ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

Первая сессия
	Верховного Совета
РСФСР
	Тринадцатого апреля в Москве откры-
лась первая сессия Верховного Совета
РСФСР третьего созыва. В Большом Брем-
левском Дворце собрались народные из-
бранники, прибывшие из всех областей,
краев и автономных республик РСФСР —
первой среди равных шестнаднати союзных
республик.

„.ЛШМесть часов: вечера. В правительст-
венных ложах появляются товарищ
И. В. Сталин, товарищи В. М. Молотов,
Г. М. Маленков, Л. П. Берия, К. Е. Воро-
шилов, Н. А. Булганин, Л. М. Каганович,
А. И. Микоян, Н. С. Хрущев, А. Н. Косы-
run, Н. М. Шверник, М. А. Суслов,
	П. К. Пономаренко, М. Ф. Шкирятов, чле-
	ны Президиумов Верховных Coseros COUP
и РСФСР. миниетры.
	Депутаты
	и тети в едим
	критики. И прежде все-
го эта книга является
примером _ непреодолен-
ных сектантеких взгля-
дов на советскую лите-
	ратуру, на творчество
Маяковекого.
	Маяковский неустан-
но боролся за чистоту,
широту и приннипиаль-
	Болыше поэтов
	хороших
	Сегодня мы отмечаем двадцать первую
довщину со дня смерти Маяковского —
лучшего, талантливейшего поэта советской
	эпохи. Мы видим, каб все прочнее входит
= нашу жизнь поэзия Маяковского, участ-
	вуя в великом деле Формирования духов-
ного мира целых поколений, оказывая все
возрастающее благотворное влияние на
развитие советской поэзии.

В чем секрет неумирающей и неослабс-
зающей силы поэзии Маяковского? В том,
что он «всю свою звонкую силу поэта»
отдал атакующему классу, советскому на-
роду, что идеи партии Ленина — Сталина
стали вдохновляющими идеями всего его
творчества, что он подлинно новаторски
отразил жизнь в ев революционном раз-
вВитии. в ве полноте, в движении.
	Путь Маяковского был сложен и во мно-
том противоречив, поэт преодолевал чуж-
хые, декадентекие, футуристические влия-
ния в своих взглядах и в своем твор-
чеетве. Но великолепна целеустремленность
его творчества, его самоотверженность и
безграничная преданность ‘делу народа,
делу социализма.

В день годовщины мы думаем 0 том,
что нахо сделать, чтобы творчество Мая-
ковского еще глубже вошло в нашу жизнь,
чтобы облик писателя’ в истинном, прав-
дивом виде предстал перед советским чи-
тателем — другом нашей литературы.

Вритика и литературоведение в дол-
гу перед советским читателем. Мало
еще работ, широко и правливо освещаю-
щих жизнь и творчество Маяковского. В
оценке поэтической работы Маяковского
не преодолены до конца групповые, сек-
тантские взгляды, мешающие постигнуть
его подлинное историческое значение.

Большевистская партия призывает к по-
следовательной борьбе с пережитками рап-
повщины, пролеткультовщины, всяческого
секлантетва. Недавно в «Правде» опубли-
кована статья В. Щербины «За правдивое
освещение творчества В. Маяковского». Это
выступление партийной печати помогает
очистить облик великого поэта от ложных
красок, раскрыть облик Маяковского как
подлинно народного поэта. Веть еще кни-
ти И статьи, в которых мышиная возня
«школ» и «групи» заслоняет действи-
тельно большие процесеы жизни, обще-
ственные явления, еобытия `революцион-
ной борьбы. Исследователи, воспринимаю-
щие литературную жизнь, как совокуп-
ность мелких драчек и закулисных ком-
бинаций, не видящие живой души лите-
ратурного процесса, главного в нем, есте-
ственно, могли дать только фальшивое,
ложное представление о поэте. Маяков-
ский, рассматриваемый в таком свете, не
мог предстать как народный, напиональ-
ный поэт; образ великого новатора и ре-
золюционера в ноэзии мельчилея и прини-
Жался. :
	узкий и мелкий взгляд на литературу
и жизнь порождает неправду. Так, напри-
мер, в книге И. Гуторова «Ноэтическое
мастерство В. В. Маяковского» говорится:

