
ских предложений трудно организовать!
Или научный леклорий? Воскресные дни
отдыха проводить, вечера кадровиков, pa-
бочих одной профеесии, «день инженера»...
Много хорошего можно сделать, было бы
только желание.

Если собрать рабочих, то по их предло-
жениям можно такой план составить. что
	Hd Ba Tova работы хватит.
		Богда-то, лет 15 назад, по вечерам
в сиделось мне дома: пришел с работы,
‘HAN спецовку, поел, переоделся и— в
луб. Клубную работу я по-настоящему
Юбил и отдавал ей вее свободное время.
этыре года соетоял в правлении клуба —
зведывал культурно-массовым сектором,
а и не я один — десятки рабочих и ин-
‘:неров налнего Люберецкого завода были
эрячими любителями и, можно сказать,
натоками клубного дела. Именно благода-
я им было в клубе веегда интереено и
ЮдНо.

Шел народ Ha лекции, на занятия
ружков; в читальню, на шахматный тур-
Hp, а некоторые — просто на приветхли-
‘ый огочек. Зайлешь в комнату отдыха,
осмотритиь свежие газеты, партию в до-
ино с приятелями сыграешь, заводские
овости обсудишь, беседу в зале послуша-
ub. Bor и отдохнул и пользу получил.

Бывали в клубе 060бые «етахановекие
ни» — в клуб приходили целыми семья-
п, и двери его были гостеприимно откры-
ы с утра и до позднего вечера.

Ho see это было давно. Теперь не толь-
o 8 будни, но и по выходным дням в
луб я почти не хожу. Нечего там де-
ать — в акробатическом кружке мне уже
оздновато заниматься, драматическим та-
aHTOM не отличалось... А комнаты отды-
а, технического кабинета, читальни в
‚лубе нет. :

Да, пожалуй, и захотел бы я притти в
‘вой клуб — дальше входной двери все
звно не пустят. Разговор будет пример-
о такой:

— Ваш билет!

— Ла я не в кино — не нужен мне
Любовный напиток».

—- Нас это не касается, мы © воли (?)
.@ пускаем...
	А иногда в дверях даже мандат спра-
тивают — это когда у нае в клу-
г, например, городская конференция
	орговых работников идет. № слову ска-
аль, все городекие организации, и боль-
ие и малые, если у них намечается ка-
ое-нибудь совещание, непременно в 3a-
эдской клуб идут — знают, отказа в по-
ентении не будет,

Самым главным мероприятием клуба
гал показ кинокартин. Но даже это про-
гое дело не могут как следует организо-
ать: новые фильмы смотрим © большим
позданием.

Теперь о лекциях. В такое интерес-
0е время мы живем, столько больших дел
ругом совершается, и 060 всем этом хо-
этея знать поподробнее, послушать хоро-
тие доклады и лекции. В нашем клубе
ывает две, много — три лекции в
есяц. Стыдно сказать, с декабря ни
ного доклада о борьбе за мир не было.
синтересовался я цифрами и выяснил,
то в прошлом году из 4,000 рублей, от-
ушенных на лекционную работу, не из-
зсходовано и четвертой части. Может
ыть, не ходят.наши рабочие на лекции?
е только ходят — большой интерес про-
вляют! На доклады о международном по-
ожении столько народу собирается. что в
	14 He пробъешься.
		У наших руководящих фаботников на
заводе, как возникнет разговор 0 клубе,
есть один конек -— тесно в помещении, не-
хватает комнат. Спору нет, для такого 33-
вода клуб мал. Вонечно, Дворец культуры
был бы лучше. Но ведь даже то, что есть,
мы как следует не используем.

А самое главное — не использ ует-
ся инициатива и энергия лю-
дей, рабочих. и служащих завода, для
которых клуб существует.

