в МИРЕ НАУКИ _
	Ультразвуковые
приборы
	Можно ли видеть так же хорошо в ве-
прозрачной среде, например, в металле,
каки в прозрачной, например, в ‚стекле?
Да, такую возможность дает нам ультра-
звук. А «глазом» в этом случае является
пъезоэлектрическая кварцевая пластинка,
воспринимающая ультразвуковые волны и
преврещающая их в электрические напря-
жения. «Зоркость» ультразвуковых  ду-
чей изумительна. Они проникают в метал-
лы на глубину 10’ 8—10 метров и улавли-
вают на этой глубине ничтожно малые
дефекты.

Основные работы, которые привели к
этим важным открытиям, проведены со-
ветеким ученым (С. Я, Соколовым,  про-
фессором Аенинградского электротехниче-
ского института им. В. И. Ульянова (Ленина)
аше в 1927 году. В зарубежных странах
предложенный проф. С. Я. Соколовым ме-
тод был запатентован более 15 лет назад,
а спустя 10 лет этот метод был вновь
«открыт» в Америке.

В 1950 году в лаборатории проф. Соко-
лова была построена новая конструкция им-
пульеного ультразвукового дефектоскопа и
совершенно новый по идее прибор — уль-
тразвуковой микроскоп. Группа научных
работников и инженеров. работавших пох
руководством 0. Я. Соколова, удостоена пы-
не Сталинокой премии первой степени.

Современная техника часто имеет дело
со сложными машинами и приборами, тре-
бующими для своего изготовления высо-
кокачественных однородных — материалов,
лишенных каких-либо дефектов. Во многих
случаях лля определения качества мате-
риала применяется метод выборочного коч-
троля. при котором несколько изделий из
кажлой партии приходится разламываль,
распиливать и подвергать исслелованиям.

Теперь контроль продукции на круп-
ных металлургических и  матинострои-
тельных заводах может осуществляться с
помоптью ультразвукового лефектоскопа. В
обычную электросеть включается неболь-
той переносного типа аппарат co евето-
	вым экраном. Излучая и воспринимая
ультразвук, этот аппарат определяет ме-
стополозкение мельчайнтих = неоднородно-
	стей так же, как радиолокатор определяет.
местоположение объекта.

Другой прибор — ультразвуковой ми-
кроскоп основан на том же свойстве уль-
тразвуковых лучей проникать в непро-
зрачные тела. Ультразвуковые лучи от-
ражалются в большей или меньшей степе-
ни, в зависимости от того, какова струк-
тура отражающей среды. В особенности
сильно отражаются они в том случае,
если на их ‘пути встречаются пустоты,
раковины, щели внутри твердого тела.
Вее эти отраженные лучи при помощи
«акустической линзы» собираются в фо-
кусе и проепируются как невидимое пока
«изображение» на экран специальной
электронной трубки, ‘сделанной из пъьезо-
электрического кварца. Вристаллы кварца,
как и некоторые другие коиеталлы, обла-
дают замечательным свойством электризо-
ваться под действием лавления на их гра-
ни, в данном случае переменного лазления,
производимого ультразвуком. В тех точках
экрана, где звуковые волны сильней, полу-
чаются большие заряды, где они сла-
бей, — меньшие. Это «электрическое изо-
бражение» при помоши системы, знало-
гичной телевизору, превращается в изо-
бражение.. видимое глазу.
	Ультразвуковой микроскоп открывает
совершенно новые ПУТИ исследований BO
многих областях науки и техники, Он по-
зволяет не только исследовать внутреннее
	строение непрозрачных тел, но и наблю-
дать процессы, протекающие в них,
	`старшего поколения, которых у Hac Ubt-
единяет с другими поколениями прежде
	всего общее участие в строительстве ком-
мунизма, оказались слабей всего показан-
ными именно в этом общем участни.