«Центральной проблемой исследования
о раннем Маяковском неизбежно должна
явиться проблема его взаимоотношений с
литературным движением, выступавшим
под именем футуризма».
	И. Гуторов движим лучшими намерения-
мн: он хочет доказать отличие Маяков-
ского от футуризма. Но. уже то, что
центральной проблемой он избирает
не проблему отношения Маяковского к 0б-
щественной жизни ‘страны, ‘что ставит
он не проблему связи поэта © жизнью и
революционной борьбой народа, а «иробле-
му» отношения поэта к декадентской школ-
ке, глубоко ошибочно: и порочно.
	Некоторые критики, чтобы «поднять»
Маяковского, которого они не отделяют от
футуризма, идеализируют футуризм, ут-
верждая, например. как это делает И. Гуто-
ров: «Кубофутуристы были непримиримыми
противниками современного им дворянско-
буржуазного искусства». Но кубофутуризм
сам был явлением декадентского буржуаз-
ного искусства. Критики, прикрашивающие
футуризм, не понимают, что футуризм ни-
Korda не определял основного направления
поэтического творчества Маяковского, не
видят глубоких корней, которые соединяли
Поэта © ЖИРОЙ ЖИЗНЬЮ.
	БВ некоторых работах о Маяковеком иг-
норируются глубокие связи поэта се рус-
ской классической литературой. В книгах
Н. Маслина, ®. Усиевич и некоторых дру-
гих, в сущности, эти связи только декла-
рировалиеь, но не раскрывались достаточ-
но глубоко и обстоятельно. Подчас в «эсте-
тическое старье», с которым воевал и от
которого отталкивалея Маяковский, зачие-
лялись и символистская, декадентекая поэ-
зия, и русская классическая поэзия, на-
следство Пушкина и Некрасова. Не ясно
ли, что в таком подходе заложено глубо-
кое непонимание природы творчества Мая-
Бовского и путей развития русской и 60-
ветской литературы? Не ясно ли, что нель-
зя анализировать творчество Маяковского
на основании старых, севтантеких схем,
сконструированных в затхлом воздухе ли-
тературных групнок? В комментариях к с0-
бранию сочинений Маяковского, в ряде
Ениг и статей лопущено значительное ко-
	личество грубых, принципиальных оши-
бок. Партийная печать указала на необхо-
димость исправления этих ошибок. Нельзя
терпеть, чтобы поэт, любимый и ценимый
народом, оказывающий колоссальное влия-
ние на формирование духовного мира CO-
ветских люлей, пироко шагнувиий за ру-
бежи нашей страны, изображался как по-
рождение сектантетва и  групповщины.
	Наша залача— восстановить подлинный 00-.
	лик поэта, широко взглянуть На HacJe,l-
ство Маяковского не с точки зрения груп-
пы или кружка, а © точки зрения борю-
щегося народа.
	В печати и на собраниях писателей и
литературоведов подвергнута резкой и
справедливой критике книга С. Трегуба
«Живой с живыми». В этой книге нагляд-
но воплощены многие отрицательные сто-
роны литературоведения и литературной
	и разпыл.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	HOCTh взглядов на литературу. Он видел,
чо  мещанство, = индивидуалистическая
разобщенность, групповые перегородки
	Только мешают развитию советской лите-
	ратуры. Маяковский обрушивалея на тех,
кто пыталея взять «монополию» на идей-
ность и революпионность*
	Многие
пользуются
		себ

Я
	напостовской тряскою,
	обозвать получше.
— Мы, мол, единственные,
	мы нролетарские...
	рыве встают и бурной, долго не смол-
	кающей овацией приветствуют товарища
И. В. Сталина, руководителей партии и
правительства. В течение нескольких ми-
Hy? под сводами Большого Времлевского
	Дворца гремят анлолиементы. Раздаются в0з-
	гласы: «Да здравствует товарищ Оталин!»,
«Товарищу Сталину — «ура».