Читал я недавно сборник статей и речей
Михаила Ивановича Малинина. Петь там
	‘золотые слова: «Вель каждая работа. как
	мы ее понимаем, ——это глубокое творчество,
и, разумеетсл, особенно творческий харак-
тер носнт такая работа, которая должиа
поднимать культуру широких Mace Hace-
ления, и вместе с тем не через госудал-
ственный аппарат, а через общественность,
Ваким же путем это можно сделать?
Только таким путем. если... каждое твор-
ческое проявление будет не сверху дикто-
ваться, а будет возникать внизу».
Нашему клубу, носящему имя М. И.
Калинина. следовало бы претворить- эти
слова в жизнь. Только используя силы об-
щественноети, можно превратить клуб в
любимое место отлыха и в центр болышой
	культурной работы.
С. ЕПИШКИН,
	рабочий литейного цеха
	завода сельскохозяйственного
машиностроения им. Ухтомского
	ЛЮБЕРЦЫ. Московской области
	важном» 6 марта сообщала о том, что
в колхозах им. Ленина и им. Ворошилова
Кущевского района Краснодарского края

трехгодичные агро-зоотехнические курсы не
обеспечены тюмешениями.
	Как сообщает секретарь Кущевекого
	‘райкома ВКП(б) тов. Куцев, факты, изло-
	кенные в заметке, полностью подтверди-
	лись. Председателями колхозов тт. Корнее-
	вым и Журавлевым выделены помещения
для курсов, приобретены необходимая ме-
бель и наглядные пособия. Закреплены
руководители курсов. Обеспечено проведе-
ние регулярных занятий. За работой курсов
установлен контроль.
	Недовольны клубом все — и pebsTa-pe-
месленники, и старые кадровики, и интел-
лигенция. 310, говорят, не заводской клуб,
а второразрядный кинотеатр.

В чем же корень зла? Вот в чем: не
хотят на заводе понять, что главное в клуб-
ной — работе — это самодеятель-
ность; самодеятельность пе только В
драмкружке или хоре, но и в руковод-
стве клубом, Сами рабочие должны рас-
поряжаться клубом, отвечать за него.
Может быть, я грубо скажу, но справед-
ливо: у нае вместо заводской самолеятель-
ности — завкомовское самодовольство.

Два е половиной года назад, на общем
собрании было избрано правление клуба.
Выбрали народу много — 11 человек, а
толку мало. Правление не работает, сюби-
раелся от случая к случаю, инициативы
никакой не проявляет, актив не’ собирает.

За два с половиной года правление ни
разу не отчитывалось в своей работе. Ни-
куда это не годится, ведь раз я выбирал,
значит, имею право и отчет потребовать и
переизбрать, если надо. Но этого у нае нет,
и получается, что хозяином клуба являст-
ся не правление. а ero литектор тов. Грп-
	шин. Во олин в поле не воин, да и войв-
	GSAT ALVIS TT EET EET EEE Ee
	По следам выступлений «Литературной газеты»
	делом социального обеспечения тов. Сидо-
рову — строгий выговор,

В коллективе облсобеса состоялось пар-
тийное собрание. Обсудив статью «Против
равнодушия», собрание решило усилить
политическую работу среди служащих, а
также борьбу с фактами формализма, бю-
рократизма и равнодушия. Намечены прак-
тические меры для улучшения работы с
заявлениями и жалобами трудящихся,
	«АГРОКУРСЫ НА ЧАСТНОЙ
КВАРТИРЕ»
	Заметка «Агрокурсы на частной ввар-
тире», помещенная в отделе «Коротко о
	нужные профессору предметы или слелав
	репродукции с рисунков, может в течение
нескольких минут получить со своих нега-
тивов диапозитивы, создать Фильм. Так
каждое учебное заведение получает возмож-
ность организовать у себя производство де-
шевых диафильмов в любом количестве и
на любую тему. С помощью этого прибора

можно будет делать цветные и стереоско-
пические диафильмы.

Авторы этих приборов — заведующий ка-
федрой теории механизмов, машин и дета-
лей Ленинградского  электротехнического
инстетута имени В; И. Ульянова-Ленина
Ф. Супрун и научный сотрудник В. Бор-
сениус,

Конструкторы работают над дальнейшим
усовершенствованием проекционного аппа-

рата. Они хотят присоединить к нему еще
магнитофон. Такой прибор особенно пенен

для заочников. Они будут иметь возмож-
ность на месте слушать лекции вылающих-
	ся ученых, сопровождаемые демонстрацией
диафильмов.
	«ПРОТИВ РАВНОДУШИЯ»
	«Литературной газете» 6 марта этого
яда была опубликована статья секретаря
‚оронежского обкома ВКП(б) К. Жуко:
а <Против равнодушия».