Роман «Две жизни», притом, что он не
удалея. заслуживает внимательного. серьез-
ного разбора. Глубокая вера в красоту в
благородство. налшего времени, которая чув-
ствуется в романе, явное стремление пи-
сателя распгирить круг своих представле-
ний о жизни, узнать то новое, к чему оп
не прикасался в прежних произведениях. —
все это позволяет думать, что он, яе при-
мирясь с неудачей, будет добиваться более
глубокого изображения того нового в Ha-
шей жизни, что в этом романе изображено
еще робко и во многом неумело.

Думается, что все это непременно следо-
Вало сказать не для 1010. чтобы позолотить
пилюлю. а потому, ЧТО при объективном и
доброжелательном анализе романа в эт70м
возникает внутренняя необходимость, если
только подхолить к литедатуре по-хозяйски.
как к нашему общему делу.

А чю же сделали три мололых автора
репензии в «Литературной газете»? Они не
постарались проанализировать причины
неудачи, не сделали даже и попытки
представить себе возможноети дальнейшей
работы писателя и вместо этого стали
упражняться в остроумии по поволу рядз
действительно существующих в оомане
неудачных частностей. Рядом © нарочитой
елкостью обычно появляется необъектив-
ность, и получилось. например. что авторы
рецензии заметили н зло поокомментировз-
ли вычурности. существующие в течи пео-
сонажа романа — доктора Сморолинова. но
не пожелали заметить, что, несмотря на эти
вычурности, самый образ хоктора — наибо-
лее теплый. сердечный образ книги. 0 тз-
кой. хотя бы и частной улаче в неудав-
шемся в целом произвелении, по справед-
ливости. следовало сказать, но принятый
критиками едкий тон слелал для них «не-
удобным» включение в рецензию добрых
слов и там, гле сни холжны были стоять.

А что полутилось в результате?

Ромав Вл. Лилина не улался. Так сказа-
в0 в рецензии. Но весь анализ романа В
репензии носит такой недоброжелательный
характер. а етиль оепензии так претинме-
ренно резок. что при этом невозможно ня
убелить писателя в его ошибках. ни 0э-
мочь ему найти верную лотогу.

Вопрое о репензии на роман Вл. Лилина
И 9 самом романе обсгужлалея на 6009 мо-
сковекой секний прозы. Несколько нашях
маститых писателей высказало справелли-
Bhle VUDPRA B алрее . авторов pelentianw й В
адрее редакции «Литературной газеты»,
напечатавшей НнР9правланню оезкую. нелоб-
рожелательную репензаю. Эти упреки еле-
	_ Аолхозный выпуск
последних известий
	— Внимание! Внимание! Говорит ра-
диоузел колхоза имени Буденного. Мо-
сковское врёмя 17 часов 45 минут. То-
варищи радиослушатели! С сегодняш-
него дня в это время мы будем flepe-
давать по радио ‘колхозный выпуск
	последних известий. Начинаем первую
	передачу...
Так были оповешены радиослушатели
	колхоза о начале передач.
	То угодного, то у другого AOMa MOUMHO
было’ вилеть колхозного радиотехника
	И. Пушкалова (фото слева). Потянулись
	провода к квартирам KOVIXOSHHKOB, K

правлению артели, клубу, к школе и
дежурной комнате  молочно-товарной
	фермы, Сейчас радиоточки имеются уже
в 262 домах колхозников. .

— Радио помогает нам внедрять до
стижения науки в колхозное производ-
ство, — говорит. председатель артели
тов. Перебёйнос.

Несколько месяцев назад партийная
организация колхоза ‘утвердила редкол-
легию своего местного вешания во гла-
ве с коммунистом тов. Широкожухо-
вым, и теперь члены артели слушают
не только Москву и Воронеж, но и пе-
релачи колхозного узла.

По колхозной сети транслируются все
торжественные и отчетно-выборные кол-
хозные собрания, читаются обзоры каж-
дого номера стенной газеты «Буденно-
peu», Колхозники всегда в курсе песлед-
них событий.

Кажлый день могут они послушать
интересную лекцию по агротехнике или
литературе, трансляцию спектакля или
концерт. Любят они и свою художест-
венную самодеятельность. Большим ус-
пехом пользуются у слушателей школь-
ники Владимир Даньшин и Юлия Мас-
лянко, исполняющие частушки (фото
внизу).