По предложению депутата C. П. Афа-
насьева, выступившего от имени Совета
Старейшин, открытие первой сессии Вер-
ховного Совета РОФСР поручается одному
из старейших допутатов президенту Ака-
демии медицинских наук СССР Н. Н.
Аничкову.

Депутат Аничков объявляет первую
сессию Верховного Совета PCOCP откры-
той. Председателем Верховного Совета
РСФСР единогласно избирается депутат
Л. Н. Соловьев, заместителями Председа-
теля — депутаты КВ. М. Абдуллина,
М. 3. Азизов, А. С. Борисенко, С. М. Бу-
тузов, А. А. Ильюшин, Н. А. Муравьева,
И. В. Окунев, Е. И. Третьякова. Уста-
навливается регламент заседаний и при-
нимается следующий порядок дня сессии:

1. Утверждение Государственного бюд-
жета РСФСР на 1951 год и отчета 06 ис-
полнении Государственного бюджета
РОФСР за 1950 год. 2. Выборы Мандат-
“HOH комиссии. 3. Избрание постоянных
` комиссий Верховного Совета  РОФСР.
4. Утверждение Указов Президиума Вер-
ховного Совета РСФСР. Б. Избрание Нре-
зидиума Верховного Совета РСФСР.
6. Образование Правительства — Совета
Министров РСФСР.

Поеле доклада Министра финансов
РСФСР тов. Фадеева сессия переходит в
избранию Мандатной комиссии в составе
11 человек. Затем избираются постоянные
комиссии Верховного Совета РСФСР: Комис-
сия законодательных предположений B CO-
ставе 15 челов®к; Бюджетная комиссия в
составе 19 человек; Комиссия по иностран-
ным делам в составе 9 человек.

На этом заседание объявляется закры-

тым. Следующее заседание состоится
14 апреля в шесть часов вечера.

—_——

To _Мо-жо,
	председатель президиума Нитайского
народного комитета защиты мира
и борьбы против америнанской агрессии
	На передовой линии
фронта мира.
	Веенародный характер и высокая актив-
ность — таковы основные черты движения
за мир в Витае.

Витай — на передовой линии фронта
мира. В соседней Корее американские аг-
рессоры продолжают престулную войну.
У жасающие бомбардировки корейских
городов и сел, зверства американских
войск. перед которыми бледнеют ужасы
японской оккупации, наконец,  поямая
агрессия империалистов янки против Ви-
тая — они. как известно. захватили наш
остров Тайван — все эти факты ставят
нае В 06060. отличное от других стран
положение. Естественно, что борьба за
мир в Китае принимает прежде веего фор-
му борьбы против американской агрессии,
помощи братекому корейскому Hanoly и
протеста против ремилитаризации Япония.
	Китайский народ, на собственном опыте _
	испытавший гнет японского империализмз,
отдает себе отчет, какую отромную опа-
ность представляет осуществляемое аметя-
канекими полжигателами войны mepeBoony-
	хоние Чионии. Иоэтому твижение протезта
	против вооружения AIOHCRHX самураев,
развернувшееся в республике, охватило
птирокие массы. (0 ем масштабах  можпо
судить хотя бы по тему. что е ноября
прошлого года ло 20 марта этого года. ие
неполным данным,  имеющимея в моем
раслюряжении, в более чем  четырехетах
городах Витая в демонстрациях и митингах
протеста участвовало свыше хвалцати мил-
лионов человек. Только в Шанхае 4 мар-
та шестьсот 6 лишним тысяч граждан
продемонстрировали свою решимость со-
рвать преступные планы американеких
империалистов возродить японскую армию.
С каждым днем все больший размах
принимает движение помощи  корейскому
наролу. Героические прелетавители моей
страны. сражающиеея в Ворее бок о бок с
корейской Народной армией.  похинутно
ощущают подлержьу родины. Важдый ки-
тайский гражданин считает делом совести
так или иначе помочь евященному делу за-
щиты свободы от посягательетв заокеанеких
варваров. Витайский народный комитет за-
щиты мира и борьбы против американской
агрессии ежемесячно отправляет тысячи
писем и посылок в адрес частей китайских
добровольнев и корейской Народной армии.
Врачи добровольно формируют санитарные
утряды. уезжающие в Корею. крестьяне
организуют транспортные команды.
Первого мая миллионы трудящихея
больших и малых городов республики вый-
дут на улицы демонетрировать евою ве-
преклонную решимость  залитить мир.
В этот. день по всему ВБитаю начнетлея сбор
подниеей под Обрашением Всемирного (9-
рета Мира о заключении Пакта Mana.
	ять мир. Наш более чем столетний опыт
борьбы против иноземных захватчиков,
день ото дня возрастающая мощь мололого
наролно-демократического госудалства. ог-
ромная сила прогрессивного лагеря. в03-
главляемото великим Советским Союзом, —
залог нашей окончательной победы.
	06 этих современных ему претенхентах на
монополию из рапповского лагеря Маяков-
ский писал с негодованнем и сарказмом.
Он обрушизалея на лабазные замашки:
«Моя, мол, поэзия —— мой лабаз!». On
призывал без зависти, без дележа поэти-
ческой власти «класть в коммунову строй-
ку слова кирпичи». Лля него была не-