Завелующая Воронежским областным от-
елом социального обеспечения тов. Шапо-
‘алова сообщила редакции, что проверка
	элностью подтвердила факты, приведен-
ые в статье.
За формально-бюрократическое `отноше-
	не к порученному делу заведующий пен-
нонным сектором облсобеса тов. Ядринцев
онижен в должности, старшему инепек-
›ру тов. Проскурякову объявлен выговор,
заведующему Семилукским районным от-
		В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ
	HOM Я2ыке
	это значит, что автор совсем Heyden, и
прежде, чем тратить деньги на пиечую
бумагу, ему нужно потратить деньги на
грамматику. Заботы Горького в этих слу-
чаях сводились именно к тому, чтобы ие-
грамотных посадить за парту,

Но когда опытные литералюры. любя-
щие говорить необыкновенно, писали, к
примеру: «Сипло емычкаетит себе что-то
по струнам в дырке городекого оркестра»
или «окна трясутся, танцуя стеклянные
трели», то это неграмотность, выращивае-
мая уже сознательно, с тем, чтобы, опро-
кинув нормы языка, прослыть оригиналом.
Эта нарочитая неграмотность. претендуя
на течение в литературе, имела впол-
не явный смысл (отгородиться от народа,
поставить себя над народом). и Горький,
	хоропю проникая в этот смысл, бил по та-
кой «неграмотности» всей силой своего
авторитета, ‘
		  орький _
	Назначение искусства Горький видел в
‘го способности взглянуть на дело теку-
его дня < высоты тех великих делей,
‘оторые поставил перед собой рабочий
ласс — борец за счастье нового’ челове-
ества.

Героем современности Горький cun-
зл человека миропонимания,
гремящегося изучить и понять мир, как
вое собственное хозяйство, т, е, челове-
‚а прямого революционного действия. Ка-
:HM же вооружением должен оснастить се-
‘я писатель, чтобы достойно возвеличить в
‘итературе этого человека революционно:
‘> действия? Художник — голое своей
лохи, или, как любил говорить Горький,
уветвилище своей страны,— он должен
 владеть марксистско-ленинским учением
6 обществе, знать историю своего народа,
го прошлое, чтобы тем сильнее и глуб-
зе почувствовать «универсальную  рево-
‹‘юционность нашего времени и широту
‘№ задач». Но так как литература есть
ивопиеь словом. искусетво пластически
исовать словом, то писатель должен в
 овершенелве овладеть первоэлементом
‘воего ремесла: словом точным, образным,
‘DRUM, основанным на органическом вна-
“RE народного языка, слагавшетося 03
`ротяжении веков,

’ Bue этой горьковекой концепции невоз-
\ожно оценить упоретво и страстноеть, с
’ юторыми юн вел борьбу за богатство и не-
‘амутненную народность литературной ре-
“tu. Вритическое наследие Горького seen
‘оевым содержанием своим направлено, по

уществу, против вульгаризатореких  тео-
‚ий Марра, отметавшего предшествующую
  сторию развития языков. С новой остро-
(ой воспринимается полемика Горького с
`апповцами, стремившимися, подобно про-
  еткультовцам, разбить наше  класеиче-

кое наследство, как нерадивые хозяйки
 ъют торшки, и на черенках классической
  итературы роздвигнуть литературу без
“WLY и племени.

ТИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 44

12 апреля 1901 Г,
	о литератур
	Александр ДРОЗДОВ
oe
	Война Горького за классиков была вой-
ною за язык русского народа, который со
времен Пушкина сохранилея во веем су-
щественном как основа современного pyc-
ского языка. «Нет никакой необходимо-
сти,— учит товарищ  Сталин,— уничто-
жать основной словарный фонд, если он
может быть с успехом использован в те-
чение ряда исторических периодов, не го-
воря уже о том, что уничтожение основ-
ного словарного фонда, накопленного в те-
чение веков, при невозможноети создать
новый основной словарный фонд в течю-
ние короткого срока, привело бы к пата-
личу языка, к полному расетройству дела
общения людей между собой».

Горький призывал писателей к изуче-
нию коренного речевого русского языка,
питавшего язык литературы. OH прозорлтя-
BO видел, что забвение родного языка и
потуги создать на голом месте какой-то
новый, «созвучный эпохе» язык, равно
как и потуги формалиетов создать иекус-
ственный язык, абсолютно изолированный
от жизни, ни к чему другому не могут
привести, как только к параличу литера-
туры.

Борьбу за художественное елово Горь-
кий вел в двух направлениях.