Буденновцы — не исключение. Многие
колхозы Воронежской области радиофи-
цированы. А в артелях имени Чапаева,
Алексеевского района, и имени Молото-
ва, Россошанского района, как и у бу-
денновцев. есть своя редакция радио-
	вещания.
В. ДОКУКИН,

председатель Воронежского

областного комитета

радиоинформации
	Фото Д. ФРЕЙЛЛИСА
	Шисьма о книжной торзовле
		Почему это никого
не волнует?
	Нрошлой весной в таежной перевне
Междуречва. Ририлюсекого района. в нам
обратился колхозник Михаил Сугак:
	— C большим уловольствием прочитал
я избранные сочинения Максима Горького
и «Тихий Лон» Шолохова. Читал «Воское-
сение» Льва Толстого. Очень бы хотелось
прочитать еще «Анну Варенину». Помоги-
те достать эту книгу.

В Междуречке многие имеют домашние
библиотеки. Заведующий опытной пасекой
института пчеловодства орденоносец В. Ф.
Шалагин в своей библиотеке насчитывает
сотни томов сочинений классиков русской
и иноетранной литературы. а также произ-
велений советских писателей. К нему на
пасеку приходят читатели за книгами.
Вогла кто-либо из межлуречинцев едет в
горол или районный центр. его просят при-
везти новинки.
	В селе Большой Улуй. после того Kap
был открыт книжный магазин. появились
постоянные покупатели. В Больше-Улуй-
ском районе по инициативе колхозников
открыты сельекие библиотеки и UMTA BH,
Книги берут люли самых разных возрастов
и профессий. Библиотеки выписывают вни-
ги из Красноярска. Иркутега. Новосибир-
ека. Москвы и Ленингоала.
	‚АЮрошю поставлено хело в магазине кля-
готорга г. Ачинска. Работники Райкниго-
торга не знают, что такое «нехоловая» ли-
тература. Злесь любая книга нахолит до-
роту в читательские массы. А лостигаетеа
	это умением пропагандировать ВНИГУ, уме-
	HOM тозговать,
	заказала сто экземпляров книги А. Игна-
тьева «Пятьдесят лет в строю», а получи-
ла всего 25 экземпляров. Библиотечный же
коллектор требовал сто экземпляров этой
книги, а ему почему-то дали триста семь-
десят экземпляров. При такой поетанор ис
	дела невозможно удовлетворить затрюоевы
покупателей.

Пора бы. наконеп. понять  руковолита-
	лям Облкниготерга, что не только трудя-
щиеся Архангельска жаждут получить хо-
рошую книгу. Книга нужна веюду— в
районе и в колхозе. Стыдно нам бывает,
Korda люди из Молотовека едут за кня-
гой в Архангельск. Tam она часто  ле-
жит без лвижения, & у нас ее нет.
	Е. БУГИЕВА
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
	Торгуют
	средней школы. Они лежат недвижимо, ио-
тому что потребности школы полностью
уловлетворены. В то же время у ачиневих
ШЕОЛЬНИКОоВ учебников нехватает.
	Потребительская кооперация не интере-
суется книжной торговлей. В Мало-Иванов-
ском сельшю. Ачинского района. на полке
сельского магазина лежат всего три книж-
ки, да и те затерялиеь между скобяными
изделиями. А пол прилавком. в пыли, ле-
жат сотни новых интересных книг. Заве-
дующий магазином тов. Фролов при этом

упорно доказывает. что книги у него «че
идут». Точно так же среди лопат валяют-
ся книги в Мазульском и Белоярском
сельпо.
	Отдельных полок для книг в магазинах
потребкооперании нет. Литература считает-
ся «товаром», мало способствующим увели-
чению оборота! На складах Бирилюсското
райпотребсоюза свалено. в кучу на 29 ты-
сеяч рублей книг. ПШолобные же факты
можно наблюдать в Боготоле, Ужуре. На-
зарове, Больше-Улуйском районе. Шо ни-
koro это Не волнует — здесь считают
КНИЖНУЮ торговлю лелюм книготоргов я к
	райпотребсоюзам никаких требований не
	предъявляют. 9то вызывает. справедливое
недовольство колхозников. Они вправе тре-
	бовать от ЁВрайкниготоога и Влайнпотр8б-
	союза большевистского отношения в pac
пространению книг.