приемлемой разобщенность работников ли-
тературы. когда —
	У стихотворца —
корытце свое,
у критика —
свое корытико.
	> > + a
Он настойчиво повторял, что «в поэзии
г ни друзей, ни родных» и что инте-
	нет ни друзей, ни родных» и что инте-
ресы литературы в целом, интересы ее
развития стоят бесконечно выше мелоч-
ных интересов школочек и групи.
		Полны глубокого содержания
тельные слова’
	А мне
в действительности
единственное надо —
что больше поэтов
	хороших
и разных.
				2 MASKOBCKHA
		Рис. Н. ДОЛГОРУНОВА,
	Маяковекий выступал против лживого
буржуазного представления ‘о социализме,
как обществе, в котором якобы  нивели-
руютея индивидуальности, стираютея гра-
ни между различными творческими направ-
лениями. Он отчетливо понимал, что идей-
ное сдинетво, единство художественных
взглялов -—— предпелагает богалетво  оттел-
ков. творческих индивидуальностей. Он
вилел все возрастающее богатетво, содер-
	se TIO. WBHOCTR и красоту духовной Жизни.
	людей социализма.

_ Маяковекий резко выступал против рае-
шепления, дробления сил передового ис-
кусства. Обращаясь к пролетареким  н0э-
там, он восклицал: «Мы духом одно, пони-
маете сами: по линии сердца нет разде-
ла». Маяковский понимал уровень зрело-
сти и  единетва советекой литературы.
	Именно на основе этото понимания и рож-
лаетея требование «болыше’ поэтов хоро-
ших и разных».
	huura Трегуба вызвала такую резкую
KDHIWEY потому. что по своему основному
	направлению O82 противоречит самому
духу поэзии Маяковского. Великий автори-
тет Маяковского Трегуб иепельзует, чтобы
выделить сравнительно небольшую группу
поэтов, представителей «школы  Маяков-
ского». В то же время Трегуб пытается
‘преуменьшить значение ряда крупнейших
советских поэтов. Когла Трегуб mamer,
что Твардовский,  Исаковский, Сурков
«идут своими особыми твооческими пу-
тями», то это выглядит у него упреком
поэтам, не наследующим «способов обра-
ботки стиха» Маяковского. Трегуб объек-
	тивно приходит в  потивошетавлевию
Н. Асоева. С. Кнрофнова таким поэтам, ках
М Исаковский. А. Твардовский, А. Сур-
	ков, проявляя при STOM  сектантоьую
y30CTb. ,
Сопиалистический реализм отличается
	многообразием и богатством изобразитель-
ных средств и форм искусства. Критики,
подобные Трегубу, видимо, He новимают
этой важнейшей черты сопиалистичеекого
реализма. Разговором 0 «итколе Маяков-
ского» они заслоняют тот неоспоримый
факт, что творчество Маяковского оказало
серьезнейшее влияние на всю COBeTCRYI
поэзию. Й русские поэты, и поэты Украи-
ны, Грузии, Белоруссии, Азербайджана
ит л многому учатся и научилиеь у
Маяковского, но у Маяковского подлинно-
то. не сектантеки препарированного.
	В решениях партии настойчиво  подчер-
кивается вредоносность кружковой замк-
нутости, отрыва от политических задач
современности. Культивирование кружЕо-
вой замкнутости партия всегда расематри-
вала, как препятствие в развитии советской
литературы. Подобные настроения  тормо-
зят серьезный размах художественного
творчества. Преодоление сектантотва и груп-
	повшины должно содействовать развитию.
поэзии. .
Нали долг заключается в TOM, чтобы
	сделать все выводы из критики ооществен-
ностью извращений творчества Маяковекого.
Должен быть решен вопрос 06 издании
собрания сочинений, в котором и вступи-