Первое из них: борьба за чистоту
языка, за очищение его от сорых, обии-
щалых,  безличных слов и выражений,
привитых неразборчивой обихолной речью,
торопливыми тазетными статьями, скудо-
речием канцеляреких инструкций; борьба
с засореннем языка диалектизмами и ‘ино-
странными словами, применяемыми 0ез
толку и потребности, Е

Сам переболев, по его неодногратному
признанию, стыдом малограмотности, он
немало потрудился. чтобы изгнать негра-
мотность из литературы. Неграмотноеть
неграмотности рознь. Вели начинающий
пишет; «Соревнование последнее время
очень нажимала ячейка, в тому же как
  наяву снилось ей, что через эту побелу
`стать лучшей  производетвенницей». TO
	классической литературы. № сожалению,
эта вторая сторона вопроса как-то выпа-
ла из повседневного внимания критики.

Rak ни печально это отметить, крити-
ческое наследие Горького рассматривается
порой, лишь как своего рода заповедник,
из которого легкой рукой можно брать ци-
таты для подкормки собственных  крити-
ческих выступлений.
	БВ результате появляются статьи, имею-
щие, казалось бы, прочную  цитатную
опору, а на деле сводящие роль Горького
в его неустанной борьбе за литературный
язык к роли широко начитанного пуриста.
	Этим страдает, к примеру, статья тт.
Тельпугова и Ивашенко «В книге вес
	должно быть прекрасным», опубликован-
ная «Комсомольской правдой». Подкреп-
ляя себя цитатами из Горького, авторы
обрушили весь свой тнев против отлель-
ных неграмотных слов и выражений в
романе С. Бабаевского. Ho, нетворчески
восприняв указания Горького, они предъ-
являют нисателю подчас неправомерные
претензии. «К сожалению С. ВБабаев-
ский, — пишут, например, авторы, — пе
захотел сделать грамотным даже рассказ
Хворостянкина 0 том, как он учился:
«день и ночь тычет меня носом в разные
БНИГИи, заставляет романы читать, русско-
му языку обучает...». Но если бы Хворо-
стянкин рассказал 06 этом грамотным
зыком, к чему же обучать его трамот-
ной речи? В тому же, как помним, и сам
Хвороетянкин упорно не хочет учиться.
Почему же должен писатель наделить ero
высокой грамотностью? По поводу таких,
например, слов тероев романа: «Мы на-
чинаем переделывать природу, лонимаешь,
camoé. природу», критики  восклицают:
«Разве можно поверить автору, что это
типичный язык сегодняшних колхозников.
	воспитанных и взращенных  советекой
ШКОЛОЙ, советеким строем?!»

А ведь, пожалуй, ‘трешиым  лелом. и
	межно поверить! Не так тихоструйно вы-
рабатываетея речевой язык в жизни, как
этого хочется пуристам: человек, дескать,
окончил школу, почитал добрые книжки
и сразу попал в носители высококультуу-
пой речи. Нет, новое как в жизни, так и
в языке легко не дается. Если писатель,
описывая жизнь, показывает ее гладкой,
текущей плавно, то он не реалист, а ли-
тературный Манилов.

Что будет, если С. Бабаевский послу-
шается тт. Тельпугова и Иващенко и 3а-
	ставит своих героев говорить языком, стро-
го обработанным по правилам грамматики?
Из языва героев уйлет жизнь. Никах не от-
разится в таком языке формирование раз-
говорной речи под воздействием крутых и
быстрых изменений в бытовом укладе, в
мировоззрении людей,

Тень одностороннего истолкования прин-
цилов Горького лежит на многих статьях
последнего времени (в частности, на
опубликованно0ой в журнале «Звевда»
статье А. Шишкиной «М. Горький и язык
советской литературы»). Из этих ста-
тей читатель YCROUT мыель 0 м,
чо Горький боролся против  засоре-
ния литературного языка, против его ни-
шеты и убогости. Но он не усвоит гла-
венствующей страсти Горького: его 6ops-
	вы за обогащение литературного
азыка.

ли в житницах народной речи элитные
зерна и TOM  обогащали литературный
язык. Шев Толстой. Горький восторженно
говорит о пластике его слова, сокрушая
широко распространенное мнение о языке

_Толетого, как языке трудном,  грузном и
 неноворотливом.