Д. ИЛЬМЕНТЬЕВ
	Не считаясь
		та ems a esaegsaecvare”

в проходной будке
	Ташкент — столица Узбекистана, один
из культурных. центров нашей страны, го-
род с большим количеством вузов, тех-
никумов,  научно-исследовательских HHA
ститутов, домов культуры, клубов, теат-
ров, библиотек. Здесь, как и во всей
стране, продвижению книги в  масеы
должно бы уделяться достойное внима-
ние. Олнако этого на самом деле нет.
	\онторза подписных изданий Узбек-
книжторга ранее занимала помещение в
центре города. Осенью прошлого года пи
непонятным причинам эта контора была
переведена на окраину города, пример-
но за паять километров от центра, в не-
большую клетушку  складекого помешще-

ния Узбеккнижторга. 4
	В январе этого года подписка на co-
чинения Драйзера производилась в Про-
холной будке. В крохотной  полутемной
комнатушке без телефона работает уч-
реждение. выполняющее большую рабо-
ту. Там же в таких же условиях раз-
мещается и библиотечный коллектор.
	Не лучше выглядит и магазин подпис-
ных изданий. В больших городах страны
обычно таким магазинам предоставляют
специально оборудованные помещения. В
Ташкенте же — это угол в писчебумаж-
ном магазине площадью не более 5—6
квадратных метров, без подсобных еклад-
ских помещений.

Если учесть, что матазин посещают
в среднем 300-—400 человек в день, ста-
HYT понятны условия, в которых рабо-
тают продавцы книг.
	Букинистического магазина в городе
нет. Начальник Узбеккнижторга Т. Иль-
ичев на многократные требования чита-
теля отвечает обещаниями открыть такой
магазин. Но вот уже шестой год эти
обешания че выполняются.
	Не в почете у руководителей Узбек-
книжторга книга, не любят они ее!

И. ДОДОНОВ, действительный
член Академии наук Узбекской ССР;

В. РОМАНОВСКИЙ действитель-
	ный член Академии наук Узбекской
ССР, лауреат Сталинской премии;
	Д. СТОЛЯРОВ, зав. кафедрой
политэкономии Ташкентского фи-
нансово-экономического института
	с запросами читателя
	Из гола в год увеличивается в нашем
городе Молотовске продажа книг. Оборот
магазина по сравнению с 1947 годом вы-
росе больше чем наполовину.

Чтобы полнее удовлетворить запросы
	покупателя, мы завгли тетрадь, в вотэрую
записываются книги. отсутетвующие в ма-
	газине. Но этим записям составляются
требования в Облкниготорг. Kpome того,
получая бланки для заказа, мы показы-
ваем их заинтересованным учреждениям и
лицам, Это дает возможность всегда знать,
чего хочет наш покупатель.

У нас больше ста постоянных поку-
пателей — рабочих, инженеров, городской
интеллигенции. Вее они выписы-
вают многотомные  произвеления: труды
В. И. Ленина. И. В. Сталина, сочинения
А. М. Горького, А. С. Пушкина, Н. В. Го-
голя, А. Н, Островского, А. Н. Толстого.

Оживленно в магазине‘в день поступле-
ния новой литературы. Постоянные natin
покупатели ждут этого дня. как большого
праздника. Перед этим они по нескольку
раз справляются по телефону, заходят в
магазин. И как неприятно нам отказывать
покупателям в их просьбах! Внигами наш
район снабжается из рук вон плохо. В
январе-феврале мы получили литературу
только два раза. В марте сами поехали
в Архантельк и привезли на Т ты-
сяч рублей неходовых книг. Нам мо-
ГУТ сказать: «Зачем же вы их брали?»
Нас заставили взять эти книги.