тельные статьи, и комментарии давали бы
цолное освещение творчества Маяковекого.

Должны быть глубоко и  принциниально
обсуждены работы, критиков. посвященные
Маяковскому. проанализированы их ошиб-
Би и созданы исследования, свободные от
	этих ошибок. боюз советских писателей,
Институт мировой литературы Академии
наук СССР, наши вузы и прежде всего
Московский и Ленинградский универеите-

ты должны принять все меры к тому.
чтобы плолотворно осуществить это важ-

нейнгее дело.
	Поэзия советской страны живет и ра3-
вивается, отображая великую правду 0
нашей прекрасной жизни. Иекореняя пере-
житки старых, индивидуалистических от-
ношений, живя вечно ° развивающейся,
меняющейся, становящейся все краше и
богаче социалистической жизнью, наша
поэзия достигнет новых вершин. И в 000ъ-
бе за развитие советской литературы с
нами великий художник — новатор, луч-
ий, Талантливейтий поэт ‚ сталинской
эпохи — Владимир Маяковский.

паводка
	тавими словами встрегиз нас иле нер>
электрик Тенлов.— Зимой, во время мо-
розов, лед приходилось взрывать совсем
рядом © землесосом. А сейчас работа пой-
дет на полную мощность...

Экипаж земенаряла невелик. Багермей-
стер Карикин, техник-электрик Семенов,
электрик Бондарь... Всё это молодые, знер-
гичные люди. Приехали они на стройку с
	разных концов Советской страны. Один —
из Москвы, другой — из Заполярья, тре-
тий -——с Лальнего Востока. На палубу
земенаряда привела их одна мечта —меч-
та о счастливом булущем народа, одна
любовь — любовь к Родине...

жж
	Еще пыталась кое-где бушевать степ-
ная вода, еще лезла она на перемычки,
еще бросалась нанеререз мантинам, но опас-
ность миновала. Дозвонивиись до участка,
Я спросил сотрудницу, где инженер Пе-
тров, и сначала ничего не мог понять. Co-
трудница говорила шопотом: «Он слит...»

Начальник спал впервые за несколько су-
ток.
	— А как, идут дела’