Могуществом своего отобранного слова
Толстой достигает изумительной рельеф-
ности изображения. «Когда его читаешь,
— пишет Горький, — то получаетея — я
не преувеличиваю...—получается ощуще-
ние как бы физического бытия его героев,
до такой степени ловко у него выточен
0браз; он как будто стоит перед вами, во?
так и хочется пальцем тронуть. Вот это
мастерство. У него, например, одна стра-
ница из повести «Хаджи Мурат», етраниз
на изумительная. Очень трудно передать
движение в пространстве словами. Хаджи
Мурат co coun нукерами—-адъютанта-
ми—едет по ущелью. Над ущельем —
небо, как река. В небе звезды. Звезды пез
ремещаютея в голубой реке по отношению
к изгибу ущелья. И этим самым он пе-
редал, что люди действительно едут»,
	  Исследования лексикона писателей и
‚способов пользоваться им очень конкретны
У Горького. Горький внимательно учился
fy Лескова, высоко его ставил. «Лесков —
тоже волшебник слова, но он писал He
umacraecen, а — рассказывал. и в этом

искусстве не имеет равного себе. Его рас-
сказ — одухотворенная песнь, простые,
чисто — великорусские слова, снизы-
ваясь одно с другим в затейливые cTpo-
ки, то задумчиво, то смешливо звонки, и
всегда в них слышна трепетная любовь
К людям, прикрыто-нежная, почти  жен-
ская: чистая любовь, — она немножко
стыдится себя самой. Люди ero рассказов
часто говорят 0 себе, но речь их так изу-
мительно жива, так правдиво убелительна,
что они ветают перед вами столь же та-
инственно ощутимы, физически яены, кав
люди из книг 1. Толстого и других, —
иначе сказать. Лесков достигает того же

результата, но другим приемом мастер
етва».
	Элесь невольно хочется

раскрыть том
Толетого, а подле — том

Лескова и про-
как русские слова енизываются
одно с другим и какие (по отбору) слова
снизываются у Толстого, а какие у Лее-
кова. Нельзя, конечно. творчески  пере-
нять, говоря еловами Белинского, «непо-
	Учиться, учиться! — любимое и посто-
янное восклицание Горького, обращенное
к молодым и маститым писателям и к се-
бе самому, давно познавшему секрет, как
нужно транить родное слово. У кого
учиться? Горький, как мы знаем, отве-
чает: у писателей-классиков, во-первых,
и у народа, во-вторых. Между языком
литературы и речевым языком  происхо-
дит непрерывный ‘\процесе взаимообогаще-
ния: речевой язык, питая литературу и
проходя через ее творческое горнило, воз-
врашает народной речи ее › лексические
ценности в творчески претворенной, обо-
галценной форме.

Горький говорит: «От художественного
произведения, которое ставит целью своей
изобразить скрытые в фактах емыслы со-
циальной жизни во всей их  значитель-
ности, полноте и ясности, требуетея чет-
кий, точный язык, тщательно отобранные
слова... Это подлинно литературный язык.
и хотя его черпали из речевого. языка
	трудовых Macc, OH резко отличаетея от
своего первоисточника, потому что. изоб-
	ражая описательно, он откидывает из ре-
чевой стихии все случайное, временное и
	непрочное, капризное, фонетически иска-
женное, не совпадающее по различным
причинам с основным «духом». те
	строем общеплеменного языка».
Поучительно пойти велед за Горьким п

проследить, как наши классики, согласно

личному художественному чутью, отбира-
	Борьба Горького за чистоту языка
успенгно используетея нашей критикой.
Можно сказать, что уже возведена , до-
вольно прочная стена против набегов на
литературу местных  речений, отмираю-
щих в ходе жизни. Пристрастие к диалек-
тизмам было свойственно советской лите-
ратуре в ее молодости: в 20-х и 30-х го-
дах. Не от богатой жизни прибегали иные
писатели к диалектизмам: ими они при-
крывали наготу своей речи, не имеюоней
прочной основы в подлинно народной ве-
ликорусекой стихии языка. Под воздейет-
вием Горького диалектизмы мало-помалу
хлынули со страниц наших книг. Но
бедность языка до сих пор является
серьезной помехой в работе многих писа-
телей, особенно молодых.

Вот почему вторая сторона борьбы
Горького за художественное слово-—борьба
‘За обогащение языка—имеет значе-
‚ние исключительное. Одним  прилежным
изучением грамматических правил, одним
‘вычеркиванием мертвых и сорных слов
(что необходимо!) художественного языка
‘te создашь. Нужно бороться за обогаще-
ние словаря писателей на основе вечно
	творящей народной речи и достижений