Архангельская книжная база не по за-
казам шлет литературу, а отправляет, что
ей заблагорасеухлитея. Вот. например, я
	Б магазин поступила сельскохозяйствен-
ная литература. Заведующий М. Медве-
дев сразу же рекламирует новинки по ря-
дио., в печати, выставляет их в витринах,
рассылает письма читателям в колхозы B
МТС. организует продажу книг на веех г0-
вешаниях и собраниях. в городе и районе.
посылая тула книгонош или откоывая пе-
редвижные киоски. Но тов. Мелвелев инте-
ресуется и тем. как идет торговля литерз-
турой в кооперации. Он часто заглядывает
на склады потребсоюза и берет там литера-
туру. которую кооператоры не могут про-
дать. Он взял в райпотребеоюзе много книг
краевого излательства. По непонятной пои-
чине они считались «нехоловыми». а Меал-
ведев быстро распродал их. Коллектив
Ачинского” магазина Крайкниготорга из ме-
сяпз в месяп перевыполяяет план.
	Но не вс6 в Враеноярском крае благоно-
лучно с книжной торговлей. В прошлом го-
ДУ быле откоыто веего два новых KAAK-
ных киоска. а число книгоношм резко CORDS-
ТИлЛОСЬ. В Возульеком И Ужурском оайонах
вовсе нет книгонот. В прежние годы прзк-
тиковалея выезд книгонош нз поля во вре-
мя сельскохозяйственных работ. Устраивз-
лись также книжные базары в городах и
селах. А с минувшего лета почему-то это
полезное лело прекоатилось.
	оаказы Тайонных магазинов краевая
контора Ёниготорга не выполняет. Полу-
Чазмая литература распределяется без уче-
та особенностей районов. а большинство
лучших книг оселает в Ёраснояоске.
	В Больше-Улуйекий райпотребсоюз 33-
слали на 10 тысяч рублей учебников для
ag Fa al dad al LR el aR Lee ed
	К. СИМОНОВ
	..Заведующего

радиоузлом — заме-

стителя секретаря колхозной партийной
организации Сергея Ивановича Бочаро-

ва мы застали на
цежурстве. Cero-
дня он транелиро-
вал лекцию агро-
нома Евгения Вла-
димировича Широ-
кожухова о возде-
лывании кориандра
(фото вверху). Это
уже не первая его
лекция. — агроном
часто выступает у
микрофона своего
колхозного радио-
узла.

Год назад в сель-
хоз артели имени
Буденного, Алек-
сеЕвского ‘района,
Воронежской 06.
ласти, силами кол-
хозников был по-

строен  радпоузел.

я

повседневной критической деятельности,
что, разумеется. никак не снимает. а. на-
	должны были вместе с тем серьезно и глу-. повседневной
	боко проанализировать неудачу Шидина п
	ее Причины И сказать, вак ему следует   против, предполагает суровую критику всех

se $ ae
	работать дальше, чтобы избежать новторе-
ния ошибок. Но они олносторонне поняли
свой товарищеский холг только как 38-
щиту от недоброжелательной рецензии и не
учли. что наряду с этим их товарищеский
долг состоит в том, чтобы прямо и добро-
желательно сказать товарищу о его не-
удаче и ее причинах. Некоторые же из
выступавших, к сожалению, прямо стали
на путь несправедливого и необъектив-
ного захваливания романа Вл. Лидина, что,
разумеется, есть другого рода, но столь же
серьезная ошибка, как и ошибка, сделан-
ная в рецензии трех мололых авторов. A,
пожалуй, и более серьезная.

Я говорю 0б этом не для того, чтобы
сбалансировать ошибки. а просто потому.
Чо это правла. и о ней следует еказать.

Какие выводы нало сделать из обоих
приведенных случаев?

Прежде всего следует всегла помнить.
Что в основе критической статьи должен
лежать объективный всесторонний анализ
критикуемого произведения.