— Хорошо,—ответия мне далекий, по-
прежнему тихий голос.— Готовимея Е x10-
даче бетона.
	hak много скрывается за этими просты-
ми словами, такими обычными! У Петрова
на самом опасном участке Донского рай-
она готовятся укладывать бетон!
	Уже совсем тепло. Вода сошла с дороги
и стояла только в придорожных канавах,
откуда` ве жадно пила оттаивающая земля.
Череницна крыш в поселке строителей
суха. Сами домики — зеленоватые, розо-
вые, голубые -— выглядели в эту светлую
пору особенно празднично. Скворечник
над одним из них не казался грубоватым
черным ящиком, он естественно вписы-
‘валея в радостный пейзаж. Горы за Доном,
на его правом берегу, сбросили снег. Толь-
ко узкие белые полоски еше дотягивают
свой короткий век в оврагах. Возле зда-
ния школы-десятилетки детвора  затевала
игры, радуясь свежему, напоенному здоро-
вым запахом земли воздуху и яркому
солниу.
	№ зданию управления строительства
подкатывали машины, подлетали  треща
мотоциклы... Здесь, в тлавном штабе, идет
разработка дальнейшего хода стройки.
Многое еще предстоит совершить строите-
nam, Ho каждый. новый день — новый паг
к окончательной победе. Приближение ее
ошушается уже сейчас. На изолированном
трехкилометревом участке канала скоро
будут изучать действие волн на берега
канала. Заботятся о еоздании в КЦимлян-
ском водохранимице енециальных портов-
убежищ, В отделе архитектуры на етенах
уже висят чертежи и эскизы будущих
люзов. поселков. входных арок.
	История 0бороны Царилына и СОталин-
градекая битва. славные дни  труловой
жизни Советской державы найдут свое
отображение в архитектурном оформлении
канала. Сегодня над этим трудятся худож-
ники. архитекторы, чертежницы. завтра
будут трудитьея литейщики, каменщики,
садоводы, штукатуры. Сегодня это лишь
шуршащие листы кальки, завтра это ста-
нет зданиями, металлом статуй, мрамором
барельефов, пирамидальными тополями!
Станет. потому что так решил народ.
	КАЛАЧ-на-ДОНУ, март 1951 г.

оз инанооравони ааа нии и аниса .

есь Ба:

На строиках коммунизма
	В дни весеннего
	>
Владимир ПРИБЫТКОВ,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
		Мутные потоки ринулиюь На открытые
участки канала, на карьеры, ринулись на
котлованы шлюзов и насосных станций.

Вода прибывала © каждым чЧ200м, 6
каЖлой минутой: вымывала плотно утрам-
бованный гравий на птоссе,‘ подстунала к
носелкам волго-донцев, к самым - порога
их домов. Сила воды была такой, что по-
косились кое-где телеграфные столбы, но-
дались насыпи. Вот-вот. могло прерваться
сообщение с некоторыми строительными
районами... Вышедший утром номер газеты
строительства призвал строителей канала
направить все силы на борьбу с водой.

И экипаж четырнадцатикубового кра-
савца-экскаватора, и прораб Дугинец, не-
сколько часов руководивитий сборкой мощ-
ных насосов в ледяной воде и спасший
одиннадцатый шлюз от затопления, и мо-
лодежь Береславекого строительного райэ-
на, пришедшая на выручку соседнему уча-
стку во главе со своим вожаком — прора-
бом комсомолкой Беловой, и сотни других
строителей — все боролись с водой.

Я спросил двадцатишестилетнего экска-
валорщика Константина  Скачкова. при-
шедшего со скамьи учебного комбината в
кабину управления этой манкины:

— Скоро ли справимся с паводком?

Он ответил, удивленно подняв брови:

— Конечно! Ведь время не ждет!

Так бы отвётили и другие строители.
Они знали, что воду надо победить, и ни
на минуту He сомневались, что победят
ее и победят екоро.

Людям не приходилось орудовать кайлэ-
ми ла лопатами. подтаскивать вручную
	мешки с песком и продираться по бездо-
рожью © тяжело нагруженными тачка-
	ми — машины избавили строителей от
тяжелого труда.

В дни паводка строителя еще раз дока-
зали, что они способны выжать из тех-
ники вее возможное.
	#2
	Мо жилкой грязи’ разбитой Мацтинами
	дороги, увязая почти по волен, мы паи
мимо котлована насосной станции. Внизу,
вдоль края котлована, где вытянулись
трубы иглофильтров, неустанно откачи-.
вающих грунтовую воду, лежали крючья
железной арматуры... Петров спешил так,
что за ним было трудно ноеметь. .

— Мы готовились &  паводку,— гово-
рил Петров, посматривая по сторонам,
видно, одновременно с разговором что-то.
подмечая и прикидывая, — запрудили Кар-
повку двумя перемычками, подготовили во-
доотливные средства здесь, в котловане,
расчистили естественный лог, по’ которому
должен итти спуск воды... Вот, слыштите?..
Это бульдозеры и скреперы... Делаем но-
вые неремычки, добавляем грунт в старые,
усиливаем их... Такой воды и так рано
НИБТо не ждал...