Это не означает. чт всякая статья
должна быть очень длинной. очень подроб-
ной. Статья может быть и длинной и ко-
роткой, но как бы кратко ни были выра-
жены оценки, даваемые в статье. за ними
должен стоять прелварительный подообный
анализ. Только из такого анализа могут ро-
диться верные оценки, независимо от их
формы, развернутой или сжатой.
	Написанные ранее хорошие книги не
могут служить оправданием при неудаче,
так же, как прежние неудачи писателя не
должны бросать тени на его новую хорс-
шую` книгу; HO знать весь предыдущий
путь писателя и учитывать его при опен-
ке последней пепензируемой книги обя-
зательно для критика. стремящегося в
объективности. Без такого знания булут
терать в глубине и убедительности и ана-
лиз успехов. и анализ неудач.

К анализу проязвеления нельзя полхо-
дить предвзято. заранее определив отнотие-
ние. В этом случае анализ не может быть
объективным. вольно или невольно он нот-
гоняется пол заранее составленную кон-
пепцию. и улобное для концепции разду-
вается. а неулобное игнориртетса.
	Отвошение лолжно рожлаться ва основе
анализа произвеления. лишь тогла оно бу-
дет объективным. основанным Ha изучении
всех сторон произведения. Это. во-первых.

Во-вторых. печатая коитические статьи.
следует помнить. что” елова  «хозяйекая
полход к литературе». —это не парадные
слова для вступления к статьям. а руко-
волетво к действию в самих статьях.

Этот хозяйский  полхол и ота ‘забота
меньше всего нужлаются в лекларациях.
Они нуждаются в осуществлении путем
	‘Действительно существующих ошибок.
Между прочим, хозяйский подход 06я33-
телен не только по отношению к явлениям
прозы, поэзии или драматургии, но и к яв-
лениям критики, в людям, занимающимся
критической леятельностью. И когла злесь
упоминалось о трех молодых критиках,
это делалось не для то. чтобы сгладить
остроту вопроса, а для того, чтобы под-
черкнуть особую ответственность редакции,
ибо следовало проявить хозяйский подход
не только к писателю, но и к молодым
критикам: предослеречь их от ошибок,

Наконец. в-третьих. Сознание совершен
ных ошибок не приносит радости. Призна-
вать ошибки не легко. Легко признают их
только профессиональные, самобичевальця-
ки, в искренноеть которых на второй или
третий раз перестаешь верить. Но когда
ты чувствуешь, что ошибка сделана. 10
надо ев признать, преодолев свое внутрен
нее сопротивление. не посчитавшись © тем,
Что рялом с неверным было и правильное,
рядом с плохим было и хорошее. Ибо хоро-
шее и правильное так и останутся хоро:
шим и правильным, а плохое и неправиль
ное надо исправить, невзирая ни на какие
смягчающие обстоятельства. :

Замечания, адресованные двум разобран-
ным выше статьям, можно отчасти отне-
ети и к статье Р. Бершалекого «0 глубина
и занимательности», где, справедливо кри
тивуя автора романа «Россини верные сы-
ны» Л. Никулина за нарочитую и часто
легковесную занимательность, автор статьи
сам пе проявил глубины и нелоопенил то
хорошее, что есть в книге и, прежде Bce-
го ее обличительную силу и публициети-
ческую страстность.

Сказанное в этих заметках, по моему
глубокому убеждению, относитея не только
к упомянутым статьям в «Литературной
газете». HO и KR некоторым другим крити-
ческим статьям в других газетах и жур-
налах. Однако, думается, правильней на-
чать этот разговор с того. что ближе, —
с веверного в собственной работе.

В заключение хочетея привеети словз
Чернышевского. котовые как нельзя более
прямо относятся к разбираемому вопросу:

«Критика, достойная своего имени, пиз
Mews не для того. чтобы господин ROUTH
шеголял остроумием. не ang того. Poin
доставить критику елаву волевильного куп-
летиста. возвеселяющето публику своими
валамбурцами. Остроумиа. елкоеть. желчь,
вели ими влалеет критик. должны СЛУЖИТЬ
ему орулием пля лостижения серьезной ие-
ли критики -—— развития и очищения BRYca
в большинетве ero читателей, должны
только давать ему срелетво соответетвел
	Е ТЕ У О.

ным образом выражать мнения лучшей ча-
сти общества».
	О доброжелательстве
	хороших слов. Там признано, что в кните
ярко дана Фигура Горького. Но остальные
две трети статьи оказались наполненными
критическими замечаниями в адрес автора,
сделанными в таком едком, пренебрежи-
тельном, брюзгливом тоне, с таким явно
ироническим прицелом, что  положитель-
ная общая оценка в начале статьи приоб-
рела странный характер. При том тоне и
при той несоразмерности частей, какие
есть в статье Б. Розанова, создается ощу-
щение, что пафос статьи не в том, чтобы
поддержать книгу, гле есть живой Горь-
кий, убедить автора в необходимости
исправления некоторых ее недостатков, а
главным 0бразом в Том, чтобы поиронизи-
ровать над этими недостатками.

Поэтому при тех недостатках, которые
есть в книге Вс. Иванова и которые ему
надо исправить, появление в «Литерз-
Турной газете» такой статьи о книге, как
статья Б. Розанова, — наша ошибка.

В своей рецензии на роман Вл. Лидина
«Две жизни» три мололых критика вилелн
Недостатки книги в Том. что. во-первых.
образы ее главных героев Смородинова и
Свечина кажутся механически  перенесен-
ными из старой литературы; чт. во-вто-
рых. акалемик Свечин не показан в своей
деятельности; что. в-третьих, в романе мно-
го литературных штампов в обрисовке обта-
зов и излишних красивостей стиля. На
основании этого’ они пришли к выводу. что
	реман — неудача писателя.

Правы ли были авторы репензии в своей
общей опевке романа Вл. Лидина как не-
удавшегося? Думаю, что правы. Однако
сказать лишь это — было бы неверно.

Прочтя роман Лидина, нельзя не заме-
тить того горячего желания пойти в ногу
с жизнью. которое воодушевляло писателя.
Лилин стремился показать в своем’ романе
не только прелставителей интеллигенции.
но и прелставителей рабочего класса. erpe-
милея показать своих мололых героев в
труле. раскрыть TO. как творческий тоул
преображает жизнь человека. Роман наит-
сан с желанием показать высокий мораль-
ный кодекс советских люлей. Вл. Лилин —
писатель. давно работающий в литературе.
проявил в этом романе стремление логнать
время. от которого ов поотетал. творчески
войти в жизнь этого времени.

Но роман не улалея. Нехватило глубоко-
о знания того нового. что вошло в нашу
жизнь, нехватило органического чувева
этого нового — чувства. которого не заме®-
нить лаже большим запасом общих евеле-
НИЙ. Мололые герой получились ехематия-
ными. бледными. Мх высокие моральные
	Написанная давно и вновь вышедшая в
1950 голу в пересмотренном автором виде
книга Всеволода Иванова «Ветречи е
М. Горьким» — книга талантливая. Это и
воспоминания, и В то же время сборник
поэтических рассказов о Горьком.

Самобытный могучий характер этого
великого русского человека. его неукроти-
мая душа, его покоряющее человеческое
обаяние оживают в воспоминаниях Be.
Иванова. Живой Горький зримо проходит
по страницам книги, и это главное.

Но есть в книге и нелостатки. Это преж-
де. всего проявляющееся местами  отеут-
ствие чуветва меры, Богатетво и шелрость
языка Ве. Иванова. которые являютея
особенностью его писательского почерка и
во многих местах книги составляют ее оча-
рование, в других местах. из-за отеутетвия
чувства меры, портят книгу. Щедрость без
отбора вдруг ошушаетея как нарочитость,
H тогла красочность преврашаетея в цве-
тистоеть, а богатство неотобранных подроб-
ностей неожиданно оборачивается нестро-
гостью автора К себе. как в рассказчикх.

В книге питируетея ряд высказываний
Горького о произведениях Ве. Иванова два-
днатых и начала трихцатых голов, Нам до-
реги эти слова великого Горького. и автор
был в праве привести их. потому что сам
он, Всеволод Иванов. писатель большого
дарования. много сделавший для советекой
литературы. Олнако при этом цитировании
допущены недосмотры. Например, Ве. Ива-
нов приводит высказывание Горького д
первой книге «Похождений факира». Tona-
чие одобрительные слова Горького адресо-
вались к интересному началу этой работы.
продолжение которой оказалось неудачным.