Вола, вода! Я веноминаю старого казака
из Калача. Стоя возле саней, запряженных
парой добрых волов, он разтоваривал ce
старухой-—©своей ровесницей.

— А вель такой воды с двадцать чет-
вертого года не было, Устинья Карновна...

— Не было, не было... Вак бы не на-

вредила эта вода строителям...
_ ...Минут через двадцать мы подопыти К
тому месту, где воду спускали в Дон.
Строители взрывами пробили брешь в
созданной ими же преграде, и вода с шу-
мом бежала’ в низины.

— Мал «прорыв» оказался, — сказал

`Петров.—Вода спадает медленно. Надо его
` увеличивать.
С дамбы был хорошо виден весь етрои-
тельный район: и далекий поселок, и тон-
кие стрелы экскаваторов, и черные фигур-
ки подрывников.

Инженер взмахнул рукой. Подрывники
ответили ему такими же взмахами. Пет-
ров резко опустил руку — сигнал взрыва...
Июди наклонились, выпрямилиеь и быстро
отбежали от перемычки... Веплеснул ото-
рвавшийся кусок глины... Земля на пере-
мычке мгновенно выгнулась, и вдруг в03-
дух словно лоннул; взлетели глыбы мерз-

лого грунта, поднялея плотный водяной
©1016 Мимо нае евиетя пронеслось не-

сколько комков, глухо шлепнулось в лу-
жи. и «сало» помчаловь сквозь распгирив-

шяйся проход...
	..Мисток с цифрами. Сведения о том, как
прибывала вода на Участке насосной
станции. где руководит работами инженер
Петров. На левой стороне листка указаны
часы — восемь ‘утра, двенадцать, час...
Сптава — цифры, показывающие в санти-
метрах, насколько прибывала вода в этн
часы.

Чтобы овознать грозный смыел, который
приобрели здесь эти екромные  «единипы
измерения». нужно помножить их на де-
сятки километров затопленного водой
пространства. Нужно, кроме того, вычис-
	лить труд, затраченный строителями на
рытье котлованов сооружений, установку
арматуры, укладку бетона, и предетавить
себе, что все это оказалось под угрозой
затопления. Надо вономнить, наконец, что
до конца стройхи только девять месяцев,
что каждая минута простоя грозит сорвать
сроки окончания работ... И тогда стано-
вится понятным, почему геодезиет произ-
носил эти цифры таким громким голосом,
а у инженера Петрова вспыхнули тревож-
ным огнем красные от бессонницы тлаза.
	Насосная станпия —— один из важней-
ших объектов стройки. Таких  станняй
здесь вбего три, по Варповская, о которой
мы говорим, и Варваровекая. отличаются
оригинальностью своей конструкции от
	всех до сих пор строившихея подобных
станций. Они будут не только наполнять
водой верхние участки судоходного пути,
но и сбрасывать во время паводков излиш-
нюю воду. Их здесь метко назвали «серд-
цем канала».
	Протянувшийся на несколько виломет-
ров к Дону канал уже заполнен водой. В
канале стояла машина, напоминающая из-
дали пароход: я увидел и рубку и
спасательные круги на палубе. Но оказа-
лось, что это был «земенаряд». Вытянув
трубы пультонровода далеко по воде, при-
веденной из Дона в стень, он стоял почти
неподвижно и. казалось, не таботал.

По земснаряд делал свое дело. Вокруг
него обрушивалиеь рыжие,  обледенельые
тлыбы земли весом до шестидесяти тонн и
цадали в воду; вдали из трубы пульно-
провода. хлестала черная пульна — смесь
	грунта с водой.
Мы поднялись на земснаряд и вошли в
	каюту, где совсем по-домашнему стояли

мягкие диваны.
— Кому как, а земснаряду весна —-
		раздолье! Нам воду — давай и давай