Be. Иванов в другом месте приводит кри-
тическое замечание Горького о последую-
щих книгах «Похожление факира», по эти
более поздние критические слова Горького
приведены в воспоминаниях мельком и
раньше, а раяний олобрительный отзыв о
вачале работы привелен подробно и позже.

Это, помимо воли автора, может поме-
шать читателю создать себе ясное ирел-
ставление о том. что Горький. так же дак
и вся советская критика. считал «Похож-
дения факира» в пелом неулачной книгмй.

Думается. что Ве. Иванову было необхо-
димо поставить отзывы Горького в правилъ-
ной последовательности, связав их с общим
мнением советской критики и сказав о
своем критическом отношении к упомяну-
той работе.
	Вот те соображения. которые мне Raaa-
лось бы справедливым высказать о квяге
	Ве. Иванова. А как же она была опенена
в статье Б Розанова?
	В начале статьи о книге сказано много
	поэта Баратынокого есть прекраеное
высказывание O BDATHKE:

«Полезна критика строгая. а не едкая.
Тот не любит искусства, вто разбирает
произведение с эпиграмматическим остро-
Умием. Более или -менее отзываясь Hexodv0-
желательством. оно заставляет подозрерать
критика в пристрастии и удаляет его от
наетояшей его цели: уверить читателя в
	‚ справедливости своего мнения, Юще замечу,
что, разбирая сочинение, не одной публике,
’ но иавтору (разумеется, ежели ов имеет
	дарование) нужно показать его недостатки,
а этого никогда не достигнешь. ежели бу-
’дешь расточать более насмешьи, нежели
доказательства, более булешь стараться
пристылить, нежели убедить сочинителя»,
Мне кажется. что это глубоко правиль-
ная позиция, и хочется взглянуть ¢ Hee
`на две статьи, напечатанные в минувшем
году в «Литературной газете»; статью
Б. Розанова о книжке Всеволода Иванова
  «Ветречи сМ. Горьким» и статью молодых
	‘критиков — М. Лилиной, 9. Бабаяна a
Ю. Кузеса о романе Вл. Лидина «Две
жизни»,
	Я объединяю эти хлве статьи по одному
общему для них признаку. В обеих стро-
тоесть подменена елкостью. а действительно
‘существующие недостатки  разбираемых
` нроизведений более осмеяны. чем локазаны.
В обеих статьях недостает того поброжелз-
‘тельства по отношению в авторам репензи-
руемых книг и их работе. которое LOARdO
вовмещаться с самой суровой и привии-
‘пиальной критикой нелостатков и ошибок.
  910 такое доброжелательство в критике?
Это, разумеется, отнюль не  всеялноеть.
 У нае нет и не может быть лобоожела-
гельства по отношению к литератору,
‚тавшему на враждебные нам позиции. Но
 у нас. при веей суровости опенок. должно
уыть лоброжелательство по отношению 5
титератору. замысел произвеления которого
рен и благоролен, но который в том или
ТНом. а иногла и во многом ошибся. вопло-
 Цая свой замысел.

Доброжелательство—не форма вежливо-
 ти, не слова: «уважаемый», «известный»,
Видный»,  предваряющие критический
‘зазное. Лоброжелательство — желание по-
мочь, ясно видное даже тогла. вогла по-

`ошь по необхолимости сурова. Задача
_ ритика—не высмеять литератора. а У03-
‘ить его в совершенных им ошибках. пэ-
`азать. как надо в послелующей работе
ад этим или другими произвелениями ‘с-
`равить эти ошибки или избежать новых.

МИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
14 апреля 1951 г. _ № 45
	принципы овазалиесь продекларированными.   дует принять. Однако товарищи. правиль-
	Но реалистически не показанными. А люли
	но критиковавшие рецензию, ва мой Взгляд,